III. Воскресное богослужение § 31. Воскресное Богослужение Воскресное богослужение, или (по октоиху) Богослуженье недели (т.-е. недельного дня) есть праздничное в кругу седмичном, и молитвословия и песнопения поются в большей части из октоиха, нежели из минеи. Оно бывает со всенощным бдением и без бдения. С Пасхи до Воздвижения положено совершать на воскресные дни всенощное бдение с малою пред ним вечернею; а с Воздвиженья до Пасхи, если не случится в воскресенья великих праздников со бдением, положено совершать с вечера великую вечерню с 9-м перед нею часом и повечерием после нее; а утром – воскресную полунощницу и утреню с 1-м часом. Утреня совершается с полиелеем, если воскресенья будут стоять от 22-го сентября до 20 го декабря, и от 14-го января до недели сырной (кроме недели мытаря и фарисея) – и без полиелея; но со чтением Евангелия, если воскресенья будут стоять от недели сырной до 22-го сентября, и от 20-го декабря до 14-го января. Вместо полиелея поются тогда непорочны или псалом 118-й. Когда в воскресные дни надлежит петь полиелей и вместо него непорочны – это указывается в следующем порядке времени года, начиная с недели ап. Фомы: а) в неделю ап. Фомы – полиелей без паримий, б) в следующие недели до Пятидесятницы – непорочны, в) в Пятидесятницу – полиелей, г) с недели всех святых до 21-го сентября – непорочны, д) с 22-го сент. по 20-е декабря – полиелей, е) с 20-го дек. по 14-е янв. – непорочны, ж) с 15-го янв. до недели мытаря и фарисея – полиелей, з) в неделю мытаря и фарисея – непорочны, и) в неделю блудного сына, мясопустную и сыропустную – полиелей с присоединением пения псалма: «На реках Вавилонских», и) с 1-й недели Великого поста до 5-й включительно – непорочны, к) в неделю Ваий – полиелей. Примеч. Если в какие недели случится празднование святому с подиелем или бдением, то всегда поется полиелей. Чинопоследование воскресного богослужения I. Со всенощным бдением II. Без бдения С вечера сперва совершается служба 9-го часа, потом – малая вечерня, а после нее – всенощное бдение, – днем часы и литургия 1. Девятый час совершается по обычному чину, а затем без отпуста часа – малая вечерня.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Разделы портала «Азбука веры» Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения В Избранное Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1й глас, в следующую седмицу на 2й, затем на 3й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души. Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется: Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин , но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.

http://azbyka.ru/oktoix-ego-postroenie-p...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Бог желает не осудить, а спасти нас 7 марта 2021 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На Литургии на сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения владыка обратился к присутствующим c архипастырским словом: “Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Чем грозит нам Страшный суд, и почему за неделю до начала Великого поста Церковь вспоминает о Страшном суде ? Существует такое понятие, как правосудие. В нашей земной реальности это означает, что если человек совершил преступление, то он должен понести за это соответствующее наказание. Чем тяжелее преступление, тем серьезнее наказание. Весь Уголовный кодекс, вся система уголовного права построена на этом принципе. Конечно, в земной жизни правосудие совершается далеко не всегда. Иной раз преступление остается нераскрытым, и человек, который должен сидеть в тюрьме, находится на свободе. Или же в преступлении обвиняют невиновного, и он отбывает тюремный срок, в то время как реальный преступник  находится на свободе. Когда мы говорим о Божественном правосудии, то, прежде всего, мы говорим и о человеческих грехах. Грехи – это преступления против правды Божией, которые отдаляют нас от Господа и лишают Царствия Небесного. Каждый из нас совершает грехи бессчётное количество раз. Грехи бывают самые разные – тяжкие и менее тяжкие, кажущиеся нам повседневными и обыденными. Есть грехи, которые мы совершаем у других на виду, а есть, напротив, наши грехи, которые не видят люди, но видит Бог.

http://mospat.ru/ru/news/86666/

12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5-й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей... в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49-я, 1-е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 3, Триоди, глас 1-й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8-й: «Вседержителю Господи...», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори...». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3-й: «Мытаря и фарисея различие...» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима...» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии...» (см. на стиховне великой вечерни). По Трисвятом – тропарь Богородицы (Иверской иконы), глас 1-й (трижды) .

