Вознесение Господне    Празднуется в сороковый день по Пасхе и приходится поэтому всегда в четверток на 6-ой седмице по Пасхе. Церковныя песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святаго Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем. Всенощное бдение проходит, как обычно в двунадесятые Господские праздники, уже без пасхальных песнопений. Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящаго о воскресении Христовом, поется «Воскресение Христово видевше…» На литургии, вместо: «Видехом свет истинный…» поется до отдания Вознесения тропарь: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Отдание Вознесения бывает через девять дней в пяток 7-ой седмицы по Пасхе. Катавасия на самый праздник поется Пятидесятницы: «Божественным покровен», а от Вознесения до отдания: «Спасителю Богу». Если в день Вознесения случится храмовой или великий святый, как, например, память св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая или свв. Константина и Елены 21 мая, то служба совершается, как указано в Типиконе в особой Марковой главе, так и называемой «Богослововой» (совпадение Вознесения с памятью св. Иоанна Богослова). Неделя 7-я по Пасхе     В неделю 7-ую по Пасхе празднуется память Святых Отец перваго вселенскаго собора, иже в Никее, собравшагося против еретика Ария и его лжеучения. Этот собор проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу. С службой свв. Отцам соединяется и попразднство Вознесения, но катавасия бывает не Вознесенскаго канона, а Пятидесятницы: «Божественным покровен». Празднество свв. Отцам отдается в тот же день на вечерне.    Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественнаго домостроительства дела спасения человечества Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. Заупокойное богослужение в этот день совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. Различие только в том, что в Мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу, а в субботу пред Пятидесятницей песни Октоиха поются всегда 6-го гласа, гласа всей седмицы. Катавасия поется Триоди: «Песнь возслем людие». На литургии вместо: «Видехом свет истинный», поется заупокойный тропарь: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» Если в эту субботу случится святый с полиелеем, служба ему переносится на четверг той же 7-ой седмицы, а если случится храмовой праздник, то тогда заупокойная служба переносится на четверг.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

    1115. Как долго продолжается пасхальное время?    Пасхальное время продолжается сорок дней.     1116. Каким пением и облачением ознаменовывается пасхальное время?    При богослужениях пасхальное время ознаменовывается пением: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав», а также светлыми облачениями, по преимуществу белыми.     1117. Что предшествует пасхальному времени?    Пасхальному времени предшествует Великий пост, во время которого мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова.     1118. Как мы должны подготовить себя к великому празднику Воскресения Христова?    Во время Великого поста мы должны готовиться к празднику Воскресения Христова молитвою, постом и принятием Святых Таин.     1119. Когда начинается Великий пост?    Великий пост начинается с понедельника после Сыропустной недели.     1120. Почему эта неделя называется Сыропустной?    Эта неделя называется сыропустной потому, что с понедельника после нее уже наступает совершенный пост.     1121. Как называется неделя перед Сыропустной?    Неделя перед сыропустной называется Мясопустной, потому что с понедельника после этой недели запрещается вкушать мясо.     1122. Как называется неделя перед Мясопустной?    Неделя перед мясопустной называется Неделей блудного сына, потому что во время Святой Литургии в Евангелии читается притча о блудном сыне, напоминающая нам, что и мы должны так же каяться, как покаялся блудный сын.     1123. Как называется неделя перед Неделей блудного сына?    Неделя перед Неделей блудного сына называется Неделей мытаря и фарисея, потому что при Святой Литургии в Евангелии читается о мытаре и фарисее, чтобы все стремились последовать примеру кающегося мытаря и избегали гордости фарисея.     1124. Как называется время от Недели мытаря и фарисея до недели Сыропустной?    Это время называется приготовлением к Великому посту.     1125. Как называется первая неделя Великого поста?    Первая неделя Великого поста называется Неделей Православия, потому что в эту неделю совершается Торжество Святого Православия в память восстановления почитания икон в 842 году.