Если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного сына, понедельник или вторник мясопустной седмицы, то отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы; б) в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, то отдание празднуется в сырный четверг; в) во вторник или среду сырной седмицы – отдание в сырную субботу; г) в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, то отдание празднуется в Сыропустную Неделю; д) в Сыропустную Неделю, то празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника – 3 февраля – Церковь посвящает памяти участников события – святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестеричная). Успение Божией Матери (15 августа) История праздника Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима , Августина и Григория, епископа Турского. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, день Успения Богоматери (с 595 г.) сделался праздником общецерковным. Но первоначально праздник совершался не в одно время: в одних местах – в январе месяце, в других – в августе. Так, на Западе, в Римской Церкви (в VII в.) 18 января праздновалась «кончина Девы Марии», а 14 августа – «взятие на небо». Общее празднование Успения 15 августа в большинстве Восточных и Западных Церквей устанавливается в VIII–IX в. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V в. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и ее телесную кончину). В V веке написаны стихиры на этот праздник Анатолием, патриархом Константинопольским, а в VIII веке – два канона Космою Маиумским и Иоанном Да маскиным. Особенности богослужения Праздник Успения Пресвятой Девы Богородицы принадлежит к числу двунадесятых праздников. К достойнейшему празднованию его верующие приготовляются двухнедельным постом, который называется Успенским, или постом Пресвятой Богородицы, и продолжается с 1 по 15 августа. Этот пост по строгости занимает первое место после Великого поста (запрещается вкушение рыбы, но разрешается вареная пища без масла, кроме суббот и воскресений). Он установлен из подражания Божией Матери, Которая всю жизнь, и особенно перед Своим Успением, проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе был уже в V веке. В 1166 г. на Константинопольском Соборе постановлено было поститься две недели перед праздником Успения (и только в праздник Преображения разрешать мирянам вкушение рыбы) 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Вознесение Господне Праздник Вознесения Господня празднуется в сороковой день по воскресении Господнем – в день, в который Господь вознесся на небо. Этот день всегда приходится в четверток 6-й седмицы после Пасхи. Господь, дав заповедь апостолам не отлучаться из Иерусалима, но ждать обетования Св. Духа, вывел учеников до Вифании и, благословляя их, вознесся на небо. Когда ученики с горы Елеонской смотрели на облако, скрывавшее Господа из виду, им явились ангелы и объявили, что Сын Божий таким же образом снова придет на землю ( Деян. 1:1, 12 ; Мк. 16:12–19 ; Лк. 24:50–52 ). Церковные песни, содержащие в себе воспоминание о вознесении Господнем, имеют свой особый характер. Они изображают то умилительные, грустные размышления, в какие погружались в день вознесения Господня самовидцы и слуги Божии, видя, что они остались сиры на земле без Господа; то представляют апостолов веселящимися ( Лк. 24:53 ), яко рече им Господь: «Иду уготовати место вам», и побуждают людей воспеть победную песнь: «На рамех херувимских вознесшуся со славою Христу и спасадившему нас одесную Отца». И в то же время в песнопениях напоминается о втором пришествии Господа на землю судить живых и мертвых. На утрени, после чтения Евангелия, говорящего и о воскресении Христовом (Мк., зачало 71), поется «Воскресение Христово видевше». И со дня Вознесения до Пятидесятницы (как от Пасхи до Вознесения) не поется ни на каких службах песнь «Царю небесный». На литургии вместо «Видехом свет истинный, прияхом Духа небеснаго» поется до отдания Вознесения тропарь «Вознесся еси во славе, Христе, Боже наш», праздник Вознесения принадлежит к числу дванадесятых Господних праздников. В неделю (воскресение) седьмую по Пасхе празднуется Собору трехсот восемнадцати отцев, бывшему в Никее против Ария. Этот собор, скажем словами Синаксаря, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный человек, вознесеся и седе одесную величествия. Празднество богоносным отцам не имеет попразднства. Как перед воспоминанием о Страшном суде (в неделю мясопустную) св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших и назначает моление о них в субботу мясопустную, так, после воспоминания о искуплении всех людей, св. Церковь воспоминает умерших и назначает особый день для молитвы за них, а именно субботу перед Пятидесятницей. В этот день совершается память всех усопших благочестивых христиан, отец и братий наших. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Молебен – особое богослужение, совершаемое по какой-либо общественной (например, о ниспослании дождя, о прекращении эпидемии, войны, стихийных бедствий и т.п.) или частной нужде (например, о здравии близких, о благополучном путешествии, об успехе начинаемого дела и т.п.). Помимо просительных служатся благодарственные молебны, на которых свидетельствуется благодарность Богу, Богородице, тому или иному святому за ниспосланное благодеяние и заступничество перед Господом. Молебны по составу подобны утрене и могут включать в себя канон и чтение соответствующих Апостола и Евангелия. Если к молебну присоединяется чин водоосвящения, что практикуется во многих православных храмах, молебен носит название «водосвятный». Недели, приготовительные к Великому посту , – приготовительные и предшествующие Великому посту недели (то есть воскресенья). Приготовление к Великому посту (и начало пения Постной Триоди) начинается неделей о мытаре и фарисее, названной по притче, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии ( Лк. 18, 10–14 ). В богослужебных песнопениях этой недели и следующей за ней седмицы Святая Церковь обличает гордость и возвышает смирение. Следующая приготовительная неделя называется неделей о блудном сине, также по читаемой на литургии евангельской притче ( Лк. 15:11–32 ). В песнопениях этой недели Церковь призывает к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, которые обращаются к Богу с искренним раскаянием. Третья приготовительная неделямясопустная – о Страшном суде, – называемая также по литургийному Евангелию ( Мф. 25:31–46 ). Суббота перед ней – вселенская родительская (то есть поминальная), в которую совершается память «всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». В эту неделю совершается заговенье на мясо (отсюда название – мясопустная), то есть в последний раз перед Великим постом на трапезе разрешается вкушение мяса. Седмица, следующая за мясопустной неделей, называется сырной, или масленицей. Последняя неделя перед Великим постом – сыропустная – воспоминание Адамова изгнания (из рая), или прощеное воскресенье. В этот день совершается заговенье на Великий пост, то есть в это воскресенье последний раз перед постом разрешается вкушение сыра, молока, яиц и проч. После прощеного воскресенья начинается первая седмица Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели     1. Поминовение усопших в субботу («родительская суббота»).     2. В Неделю на утрени – пение 136-го псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных стихир: «Покаяния отверзи ми двери...»     3. На литургии в воскресенье — прокимен: «Велий Господь...», Апостол — Кор., зач. 140-е. Евангелие (о Страшном суде Христовом) – Мф., зач. 106-е. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой – «Радуйтеся, праведнии...». Седмица и Неделя сыропустные    Последняя подготовительная к Св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии – масляной, масленицей, так как в эту седмицу употребляется скоромная пища – молоко, сыр, масло и яйца, а в саму Неделю (воскресенье) сырную заканчивается употребление молочной (сырной) пищи.     Сырная седмица. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха.    Песнопениями сырной седмицы Церковь подготавливает нас к подвигу Святого поста и заботится, чтобы мы положили «начало умиления и покаяния, злых отчуждение и страстей воздержание, лукавых дел отсечение». Своим богослужением в сырную седмицу Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная». В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33). Уставные особенности сырной седмицы     1. В песнопениях всей этой седмицы Святая Церковь приглашает нас к воздержанию, напоминая нам о грехопадении прародителей, происшедшем от невоздержания.     2. Во все дни сырной седмицы к песнопениям Октоиха и Минеи присоединяются песнопения Постной Триоди.     