Пятый период характеризуется чтением на седмичной утрени двух кафизм и третьей рядовой на вечерни, а на воскресной присоединением к двум кафизмам полиелея и 136 пс.: На реках вавилонских... Он начинается в неделю (воскресенье) Блудного и оканчивается в неделю (воскресенье) Сырной седмицы (Тип., гл. 17, л. 26; послед. в нед. Блудного. л. 297 на об. и 298; нед. Мясопуст., л. 300; нед. Сыропуст. л. 305. Смотр. Также 3–8 февраля, попразднство Сретения, если случится в нед. Блудного и Мясопустн., л. 176; февр. 9, отдание Сретения, если случится в нед. Блудного и Сыропустн., л. 181 на об.). Шестой и восьмой периоды характеризуются чтением на седмичной утрени трех кафизм, а на вечерни 18, в особенности же тем, что рядовые кафизмы читаются и на часах, вследствие чего Псалтирь в течение седмицы прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны 339 . Шестой период обнимает собою 1, 2, 3 и 4 седмицы св. Четыредесятницы, а восьмой – 6-ю (Тип., гл. 17, л. 26). Седьмой период обнимает 5-ю седм. св. Четыредесятницы. Он характеризуется чтением на седмичной утрени трех кафизм, за исключением утрени великого канона, на которой полагается одна кафизма, рядовых кафизм на часах и также рядовой на вечерни; при чем распределение кафизм на этой седмице бывает иное, чем обыкновенно, в том случае, если в четверток случится праздник Благовещения пр. Богородицы 340 . Псалтирь на этой седмице, как и на других седмицах Четыредесятницы, прочитывается два раза. На воскресной утрени, кроме двух рядовых кафизм, положены непорочны (Тип., гл. 17, л. 26 на об.) 341 . Девятый период обнимает Страстную седмицу. Он характеризуется чтением на седмичной утрени до среды включительно трех рядовых кафизм, рядовых кафизм на часах, кроме 1-го, на котором кафизмы нет, 18 на вечерни и полным отсутствием кафизм во вторую половину седмицы, начиная с четверга,– только на субботней утрени полагается 17 кафизма. Псалтирь, начиная с 4 кафизмы 342 , на этой седмице прочитывается только один раз (Тип., гл. 17, л. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Куда пойти на Масленицу в Москве Куда пойти в выходные на Масленицу? 9 марта, 2016 Куда пойти в выходные на Масленицу? Масленица, Блинница, Объедуха — так в просторечии именуют Сырную (мясопустную) седмицу, последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Богослужения этой недели призваны помочь верующим подготовиться к посту и примириться с ближними. В церковных службах уже появляется постовой характер: начиная со вторника, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, а в среду и пятницу не совершается Божественная Литургия. Однако по народной традиции на Жирной неделе, как ее еще называли, происходили самые веселые гулянья и пышные застолья. Куда пойти в выходные на Масленице в Москве? За каждым днем Масленицы, которая в 2016 году приходится на 7-13 марта, было закреплено свое символическое значение. Каждый день имел название, а апофеозом становились гуляния с катаниями на санях, кулачными боями и взятием снежных крепостей. Всю неделю принято было ходить в гости, прежде всего к родственникам, угощать друг друга блинами. Их пекли с понедельника и до конца недели. Не забывали делиться блинами с нищими и бродягами, которых просили поминать усопших. Сами гуляния приходились на последние два дня недели и завершались сжиганием соломенного чучела Масленицы. В выходные, 12 и 13 марта, по случаю Масленицы в Москве запланированы многочисленные праздничные программы, которые пройдут почти во всех столичных парках. Скоростное выпекание блинов, народные игры и мастер-классы, квесты, выступления фольклорных коллективов и дегустация блинов – общая программа для всех парков на эти выходные. Впрочем, из-за «длинных выходных» по случаю 8 марта на некоторых московских площадках праздник начнется раньше обычного. Уже в понедельник 7 марта откроются масленичные ярмарки и базары на ВДНХ и в Воронцовском парке; ежедневно в 19.30 на Манеже будет проходить световое шоу «Окно в город». Власти Москвы в этом году подготовились лучше обычного и запустили сервис « Окно в город ». В интернете можно будет смотреть прямые трансляции с 18 площадок Москвы, среди которых ВДНХ, Парк Горького и «Музеон», Патриаршие пруды, «Царицыно», Лианозовский, Таганский, Гончаровский и Тушинский парки, площадь Кузнецкого моста, сад имени Баумана и многие другие.

http://pravmir.ru/kuda-poyti-na-maslenit...

