В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю ваий и в конце служб – утрени, изобразительных 160 и литургии – бывает особый отпуст: 161 «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых...» 162 . В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах 163 последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: «Ныне прославися Сын Человеческий...» ( Ин. 13, 32 ). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов. Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, созерцавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерни в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход – о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя. В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров 164 . После пения «Да исправится молитва моя...» и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник – Мф., зач. 98, во Вторник – Мф., зач. 102, в Среду – Мф., зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается. В Великую Среду в конце литургии (после «Буди ими Господне» и возгласа «Благословение Господне на вас...») последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: «Слава Тебе, Христе Боже...», отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Но даровав Церкви все потребное для жизни и благочестия ( 2Пет. 1:3 ), Господь предупредил Своих последователей, что сохранение истины будет сопряжено для них с трудами и подвигами, ибо со временем явятся многие лжеучители, которые, произвольно искажая или подменяя истину, будут тем не менее выдавать себя за истинных последователей Христа. «Многие, – сказал Он, – придут под именем Моим ... и многих прельстят... Тогда, если кто скажет вам: «вот здесь Христос», или «там», – не верьте... Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф. 24:5, 23, 25 ). Истины веры или догматы Православия выражены в догматических определениях святых Вселенских Соборов, особенно же в том Никео-Цареградском Символе веры , который мы все вместе поем вс время Божественной Литургии или слышим при совершении других богослужений. Здесь кратко, но точно говорится об основных предметах нашей веры; о Боге Едином в существе и троичном в Лицах, о воплощении и искупительном подвиге Единородного Сына Божия, о Церкви с ее спасительными таинствами, о всеобщем воскресении, о последнем суде и о жизни будущего века. Чистая и несомненная вера в эти и другие исповедуемые Церковью богооткровенные истины является жизненной необходимостью для каждого из нас. Быть непоколебимо верными исповедниками святых догматов не менее важно, чем жить благочестивой христианской жизнью. Да одно без другого, в сущности, и невозможно! Святой Кирилл, архиепископ Иерусалимский, так говорил в одном из своих огласительных поучений: «Догматы без добрых дел не благоугодны Богу; но не приемлет Он и дел, если они не основаны на догматах благочестия» (Слово огласительное IV, п. 2). Догматы – это не просто отвлеченные истины, которые достаточно воспринимать одним лишь умом. Нет, это разумные основы, на которых созидается духовно-религиозная жизнь. «Кто идет против догматов Церкви, – говорит известный отечественный догматист, епископ Сильвестр, – тот становится противником всей Церкви, посягающим на ее жизнь и целостность, а в то же время налагающим руки на свою собственную духовную жизнь», т. е. делается своего рода духовным самоубийцей.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Патриарший экзарх всея Беларуси возглавил объединенные торжества по случаю актового дня Минской духовной академии и Минского духовного училища 18 ноября 2019 г. 11:37 17 ноября 2019 года, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, состоялись объединенные торжества по случаю актового дня Минской духовной академии имени святителя Кирилла Туровского и актового дня Минского духовного училища. Праздничные мероприятия возглавил Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Павел . Торжества начались совершением Божественной литургии в академическом храме святителя Кирилла Туровского, которую возглавил Патриарший экзарх. Владыке экзарху сослужили: ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) ; первый проректор Минской духовной академии, настоятель прихода академического храма святителя Кирилла Туровского протоиерей Владимир Долгополов; представители духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, представители профессорско-преподавательской корпорации и студенты Минской духовной академии в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор Минской духовной академии под управлением Андрея Шляхтова и сводный хор Минских духовных школ под управлением Натальи Медведь. Проповедь перед причастием произнес первый проректор МинДА протоиерей Владимир Долгополов. По заамвонной молитве Патриарший экзарх совершил чин поставления во чтецов учащихся Минской духовной академии. По окончании богослужения митрополит Павел поздравил ректора МинДА архимандрита Сергия, преподавателей, учащихся и гостей с актовым днем духовной академии и обратился ко всем со словом назидания. Патриарший экзарх призвал будущих служителей Церкви Христовой самоотверженно нести в мир свет Богооткровенных Евангельских истин. Митрополит Павел поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал всем архипастырское благословение. На молитвенную память верующим были вручены иконки Божией Матери «Минская». Было провозглашено многолетие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, митрополиту Минскому и Заславскому Павлу, властям, воинству и народу Белоруссии, преподавателям и учащимся Минской духовной академии, всем предстоящим и молящимся в храме.

http://patriarchia.ru/db/text/5533130.ht...

