Господских двунадесятых праздников всего семь: Воздвижение Креста Господня, Рождество Христово, Богоявление, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Пятидесятница, Преображение Господне. Их общая принципиальная особенность заключается в том, что любой из этих праздников полностью отменяет воскресную службу Октоиха, если случится в неделю. Также есть иные общие особенности: отпуст с особой вводной фразой, праздничные антифоны на литургии и другие. Малая вечерня На «Господи, воззвах…»: стихиры праздника на 4, «Слава, и ныне»: стихира праздника. На стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника. Великая вечерня Кафисма: если праздник случится в воскресный день, то поется вся 1-я кафисма. Если в понедельник, то поется 1-й антифон 1-й кафисмы. Если в другие дни седмицы, то кафисмы нет (см. Типикон, 14 сентября). Стихиры на «Господи, воззвах...» : стихиры праздника на 10 или на 8, «Слава, и ныне»: стихира праздника. Прокимен дня. Однако если праздник случится в субботу, то поется праздничный великий прокимен, который с вечерни 1-го дня попразднства переносится на вечерню праздника (в связи с тем, что в субботу вечером поется «свой» великий прокимен «Господь воцарися…»). Паремии праздника – 3. Стихиры на литии: стихиры праздника; «Слава, и ныне»: праздника. Стихиры на стиховне: 3 стихиры праздника с их припевами; «Слава, и ныне»: стихира праздника. По «Ныне отпущаеши…» тропарь праздника (трижды). Утреня По «Бог Господь...»: тропарь праздника (дважды); «Слава, и ныне»: тропарь праздника. Седальны по кафисмам: седален праздника; «Слава, и ныне»: тот же седален. Величание и избранный псалом праздника. Седальны по полиелеи: седален праздника; «Слава, и ныне»: другой (или тот же) седален праздника. Прокимен и Евангелие праздника. Стихиры по 50-м псалме. Четыре праздника имеют особые краткие стихиры, которые поются на «Слава» и «И ныне» вместо «Молитвами…», – это Рождество Христово, Богоявление, Неделя ваий и Преображение. На остальные праздники на «Слава» поется «Молитвами апостолов…» (разумеется, на «И ныне» поется «Молитвами Богородицы…»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Каноны: воскресный (Октоиха) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и отцов на 6. Библейские песни «Поем Господеви...» Катавасия «Христос раждается...». По 3-й песни – ипакои отцов, глас 8-й (единожды). По 6-й песни – кондак («Рукописаннаго образа...») и икос отцов, глас 6-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен отцов: «Патриархов избраннии...», «И ныне» – Богородичен Минеи: «Агница Нескверная...». «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры на 8: Октоиха, глас 5-й – 4 , и отцов, глас тот же – 4 (с припевами своими; первая стихира: «Возвыси твой глас...» – дважды). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Законных учений сословие...», «И ныне» – «Преблагословенна еси...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение...». Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – стихира евангельская 8-я. На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов: «Велия веры исправления...». Кондак только отцов («Рукописаннаго образа...»). На Литургии блаженны гласа – 6 и отцов, песнь 3-я – 4. По входе – тропарь воскресный, тропарь отцов, глас 2-й: «Велия веры исправления...». «Слава, и ныне» – кондак отцов, глас 6-й: «Рукописаннаго образа...». Прокимен – Песнь отцев, глас 4-й: «Благословен еси, Господи Боже отец наших...», стих: «Яко праведен еси о всех...». Апостол – Недели пред Рождеством Христовым (Евр., зач. 328). Аллилуиарий – отцов, глас 4-й: «Боже, ушима нашима услышахом...», стих: «Спасл еси нас от стужающих нам...». Евангелие – Недели пред Рождеством Христовым (Мф., зач. 1). Причастен – воскресный: «Хвалите Господа...»; и отцов: «Радуйтеся, праведнии...». Примечание. Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви, накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст./31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст./1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год . 30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-31/

