На момент выхода статьи началась Первая мировая война, которая, естественно, повлияла на ход и темп постройки храма. Так, согласно ведомости о церкви Христорождественской с. Караульноярское за 1921 г., составленной настоятелем протоиереем Григорием Погореловым (последнее место его служения – село Булашово, расстрелян в Тобольске в 1937 г.), можно отметить следующее. Церковь построена в с. Караульноярском тщанием прихожан на добровольное пожертвование, по плану-фасаду крестообразная. План утвержден тобольским епархиальным начальством в 1914 г. Постройка окончена в 1921 г. к 20 декабря. Зданием церковь каменная, одноэтажная, в одной связи с такой же колокольней, трехглавая, крытая листовым железом. По сторонам алтаря имеются помещения для ризницы и библиотеки, по сторонам паперти имеются в связи с колокольней сторожка и кладовая. Бывший деревянный храм, построенный в 1879 году, во время Гражданской войны и при бомбардировке с. Караульноярского 26 марта 1921 г. в полдень от орудийных зажигательных снарядов сгорел до основания, со всей церковной утварью и имуществом. Храм освящен малым водоосвящением в день храмового праздника Рождества Христова 25 декабря 1921 г. по резолюции Преосвященнейшего Иринарха, епископа Тюменского. Совершается Божественная литургия на временно устроенном переносном престоле. Утварью церковь весьма нуждается. Нет ни собственных сосудов, ни ризницы; ни даже колоколов, и служба совершается без колокольного благовеста. По штату при ней состоят священник, псаломщик и просфорня. Выходит, что датами строительства нового храма можно считать 15 июня ст. ст. 1914 г. – 20 декабря ст. ст. 1921 г. Построенный за трудных семь лет, новый храм в с. Караульноярском просуществовал как место богослужения не более одного – двух десятков лет. Сегодня от храма сохранились только стены. Самой серьезной проблемой является наличие рядом со зданием храма жилого дома, хозяйственные постройки которого практически упираются в его стену. В 2008 г. некие предприниматели, родом из этих мест, хотели построить новую деревянную церковь из лиственницы, но далее дело не пошло. Хочется верить, что в приближающееся 100-летие храма в честь Рождества Христова с. Караульнояр найдутся неравнодушные люди, которые смогут даровать ему новую достойную жизнь.

http://sobory.ru/article/?object=36996

С 1926 г. настоятелем храма в Немчиновке был назначен священник Алексий Константинович Соколов. Отец Алексий (Соколов) - родился в 1884 г. в г. Бийск (Алтай). Сын Архиепископа Иннокентия (Соколова), выдающегося миссионера, начальника Алтайской миссии, сподвижника митрополита Московского Макария (Невского). В 1910 г. окончил Казанскую Духовную Академию. С 1910 по 1919 г.г. – законоучитель в Бийской мужской гимназии. С 1920 г. – приходской священник. Некоторое время был помощником начальника Алтайской миссии. С 1926 по 1934 г.г. – настоятель храма Рождества Христова поселка Немчиновка. С 1934 по 1937 г.г. - священник в Никольской церкви села Ромашково. 20 августа 1937 г. арестован по обвинению в высказывании террористических настроений против руководителей партии и правительства. 10 августа 1937 г. расстрелян на полигоне в Бутово. С самого открытия храма Рождества Христова и до его закрытия в 1934 г. ревностным его служителей был Елисей Федорович Штольдер. Елисей Федорович Штольдер - родился 14 июня 1883 г. в городе Смоленске, в семье служащего-чиновника. Отец его работал помощником ревизора в Смоленске и Ташкенте в Контрольной палате. В 1902 г. окончил шестиклассное Ташкентское училище. До 1924 г. работал бухгалтером в отделе сборов Управления бывшей Александровской железной дороги в городе Москве. При открытии церкви в поселке Немчиновка, по просьбе прихожан, стал управлять церковным хором, а в октябре 1920 г. в этом же храме рукоположен в сан диакона. После закрытия церкви в Немчиновке в 1934 г. диакон Елисей вместе с протоиереем Алексием Соколовым переходят для служения в Никольскую церковь села Ромашково, и служат в ней до дня своего ареста (соответственно 8 и 20 августа 1937 г.). За арестом в скором времени последовал и их расстрел. Диакон Елисей Штольдер в 2000 г. на юбилейном архиерейском соборе был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. Относительно протоиерея Алексия Соколова в настоящее время собираются материалы для его канонизации. Первый молебен в селе Немчиновка состоялся на день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник» 10 мая 2002 г. Впоследствии на базе сельского дома культуры, где ранее был деревянный храм, в выделенном помещении на втором этаже 29 сентября 2002 г. был совершен первый молебен перед иконой Божией Матери «Утоли моя печали», которая в свое время была особо почитаема среди жителей поселка. Помещение было обустроено как временный домовый храм, в котором по благословению Высокопреосвященного митрополита Ювеналия стали совершаться богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=08810