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-25/

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Александро-Невского храма при МГИМО Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Александр Бригадов, Платон Конухов. 6 марта 2016 г. 16:45 6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского — Патриаршего подворья при Московском государственном институте международных отношений (университете) МИД России. Затем Святейший Владыка возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили:  митрополит Волоколамский Иларион , председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата;  митрополит Рязанский и Михайловский Марк , председатель  Финансово-хозяйственного управления  Московского Патриархата;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель  Административного секретариата  Московской Патриархии;  епископ Подольский Тихон , управляющий  Северо-восточным викариатством   Московской городской епархии ;  епископ Северобайкальский и Сосново-Озерский Николай ;  епископ Богородский Антоний , руководитель  Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа столицы, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве;  игумен Филипп (Рябых) , представитель Московского Патриархата при Совете Европы, настоятель прихода Всех святых в Страсбурге; протоиерей Димитрий Рощин, начальник управления по работе с общественными объединениями и организациями  Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ , настоятель храма святителя Николая Мирликийского на Трех Горах; протоиерей Серафим Недосекин, настоятель Свято-Георгиевского храма-памятника на Поклонной Горе; протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО; духовенство города Москвы. На богослужении присутствовали: Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками; В.И. Ресин, депутат Государственной Думы ФС РФ, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства; Г.Б. Карасин, статс-секретарь, заместитель министра иностранных дел РФ; А.В. Торкунов, ректор МГИМО МИД России; А.В. Богомаз, губернатор Брянской области; А.О. Александров, префект Западного административного округа города Москвы; С.Г. Малышев, вице-президент ГМК «Норильский никель».

http://patriarchia.ru/db/text/4390672.ht...

Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Приготовительные недели к святому Великому Посту Вы уже почувствовали изменение воздуха и яркость солнца в просветах февральских туч, трепет в природе и ожидание весеннего чуда? Каждый год ожидаем с нетерпением эти перемены природы и в души. Что же такое весна души? Таяние глыб льда окаменевшего сердца, омовение грехов слезами покаяния, светлая радость встречи Воскресшего Спасителя… Весна души христианской — Великий пост , ведущий к Святой Пасхе . Вот и в Церкви Христовой уже предчувствие Великого Поста и Пасхи : начинаются подготовительные седмицы к посту, читаются особые Евангельские чтения, поются дивные песнопения. Не оставляет вниманием Церковь и телесную жизнь своих чад и премудро устрояет постепенное вхождение в поприще Великого Поста . Четыре подготовительных воскресных дня и три седмицы между ними: сплошная седмица мытаря и фарисея, когда нет постных дней, за ней следует неделя о блудном сыне и «пестрая»седмица, когда постимся в среду и пятницу, а в субботу вместе со всеми православными празднуем Вселенскую родительскую (поминальную) субботу ; последняя неделя перед постом особенная мясопустная, сырная или Масленица . Неделя мытаря и фарисея Фарисейски кто живет, (от) церкви далече бывает. (из Богослужения Недели о мытаре и фарисее) Лук.18:10-14 Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://pravmir.ru/gotovimsya-k-velikomu-...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 февраля 2024 года 12. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5й. Иверской иконы Божией Матери. Свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского. Свт. Мелетия, архиеп. Харьковского. Начало Постной Триоди. Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления). Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха и службы Триоди в соединении с бденной службой в честь Иверской иконы Божией Матери (А) , а также в соединении с бденной службой свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца (Б) . Примечание. При совершении богослужения следует руководствоваться 1й Марковой главой Типикона под 30 января: «Подобает ведати, аще случится Триех святителей… в Неделю мытареву, или блуднаго, или мясопустную». Служба свт. Мелетия, архиеп. Антиохийского, поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49я, 1е «зри») . А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5й – 3, Триоди, глас 1й – 3 (первая стихира – дважды), и Богородицы (Иверской иконы) – 4. «Слава» – Триоди, глас 8й: «Вседержителю Господи…», «И ныне» – догматик, глас 5й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы (Иверской иконы) – 3. На литии стихира храма и Триоди (см. на хвалитех) . «Слава» – Триоди, глас 3й: «Мытаря и фарисея различие…» (см. славник литийных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы; см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 5й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима…» (см. славник стиховных стихир Триоди), «И ныне» – Богородицы (Иверской иконы), глас тот же: «Приидите, вси монаси и мирстии…» (см. на стиховне великой вечерни).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Скачать epub pdf ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА Приготовление к Святой Четыредесятнице начинается вскоре после праздника Богоявления Господня, в соответствии с тем, что Господь Иисус Христос вскоре после Своего Крещения удалился в пустыню для поста, в воспоминание о котором и установлена Четыредесятница. Собственно Четыредесятницу предваряют четыре подготовительных Недели: Неделя (без седмицы) Мытаря и фарисея; седмицы и Недели: о блудном сыне, мясопустная и сыропустная («сырная»). В продолжение подготовительных недель Церковь приучает христиан к подвигу поста постепенным усилением воздержания. После Сплошной седмицы восстанавливаются посты в среду и пятницу, затем запрещается вкушать мясную пищу, но дозволяется употреблять молочную пищу в среду и пятницу. Такое особое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Святители IV века Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский и другие отцы Церкви оставили беседы и слова, сказанные ими в преддверии поста еще не наступившего, а только ожидаемого. Каноны и многие другие песнопения, в которых раскрывается значение приготовительных недель, составлены в VIII веке. Преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную, а в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский написал канон на Неделю о Мытаре и фарисее. СОДЕРЖАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ НЕДЕЛЬ СВЯТОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Приготовляя верующих к Святой Четыредесятнице, Церковь в своих службах поступает, как военачальник, ободряющий мудрым и благовременным словом воинов на брань. Поэтому в приготовительных службах Церковь говорит то, что может расположить верующих к посту, покаянию и духовному подвигу. В своих священных воспоминаниях она восходит и к первым дням бытия мира и человека, к блаженному состоянию прародителей и их падению, чтобы показать начало греха и обратить нас к Богу. Для пробуждения чувства покаяния и сокрушения о грехах в дни приготовительных недель поются на утрене перед каноном умилительные покаянные стихиры: «Покаяния отверзи ми двери... На спасения стези настави мя, Богородице... Множество содеянных мною лютых...».