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Еще за три седмицы пред наступлением св. Четыредесятницы (в нед. мытаря и фарисея), Церковь начинает оглашать слух чад своих песней Покаяния (Покаяния отверзи ми двери), поемою на воскресных утренях после Евангелия, а за две седмицы слышим, после псалмов полиелейных, новое умилительное пение, напоминающее нам об удалении нашем от отечества небесного (Псалмов 136: На реках Вавилонских – тамо седохом и плакахом). Евангельския воспоминания воскресных дней, предшествующих великому посту, все располагают нас к сокрушению сердечному. В неделю мытаря и фарисея, Евангелие научает нас каяться подобно мытарю; в следующую неделю, притча о блудном сыне возбуждает всех грешников востать и идти ко Отцу, давно ожидающему их обращения; Евангелие в неделю Мясопустную, напоминая о страшном суде Христовом, указывает на ужасные последствия беззаконной жизни . Последний воскресный день пред Четыредесятницею (неделя сыропустная), в церковных песнях, оплакивает гибельное падение Адамово , побуждая каждого из нас сознавать бедствия греха и взывать: «милостиве, помилуй мя падшего!» См. Конд. и Икос недели). Тоже воспоминание о падении прародителей научает о необходимости поста, который заповедан еще в раю, и за несоблюдение коего мы лишены блаженного, первобытного, состояния. Апостол и Евангелие, читаемые в сию последнюю неделю, поучают, как должно совершать подвиг поста ( Рим. 13:12–14:4 ; Мф. 6:14–21 ). Сверх того, Церковь приготовляет верующих к спасительному времени покаяния поминанием усопших, совершаемым в субботу мясопустную, приводя на память живым смерть и жизнь будущую; на сырной седмице приучает уже нас к подвигам поста, в среду и пяток совершая с коленопреклонением молитву св. Ефрема (когда не полагает и Литургии, а совершает одни часы, уподобляя тем сии дни дням великопостным), а в субботу сыропустную, в песнях своих прославляя подвиги всех великих подвижников, Преподобных Отцов, научает «ублажать их, добрую часть избравших, еже желати Христа и пребывати с Ним.» (См. Икос канона в сей день). Из сего видно, как Церковь , высоко почитая время Четыредесятницы, употребляет все к тому, чтоб ввести нас в него предъочищенными, и как противны намерениям ее наши обычаи мирские, превратившие неделю сырную (полупост) во дни обьядения и пьянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

А пока в Москве находились патриархи, Антиохийский и Сербский, Никон приглашал и их обоих к совокупному священнослужению и между ними всегда первенствовал, несмотря на то что Антиохийский в порядке патриархов занимал высшее место. Главным из диаконов при богослужении Никона постоянно был архидиакон, и за ним уже следовал протодиакон. Число служащих с Никоном литургию, со включением и диаконов, начинаясь с 30, доходило до сорока и пятидесяти с лишком, даже до 75. Например, в 1655 г. на праздник святителя Петра, 21 декабря, служащих с Никоном было 42 человека; в следующем году на праздник Крещения Господня — также 42 человека, в мясопустную неделю — 44 человека, в сырную — 30 человек; в неделю 5-ю по Пасхе (4 мая), когда происходило рукоположение Астраханского архиепископа Иосифа,— 54 человека; в неделю 7-ю по Пасхе, когда анафематствовали Неронова,— 56 человек; в 1657 г. на праздник Рождества Христова — 75 человек . Кроме своей торжественности богослужение Никона поражало еще особенно иноземцев своею продолжительностию и благочинием. Описывая первую литургию, которую совершал Никон в Успенском соборе вместе с двумя другими патриархами, Антиохийским и Сербским, в неделю мясопустную, когда пред литургиею совершен был и обряд воспоминания Страшного Суда, Павел Алеппский свидетельствует, что, начавшись в три часа (по тогдашнему счету) с раннего утра, все богослужение продолжалось до сумерек, и прибавляет: «Души наши изнемогли от этой продолжительности; спаси и сохрани нас, Господи». А описывая затем другую литургию, в неделю православия, когда после трисвятого происходил и обряд православия, тот же Павел говорит: «Мы вошли в церковь, когда колокол ударил три, а вышли из нее не ранее десяти, проведши таким образом около семи часов на ногах на железном помосте под влиянием сильной стужи и сырости, проникавшей до костей... И патриарх не удовольствовался еще только службою и прочтением длинного синаксаря, но присоединил и длинное поучение. Боже, даруй ему умеренность. Как сердце его не чувствовало сострадания ни к царю, ни к малым детям? Что сказали бы мы, если бы в наших странах было это? О, если бы Господу угодно было послать нам такое терпение и крепость!» Впрочем, жалуясь на продолжительность службы в неделю православия, Павел вместе с тем сознается: «Мы были поражены изумительною правильностию и порядком всех этих церемоний и священнодействий.