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII – XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г. До 1946 (1947?) года в селе Кутузово стоял деревянный храм, выстроенный в 1909 году по проекту, выполненном архитектором Николаем Павловичем Павловым. В конце 1930-х годов богоборцами был убит настоятель храма отец Александр, зверски избит пономарь Василий, скончавшийся впоследствии от побоев. Некоторое время церковь стояла закрытая, а затем была разобрана до основания. Старожилы вспоминали, что во время Великой Отечественной войны деревянный храм ещё стоял, и колокольня была цела, а уж после войны его разобрали, брёвна перевезли на другой конец села и построили там зернохранилище. Построенное из брёвен храма зернохранилище простояло недолго - случилась однажды сильная гроза, в здание ударила молния, и сгорело оно в один момент. А на том месте, где стоял деревянный храм, постепенно возникла свалка. 16 июня 2001 года в Кутузове был заложен фундамент деревянного храма. Возвести его задумали местные жители на свои средства. Инициатором и основным благотворителем строительства выступил сельчанин Геннадий Шабалкин. В этот день был отслужен молебен на призвание Святого Духа в начале всякого доброго дела, освящён фундамент и совершён первый Крестный ход по селу. Осенью 2001 года была возведена деревянная часовня, в которой каждую субботу стали совершаться богослужения. В июне 2002 года к ней был пристроен небольшой притвор, после чего решено было возвести ещё и колокольню. Крест на возведённую колокольню был водружён 28 сентября 2003 на праздник Воздвижения Креста Господня. Позже был освящён и подняты колокола, подаренные храму благотворителем Фотинией Кореневой. Отделка храма совершалась на взносы Алексея Растворцева. Немногие уцелевшие иконы возвращены в храм после бережного хранения Лидией Трушиной. Храм-часовня Рождества Христова в Кутузово приписана к церкви Николая Чудотворца в Лямцино. Один раз в неделю здесь совершаются молебны и панихиды.

http://sobory.ru/article/?object=02601

5. От нощи утренююща, Человеколюбче, просвети, молюся: и настави и мене на повеления Твоя, и научи мя, Спасе, творити волю Твою. Перевод: Человеколюбче! молю Тебя: озари светом Твоим меня, непрестающего в нощи воспевать Тебе песнь утра, наставь на путь Твоих заповедей и научи меня, Спаситель, исполнять волю Твою. 6. Возопих всем сердцем моим к щедрому Богу, и услыша мя от ада преисподняго, и возведе от тли живот мой. Кондак: Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися, воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй. Воспряни — проснись. 7. Согрешихом, беззаконновахом, неправдовахом пред Тобою, ниже соблюдохом, ниже сотворихом, якоже заповедал еси нам: но не предаждь нас до конца, отцев Боже. 8. Егоже воинства небесная славят, и трепещут Херувими и Серафими, всяко дыхание и тварь, пойте, благословите и превозносите во вся веки. 9. Безсеменнаго зачатия рождество несказанное, Матере безмужныя нетленен плод: Божие бо рождение обновляет естества: темже тя вси роди, яко Богоневестную Матерь, православно величаем. Перевод: За бессеменным зачатием и рождество неизъяснимое; от Матери безмужной и плод нетленный, ибо рождение Бога обновляет природу. Вот почему мы — все поколения — православно славословим Тебя, Богоневестную Матерь. Первая неделя Великого поста отличается от прочих особенною строгостию поста и продолжительностью Богослужения. В одной из стихир на вечерне в первый день этой седмицы Церковь поучает верных, в чем состоит истинный пост: Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение пост истинный есть и благоприятный. Отчуждение — удаление от зла. Отложение — обуздание гнева. Оглаголание — осуждение. Оскудение — воздержание. И в среду той же седмицы: Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем: дадим алчущим хлеб, и нищия безкровныя введем в домы: да приимет от Христа Бога велию милость.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/molitva...

