Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 6, 2—3.    Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 3, 1.    Неделя мясопустная, утреня, канон, п. 1,4; п. 7, 6.; вечерня, 4 стихира на «Господи, воззвах»; стихира на стиховне.    Неделя мясопустная, вечерня, стихира на «Славу» на литии.    Понедельник сырной седмицы, утреня, 1-ый трипеснец, п. 1, 3.    Понедельник сырной седмицы, утреня, седален кафизмы; 1-й трипеснец, п. 1, 1; 2-й трипеснец, п. 1, 2.    Понедельник сырной седмицы, утреня, 2-й трипеснец, п. 8, 2.    Понедельник сырной седмицы, утреня, 2-й трипеснец, п. 9, 2.    Вторник сырной седмицы, утреня, 2-я стихира на стиховне.    Среда сырная, вечерня, 1-я стихира на стиховне.    Вторник сырный, утреня, 2-й трипеснец, п. 8, 2.    См.: Сборник решений недоуменных вопросов. Киев, 1903. Вып. 1.С. 139.    Если после молитвы Ефрема Сирина следует другое сочетание поклонов, то это будет указано в скобках дополнительно (прим. Ред.).    Синаксарь сырной субботы.    Суббота сырная, вечерня, 3-я стихира на «Господи, воззвах».    Суббота сырная, 2-я стихира на «Господи, воззвах».    Синаксарь сыропустной недели.    Неделя сыропустная, вечерня, 1 -я и 2-я стихира на «Господи воззвах» и стихиры на стиховне.    Неделя сыропустная, утреня, канон, п. 5, 1.    Сыропустная Неделя, утреня, канон, п. 6, 2.    Синаксарь в Неделю сыропустную.    Неделя сыропустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех. Часть 1. Святая четыредесятница    «Поприще отверзеся богоданнаго воздержания, светло усрящем (с радостью встретим) требующий милости: жаждет бо Благоутробный (Господь) нашего спасения, и еже дати прощение простирается, ищущим Его усердно и любовию работающим». ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ВЕЛИКОПОСТНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ    Приготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их и в самые подвиги. Богослужение Великого Поста так же, как и богослужение подготовительных Недель, представляет нам постоянные побуждения к посту и покаянию, изображает самое состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому общему содержанию великопостного богослужения вполне отвечает внешний образ его совершения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Что нужно совершать пред литургией в престольный праздник? Пред литургией в храмовые праздники отправляется малое водоосвящение, при чем окропляется алтарь и вся церковь (Ц. В-к 1896 г. Есть ли особый чин для совершения крестных ходов вокруг храма в дни храмовых праздников? Такого чина нет. Указание на способ совершения крестных ходов вообще можно найти у Симеона Солунского гл. 353, «Нов. Скрижаль» стр. 554–545. Несколько практических замечаний можно встретить в известных письмах прот. Е. Попова ч. II, стр. 104–105 (Ц. В-к 1893 года В дни храмовых праздников в некоторых местах совершается освящение воды и крестный ход кругом храма с чтением на 4-х сторонах храма 4-х Евангелий. Какие Евангелия приличнее всего читать при этом? Совершение крестного хода в указываемых случаях есть обычай местный, а потому и невозможно указывать ни чинопоследования, ни того, какие при этом читать Евангелия; для разрешения же подобных вопросов всего лучше посоветоваться с иереями тех приходов, где обычай таких ходов применяется (Ц. В-к 1899 г. Когда и как совершать храмовую службу в Духосошественских церквах? Храмовую службу совершать в самый день св. Духа, а не накануне. Особенности богослужения те, что не полагается всенощного бдения; утреня же совершается с великим славословием, но без полиелея. Таково общее требование устава. Отсюда вопрос: — должно ли и когда при храмовом праздновании нет на утрени величание — если полиелея не положено? Совершать полное всенощное бдение не удобно. — можно советовать бдение в Духов день начать малым повечерием, которое закончит великим славословием, а затем начать литию и т. д. На утрени — полиелей с величанием и Евангелием, положенными в праздник св. Троицы (Р.д.С.П. 1899 г. т. 2 стр. 140–141). Триодь постная В недели: о Блудном Сыне, Мясопустную и Сыропустную, следует ли на утрени после псалма «На реках вавилонских» петь воскресные тропари: «Ангельский собор удивися»? В последованиях утрени в неделю о Блудном Сыне и в неделю Мясопустную не говорится, чтобы после псалма «На реках вавилонских» следовало петь воскресные тропари: «Ангельский собор удивися», но в последовании утрени в неделю Сыропустную замечено, что после полиелея с прибавлением псалма «На реках вавилонских» (как в неделю о Блудном Сыне) следует петь и «Благословен еси, Господи», т. е. воскресные тропари: «Ангельский собор удивися» с припевом: «Благословен еси, Господи» (см. Послед. утрени в неделю Сыропустную по Триоди постной и по Типикону). А в уставе о стихословии кафизм чрез весь год (в гл. 17 Типик. и в Псалт. следов.) положительно и вполне определенно сказано: «в неделю Блудного, и в Мясопустную и в Сырную на утрени по псалмех: «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви» припеваем и третий псалом, 136: «На реках вавилонских» со аллилуиею красною, также (потом): тропари «Ангельский собор» и ипакой гласа» (Р.