По еже рещи священнику заамвонную молитву. Великое водоосвящение в навечерии бывает по прочтении заамвонной молитвы после литургии, которая по причине поста пред Богоявлением, совершается также вечером. А если навечерие сего праздника случится в субботу или в день воскресный: то для чести сих дней литургия совершается не вечером, но в свое время и пост отчасти разрешается, но тогда водоосвящение исполняется уже не на литургии, бываемой поутру, и не по заамвонной молитве, но в вечеру, после великой вечерни. Матфей Властарь (под буквою К, в гл. 37) пишет: «Феофил Александрийский по случаю стечения праздника святых Богоявлений, в который мы обыкновенно постимся до вечера, со днем воскресным, повелевает отдавать каждому празднику подобающее. Ибо, он говорит, что и долг и обычай обязуют нас чествовать всякий воскресный день и торжествовать оный: потому что Господь наш Иисус Христос даровал нам в этот день воскресение из мертвых. Почему и в Священном Писании он назван первым (днем), как начало нашей бессмертной жизни, и осьмым, как день, превосходящий иудейскую субботу. Но если день этот, в который случился праздник Богоявления, будет постный, то употребим искусство – сохранить честь и святость того и другого праздника: вкусив немного фиников – после литургии, мы уклонимся и от тех ересей, которые не почитают дня воскресного, и вместе отдадим должное дню постному, ожидая вечернего собрания и богослужения, которое совершается здесь от девятого (третьего по полудни) часа». Во все прочие и простые дни – не только пред Рождеством, пред Богоявлением и пред Светлым Воскресением Христовым в субботу, но и в самый праздник Благовещения и в самый Четверток великий, литургии всегда переносятся на вечер. Матфей Властарь (под буквою Т, в гл. 5) всю причину сего перенесения литургии на вечер приписывает сокровенным таинствам, совершившимся в эти дни и вновь открывшимся для нас не во дни, но в нощи и как бы в некоем примраке. Он говорит: «во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются оные таинства, сокрытые во глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание, – так впрочем, что из такового начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Четыре дня сижу в пивной, А на пятый – выходной. В Германии шёл параллельный процесс. Членам гитлерюгенда было запрещено участвовать в церковных процессиях. Затем начали принуждать молодёжь принимать участие в спортивных состязаниях, которые устраивались в часы воскресных богослужений. Был издан тайный указ Бормана о необходимости полной ликвидации Церкви и тайные инструкции гестапо, в которых меры по подавлению Церкви мотивировались мнимой враждебностью Церкви к государству 9 . Для замены традиционных религиозных праздников и пропаганды национал-социалистических идей в Третьем рейхе были введены собственные праздничные дни, в том числе: 20 апреля. День рождения Гитлера. Один из наиболее важных дней в ритуале культа фюрера. В этот день по всей Германии выставляли и вывешивали миллионы фотографий и портретов фюрера, фасады домов украшали красно-бело-чёрными флагами, устраивались грандиозные факельные шествия, массовые выступления фольклорных коллективов, происходили обряды посвящения. День летнего солнцестояния. В этот день разжигали огромные костры, в которые бросали венки в честь партийных «мучеников» и героев войны. Устраивались танцы, выступали хоровые коллективы, участники праздника прыгали через костры, устраивали факельные шествия. Партийные руководители к этому дню готовили особые «огненные речи». День зимнего солнцестояния. Был введён нацистскими властями, чтобы конкурировать с христианскими рождественскими праздниками, однако самого Рождества Христова не заменял 10 . ... Рязанская епархия, как и многие другие, не избежала репрессий. В 1923–1926 годах в Соловецком лагере особого назначения находился епископ Глеб (Покровский), викарий Рязанский. В 1936 г. был арестован архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский). Будущий владыка родился в военное время, хотя войны никакой не было. Шла война против собственного народа. Через год с небольшим после рождения Бориса, 28 ноября 1930 г., газета «Известия» обнародовала афоризм, перекраивавший старые понятия о милости. Вместо прежнего изречения «страшен сон, да милостив Бог», появилось новое: «страшен сон, да милостиво ОГПУ». Место Бога заняла тайная полиция, совмещавшая с сыском пытки и расстрелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Праздничное богослужение во Всехсвятском храме города Паттайи возглавил настоятель протоиерей Даниил Ванна, председатель Комитета Фонда Православной Церкви в Таиланде. К постоянным прихожанам присоединились многочисленные туристы, отдыхающие на таиландском курорте. За богослужением присутствовали более 120 человек, многие из которых исповедовались и причастились Святых Христовых Таин. В этот же день после вечернего богослужения дети прихожан представили рождественский спектакль, после которого всем были вручены подарки. В храме Покрова Пресвятой Богородицы в Паттайе всенощное бдение и Божественную литургию совершили настоятель храма иерей Иоанн Мороз и протоиерей Петр Кадомцев, заштатный клирик Томской епархии . За ночным праздничным богослужением молились около 80 человек, тридцать из которых приступили ко Святому Причастию. В Троицком храме на острове Пхукет праздничное всенощное бдение на Рождество Христово собрало несколько сотен человек, практически все они подошли ко Святому Причастию. За богослужением вместе с регентом пели православные тайцы: песнопения исполнялись на церковнославянском и на тайском языках. В учебном храме святителя Иннокентия, митрополита Московского, на Пхукете ректор Духовного училища иеромонах Паисий (Ипате) совершил Божественную литургию в день праздника Рождества Христова. За богослужением пел хор студентов Духовного училища. Песнопения прозвучали на тайском и английском языках. Вознесенский храм на острове Самуи также был заполнен богомольцами. В день праздника был отслужен праздничный молебен. Воспитанники детской воскресной школы при Вознесенском храме представили рождественские представления и музыкальные номера. Затем состоялась благотворительная ярмарка рождественских поделок. В Сергиевском храме на острове Чанг (провинция Трат) в праздник Христова было совершено праздничное всенощное бдение, а затем — ночная Литургия. Утром 7 января и.о. настоятеля храма иерей Сергий Шапкин отслужил праздничный молебен. Затем прихожане исполнили рождественские колядки и песнопения; также было показано традиционное праздничное представление «Рождественский вертеп». Праздничное богослужение посетили около 60 человек.