В глазах безумных они кажутся умершими и смерть их кажется позором. Даже для нас их отшествие – скорбь, а они в мире. Потому что если в глазах человеческих они и принимают муки, но их надежды полны бессмертия. Выстрадав непродолжительное время, они получают чудные награды, потому что Бог испытал их и нашел достойными Себе. Как золото в горниле Он испытал их, и как чистейшее благовоние жертвы, принял их 22 . Праведные живут вечно и у Господа награда им. Они получат царство блаженства и венец славы из рук Господа» 23 и т.п. Конечно, эти чтения не ограничивались одними паримиями Соломона, а читались и другие книги подобного содержания; но как паримии могли идти прежде или читаться чаще, то за всеми такими чтениями и могло сохраниться одно общее название паримий. Впрочем, это одна догадка, а ясных и точных указаний, почему все чтения из ветхого завета называются паримиями (или паремиями, как называются они в богослужебных книгах), нет нигде. Чтение паримий – принадлежность собственно вечерних богослужений. Нет ни одного праздника бденного или полиелейного, на вечерне которого не читались бы паримии. Обыкновенное число их три; но в три величайшие праздника: Пасхи, Рождества и Богоявления Господня, число их увеличивается. Именно, в навечериях: Пасхи – 15 паримий; Рождества Христова – 8; Богоявления – 13. Великим постом для чтения паримий, как и для всего, свой особенный распорядок. Именно: на шестом часе паримиа, на вечерне по две, из которых первая всегда из книги «Бытия»; вторая из книги «Притчей». В Великий четверг, вместо шестого, паримиа на первом часе; в Великую субботу – на утрени после славословия. Чтобы иметь более ясное понятие о значении и содержании паримий, укажу здесь на некоторые. Так, например, в навечерии Пятидесятницы читаются паримии: первая из книги Чисел 24 . В ней описывается древнейшее явление Духа Божия на семидесяти мужах, избранных на помощь Моисею, – явление, в котором видно сходство, в явлениях Духа на апостолах, богоизбранных причастниках благодатных сил великого пророка, прообразованного Моисеем (Господа Иисуса Христа). Вторая из пророчества Иоилева 25 . В ней слышим те самые слова божественного пророчества, которыми апостол Петр, в день сошествия Святого Духа, объяснял удивленному народу таинство настоящего великого события: это – обетование об излиянии Духа на всяку плоть, на сынов и дщерей, на старцев и юношей 26 . Третья из пророчества Иезекиилева 27 . В ней предвозвещаются верующим очистительные духовные воды, дарование духа нового вместо ветхого, и сердца плотяного, вместо каменного, и обещается Дух Божий, чтобы мы ходили во оправданиях Господа, сохраняли судьбы Его и были избранным Его народом. Так и во все двунадесятые праздники читаются такие места из книг ветхого завета, которые имеют какое-либо отношение к празднуемому событию. А чтобы иметь понятие о паримиах, собственно так называемых, т.е. о притчах, собранных Соломоном, то выпишу несколько мест из его книги «Притчей».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В груз. календаре X в. Sinait. iber. 34, также отражающем довизант. литургическую традицию Палестины, выделен целый ряд дней, к-рые могут быть охарактеризованы как О. или «октава»,- 1, 13 янв., 1 апр., 22 авг., 15 и 20 сент., 12 дек., они обозначаются термином /, как и в новом Иадгари. Такие указания для 1 янв., 1 апр., 22 авг., 15 сент. для вост. традиции не характерны и встречаются только в этом памятнике, а дата 20 сент. не совпадает с датой «седмицы» Обновления в новом Иадгари. Празднование Антипасхи на 8-й день после Пасхи фактически является «октавой» Пасхи и ее О. В Студийском уставе В Студийском уставе складываются терминология и устав богослужения О., к-рые переходят впосл. в Иерусалимский устав и используются до наст. времени. В частности, начинает употребляться термин «отдание» (точнее глагол ποδδοται - греч. «отдается»), однако в слав. переводах этот термин появляется не сразу. В слав. переводе Студийско-Алексиевского Типикона XI в. указание на завершение празднования передается терминами «коньчяваеться» или «оставляеться» (12 сент. по ГИМ. Син. 330, Устав Студийский XI в.: Пентковский. Типикон. С. 280, 281; см. также: ГИМ. Син. 360, 365), «престает» (15 сент.: Пентковский. Типикон. С. 283), «проважяеться» или «провожение» (31 дек., 13 янв., 2 февр.: Там же. С. 319, 320, 328). В сербских литургических рукописях XIV в., организованных в соответствии с Евергетидским Типиконом , употребляется термин «отдваем» (НБС. Археогр. отд. Рс. 5. Л. 31 об.). В Студийско-Алексиевском Типиконе О. назначается после большей части великих праздников: Вознесения в пятницу 7-й недели по Пасхе ( Пентковский. Типикон. С. 247), Пятидесятницы в субботу 1-й седмицы (Там же. С. 274), Рождества Богородицы 12 сент. (Там же. С. 281), Воздвижения 15 сент. (Там же. С. 283), Введения 22 нояб. (Там же. С. 297-298), Рождества Христова 31 дек. (Там же. С. 313), Богоявления 13 янв. (Там же. С. 319), Сретения 4 февр. (Там же. С. 328), Благовещения 26 марта (Там же. С. 334), Преображения 9 авг. (Там же. С. 360), Успения 18 авг. (Там же. С. 365). У праздника Входа Господня в Иерусалим нет О.