В первую же седмицу Великого поста песни канона 6, 7, 8, 9 глаголются прежде в пяток (Тип. пол. пятка 1 седм. Вел. поста). В субботу первой Недели Великого поста в песнях Триоди предлагается новое подтверждение того, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым Божиим покровительством. В эту субботу Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону. Она воспоминает, как отступник император Юлиан, зная, что христиане в первую седмицу Великой Четыредесятницы соблюдают строгий пост, приказал окропить кровью идоложертвенной всё, что продается на торжищах, чтобы ядущие купленное там осквернились. Но св. Феодор Тирон, явись из другого мира, спас от осквернения христиан; он уведомил епископа Евдоксия о тайном намерении богоотступника и посоветовал в эту первую седмицу Великого поста употребить на трапезе коливо. Служба св. Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни 939 . И после вечерни и затем преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве, полагается петь молебный канон св. Феодору, «предложше коливо», и в конце молебна читать молитву на благословение колива (Тип. посл. субб. 1-й седм. Велик. поста) ([kλυbα) (см. кутия). Молитва находится в Служебнике, в чине освящения колива в праздники. Первая седмица Великого поста называется Феодоровой Неделй. Неделя (воскресение), следующая за субботой, называется первой Неделей Великого поста. Таким образом, воскресные дни 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмиц Великого поста следуют за седмичными днями, а не так, как в прочие седмицы в году, в которые начинаются седмицы воскресным днем 940 . В первую Неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон 941 при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали императору Феофилу, гонителю св. икон, но пред смертью раскаявшемуся, общественное покаяние, молитва и пост. Быв совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Иерей: Христос истинный Бог наш, молитвами пречистыя Своея Матере, святых, славных и всехвальных апостол, иже во святых отца нашего, архиепископа Константинограда Иоанна Златоустог о (святых, коих есть храм и день, имя рек), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец. Лик: Многолетствует ИМПЕРАТОРА, весь Царствующий Дом, местного архиерея и вся православныя христианы (см. выше). Глас 3-й В среду общий Богородице Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. 1036 В неделю мясопустную Фомы Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа. 1037 Глас 4-й Преображению Господню Яко возвеличишися 1038 дела Твоя Господи, вся премудростью сотворил еси. В понедельник и общий бесплотным: Творяй ангелы свои духи, и слуги своя пламень огненный. 1039 Праотцам и святым отцам Благословен еси Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Мученикам и безмездникам общий Святым, иже суть 1040 на земли Его, удиви Господь вся хотения своя в них. Пророкам общий Ты Иерей во веки по чину Мелхиседекову. На погребение младенцев Блажен путь, в онь же пойдеши душе, яко уготовася тебе место упокоения. На погребение священников Блажен, его же избрал и приял еси Господи. Глас 7-й на Воздвижение Креста: Возносите Господа Бога нашего, и поклоняйтеся подножию ногу Его яко свято есть. 1048 Службы дванадесятых праздников Слава, и ныне, 1-ю стихиру «Днесь иже на разумных».... Величание 1110 Стих. Помяни Господи Давида и всю кротость его. Величаем Тя, Пресвятая Дева, и чтем Святых Твоих родителей, и всеславное славим Рождество Твое. На хвалитех. Слава, и ныне Глас 6-й. Самогласен Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог и книга слова животного из утробы произыде и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа святителя великого, едина, и единого вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших. 1145 Величание Стих: Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Неделю пред Воздвижением Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий возглавил Литургию в Киево-Печерской лавре 22 сентября 2019 г. 19:33 22 сентября 2019 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, пред Воздвижением, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Успенском соборе Успенской Киево-Печерской лавры . Его Блаженству сослужили: наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр , духовенство обители, гости в священном сане — представители Элладской , Румынской Православных Церквей и Русской Православной Церкви Заграницей . За богослужением молились прихожане, паломники Лавры и студенты Киевской духовной академии и семинарии. Богослужебные песнопения исполняли: хор студентов Киевских духовных школ под руководством архимандрита Романа (Подлубняка) и митрополичий хор под руководством архимандрита Геронтия (Борисевича). После чтения Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к собравшимся верующим со словом проповеди. Во время Литургии были вознесены сугубые молитвы о мире на Украине и единстве Православной Церкви. Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил диаконскую хиротонию Андрея Овчарова. Он будет нести служение в столичном храме в честь Владимирской иконы Божией Матери. После отпуста Предстоятель Украинской Православной Церкви поздравил паству с воскресным днем, днем памяти святителя Феодосия Черниговского и святых богоотцев Иоакима и Анны. «Молитвами Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии пусть Господь помогает нам быть постоянными в своих смиренных усердных молитвах, чтобы получить от Бога благословение в этой жизни и спасение в жизни вечной», — пожелал Блаженнейший владыка и благословил всех участников богослужения. Накануне Блаженнейший митрополит Онуфрий возглавил всенощное бдение в этом же храме. Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В городе Патра в честь преподобного старца Паисия Святогорца построен храм Патра, 15 января 2014 г. Этот храм строился в честь преподобного Паисия в ожидании его канонизации, сроки которой были неизвестны. Промыслительно все строительные работы завершились за день до решения Константинопольского Патриархата о прославлении.      В небольшом храме, построенном во дворе собора святителя Николая в честь преподобного Паисия Святогорца, после распространения новости о причислении Старца к лику Святых состоялось торжественное богослужение, сообщает AgionOros.ru co ссылкой на Romfea.      Утром 14 января митрополит Патрский Хризостом отслужил в храме Божественную Литургию. В богослужении приняли участие многочисленные клирики и миряне. Все желающие смогли поклониться иконе преподобного Паисия.      В своей проповеди растроганный владыка Хризостом сказал «о великой Любви Господа к нам грешным, Который в эпоху богоотступничества посылает нам таких святых как старец Паисий, дающих человечеству опору и поддержку и ходатайствующих перед Господом о нашем преуспеянии».      Митрополит Хризостом рассказал о духовных связях многих клириков и мирян Патрской епархии с преподобным Паисием, отметил великое благоговение к нему православных во всем мире. Также владыка поведал, что четыре года назад дал монашеское имя в честь старца Паисия одному из насельников обители Гирокомиу. 15 января 2015 г. Рейтинг: 10 Голосов: 4 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/76533.html

Разделы портала «Азбука веры» Русский В СУББОТУ ВЕЧЕРА В СУББОТУ НА ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНЕ Последование подобне, якоже и в прочих Неделях: в нейже поем и Минеи последование случившагося святаго. Инии же последнейшии предаша пети в сию Неделю последование преподобныя матере нашея Марии Египетския. Во светильничном по предначинательном псалме и обычном стихословии, на Господи воззвах: поставим стихов 10. И поем Осмогласника стихиры воскресны 3, и Анатолиевы 3, и преподобныя стихиры, подобны 3, творяще я на 4. Глас 6. После предначинательного псалма читаем всю первую кафизму. На Господи воззвах стихиры на 10: воскресных Октоиха три, восточных три и четыре из Триоди, из последования преп. Марии Египетской: Подобен: Всю отложивше: Тебе убо возбраняше честных взирания,/скверн прежде привлеченное сквернение:/твое же чувство, и твоя богомудрая содеянных совесть,/к лучшим тебе обращение содеяша./На икону бо воззревши благословенныя Богоотроковицы,/всех покаявшися прегрешений своих всехвальная прежних,/в дерзновении честному Древу поклонилася еси. Тебе препятствовало на святыни взирать/от прежних мерзостей идущее осквернение;/но твое чувство и твое, богомудрая, сознание содеянного/обращение к лучшему в тебе произвели./Ибо, воззрев на икону благословенной Богоотроковицы/и осознав все свои прежние согрешения, всехвальная,/ты с дерзновением священному Древу поклонилась. Местом поклонившися радостно святым,/добродетели напутное спасительнейшее,/оттуду прияла еси, и зело потекла еси доброе шествие:/и струю прешедши Иорданскую,/в жилище Предтечево усердно вселилася еси,/и страстей свирепство жительством омрачила еси,/истончавающи в дерзновении, приснопамятная мати,/плотская свойства. Святым местам поклонившись радостно,/добродетели напутствие спасительнейшее ты оттуда приняла,/и весело поспешила прекрасным путем,/и струю перейдя иорданскую,/в обиталище Предтечи с усердием вселилась,/и образом жизни своей укротила необузданность страстей,/истончая с дерзновением, вечно памятная матерь,/плоти излишество.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-p...

