Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил храм во имя Сорока Севастийских мучеников — Патриаршее подворье в Спасской слободе. 7 января. В праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Святейший Патриарх Кирилл возглавил богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Перед началом Божественной литургии, транслировавшейся на федеральных телеканалах, а также на портале Патриархия.ru, Святейший Патриарх Кирилл поздравил телезрителей с праздником Рождества Христова. Днем состоялся традиционный телефонный разговор Предстоятеля Русской Православной Церкви с экипажем Международной космической станции. Святейший Владыка поздравил космонавтов с праздником и пожелал им помощи Божией в их работе. Вечером 7 января Святейший Патриарх совершил Рождественскую великую вечерню в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий поздравил Его Святейшество от лица Священного Синода, епископата, духовенства и всех верных чад Русской Православной Церкви с праздником Рождества Христова. 8 января. Во второй день праздника Рождества Христова Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля. Предстоятель Русской Церкви посетил Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества, где состоялся детский Рождественский праздник, организованный по инициативе Славянского фонда России при поддержке Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. 9 января. Святейший Патриарх Кирилл посетил детскую Рождественскую елку в Государственном Кремлевском дворце, ежегодно устраиваемую Русской Православной Церковью совместно с Управлением делами Президента Российской Федерации, Правительством города Москвы и Московской федерацией профсоюзов. 10 января. В неделю по Рождестве Христовом Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру, где поклонился честным мощам преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе, а также святыням Серапионовой палаты и Никоновского придела. В Успенском соборе обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Итак, какое отношение это событие имеет к каждому из ныне живущих людей? Об этом Церковь говорит устами своих поэтов в церковной гимнографии. Главными и самыми часто воспеваемыми песнопениями в праздник являются тропарь и кондак Рождества . Тропари – краткие песнопения, прославляющие праздник, принадлежат к самому древнему виду церковных песнопений, с которых в глубокой древности начала свое развитие христианская гимнография. Тропарь Рождества мог быть создан уже в IV веке. По-русски текст этого песнопения звучит так: « Рождение Твое, Христе Боже наш, источило миру свет ведения: ибо те, кто служили звездам, звездой были научены кланяться Тебе, Солнцу Правды, и познавать Тебя, Восток с высоты. Господи, слава Тебе» . Кондак «Дева днесь» был написан святым Романом Сладкопевцем, и считается одной из вершин церковной поэзии. Кондаками в древности назывались пространные богословские поэмы, входившие в состав христианского богослужения. Но, с течением времени, их заменил другой жанр церковной гимнографии – канон. Кондаки же сохранились в богослужении в виде начальных строф прежних поэм (а также, дали начало акафисту – гимн, во время которого не полагается сидеть, «неседальное пение»). Познакомимся с текстом кондака : «Сегодня Дева рождает сверхсущего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят вместе с пастухами, волхвы же путешествуют за звездой, потому что ради нас родился юный Младенец — Предвечный Бог». Невидимый Бог воплотился и стал Человеком — вот о чем возвещает праздник Рождества Христова, праздник Боговоплощения. Если мы обратим наше внимание на тексты песнопений, то заметим одну характерную особенность: частое повторение слов «днесь» и «ныне». Сегодня, сейчас «Дева Пресущественного рождает». Событие совершилось более 2000 лет тому назад, но то, что произошло тогда, имеет непосредственное отношение и к нам, живущим сегодня. Поэтому Церковь своими песнопениями и всем своим богослужением вводит нас в особую реальность. Мы становимся духовными участниками и свидетелями совершающихся перед нашим мысленным взором событий. День Рождения Христа

