Катавасия поется в Неделю мытаря и фарисея и во 2, 4 и 5 святых постов: «Отверзу уста моя». Эта же катавасия аще случится празднуемый святой во всю Четыредесятницу в седмичные дни (Тип., гл. 19). В Неделю блудного, мясопустную, сыропустную, в 1, 3 святых постов, в Неделю ваий, Страстную Неделю катавасия Триоди (Тип. гл. 19). Она указана в последованиях Типикона и др.). Седмица после Недели (воскресения) блудного сына, которою пред Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустной, а Неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (πkρεως, carnis privium – мяса отпуст, лишение, прекращение). В дни мясопустной седмицы «Аллилуиа» не поем, т. е. на утрени, вместо: «Бог Господь», как поется в посту и в среду и пяток сырной седмицы. И на утрени стихословятся только две (а не три) кафизмы. На повечерии отменяется канон Богородице, равно и междучасия (Тип., послед. Нед. блудного сына). К особенностям службы этих дней принадлежит то, что: а) на вечерне, вместо прокимна, поется «Аллилуиа», с произнесением иереем или канонархом стихов: «Блажени, яже избрал», и «Души их во благих»; б) на утрени, вместо: «Бог Господь», произносится: «Аллилуиа» со стихами за упокой (Тип.), после обычного стихословия (Тип., послед. мяс. суб.), т. е. 16-й кафизмы (Тип., гл. 13 и 17), поются «Непорочны» 928 (т. е. 17-я кафизма), на две статии, подобно тому как в субботу пред Пятидесятницею и в субботы 2, 3 и 4 седмиц Великого поста, и после каждой из них на «Слава», вместо «Аллилуиа», поется конец статии тржды, именно – после первой статии поются слова: «Яко еще не закон твой», (92 и 93 стихи) а после второй статии слова: «Жива будет душа моя» (175 и 176 стихи). После второй статии поются с припевом: «Благословен еси, Господи», тропари заупокойные: «Святых лик обрете источник жизни и дверь райскую». За сим ектения о усопших, седален, и пение канонов. В каноне Триоди поминаются безгодно умершие, за коих молится в этот день Св. Церковь . После 6-й песни канона положен кондак и икос: «Со святыми упокой».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Напоминанием о последнем неподкупном и Страшном Суде Святая Церковь, изображая ужасные следствия беззаконной жизни, устрашает и побуждает всех нас к покаянию и указывает на милосердие к бедным как на средство помилования от вечного за грехи осуждения на Страшном Суде, внушая, что никто не должен чрезмерно надеяться на великое милосердие Божие, представляемое в Неделю о сыне блудном, потому что милосердный Господь есть и праведный Судия, воздающий каждому по делам, и что покаяние и благочестие наше должны непременно сопровождаться благотворением ближним. Ибо Господь произнесет последний суд Свой преимущественно по делам милосердия, и притом возможных для всех, не упоминая о других высших добродетелях, неодинаково доступных для каждого. Из нас никто не скажет, что не мог алчущего напитать, жаждущего напоить, посетить больного и узника. Но творя телесные дела милости, позаботимся особенно о духовных делах милости, которыми тело и душа ближних облегчаются.    Побуждая и располагая нас к посту и покаянию изображением будущего Страшного Суда, Церковь в Неделю мясопустную приготовляет нас к приближающемуся пощению сокращением пищи и страха ради судного: ибо прародители за невоздержание изгнаны были из рая и подверглись осуждению.     П ротоиерей Григорий Дебольский,    «Дни богослужении Православной Церкви».     ПЕСНОПЕНИЯ ИЗ СЛУЖБЫ В НЕДЕЛЮ МЯСОПУСТНУЮ     Плачу и рыдаю, егда в чувство прииму огнь вечный, тьму кромешную, и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный, болезнь имущу быти без меры согрешившим, и Тебе Преблагаго нравом лукавым прогневавшим, от нихже един и первый есмь аз, окаянный: но, Судие, милостию Твоею спаси мя, яко Благоутробен.    «Плачу и рыдаю, когда только вспомню огнь вечный, тьму кромешную, ад, лютого червя, а также и постоянный скрежет зубов, и страдания, ожидающие без меры грешивших и Тебя, Премилосердого, прогневавших злою жизнью, из коих первый и единственный грешник — это я, окаянный. Но, Судия, как Всещедрый, спаси меня по Твоей милости!» Стихира на «Господи, воззвах», глас 6    «Познавши заповеди Господни, будем жить так: голодающих накормим, жаждущих — напоим, нагих оденем, странников введем в дом, болящих и в темнице находящихся посетим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В субботы же, в которые совершается служба за умерших, поются следующие одни и те же тропари: А. На субботы пред Неделями мясопустною и Пятидесятницы: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй» на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы». Б. На субботы пред Неделями (воскресениями) 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, равно и на все субботы, в которые будет отправляться, по воле настоятеля, служба за упокой: «апостолы, мученицы и пророцы»; на «Слава»: «Помяни, Господи, яко благ, рабы Твоя»; на «И ныне» Богородичен: «Мати неизреченного Света» (Тип., субб. 2-й седмицы Великого поста и Тип., гл. 15). На Недели (воскресения) на малой вечерне поется тропарь воскресный. На «Слава» – святому, если есть святой с бдением, полиелеем (Тип., гл. 3 и 4); на «И ныне» поется Богородичен или по гласу тропаря воскресного, или, если есть тропарь святому, по гласу тропаря святого 382 . На двунадесятый праздник Богородицы, случившийся в Неделю, поется тропарь воскресный и на «Слава и ныне» тропарь праздника, а на двунадесятый праздник Господний, случившийся в неделю, поется один тропарь праздника. На Недели (воскресения) на великой вечерне: А. Если не случится в неделю святой с бдением (а случился бы святой с полиелеем), по «Ныне отпущаеши» и «Отче наш», поется тропарь: «Богородице, Дево, радуйся», трижды (Тип., гл. 2 и сн. гл. 4). Б. Если в Недели случится святой с бдением, то поется: «Богородице, Дево, радуйся», дважды, и тропарь святому, однажды. В. Точно так в некоторые Недели, в которые случается особое празднество, например, в 1-ю и З-ю Недели Великого поста, в Неделю Всех Святых, в Неделю Святых отец и подобные, поется: «Богородице, Дево», дважды, – тропарь или образу, или кресту, или Всем Святым, или Святым отцам и т. п. Г. На Господни и Богородичны праздники, случившиеся в Недели и в седмичные дни поется тропарь праздника, трижды, кроме Сретения – в субботу сырной седмицы, когда поется тропарь праздника, дважды, и – отцев, однажды. Д. Если же двунадесятый праздник случится в такую неделю, в которую совершается еще особое празднество, например, Благовещение в З-ю Неделю Великого поста или в Неделю ваий, то поется тропарь праздника, дважды, и – тропарь кресту или Недели ваий.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В неделю блудного сына вся служба церковная составлена сообразно с Евангельской притчей о блудном сыне. И в притче Евангельской, и в службе церковной святая Церковь дает урок блуждающим по пути преступных наслаждений, что сей путь доводит людей, как и блудного сына довел, до самого жалкого состояния; но, находясь в бедственном, греховном состоянии, как бы оно пагубно ни было, никогда не должно отчаиваться о своем спасении, а с сердечной верой должно обращаться от пути заблуждений к милосердному Господу, а Господь всегда с радостью приемлет обращающихся к Нему, как блудного сына принял Отец его. Неисследимая бездна милосердия Божия несравненно глубже бездны грехов, в которую ниспадают грешные люди, только бы они возжелали быть похищенными из сей бездны греховной. Яко блудный сын приидох и аз, Щедре, житие все иждивый во отшествии, приими мя кающагося Боже, и помилуй мя 624 . Изображая состояние грешника, в бездне греховней валяющагося, подобным состоянию Израиля, томившегося в плену Вавилонском, святая Церковь оглашает слух наш пением на полиелее, прежде пения стихир воскресных: Ангельский собор удивися ... и проч., 136-го псалма: на реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом… § 187. Третья неделя мясопустная или о страшном суде. Предмет и цель Богослужения в сию неделю Многие, успокаиваясь на ложном понятии о милосердии Божием, предаются праздной беспечности и не радят о своем спасении, или погрузившись в суету житейских забот и попечений, и предавшись корыстолюбию, вовсе забывают о спасении души и о приобретении благ небесных. Святая Церковь , желая пробудить в душах сих беспечных грешников чувства покаяния и сокрушения о грехах, потрясает души их напоминанием о страшном суде Божием, который изображается во всей службе церковной. Сообразно с учением Евангельским, она указует людям, уловленным похотию очес, то есть преданным корыстолюбию, истинный путь обращения ко спасению, когда говорит, что на страшном суде помилованы будут милостивые, то есть те, которые, победивши в себе похоть очес, оказывают помощь меньшей братии Христовой, нуждающейся в нашей помощи. О! каковый час тогда и день страшный, егда сядет судия на престоле страшном! книги разгибаются и деяния обличаются и тайная тьмы являются. О! каковый час тогда! Но прежде даже не приспеет кончина; потщися зовуще душе: Боже, обратив спаси мя, яко един благоутробен 625 . § 188. Суббота мясопустная. Предмет Богослужения