То ли дело ранее, когда настоящие христославы ходили в праздник по домам с пением церковных песен. Держа в руках вертеп, зажженную свечу, дети и взрослые пели тропарь, прославляя Христа, и гостеприимные христиане одаривали их деньгами, пирогами, медовыми пряниками. А вот не принять христославов считалось большим грехом для хозяина дома. Таким образом, мы видим, что форма этого старинного обряда до сегодняшнего дня сохранилась, а вот содержание, к сожалению, совершенно утратилось. Сочельник — время особенное… Канун Рождества Христова, 6 января, принято называть сочельником. Это название связано со словом «сочиво». Сочиво — особое кушанье, которое готовят из пшеничных или рисовых зерен, размоченных водой. Рождественский сочельник — это время строго поста, когда принято отказываться от пищи до появления первой звезды. Традиция поститься «до первой звезды» связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды, возвестившей о рождении Христа, однако уставом Церкви эта традиция не предписана. В канун Рождества Христова следует посещать богослужения в храме, завершить все праздничные приготовления — постирать, убраться в своем жилище, нарядить рождественскую елку, если кто-то до этого времени еще не украсил ее, приготовить еду. Кстати, последнему пункту хозяйки, как правило, уделяют особое внимание. Рождество Христово традиционно считается семейным праздником, поэтому в этот день многие семьи собираются за праздничным столом. Считается, что он должен быть полным разнообразных яств. У каждой хорошей хозяйки, наверняка, имеется свое традиционное рождественское блюдо: у кого-то это фаршированные яблоками гусь или утка, у кого-то студень или заливная рыба, у кого-то пироги… Нередко бытует мнение, что на рождественском столе должны обязательно присутствовать 12 блюд — якобы в честь каждого месяца нового года. Одним словом, в каждой семье сложились свои собственные традиции празднования Рождества Христова, однако протоиерей Олег Чебанов напоминает, что мы не должны забывать главного: состояние нашей души не зависит от того, сколько и какие блюда будут присутствовать на праздничном столе, в каком платье или костюме мы будем встречать праздник. «Все, что происходит в человеческой жизни, зависит от нашего отношения к различным событиям, в том числе и к событиям далеко не радостным. Без невзгод мы бы не почувствовали всех радостей в нашей жизни», — подытоживает отец Олег Чебанов. Что вы еще хотели узнать про Рождественский пост

http://pravmir.ru/rozhdestvenskij-post-p...

Эту дату принимает уже святой Ипполит в III веке, и затем ее защищают святой Иоанн Златоуст и блаженный Августин . Таким образом, весьма вероятно, что дата празднования Рождества Христова выпадает на то время, когда оно и произошло в действительности. В соответствии с другим методом, дата Рождества Христова высчитывается исходя из даты зачатия Иоанна Крестителя, которая, в свою очередь, определяется исходя из данных о дате разрушения Иерусалимского Храма путём обратного хронологического отсчёта, с использованием данных о порядке чередования (при богослужении) священнических чред, и так — вплоть до времени служения чреды Авиина, с которым связывается чудесное явление ангела будущему отцу Иоанна Крестителя, после чего, собственно, и был зачат последний. В 747 г. от основания Рима, то есть за год до предполагаемого Рождения Спасителя, срок служения этой чреды составлял период с 16 по 23 сентября. Отсчитывая от даты зачатия Иоанна Крестителя (которая выпадает на 24 сентября) 6 месяцев вперёд, получают дату Благовещения и чудесного зачатия Спасителя. Прибавив к этой дате ещё 9 месяцев, определяют дату Рождества Христова (см.: А.В. Иванов . Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. Предсказание о рождении Предтечи ( Лк.1:5–25 )). Насколько точно известен год, когда родился Христос? Год рождения Иисуса Христа на сегодняшний день в известной степени условен. Эту дату установил римский архивист, монах Дионисий Малый в 525 г., подсчитав этапы правления различных римских императоров и консулов. Согласно его исчислениям, Спаситель родился в 754 г. от основания Рима. Позже более детальная проверка показала, что исчисление Дионисия оказались ошибочными. В действительности Иисус Христос родился примерно пятью годами раньше, нежели было обозначено архивистом. Однако его расчеты, положенные в основу церковного календаря, с X века сделались общераспространенными в хрониках государственных летоисчислений христианских стран (как и продолжается поныне). Сегодня считается, что 749 г. – самая оптимальная и исторически обоснованная дата Рождения Иисуса Христа, которая не противоречит ни Евангельскому повествованию, ни светским хроникам. Почему Рождество Христово в России празднуется 7 января, а на Западе — 25 декабря?