Как совершается великий вход на Преждеосвященной литургии? В то время, когда на клиросе окончат пение слов: «се жертва тайная совершена дориносится», священник, поставив дискос со Св. Агнцем себе на голову и взяв в другую руку потир, выходит из северных дверей и входит в царские. Ему предшествует диакон, совершая каждение пред Св. Дарами. Причем все стоящие в храме повергаются на землю. Когда священник войдет в алтарь, то на клиросе допевают слова Херувимской песни, со слов: «Верою и любовию». Священник же поставляет дискос и потир на престол, покрывает их воздухом и произносит перед Св. Дарами молитву св. Ефрема. Читается ли Еваигелие на Преждеосвященной литургии? Обыкновенно не читается. Читается только тогда, когда случится праздник. Об особенностях великопостного богослужения Кроме литургии Преждеосвященных Даров, нет ли еще каких особенностей в великопостном богослужении? Есть. Такие особенности относятся вообще к великопостному богослужению. Кроме того они еще относятся: 1) к неделям приготовительным к великому посту; 2) к составляющим собственно Великий Пост, и наконец 3) к Страстной седмице, которая служит как бы заключением Поста. Какие особенности вообще великопостного богослужения? Так как дни Великого Поста суть особенное время раскаяния в грехах, так называемого говенья : то в некоторые из них, напр. в понедельник, вторник и четверг, совсем не бывает литургии, как торжественной службы, служатся же часы ; в середы и пятки совершается литургия Преждеосвященная, менее торжественная; кроме того, Великим Постом за службами больше чтения, чем пения, частые земные поклоны, черные свящ. облачения. Какие недели приготовительные к великому посту? Четыре, следующие: 1) неделя о мытаре и фарисее ; 2) неделя о блудном сыне ; 3) неделя мясопустная и 4) неделя сыропустная 55 . Какие особенности в богослужении в неделю о мытаре и фарисее? На литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, а на утрене после Евангелия поются особенныя покаянныя песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Древняя Масленица включала обычай поминать предков блинами. В христианской Руси его переосмыслили как «заговенье», то есть праздничную трапезу накануне Поста. Александр Мень «Таинство, Слово, Образ»     Из Триоди постной и последование богослужения на 6 марта   Настал день, бодрствуй, душа,/уже при дверях суд,/где вместе цари и князья,/богатые и бедные собираются,/и получит по достоинству им соделанного/каждый из людей. В звании своем монашествующий и иерарх,/старец и юный, раб и владыка/будут испытаны;/вдовица и дева дадут отчет;/и горе тогда всем,/не имевшим жизни безупречной. Неподкупен Твой суд,/не утаятся в Твоем судилище ни ухищрения,/ни ораторов доводы, истину скрывающие,/ни свидетелей показания,/правосудие обманывающие;/ибо Тебе, Богу, сокровенные деяния всех предстоят. Да не приду я в землю плача,/да не увижу места тьмы, Христе мой,/да не буду по рукам и ногам моим связан, Слово,/ и из чертога Твоего извержен, несчастнейший,/ как имеющий на себе оскверненной/одежду нетления. Когда отделишь Ты грешных от праведных,/совершая над миром суд,/одною из овец Твоих меня сочти,/с козлами разлучая меня, Человеколюбец,/чтобы услышать мне тот глас Твой благословенный. Когда наступит испытание,/и раскроются книги с записью содеянного,/что будешь делать, о душа несчастная?/Что скажешь в свою защиту на суде,/не имея плодов праведности,/чтобы их принести Христу и Создателю Твоему? Слыша о жалостных словах богатого/в пламени мучительном,/плачу и скорблю я, несчастный,/достойный того же осуждения, и молю:/«Помилуй меня, Спаситель мира,/во время суда!» Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски Последовнаие богослужения на 6 марта   М. Красовицкая «Литургика»   Богослужебные тексты Недели о Страшном Суде посвящены преданию церковному о том, как произойдет Пришествие Спасителя и как начнется Страшный Суд. Здесь упоминается и огненная река, и разгибание книг, раскрытие тайн. Появляется тема, которая достигнет своего апогея в Великом каноне Андрея Критского: беседа со своей душой. Помните, как в кондаке: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши…?» И вот тот же ход мысли, то же построение текстов в эту Неделю. Так, на стиховне стихира на Славу. «Увы мне, мрачная душе, доколе от злых не отреваешися? доколе унынием слезиши? но не помышляеши о страшном часе смерти?» Какой удивительный ход мысли — воспоминание часа смерти должно помочь избавиться от уныния.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-strash...