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Патриаршее служение в Неделю мясопустную в Храме Христа Спасителя в Москве 19 февраля 2017 года 19 февраля 2017 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. На Патриаршее богослужение была принесена икона Божией Матери «Державная». В эти дни, 18 и 19 февраля, в Храме Христа Спасителя проходят мероприятия, объединенные темой «Памяти погибших. Февраль. Трагедия. Уроки истории. 1917 год», которые организованы Фондом Людвига Нобеля, Императорским православным палестинским обществом и Императорским историческим клубом. Его Святейшеству сослужили: епископ Подольский Тихон ; епископ Егорьевский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали: глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций А.А. Жаров; председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин; Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Сербия в Российской Федерации Славенко Терзич; организаторы и участники дней «Памяти погибших. Февраль. Трагедия. 1917 год». Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Трансляция богослужения осуществлялась в прямом эфире телеканала «Союз» . После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем были совершены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих в революционной междоусобной брани погибших». За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Михаила Енукова, клирика храма преподобного Сергия Радонежского в Бибиреве г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Стефан Ванеян, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне г. Москвы. По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Патриархия.ru Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Чтения паремий, апостола и евангелия, ектеньи: «Помилуй мя Боже» и осенения крестом. Иногда ко всему этому, как и в чине, новолетия, присоединялось водоосвящение и связанное с ним омовение икон. Водоосвящение совершалось во время чтения паремий, а омовение икон – после евангелия. Главное место занимало здесь чтение евангелия, составлявшее существенную цель всего чинопоследования. Евангелие читалось по статьям епископом и протодиаконом, a иногда сверх того и еще двумя диаконами на четыре страны. История действа страшного суда еще более темна, чем истории указанных выше действ. Несомненно, что оно стоит в зависимости от греческих литий, или общественных молебнов, совершавшихся на площадях, но была ли совершаема такая лития у греков в неделю мясопустную неизвестно. Когда появилось и долго ли держалось это действо в русской богослужебной практике тоже не известно с точностью. 0. Никольский определяет период документальной известности этого действа временем с 1633 г. до конца XVII в. 50 но это не верно. Из напечатанного в Древней российской библиотике «сказания действенных чинов... церкве Успения» видно, что уже в 1627 г. действо это было в Москве совершаемо 51 , а из указанного нами выше архангелогородского Чиновника видно с другой стороны, что в Холмогорах оно совершаемо было и в первые 20 лет XVIII века. В книге о. Никольского перепечатан, московский старопечатный, XVII в., текст действа страшного суда и вновь напечатан рукописный новгородский, XVII же в., из Устава новгородского софийского собора. Мы прибавляем два новых варианта по рукописям Соловецкой библиотеки. Действо страшного суда. 1) По рукописи Соловецкой библиотеки XVIII в. (общеархиер. Чиновник конца XVII в.) 470 (Оп. 407), л. 177 об.–178. В неделю мясопустную чин страшного суда бывает сице. Егда архиерей придет в соборную церковь и по чину входное. Таже облачается на месте и облачась, идет во алтарь... 52 двум диаконом евангелия два; а сам вземлет крест в правую руку, а в левую посох, и идет никим поддержим; а подьяки менших станиц поют: Исполати тройную.