Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: " не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился " . К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда " бе Иисус лет яко тридесять " ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. " Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша " ( Лк. 2, 10 - 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, " яко родися Спас " , Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

– Что происходит в храме накануне Рождества? – 6 января – особый день, рождественский сочельник, или Навечерие (с ударением на первом слоге) Рождества. Утром этого дня совершается довольно продолжительная служба – Великие часы и изобразительны. Изобразительны – это краткое богослужение, которое совершается именно тогда, когда по Уставу утром не совершается Литургия. Изобразительны как бы изображают ее. На Великих часах читаются особые псалмы – мессианские, то есть те, в которых есть какие­то указания на Боговоплощение, на Рождество Христа. Например, псалом 44-й – Красен добротою паче сынов человеческих; 109-й – Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене… 131-й – Внидем в селения Его, поклонимся на место, идеже стоясте нозе Его. На каждом часе читается паремия, Апостол и Евангелие. Напомним, что паремии – это фрагменты текстов Ветхого Завета, прообразовательных по отношению к празднуемому новозаветному событию либо прямо предвещающих его. Например, на первом часе читаются стихи из книги пророка Михея ( Мих. 5, 2 ), указывающие на Вифлеем как на место рождения Спасителя: И ты, Вифлеем (…) из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть владыкой в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. А паремия из книги пророка Исаии, читаемая на шестом часе, прямо говорит о рождении Спасителя от Девы. Еще одну паремию из Исаии ( Ис. 9, 6–7 ) мы услышим на девятом часе, именно здесь звучит длинное многосоставное имя Мессии – велика совета Ангел, чуден Советник, Бог крепок, Властитель, Начальник мира, Отец будущаго века. Евангелия выстроены так, что они восстанавливают хронологию Рождества. На первом часе – Евангелие от Матфея, сомнение Иосифа и Рождество Спасителя. На третьем часе – Евангелие от Луки, перепись населения при кесаре Августе, рождение Богомладенца, поклонение пастухов и славословие Ангелов; шестой час – вновь Евангелие от Матфея, поклонение волхвов; девятый час – преследование Ирода и бегство в Египет, это так же Евангелие от Матфея. Великие часы – это, по сути, уже богослужение самого праздника.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Предтеча Христов может послужить для верующих людей примером и образом, потому что каждый из нас в каком-то смысле по отношению к окружающим, к ближним зачастую является предтечей Господним. Нас Христос посылает в этот мир впереди Себя, чтобы мы принесли людям слово Божие и делами явили подлинную праведность, чтобы мы помогли им понять и принять Евангелие Царства Божия. Иоанн Предтеча не творил чудес, не совершал знамений, но словом истины и святой жизнью привел к познанию Господа огромное число современников. В этом он учитель для нас с вами, способных любовью и милосердием, честностью и добротой, исполнением заповедей Божиих ярче всяких чудес и убедительнее разных знамений возвещать и проповедовать Христа Распятого и Воскресшего». По окончании богослужения верующие получили возможность совершить молитву перед ковчегом с частью десницы Крестителя и Предтечи Иоанна и поклониться великой святыне. Митрополит Александр поблагодарил И.А. Сауэра за поддержку приходской жизни и заботу о благоукрашении храма Рождества Иоанна Предтечи в селе Родина. В этот же день глава Митрополичьего округа вместе с И.А. Сауэром и архимандритом Сергием (Карамышевым) провели рабочее совещание по вопросам дальнейшего развития Иоанно-Предтеченского прихода. Храм в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в селе Родина построен по благословению главы Православной Церкви Казахстана архиепископа Астанайского и Алма-Атинского Александра (ныне — митрополит Астанайский и Казахстанский). Инициатором возведения выступил руководитель Агропромышленного комплекса «Родина» И.А. Сауэр. 13 июня 2010 года владыка Александр совершил освящение креста и закладного камня в основание строительства храма. Завершение строительства церкви было приурочено к 7 июля 2012 года, празднику Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В этот день в новопостроенном храме состоялась первая Божественная литургия. По благословению митрополита Александра перед совершением Литургии благочинный Астанайского церковного округа архимандрит Сергий (Карамышев) совершил чин малого освящения храма. 7 июня 2013 года, в праздник третьего обретения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, владыка Александр совершил чин великого освящения церкви и Божественную литургию. После богослужения иерарх за понесенные усердные труды удостоил И.А. Сауэра ордена «Слава и честь» II степени. Митрополичий округ в Республике Казахстан / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

