При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Следовательно, в византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение: это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова. Помимо этого, от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества святого Иоанна Предтечи. Отсюда становится ясным, почему именно Благовещение нередко считалось днем начала церковного либо даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Надо сказать, что изображения Благовещения присутствуют уже в росписях катакомб второй половины II – первой половины III вв. в Равенне и в Риме, среди мозаик триумфальной арки церкви Санта-Мария Маджоре (432–440), выполненных при папе Сиксте III (432–440) или даже раньше. Это с большой степенью вероятности позволяет утверждать следующее: установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV столетия. Кроме того, открытие св. равноап. Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов (в частности, в Назарете, там, где, по преданию, Пресвятой Деве явился архангел Гавриил, была возведена базилика) вызвали большой интерес к событию Рождества Христова и Тайне воплощения. Не исключено, что перечисленные события также связаны с постепенным формированием Благовещения как отдельного празднества. В начале VIII столетия армянский автор Григор Ашаруни писал: праздник Благовещения был установлен свт. Кириллом Иерусалимским , который жил и творил в третьей четверти IV века. В армянских Лекционариях V столетия Благовещение в качестве самостоятельного празднования еще отсутствует. Между тем воспоминанию события посвящен четвертый день богоявленских торжеств. Грузинские рукописные Лекционарии, фиксирующие более позднюю традицию (VII века), уже содержат особый праздник Благовещения, который датируется 25 марта. Поскольку сведения о константинопольском богослужении V-VI столетий немногочисленны, ничего определенного об описываемом праздновании в Византии утверждать нельзя. Однако уже к концу VII века Благовещение становится здесь одним из самых почитаемых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

5 января в Иерусалимской Патриархии состоялся Собор Предстоятелей Поместных Православных Церквей и их полномочных представителей, прибывших на юбилейные торжества в Святую Землю, на котором был принят текст Послания Предстоятелей Православных Церквей по случаю начала празднования 2000-летия Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Официальные делегации Поместных Православных Церквей имели встречи с мэром города Иерусалима Э. Ольмертом, Президентом государства Израиль Э. Вейцманом, Главой Палестинской Национальной администрации Ясиром Арафатом. Палестинский лидер вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию орден " Вифлеем-2000 " . 6 января в Тронном зале Иерусалимской Патриархии в присутствии Предстоятелей Поместных Православных Церквей Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодор вручил высшую награду Иерусалимской Церкви - орден Гроба Господня прибывшим на торжества главам ряда государств, население которых преимущественно исповедует Православие. В день Навечерия Рождества Христова в присутствии Первоиерархов Православных Церквей и при большом стечении верующих в Вифлееме была совершена вечерня и Литургия святого Василия Великого. Всенощное бдение под Рождество Христово Святейший Патриарх Алексий совершил в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. За богослужением присутствовали первый Президент России Б. Н. Ельцин, сопровождавшие его лица. 7 января, в самый день великого праздника 2000-летия Пришествия в мир Спасителя, в Вифлеемском храме Рождества Христова состоялось торжественное богослужение. Всеправославная Божественная литургия была совершена всеми прибывшими в Святую Землю Первоиерархами Церквей Вселенского Православия в сослужении сопровождавших их митрополитов, архиепископов и епископов. В качестве почетных гостей за богослужением присутствовали, в частности, первый Президент России Б. Н. Ельцин, Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко, Президент Грузии Э. Шеварднадзе, Президент Молдавии П. Лучинский, Президент Украины Л. Кучма, Президент Греции К. Симитис, Президент Румынии Э. Константинеску, Глава Палестинской Национальной администрации Я. Арафат.

