299 Посему, когда в Типиконе (например, 13-го сентября) сказано, что после прокимна глаголются «ектении», то разумеются обе ектении, – и та вечерня есть великая. Но если в Типиконе сказано: «ектения и отпуст» (например, 24 февраля в сырную сед.), то разумеется вседневная вечерня. 300 В 47-й главе Типикона, где показывается различие служб в праздники великие, средние и малые, средние праздники с полиелеем отличаются от малых тем, что на вечерне, которая в Типиконе называется великою (Тип., послед. 14-го и 16-го ноября), стихословится первый антифон первой кафизмы: «Блажен муж». На великой вечерне на воскресные дни положено стихословить всю первую кафизму (Тип., гл. 2). Но бывают случаи, когда 1-й антифон 1-й кафизмы поется и на вседневной вечерне, именно, когда вседневная вечерня отправляется вместо великой – в некоторые приготовительные дни к Великому посту, или в пост, так 1-й антифон: Блажен муж поется: 1) В мясопустную Неделю (воскресение), если за сим в понедельник случится праздник с полиелеем (24-го февраля), но не с бдением (30-го января); ибо в последнем случае совершается вечерня великая. 2) В пяток сырной, если в субботу будет праздник святому с полиелеем (24-го февраля) или святому с бдением (30-го января). 3) В вечер Недель (воскресений) 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц Великого поста, если в понедельник случится празднование святому с полиелеем (24-го февраля и 9 марта), но не храмовой праздник. Иногда же и на великой вечерне не положено стихословить «Блажеин муж», так: 1) на 13-е сентября и на день Преполовения; 2) на Господские двунадесятые праздники, случившиеся во вторник, среду, четверток, пяток и субботу, но не в воскресение и не в понедельник (Тип., послед. 14-го сентября). 301 Вход назначено совершать на великой вечерне (Тип., гл. 2, 7 и др.). Но он бывает иногда и на вседневной, например: 1) В вечер Недель (воскресений): сырной, 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 5-й седмиц. «Вход бывает, – сказано в Типиконе: – ради великих прокимнов» (послед. вечера сырной Недели).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

поста; если в следующие за этими неделями понедельники случится Благовещение, то поётся прокимен дне (о вечере нед. Ваий см. 587 стр. печатного оригинала). Во всю Пасхальную седмицу, в вечер недель ап. Фомы и Пятидесятницы тоже полагаются великие прокимны. Все эти прокимны находятся в службах указанных дней. «Великими» называются эти прокимны потому, что имеют пред собою по 3 стиха, вследствие чего они и поются продолжительнее, нежели прокимны, имеющие пред собою только один стих. На все воскресные дни всегда поётся один и тот же великий прокимен: «Господь воцарися, в лепоту облечеся», со стихами: 1) «Облечеся Господь в силу и препоясася», 2) «Ибо утверди вселенную, яже не подвижится», 3) «Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний». На малой вечерне на воскресенье тоже поётся этот прокимен, но только с одним 1-м стихом, а потому он и не называется «великим». Такого же рода прокимны, т.