д.С.П. 1893 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Напоминанием о последнем неподкупном и страшном суде Православная Церковь , изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным, как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на страшном суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в неделю о блудном, потому что милосердый Господь есть и праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением ближним. Ибо Господь произнесет последний суд Свой, преимущественно по делам милосердия, и притом возможным для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что он не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника и проч. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, коими тело и душа ближних облегчаются. Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего страшного суда, Церковь в неделю Мясопустную приготовляет нас к приближающемуся пощению сокращением пищи и страха ради судного: ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению. Словами Апостола, читаемыми в неделю Мясопустную, Церковь внушает нам, чтобы наше невоздержание не послужило преткновением для немощных совестию ( 1Кор.8:8–13 ); и, следовательно, самое воздержание наше было для ближних делом человеколюбия, как располагает нас Евангелие в неделю Мясопустную. Последняя приготовительная ко св. Четыредесятнице неделя называется Сырною, а в просторечии масляною или масляницею, от употребления в эту неделю сырной пищи по установлению Церкви, и Сыропустною, потому что ею оканчивается пред Четыредесятницею ядение сырной пищи. Своим Богослужением, постановлениями и обыкновениями в седмицу Сырную Церковь внушает вам, что эта седмица есть уже «преддверие покаяния, предпразднество (προερτιον) воздержания, светлое предпутие поста, седмица предочистительная» 219 . В эту седмицу Церковь предочищает вас телесно и духовно, предварительным воздержанием и пощением, соответственным времени Богослужением и примирением взаимным или обычаем взаимного прощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Архив Пн В неделю мясопустную, о Страшном Суде, Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино 10 марта 2013 г. 14:52 10 марта 2013 года, в неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме Успения Пресвятой Богородицы в Косино . Успенский храм расположен в районе Косино-Ухтомский в Восточном административном округе г. Москвы на берегу Белого озера. Рядом располагаются каменный Никольский и деревянный Тихоновский храмы. Силами прихода восстанавливается разрушенный в советское время храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник» на Святом озере в Косино. По прибытии Святейший Патриарх поклонился главной святыне Успенского храма — чудотворной иконе Божией Матери «Косинская». Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Феофилакт ; епископ Подольский Тихон , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Леонид Ролдугин , благочинный Рождественского округа г. Москвы; протоиерей Димитрий Бабьев, настоятель Успенского храма в Косино; столичное духовенство. На богослужении присутствовал префект Восточного административного округа г. Москвы Н.В. Ломакин. За богослужением пели хор Данилова ставропигиального монастыря (регент — Георгий Сафонов) и хор храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино (регент — Наталья Саплина). За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию диакона Александра Лисовского, сотрудника Управления делами Московской Патриархии, клирика храма преподобного Сергия Радонежского на Рязанке. Проповедь перед Причастием произнес священник Феодор Яновский, клирик храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино. По окончании богослужения Святейшего Патриарха приветствовал протоиерей Димитрий Бабьев. Он преподнес Его Святейшеству икону, на которой на фоне косинских храмов изображены лики священнослужителей этого прихода, причисленных к сонму новомучеников и исповедников Российских, — священномучеников Евгения Васильева, Алексия Смирнова, Иоанна Смирнова и мученика Николая Гусева.