– Владыка, а как определить день именин? Многие люди нецерковные, они не знают, кто у них небесный покровитель, кто их святой. Как им узнать это? Они когда-то в детстве были крещены… – Существует несколько таких традиций. Во-первых, имя, которое носит человек, он находит по календарю, где расшифровывается его значение. Имена, которые мы сегодня носим, в основном греческого, латинского, еврейского происхождения, изредка славянского. И каждое имя носит еще свой прообразовательный характер, то есть содержание, перевод. Как правило, в календаре ищут ближайшее к дню рождения человека празднование одноименного святого. Бывает, даже неверующие знают, что сегодня празднуется тот или иной святой, и называют детей в его честь. И, конечно, почитание этого святого дает нам великую помощь свыше, потому как он молитвенник за нас, предстоит у Престола Божия. – 4 октября свой 55-летний юбилей отмечает архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Какой духовный смысл имеет день рождения? Некоторые считают, что день рождения вообще отмечать не нужно, нужно отмечать только именины. Что для христианина день рождения?День рождения – это начало его земного подвига, начало своего рода духовного и целожизненного экзамена, успешно пройдя и сдав который, человек может рассчитывать на благую участь. И посему, конечно же, день рождения – это как бы стартовая дата, с которой человек начинает свой жизненный экзамен. Я думаю, неправильно люди считают, что день рождения не нужно отмечать. Во-первых, мы празднуем Рождество Христово, Рождество Божией Матери – для нас прямое указание о том, что это важные дни, важные события в жизни Церкви. А поскольку мы являемся членами Церкви, то наш день рождения тоже важен: рождение в этот мир, в котором мы должны достойно, по-христиански пройти то, что Господь нам определил. И постараться приложить все свои силы – и духовные, и физические – чтобы достичь заветной цели, о которой Господь говорит нам в Священном Писании. – И день рождения отмечать христианину подобает, наверное, так же, как именины, то есть посещением храма, богослужением…