http://azbyka.ru/rozhdestvo

Сегодня даже те, кто не следует церковному уставу, с нетерпением ждут христианских праздников - Рождества , Пасхи, словно со стороны впитывая искреннюю радость и веру. Значение Рождества в нашей культуре более чем очевидно - даже летосчисление мир ведет от Рождест­ва Христова. " Почему именно 25 декабря, в том числе у нас, хотя и по старому стилю? - поясняет протоиерей Александр Сорокин . - Это не дата рождения Иисуса Хрис­та - мы веруем в его историчность, но при этом в Евангелии не найдем указания на день его рождения. Двадцать пятое декабря - это дата, начиная с которой увеличивается продолжительность светового дня " . По словам отца Александра, в этот день язычники поклонялись " солнцу тварному " , а верующие поклоняются " Солнцу Правды " . Праздничные рождественские службы в Северной столице 6 и 7 января пройдут во всех право­славных храмах города. Главное богослужение в Казанском кафедральном соборе возглавит митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий . Оно начнется 6 января в 23:30. В 10.00 7 января состоится Божественная литургия - ее посещают те, кто не смог присутствовать в храме ночью. Так как в эти дни новогодние выходные еще продолжаются, появляется отличная возможность провести время с семьей. Общегородской рождественский праздник в этом году пройдет на Заячьем острове. Начало гуляний - 7 января в 11.00. И, конечно, каждый храм города постарался придумать к этому дню что-то особенное - как для малышей, так и для взрос­лых. Церкви организуют концерты духовной и народной музыки, детские и семейные встречи, чтобы дни Рож­дества действительно стали самыми светлыми и праздничными для каждой петербургской семьи. В одном из древнейших песнопений Церкви есть строка " Слава Тебе, показавшему нам свет " . Она звучит из храмов и из самого сердца каждого, кто увидел этот свет звезды и наполнил им жизнь. Как бы мы ни относились к Рождеству - как к мистической сказке или историческому факту, - оно наполняет смыслом жизни миллионов христиан. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий:

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Двунадесятые неподвижные праздники (в хронологической последовательности событий) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Рождество 8 сентября 12 сентября Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 25 ноября Благовещение 25 марта 26 марта Пресвятой Двунадесятые неподвижные праздники (продолжение) Праздники Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Сретение 2 февраля от 2 до 9 от до 7 3 февраля до 9 февраля Успение 15 августа 23 августа Пресвятой Богородицы Рождество 25 декабря 31 декабря Христово Богоявление 6 января 14 января Преображение 6 августа 13 августа Господне Воздвижение 14 сентября 21 сентября Креста Господня Число дней попразднства с отданием Отдание праздника праздника Вход Господень в Иерусалим Вознесение в пятницу 7-й седмицы Господне в субботу, следующую за праздником В приведенной таблице не назван праздник Пасхи на том основании, что праздник Пасхи, как «праздников праздник», имеет особую службу, отличающуюся от служб двунадесятых праздников, и поэтому он не входит в число двунадесятых. Кроме перечисленных двунадесятых праздников, имеются еще следующие великие (недвунадесятые) праздники: Обрезание Господне (1 января). Рождество св. Иоанна Предтечи (24 июня). Св. апостолов Петра и Павла (29 июня). Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 августа). День Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября). Праздники, особо чтимые Св. Церковью : Преподобного Сергия Радонежского (5 июля и 25 сентября). Апостола Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября). Собор Архистратига Михаила (8 ноября). Святителя Николая (9 мая и 6 декабря). Пророка Илии (20 июля). Св. Великомученика Пантелеймона (27 июля). Владимирской Божией Матери (26 августа). Казанской Божией Матери (8 июля и 22 октября). Святителей Московских (5 октября). Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января). Преподобного Серафима Саровского (2 января и 19 июля). Двунадесятые неподвижные Господские и Богородичные праздники. Их отличия и особенности

