ПАНИХИДА Панихида — один из видов церковного поминовения усопших. По своему составу панихида является сокращением чина погребения. Слово панихида означает всенощную службу, или бдение (греч. pas — весь, nis — ночь, ado — пою; другое греч. слово pannihis — всенощное бдение). Наименование этой церковной службы панихидой объясняется из исторической связи с всенощным бдением, на что указывает близкое ее сходство, как и всего чина погребения, с частью всенощного бдения — утреней. В древнехристианской Церкви, по причине гонений, молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после умиротворения Церкви, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия. Великая панихида , или полная, называется еще парастас и отличается от обычно совершаемой панихиды тем, что на ней поются непорочны (разделяемые на 2 статии) и полный канон. Панихиды поются над умершим, еще не погребенным, и потом в 3-й, 9-й, 40-й день после смерти усопшего и в другие дни (годовщину смерти, день рождения, тезоименитства и др.). Заупокойные литургии и панихиды, как и погребение, не совершаются в храме в первый день Пасхи и в день Рождества Христова до вечерни. Поминовение усопших на литургии в праздник Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни может быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров — во время пения «Достойно есть»; особой же заупокойной ектении «ради торжества праздничного» в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59; 169 пр. Номоканона при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, то на такой литургии произносится заупокойная ектения, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен.

http://pravoslavie.ru/put/060530115056.h...

С.С. 7 января 2016, 05:33 Для Таисы! Очень рада видеть польку на православном сайте!!! Я очень люблю Польшу и те православные (да и не только православные) поляки, которых я знаю - самые замечательные, добрые и веселые люди! Сама я тоже немного полька. С Рождеством Христовым! Счастья всем, радости, любви и МИРА!!!! Деонисий 7 января 2016, 03:36 С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ ПРАВОСЛАВНЫЕ!!!!МИР ВСЕМ!!! Вадим 7 января 2016, 01:06 Слава Богу! С праздником Рождества Христова! В этот радостный день чувство братской любви переполняет мою душу. В это непростое время для Украины особо чувствуется, что мы братья и сестры, мы один народ - ПРАВОСЛАВНЫЕ. И у нас есть то, что ни одному разделяющему не отнять - это молитва к Истинному Богу. В молитве мы остаемся тем Телом Христовым, которое он оставил на земле по своем вознесении на Небо, той Церковью, которую не одолеют врата ада. Молитесь братья, молитесь сестры и наполняйте мир Христовой любовью. С Праздником дорогие! Да пребудет Господь в вашем сердце. Простите меня грешного. Вадим Украина. Алексей Бондаренко, депутат МО Мещанский в городе Москве 6 января 2016, 22:59 Дорогие друзья! Достопочтенный владыка Тихон! Наступил долгожданный день для всех верующих. В этот день мы вспоминаем событие, случившееся в Вифлееме более двух тысяч лет назад. Во всех православных храмах нашей страны сегодня пройдут торжественные богослужения и очень многие жители Мещанского района встретят Рождество именно в храме. В этот день праздничное убранство каждого храма особенное - белый цвет и еловые ветки - символ бесконечной жизни.. Сегодня наша страна переживает непростые времена - времена, когда особенно требуется духовная близость, молитва, сплоченность и единство нашего сильного народа. Праздник Рождества Христова призывает всех нас именно к этому внутреннему состоянию души - состоянию, способному в добре и мире объединить всех людей. В канун Святок желаю всем нам, несмотря на пришедшие в Москву морозы, сохранить мир, тепло и доброту этих праздничных дней. Пусть радость этого древнего события придёт в каждый двор и каждый дом Мещанки! Пусть старинные духовные традиции Москвы оживут в каждом её районе!