http://patriarchia.ru/db/text/5340447.ht...

- Да, эту книгу, изданную в 1987 году в Париже, мне подарили, когда я училась на втором курсе университета. «Немногое о многом» - одна из первых православных книг, которая меня задела за живое. Написанная емко и глубоко, она доходила до самого сердца! - Я рада, что Вы ее оценили. «Немногое о многом» вошло в изданную Московской Патриархией в 2000 году книгу епископа Мефодия «Пастырские наставления». Весь большой тираж - десять тысяч - полностью разошелся! Я так рада, что книга моего Владыки получила признание в России, которую он так сильно любил. - Матушка, расскажите, пожалуйста, о жизни епископа Мефодия. - Епископ Мефодий, в миру Владимир Николаевич Кульман, родился в 1902 году в Петербурге в высокообразованной дворянской семье. Его отец, Николай Карлович, был датчанином. После переворота 1917 года семья была вынуждена покинуть Россию и бежать в Болгарию, там будущий владыка окончил гимназию. Затем семья переехала в Чехословакию, и здесь Владимир Кульман часто прислуживал за богослужениями Пражскому Владыке Сергию (Королеву) который на него очень повлиял, очень. И в то же самое время Владимир Кульман поступил в университет на историко-филологический факультет. Потом вдруг, разбирая какие-то материалы в библиотеке, он нашел воззвание Патриарха Тихона, где Патриарх призывал весь русский народ через покаяние вернуться в то состояние, в котором он был прежде, говорил, что нужны люди, которые бы помогали Церкви. Это на студента Кульмана очень подействовало. А в Париже тогда умирал его младший брат. Он приехал туда, когда брат еще болел, и присутствовал при кончине. Все это подвигло Владимира бросить учение и идти на служение Церкви. В Париже Владимир поступил в Богословский институт, но больше всего ценил богослужения в храме Сергиевского подворья. В то время там были изумительные богослужения! Управлял хором Михаил Михайлович Осоргин замечательный регент. Потом, когда оставался, кажется, еще год до конца обучения, его постригли в монашество. И чуть позже назначили настоятелем маленького храма в Аньере, в котором до него очень краткое время был отец Иоанн (Шаховской) Он вскоре уехал в Германию, а отец Мефодий попал в этот маленький храм, который был освящен в память разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве. Престольный праздник в Аньере отмечается 14 августа по новому стилю, в день Всемилостивого Спаса. В своей проповеди отец Мефодий объясняет: «Неслучайно наш престольный праздник именно сегодня. Мы устраивали наш храм в память разрушаемого тогда Храма Христа Спасителя в Москве. То был храм русской славы, и его престольный праздник был на Рождество Христово. Наш храм - храм скорби, искания, утешения и покаяния. „Свышних призирая, убогия приемля, посети нас озлобленныя грехи, Владыко Всемилостиве: молитвами Богородицы даруй душам нашим велию милость " ,- поем мы в тропаре нашего храма, и праздник его - в первый день Успенского поста и в день выноса Святого Креста».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленопреклонением 232 ; колена преклоняются впервые после Пасхи 233 . Молитвы читаются в следующие моменты: первая – сразу же после великого прокимна: «Кто Бог велий...», вторая – после сугубой ектении: «Рцем вси...» и третья – после «Сподоби, Господи...». Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу. После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: «Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани пас, Боже, Твоею благодатию». После молитв – просительная ектения: «Исполним вечернюю...», сти ховные стихиры и обычное окончание вечерни. Отпуст на вечерни – особый (см. Служебник). 