919 В 1870 году 18-е февраля – день памяти императора Николая I случился в среду сырную, и указом велено в эту среду совершать литургию св. Иоанна Златоустог о и панихиду. В 1899 году дни поминовения Императора Александра II 1-е марта и Александра III – 26-го февраля упадали первый на понедельник первой седмицы Великого поста, а второй на пятницу сырной седмицы, в которые дни по Уставу не положено литургии; тогда св. Синод поминовение Александра II и Александра III перенес на субботу сырной седмицы (Церк. Вест. 1899 г., 4). 924 Чтобы научить не уподобляться фарисею, гордившемуся соблюдением поста, св. Церковь разрешает в среду и пяток после Недели (воскресения) мытаря и фарисея – мирянам вкушение мяса, а монахам – сыра и яиц (См. выше). Эта седмица называлась всеядною (Времен. Импер. М. Общ. Ист. и древн. 1850 г., кн. 5, стр. 527). 925 Под великим святым разумеется тот, которому положена служба с всенощным бдением (с знаком крест в полкруге). Так служба с бдением трем святителям (30 января) не переносится на другой день, а соединяется со службой Недели (воскресения) мытаря и фарисея. А служба с полиелеем препод. Феодосию (11 янв.), если случится в Неделю мытаря и фарисея, поется не в Неделю эту, а егда екклисиарх рассудит (Тип., послед. 11 января). 926 Иногда в субботу после Недели мытаря и фарисея, т. е. пред Неделей о блудном сыне, совершается поминовение за умерших, положенное в мясопустную субботу. Это бывает тогда, когда в субботу мясопустную случится праздник Сретения Господня (Тип., послед. Нед. мыт. и фар.). Впрочем, в этом случае поминовение может быть и в четверток мясопустной седмицы (Тип., послед. 2 февр., аще в мясоп. субб.). 927 В синаксаре субботы мясопустной читаем: Понеже неции безгодную многажды на странстве подъяша смерть, в мори же, и не проходных горах, стремнинах же и пропастех, и пагубах, и градех, и западениях, и ледах, и бранех, и стуленях: и иные всякия смерти претерпевше, равно же . и убозии суще, и немощнии, и узаконеных псалмов и песней памяти не получиша: человеколюбие божественнии отцы движимы, общно память сих всех творити соборней Церкви узакониша (Триодь Постн. суб. мяс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/149401.html

18. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 19. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 20. Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 21. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 22. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 23. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 24. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропарь воскресный. «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 25. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 26. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 27. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный и святителя Григория. «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). 28. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, Триоди. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак воскресный. 29. Похвала Пресвятой Богородице (суббота Акафиста): «Повеленное тайно…»; «Слава, и ныне»: «Взбранной Воеводе…». 30. Воскрешение праведного Лазаря (суббота Лазарева): тропарь «Общее воскресение…»; «Слава, и ныне»: кондак Триоди («Всех радость Христос…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

48. Приготовительные недели к Великому посту и особенности Богослужения в эти недели Святая церковь приготовляет верующих к Великому посту за три недели до его начала. Эти недели называются приготовительными неделями. Первая приготовительная неделя называется неделею Мытаря и Фарисея, вторая – Блудного сына, третья – Мясопустною или «о страшном суде». Первые две недели называются так потому, что в воскресенья на этих неделях читаются Евангелия о мытаре и фарисее и о блудном сыне. Третья неделя называется «мясопустною» потому, что в это воскресенье оканчивается вкушение мяса, а дозволяется есть только сыр и яйца. В продолжение этих приготовительных недель св. церковь евангельскими чтениями научает нас смиренной молитве и внушает нам необходимость сознания своей греховности перед Богом. После этих приготовительных недель последняя неделя перед Великим постом называется неделею «сыропустною», потому что в это воскресенье прекращается вкушение сыра, масла, молока и яиц. Богослужебные особенности этих приготовительных недель состоят в том, что во все воскресные дни, начиная с недели мытаря и фарисея, до Вербного воскресенья на всенощной после чтения Евангелия поются три особые покаянные песнопения, начинающиеся словами: 1) Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче... 23 2) На спасения стези настави мя Богородице... 