http://sedmitza.ru/lib/text/429451/

— Мы говорим сейчас о " телесной " стороне поста. Но, наверное, пост столь же необходим и для души человека? Да, конечно, постясь телесно, необходимо помнить, что главное — пост духовный. Поэтому если человек ограничивает себя в пище, но при этом не посещает храм, участвует в каких-либо развлечениях и увеселениях, то ощутимой пользы его пост не принесет, станет чем-то вроде своеобразной " диеты " , не более того. Без молитвы за богослужением внутренний смысл поста понять вообще невозможно. Пост для христианина — время, когда он может более основательно потрудиться над своей душой: побороться в себе с теми недостатками, с которыми обычно он по малодушию мирится, постараться возделать в себе добродетели, в которых сознает себя недостаточно преуспевшим. Тогда и день праздника, как венец его поста, становится для него днем подлинной радости, подлинного духовного торжества. — Что такое для верующего человека день Рождества?Рождество для нас — это завершение Ветхого Завета и начало Нового. То, чего ожидали ветхозаветные праведники и все, сохранившие веру в истинного Бога, с того момента, как наши праотцы переступили ту единственную заповедь, которая была дана Богом первозданному Адаму. Это событие, которое изменило судьбу человеческого рода, начало нашего спасения. Само церковное богослужение готовит человека к такому пониманию Рождества. В дни предпразднства (2-6 января) в стихирах, канонах на утрени и повечерии, удивительных по своей глубине и умилительности, звучит, все более нарастая, одна и та же мысль: " Христос рождается, Христос приходит " . И это ощущение — того, что " Господь приходит " , становится совершенно реальным. Приведу пример немного личный, но очень яркий. Достаточно уже давно один мой друг, верующий, но живший в то время не вполне церковной жизнью человек, служил в армии. Рождественской ночью он находился в дозоре, и вдруг в какой-то момент, абсолютно без видимых причин, вдруг почувствовал, что… родился Господь. Его сердце наполнила поразительная, совершенно неожиданная радость. Очевидно, в ночь Рождества происходит какое-то таинство — таинство воспоминания мира о самом удивительном моменте его истории: о том, как Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом.

http://pravoslavie.ru/50118.html

Уставные правила И. П. с. были впервые сформулированы еп. Филаретом 18 июня 1821 г. в письме игум. Даниилу. Архиерей предписывал запретить вход в И. П. с. женщинам, а также оптинской братии без благословения настоятеля и мирянам-мужчинам без благословения старца. Кроме того, запрещалось рубить лес вокруг И. П. с., «дабы навсегда он был закрыт». 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в Оптиной пуст. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , рекомендованный Святейшим Синодом в качестве образца. Устав регулировал в т. ч. правила жизни в И. П. с., к-рые предполагали особое уединение. Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира» ( Леонид (Кавелин). 1862. С. 85). В память кончины прп. Макария (Иванова) (1860) ежегодно 7 сент. стали пускать в скит женщин, но в 1899 г. этот обычай был отменен по инициативе прп. Иосифа (Литовкина) . Особо строгие ограничения полагались в пище: весь год, за исключением Рождества Христова, Пасхи и сплошных седмиц, она должна была быть постной; разрешалось пить не более 3 кружек чая за один раз; употребление вина за трапезой, за редкими исключениями, не благословлялось. Церковная служба в И. П. с. совершалась еженедельно по субботам и воскресеньям, а также на 2-й день Рождества Христова, всю 1-ю седмицу Великого поста, всю Страстную седмицу, всю Светлую седмицу, в день Св. Троицы, в престольные праздники скитских храмов, в дни, связанные с памятью св. пустынножителей, оптинских старцев, митрополитов Филарета (Амфитеатрова) и свт. Филарета (Дроздова) . На Пасху, в двунадесятые праздники, в дни, связанные с имп. фамилией, и в престольные праздники монастырских храмов скитяне посещали богослужения в монастыре, а после литургии разделяли трапезу с монастырской братией.