http://patriarchia.ru/db/text/2838261.ht...

Архив Пн Патриаршее слово в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя 3 марта 2019 г. 19:06 3 марта 2019 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы отмечаем особый день — воскресенье, в которое вспоминаем о Страшном Суде и, читая Евангельское повествование (Мф. 25:31-46), задумываемся об этом финальном аккорде человеческой истории, который, несомненно, прозвучит для каждого из нас. Тема суда очень важная. Человеческий суд был организован для того, чтобы защитить справедливость. Единственная причина иметь суд — это добиваться справедливости тогда, когда своими силами добиться ее невозможно. Слово «справедливость» имеет тот же корень, что и слово «правда». А правда — это не просто истина. Правда — это истина непререкаемая, та, что не может иметь своим источником человеческую мудрость. Правда — это то, что происходит от Бога, а в человеческом общежитии правда непосредственно связана с нравственным чувством. Нравственность же есть следствие присутствия Бога в человеческой жизни, потому что никакими законами общественного развития, как то пытались делать в сравнительно недавнем прошлом, происхождение нравственности невозможно объяснить. Глубоко ошибаются те, кто связывает нравственность с теми или иными человеческими взглядами, убеждениями, идеологией, культурными штампами и так далее. Подлинной правдой является лишь то, что проистекает от Бога — Источника правды. Так вот, для того чтобы суд мог творить правду, мало, чтобы были хорошо образованными юристы, защищающие или обвиняющие подсудимого. Мало, чтобы были честные опытные судьи, способные объективно применить закон к рассмотрению того или иного дела. Очень важно, чтобы суд являл правду по-настоящему, а для этого требуется несколько условий. И в первую очередь нужно, чтобы правда, которую защищает суд, была подлинной правдой, а не ложью, которая рядится в одежды правды.

http://patriarchia.ru/db/text/5382928.ht...

1-го февр., аще в субб. мясоп.). В 3-х, дней попразднства для праздника. Сретения бывает не всегда семь, и отдание не всегда бывает 9-го февраля 895 . Если праздник Сретения случится в седмицах: блудного сына, мясопустную и сырную, то дней попразднства, с днем отдания, бывает менее 7-ми, потому что отдания не бывает в субботу и Неделю (воскресение) мясопустные, в среду и пяток сырные. И в Неделю сырную только в том случае полагается праздновать отдание, когда праздник Сретения случится на седмице сырной – в четверток, пяток или субботу. Так, если праздник Сретения случится: а) в Неделю блудного, или в понедельник или во вторник на мясопустной седмице, то праздник отдается в пяток той же Недели; б) если праздник Сретения случится в среду, четверток, пяток, субботу пред Неделею мясопустной, – отдание празднуется во вторник на сырной седмице; в) если случится в Неделю мясопустную, в понедельник сырной седмицы, – отдание празднуется в четверток: г) если случится во вторник или среду на сырной седмице, – отдание бывает в сырную субботу; д) если случится в четверток, пяток или субботу сырной седмицы, – отдание – в Неделю сыропустную; е) если Сретение случится в Неделю сыропустную, – то праздник празднуется один день (Тип.. послед. 8-го февр. Указ о празднике Сретения Господня). В 4-х, если праздник Сретения Господня случится в понедельник первой седмицы Великого поста, то служба праздника бывает не 2-го февраля, а переносится на Неделю сыропустную (Тип., 2-го февр.). Март 25-го марта – великий праздник Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Пречистая Дева до своего совершеннолетия пребыла при храме Иерусалимском. По совершеннолетии Она объявила священникам обет – навсегда остаться девою. Для храпения Ея девства, под видом супружества, Она обручена была праведному Иосифу, восьмидесятилетнему старцу. Тогда Св. Дева, оставив Иерусалим, переселилась в Назарет, в дом Иосифов. Здесь в 6-й месяц после зачатия Иоанна Крестителя, явился Архангел Гавриил и так благовестил Ей о рождении от Нея Искупителя мира: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В обстоятельном исследовании Постной Триоди И. А. Карабинова показано, что триодные песнопения составлялись братьями Феодором и Иосифом между 813 и 820 гг., когда они находились в церкви святого Романа в Константинополе 13 . Вместе с тем И. А. Карабинов допускает, что трипеснцы могли быть составлены преподобным Феодором и в монастыре Саккудион