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

Промыслительно, что после Нового года начинается строгая часть Рождественского поста. И хочется, чтобы в этот период мы максимально подготовились к встрече воплотившегося Господа. В храмах, особенно монастырских, каждый день совершаются богослужения, на которых читаются изумительные по красоте каноны предпразднства Рождества, на повечерии звучат рождественские трипеснцы — замечательные песнопения с удивительно возвышенным текстом. И если есть возможность в эти дни бывать в храме, то хотелось бы, чтобы прихожане не лишали себя этой радости и красоты. И подобно тому, как мы готовимся к Пасхе богослужениями Страстной седмицы, следуя за Христом в Его страданиях, так же было бы хорошо подготовиться заранее к празднованию Рождества, чтобы этот праздник не был для нас внезапным. Иерей Димитрий Недоступенко, секретарь Сурожской епархии , ключарь Успенского кафедрального собора (Лондон) Зимние новогодние и рождественские праздники — безусловно, самые яркие и долгожданные события детства. Накануне Нового года мы шли с родителями на елочный базар. Елка была душистой, особый хвойный аромат завораживал и надолго врезался в память. Это был запах чуда, сказки. А потом мы всей семьей наряжали нашу зеленую красавицу. Комната, где она стояла, как бы раздвигалась, и в детском восприятии оживали красочные и чудесные образы. Дома елка стояла с Нового года до Старого Нового, а посередине было Рождество. Подарки родители дарили три раза, это было настоящим детским счастьем! Наше поколение 1970-х, в отличие от современных детей, было лишено возможности открыто отмечать праздник Рождества Христова. О Новом годе мы знали сами — о нем говорили в школе, рассказывали друзья, напоминали знакомые. А вот о Рождестве мы узнавали от родителей. И потом шепотом, по секрету, в свою очередь делились этой тайной с другими детьми. Сегодня в нашей семье мы с удовольствием поддерживаем традиции прежних поколений, наряжаем елку к гражданскому Новому году, вместе ее украшаем, готовим подарки. Только стоит теперь елка подольше — до отдания праздника Рождества Христова. А Рождество — это теперь обязательно храм и Литургия, радость Причастия и настоящий детский домашний праздник.

http://e-vestnik.ru/interviews/vstretit_...