Зимняя (иногда используется термин крещенская) отступка имеет место в период между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее. Как мы уже отмечали, рядовые чтения в приложении Евангелия указаны только для 33 седмиц и 32 недель между Неделей Всех святых и Неделей о мытаре и фарисее. Далее, благодаря воздвиженской преступке или отступке в седмицу перед Неделей по Богоявлении, чаще всего читаются зачала седмицы 33-й, так как период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении чаще всего охватывает 16 недель. Сразу скажем, что если Богоявление случится в неделю или в понедельник (как, например, в 2009 г.), то период от Недели по Воздвижении до Недели по Богоявлении составляет 17 недель; в этом случае правило зимней отступки вступает в действие сразу после Богоявления 96 . Итак, получается, что перед Неделей по Богоявлении заканчиваются евангельские зачала указателя. Если в эту неделю случится Неделя о мытаре и фарисее (и при этом Богоявление придется не на воскресенье или понедельник), то сразу же читаются рядовые зачала подготовительных недель и седмиц Великого поста. Однако такой «простой» вариант бывает очень и очень редко (только в случае самой ранней Пасхи – 22 марта, например, в 2010, 2115 гг.) 97 , в подавляющем большинстве случаев между Неделей по Богоявлении и Неделей о мытаре и фарисее существует интервал, максимальная величина которого – 5 седмиц (и 4 воскресных дня). Потому возникает необходимость в отступке, которая вступает в действие сразу после Недели по Богоявлении (если же Богоявление случится в воскресенье или в понедельник, как уже было сказано, отступка следует сразу после Богоявления) 98 . При составлении нового ряда чтений следует различать седмичные и воскресные дни. Правило для отступки в седмичные дни дано в Типиконе, под 7 января (6-е «зри»): «Подобает ведати: яко Евангелиа и Апостолы от Недели мясопустныя, вспять исчитая, до Недели приидущия, яже есть первая по Просвещения Недели. Уведав известно, в кое число месяца пред мясопустною Неделею будет Неделя о мытари и фарисеи, и вспять изчет на мимошедшия Недели возвратився, начни ряд досязающь Недели о мытари и фарисеи. Аще же когда преизбудет недель сих, оставив блюди ряд о мытари и фарисеи». Исходя из приведенного указания Устава, отсчет седмиц производят, идя вспять, от 33-й седмицы, в зависимости от величины интервала между Неделей по Богоявлении 99 и Неделей о мытаре и фарисее. И здесь следует рассмотреть три возможных варианта.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В этом пасхальном году излишних седмиц, как и в двух предыдущих 5. Снова от Мясопустной седмицы назад отсчитываются те же 5 седмиц. Первый апостол и первое евангелие из отсчитанных седмиц надобно прочитать 11 января, т.е. в первый день после недели (воскресенья) по Просвещении. Так как в этом году неделя по Просвещении наступает чрез 2 седмицы после седмицы, следующей за 32 неделею, то из отсчитанных седмиц апостолы и евангелия двух последних седмиц: Мытаря и Фарисея и о Блудном сыне, остаются не прочитанными; будут же они читаться только один раз по наступлении указанного для них в росписании срока. Теперь нам следует разрешить вопрос, какими чтениями должны быть заняты те седмицы, одна или более, который могут случиться между 32-ю по Пятидесятнице (или, что тоже, 33 седмицею от Духова дня) и неделею по Просвещении. В пасхальном году Н, выше взятом нами для примера, промежуточных седмиц не оказалось: но в году и Щ есть одна такая седмица от 4 до 8 января 455 , в году же А и У – две от 28 декабря до 1 января и от 4 до 8 января. Вопрос об этих седмицах в Типиконе не разрешается, но он разрешен в богослужебном Евангелии и разрешен следующим образом: «От Матфеа святое евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, яже есть святаго Духа, до пятка по Воздвижении креста: обходится же в седмицах седминадесятих, их же убо единунадесять неделю имать от Матфеа на всяк день чтомое евангелие. От седмиц же двоюнадесять, еже от Марка евангелие в пятих днех показуя: яко в субботы и недели паки Матфей чтется до скончания седмыянадесять седмицы. И убо седмьнадесять седмиц, суббот и недель токмо имут, за еже малижды читатися седмьнадесятим седмицам Матфеовым: по аще будет внутрь Пасхи. Аще бо вне Пасхи будет, никакоже, сиречь, хощет читатися и сия седмаянадесять седмица: возвращайся вспять и отнюдуже хощеши, чти пять дней. Аще бо за еже не снизитися Пасце, не достанет и в Луце суббот и недель: чтется тамо сия неделя Матфеева, яже есть Ханааныня, прежде Закхеевы. От Луки же святое евангелие чтется, от начала в понедельник по Воздвижении креста, исполнь во всех седмицах двунадесятих, от начала же 13 седмицы чтется от Марка в пять дний: в субботу же и неделю паки Лука.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