после избрания его игуменом, между 794 и 815 гг. 14 . По мнению исследователя, значение трудов преподобного Феодора Студита при составлении Постной Триоди столь велико, что история этой богослужебной книги должна иметь такую периодизацию: I период  — до преподобного Феодора Студита; II период  — деятельность преподобного Феодора Студита и продолжателей его труда, песнописцев IX b.; III период  — с Х по XV b. 15 . Архиепископ Черниговский Филарет придает большое значение тому, что святые братья Феодор и Иосиф приводили в порядок песни Триоди, составленные до них. Они дополнили Великий Канон Андрея Критского, отчетливо разделив его на песни и присоединив к нему тропари в честь святых Андрея и Марии Египетской 16 . И. А. Карабинов также согласен с тем, что окончание песен Великого Канона, их троичны и богородичны, принадлежит преподобному Феодору 17 . К трудам преподобного Феодора в Постной Триоди относятся каноны, стихиры и трипеснцы. Назовем прежде всего каноны Преподобного: 1. на субботу мясопустную (о усопших) со стихирами; 2. на субботу сырную (прославление памяти преподобных отцев, в подвизе просиявших) со стихирами; 3. Канон на неделю мясопустную (на второе пришествие Христово); 4. Канон на 3-ю неделю Великого Поста, Кресту Христову; Исследователи Постной Триоди установили, что каноны преподобного Феодора на неделю мясопустную и неделю крестопоклонную претерпели изменения: в них опущена 2-я песнь, а в начале каждой песни этих канонов опущены два тропаря, прославляющие Воскресение Христово. Канон в субботу сырную, напротив, имеет некоторые добавления. В Триоди Постной преподобному Феодору принадлежат также 35 трипеснцев (по И. А. Карабинову — 30); четыре четверопеснца (на субботы 2-й, 3-й, 4-й, 5-й седмиц Великого Поста), 30 подобных стихир и 30 седальнов 19 . Эти песнотворческие произведения преподобного Феодора Студита составляют живую ткань богослужений Святой Четыредесятницы и предоставляют возможность разбора отдельных богословских положений.

http://pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepo...

13 апреля — Суббота 4-я седмицы Великого поста 22 июня — Суббота Троицкая 2 ноября — Суббота Дмитриевская Другие дни особого поминовения 4 февраля — Поминовение усопших, пострадавших за веру Христову в годину гонений 14 мая — Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Что такое Вселенские родительские субботы Среди прочих родительских суббот выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). В эти два дня совершаются особые богослужения — вселенские панихиды. Что такое вселенские панихиды В родительские субботы Православная Церковь совершает вселенские или родительские панихиды. Словом «панихида» христиане называют заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Что такое панихида Панихида в переводе с греческого значит « всенощный». Это заупокойное богослужение, на котором верующие молятся об упокоении умерших, испрашивают у Господа для них милосердия и прощения грехов. Вселенская (мясопустная) родительская суббота Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) — это суббота за неделю до начала Великого поста. Мясопустной она называется, потому что приходится на Мясопустную неделю (неделя перед Масленицей). Называют ее также Малой масленицей. В этот день православные христиане поминают всех крещеных усопших, в храмах служится вселенская панихида — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Троицкая родительская суббота Троицкая — это вторая вселенская родительская суббота (после Мясопустной), в которую Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Приходится она на субботу, предшествующую празднику Троицы, или Пятидесятницы. В этот день верующие приходят в храмы на особую вселенскую панихиду — «Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших». Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Употребление Триоди Постной, как и употребление Октоиха, по указаниям Типикона (см. Зрячую Пасхалию), начинается в одни годы ранее, в другие позднее, в зависимости от времени Пасхи, и именно в срок от 11 января до 15-го февраля. В этих числах в разные годы бывает неделя Мытаря и Фарисея, в которую в первый раз и поются песнопения Триоди Постной вместе с песнопениями Октоиха, поемыми на очередной глас, что и обозначается в Зрячей Пасхалии словами: «Триодь начинается тогда-то». Потом бывает перерыв. Снова и во второй раз Триодь Постная поется в неделю Блудного и также с песнопениями рядового гласа Октоиха. Затем опять бывает перерыв. В Мясопустную субботу, если не случится Сретение Господне или храмовой праздник, в третий раз поется Триодь Постная. После этого дня перерывов более не бывает, хотя количество песнопений сильно сокращается в том случае, если в седмичные дни Сырной седмицы будут праздники Сретения Господня или храмовый 6 . Оканчивается же пение Триоди Постной в Великую субботу. При этом, в недели Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустную, Сыропустную, 1, 2, 3, 4 и 5. Великого поста, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Сырной седмицы, в субботы Мясопустную, 2-й, 3-й и 4-й седм., накануне понедельников шести седмиц и накануне субботы 1-й седмицы Великого поста, она поется вместе с Октоихом; во все же остальное время без него, хотя, как выше сказано, некоторые немногие его песнопения, пере печатанный в других книгах, поются по сим последним. Песнопения Триоди Постной в Типиконе обозначаются словом: Триоди – иногда просто (напр., говорится: «канон Триоди»), иногда с указанием на составителей, или творцов (напр., говорится: «стихиры на Господи, воззвах Триоди три: две творение господина Иосифа и един господина Феодора»), иногда с присоединением слова: дне (напр., говорится: «Триоди самогласен дне»). Иногда молитвословия и песнопения Триоди Постной обозначаются одним словом: дне, т. е. без поименования Триоди (напр., говорится: «на стиховне самогласен дне»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

3. Boзhecehie Господне Празднуется в сороковый день по Пасхе и приходится поэтому всегда в четверток на 6–ой седмице по Пасхе. Церковныя песнопения этого дня то представляют апостолов грустными, вследствие разлуки с их Божественным Учителем, то изображают радость их, по поводу славы Господа, явленной им в событии вознесения Его на небо и сидения одесную Отца, а так же по поводу обетования им Святаго Духа. В то же время напоминается и о втором пришествии Господнем. Всенощное бдение проходит, как обычно в двунадесятые Господские праздники, уже без пасхальных песнопений. Но на утрени, после чтения Евангелия, говорящаго о воскресении Христовом, поется « Воскресение Христово видевше…» На литургии, вместо: « Видехом свет истинный…» поется до отдания Вознесения тропарь: Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мipa. Отдание Вознесения бывает через девять дней в пяток 7–ой седмицы по Пасхе. Катавасия на самый праздник поется Пятидесятницы: « Божественным покровен», а от Вознесения до отдания: « Спасителю Богу». Если в день Вознесения случится храмовой или великий святый, как, например, память св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова 8 мая или свв. Константина и Елены 21 мая, то служба совершается, как указано в Типиконе в особой Марковой главе, так и называемой «Богослововой» (совпадение Вознесения с памятью св. Иоанна Богослова). Неделя 7–я по Пасхе В неделю 7–ую по Пасхе празднуется память Святых Отец перваго вселенскаго собора, иже в Никее, собравшагося против еретика Ария и его лжеучения. Этот собор проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу. С службой свв. Отцам соединяется и попразднство Вознесения, но катавасия бывает не Вознесенскаго канона, а Пятидесятницы: « Божественным покровен». Празднество свв. Отцам отдается в тот же день на вечерне. Как пред воспоминанием о Страшном Суде в Неделю Мясопустную Св. Церковь обращает мысли христиан к будущей участи умерших, так и перед воспоминанием о завершении всего Божественнаго домостроительства дела спасения человечества Св. Церковь назначает особый день молитвы за них, именно субботу пред Пятидесятницей. Заупокойное богослужение в этот день совершается точно так же, как в Мясопустную субботу. Различие только в том, что в Мясопустную субботу берутся песни Октоиха из того рядового гласа, который поется в ту седмицу, а в субботу пред Пятидесятницей песни Октоиха поются всегда 6–го гласа, гласа всей седмицы. Катавасия поется Триоди: « Песнь возслем людие». На литургии вместо: « Видехом свет истинный», поется заупокойный тропарь: « Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй…» Если в эту субботу случится святый с полиелеем, служба ему переносится на четверг той же 7–ой седмицы, а если случится храмовой праздник, то тогда заупокойная служба переносится на четверг. 4. Неделя Пятидесятницы. Св. Троица

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010