е., с одним стихом, полагаются во все прочие дни года, кроме случаев, указанных выше, когда поются прокимны великие. Эти прокимны находятся в Часослове и Служебнике, а в Сырные среду и пяток и в седмичные дни Великого поста, кончая Страстным пятком, – в Триоди. – В Страстную субботу после «Свете Тихий» прокимна не положено (см. 617 стр. печатного оригинала). – «Аще прилучится 40-ца (т.е., Рождественский пост), или Аллилуиа» (Часосл.), назначаемое Уставом также и в некоторые дни Петрова и Успенского постов (см. 190–191 и 455 стр. печатного оригинала), на вечерне, накануне вторн., среды, четв. и пятка (см. Часосл. и сн. 9 гл. Уст.), поётся «вместо прокимена Аллилуиа» (Уст., 9 гл.; сн. ниже, примеч. к табл. утр.); «в неделю же и в пяток вечера никогдаже поется Аллилуиа» (Часосл.), кроме заупокойной службы в пяток вечера на субб. Мясопустную и пред Пятидесятницей, на каковых службах положено петь «Аллилуиа» (см. 541 и 674 стр. печатного оригинала); во все же прочие пятки вечера, если бы даже в субботу совершалась заупокойная служба, поётся прокимен (см. Уст., 13 гл.). – Все поемые перед паремиями в среду и пяток Сырные и в седмичные дни Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Из-за постоянного использования за богослужением Триоди ту часть года, к-рая содержит памяти и праздники Г. п. б. к., называют также «периодом пения Триоди» в отличие от «периода пения Октоиха» - всего остального времени года ( Розанов. Устав. С. 10). Устав богослужения Г. п. б. к. описывается в 2 главах Типикона - 49-й (для Триоди Постной) и 50-й (для Триоди Цветной). 51-я глава содержит устав апостольского (Петрова) поста, начинающегося сразу после Недели всех святых. Господские праздники в составе Г. п. б. к. Основную структуру Г. п. б. к. формируют неск. важнейших в году Господских праздников . Главный из них - Пасха, «праздников праздник»; вслед за ней по значимости идут 3 двунадесятых Господских праздника Г. п. б. к.: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи), Вознесение Господне (через 40 дней после Пасхи), Пятидесятница (называемая также Троицей, воспоминание Сошествия Св. Духа). К Господским двунадесятым праздникам примыкает неделя Антипасхи , к-рая хотя и не относится формально к двунадесятым праздникам, но близка к ним по своему уставу. Также к Господским праздникам Г. п. б. к. относится Преполовение Пятидесятницы (уставные особенности его богослужения позволяют отнести Преполовение к средним или даже к малым праздникам, тем не менее Преполовение имеет 7-дневное попразднство с отданием), а в широком смысле - все воскресенья Г. п. б. к. Воскресные дни Г. п. б. к. являются важнейшим элементом его структуры. Тема, заданная в богослужении того или иного воскресенья, часто становится темой всей следующей седмицы. Среди недельных памятей Г. п. б. к. можно выделить 3 основные категории. К 1-й принадлежат недели, темы богослужения к-рых связаны с евангельскими чтениями воскресной литургии. В Г. п. б. к. 6 таких недель, 3 до Пасхи: Мытаря и фарисея неделя (литургийное Евангелие: Лк 18. 10-14), Блудного сына неделя (литургийное Евангелие: Лк 15. 11-32), Мясопустная неделя , или Неделя о Страшном Суде (литургийное Евангелие: Мф 25. 31-46) - и 3 после: Расслабленного неделя (литургийное Евангелие: Ин 5. 1-15), Самаряныни неделя (литургийное Евангелие: Ин 4. 5-42), Слепого неделя (литургийное Евангелие: Ин 9. 1-38).