http://sedmitza.ru/lib/text/436179/

Б. На Недели: мытаря и фарисея и блудного сына поются: воскресные 3-ри стихиры, из Триоди 3-ри и святому из Минеи 4-ре (Тип., 30-го янв.). B. На Недели: мясопустную, 1-ю и 3-ю недели великого поста поются: воскресных 3-ри стихиры, из Триоди 4-ре и святому из Минеи 3-ри (Тип., 24 февр., 9 марта). Г. На Недели: 2-ю, 4-ю и 5-ю великого поста поются воскресные 4-ре стихиры: святому из Минеи на 6-ть. Службы Триоди: св. Григорию (во 2-ю Неделю), св. Иоанну Лествичнику (в 4-ю Неделю), св. Марии Египетской (в 5-ю Неделю оставляются, если в эти Недели случится святой с полиелеем. Они поются на повечерии (Тип., 24 февраля, 9-го марта). На Недели (воскресения), в которые поется Цветная Триодь (подобно тому, как при пении Постной Триоди), число воскресных стихир Октоиха (кои печатаются и в самой Цветной Триоди) бывает неодинаково, но в иные недели (воскресения) более, в иные менее, смотря по тому, сколько собственно находится стихир в Триоди на те Недели (воскресения). Так, на Недели, в которые содержится стихир собственно Триоди – три или – на три (в Недели: мироносиц, расслабленного, слепого), поется пред ними воскресных стихир семь; при четырех стихирах Триоди (на неделю Всех Святых) поется воскресных шесть стихир; при шести стихирах Триоди (на неделю самарянина) поется воскресных четыре; при семи стихирах Триоди (на неделю Св. Отец) поются три воскресные стихиры 353 . Если же случится великий святой в недели мироносиц, расслабленного, самарянина, слепого, то поются три воскресные стихиры, три стихиры Триоди недели (или праздника) и четыре стихиры святому (Тип., послед. 23-го апр., 8-го мая, аще в неделю мироносиц, расслабленного и др.). Если случится святой храма или великий святой в Неделю Святых отец (7-ю по Пасхе), и храмовый святой в Неделю Всех Святых, то поются воскресные три стихиры, затем Триоди (св. отец) четыре стихиры со Славным 354 и святому из Минеи три стихиры (Тип., послед. 8-го мая, аще в Неделю Св. Отец, см. послед. 25-го мая, аще в Неделю Св. Отец и хр. гл. 52).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Здесь же уставныя замечания о праздновании князю Владимиру, пророку Илии, Борису и Глебу, Успению святыя праведныя Анны, матери Пресвятыя Богородицы, Ярославским и Черниговским чудотворцам, апостолу Филиппу, Александру Невскому, Знамению Богородицы, мученице Иульянии, Савве Сербскому , Трем Святителям, Константину и Елене, Рождеству Иоанна Предтечи, Петру и Павлу, Усекновению главы Иоанна Предтечи, Происхождению честнаго Креста, Флору и Лавру и Александру Свирскому ; 127) о предпразднственных и попразднственных кондаках глаголемых в неделю вместо ипакоя; о предпразднственных и попразднственных тропарях аще случится в неделю со святым имущем тропарь и аще случится купно два праздника в неделю, како глаголются на всяк день с тропарем святого рядового кроме недели; подобает ведати яко в предпразднствиях Рождества Христова и Богоявления и на предпразднствиях Господских праздник аще случится два святителя поется канон празднику со ирмосом; о двою святых имущих два кондака; аще случится святый в субботу имея тропарь; аще случится святый празднуемый на 6 имея полиелеос; 128) о первых богородичнах како глаголются в субботу и в неделю и о святем имущем вход и о богородичнах первых. Далее следуют: 11) чин и устав преподобных и богоносных отец наших на Господские праздники и Богородичны и всех святых, глава 129 (171–192); 12) главы 130–136: последование святыя и великия Четыредесятницы (196–269 об.); 13) уставныя замечания о службе 24 и 26 марта и о том, аще прилучится предпразднство Сретения в неделю мытареву или блуднаго или мясопустную или сыропустную (193–195); 14) главы 137–148: последование Пятидесятницы (270–311 об.): устав о богослужении в неделю Пасхи; во всю Светлую седмицу, в неделю Антипасхи и следующия за нею до недели Всех Святых включительно; в среду Преполовения, в среду шестой недели по Пасхе (отдание праздника Пасхи) и в день Вознесения; 15) глава 149: зачало поста святых апостол (311–313); 16) глава 150: указ о светилнах повселетное (313–314); 17) глава 151: о еже коли поется и когда не поется литея заупокой (314); 18) глава 152: о литии воскресной (314 об.