Этот храм, который воздвигнут у подножия исторической вершины Шипки, и в основании которого лежат останки сотен и тысяч русских и болгарских воинов, отдавших свои жизни за нашу свободу, будут вечно напоминать будущим поколениям об удивительном подвиге братской России и той жертвенной любви, которую засвидетельствовали ее сыны, освобождая православный наш народ от векового иноверного ига. Поэтому, возлюбленные, в этот торжественный, великий и памятный для всех нас день воскликнем и мы, вместе с псалмопевцем, и скажем: " Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный! " (Пс. 117:24). Пусть память о героях не только в этот день, но и во все дни нашей жизни согревает наши сердца той божественной любовью, которая, по словам апостола, " есть совокупность совершенства " (Кол. 3:14). Пусть мы никогда не забываем совершенное для нас нашими православными братьями. Сохраним же как самое драгоценное сокровище нашу православную веру и не будем заменять ее вечные и непреходящие истины и ценности сомнительными, а часто и явно пагубными учениями и влияниями». Храм Рождества Христова на Шипке был построен для молитвенного поминовения русских воинов-освободителей в 1885-1902 годах на благотворительные пожертвования, собранные в России и Болгарии. Торжественное открытие состоялось 27 сентября 1902 года в рамках торжеств по случаю 25-й годовщины сражений на Шипке. Инициатива строительства принадлежала матери генерала М.Д. Скобелева (1843-1882). Колокола были отлиты в России. Самый большой из них (11,6 тонн) является личным даром императора Николая II, остальные были изготовлены из стреляных гильз общей массой 30 тонн. Интерьер украшен 34 мраморными плитами с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, именами солдат и офицеров русской армии, а также болгарских ополченцев, павших при обороне Шипченского перевала и в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. Останки героев покоятся в саркофагах в крипте храма. Храм и располагавшиеся при нем здания — монастырь, гостиница и семинария (которая так и не открылась) — с прилегавшими землями являлись экстерриториальной собственностью России, монахи направлялись на служение из Троице-Сергиевой лавры . В феврале 1917 года монахи были арестованы, а монастырь разграблен. В 1921 году богослужения возобновились, но постепенно храм пришел в упадок. В 1934 году СССР передал монастырский комплекс на Шипке в собственность Болгарии.

http://patriarchia.ru/db/text/5156038.ht...

Замечательный момент в праздновании Рождества по старому стилю заключается в том, что когда отшумели западные Рождество и Новый год, у нас остается тринадцать дней, когда мы можем спокойно, в тихости своей души и сердца, действительно по-настоящему подготовиться. Ну, что греха таить, во время Рождественского поста люди работают, на рабочих местах у них тоже бывают рождественские праздники, и очень трудно порой соблюдать пост серьезно, так, как Церковь ожидает. Но, я повторяю, вот в эти тринадцать дней после американского Рождества мы можем сосредоточиться и подготовиться к Рождеству Христову. В Зарубежной Церкви мы в основном не служим ночью. В России принято рождественскую литургию служить ночью. Но здесь труднее это сделать, потому что в России 7 января — это государственный праздник, а в Америке это рабочий день обычно. Но большинство наших прихожан заранее договариваются на работе, чтобы освободиться в этот день, и храм бывает переполнен. — А Святки вы отмечаете? — Конечно. Святки мы отмечаем, у нас богослужения бывают почти каждый день, потом 12 числа у нас приходская елка, дети уже давно готовятся к этому празднику. Придет Дед Мороз и принесет им подарки. Дети готовят песни, стихи. Мы все соберемся вокруг елки и будет очень веселый праздник. — Русская Православная Церковь Московского Патриархата и Русская Православная Зарубежная Церковь подписали Акт о каноническом общении еще в мае 2007 года. Однако у части несведущих людей до сих пор остается смутное представление об этом объединении. Одни говорят, что теперь Зарубежная Церковь полностью подконтрольна Москве, и Москва жестко контролирует каждый шаг, другие — наоборот, что Церковь зарубежом сохранила свою автономию. Как на самом деле обстоят дела? — Я могу совершенно авторитетно сказать, что Московская Патриархия абсолютно ни в чем не вмешивается в нашу внутрицерковную жизнь. В 2007 году, когда произошло объединение, было заявлено, что мы сохраняем широкую автономию. Единственный вопрос, который мы должны согласовывать с Московской Патриархией, это хиротония новых епископов. Вот и все. Мы выдвигаем кандидата, и Патриарх, или Священный Синод утверждает или отклоняет. Пока что несколько епископов были рукоположены и никаких абсолютно проблем не было. Наши епископы участвуют в Архиерейских Соборах Русской Православной Церкви, которые созываются каждые три года по-моему. Денег от нас не просят абсолютно. Прошло уже 6 лет со дня объединения, у нас наилучшие отношения, и та автономия, о которой было заявлено, у нас есть, и слава Богу. Мы живем своей русско-американской жизнью, Русская Церковь — своей.