229 По Уставу, канон Пятидесятницы, как в Недели ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы («Честнейшую...»). В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного «Обихода» (часть 2). 230 Пятидесятница – один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песнею: «Елицы во Христа крестистеся...», которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня: в Лазареву субботу и в Великую Субботу – всего 12 раз в году. 231 Вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы ( Лев. 23, 10–17 ; Чис. 28, 26 ). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на Апостолов. Деревья и цветы – символ вечно обновляющейся природы – указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем ( Ин. 15 ). 232 В 3-й молитве встречается слово «вресноту», что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного «ресннота» или «реснота», означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность. Читать далее Источник: Практическое руководство для священно-церковнослужителей при совершении богослужений в двунадесятые праздники, дни Постной и Цветной Триоди/Сост. архимандрит Иоанн (Маслов). – Киев : Общество любителей православной литературы; Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2007. – 311 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Под временный храм весной 1989 г. куплена половина частного дома, примыкающего к строительной площадке, в котором в светлый день Пасхи отслужили первую литургию.  С Рождества Христова, 7 января 1990 г., богослужения стали совершаться в приобретенном здании бывшего винного магазина. 10 декабря 1989 г. в престольный праздник в честь Новгородской иконы Божией Матери «Знамение» состоялся первый торжественный крестный ход и освящение закладного камня в основании храма. Через хозуправление Московской Патриархии архитектором М.С. Соколовым был выполнен проект, поэтапно доработанный местными архитекторами Г.М. Некрашевичем, конструкторами Ф.Ф. Бобковым и И.С. Шапором. По крестильному храму строительные работы велись в кратчайшие сроки – с 4 мая по декабрь 1990 г., и в престольный праздник Знаменского собора 10 декабря епископ Красноярский и Енисейский Антоний освящает выстроенный крестильный храм в честь вмч. Георгия Победоносца. Регулярные богослужения совершаются в нем тремя священниками: кроме настоятеля в приход назначены о. Александр Демченко и о. Иоанн Хить, ранее бывшие в нем пономарями. 26 апреля 1992 г.  впервые над городом раздался колокольный звон – на опоре ЛЭП, приспособленной под звонницу, были размещены изготовленные на уральском заводе колокола. Звонарь Николай Николаевич Петров к этому времени уже приобрел некоторый опыт, так как ездил в Подмосковье в командировку с целью обучения искусству колокольного звона.  4 октября 1992 г. в отремонтированном здании бывшего лесоторгового магазина начала работу Воскресная школа прихода, первым преподавателем которой был Апенькин Анатолий Гаврилович, позднее служащий диаконом в монастыре святителя Николая Чудотворца в деревне Могочино Томской епархии.  По благословению настоятеля о. Владимира он взял под свою опеку и дом престарелых на Южном.  В 1993 г. создается Кемеровская епархия и назначается архиерей - Софроний, епископ Кемеровский и Новокузнецкий, а 6 июля в центре Георгиевского храма Знаменского прихода устанавливается кафедра – знак архиерейского служения. Богослужения совершаются ежедневно, служит четвертый священник – о. Борис Опарин, диаконы Александр Горшков и Владимир Агибалов. 15 сентября 1993 года Святейший Патриарх Московского и вся Руси Алексий II во время первого визита в г. Кемерово посетил строящийся Знаменский собор и удостоил высокой патриаршей награды настоятеля о. Владимира Курлюту – ордена св. блгв. кн. Даниила Московского I степени и сана протоиерея.