http://pravenc.ru/text/165231.html

После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. После 3-й Славы: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды. Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая. При стихословии: Слава и ныне, и Аллилуиа, трижды.Ектения малая одна, если один антифон; если же три антифона кафизмы, то по каждом антифоне малая ектения и особый возглас.По 1-й: Яко Твоя держава.По 2-й: Яко благ и человеколюбец.По 3-й: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати. Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 4 Возглас: Яко Твоя держава.Господи Воззвах Стихиры на «Господи воззвах», на 6 Возглас: Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 (в седмичные дни) и на 10 (в недели). Яко Твоя держава. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах», на 6 и на 8. Господи ВоззвахСтихиры на «Господи воззвах» воскресные на 6 и Минеи на 8, или воскресные на 4 и Минеи на 6 (если святой с бдением или полиелеем). В седмичные дни – Минеи на 6 или на 8. Слава и нынеБогородичен или стихира. Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход (иногда) Слава и нынеБогородичен или стихира.Вход – в вечер недель (воскресений): 1, 2, 3, 4, 5 седмиц и недели ваий. Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Слава и нынеБогородичен воскресный по гласу Славы, в субботу – воскресен настоящего гласа или стихира предпразднства или попразднетва. Вход Свете тихий Свете тихий Свете тихийВонмем (особ. кн. 1-й седм.) Свете тихийВонмем (Тип., гл. 7).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Свете тихийВонмем (Тип., гл. 2).Иерей: Мир всем. Диакон: Премудрость, вонмем (Тип., гл. 2 и 3). Прокимен дне. Прокимен дне или Аллилуиа в субботы мясопустную и пред Пятидесятницей. Прокимен паремии (Тип.); в 1, 2, 3, 4, 5 –прокимен великий, в неделю ваий – прокимен дне.Премудрость. (Того-то) чтение. Вонмем (особ. кн. 1-й седм.) Чтение паремии (из книги Бытия). Вонмем.Прокимен паремии. Премудрость. (Того-то) чтение.Вонмем.Чтение паремии (из книги Притчей).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Совершение панихиды после литургии в качестве дополнения к общественному богослужению несоответственно и по времени. Самое название «панихида» по переводу с греческого означает службу всенощную. Поэтому она может быть после вечерни, как всенощное бдение должно быть после малой вечерни. Она может быть во время, предназначенное для утрени или близкое к нему, так как панихида по своему строю есть сокращенная утреня. Но как совершать панихиду – СЛУЖБУ «ВСЕНОЩНУЮ» в обеденное время, близкое к полудню, около которого должна оканчиваться литургия, «обедня», предобеденная служба? 430 ЗАМЕНА НА ЛИТУРГИИ ПОЛОЖЕННОГО ПО УСТАВУ ЗАУПОКОЙНЫМ Как ради поминовения усопших на литургии не может и не должно быть никаких дополнений, кроме разрешаемых уставом, так, с другой стороны, и на заупокойной литургии обязательно исполнение всего положенного на данный день по уставу. Поэтому совершенно незаконно наблюдаемое нередко опущение всех тропарей и кондаков и замена их только заупокойными, изо дня в день повторяемыми; опущение рядовых апостола и евангелия и замена их также из недели в неделю повторяемыми заупокойными шестью зачалами из апостола и пятью евангельскими. О таком порядке (или, вернее, беспорядке) можно сказать то, что Типикон говорит о чтении изо дня в день апостолов и евангелий вместо рядовых только святым по месяцеслову: «СИЕ ОТ СВОЕГО НЕРАЗУМИЯ, А НЕ ПО ЦЕРКОВНОМУ УСТАВУ» 431 . То, что положено по уставу в качестве обязательного на данный день, и на заупокойной литургии должно быть исполнено в первую очередь неопустительно и точно. А заупокойное, когда это разрешается, может быть присоединено в качестве дополнения к основному и обязательному. Даже при исключительно заупокойных службах в субботы мясопустную и Пятидесятницы, заупокойные апостол и евангелие поставляются на втором месте, присоединяясь к рядовым, а не заменяя их. Так же и в три поминальные субботы Великого поста. Тем более во всякое другое время заупокойное не может назначаться в замену рядового, дневного. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ В ВЕЛИКОМ ПОСТЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Если Сретение случится в Сырную Неделю, т.