3. В среду и пятницу сырной седмицы литургии, по Уставу, не бывает, за исключением тех случаев, когда с этими днями совпадает Сретение Господне или храмовой праздник. В сырные среду и пятницу совершается служба, подобная великопостной, но с некоторыми отличиями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Главный церкный порядок, в чтении «н. завета», двоякий: праздничный, или особенный для всех праздников (кроме Воскресеньев), как «великих», так и «малых с средними», и ежедневный, или седмичный – для каждого дня седмичного и во всеседмицы года. Этот последний порядок есть наиболее важный, так как поэтому то собственно порядку, в продолжение церковного года, прочитывается почти весь «н. завет», и, по большой части, в непрерывной последовательности священного текста. Подробный порядок седмичного чтения Евангелий § 30. Евангелия, по церковному седмичному порядку, в продолжение церковного года, на обеднях, читаются так: С начала церковного года, т. е. с светлого Воскресения Христова до Тройцына дня, в продолжение т. е. недель: 1-й, или недели пасхи, 2-й о Фоме, З-ей о Мироносицах, 4-й о разслабленном, 5-й о самаряныне, 6-й о слепом, 7-й св. отец соборов вселенских, 8-й, или недели пятдесятницы, читается Евангелие от Иоанна 42 . С Тройцына дня и недели 1-й, или всех святых, до недели 11 й читается Евангелие от Матфея 43 . С 11-й до 17-й недели, по Воскресеньям, читается тот же евангелист Матфей, а по прочим дням седмиц благовествуется Евангелие от Марка. В 17-ю неделю все еще читается евангелист Матфей; а с понедельника седмицы, за этой неделей следующей, до недели 28-й включительно, бывает чтение Евангелия от Луки. Воскресенье пред праздником Р. Христова называется неделею святых отец (ветхого завета); а предшествующее этому Воскресенью – неделею св. праотец; после праздника Р. Христова Воскресенья называются след. образом: неделя no Р. Христовом, неделя по просвещении (или Богоявлении), неделя о мытаре и фарисее 44 , неделя о заблудшем сыне: во все эти недели, стоящие под числами 29 – 34-м, продолжается чтение Евангелия от Луки; а по прочим седмичным дням читается евангелист Марк. В остальное время церковного года, именно: в недели мясопустную и сыропустную, в 4-ре первые поминальные субботы и в 5-ть недель великого поста, т. е. в неделю православия, в неделю о Григории Паламе , в неделю Крестопоклонную, в неделю о Иоанне Лествичнике ,в неделю о Марии Египетской,и в субботы: похвальную и Лазареву( пред вербным Воскресеньем), евангельские чтения берутся из всех четырех евангелистов, больше же всего – из Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4 . От 1 января до отдания Богоявления 14 января (включительно): Глубины открыл... В праздник Богоявления «последи» каждой песни «ирмосы обою канонов, кийждо лик свой ирмос» (л. 150). 7 января «последи» каждой песни «ирмосы обою канонов» (л. 151 на об.). 5 . По отдании Богоявления 15 января до отдания Сретения 9 февраля (включительно): Сушу глубородительную... 6 . По отдании Сретения от 10 февраля до праздника Происхождения честных древ честного и животворящего креста 1 августа, за исключением недель Блудного, Мясопустной, Сыропустной, 1 и 3 св. Четыредесятницы, Ваий и Страстной седмицы, а также недель Пасхи и следующих за нею до отдания Пятидесятницы 406 : Отверзу уста моя... 7 . От 1 августа до праздника Преображения 6 августа (включительно), а равно и в отдание праздника Преображения: Крест начертав... 8 . В попразднство Преображения до отдания (исключительно): Лицы израильстии... 9 . С предпразднства Успения 14 августа до его отдания 23 августа (включительно): Преукрашенная божественною славою... В праздник Успения, в который положены 2 канона, «катавасия – кийждо лик свой ирмос» (л. 284 на об.). 10 . По отдании Успения с 24 августа до 1-го сентября: Крест начертав... 11 . В святую Четыредесятницу и приготовительные к ней дни: а) В неделю Мытаря и Фарисея: Глубины открыл..., если будет ранее 15 января,– Сушу глубородительную... если будет в срок 15 января–9 февраля,– Отверзу уста моя..., если будет 10 февраля и позднее. б) В неделю Блудного: Сушу глубородительную..., если будет ранее 10 февраля,– Триоди: Моиссейскую песнь…, если будет 10 февраля и позднее. в) В субботу и неделю Мясопустную, в недели Сыропустную, 1 и 3 Великого поста, в неделю Ваий и Страстную седмицу – Триоди. В субботу и неделю Мясопустную может быть праздник Сретения, а в неделю Сыропустную могут быть Сретение и его отдание. В таком случае катавасия: Сушу глубородительную... г) В недели 2, 4 и 5 св. Четыредесятницы: Отверзу уста моя... 407 . д) Если в седмичные дни св. Четыредесятницы будет праздник святых (24 февр., 9 марта), то – Отверзу уста моя...