– 315); 19) глава 153: о тропарях и кондаках на всяк день на литургии и о тропарях святых на вечерне (315 об.–316 об.); 20) глава 154: о праздновании Рождеству Богородицы (316 об.–319 об.); 21) глава 155: указ о звоне; потребно есть ведати о особных обителех иде же не бывают бдения всенощная (319 об322); 22) глава 156: указ о тропарях и кондаках на литургиях во всю седмицу (322–325); 23) глава 157: о тропарях и кондаках в неделю на литургии во всю Пятидесятницу (325–329); 24) главы 158 и 159 (последняя без конца): указ о храмех во весь год (329–331).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во вторую наделю вспоминается другая евангельская притча о блудном сыне, изображающая грешника, отпавшего от Бога, изжившего все дары Божии, но потом принятого с радостью Отцом Небесным, когда он, пришедши в раскаяние, возвратился на прежний путь. В эту неделю и в две следующие, кроме упомянутых выше покаянных песней, поется псалом 136-й, изображающий плач иудеев вдали от любезного отечества. В следующую неделю, мясопустную, вспоминается в евангелии страшный суд, ожидающий людей, грозный для грешников и милостивый для праведников. С мыслию о страшном суде естественно соединяется мысль о людях умерших и человек скорбит об участи их за гробом: в утешение его, а также, чтобы не отвлекать в пост мыслей от грехов, церковь в субботу мясопустную совершает поминовение усопших в вере и надежде живота вечного. В субботу сыропустную вспоминается падение праотца Адама, чтобы изображением этого указать верующим пагубные следствия их собственных грехов. В неделю сыропустную, т. е. в последнее воскресенье пред постом, церковь предлагает наставления о посте и о богоугодной молитве, нелицемерной, тайной. Заутра начинается Великий пост . Церковь , предписывая чадам своим проводить все время поста в молитве, воздержании как телесном, от яств, так и душевном, от дурных помыслов, кроме того, для каждой недели поста назначила особые обстоятельства и лица, воспоминание о которых приличествует посту. Именно. В субботу первой недели вспоминается св. Великомученик Феодор Тирон, который в 362-м году по Р. Хр. внушил епископу Евдоксию, чтобы христиане, вместо яств, оскверненных языческими обрядами, употребляли вареную пшеницу с медом. В пятницу на первой неделе эта пшеница освящается и предлагается для вкушения верующим. В воскресенье той же недели церковь празднует восстановление почитания св. икон, совершенное 7-м вселенским собором и, ублажая всех ревнителей православия, подвергает отлучению нарушителей церковных уставов. Во вторую неделю вспоминается св. Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский, который в XIV веке обличил еретика Варлаама, отвергавшего божественность Фаворского света и внутреннее озарение подвижников считавшего делом естественным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