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-rozhdestv...

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом яко от Семене Давидова, в Вифлееме Мариам, чревоносящи безсеменное рождение: наста же время Рождества, и место ни единоже бе обиталищу: но якоже красная палата, вертеп Царице показашеся. Христос раждается, прежде падший воскресити образ». Русский перевод: «Однажды отметилась в переписи со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давида, в Вифлееме Мария, имеющая во чреве бессеменно зачатый плод. Настало же время рождения, и не было нигде им места для пристанища, но как красная палата, явилась Царице пещера. Христос рождается, дабы воскресить прежде падший образ (Адамов)» Особенное место в богослужении сочельника занимают так называемые великие, или «царские», часы (часы навечерия). Они не присоединяются к другим службам, как обычно (1-й час к утрени, 3-й и 6-й перед Литургией, 9-й перед вечерней), а составляют специальную отдельную службу. В большинстве случаев они вычитываются и отчасти выпеваются рано поутру в день сочельника перед совершением Литургии Василия Великого. Но бывает и иной ход службы, случающийся примерно раз в 5-6 лет, когда сочельник совпадает с субботой или воскресеньем. Поскольку субботние и воскресные дни в Церкви выделяются среди прочих, и они по своему характеру не постные, а праздничные, тогда как день сочельника самый строгий в постном отношении, а богослужение его напоминает отчасти Великий Пяток страстной седмицы, то в случае совпадения последнего дня перед Рождеством с субботой или воскресеньем часы навечерия Рождества переносятся на пятницу, и в этот день Литургия не совершается вообще. Тогда в субботу (или воскресенье) сочельника поутру служится обычная Литургия (Иоанна Златоуста), предваряемая простыми часами (3-м и 6-м). Часы навечерия называются великими или царскими, в виду их исключительной непохожести на обычные и торжественности их совершения ( в Византии на таких службах могли присутствовать императоры). В службу каждого часа входят по 3 псалма, которые не меняются (1-й час: пс. 5, 89, 100; 3-й час: пс. 16, 24, 50; 6-й час: пс. 53, 54, 90; 9-й час: пс. 83, 84, 85). Но в данном богослужении остается только один обычный псалом, а два другие заменяются на мессианские, пророческие: 44 и 45 на 1-м часе, 66 и 86 на 3-м часе, 71 и 131 на 6-м, 109 и 110 на 9-м. Затем следуют специальные рождественские песнопения (стихиры), после чего читается сначала пророчество из Ветхого Завета (паримия), затем отрывок из апостольского послания и из Евангелия.

http://pravmir.ru/predprazdnuem-lyudie-x...