е. в канун Великого Поста, то праздник не имеет попразднства и отдания. Если праздник случится в понедельник первой седмицы Великого Поста (самая поздняя дата празднования), то служба праздника переносится на Неделю сыропустную 117 . Праздник Сретения, как правило, имеет один день предпразднства и семь дней попразднства, всего празднования – 9 дней (если это время не будет сокращено Великим Постом. В этом случае Сретение празднуется столько дней, сколько остается до начала Великого Поста). Предпразднство обычно бывает 1/14 февраля; если оно случится в мясопустную субботу, то служба его переносится на мясопустную пятницу. Попразднство имеет обычно отдание 9/22 февраля, но иногда день отдания смещается ближе к празднику. Как правило, отдание не бывает в субботу и Неделю мясопустные, среду и пятницу сыропустные – оно переносится на другой день. Поэтому, если праздник случится на седмицах блудного сына, мясопустной и сыропустной, – попразднство (с днем отдания) бывает менее 7дней. В воскресенье сыропустное полагается праздновать отдание только в том случае, если праздник Сретения случится на сыропустной седмице близко к сыропустному воскресенью, а именно: в четверг, пятницу или субботу. Если праздник Сретения случится: в Неделю о блудном сыне, понедельник или вторник мясопустной седмицы, – отдание бывает в пятницу той же мясопустной седмицы (а все попразднство: 5,4, 3 дня); в среду, четверг, пятницу и субботу перед Неделей мясопустной, – отдание бывает во вторник сырной седмицы, то есть не переступает за сырную среду; в Неделю мясопустную или в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в сырный четверг; во вторник или среду на сырной седмице, – отдание празднуется в сырную субботу; в четверг, пятницу или субботу сырной седмицы, – отдание празднуется в сыропустную Неделю. Праздник, случившийся в сыропустную Неделю, празднуется один день и попразднства не имеет. Второй день праздника (3/16 февраля) Церковь посвящает памяти участников события: святых праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (служба шестиричная).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

В 8 веке Феодор Студит написал канон на неделю мясопустную, ныне исполняемый в этот день. Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворениями ближним. Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются. Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению. Словами Апостола, читаемыми в неделю мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1 Кор. 8, 8–13); и следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю мясопустную. Седмица сырная. Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною, потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже»преддверие покаяния, предпраздненство (πυοερτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная. В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В 8 веке Феодор Студит написал канон на неделю мясопустную, ныне исполняемый в этот день.    Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном суде Православная Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворениями ближним. Ибо Господь произнесет последний суд свой преимущественно по делам милосердия и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми и тело и душа ближних облегчаются.    Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного суда, Церковь в неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся посту сокращением пищи и страха ради судного, ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.    Словами Апостола, читаемыми в неделю мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестью (1 Кор. 8:8—13); и следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю мясопустную.     Седмица сырная.    Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется сырной, а в просторечии масляною, или масленицей, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и сыропустною, потому что ей оканчивается перед Четыредесятницей употребление сырной пищи. Своим богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу сырную Церковь внушает нам, что эта седмица есть уже " преддверие покаяния, предпраздненство (πυοερτιον) воздержания, светлое предчувствие поста, седмица пред очистительная. В эту седмицу Церковь предочищает нас телесно и духовно, предварительным воздержанием и постом, соответственным времени богослужением и примирением взаимным, или обычаем взаимного прощения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