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Другие части находятся в Афонском монастыре Дионисия и в Угловлахийском монастыре Калун (см. Византия 1: 359. Арх. Сергия Месяцесл., изд. 2, т. 2, часть 2, стр. 195). Праздник первого и второго обретения честной главы Предтечевы случается – со среды мясопустной до вторника 4-й седмицы Великого поста. Устав службы указан в Типиконе иной, если праздник случится не в пост: а) в седмицу мясопустную, б) в седмицу сырную и иной, если случится в дни поста. В дни мясопустной седмицы, кроме субботы, – служба обычная, как в праздник с полиелеем. Величание поется следующее: Величаем Тя, Предтече и Спасов Иоанне почитаем вси честные твоея главы обретение (Общ. Минея. Служба Предтечи). Если праздник случится в субботу мясопустную, то служба праздника поется вся в пяток мясопустный. Если праздник случится в сырную среду или пяток, то в 1-м случае служба праздника совершается во вторник, во 2-м – в четверток. Если праздник случится в понедельник 1-й седмицы Великого поста – служба праздника правится в Неделю (воскресение) сырную. Если праздник случится в другой какой-либо день первой седмицы поста, то служба праздника переносится или на Неделю (воскресение) сырную, или на субботу 1-й седмицы Великого поста. Отличие великопостной службы – понедельника, вторника, среды, четверга, пятка, если в эти дни случится 24 февраля, от службы великопостной если не бывает праздника, главным образом, в том, что накануне праздника, на вечерне положены: Вход, паремии праздника, в конце вечерни ектения: «Помилуй нас, Боже» (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на повечерии не поется: «Господи, сил с нами буди», три великих поклона, (а не 16 поклонов), отпуст малый, (а не молитва: «Владыко многомилостиве»): на утрени: «Бог Господь», (а не аллилуиа), полиелей, чтение Евангелия, после славословия: «Слава в вышних Богу», которое не поется, а читается, произносятся две ектении, сперва: «Исполним утреннюю молитву», потом, после: «Отче наш» и тропаря – ектения: «Помилуй нас, Боже», (а не 40 раз «Господи, помилуй»), три великие поклона, (а не 16 поклонов); на часах: по три великих поклона, (а не 16 поклонов) в кампан не ударяют к часам, на 9 часе (см. выше,) – Блаженны πскору, без пения. Если 24-ое случится в понедельник, вторник и четверг в посту (кроме 1-й седмицы), и в эти дни совершается Литургия Преждеосвященных даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МЯСОПУСТНАЯ НЕДЕЛЯ [Греч. Κυριακ τς Απκρεω], предваряющее Великий пост воскресенье перед Сырной седмицей , когда происходит заговенье на мясную пищу. В визант. традиции М. н. также именуется Неделей о Страшном Суде (Втором пришествии Господнем), поскольку в это воскресенье на Божественной литургии читается соответствующее евангельское зачало - Мф 25. 31-46. В зависимости от даты Пасхи М. н. бывает в период с 25 янв. по 1 марта (ст. ст.). Свидетельства о существовании М. н. восходят уже к VI в. Так, напр., визант. историк Феофан Исповедник († 818) в «Хронографии» под 19-м годом правления Юстиниана на основании хроники Иоанна Малалы сообщает, что «в этом году [в 546] произошло разногласие относительно праздника св. Пасхи. Народ сделал мясопуст 4-го февраля, император же приказал продавать мясо еще одну неделю. Мясоторговцы заготовляли мясо и продавали, но никто его не покупал и не ел. Пасха же была, как повелел император, и таким образом народ пропостился одну неделю лишнюю» ( Карабинов. Постная Триодь. С. 21). В литургических источниках М. н. фиксируется также достаточно рано. В древнем иерусалимском богослужении В иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе, М. н. открывает подвижный богослужебный цикл: М. н. и следующая за ней Сырная седмица составляют подготовительный период к Великому посту (следующее за М. н. воскресенье считается 1-м воскресеньем Великого поста). В М. н. назначается прокимен Пс 70. 8, чтения Иер 31. 23-28, Рим 14. 14-26, аллилуиарий Пс 65. 1, Евангелие Мф 6. 34 - 7. 21, тропарь на умовение рук «Первое освящаемся...», тропарь на освящение Св. Даров «Собор архангелов...» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63; также см.: Кекелидзе. Канонарь. С. 56). Дополнительная гимнография содержится для М. н. в Иадгари (груз. версии Тропология ), богослужебном сборнике, тесно связанном с иерусалимским Лекционарием. В византийском обряде

http://pravenc.ru/text/2564556.html