и у Е. Е. Голубинского в Церковно-археологическом атласе, таблица LIII, снизу 3]. Первое, известное, упоминание о халдеях пещного действия под 1548г. в Новгороде, – Известия Археологического Общества за 1861г., т. III, стр. 36; Пекарского Наука и литература при Петре Великом, т. I, стр. 390. О воспламеняемости пыли, находящейся в пестиках плауна см. Журнала Природы и Охоты 1878г., последнего счёта стр. 292 fin.. О плауне см. в Домашней медицине Флоринского стр. 84 и у Бухгейма в Фармакологии стр. 397, Lycopodium clavatum). [Ср. протоиерея К. Никольского О службах Русской церкви, бывших в прежних печатных богослужебных книгах, СПБ., 1885г., стр. 169–213; А. А. Дмитриевского Чин пещного действа. Византийский Временник, т. I, выпуски 2–3, СПБ., 1895г.]. Действо Страшного суда. (Совершалось в неделю Мясопустную, – Вивлиофика VI, 221. Описание ibid. XI, 3 начало sqq). [Ср. у протоиерея К. Никольского О службах и пр., стр. 214–236; у Η . Ф. Красносельцева К Истории православного богослужения. (По поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся). Казань 1889г., стр. 57–64]. Летопровождение. (Описание, – Вивлиофика X, 2 sqq и VI, 163. Чин, 1 Сентября везде по городам, – ibid. XIV, 157). [См. у протоиерея К. Никольского О службах и пр., стр. 98–168; у Η . Ф. Красносельцева К Истории православного богослужения стр. 27–56]. Хождение на осляти в неделю Ваий. (О хождениях патриарха в Греции на осляти, – R eiskii ad Constant. Porphyrogenit. p. 13. Описание, – Вивлиофика XI, 54 и VI, 314. Запрещение совершать действие, кроме патриарха, другим архиереям собора 1678г. Марта, – Вивлиофика. VI, 357. О осляти, которое есть лошадь, покрытая с привязанными длинными ушами и о сидении патриарха на одну сторону – Маржерет в Сказании о Самозванце 260 sub fin.). [Ср. у протоиерея К. Никольского О службах стр. 45–97]. (Обряд церковного благословения на княжение, – Ипатская летопись, стр. 216. Чин на братотворство и другие, которых ныне нет. См. Известия Академии Наук т. VII, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Основная идея богослужения этого дня та же, которая выражена в заключительных словах притчи: «Всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется (Лук. 18, 14). С этого дня и далее во весь пост до 5–ой недели включительно на каждой воскресной утрени после Евангелия поются умилительные покаянные тропари: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…» «На спасения стези настави мя, Богородице…» и «Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный трепещу страшнаго дне суднаго…» Служба в эту неделю, как и в следующия недели, совершается по Октоиху, но из Триоди добавляются стихиры и канон. Последование святаго (из Минеи), прилучившагося во все эти недели (то есть воскресные дни), поется в пяток на Повечерии, кроме, разумеется, памяти великаго святаго, служба котораго соединяется в согласии с указанием Марковых глав. Нормально, неделя мытаря и фарисея должна быть по счету 33–ей по Пятидесятнице, но в зависимости от того, бывает ли «вне Пасха» или «внутрь Пасха», она может быть позже или раньше. Поэтому в таблице Евангельских чтений на утрени уже не указывается с этой недели рядовое утреннее Евангелие, как не указывается и рядовой глас. По субботам, со следующей после недели мытаря и фарисея, до недели Всех святых положено читать на литургии сначала Евангелие рядовое субботе, а потом уже святому. Седмица эта сплошная, то есть в среду и пятницу отменяется пост в посрамление фарисея, гордившагося тем, что он постится дважды в седмицу и, как сказано в Триоди, в посрамление еретиков–армян, содержащих всю эту седмицу пост, «гаголемый арцивуриев». Неделя блудного сына Эта неделя называется так потому, что на литургии читается Евангельская притча о блудном сыне, а в церковных песнопениях ставится в пример прощающая любовь его отца, символизирующая беспредельное милосердие Божие к кающемуся грешнику. Идея этой недели — никакой грех не может победить человеколюбия Божия, а потому, сокрушаясь о своих грехах, никогда не следует приходить в отчаяние. В эту неделю, так же, как и в следующие две мясопустную и сыропустную на утрени после пения полиелейных псалмов: « Хвалите имя Господне» и « Исповедайтеся Господеви» поется еще следующий за ними 136 псалом: « На реках вавилонских:» с аллилуиею красною.