171). В честь третьего (муч. Никифора) в Месячной Минее под 9 числом февраля месяца помещен канон и несколько других песнопений. Но под тем же числом указаны песнопения отданию Сретения Господня, и если отдание 9-го именно числа и празднуется, на какой бы седмице это ни случилось, то ни на вечернем, ни на утреннем богослужении ни одно из песнопений в честь муч. Никифора не поется, а все отданию. В данном случае на повечерии накануне отдания надобно петь канон сего мученика. А так как отдание Сретения 9-го февр., а не в другой день, празднуется в том случае, когда 9-е число бывает в пяток Мясопустный и ранее (но не позднее); то ясно, что иногда на повечерии понедельника, вторн., среды и четверга Мясопустной седмицы надобно петь канон муч. Никифора. б.) Те святые, на день памяти которых будет перенесено либо заупокойное богослужение Мясопустной субботы, либо праздничное одного из последующих дней. Заупокойное богослужение субботы переносится на Мясопустный четверток 803 в том случае, если в эту субботу случатся праздники Сретение Господне или храмовой (Тип., мр. гл. 2 февр., л. 173 на об.; хр. гл. 26, л. 417). Из праздничных служб переносятся: а.а) в честь Трех святителей, 30 января; б.б) в память Обретения главы Предтечи, 24 февр., либо на Мясопустный пяток в том случае, если сии праздники случатся в Мясопустную субботу, либо на Сырный вторник, если они случатся в Сырную среду, либо, наконец, на Сырный четверток, если случатся в Сырный пяток (Тип., л. 166 на об., 167, 188 на об. и 189); в.в.) отдания праздника Сретения Господня 9 февраля. Если праздник Сретения Господня будет в неделю Блуднаго, понедел. и вторник Мясопустной седмиц, то отдание празднуется в пяток Мясопустной седмицы, т. е. в первом случае 7 февр., во втор. 6-го, в третьем 5-го; если праздник Сретения Господня будет в среду, четверток, пяток и субботу Мясопустной седмицы, то отдание празднуется во вторник Сыропустной седмицы, т,-е. в первом случае 8 февр., во втором 7-го, в третьем 6-го, в четверт. 5-го; если праздник Сретения Господня будет в нед.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Главные мысли положенных на этот день церковных песнопений суть следующие: а) страшные явления и переворот природы физической в последний день мира; б) явления мира духовного в тьмах тем ангелов; в) гнев Судии к грешникам; г) трепет этих последних; д) милосердие к праведникам и радость их; е) картины рая и ада; ж) добродетели, ведущие в царствие Божие и проч. Значит, в богослужении недели мясопустной заключается, между прочим, и грозная проповедь против беспечных христиан, предостерегающая их от излишней и преступной надежды на милосердие Божие и напоминающая о Его также бесконечном правосудии. Перед воспоминанием в неделю мясопустную страшного суда Св. Церковь почла также нужным, по приличию времени, молиться об усопших чадах своих, имеющих некогда предстать страшному суду Божию, и потому она положила совершать заупокойную службу в субботу перед неделей мясопустной. Здесь Церковь молится за всех, от века почивших, чтобы ни одна душа не явилась тощей на суде, особенно молится она о скончавшихся напрасной смертью. В песнях церковных этого дня исчислены все виды и случаи нечаянной смерти, и за всех несчастных, подвергшихся какой-нибудь из них, Церковь усердно молится, а напоминанием о внезапной кончине, могущей каждого из нас постигнуть, снова побуждает к покаянию. Надобно заметить при этом, что, начиная с недели мытаря и фарисея до субботы и недели мясопустной, в прочие простые дни, кроме только воскресных дней, богослужебных особенностей в указанном характере не полагается. Но с недели мясопустной – вся сырная седмица, не говоря о неделе сыропустной, как ближайшая к посту, в службах своих церковных получает и характер великопостный. Седмица эта называется сырной потому, что устав церковный запрещает употреблять в это время мясную пищу, а разрешает только сырную и молочную, приготовляя таким образом постепенно к Великому посту, чтобы он не показался тяжелым для немощной плоти нашей. В церковных песнопениях понедельника сырного эта седмица прямо называется приготовлением к посту и покаянию. Да и вообще во все дни этой седмицы (в стихирах и канонах) восхваляется пост, и изображаются спасительные плоды его. Подобно службам великопостным, в среду и пяток, Литургии не бывает, а совершаются великопостные часы с поклонами и молитвой св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» и проч. В субботу сырную прославляются святые подвижники, преподобные отцы и матери, просиявшие в мире подвигами поста, молитвенного бдения и всех добродетелей. В стихирах и каноне утреннем воспето и исчислено около двухсот угодников Божиих с различными наименованиями их подвигов. Эти великие подвижники представляются, конечно, в пример желающим вступить на подвиг поста и покаяния, и, во всяком случае песенное прославление их есть также проповедь , призывающая к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010