6 марта 2016 г. 09:30 6 марта 2016 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО (Москва, ул. Лобачевского, стр. 27) и Божественную литургию в новоосвященном храме. Начало богослужения в 9.30. Для получения аккредитации необходимо оформить заявку согласно образцу . Прием заявок проводится до 15.00 4 марта по эл. почте accredit@patriarchia.ru . Тел. для справок (499) 578-03-49. Первое упоминание о церкви в селе Никольское на р. Смородинке относится к середине XIV века. В 1907 году была построена небольшая каменная церковь в честь святителя Николая Чудотворца, вмещающая до 300 человек. Закрыли церковь Николая Чудотворца в 1930-е годы, а в ноябре 1941-го храм начали разрушать. В 1979 году, после начала строительства на другом берегу речки Самородинки комплекса зданий «Олимпийской деревни», вся прилегающая местность была превращена в парковую зону, остов разрушенного храма был окончательно снесен вместе с прилегающим кладбищем. Их сравняли с землей и устроили парк. Идея воздвижения храма при МГИМО родилась в 1999 году. Ее инициаторами выступили преподаватели и студенты вуза. В 2005 году строительство благословил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , и тогда же было решено посвятить храм благоверному князю Александру Невскому. В январе 2007 года указом Святейшего Патриарха Алексия II настоятелем храма был назначен священник Игорь Фомин, в то время клирик Казанского собора на Красной площади. Процесс сбора документов затягивался, и только в 2011 году, благодаря Программе строительства православных храмов в Москве появление церкви при МГИМО, наконец, стало возможным. Летом 2012 года был сооружен временный храм в честь свт. Николая Чудотворца — один из самых больших временных храмов в Москве площадью 176 квадратных метров. Строительство основного храма в честь святого благоверного князя Александра Невского началось весной 2013 года. 19 декабря 2015 года, в праздник святителя Николая, архиепископа Мирликийского, епископ Егорьевский Тихон , управляющий Западным викариатством, совершил малое освящение храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО, а также отслужил первую Божественную литургию. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4388330.ht...

520 на об.). „Аще случится попразднство Сретения Господня на Сырной неделе в среду или пяток“, то накануне „повечерие поем великое...; на нем же поем трипеснец утренний Триоди 1-й“ (Тип., л. 177). 4) В Сырный пяток накануне Сырной субботы (если только не будет всенощного бдения, а оно может быть по случаю праздника Сретения Господня) на повечерии в усыпальнице поется канон усопших Октоиха рядового гласа (Тип., л. 304 на об. Триод. Постн., посл, в Сырный пят. вечера, л. 59). Этот канон поется и в Мясопустный пяток, но в сей последний он поется не на повечерии, а на панихиде, после вечерни отправляемой в притворе (Тр. Постн. послед. в пяток вечера пред субб. Мясоп., л. 15 на об.). Кроме того, как разъяснено выше, в Сырный пяток, как и в пяток Мясопустный, на повечерии должно быть пение канона либо субботнего, либо недельного святаго, смотря по тому, как разместит каноны предстоятель (прежде поется канон святаго, потом заупоконый) 807 . В Сырную неделю, накануне понед. 1 седм. Вел. поста, канон Богородицы, отмененный на предыдущие две седмицы, надобно уже петь; впрочем, не всегда: если накануне недели было всенощное бдение, то не следует (Тип., посл. нед. Сырной веч., л. 306 на об.; Триодь Постн., л. 76 на об.); а так как вышеизложенным уставом время для канона недельного святаго определено в мимошедших повечериях, а не в неделю, как это указывается, напр., в 1-ю седм. Велик, поста; так как, далее, канон святаго, случившегося в понед. 1 седм., поется в свое время, т. е. на утрени; то в последнем случае повечерие в Сырную неделю должно остаться без всякаго канона. В понед., вторн., среду и четв. 1 седм. Великого поста на повечериях по частям поется великий канон Андрея Критского , и более никакого (Тип., послед. понед. 1 седм. Великого поста, л. 313). В пяток 1 седм., накануне субб., взамен канона Богородицы, на повечерии назначен покойный канон из Октоиха настоящего гласа. „Подобает ведати, – сказано в Триоди Постной (посл. пятка 1 седм. св. поста, вечера, л. 131), – яко во всех пятках св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010