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Припев канона – на панихиде: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих» (книга: «Правило», изд. в Киеве, 1863 г., л. 88. Послед. за усопших). При малой ектении за упокой, начинающейся словами: «Паки и паки миром Господу помолимся», поется: «Господи, помилуй», но однажды (Послед. за усопших особ. кн. и Чин на поминовение воинов), а при малой ектении, начинающейся прошением сугубой ектении: «Помилуй нас, Боже», поется по трижды (там же, и Послед. парастаса, изд. в Киеве). Но после 1-й статьи «Непорочны» и ектении малой за упокой: «Паки и паки миром Господу помолимся» – после прошения: «Милости Божия, Царства Небеснаго» и пения: «Подай, Господи», когда диакон возгласит: «Господу помолимся», а иерей окончит втай (Тип., гл. 14) молитву: «Боже, духов», лик поет, тихогласно (Тип., гл. 14 и послед. субб. мясопустн.) «Господи, помилуй», 40 раз, дóндеже скончает священник молитву: «Боже, духов» (Тип., гл. 13) 1267 . По отпусте панихиды диакон возглашает: «Во блаженном успении». И певцы поют трижды: «Вечная память» (Тип.. гл. 14 и парастас) 1268 . Во время всей панихиды бывает каждение. Иерей имеет в руках кадило, если служит без диакона. Если диакон участвует при панихиде, он кадит, и пред началом каждой ектении просит у иерея благословение для каждения. иерей отпуст говорит с кадилом 1269 . В книге озаглавливаемой: «Роспись о бываемых повсягодно в разных месяцех и числах поминовений так указано поминовение чинити в епархиальных кафедральных соборах: «Архиереям отправляти панихиды в тех месяцех и чнслех, где, о том по упомянутой росписи, показано. В прочия же месяцы и числа панихиды в кафедральных соборех отправляти архимандритом или протоиереем соборне. Когда же из показанных, в упомянутом Реестре, лиц поминовение случиться по ком быти во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни и по таковых те поминовения чинити по субботам тех седмиц. По которых же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботою лазаревою и фоминым понедельником, в Неделю ваий и на страстной и Светлой седмицах, по таковым всех поминовение чинити в Неделю фомину во вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На утрене «Н.» предписывается петь в субботу в течение всего года (Типикон. Ч. 1. Л. 31, 32 об., 33). Однако в приходской практике это указание соблюдается лишь в родительские субботы, во 2-ю, в 3-ю и 4-ю субботы Великого поста, когда совершается заупокойное богослужение , а также в Великую субботу. На утрене в составе воскресного всенощного бдения «Н.» предписывается петь в период от Недели Фоминой (в саму эту неделю они не поются) до отдания Крестовоздвижения (20 сент. ст. ст.), а также в 1-ю, во 2-ю, в 3, 4, 5-ю недели Великого поста, однако, если воскресенье совпадает с праздником, имеющим полиелей, «Н.» отменяются (см.: Типикон. Ч. 1. С. 30 об.- 33 об.). «Н.» следует петь без разделения на «Славы» на 5-й глас (на этот же глас поются, напр., тропарь Пасхи и пасхальные стихиры); завершаются «Н.» пением на тот же 5-й глас цикла воскресных тропарей       каждый из первых 4 тропарей к-рого предваряется припевом              (Пс 118. 12). Пение «Н.» в неделю сохраняется лишь в немногих монастырях, в то время как в приходских храмах вместо «Н.» в течение всего года поется полиелей, причем в существенно сокращенном виде (см. в ст. Полиелей ). «Н.» при заупокойном богослужении Поскольку в совр. приходской богослужебной практике «Н.» почти не употребляются за воскресным и субботним уставным богослужением, а звучат лишь за заупокойным богослужением в родительские субботы, этот псалом считается по преимуществу заупокойным, что является заблуждением. Напротив, именно воскресным характером «Н.» обусловлено их использование в заупокойных чинах: в «Н.» говорится не о смерти, а о жизни, об избавлении от смерти через следование Божественному закону - Свящ. Писанию. «Н.» являются центральным элементом богослужения родительских суббот: вселенских мясопустной и Троицкой, Димитриевской родительской субботы , 2, 3 и 4-й суббот Великого поста (т. н. малые родительские), а также рядового субботнего богослужения в случае, когда совершается служба с пением на утрене «Аллилуия» (на практике бывает крайне редко).

http://pravenc.ru/text/2565050.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010