http://pravoslavie.ru/37052.html

Составителями современной службы на Рождество Христово являются в основном песнотворцы VI, VII, VIII и IX веков: св. Роман Сладкопевец (кондак и икос), св. Андрей Критский (стихиры на хвалитех), св. Герман, патриарх Константинопольский (ряд стихир на «Господи, воззвах...» и стихиры на литии), св. Иоанн Дамаскин (многие из стихир вечерни, канон), Косма Маиумский (канон) и другие. Подготовительный период к празднику Рождества Христова Праздник Рождества Христова принадлежит к числу двунадесятых. Ни один из двунадесятых праздников не празднуется Церковью с таким торжеством, как праздник Рождества Христова. Считая Рождество Христово второй Пасхой (в древних Типиконах, под 25 декабря значится: «Пасха. Праздник тридневный»), Церковный Устав назначает перед праздником пост, начинающийся с 15 ноября, по продолжительности равный предпасхальному, т.е. посту святой Четыредесятницы, и поэтому называем «малой Четыредесятницей». Рождественский пост называется еще Филипповым, так как перед началом его, 14 ноября, празднуется память св. апостола Филиппа. По строгости же своей этот пост уступает Великому и Успенскому и приравнивается к Петровому посту (кроме последних дней). Подробные предписания относительно поста указаны в Типиконе, под 14 ноября. (Наиболее строгое воздержание – «сухоядение», т.е. воздержание от вареной пищи, – назначается в понедельник, среду и пятницу во все седмицы поста; во вторник же и четверг этих седмиц, если случится полиелейный святой, – разрешается вино и рыба. Употребление рыбы разрешается также в субботы и воскресенья поста, также в остальные седмичные дни, если случится великий двунадесятый праздник или храмовой. В последние же дни поста – с 20 по 24 декабря – Устав усиливает строгость поста, и в эти дни воспрещается вкушение рыбы, даже в субботу и воскресенье, совпадающие с этим отрезком времени.) Наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 24 декабря, известный под именем сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво», то же что «коливо», – вареные зерна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества.) Таким образом, часть сочельника 24 декабря проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера – «по отпусте литургии», которая служится с утра).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Как бы то ни было, но вопрос о дате празднования Крещения Господня до сих пор вызывает серьезные споры. Древнейшее датируемое историческое свидетельство о праздновании Богоявления содержится у языческого историка Аммиана Марцеллина, описавшего участие в торжествах Юлиана Отступника еще до открытого перехода на сторону язычества. Существует несколько в разной степени достоверных и к тому же не однонаправленных свидетельств, принадлежащих св. Иоанну Кассиану Римлянину (360 – около 432) и сирийскому монофизитскому писателю Дионисию Бар-Салиби, в которых зафиксирована древняя традиция единого праздника Богоявления, отмечавшегося 6 января (19 января по новому стилю). См. также сирийское «Учение апостолов» (не позже начала IV века). Однако данные фиксации не могут стать сколько-нибудь полными ответами на следующие вопросы: 6 января – был по преимуществу праздником Рождества, или, наоборот, Крещения; с какого времени эта дата становится точным временем празднования двух праздников, а также когда Рождество Христово стали отмечать отдельно; как данные даты соотносятся с принятыми в Византии системами летоисчисления и некоторых др. В разделе, где анализировался праздник Рождества Христова, говорилось, что в системе византийских новолетий центральное место занимало 1 января. Неслучайным в связи с этим становится факт хронологического совпадения празднования Крещения с началом годового круга евангельских чтений. В Ефесе, городе святого апостола и евангелиста Иоанна, начинали данный цикл с Евангелия от Иоанна, в котором с наибольшей глубиной передано богословие воплощения. В Иерусалиме в начале читали Евангелие от Матфея с подробным изложением Рождества Христова в Вифлееме, а в Александрии – Евангелие от Марка, которое открывается с описания Крещения на Иордане. Если принимать рассуждения о том, что Страдание и Воскресение Спасителя происходит в одно время с Его пришествием в мир и Боговоплощением, а значит, 6 апреля – день не только Пасхи, но и благой архангельской вести, а 6 января – день Рождества, Богоявление в данном случае воспринимается как праздник «светов» (по-сирийски «дэнха»), праздник свечей, которые возжигались и на Рождество, и вокруг крещальной купели 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Особым образом мы в каждую из двух недель вспоминаем пророка Даниила и трех отроков: Ананию, Мисаила и Азарию (по-халдейски Седраха, Мисаха и Авденаго), которые были брошены в огненную печь за отказ поклониться истукану – «телу златому», но остались невредимы, даже одежда их не была опалена, потому что Ангел, посланный Богом, сделал так, чтобы посреди печи был как бы шумящий влажный ветер ( Дан. 3, 50 ). Это считается прообразованием чудесного зачатия Приснодевой Спасителя: Она приняла в Себя воплотившееся Слово неопально , так говорится во многих молитво­словиях к Богородице. – Теперь о предпразднстве Рождества… – Оно продолжается пять дней – со второго по шестое января. Это самое продолжительное из всех предпразднств церковных праздников. Самая яркая особенность богослужения препразднства – то, что на малых повечериях (повечерие с каноном совершается вечером, после вечерни, перед утреней) поются каноны, составленные по образцу канонов Страстной седмицы. Например, 2 января (20 декабря) мы слышим два канона – трипеснец по образцу Великого Понедельника и двупеснец по образцу Великого Вторника. 3 января (21 декабря) – трипеснец по образцу Великой Среды. 4 января – полный канон по образцу Великого Четверга. 5 января – трипеснец по образцу Великой Пятницы. Совпадает количество песней канона, тропарей, тексты повторяют друг друга, но слова, говорящие о Страстях Христовых, в канонах предрождественских повечерий заменены словами, говорящими о Его Рождестве. Церковные песнописцы стремились сделать предпразднство Рождества Христова аналогичным Страстной седмице. – Почему же так? Рождество и Пасха – казалось бы, такие разные, такие далекие друг от друга праздники. – В богослужении нет ничего случайного. Сейчас мы перейдем непосредственно к текстам и увидим богословский смысл этого сходства. В Великую Пятницу (за день до Пасхи!) Церковь поет: « К Тебе утренюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей безстрастно приклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». А за день до Рождества, 5 января – « К Тебе утренюю, благоутробия ради Себе истощившему непреложно, и зрак раба от Девы носившему, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче». «Милосердие» и «благоутробие» – разные переводы одного и того же греческого слова. Ради милосердия, ради любви к падшему человеку Бог истощает себя и до рождения в «зраке раба», и до смерти крестной. Мы видим здесь не отдаленность, не различие, а единство двух праздников. Как писал протопресвитер Фома Хопко , «Младенец Иисус лежал в пещере в царствование императора Августа, чтобы лежать во гробе при Понтие Пилате».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Церковь и деятели культуры должны рука об руку работать над сохранением культурного и духовного наследия России, подчеркнул Предстоятель. В качестве положительного примера такого сотрудничества Святейший Патриарх привел Соловецкий музей-заповедник: 19 ноября 2009 года приказом министра культуры РФ директором музея был назначен наместник Соловецкого ставропигиального монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). С коротким сообщением о сотрудничестве Церкви и Министерства культуры выступил А.А. Авдеев. Глава Росимущества Ю.А. Петров рассказал о взаимодействии Церкви и государства в вопросе возвращения церковного имущества. Утром 6 января, в навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь. В Покровском храме обители Предстоятель совершил Великую вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого. В ночь с 6 на 7 января, в праздник Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, богослужение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. За богослужением в Храме Христа Спасителя молились Президент РФ Д.А. Медведев с супругой, представители высших органов государственной власти и тысячи верующих. После причащения духовенства ключарь кафедрального храма протоиерей Михаил Рязанцев огласил Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви. 7 января, в день праздника Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Великую вечерню в кафед-ральном соборном Храме Христа Спасителя. На Великую вечерню было вынесено старинное напрестольное Евангелие времен императрицы Елизаветы Петровны, переданное по завещанию покойного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима из Иосифо-Волоцкого монастыря в дар Храму Христа Спасителя. По благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II Евангелие выносится только дважды в год: на Великую вечерню в день праздника Рождества Христова и на Пасхальную Великую вечерню.

http://e-vestnik.ru/news/sluzhenie_patri...