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Напоминая о последнем и Страшном суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он вместе с тем и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос , имеющий прийти судить мир, называется правосудным, а Его суд – праведным и неподкупным испытанием («неусыпным истязанием», «неумытным судом»). Все равны будут перед праведным судом Божиим. «В чину своем, монах, иерарх, старый и юный, раб и владыка истяжется (будет спрошен), вдова и дева исправится (будет испытана), и всем горе тогда, не имевшим житие неповинное!» Основные особенности богослужения мясопустной седмицы и Недели Поминовение усопших в субботу («родительская» поминальная суббота). 2. В Неделю на утрени – пение 136 псалма: «На реках Вавилонских» и покаянных псалмов: «Покаяния отверзи ми двери...». 3. На литургии в воскресенье – прокимен «Велик Господь...». Апостол – Кор., зач. 140. Евангелие о будущем Страшном суде Христовом – Мф., зач. 106. Причастный стих: «Хвалите Господа...», другой – «Радуйтеся, праведнии...». Седмица и Неделя сыропустные Последняя подготовительная к св. Четыредесятнице Неделя (седмица) называется сырной, а в просторечии масляной, масляницей – от употребления в эту Неделю скоромной пищи (сыра, масла и яиц); и еще потому, что ею (в сырное воскресенье) оканчивается перед началом Великого поста употребление сырной пищи. Начиная с понедельника сырной седмицы (следующей за мясопустной Неделей), в Триоди помещаются на каждый день стихиры, трипеснцы и целые каноны, соединяемые со службами святому Минеи и Октоиха. Песнопениями сырной седмицы Церковь подготовляет нас к подвигу святого поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение» 82 . Своим богослужением в сырную седмицу она внушает нам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния», «предпразднство воздержания», седмица «предочистительная» 83 . В сырные среду и пятницу разрешается вкушение молока и яиц (Типикон, гл. 33, с. 37) 84 . Уставные особенности сырной седмицы

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Икос. Синаксарий.    Пред 9-ю песнью поется «Честнейшую».    По 9-й песни – «Свят Господь Бог». Светилен воскресный и Триоди «Страшный день суда», «Слава» – «Се день грядет», «И ныне» – «Час испытания».    Стихиры на «Хвалите» из Октоиха воскресные 4, восточная 1 и Триоди 4, «Слава», глас 8-й: «Предочистим себе», «И ныне» – «Преблагословенна еси».    На часах тропарь воскресный. По Трисвятом – кондак Триоди.    На Литургии Блаженны – из Октоиха на 6, из канона Триоди – песнь 6-я на 4.    По входе в храме Христовом – тропарь воскресный, «Слава, и ныне» – кондак Триоди. В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма Богородицы, «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак храма Богородицы. В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма святого, «Слава» – кондак храма святого, «И ныне» – кондак Триоди.    Прокимен, глас 3-й – «Велий Господь наш». Апостол: Кор., зач. 140. Аллилуиарий: «Приидите, возрадуемся». Евангелие: Мф., зач. 106. Причастен «Хвалите Господа». Другой: «Радуйтеся...»    О служении в Неделю мясопустную – святому с бдением или храму его, или святому с полиелеем. см. том 1, с. 93, 94. Глава 5. Седмица сырная (масленица)    На сырной седмице, как и на предшествующих, в состав богослужения входят песнопения Октоиха и Минеи, но, кроме них, в это время поются еще песнопения Триоди постной или совместно с ними (в каноне), или же заменяя песнопения Октоиха (в вечерних и утренних стихирах на стиховне). Понедельник сырной седмицы    На вечерне в Неделю мясопустную (накануне понедельника сырной седмицы) стихиры на «Господи, воззвах» на 6 – из Октоиха и Минеи, «Слава», если есть, из Минеи, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. Стихиры на стиховне – Триоди, «Слава» – святому из Минеи, если есть, «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы» из дополнительной части Минеи. Если «Славы» святому нет, то «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. (Самый порядок вечерни одинаковый с порядком вседневной вечерни, поемой во дни пения Октоиха.)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