24 , 3) Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный трепещу страшного дне судного ... 25 На всенощной в неделю блудного сына кроме этих песнопений поется 136 псалом: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом ... 26 . В этом псалме описаны страдания иудейского народа в плену Вавилонском и скорбь о разрушении храма Иерусалимского. Этот псалом поется для того, чтобы возбудить в нас чувство раскаяния перед Богом. На сыропустной седмице (на масляной неделе) в среду и в пятницу вместо литургии совершаются великопостные часы, и произносится молитва Святого Ефрема Сирина . Для беседы с учащимися: Какие недели называются приготовительными? Какие богослужебные особенности этих недель? Читать далее Источник: Издание " Сотрудник школ " А. К. Залесской. Москва, 1917 г. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

епископам и всему освященному чину, наконец – Правительствующему Синклиту и всем православным христианам. Архиерей осеняет крестом и кропит святой водой крестообразно. И полагается крест опять на ковчег, и ковчег руками иерея возвращается на обычное место (Чин празднования храма при Св. Синоде). Как пред воспоминанием о страшном суде (в Неделю мясопустную) св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них в субботу мясопустную, так, после воспоминания о искуплении всех людей, св. Церковь воспоминает умерших к назначает особый день для молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. В этот день совершается память всех усопших, благочестивых христиан, отец и братий наших. Связь же молитвенного воспоминания усопших, совершаемого в субботу пред Пятидесятницей, с событием, воспоминаемым в день Пятидесятницы, мы слышим в словах молитв на вечерние в день Пятидесятницы. Последование субботы пред Пятидесятницей таково же, как и субботы мясопустной. О последнем в Типиконе сказано: «подобает ведати, яко сия служба непременно бывает и в субботу святыя Пятьдесятницы» 1075 . Но различие между этими двумя последованиями состоит в том, что в мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу. И, следовательно, не каждый год в мясопустную субботу поются песни Октоиха одного гласа; поэтому в последовании мясопустной субботы только указано, какого рода молитвы следует петь из Октоиха, а самые молитвы не изложены. В субботу же пред Пятьдесятницею песни Октоиха поются из одного, назначенного для всех годов гласа, именно 6-го, из которого песни Октоиха поются во всю ту седмицу. Песни Октоиха 6-го гласа и напечатаны в самом последовании Цветной Триоди (о них см. выше). Катавасия поется Триоди (Тип., гл. 19), т. е. «Песнь возслем людие» (Тип., послед. субб. пред Пятьдес. и Мясоп.). На литургии вместо тропаря: «Видехом Свет истинный» поется обыкновенно тропарь за упокой: «Глубиною мудрости». Если в субботу Пятидесятницы случится святой с полиелеем (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Лазарева суббота и Вербное воскресенье служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице. Примечание: Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на «Господи, воззвах...», литии и на стиховне поются стихиры праздника и Недели ваий. После прокимна: «Господь воцарися...» – читается восемь паремий: 5 – Благовещения и 3 – ваий. На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) в ваий (один раз). Точно так же и на «Бог Господь...». После полиелея – величание Благовещения, прокимен и Евангелие ваий, после освящения ваий – стихира ваий. Канон Благовещения и ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо «Честнейшую...» – припев праздника Благовещения, к тропарям же канона ваий обычный припев: «Слава Тебе Боже наш, слава Тебе». На литургии (св. Иоанна Златоуста ) поются изобразительны. Входной стих: «Благовестите день от дне...». Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и ваий. Задостойник – ваий. Причастен Благовещения и ваий. 74 См. Типикон. Подготовительные Недели Великого поста, а также воскресные дни святой Четыредесятницы; срав. архиеп. Антоний. Постная и Цветная Триодь, Богослужебная заметка. Русский инок, 1914, 7, с. 416; В. Розанов . Богослужебный Устав 1902 г., с. 420–429. 