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Куда пойти на Масленицу в Москве Куда пойти в выходные на Масленицу? 9 марта, 2016 Куда пойти в выходные на Масленицу? Масленица, Блинница, Объедуха — так в просторечии именуют Сырную (мясопустную) седмицу, последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Богослужения этой недели призваны помочь верующим подготовиться к посту и примириться с ближними. В церковных службах уже появляется постовой характер: начиная со вторника, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, а в среду и пятницу не совершается Божественная Литургия. Однако по народной традиции на Жирной неделе, как ее еще называли, происходили самые веселые гулянья и пышные застолья. Куда пойти в выходные на Масленице в Москве? За каждым днем Масленицы, которая в 2016 году приходится на 7-13 марта, было закреплено свое символическое значение. Каждый день имел название, а апофеозом становились гуляния с катаниями на санях, кулачными боями и взятием снежных крепостей. Всю неделю принято было ходить в гости, прежде всего к родственникам, угощать друг друга блинами. Их пекли с понедельника и до конца недели. Не забывали делиться блинами с нищими и бродягами, которых просили поминать усопших. Сами гуляния приходились на последние два дня недели и завершались сжиганием соломенного чучела Масленицы. В выходные, 12 и 13 марта, по случаю Масленицы в Москве запланированы многочисленные праздничные программы, которые пройдут почти во всех столичных парках. Скоростное выпекание блинов, народные игры и мастер-классы, квесты, выступления фольклорных коллективов и дегустация блинов – общая программа для всех парков на эти выходные. Впрочем, из-за «длинных выходных» по случаю 8 марта на некоторых московских площадках праздник начнется раньше обычного. Уже в понедельник 7 марта откроются масленичные ярмарки и базары на ВДНХ и в Воронцовском парке; ежедневно в 19.30 на Манеже будет проходить световое шоу «Окно в город». Власти Москвы в этом году подготовились лучше обычного и запустили сервис « Окно в город ». В интернете можно будет смотреть прямые трансляции с 18 площадок Москвы, среди которых ВДНХ, Парк Горького и «Музеон», Патриаршие пруды, «Царицыно», Лианозовский, Таганский, Гончаровский и Тушинский парки, площадь Кузнецкого моста, сад имени Баумана и многие другие.

http://pravmir.ru/kuda-poyti-na-maslenit...

Названия недели — масленица, ‘сырная’, мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. 24 февраля. ПРАВМИР. В России сегодня началась масленичная неделя, которая предваряет Великий пост. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи. Названия недели — масленица, «сырная», мясопустная — указывают на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступит 3 марта. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно употреблять остальные непостные продукты. Также пост в среду и пятницу отменяется. В среду и пятницу сырной седмицы совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами. Так церковный устав постепенно подводит христианина к Великому посту. В России масленица сохраняет характер народного гулянья с различными увеселениями, играми, уличными забавами. Основным угощением Масленицы являются блины, вся неделя именуется в народе «честная, широкая, веселая, боярыня-масленица, госпожа масленица». Масленица завершается Прощеным воскресеньем, когда в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения, а в течение дня верующие традиционно просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми. Масленица! Блины, блинчики, оладьи — простые рецепты, вкусные блюда! Как провести масленицу с детьми? Пять советов на Масленицу Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 1 апреля, 2024 24 марта, 2024 22 марта, 2024 21 марта, 2024 20 марта, 2024 19 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 18 марта, 2024 Поделитесь, это важно

http://pravmir.ru/v-rossii-nachalas-masl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010