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Оказывается, что праздник Сретения Господня нарочито совершается Церковью в тот период, когда позади остались уже светлые дни Рождества и Богоявления, а впереди предстоит долгий период подвигов поста, молитвы, сердечного сокрушения. Свет и тени сочетаются в сретенском богослужении в прекрасной божественной гармонии. Есть здесь место и радости, и печали – душевному восторгу и тихому, смешанному с печалью, душевному умилению. «Радуйся, благодатная Богородице Дево! Из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш» – сколько в этом праздничном тропаре еще той безмятежной радости, которой была наполнена душа наша в дни праздника Рождества Христова, когда мы, вслед за вифлеемскими пастырями и евангельскими «мудрецами» – волхвами спешили к колыбели Богомладенца, дабы от полноты сердца «кланятися Ему, Солнцу правды, и Его ведети – с высоты Востока». Дивные, окрыляющие душу, веселящие сердца отзвуки Рождества звучат и в некоторых других песнопениях нынешнего праздника. Но вот мы слышим и иные слова, заставляющие нас задуматься над той ценой, которой оплачена эта дарованная нам святая и непрестающая радость. Прославив Бога вдохновенной песнью «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко...», праведный старец Симеон благословил Иосифа Обручника и Матерь Младенца-Христа и сказал Пречистой Деве Марии: «се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» ( Лк. 2:34–35 ). Не всегда ясны бывают пророчества в тот момент, когда их произносят. Так и в данном случае, вряд ли мысль Пресвятой Девы могла проникнуть в только что возвещенную страшную тайну этих слов богомудрого старца. Слова эти до времени должны были остаться для Нее священной предупреждающей загадкой. Как хорошо сказал об этом наш великий отечественный вития, приснопамятный святитель Московский митрополит Филарет: «Благословенная в женах! Непорочнейшая из дщерей человеческих! И Тебе премудрый старец Симеон не усомнился предложить сию грозную загадку: и Тебе же Самой душу пройдет оружие... День плачевный и ужасный, но вместе и спасительный, день распятия, разрешил Тебе загадку пророчества. Терние венца Иисусова, гвозди Его распятия, копие прободения Его, Его раны, Его болезненный вопль, Его умирающий взор, – вот оружия, которыми Твое материнское сердце пронзено было столь же безпримерно глубоко, сколь совершенна Твоя любовь, сколь безпримерна Твоя непорочность... Теперь, когда Ты пребываешь в Божественной славе Сына Твоего... теперь Ты видишь во свете Божием, для чего надлежало пройти оружию и Твою чистую душу» (см. Слово в день празднования Пресвятой Богородице в Страстном монастыре 2 июня 1834 года.– Слова и речи, т. 3. М., 1877, с. 258–259).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Так искусно и умело ведут свою «работу» враги Христовы! Печально, что и многие наши православные русские люди вовлекаются в это стихийное течение «холодной войны» против христианства. А между тем, наша св. Церковь учит нас совсем иной встрече этого великого праздника и призывает нас, еще за 40 дней до наступления его, достойно готовить себя к его радостному празднованию. Конечно, и подарки делать друг другу не только можно, но и похвально. Однако, не в одном этом должно состоять наше празднование. Истинно, по-христиански праздновать наши христианские праздники можно только тогда, когда мы прежде всего и больше всего позаботимся об очищении наших душ от всякой греховной скверны и нечистоты. И вот, с этой именно целью, наша св. Церковь еще с первых веков христианства установила перед праздником Рождества Христова сорокадневный пост, во время которого христиане говеют, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн. Этот Рождественский пост начинается с 15-го ноября по нашему православному календарю, и так же, как и Великий пост, называется в Церковном Уставе «Четыредесятницей», или «Филипповым», потому что начинается он сразу после дня памяти Ап. Филиппа 14-го ноября. Богослужение в некоторые дни Рождественского поста напоминает собою великопостное Богослужение – читается молитва преп. Ефрема Сирина с поклонами и, вместо литургии, совершаются часы с междочасиями и изобразительные (обедница) с чтением дневного Апостола и Евангелия. Пост этот не отличается столь большой строгостью, как Великий пост: по понедельникам, средам и пятницам запрещается вкушать рыбу, вино и елей, а в остальные дни запрещается только рыба, зато по субботами, воскресным дням и великим праздникам, а также в дни празднования памяти великих святых, если эти дни случатся во вторник или четверг, разрешается вкушать рыбу, а если они придутся в понедельник, среду или пятницу, то разрешается вкушать только вино и елей. От 20 до 24 декабря включительно вкушать рыбу нельзя. Последний день поста 24-го декабря называется «сочельником», или правильнее – «сочевником» от «сочива», которое полагается в этот день вкушать за трапезой. Сочиво это то же, что «коливо» то есть «скудное кушание». Это – кушание из сухих зерен пшеницы, гороха, чечевицы или ячменя. Едят его, размочив водой или с медом. Оно же называется «кутиею». У православных всегда сохранялся благочестивый обычай – не есть ничего до появления первой вечерней звезды, которая напоминает о явлении на Востоке звезды, возвестившей о рождении Христа Спасителя. Этот обычай внушает, что пост Рождественский должно хранить до самого праздника Рождества Христова

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И, наконец, в праздничном богослужении по сравнению с будничным могут добавляться части служб или вообще целые службы, такие, которых в будничном не было вообще. Они вставляются в определенные места и расширяют службу, увеличивают ее, она становится более праздничной и торжественной. Например, Полиелей, лития и т.п. Правила соединения Церковь, с мудрой рассудительностью составила правила соединения служб праздников Господских, Богородичных и святых. Так, в праздники все мысли верующих должны быть около виновника праздника. В Господские праздники они всецело должны быть около Господа. Уделять много внимания не только усопшим, но и святым неуместно. Неуместно даже усиленное прославление Богоматери, ибо всему свое место и время. 1. Скажем, в первый день Пасхи почти нет нарочитых песнопений в честь Богоматери (кроме ирмоса 9й песни Канона и заключительного богородична на часах, да молитвенных обращений к Богоматери на первом антифоне литургии), и в праздник Рождества Христова, хоть и часты упоминания о непорочной Деве, послужившей воплощению Бога Слова, тоже очень мало нарочитых обращений к Богоматери. Даже на второй день Христова Рождества, когда совершается “СОБОР БОГОМАТЕРИ”, поется вся служба праздника Рождества и ни одного нарочитого песнопения в честь Богоматери. 2. Зато в Богородичные праздники при совпадении Богородичного праздника с воскресным днем или с попразднеством Господского праздника Господских песнопений поется меньше, чем Богородичных. Хотя и здесь не все так просто. К примеру, 16/29 августа больше песнопений посвящается Успению Богородицы, нежели «Нерукотворному образу». Но если это будет престольный праздник, как в нашем храме, то Устав предпишет больше петь песнопений «Нерукотворному образу». 3. И в праздники святых, если они совпадут с Господскими (в попразднство или в воскресный день), сам Великий Архиерей как бы отступает в тень и, не поступаясь своими архиерейскими привилегиями, сам заботится о том, чтобы привлечь внимание всех к Своему слуге, имениннику или юбиляру. Так на имянинах или юбилее иерея присутствующему архиерею воздаются все подобающие его сану почести. Он, а не юбиляр предначинает все молитвословия, у него во всех случаях испрашивается благословение, ему поется “ис полла ети”. Но в центре торжества — иерей. К нему все поздравления, к нему обращается большинство речей, ему многократное “многая лета”, возглашаемое и самим архиереем. Так и в Церкви Божией, по церковному Уставу например, в неделю при полиелейном святом на Господи воззвах стихиры воскресны только 4, а святому 6 и 7я на славу; канон воскресен со ирмосом на 4, Богородичный на 2, а святому на 8.