5. Восхотеть использовать в жизни ту богооткровенную истину, которую возлюбил Апостолы получили от Христа залог вечной жизни, они исполнили свое предназначение, вошли в поток священной истории, в вечность. А могло быть иначе. Когда-то Соловьев написал страшные строки: «В лесу болото, в болоте мох. Родился кто-то, потом издох». Не хочу провести жизнь в болоте. Не желаю быть высокоорганизованным животным: родиться, суетиться, издохнуть навсегда. Хочу стать Божьим человеком, получить от Христа вечную жизнь и сохранить ее, – вот цель моей временной жизни. Господи, я недостоин, но прошу – дай мне счастье познать Единого Бога, Тебя, Отче, и Сына Твоего, по благодати Духа Святого! (Ин. 17, 3) Я знаю, что это опытное познание Бога требует очищения моего сердца от греховных страстей. Помоги очиститься. И, когда Ты Сам изволишь, дай прикоснуться к истинному познанию Тебя – вечного Бога. 6. Определить, в каких ситуациях пригодятся понятые и возлюбленные истины из Слова Божия В ближайшие дни я остаюсь дома. На самоизоляции активизируется страсть ленивого уныния, чревоугодия… С ними надо бороться усердно, молитвой и постом, самоотчетом, силой Божьего милосердия. Буду вести дневник приема пищи, дневник молитвы (и домашнего богослужения) – безотлагательно. За то, что получилось успешно, буду благодарить Христа, за то, что не удалось, – каяться. Господи, помоги в борьбе за вечную жизнь приобрести навык Господи, помоги в борьбе за вечную жизнь приобрести какой-то живой опыт, приобрести навык. Недели будет мало для хорошего навыка. Помоги, Господи, в ближайшие дни, и сподоби меня продолжать борьбу до победного конца. Не дай мне соскользнуть в пустую мечтательность и прелесть. 7. Прилагать истины к делу, то есть жить по Писанию В чем состоят указания Слова Божия лично для меня, понятно в достаточной мере – для того, чтобы действовать. Ясно, какие из этих указаний первоочередные. Бог через Свое Слово говорит всем нам, и мне в том числе. Он ждет ответа. Мой ответ Богу – это моя жизнь в ближайшую неделю. Жизнь по Ин. 17, с помощью блаженного Феофилакта.

http://pravoslavie.ru/131366.html

В храме Военного инженерно-технического института отметили престольный праздник мая 2017 Божественную литургию возглавил епископ Царскосельский Маркелл в сослужении председателя епархиального " военного " отдела архимандрита Алексия (Ганьжина), помощника начальника вуза по работе с верующими военнослужащими, настоятеля иерея Олега Артемова и других священнослужителей.   За богослужением молились представители руководства вуза, курсанты. Владыка Маркелл поздравил настоятеля, учащих и учащихся института с праздником. " Сегодня СМИ позволяют нам видеть и слышать все, что происходит в мире, - и радостное, и печальное, - сказал он. - У вас, военных, своя картина мира, вам, как никому другому, понятно - смерть стучится в дом каждого из нас. Возникает вопрос, где в жизни логика, для чего живет человек. Великие философы и мыслители пытались понять, где истина, доходя до крайностей в этих поисках - мироотрицающего мистицизма и богоотрицающего материализма. Были и посланники, пророки, учителя, но только один сказал: " Я есть путь и истина и жизнь " (Ин.14:6). Слово воплотилось, Господь пришел в этот мир, жил, говорил с людьми прямо и иносказательно, совершал чудеса, рассказывал ученикам о высшем мире " . " Как и сейчас, так и две тысячи лет назад кто-то слушал Господа, кто-то прислушивался, кто-то иронизировал, кто-то отрицал, - продолжил владыка. - В конце концов Спасителя распяли. Но Он предупредил ближайших учеников о том, что с Ним будет. Кроме того, Он преломил хлеб, раздал чашу с вином - мы это называем Евхаристия - и сказал: в этих деяниях невидимых, таинственных, сакраментальных Я буду присутствовать в вашей жизни. Это и есть наше счастье - быть верующим. Потому что Господь невидимо, сакраментально, но реально в нашей жизни присутствует. Многие святые, в том числе святитель Игнатий Брянчанинов, видели Господа в своей жизни. Проблема в том, что повседневной суетой мы заслоняем красоту этого мира, свидетельство присутствия Бога на земле " . " Будущий святитель Дмитрий Брянчанинов, окончивший Высший военно-инженерный институт, служил, подал в отставку, но продолжил служить в другом формате, став монахом и священнослужителем. Неделю назад, 9 мая, мы были на Пискаревском кладбище. Один из красивейших городов мира, Санкт-Петербург, украшен окровавленным блокадным венком - тысячи людей отдали жизнь за город и страну. Говорят, в окопах атеистов не бывает. Тем и отличается верующий и неверующий человек. Верующий никогда, нигде, ни при каких обстоятельств не одинок. У него есть связь с невидимым Богом. В этом его сила и правда. У каждого из нас своя миссия, свои обязательства - служить Богу, служить Отечеству, служить дому, родине, ближнему " , - заключил епископ Маркелл и преподнес начальнику института генерал-майору Сергею Смолинскому Святое Евангелие.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010