75 По субботам, начиная с субботы, следующей после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее, и до Недели всех святых (после Пятидесятницы), положено читать Евангелие на литургии в таком порядке: сперва рядовое субботы, потом – святого (Типикон, последование службы Недели о мытаре и фарисее). 77 Если в воскресенье случится святой с полиелеем, то величание ему поется после пения: «На реках Вавилонских...», а затем воскресные тропари (см. В. Розанов . Цит. соч., с. 402; А. Неаполитанский. Церковный Устав в таблицах. Владимир на Клязьме, 1891, с. 44). 80 К тропарям заупокойного канона припевы. 1-й: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев». Ко 2-му тропарю: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (см. Октоих, гл. 1-й, в субботу утра). 81 1. Если в субботу мясопустную случится праздник трех святителей (30 января) или Обретение главы Иоанна Крестителя (24 февраля), то служба этих праздников переносится на пятницу мясопустную, а в субботу совершается заупокойная служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

18. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления. 19. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 20. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 21 . Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 22. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 23. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 24. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 25. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропари воскресный и храма. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 26. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 27. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 28. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный, храма и святителя Григория; кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма. 29. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, храма, Триоди; кондак воскресный, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

( Пс.33:19 ); а примером старшего сына внушает не превозноситься своими делами. Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключимы (ничего нестоящие) есмы: яко, еже должни бехом сотворите, сотворихом ( Лк.17:10 ). Итак, кто согрешил, да не умедлит покаяться и исправиться; а кому Бог помог сохранить себя от греха, да не превозносится. Указуя же на причины гибельного удаления от Бога и предохраняя нас от такого заблуждения, Церковь словами Ап. Павла, читаемыми в неделю о блудном, внушает, что вся ми леть (позволено) суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз, обладан буду от чего. Итак блудный сын был рабом своих страстей, – в рабской зависимости от своих чувственных порочных наклонностей, вместо того, чтобы сии наклонности иметь во власти своего разума и веры. Будучи рабом своих страстей, он соделал члены тела своего членами блужения ( 1Кор.6:12–20 ). Седмица Мясопустная Егда судяй земли, судие всех, сядеши: Приидите, онаго гласа достойна и мене усуди 217 . Третия приготовительная к св. Четыредесятнице неделя называется Мясопустною, потому что ею оканчивается мясоястие пред Четыредесятницею; а по двум дням поста – в среду и пятницу ее, чем она отличается от предыдущей сплошной недели и от последующей Сырной, по просторечию называется пестрою. Начиная св. Четыредесятницу воспоминанием о грехопадении прародителей, невоздержавшихся от снедай запрещенного древа, и сим воспоминанием приблизившись к началу мира, Православная Церковь в неделю Мясопустную, как бы при конце дней и мира, напоминает нам литургийным Евангелием этой недели о будущем страшном всеобщем суде живых и мертвых ( Мф.25:31–46 ). Об этом Церковь преднапоминает верующим в Мясопустную неделю с древних времен. В IV веке св. Иоанн Златоуст говорил в эту неделю поучение. Беседуя о втором пришествии Христове, святитель объяснял слушателям своим, что об этом он беседует потому, что было читано сегодня Евангелие о втором пришествии Христове 218 . В VIII веке Феодор Студит написал канон на неделю Мясопустную, ныне поемый в этот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