31. В неделю мясопустную Братие! Своим богослужением св. церковь сегодня напоминает о страшном последнем суде Божием. Этот суд будет страшный, потому что его будет производить правосудный и нелицеприемный Господь – вечная правда, – страшный, ибо на нем будут собраны все страхи и ужасы, какие когда-либо были на небе и на земле: на небе, когда Бог во гневе своем низвергал оттуда демонов в преисподнюю; на земле, когда Бог губил людей потопом – водой, истреблял огнем, землетрясением, разрушением городов, моровой язвой, поветрием, чумой, холерой, войной и проч. Страшный то будет суд; ибо на нем будут судимы народы всех времен, всех мест, всех вер, всех званий, состояний и возрастов: христиане, иудеи, армяне, греки, турки и идолопоклонники, цари и народы, старцы и дети, мужья и жены, юноши и девы – все до единого предстанут на суд: страшный будет это суд, потому что будут судимы не только дела наши, но и помышления, и желания, – все грехи, которые в душе, в сердце и в совести человека в течение жизни собираются. Страшен будет суд, ибо земля будет гореть, вода, воздух и все стихии будут гореть. Мы услышим страшные громы от труб Ангельских; мы воскреснем все и явимся в том теле, в котором в течение нашей жизни мы делали добро или зло; мы соберемся на облаках и предстанем пред лице Бога в страхе и трепете, для выслушания окончательного приговора: праведникам Бог объявит вечное благословение, а грешникам изречет вечное проклятие, после чего все ужасы окружат несчастных грешников: вечный огонь, вечная тьма, демонские терзания, червь неумирающий, отчаяние. Нет там ни отца, ни матери, ни брата, ни друга, кто бы мог облегчить горькую участь грешников. Посмотрите хоть на одного грешника, страждущего во аде; посмотрите хоть на Евангельского богача: он ногой стоит в пламени по шею; волосы его воспламененные подняты вверх, глаза страшные смотрят свирепо, уста открыты, и по меж зубов вылетает пламень, из ушей пламень, из ноздрей пламень, все лице огненное красное – пламенное, покрыто морщинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника. Примечание. 9-я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425, 427. Апостол и Евангелие – Недели о блудном сыне. Задостойник праздника. Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых...». Примечание. В седмицу мясопустную «Аллилуия» не поется (т. е. постовое богослужение не совершается); одна из кафизм утрени (третья) переносится на вечерню . Не поются междочасие и канон молебный ко Пресвятой Богородице на повечерии; повечерие положено малое. Точно так же – и в седмицу сырную, кроме среды и пятницы (см.: Типикон, гл. 49-я, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). Примечание. «Ведомо же да есть, яко последование прилучающихся святых в субботу, и в Неделю мясопустную, поется в мимошедших повечериях. Такожде о субботе и Недели сыропустной творим: или како настоятель изволит, кроме аще где случится великаго святаго память» (Триодь Постная, «Неделя… блуднаго сына», «зри»). 1 Ср.: Типикон, 1 февраля, 2-я Маркова глава. 2 О порядке пения служб на повечерии см. 2 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 3 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 4-й: «Яко блудный сын...», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 6-й: «Отче Благий…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397, 417). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395, 397. 5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся паче смысла…». 6 «Полиелей: обычныя два псалма. Припеваем же к сим и третий псалом: На реках Вавилонских со Аллилуиею красною» (Типикон, гл. 49-я, «Неделя, в нюже чтется священное и святое Евангелие, притчи блуднаго сына»). 7 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 405. 8 В Триоди Постной в Неделю о блудном сыне на утрене назначена катавасия «Моисейскую песнь…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 10, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи: ведь Неделя о блудном сыне может случиться в период с 18 января по 22 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о блудном сыне случится с 18 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о блудном сыне случится с 10 по 22 февраля (включительно), то катавасия – «Моисейскую песнь…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другую ничего не говорится.

http://patriarchia.ru/bu/2022-02-20/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010