http://azbyka.ru/video/45-principy-sosta...

В этот день принято разговляться так называемым сочивом, то есть пшеницей, разваренной с медом и сухофруктами. Поэтому день навечерия называется также Сочельником. Само богослужение Рождества состоит из всенощного бдения и Божественной литургии. Оно совершенно обычное по своей структуре, но, конечно же, всё, что читается и поется на службе, посвящено событию и значению Рождества Христова. Одно из главных рождественских песнопений - ангельская песнь «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Она неоднократно звучит во время службы. Неким музыкальным и текстовым символом праздника является также песнопение «С нами Бог» - оно содержит пророчества из ветхозаветной Книги пророка Исаии о Христе Спасителе. Часто задают вопрос: сколько должен длиться пост до Причастия для тех, кто собирается причаститься ночью? Если человек может поститься по Уставу, то в этот день он вкушает пищу один раз после захода солнца. Сегодня у нас темнеет рано - значит, в районе 16-17 часов. Если человек немощен, пожалуйста, он может поесть и позже, но не менее чем за пять-шесть часов до Причастия. Надо исходить из того, что ночная Литургия заканчивается в 2-3 часа ночи. Когда меня спрашивают: «А как часто нужно ходить в Церковь в эти предпраздничные дни?», «Нужно ли быть обязательно вот на этой или на этой службе?» - я оказываюсь в затруднении. Как ответить? Представьте себе, что два человека любят друг друга. И покажется смешным, если молодой человек или девушка будут раздумывать: «Вот мы сегодня виделись. А надо ли нам видеться завтра? А может, только через пару деньков?»... Если человек влюблен, то он все время хочет быть с тем, кого любит. Вот так и здесь: если человек любит Бога, если для него Церковь - это жизнь, такой вопрос просто не возникает. Есть возможность - человек идет в храм. Обычно каждый год в декабре в Интернете вновь оживляются дискуссии о том, как хорошо было бы Церкви перейти на новый стиль, чтобы Новый год отмечался после Рождества, уже по окончании поста. Но я считаю, что зимнее каникулярное время, которое мы имеем сейчас,- большое благо для верующих людей. В нашей стране это выходные, поэтому даже те, кто работает и обычно не имеет возможности ходить на службу в будни, могут пойти в храм. Кстати, это заметно: в предрождественские дни храмы наполняются людьми. Новогодние «каникулы» дают им возможность посещать богослужения, поговеть в полном смысле этого слова и тем самым духовно подготовиться к Рождеству. Поэтому я не отдал бы никому эту неделю перед Рождеством, которую разница в календарях помогает нам провести по-христиански.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Возможно, установление связано с посещением равноапостольной царицей Еленой мест земной жизни Иисуса Христа. В этих местах началось строительство храмов. Особое внимание христиан стали привлекать события Рождества Христова и тайна Воплощения. Некоторые авторы приписывали установление праздника святителю Кириллу, патриарху Иерусалимскому (313–386 гг.). Однако говорить о повсеместном почитании Благовещения как отдельного праздника в IV–V веке достаточно сложно, потому что письменных источников об этом немного. Но в VI веке появляется кондак на Благовещение, написанный преподобным Романом Сладкопевцем . А с конца VII столетия можно свидетельствовать о том, что Благовещение Пресвятой Богородицы стала одним из самых почитаемых праздников в столице Византии — Константинополе. Богослужебные особенности Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы чаще всего приходится на период Великого поста . В зависимости от того, в какой день он случится, богослужение праздника будет иметь свои особенности. Вечернее богослужение накануне праздника, если он случится в будний день Великого поста, состоит из великого повечерия с литией (выходом священнослужителей в притвор, а затем на середину храма для возглашения особых прошений и благословения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея) и утрени. Такой состав богослужения хорошо знаком христианам по праздникам Рождества Христова и Крещения Господня . На утрени поется величание праздника «Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою», в центре храма читается Евангелие. О том, что праздник совершается в период Четыредесятницы, будет напоминать то, что великое славословие будет не петься хором (как на утрени в воскресенье или другой праздничный день вне поста), а читаться. В конце богослужения священник произносит молитву преподобного Ефрема Сирина и вместе с молящимися делает три поклона (вместо обычных 16: четырех великих и двенадцати малых). В сам день праздника совершается чтение 3-го, 6-го, 9-го часов и изобразительных. Вместо Литургии Преждеосвященных Даров будет совершаться Литургия святителя Иоанна Златоуста в соединении с вечерней.