627. Сборник богослужебный , в лист, 939 лл., поморским полууставом второй половины XVIII в., с заставками и рисованным чернилами изображением царя Давида (479), в кожаном переплете с застежками. Чистые листы: 89 и 89 б, 281 а, 281 б., 478 а, 919 а. Состав: 1) об особенностях богослужения, когда случатся праздники: а) Иоанна Богослова в дни Преполовения, Вознесения и в 7-ю неделю по Пасхе (Святых Отец); б) Обретения главы Иоанна Предтечи в 7-ю неделю по Пасхе (Святых Отец), в пяток 7-й недели по Пасхе, в субботу пред неделею Всех Святых и в понедельник Пятидесятницы (1–боб.); 2) подобает ведати, како поется от недели Фомины триодь с минеею во всю Пятидесятницу коея седмицы, та же до отдания Пянтикостия, кроме суббот и недель, на вечерни и на утрени (7–8 об.), без конца; последования: 3) в великую субботу (4–29 об.); 4) в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу (30–55); на лл. 55 об.–56 об.: Указ о еже чесо ради абие по Божественей литургии вечерня непосредствене совершается во святую неделю Пятьдесятницы; 5) последова(ни)е иже во святых Божественное Причащение тела и крови Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (57–81); на нижнем поле 57 л. рецепт приготовления чернил; 6) молитвы по Святом Причащении (81 об.–84); 7) подобает убо ведати и сие како бывает в келье правило к Светлому Воскресению и во всю Светлую неделю до недели Фомины и како готовитися к божественней службе (84–86); 8) канон честному Кресту (86–88 об.); 9) изложение о седьми соборах святых (90); 10) столпы утренних воскресных евангелий (90 об.–91): 11) чин крещения младенцев в отсутствие священника (91 об.) 12) стихиры на литии в службе Успения Пресвятыя Богородицы (92); 13) отпусты вседневные (92–93 об.); 14) синаксарь в субботу мясопустную (94); л. 94 должен следовать непосредетвенно после 91 л.; 15) устав о канонах и о службе (95–95 об.); 16) канон честному Кресту, творение Григория Синаита (96–98); тот же, что и выше; 17) о книгах истинных и ложных с предисловием, писанным большею частию рифмованною прозою (98–108).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Особенности службы мясопустной недели и седмицы в основном такие же, как и Недели и седмицы о блудном сыне.    В субботу совершается поминовение усопших («родительская» суббота).    В Неделю на утрене: поется 136 псалом «На реках Вавилонских» и покаянные песнопения «Покаяния отверзи ми двери».    На воскресной Литургии читается Евангелие о грядущем Страшном Суде Христовом. СЕДМИЦА И НЕДЕЛЯ (ВОСКРЕСЕНЬЕ) СЫРОПУСТНЫЕ    Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице неделя (седмица) называется сырной (сыропустной), а в просторечии — масляной (масленицей), от употребления в течение этой недели сырной пищи (сыра, масла и яиц и т. п.) и потому что на этой неделе (в сырное воскресенье), перед началом Великого Поста завершается вкушение сырной пищи.    Начиная с понедельника сырной седмицы (он следует за мясопустной Неделей), в Триоди уже помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.    Песнопениями сырной седмицы, являющейся преддверием поста, Церковь подготавливает нас и вводит в подвиг поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, и страстей воздержание и лукавых дел отсечение». Богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднство воздержания, седмица предочистительная».    Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиги поста, постановила для православных христиан в последнюю седмицу перед Четыредесятницей (сырную седмицу) употреблять сырную пищу, «дабы мы, от мяс и многоядения ведомые к строгому воздержанию, не опечалились, но мало-помалу от приятных яств, приняли бразду (т.е. подвиг) поста». В сыропустные среду и пятницу пост положен более строгий (строгий пост до позднего вечера). Церковь своим богослужением и на этой неделе, и во все время Великого Поста обращает наше внимание на необходимость, главным образом, «воздержания (от) страстей» и истинного покаяния.    «Днесь брашен отрекшеся, потщимся делом и прегрешений достойно каятися». «Мяс, и прочих брашен якоже удаление сотворихом, тако и всякия вражды к ближним вкупе, блуда же и лжи, и всякия злобы убежим». «Любезно людие пост облобызаим: приспе бо духовных подвигов начало». «Возсия (нам) весна постная, цвет покаяния». «Сице нам поститися подобает, не во вражде и брани (ссоре), не в зависти и рвении (распре), не во тщеславии и лести сокровенней, но якоже Христос, в смиренномудрии».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010