http://sobory.ru/article/?object=10787

    Много греков и прочих иностранцев – все приезжают специально посмотреть на «золотую церковь», как называют Покровский храм, послушать русское пение. Непривычный для москвича Афонский суточный круг служения, да еще два праздника подряд – воскресный день и Рождество Христово – сильное средство избавиться от всего того душевного мусора, который каждый из нас поневоле притащил с собой на Святую Гору. Температура воздуха была около нуля, а храм не отапливается, и поэтому где-то в середине воскресной Всенощной стали вспоминаться теплые вещи, оставленные в архондарике. Поглядываю на окна – скоро ли рассвет? Нет, пока темно. Зато в храме прокатываются неспешные волны теплого золотого света. Здесь не так, как у нас: нажал выключатель – и паникадило сияет. Здесь параэклесиарх (свечевозжигатель) неспешно исполняет свою обязанность, и храм постепенно наполняется светом. Можно сказать, что на богослужении есть свои восходы и закаты – предвестники главного восхода солнца, в свою очередь являющегося образом Господа нашего Иисуса Христа. Окончание Литургии, явление Святых Даров Тела и Крови Господа происходит при первых лучах солнца. После окончания Литургии нам открыли часовню, где собраны мощи многих и многих святых (как жаль, что в обители не благословляется фотографирование). С благоговением прикладываемся к ним и исходим в трапезную. Собственно, трапеза – это тоже часть богослужения. После молитвы садимся и более слушаем, чем кушаем. Учиненный брат читает святоотеческое поучение, посвященное Воскресению Христову. Краткая экскурсия по монастырю – отец Олимпий открывал для нас храмы, показывал и рассказывал, отвечал на наши вопросы. Мы подали наши записки и отправились к Исповеди. В Свято-Пантелеимонове монастыре Исповедь принимает только один иеромонах – духовник обители отец Макарий. Исповедников много. Наш знакомый отец Олимпий читает каноны и правило ко Причащению. После разрешительной молитвы вышли из монастыря, чтобы немного отдохнуть перед праздничной службой. Легли – провалились в сон почти мгновенно. Колокольчик – очень издалека, постепенно, щадя (это не наши орущие в ухо будильники), – это архондаричный отец Кирилл поднимает нас на службу. Дойдя до нашей двери, громким голосом объявляет о начале богослужения: «Бдение»!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2817

В 1912 г. в колокольне Рождественского храма существовал еще один престол — посвященный св. Иоанну Предтече. Причт храма состоял из священника и дьячка, позднее добавились вакансии диакона и пономаря. Земля, принадлежавшая причту, была крайне неудобна для обработки, поэтому за нее помещики выдавал ругу в виде съестных припасов и дров, которая не была юридически оформлена и производилась «не в свое время». При графине Соллогуб от выплаты руги отказались, заменив ее денежным довольствием. Церкви принадлежал каменный дом, в котором находилась богадельня, позднее — школа для крестьянских детей, несколько раз закрывавшаяся и возобновлявшаяся. На кладбище находилась каменная часовня, причт жил в собственных деревянных домах. Из священнослужителей Рождественской церкви известны: священник Алексей Федорович Рамадамский (с 1826 по 1855 гг.), священник Петр Дмитриевич Флоринский (с 1855 г.), священник Семен Иванович Соколов (1892-1894 гг.). Диакон Михаил Дмитриевич Стрекалов за непорочное 50-летнее служение в сане был награжден в 1907 г. орденом святой Анны 3-ей степени. Последним настоятелем храма перед его закрытием в 1929 г. был священник Тихон Феофилактович Кротков, служивший в нем с 1894 г. После 1917 г. он неоднократно подвергался арестам, но умер на свободе в глубокой старости. После закрытия Рождественская церковь использовалась как молокозавод и склад удобрений. В 1970-е гг. заброшенный храм стали реставрировать, это спасло его от окончательного разрушения. 18 апреля 1993 г., во святой день Пасхи было совершено первое богослужение во вновь открывшемся храме. Волков И.А., заведующий филиалом СИХМ Покровская церковь http://tsobor.ru/?p=1395 Строители храма - крестьянин Дмитрий Иванович Сухаруков, крестоянин д.Фотьяново Шаховской волости Ярославского уезда, совместно с односельчаниным Василием Шумиловым. Источник: Словарь архитекторов и мастеров строительного дела XV-cepeдuhы XVIII в.. М., 2008 г., с.553. Церковь Рождества Христова в усадьбе " Рождествено-Телятьево " по адресу: Серпуховский район, с.Рождественка (с.Рождествено-Телятьево), является объектом культурного наследия федерального (ранее республиканского) значения (Постановление СМ РСФСР от 07.09.1976 г. 495).