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Единственное, может, о чем хочется напомнить, что радость о Спасителе, пришедшем в мир, не может омрачить ничто, абсолютно ничто. Память об этом важно хранить в своем сердце. Подобно тому, как Христос снисходит с небес для спасения погрязшего во грехах человечества, так и мы должны уподобиться Ему в милосердии и, внимательно оглядевшись, постараться оказать помощь тем, кому сейчас тяжело материально или духовно, кто скорбит и нуждается в участии и поддержке. — Что можете сказать о праздновании Рождества на фронте? — Предстоятель Русской Церкви, следуя древней традиции, предложил установить перемирие в день Сочельника и Рождества, что позволило бы людям в мире и безопасности посетить праздничные службы. Еще раз Церковь засвидетельствовала свой миротворческий настрой и была поддержана российским государством. Но полноценное перемирие возможно только при доброй воле с обеих сторон. Несмотря ни на что, даже на полях сражений в сердцах верующих найдется место для принятия Благой вести о пришедшем в мире Господе. Кроме того, в нашей армии есть военные священники, и думаю, что там, где это будет возможно, они разделят радость о родившемся Спасителе с солдатами и офицерами. Добровольцы, как и ранее, направят праздничные подарки, чтобы подбодрить защитников нашего Отечества. — А о Рождестве на новых территориях, вошедших в состав России после референдума (ДНР, ЛНР, Запорожье, Херсонская область)? В чем нуждаются там сегодня люди, и как Русская Церковь им помогает? — В этих регионах множество храмов, которые были и остаются частью единой Церкви, в них состоятся традиционные богослужения. Конечно, церковная жизнь осложнена военными действиями, но усилиями церковных добровольцев богослужебные нужды в целом удается удовлетворять. Но потребности в ней остаются высокими. — Делается ли что-то для предотвращения провокаций и обеспечения безопасности празднования Рождества по Юлианскому календарю в русских православных храмах в Европе и других зарубежных странах в связи с всплеском русофобии в мире?

http://sinfo-mp.ru/vladimir-legojda-stra...

Испокон веков наша страна считалась уделом Пресвятой Богородицы. Почитание Божией Матери уже с момента Крещения Руси получило в нашей стране самое широкое распространение. Наш народ совершенно особым образом почитал Пресвятую Богородицу, что выразилось в великом множестве икон, посвященных Ей, многие из которых прославились после чудесами. Ни в одной другой Церкви нет такого количества богородичных икон, через которые совершалось бы столько чудес. Через эти иконы мы прославляем нашу Пресвятую Владычицу как Заступницу рода человеческого, как честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим. В сентябре по церковному уставу отмечается церковное новолетие. Начало нового церковного года мы праздновали неделю назад, и праздник Рождества Пресвятой Богородицы является первым великим церковным праздником, которым открывается этот год. В течение литургического года перед нами пройдет вся жизнь Пресвятой Богородицы, а завершится он, как завершился недавно предыдущий, воспоминанием Ее Божественного успения. Все это лишний раз говорит о том, что Пресвятая Богородица всегда с нами, и мы никогда о Ней не забываем, ибо каждое важное событие жизни Пречистой Девы, — Ее Рождество, Введение во храм, Благовещение, Успение и другие, связанные с Ней праздники, — мы отмечаем особым образом, в том числе и множество праздников, связанных с явлением Ее чудотворных икон. Будем в день Рождества Пресвятой Богородицы обращаться к Матери Божией с молитвой, дабы Она помогла нам на нашем жизненном пути, была нашей Предстательницей, защищала нашу страну, помогала нашим миссионерам, несущим свое служение в дальних странах, и чтобы светом Христова благоразумия Она просветила весь род человеческий. Аминь. Всех вас поздравляю с праздником!» Затем митрополита Илариона сердечно приветствовал настоятель Никольского храма протоиерей Игорь Зуев. На память о праздничном богослужении он преподнес владыке образ Рождества Пресвятой Богородицы. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5272904...