http://pravoslavie.ru/89439.html

Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно: 1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы: 2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона; 3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Епископ имеет все одежды священника, только риза у него заменяется саккосом, похожим на короткий стихарь. Кроме того, епископ одевает омофор, палицу и митру. Омофор – широкая лента, возлагаемая епископом на плечи поверх саккоса, палица – четырехугольный плат, привешиваемый к поясу за один угол, митра – головное украшение. Палица и митра даются также архимандритам и иногда, как особенная награда, – протоиереям. Важнейшие праздники Богослужение совершается с большей торжественностью в дни воскресные и праздничные. Важнейшие из праздников – Пасха установлен в честь воскресения Господа Иисуса Христа. Он называется в церковных песнопениях праздником праздников и торжеством из торжеств. Пасха празднуется всегда в воскресный день, но в разные числа месяца, – не раньше 22 марта и не позже 25 апреля. Кроме Пасхи, Церковью установлено еще двенадцать великих праздников, называемых двунадесятыми: Рождество Божией Матери – 8 сентября. Введение Ее во храм – 21 ноября. Благовещение Божией Матери – 25 марта. Успение Божией Матери – 15 августа. Рождество Христово – 25 декабря. Сретение Господне – 2 февраля. Крещение Господне (Богоявление) – 6 января. Преображение Господне – 6 августа. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение) – в последнее воскресение перед Пасхой. Вознесение Господне – в 40-ой день после Пасхи. Сошествие Святого Духа на апостолов (Троицын день) – в 50-ый день после Пасхи. Воздвижение честного и животворящего креста Господня – 14 сентября 2 К великим праздникам относятся также храмовые праздники. Посты Постами называются дни, когда православным христианам заповедуется не вкушать мясной, молочной, а иногда и рыбной пищи. Посты установлены Православною Церковью для того, чтобы приучить верующих к воздержанию и послушанию. Поэтому постящиеся должны в дни поста не только не вкушать скоромной пищи, но и постную вкушать умеренно, а также с телесным постом соединять духовный, то есть воздерживаться от удовольствий, посвящать возможно больше времени молитве и творить дела милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

И вот наступил долгожданный день. Солнечным ранним утром радостный трезвон возвестил многочисленным прихожанам о прибытии Высокопреосвященнейшего Архипастыря. Владыку Ювеналия встречали благочинный Мытищинского церковного округа священник Димитрий Оловянников, настоятель Христорождественского храма протоиерей Олег Шлёнов и глава Мытищинского района А.Е. Мурашов. После встречи и облачения началось великое освящение храма, который кроме центрального алтаря имеет ещё два придела – в честь блаженной Матроны Московской и Новомучеников и Исповедников Российских. Его Высокопреосвященству сослужили Архиепископ Можайский Григорий, Епископ Видновский Тихон, Епископ Дмитровский Александр и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. При большом стечении прихожан на богослужении молились глава Мытищинского района А.Е. Мурашов, вице-глава А.М. Казаков, депутат областной думы И.Д. Жук и представители администрации района. Наверное всем молящимся на богослужении запали в сердце слова одной из молитв на освящение храма, в которой в обращении к Господу просится: «-и утверди его до скончания века непоколебима, и прославлена в Тебе и сподоби нас в нём хвалы и славословия незазорна приносити славе Твоей-» И первые такие славословия и хвала были вознесены в тот же день: Высокопреосвященнейший Ювеналий после освящения храма совершил в нём первую Божественную литургию. После окончания богослужения новоосвященный храм посетил губернатор Московской области Б.В. Громов, тем самым, исполнив своё предпасхальное обещание присутствовать на этом торжественном и радостном событии. После освящения храма не прекращается работа по его благоустройству. Была сооружена ограда вокруг храма, сделан великолепный резной иконостас в крестильном храме в честь Святого Иоанна Предтечи, который был освящен Архиепископом Григорием 18 марта 2007 года. В настоящее время ведётся грандиозная работа по росписи храма Рождества Христова. Источник: официальный сайт Мытищинского муниципального района, раздел Храмы Мытищинского благочиния . Автор статьи не указан.