http://pravenc.ru/text/попразднство.html

В начале января 1919 года в село Лермонтовка вошел партизанский отряд под руководством Ефима Гармашова. Помимо грабежей и диверсий против интервентов отряд проводил расправы над людьми, которые, по их мнению, мешали делу революции. Священники входили в их число. В одну из таких расправ в Рождество Христово 25 декабря/7 января 1919 года был убит отец Леонид Серебренников. Из поколения в поколение передавался следующий рассказ о мученической смерти священника: «В 1919 году, на Рождество, после елки, организованной в приходской школе, отец Леонид был схвачен бандой большевиков и выведен на реку в жестокий мороз, где был раздет и поставлен на лед. Батюшка был очень сильный и добрый. Бандиты издевались над священником, который, будучи большого роста и недюжинной силы, не сопротивлялся своим убийцам. Они прыгали на него, катились на его спине до речки, шпыняли ножами, потом заставили долбить прорубь, раздели и со словами: " Ты нас крестил, и мы тебя будем крестить " — опустили под воду. Когда он, уже израненный, цеплялся за кромку льда, ему раздробили все пальцы на руках, потом он ушел под воду, а утром люди выловили его тело и похоронили». Этот рассказ подтверждают и старожилы села. По инициативе прихожан ныне существующего храма в честь Архангела Михаила села Лермонтовка в день кончины отца Леонида совершается панихида. Прихожане трепетно относятся к памяти об отце Леониде, который почитается местными людьми покровителем села Лермонтовка. Филипп Кузьмич Распопов родился в селе Матвеевка Бугурусланского уезда, Самарской губернии 3 октября 1875 года, крестьянский сын. После окончания церковно-приходской школы Филипп Распопов пребывал послушником в Никольском монастыре города Самары, но, осознав отсутствие склонности к монашескому пути, обратился к архиерею с просьбой направить его на церковноприходское послушание, после чего был направлен на приход в село Тупиковка Бузулукского уезда в качестве псаломщика и учителя церковноприходской школы. В 1900-1903 годах Филипп Распопов проходил военную службу на территории Китая. В декабре 1903 года был принят в Благовещенскую епархию и назначен чтецом и певцом Дуйской походной церкви с участием в отправлении богослужениий в Хабаровском соборе и руководством хором. Летом 1904 года перемещен к Буруканскому миссионерскому стану с обязательством руководить соборным хором певчих и помогать в постройке катехизаторского училища.

http://radonezh.ru/2023/08/25/v-sobor-no...

В широко распространенном русском апокрифическом стихе о двенадцати пятницах Богородица тоже упоминается в связи с Благовещением («воплотился Иисус Христос Святым Духом в Мать Пресвятую Богородицу»), Успением («в тую великую пятницу преставилась Пресвятая Богородица») и Рождеством Христовым («народился сам Иисус Христос от Матери Пресвятой Богородицы»). И в благовещенском отрывке, и в рождественском Она названа Матерью, а к постящимся в пятницу под Рождество Христово …Сойдет с небес Пресвятая Богородица Возьмет душу на руцы, Вознесет в Царствие Небесное… Другие Богородичные торжества были введены Церковью позднее. Так, Рождество Богоматери отмечено в Иерусалимском Лекционарии VII в., а день Введения Богородицы во храм зафиксирован в греческих месяцесловах VIII в., но до XII в. не особо почитался. В современном православном богослужении в число богородичных праздников входит несколько дат, связанных с воспоминанием земного жития Царицы Небесной и Ее праведных родителей святых Иоакима и Анны (Рождество Богородицы, Память святых праведных богоотцев Иоакима и Анны, Введение во храм, Зачатие Матери Божией праведной Анной, Благовещение, Успение праведной Анны, Успение Пресвятой Богородицы). Церковный календарь также включает в себя два праздника с богословской семантикой: Собор Пресвятой Богородицы и Субботу Акафиста. В пятницу Светлой седмицы отмечается годовщина Обновления храма Пресвятой Богородицы у Живоносного Источника в Константинополе (в Византии был обычай широко отмечать даты освящения наиболее известных богородичных храмов). Отдельную группу составляют дни, посвященные святыням, оставшимся на земле после Успения Матери Божией: ризе, поясу. Самыми многочисленными из богородичных праздников являются посвящения Ее святым иконам . Русская Православная Церковь также особо чтит праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Однако самый обширный дореволюционный сборник русских духовных стихов «Калики перехожие» (составитель П.А.Бессонов, 1861-1864 гг.) содержит лишь два стиха на Покров. Один из них был сложен, видимо, кем-то из церковного причта (о чем свидетельствуют строки «чистая по Рождестве, чиста и в Рождестве, и пред Рождеством бысть в чистом естестве»). Здесь вообще не вспоминается история праздника. Для автора важнее сам факт молитвенного предстательства Богородицы за грешный мир пред Господом:

http://pravoslavie.ru/656.html

Во-вторых, многие второстепенные богослужебные дни освещаются недостаточно подробно. Например, слишком кратко, на наш взгляд, говорится об особенностях двух недель перед Рождеством Христовым (Недели святых праотец и святых отец) с. 83–84] , хотя эти дни не только «по статусу», но и по наличию интересных богослужебных особенностей заслуживают более пристального внимания. В-третьих, в книге имеются и некоторые сомнительные утверждения. Например, к таковым можно отнести фразу, что на праздник Рождества Богородицы, имеющий два канона, в начале 9-й песни обычно (на практике) «поется первый припев и ирмос второго канона» с. 30] . Может, такова была практика Киево-Печерской Лавры в 1950-е годы, но эта традиция явно неуставная и спорная, потому вряд ли вообще в учебнике стоит о ней упоминать. В настоящее время чаще всего перед 9-й песнью поется первый припев и первый ирмос (как и полагается по Уставу), так что вышеупомянутое утверждение Г.И. Шиманского не стоит принимать в расчет. В-четвертых, некоторые спорные вопросы богослужебной практики, о которых Типикон говорит слишком кратко или вообще умалчивает, в книге Г.И. Шиманского также не получают необходимого анализа. Это в частности, касается чтения Апостола и Евангелия на великой вечерне праздника Рождества Христова (при условии, что сам праздник случится в воскресенье или понедельник), количестве поклонов на часах в праздник Благовещения Пресвятой Богородице, случившийся в седмичный день Святой Четыредесятницы. Кроме того, многие исторические сведения (материал, касающийся происхождения и истории праздников, истории Великого поста и др.) представленные автором, являются безнадежно устаревшими и не соответствуют тем данным, которыми располагает современная историческая наука. Например, излагая историю Великого поста, Г.И. Шиманский повторяет материал, изложенный в книге протоиерея Г.С. Дебольского «Дни богослужения Православной Церкви», первое издание которой было в 1840 году. Протоиерей Г.С. Дебольский утверждал, что Четыредесятница была установлена во времена апостолов, а Г.И. Шиманский кратко воспроизводит все его тезисы и аргументы, хотя уже на рубеже XIX–XX веков в русской литургической науке появилось немало серьезных трудов, в которых этот вопрос был тщательно исследован и сделан вывод, что сорокадневный пост возник только в IV веке. Конечно, неосведомленность Г.И. Шиманского может быть оправдана тем, что свой труд он писал в тяжелое время (1950-е гг.), и не исключено, что другие труды, кроме книги протоиерея Г.С. Дебольского, ему были просто недоступны. Но почему от этого должен «страдать» современный читатель и студент, которому в качестве основного пособия предлагается труд Г.И. Шиманского?!

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

На следующий же день после кончины Святейшего Патриарха в воскресной школе нашего храма (в честь Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском) решено было посвятить целый урок памяти почившего Первосвятителя, рассказав детям, что значил для нашего Отечества Святейший Патриарх Алексий II, какой поистине эпохальной была эта личность. Разговор предстоял непростой, ведь все сегодняшние дети родились и выросли во время его патриаршества. Для них не было времени до , для них он всегда был рядом. Кто-то из ребят бывал на патриарших богослужениях в Кремле или в столичных храмах, кто-то участвовал в крестных ходах по Москве, почти каждый видел трансляции торжественных рождественских и пасхальных патриарших богослужений из храма Христа Спасителя, слышал голос Первоиерарха и знал его в лицо. Рожденным в постперестроечное время трудно представить, что когда-то все было совсем иначе. А ведь еще совсем недавно не было ни праздничных трансляций, ни самого храма Христа Спасителя, воссоздание которого является плодом усилий Святейшего Патриарха Алексия II. Совсем недавно не могло быть и речи о провозглашении церковного праздника Рождества Христова официальным выходным днем, равно как и о присутствии на богослужениях первых лиц государства. В Москве не было воскресных школ и не проводились Рождественские чтения. Была почти недоступна духовная литература, и верующие старательно переписывали молитвы и акафисты из старинных дореволюционных изданий от руки. При нынешнем изобилии церковных книг и периодики это трудно себе представить, но так было. Появление священника в рясе с крестом на шее не просто в школе, вузе, армии, больнице, местах заключения, а даже в открытую на улице казалось фантастичным. Да и самих священников было очень мало. Почти немыслимо понять трагизм той ситуации теперь, когда в епархиальных собраниях клира Москвы в зале соборов храма Христа Спасителя участвуют сотни молодых батюшек и диаконов, многие из которых были рукоположены лично Патриархом. В самом начале его первосвятительского служения на Рождество и Пасху у немногочисленных московских приходов еще дежурили милицейские патрули, стремившиеся ограничить доступ молодежи, как и в глухие застойные времена. А теперь те же патрули у сотен столичных церквей находятся для того, чтобы помочь верующим и соблюсти порядок и спокойствие в церковные праздники.

http://pravoslavie.ru/28628.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010