под. В развитии проповедничества истолковательного замечаем хотя некоторый порядок, условленный духовными нуждами предков. а) Наибольшую часть истолковательного проповедничества составляет объяснение евангельских чтений и событий; причем нередко излагаются похвалы праведникам, за их подвиги. Есть и литургические объяснения, касающиеся обрядов богослужения. Хотя эти изъяснения отрывочны, но в связи с толковыми апостолами, евангелиями и пророками составляли достаточную систему изъяснения Св. Писания. Поучения этого рода только по форме своей принадлежат к истолковательному отделу, а по содержанию они составляют, по большой части, продолжение церковно-исторического проповедничества. В приводимых проповедниками примерах можно усматривать намеки на современные нравы. Изложение предметов часто картинно и усиливает впечатление и назидание. Златая цепь (серг. лавры). В неделю мытаря: притча изъяснена подобиями. «Мытарь и фарисей – два конника. Фарисей запряг два коня, да постигнет жизнь вечную; один – молитвы, поста и милостыни, а другой – гордости, величия и осуждения. Гордость запнула добродетели, законная колесница разбилась, и погиб самолюбивый всадник». В неделю блудного: притча объяснена просто: «два сына – праведники и грешники; отец их – Бог . Голод – удаление от причастия. Праведники дивятся благости божией и не завидуют спасенью грешных». В неделю мясопустную изъяснено чтение о страшном суде. Во вторую неделю великого поста проповедник называет этот пост десятиной года, посвященою Богу; перечисляет праведников, приобретших постом духовные блага, и грешников, погибших от невоздержания. В конце этого, равно как и первого слова, кратко обличает клеветы, ссоры и другие страсти. В пятую неделю поста разъяснено чтение об Иакове и Иоанне, просивших первенства, и предложены нравственные наставления, понятно, но неискусно. Эти слова близки к началу христианства в России и ложно усвоены Златоусту 192 . Златоустник. В неделю блудного, слово второе; притча объяснена по греческим схолиям. Подобное слово есть в Златой цепи. И пятую неделю великого поста – слово 43 – разъяснено дневное евангелие: не причащающиеся уподобляются неверным и армянам. Подобное слово – в Златой цепи. В неделю самаряныни – 68 Златоуста (некоторые мысли как будто взяты у него). Слово 28 Григория Богослова о божественной службе; исполнено странных мыслей. «Ангелы присутствуют на литургии, осеняют алтарь, участвуют в совершении таинства» и т. под. Тоже слово и в Златой цепи. Ангелова повесть св. Василия; отрывок из объяснения литургии, с нравственным приложением 193 . 73 Златоуста, о сошествии Св. Духа, составлено из разных выписок. Слово истолковано: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас»; пространно изъяснено каждое слово молитвы 194 . Слово Ефрема о книжном учении 195 ; объясняет, в чем состоит правая вера, из каких писаний следует черпать истинные знания и перечисляет еретические книги. «Господь учил учеников своих, как молиться»; толкование молитвы господней... 196

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

928 При пении на утрени «Непорочны», каждение бывает (См. выше) при закрытых Царских дверях. Иерей и диакон выходят для каждения северными дверьми (Тип., гл. 2 и 22). 930 В Типиконе, в последовании мясопустной субботы, сказано: «Аще ли прилучится храм некоего святого или святой в сий день, и служба субботы поется в гробнице токмо, а в храме поется служба храма». Под гробницей можно разуметь и притвор, в котором положено совершать последование об усопших, после отпуста вечерни (Тип., гл. 14). Также, если случится Сретение Господне (2-го февраля) в субботу мясопустную – служба субботы переносится на вторник или четверг мясопустной седмицы (Тип., 2 февр.). Но если праздник Обретения главы св. Иоанна Предтечи (24-го февр.) случится в мясопустную субботу, то служба праздника переносится на пяток мясопустный (Тип., послед. 