http://sobory.ru/article/?object=03330

Но не только это древнее, прошедших дней Ветхого Завета пророчество оглашает стены храма в этот день. Наших сердец касается уже новое благовестие Евангелия, повествующее и об уже свершившемся, и о будущем в служении Матери Божией. Во все дни праздников, посвященных Царице Небесной, от дня Ее рождества до дня славного успения, кроме самого священного дня Благовещения, на вечернем богослужении и на богослужении в день самого праздника читаются всегда одни и те же евангельские повествования: о посещении Пресвятой Девой Своей родственницы – праведной Елисаветы и о посещении Христом Спасителем во дни Своей земной жизни двух благочестивых сестер: Марфы и Марии. И сколько ни есть дней празднования Божией Матери в честь Ее икон, и сколько их еще ни будет явлено Промыслом Божиим – всегда будут звучать эти слова – драгоценные свидетельства нашей веры. Вчера вечером, когда мы собрались в храме, чтобы почтить нарождающийся день духовного торжества, и в книге природы готовилась к закрытию одна страница бытия. Старый суточный круг сменялся новым кругом, и этот новый родившийся день, каким будет он – мы не знаем, но неизбежно и его свет ослабнет и угаснет с вечерней зарей, чтобы из мрака грядущей ночи воссиял новый скоротечный день земной жизни, земных трудов. Но мы вчера, в вечерний час, в тиши храма благоговейно внимали словам другой книги – книги вечной жизни – Евангелию, внимали книге света невечернего, света, который, однажды озарив человека, не может оставить его. И как бы ни был изуродован человек до страшной неузнаваемости, как бы ни угасли в нем первозданные облик и подобие Божие, этот свет, просвещающий каждого человека, грядущего в мир, хоть малой искрой светит ему во мраке греха и выводит на путь спасения. Но преизбыток святости, бескорыстия и благодати в полноте сияния веры и покорности Отцу Небесному, в следовании за этим светом Истины дает нам Пречистая Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица и Приснодева Мария. Вот только что умолкли слова архангельского благовестия: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1: 28), – которые сохранены для нас в Евангелии апостола Луки, и вот уже Богоизбранная Отроковица поднимается в путь и по велению знамения, полученного от Ангела, предстоящего пред Богом, совершает труд веры для подтверждения обетованного дара.

http://pravoslavie.ru/73454.html

За Божественной литургией в день памяти Свт. Григория Паламы был снят сюжет о людях, у которых нет дара слышать, о том, как они пытаются узнать Божие слово. Корреспондент 1 канала взял интервью у благочинного Канского округа протоиерея Василия Жилянина. На вопрос корреспондента о том, что подвигло батюшку к необходимости ввести в церковную практику сурдоперевода, о.Василий Жилянин ответил: «Заниматься людьми с ограниченными возможностями, в данном случае глухими, начали, потому что в городе Канске проживают несколько десятков неслышащих людей. Многие из них постоянно приходят в храм на богослужения, но по немощи своей они не могут слышать богослужебные песнопения, и их желание узнать о Божием слове подтолкнуло нас к решению переводить богослужения для глухих на языке сурдоперевода. Поэтому по благословению Его Высокопреосвященства Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония было решено регулярно проводить Божественные литургии с сурдопереводом. Теперь люди, лишенные возможности слышать, могут понимать, что говорит священник на церковной службе. Также для неслышащих группа священников, возглавляемая иереем Вячеславом Зориным проводит катехизаторские занятия». Божественная литургия с сурдопереводом для жителей города c отсутствием слуха состоялась в день праздника Рождества Христова 13 января 2006 по благословению Архиепископа Красноярского и Енисейского Антония. Специальная работа с такими прихожанами в благочинии была начата с осени 2005 года). Люди, лишенные слуха, заранее изучали незнакомые для них религиозные жесты и проходили катехизацию. 17 января того же года также состоялось благотворительно, с сурдопереводом, Святое Таинство Крещения для глухих горожан а также 8 апреля 2006года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Сурдоперевод богослужения осуществлял штатный священник Свято-Троицкого собора г. Канска иерей Вячеслав Зорин, вместе с сурдопереводчиком ВОГ Высочиной Идой Рудольфовной. Здоровые люди, даже из тех, кто хорошо знает дорогу к храму, обычно не задумываются над тем, что рядом в церкви может стоять человек, который не слышит священника, не может пойти на исповедь, потому что не говорит, а значит, чувствует себя под расписными сводами настолько беспомощно, что просто предпочитает уйти.

http://pravmir.ru/missionerskaya-i-katex...