http://pravenc.ru/text/577926.html

Это настроение поддерживается телесным постом; удалением от мясной и, вообще, животной пищи, а также и ограничением себя в пище как таковой. В соответствии с церковными установлениями, во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло и вино (в т.ч. продукты, в которых они содержатся). По субботам и воскресеньям можно употреблять рыбу, постное масло и вино. По праздникам которые совпадают с постом, пост становится менее строгим, позволяется вино или даже рыба. Обыкновенно во время поста исповедоваются и причащаются. Таким образом, пост становится временем духовного и нравственного очищения и подготовки к празднику [в русском литературном языке «душевный» значит относящийся к разуму, интеллекту. «Духовный» значит относящийся к Богу и нравственности]. Во время поста, ведется домашняя подготовка к великому празднику. Прибирается дом, приобретаются подарки для членов семьи и друзей, и в особенности для детей, а также приготавливается еда для праздника. Родственникам и хорошим друзьям пишутся письма с поздравлениями и пожеланиями, и с кратким обзором новостей из жизни поздравившего. Итак, Рождеству Христову предшествует Рождественский пост который длится 40 дней; от 28 ноября и по 6 января (по новому календарю). 6 января (24 декабря по старому календарю) называется «сочельником». До вечернего богослужения, это день строгого поста; можно есть только хлеб, воду, фрукты и т.п. 4. Сочельник. В сочельник, около 7-ми часов вечера начинается Рождественская всенощная (вечерняя церковная служба), которая продолжается приблизительно три часа. После богослужения официально начинается Рождество. [Суточный (дневной) круг Православных Богослужений всегда начинается с вечерней службы – Вечерня. Когда вечер выпадает под воскресенье, или под большой праздник, то вечером служится Всенощное бдение (кратко Всенощная или Бдение). Оно состоит из трех служб: (1) Вечерни, (2) Утрени и (3) Первого часа. Под праздники Рождества и Крещения, в Сочельник утром служится Литургия и Вечерня, а вечером специальная Всенощная. Она состоит из двух служб: (1) Великого Повечерия и (2) Утрени. Церковно-богослужебный праздник начинается уже в сочельник утром, во время вечерни, когда поется Рождественский тропарь, а празднование Рождества начинается после Рождественского богослужения в сочельник вечером. Нужно отметить, что некоторые семьи празднуют Рождество только после литургии на первый день Рождества.]

http://zavet.ru/a/rss_1291049777.html

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

Самые ранние литургические книги, содержащие термин «ипакои»,- это груз. Лекционарии , отражающие традицию иерусалимского богослужения V-VII вв. (см.: Tarchnischvili. 1959-1960; Leeb. 1970). Здесь И. также употребляются в качестве припевов к стихам псалмов. Каждому тексту предшествует указание «И говорят ипакои», хотя, судя по контексту - исполнение народом или клириками,- скорее всего подразумевается хоровое пение на достаточно простые мелодии, возможно в виде мелодической речитации. В Лекционариях содержатся И. только для больших праздников, таких как Рождество Христово, Богоявление (на вечерне и на освящение воды), Вход Господень в Иерусалим, Великий понедельник, Великий четверг (на умовение ног), Великая пятница (во время шествия по местам Страстей Христовых и на омовение Креста), Великая суббота (на крещении оглашенных) и Воздвижение Креста Господня. Самые большие группы И. встречаются в службах Великой пятницы и Воздвижения (т. н. Ипакои Креста). Некоторые тексты этих древнейших И. встречаются только в этой группе источников, другие сохранились в совр. богослужении, хотя почти все поменяли жанровую принадлежность. Напр., на Рождество Христово указаны И. «Слава в вышних Богу, и на земли мир» (Лк 2. 14) и «Исаие, ликуй,/Дева име во чреве, и роди Сына Еммануила» (ныне ирмос 9-й песни канона 5-го гласа), на великое освящение воды в день Богоявления - «Ко гласу вопиющаго в пустыни:/уготовайте путь Господень» (Ис 40. 3) (в совр. богослужении - начало одного из тропарей царских часов навечерия Богоявления). В Великую субботу после совершения таинства Крещения новообращенные входят в храм с пением И. «Елицы во Христа креститеся». Некоторые И. в совр. богослужении не только существуют в ином жанровом определении, но и поются в др. дни и на др. гласы. Особенно много сохранилось И. из ночной службы Великой пятницы. Напр., И. 7-го гласа «О Иудина окаянства» в неизменном виде исполняется ныне как стихира 1-го гласа на «Господи, воззвах» в Великую среду, а И. «Кий тя образ, Иудо, предателя Спасу содела?» и «Егда предстал еси Каиафе, Боже» в неизменном виде стали седальнами соответственно 6-го и 12-го антифонов «Последования Святых и Спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа» в Великую пятницу.