24 февр.). Празднование в память освобождения крестьян от крепостной зависимости, 19 февраля, случившееся в субботу мясопустную, переносится по указанию Св. Синода (Церк. Вед. 1905 г., 5), на Неделю (воскресение) мясопустную. 931 В сырную седмицу запрещается вкушать мясо, а дозволяется – сыр и масло, с целью – мало-помалу приучать отступать от приятных яств и без печали приходить к воздержанию поста. Такой древний обычай (см. свидетельство о нем Феофила, Патриарха Александрийского, V века, у Свицера – слово τυροφγο) получил силу закона со времен греческого императора Ираклия (610–640), воевавшего с Хозроем и обещавшего Богу, при благополучном окончании войны, не вкушать мяса в Неделю пред Великим постом. Св. Церковь и по прекращении войны исполняла желание императора (Thesavrus Sviceri τυριν). 932 В книге: «Чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе», сказано, что в сырную Неделю «архиерей после вечерни знаменается у святых икон и благословляет крестом властей и всех, ту прилучившихся» (Чин священносл. см. о сырн. нед.). В рукописном уставе 1645 года Московской Троицкой лавры указан для начинающих говеть такой чин благословения от игумена: «Отпустя вечерню клирошане на первом клиросе запоют славник храму, а на левом: Послан бысть, да на сходе: Владычицу большую.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Так в том же Кондакарии имя Романа носят кондаки и икосы на Пасху («Аще и во гроб»), в неделю мясопустную («Егда приидеши Боже») и субботу мясопустную (1-й кондак не нынешний) — по 1 кондаку и 24 икоса; на 6 янв., 17 дек. (пр. Даниилу), 29 июня, в неделю крестопоклонную, в великий пяток, на вознесение и на Пятидесятницу — по кондаку и 18 икосов, включая и утерянные (как показывают недостающие буквы акростиха); 2 февр. и на неделю ваий — кондак и 16 икосов, всем свв. — кондак и 13 икосов, и 1 ноября — кондак и 4 икоса. В других Кондакариях есть с именем прп. Романа в надписании или акростихе кондаки и икосы на следующие праздники и в следующем количестве: 1 сент. — 28, 6 янв. — 13, в Великий понедельник 20, в Великий вторник — 23, в Великую среду — 20, в Великий четверг — 25, на отрицание Петра (на страстях) 24, Великую пятницу (другие) — 24, в неделю антипасхи — 21, 29 августа 20, 8 сентября — 12, 6 декабря — 26, 1 ноября — 14. Количество икосов в первом сборнике более или менее отвечает важности праздника. Что же касается икосов в других сборниках, то в принадлежности некоторых из них прп. Роману можно сомневаться, даже если в акростихе его имя [ 81 ], но самое количество из показывает, что они возникли в ту эпоху, когда кондаки и икосы занимали тоже положение при богослужении, как при св. Романе, т. е. при господстве кондакарного строя на богослужении. И акафист по случаю избавления Константинополя от нашествия аваров при имп. Ираклии, составлявший собою всю ночную службу, был не какой-либо экстраординарной службой, а обычной для того времени; необычно на нем было только то, что он вест выслушан был стоя. — Св. Роман нашел, конечно, себе подражателей, новых творцов кондаков и икосов, и эти подражания могли продолжаться во весь период кондакарного строя богослужения, до тех пор, пока «канон», новый род песнопения, не вытеснил собою этой системы, так как она, в свою очередь вытеснила когда-то тропарь (а тропарь может быть явился на смену антифона). в Том же Кондакарии есть в таком же количестве икосы и с именем других творцов, при том в акростихе с именем Космы (на Успение кондак «В молитвах неусыпающую» и 21 икос), знаменитого творца канонов, которому естественно было начать свою гимнографическую деятельность с подражания старым образцам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010