Итак, поговорим о текстах, из которых состоит наше богослужение. МОЛИТВА Конечно, все богослужение постоянно перемежается молитвами в разных видах, начиная с общих ектений и заканчивая молитвами тематическими. Но кроме молитвы, важной частью богослужения является ЧТЕНИЕ Евангелие На первом месте чтения стоит Евангелие , отрывок из которого читается на любой праздничной утрене. Может за одно Богослужение читаться и несколько отрывков: например, в последовании утрени Великого Пятка, читаются 12 характерных отрывков из Евангелий. Кроме утрени, Евангелие может читаться и на вечерне (см.: вечерни в Великий Пяток или первого дня Пасхи ). Так же оно может читаться на часах (на Страстной седмице или в Сочельники Рождества и Крещения Христова ). Напомню, что про Литургию мы сейчас не говорим. Апостол Чтению Евангелия как правило предшествует чтение Апостола (т.е. послания и деяния Апостолов), а так же тексты из Ветхого Завета , хотя и не всегда. Паремии Тексты Ветхого Завета, звучащие за богослужением, называются паремиями , что в переводе означает “прообразы” (того, что произошло в новое евангельское время). Сегодня паремии чаще всего читаются на великой вечерне, образуя некие циклы. Свои паремии есть на Господские праздники. Есть паремии Богородичных праздников: вспомните Лествицу Иакова и притчу Соломона “ Премудрость созда себе дом… ”, вспомните “врата затворенные” из пророчества Иезекииля — все это удивительной красоты прообразования Ветхого Завета о Богоматери. Также есть паремии на памяти святых: преподобнические, святительские и т.д. Читаться зараз могут как один, так и два или даже три отрывка. Например, в будние дни Великого поста на вечерне читаются 2 паремии (из книги Бытия и книги Притчей), а на 6 часе 1 паремия. А в Великую Субботу на вечерне, Устав предписывает чтение 15 паремий. Кстати, почему, знаете? Потому что это чтение сформировалось в те времена, когда в этот день совершалось крещение особенно большого числа оглашенных и происходило это именно в этот момент службы, и чтобы заполнить время совершения Крещения для находящихся на службе читали отрывки из Ветхого Завета. Сегодня в этом (как правило) уже нет нужды, ибо никто не крестит в этот момент, но пока еще большинством эти паремии продолжают читаться во исполнения буквы Устава.

http://azbyka.ru/video/04-iz-chego-sosto...

Основная мысль всех богослужений этих дней предпразднства – о снисхождении Бога к людям. Причем говорится не только о неизреченной тайне этого снисхождения, но проводится мысль, что Сын Божий, став сыном Человеческим, с первых дней Своей земной жизни вступает в борьбу с «князем мира сего», пытающегося противостать делу спасения людей и уничтожить его еще в зародыше. Совсем скоро по рождении Христовом будут первые невинные страдальцы, мученики за Христа – Вифлеемские младенцы, от двух лет и ниже… (Мф. 2, 16). В канонах Малого повечерия этих дней, если оно служится в дополнение к вседневной вечерне и утрене, раскрывается как раз этот образ неистового в своей злобе Ирода и его иудейских советников. Причем составлены они по образцу канонов Великой среды и Великого четверга Страстной седмицы, так что образ Ирода и его окружения занимают здесь место, какое имеет Иуда с его «соборищем иудейским» в песнопениях Страстной. Вплоть до повечерия последнего дня, сочельника, когда поются измененные ирмосы Великой Субботы: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, в яслех сокрываемаго убити ищет Ирод, но мы с волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися». В дни предпразднства, опять-таки по аналогии со Страстной седмицей, усиливается пост, достигая наибольшей строгости в последний день навечерия Рождества Христова или сочельника. Вкушение пищи по уставу полагается один раз в день, после вечерни с Литургией, когда в храме уже будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и само название дня – «сочевник», или, искаженное в просторечии, «сочельник». Кутия обычно вкушается в честь либо памяти мучеников (как коливо в память вмч. Феодора Тирона в пятницу первой седмицы Великого поста), либо при поминовении усопших. Таким образом, в сочельник совмещается и то, и другое: в новорожденном Младенце предузнается и Агнец Божий, берущий грехи мира и ведомый на заклание, и трехдневный мертвец, которому волхвы в числе прочих даров принесли и смирну… В последний день предпразднства нарастает внимание к конкретным обстоятельствам Рождества Христова и участникам этого события, и, в отличие от тропаря «Готовися, Вифлееме…», раскрывающего таинственный, богословский смысл ожидаемого празднования, тропарь сочельника звучит так:

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Всё, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы, часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: «Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день», то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной литургии, то и служить ее не должно и ради самого Устава, так как в данном случае он действовал на известных основаниях, и ради соблюдения церковного порядка. В прочие дни совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010