Однако действующая ныне церковная дисциплина полагает продолжительность Рождественского поста в сорок дней. Заканчивается пост в ночь перед Рождеством (25 декабря/7 января). В течение этого времени растет молитвенное напряжение, все крепче становится предчувствие праздника. За пять дней до Рождества, то есть со 2 января (по новому стилю) начинается так называемое предпразднство, по образцу Страстной седмицы. Особенный день поста — канун праздника — Навечерие Рождества, или Сочельник. Это день строгого поста, а богослужение Сочельника построено по образцу Великой (Страстной) Пятницы. «Нельзя» или «нужно»? Как же подготовиться достойно к празднику Рождества Христова? Празднуя пришествие в мир воплощенного Бога, открывшегося как любовь, мы и сами стремимся научиться любви к Богу и ближним, искренней молитве, прощению и мирному устроению духа. Ошибочно рассматривать пост как время, когда чего-то «нельзя»: нельзя употреблять мясо, иметь супружеские отношения, смотреть телевизор и пр. Суть поста — не в том, чего нельзя, а в том, что мы можем сделать, когда освободим свои силы и время. Так что цель некоторых ограничений во время поста – не в них самих, а в том, что мы можем сделать благодаря этому. Согласно церковному уставу, во время Рождественского поста не разрешается употреблять продукты животного происхождения — мясо, яйца, молоко и его производные. Рыбу и вино в обычной приходской практике вкушают во все дни, кроме среды и пятницы (кроме тех случаев, когда на среду или пятницу попадает великий церковный праздник, например, Введение Божией Матери во Храм или храмовый праздник), а также кроме периода предпразднства Рождества (со 2 января по новому стилю). Монастырские же правила несколько суровее. Исключение мяса во время поста не значит, что оно «нечисто» само по себе, или употреблять его — грех. Мы воздерживаемся от мяса, потому что хотим воспитать свою волю и доказать: человек — не только материальное существо, живущее «хлебом единым». Церковный устав регулирует не только виды пищи, но и ее количество. Цель поста — дать возможность человеку ощутить голод, познать свою зависимость от материальной пищи и преодолеть ее. Как дети Божьи, мы зависим только от Него, и не должны становиться рабами еды или плотских пристрастий. Пост телесный и духовный

http://pravmir.ru/post-kak-nasha-svoboda...

Впрочем, можно думать, что в древности 6-е января было общим праздником явления Бога миру. Поэтому в этот день вспоминалось не только рождество и крещение Господа, но и явление чудесной силы Божества в показавшейся на востоке звезде, приведшей волхвов на поклонение родившемуся Христу, в претворении воды в вино на браке в Кане Галилейской и в насыщении 5000 человек пятью хлебами в пустыне. «Сегодня, – говорит блаженный Августин , – мы празднуем таинство Богоявления в мире: сегодня и на небе в звезде Бог даровал вестника о Своем рождении, и крещением в Иордане освятил воды обновления рода человеческаго, и в Кане Галилейской на браке претворил воду в вино, и пятью хлебами насытил 5000 человек». На Западе, у латинян, и теперь главным предметом праздника в 6-й день января служит поклонение волхвов, и так как, по преданию, волхвы были цари и их было трое, то этот день и называется там праздником трех царей. Воспоминание же Богоявления в крещении Спасителя празднуется на Западе 13 января, а воспоминание Богоявления в претворении воды в вино – в следующий после крещения воскресный день. Впрочем, в римских областях праздник Рождества Христова весьма рано стал совершаться особо от крещения, и именно в 25-й день декабря. На Востоке это разделение праздников Рождества и Крещения началось с IV века, и ему особенно содействовал св. Златоуст 2 . Однако и до нашего времени сохранилась память о совместном праздновании их в один день: чин богослужения на Рождество Христово совершенно сходен с чином богослужения на Крещение, не исключая и сочельников накануне того и другого. Обычай освящать воду в Богоявление точно также ведет свое начало со времен глубокой древности, «от апостольскаго предания, до преемству в тайне», по выражению св. Василия Великого . Впервые он явился в Церкви иерусалимской, где было обыкновение выходить на реку Иордан для воспоминания крещения Спасителя и совершать там водосвятие. В древности же началось и благоговейное отношение христиан к богоявленской воде, которая, по замечанию Златоуста, не портится от продолжительного времени, но, почерпнутая ныне, целый год, а часто два и три года, остается свежей и неповрежденной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010