http://sobory.ru/article/?object=04792

В мае 2015 года начался сбор пожертвований на строительство кафедрального собора Рождества Христова через смс-сообщения. Чтобы сделать взнос, нужно отправить сообщение на короткий номер 3443 со словом «СтроимХрам» и через пробел указать сумму пожертвования цифрами. К примеру, «СтроимХрам 100». Услуга доступна для абонентов МТС, Билайн, Мегафон, СМАРТС, Ютел. Также весной 2015-го начался сбор пожертвований в торговой сети «Молния», руководство которой позволило разместить прозрачные контейнеры в своих магазинах. Строительство кафедрального собора было предметом неустанной заботы правящих ариереев, занимавших челябинскую кафедру. Они посещали стройку, регулярно встречались с предпринимателями и общественностью, объясняя всю важность возведения нового собора – духовного центра Челябинска, его «визитной карточки». В 2015 году был построен фундамент и технический этаж здания. 27 июля 2016 года тогдашний митрополит Никодим совершил торжественный чин основания собора; при этом в восточной части здания была заложена капсула с памятной грамотой. В церемонии принял участие губернатор Челябинской области Б.А. Дубровский. На следующий день глава митрополии совершил освящение малого деревянного храма рядом с собором и отслужил в нем первую литургию. 25 августа 2016 года на стройплощадке прошел благотворительный концерт в поддержку строительства собора. Его дал оркестр Челябинского театра оперы и балета под управлением Евгения Григорьевича Волынского. В 2016 году соорудили первый этаж, предназначенный для размещения крестильного храма, и начали возводить стены второго этажа, на котором и будет находиться главный молитвенный зал и алтарь с престолом, освященным в честь Рождества Христова. К концу строительного сезона высота стен собора составила почти 9 метров. 28 июля 2017 года, в праздник Крещения Руси, в цокольном этаже собора состоялся молебен с акафистом равноапостольному великому князю Владимиру. Молебен стал первым богослужением в нижнем приделе кафедрального собора. Что касается строительных работ, то в 2017 году продолжилась заливка бетонных перекрытий. Были сооружены паруса наоса (центральной части храма), своды и арки алтаря. К концу строительного сезона стены собора поднялись до отметки 20,5 метров.

http://azbyka.ru/palomnik/Христорождеств...

Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». «Кто назовет этот праздник матерью всех праздников, тот не погрешит… В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха , Вознесение Господне и Пятидесятница . Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки». Рождение Христа – Мессии – Помазанника, Который спасет мир, было предсказано ветхозаветными пророками и ожидалось на протяжении веков. Это радостное событие совершилось более 2000 лет тому назад: Иисус Христос родился в Вифлееме Иудейском. Мы, христиане, ежегодно вновь и вновь переживаем эту радость, возвещенную Ангелами пастухам: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь», — сказано в Святом Евангелии. Бог становится Человеком, чтобы человек стал Богом по благодати. Но, при этом Творец, принимая образ Своего творения, «уничижается». Совершается то, что по-гречески именуется «кенозис», а по-славянски – «истощание» Сына Божия. И своей высшей точки оно достигает на Кресте. И все же, на Рождество мы радуемся, ибо знаем, какие богатые плоды принесло это истощание. Радуемся, ибо воссиял день начала нашего спасения, спасения от греха и смерти. А спасение от смерти и встреча с Богом – источником жизни — это самый большой повод для благодарения и радости. Рождество и волхвы По учению Церкви то, что «ради нас родился Младенец юный, предвечный Бог» является причиной радости для тех, кто любит Бога. Тем, что Бог восхотел родиться в образе человека, Он дал избавление от тления и смерти, «уврачевал раны Евы», «простил грехи», «дал бессмертие», «исполнил пророчества», «привлек падшего первозданного Адама», «заменил ложь на веру» в истину, «привел всех ко живоносному свету», как сказано в рождественской службе.

http://pravmir.ru/tradicii-rozhdestva-bo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010