Недавно состоялся у меня разговор с девочкой Машей. – Я Новый год люблю больше, чем Рождество, – сказала Маша, ребёнок светский и невоцерковленный. – На Новый год наряжают ёлку, и дарят подарки, и каникулы на Новый год, и все ходят в гости. А Рождество – это просто праздник. Я не стала объяснять Маше, что все эти атрибуты украдены у Рождества. Я сказала: – А я больше люблю Рождество, потому что Рождество – это день рождения Бога. – А Новый год что? – спросила Маша. – Новый год – это просто смена календаря. И Маша, любительница спорить и опровергать даже очевидные вещи, не нашлась с ответом. Она задумалась, а потом начала задавать мне вопросы про Бога – но это уже другая история. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1148 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Алексей Л. 9 января 2023, 14:33 Абсолютно ненужное противопоставление.Зачем это,не понимаю.Чтобы кому то более православным себя показать чем остальные?И так всем на этом сайте понятно что Рождество,в духовном плане,более высокий праздник,Новый Год просто добрый и хороший светский праздник,и не надо одно поносить,чтоб другое возвысить,не по христиански это разделение вносить.Богу Божье,кесарю кесарево. Виктория 7 января 2023, 18:09 Олег О., Конечно, новый виток истории наступает с Рождением на Земле Господа Иисуса Христа, люди вновь обретают возможность Рая и символично, что Новый год и Рождество Христово рядом в календаре. Украшенная ель как символ возвращения Древа жизни, мандарины, подарки, наряды, свечи, колокольчики - это и связано с празднованием Рождества Христова, а катание с горок, встречи с друзьями, родными - со Святками! Рождественские Богослужения длинные, но ведь главные и очень красивые, праздничные, и дни Святок от Рождества до Крещения Господня наполнены радостью, благочестивым зимним весельем, песнями, добрыми фильмами. Всё совмещается, и дни перед Рождеством - уже подготовка к Новым событиям истории! Александр 7 января 2023, 10:40 А я люблю с детства Новый год. И главным чудом для меня было то, что вот, дожил ещё до одного года. В детстве это особенно важно, когда у тебя врождённые 5 пороков сердца и ты можешь вскоре умереть. Слава Богу, моей сестре, увезшей меня в Киев, и академику Н.М.Амосову, в 1980 году меня вылечили. При этом, я и крещён не был, Святое Крещение принял лишь в 20 лет, после чтения книг Ф.М.Достоевского. Так что — чего препираться-то, что лучше Новый год или Рождество? У каждого — свой опыт. Мы все люди разные и именно поэтому необходимо понимать и любить друг друга. Всех с праздниками: с Новым Годом и Рождеством!

http://pravoslavie.ru/150186.html

Безусловно, главной из них явилось воспоминание и прославление события явления во плоти Сына Божия. Но была и другая причина и цель установления праздника. И заключалась она в следующем: ранее, чем в Православной Церкви, празднование Крещения ввели у себя еретики-гностики (евиониты, докеты, василидиане), которые придавали самое большое значение в жизни Спасителя событию Его Крещения. Так, евиониты учили, что Иисус был сыном Иосифа и Пресвятой Девы Марии, а Христос соединился с Ним только при Крещении; докеты считали человеческую природу во Христе призрачной; наконец, василидиане не признавали воплощения и учили, что «Бог послал свой Ум – первое истечение Божества, и он, как голубь, сошел во Иордане на Иисуса, Который до того был простой человек, доступный греху» (свт. Климент Александрийский ). Но ничто так не вовлекало христиан в ересь, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Необходимо было гностическому празднику противопоставить свой. И вот Православная Церковь установила у себя торжественный праздник Крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил Себя Богом, предстал как Единый от Троицы, Сын Божий, Сын во плоти. Чтобы опровергнуть лжеумствования гностиков о Крещении Христовом, Церковь присоединила к воспоминанию Крещения воспоминание Рождения Христова. Так, к IV веку по всему Востоку Крещение и Рождество праздновались в один день – 6 января – под общим наименованием Богоявления. Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 января (как и Крещения Господа Иисуса Христа) служило не историческое соответствие именно этого числа дню Рождества Господа Христа (и в древности точно не известное), а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом , между виновником греха и смерти – и Начальником жизни и спасения. Второй Адам – Христос, по таинственному созерцанию древней Церкви, родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам: в шестой день, которому символически соответствовало 6 число первого месяца нового года, то есть 6 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010