http://blog.predanie.ru/article/blagoves...

Правила о посте и трапезе в Сочельник связаны с богослужениями и с обозначенными выше двумя вариантами. В варианте I навечерие Рождества Христова считается днем строгого поста, причем строгость поста здесь не в качестве пищи, а в количестве ее приемов. Так как здесь вечерня в соединении с литургией совершается после полудня, то и полагается только одна трапеза в день – ужин. При этом ужин с употреблением «елея и вина» — то есть средняя степень поста. Таким образом, строгий пост сочельника предполагает не употребление в течение дня только «хлеба и воды» (как многие могут подумать, увидев выражение «строгий пост»), а наличие только одной трапезы с «вином и елеем». В варианте II допускается две трапезы и потому Типикон говорит, что «пост не бывает». Это нужно понимать не в нашем восприятии поста как воздержания от скоромной пищи, а в более древнем и изначальном значении термина – нет воздержания от пищи до вечера. Утром совершается литургия и после нее полагается скромный, символический обед. После полудня совершается вечерня, после нее – более плотный ужин с вином и елеем. В нашей практике все службы навечерия совершаются утром, потому после окончания такой службы вполне допустима нормальная постная трапеза. Однозначно можно сказать: те, кто участвовал в богослужении, после его окончания вполне имеют право покушать днем, так как участие в литургии предполагает трапезу после нее. Что же касается тех, кто не был в храме утром в навечерие Рождества Христова, то вопрос о посте для них остается открытым: они могут и покушать после окончания дневного богослужения в храме, но могут в качестве добровольного подвига и компенсации за пропущенное богослужение дождаться вечера. «До первой звезды». Многие церковные и не вполне воцерковленные люди знакомы с утверждением, что в сочельник нельзя есть до «первой звезды». На самом деле такая характеристика справедлива частично. Как отмечено выше, в случае сочельника в седмичный день единственная трапеза по Уставу – ужин, который полагается после вечерни в соединении с литургией святителя Василия Великого. Эта служба по Типикону начинается «в 7м часу дня», то есть примерно в 13.00 по нашему времени; в таком случае закончится она около 17.00. Учитывая, что это – зимнее время, когда темнеет рано, вполне велика вероятность, что на небе в это время уже будут видны звезды. Таким образом, уставное время трапезы примерно совпадает с появлением условной «первой звезды». Однако важно понять, что сам факт появления «первой звезды» никогда не рассматривался Церковью как «индикатор» разрешения поста Сочельника!

http://azbyka.ru/sochelnik

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010