http://pravenc.ru/text/ипакои.html

Сам Господь наш Иисус Христос освятил иудейские праздники: двенадцатилетним отроком Он ходил в Иерусалим на праздник Пасхи; в субботу Он приходил во храм, когда бывал в Иерусалиме, или в синагогу, если находился вне Иерусалима; молился там, читал и объяснял закон и учил людей, а также совершал дела милосердия. С пришествием Иисуса Христа потерял значение обрядовый ветхозаветный закон, а религиозно-нравственный закон сохраняет свою силу, и Десятословие, хотя дано было евреям, обязательно для всех христиан. Но мы, христиане, вместо седьмого дня, субботы, посвящаем на служение Богу первый день недели, воскресный, в воспоминание воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Празднование воскресного дня началось при апостолах: в книге Деяний рассказывается, что ученики апостольские и вместе с ними ап. Павел собирались для преломления хлеба в первый день недели ( Деян.20:7 ). В воскресный день все верующие собирались вместе, молились, пели гимны, слушали чтение Св. Писания и проповедь, которая по преимуществу состояла в объяснении прочитанного отдела Св. Писания, участвовали в Таинстве Евхаристии; тогда же производился сбор в пользу бедных и нуждающихся братий ( 1Кор.16:2 ). В течение трех первых веков христианства воскресный день строго соблюдался как день святой радости и благодарения. Для ежегодного воспоминания о великих событиях истории искупления человеческого рода первенствующие христиане, по примеру Церкви ветхозаветной, кроме дня воскресного, установили празднества в некоторые другие дни. Из числа таких дней особенно почитался праздник Пасхи, заключавший в себе воспоминание о распятии и воскресении Господа нашего Иисуса Христа; праздновали христиане также день Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; с течением времени установлены были праздники в честь Пресвятой Богородицы и прочих святых. а) Признавая праздники полезным и благочестивым учреждением, Св. Церковь всегда сообщала празднованию их светлый, торжественный характер. Необходимым условием празднования Церковь всегда считала совершение Таинства Евхаристии, которое само по себе есть торжественнейшее христианское богослужение, и участие в общественном богослужении в эти дни Церковь вменяла в обязанность своим чадам, под угрозой духовного наказания (Сардикский собор, прав.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богослужения совершаются ежедневно в течение всего года. С 1992 г. при приходе церкви Рождества Христова действует воскресная школа с преподаванием Закона Божьего и церковного пения. Рядом с храмом в 1993 г. построено трехэтажное здание Духовного центра. В нем располагаются: благотворительная трапезная, воскресная школа и прекрасно устроенный церковный музей. С левого фасада церкви Рождества Христова располагается построенная в 1999 г. и освященная в честь Преподобного Варнавы Гефсиманского крестильня. Территория храма огорожена чугунной оградой, изготовленной литейщиками Выксунского металлургического завода. В городе есть часовня над источником, принадлежащая Христорождественской церкви. Каждый год в день празднования Крещения Господня здесь совершается чин освящения воды и крестный ход. Выдержки из статьи с неработающего ныне http://vyksa.nne.ru/Rogdestva.htm Однажды знаменитый заводчик металлургических предприятий Иван Родионович Баташёв писал из Москвы в Выксу, где располагались его фабрики, своему управляющему Жилкину: " Прикажи начертить выксунской церкви план с мерой на масштаб, настоящую с алтарём и приделами все как есть и один бок наружного вида и вышину и какие на ней есть украшения... " Кому было поручено в итоге чертить план и строить задуманную церковь - точно неизвестно, но есть предположение, что архитектором и строителем был выбран местный крепостной зодчий М. Кисельников. Ведь известно, что баташёвский особняк на Яузе в Первопрестольной строил тоже он - только по проекту Р. Р. Казакова. Таким образом, в 1773 году на берегу Верхневыксунского пруда, на месте старой деревянной церкви, появилась новая, белокаменная. Кстати, исследователи обращают внимание на то, что белого камня как такового в Выксе не было. Так что, скорее всего, его привозили из каменоломен Касимовского уезда. По крайней мере известно, что один из братьев Баташёвых - Андрей Родионович - имел в Касимове свои связи. Храм воплотили в классическом стиле с элементами барокко. Под его тёплой частью устроили фамильный склеп-усыпальницу, в ней нашли последний приют знамеитые заводчики и их близкие.

http://sobory.ru/article/?object=02581

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010