Церковным уставом определяется порядок чтения книг Священного Писания за богослужением. Один порядок для чтения «Евангелия», другой для «Апостола», третий для «Псалтири», четвертый для других книг Ветхого Завета (паремий). Время и место чтения той или иной книги на службе соответствует важности ее содержания. Например, «Евангелие», заключающее в себе слово Христово, читается в торжественной обстановке. Ему всегда предшествуют возгласы : «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия Господа Бога молим», «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия – Мир всем». Библейские чтения в течение церковного года распределены таким образом, чтобы звучать каждый день. К этим чтениям, которые носят название «рядовых», добавляются чтения установленные на тот или иной великий праздник. Особенным временем церковного года является Великий пост перед Пасхой, который имеет свой порядок чтения Священного Писания. Как правило, на вечерних службах читаются отрывки из книг Ветхого Завета, а утром, на литургии, – из Нового Завета. Таким образом вечером мы слушаем Псалтирь и паремии, а на утреннем богослужении Апостол и Евангелие. На Божественной литургии апостольские и евангельские зачала читаются в паре: сначала отрывок из Апостола, затем отрывок из Евангелия. Эти пары нередко сходны по смыслу. Например, по субботам можно услышать из Апостола учение ап. Павла о соотношении ветхозаветного обрядового закона и новозаветного закона благодати, а из Евангелия свидетельства о чудесных исцелениях, совершенных Христом именно в день субботний, в день строгого покоя по иудейскому обычаю. Точно также и праздничные зачала. Например, на Рождество Христово из Евангелия читается рассказ о рождении Иисуса и поклонении волхвов ( Мф. 2:1-12 ), а из Апостола – о воплощении Сына Божия и усыновлении Богу всех людей ( Гал. 4:4-7 ). Когда на один день приходится несколько церковных праздников, тогда может читаться от двух до трех соответствующих пар. Например, воскресенье – это всегда праздничный день, «малая Пасха». В этот день уставом назначены определенные зачала апостольское и евангельское. Если в воскресенье приходится память какого-либо великого святого (св. Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца или других), который также имеет свою особую пару чтений, тогда читается первым из Апостола зачало воскресное, затем святого, также и из Евангелия, чтение воскресное и святому.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Дни после Пасхи и Рождества наполнены некоей благодатью. Чувствуя это, наши предки дали им и особенные названия: Светлая неделя и Святки. Все в природе как будто покоится, гармония пронизывает всю природу. Как сравнить гражданский Новый год с этим сокровищем? Это то же самое, что тыква в сравнении с нежным и сочным астраханским арбузом. Что же нужно делать с церковной точки зрения в Новый год? Проще всего это понять, изучая Церковный устав. Служить ли Литургию или молебен? Если служить, то в какое время? Богослужебное время – важнейший момент службы. Поэтому во многих местах Устав особо его оговаривает. Чем торжественнее день, тем дольше богослужение, и тем раньше оно проводится. Чем более день постный, тем позже проводится и служба. И по идее Устава самый высокоторжественный день – Пасха Христова. Литургию служат сразу после Пасхальной заутрени, а та начинается в 12 часов ночи. В этом смысле даже Рождество Христово – не такой торжественный день, как Пасха. По Уставу, Всенощное бдение на Рождество начинается в 4 часа утра, а потом сразу же (то есть где-то около 8.00) служится Литургия . То есть практика совершения Литургии ночью на Рождество – тоже не совсем уставная. Строго говоря, Светлое Воскресение Христово – единственный день в году, когда Евхаристия должна совершаться близко к полуночи, в самом начале суток. Может быть, поэтому мне не совсем понятна недавно возникшая практика совершения ночной Литургии на Новый год. Что такое Новый год для Церкви? Ведь и Церковное новолетие, которое мы вспоминаем 14 сентября, в Уставе обозначено пометкой «полиелей» – то есть не совершается даже Всенощное бдение, как положено на день памяти какого-нибудь великого святого! Это значит, что для Церкви важнее, например, преподобный Серафим Саровский , чем Новолетие! Вот это да! Как же рассуждает Церковь, когда законодательно устанавливает такие вещи? Время – материя преходящая, ткань падшего мира. В Царстве Небесном нет времени, там царит вечность. Поэтому и праздник Новолетия – лишь временный, необходимый только в этом мире атрибут. Поэтому-то Типикон особо не выделяет Новолетие из чреды церковных праздников.

http://pravoslavie.ru/76229.html

Какие же существуют правила на счет чтения Свящ. Писания в Православной церкви? Обыкновенно при Богослужении предлагаются чтения из Евангелия , Апостола , Псалтири и так называемых Паримий . Евангелие служит образом Спасителя, поэтому оно читается во изображение проповеди самого И. Христа. Читается оно или предстоятелем в служении или диаконом, который есть как бы его орган. Мирянин или причетник не может читать Евангелия при Богослужении. Так как события земной жизни Господа изображаются литургиею, то Евангелие читается на каждой полной Литургии. На Утрени же читается в праздники, когда торжество церковное бывает предначинательное. А так как многие требы и священнодействия составлены по образцу Утрени, то и на них читаются Евангелия. На Вечернях читаются Евангелия только в навечерие Рождества и Крещения, в Великую Пятницу и в первый день Пасхи. На часах читаются только в навечерие Рождества и Крещения, в первые три дня Страстной Седмицы и в Великую Пятницу. Поскольку чтением Евангелия изображается проповедь самого И. Христа, то оно всегда читается с особенным вниманием и благоговением. Пред его Чтением священник молит Господа сподобить нас услышать Евангелие, преподает верующим мир, приглашает ко вниманию, и сам читает Евангелие с откровенною главою. Верующие, в знак уважения и внимания, наклоняют головы и сохраняют тишину. Апостольское чтение изображает проповедь Апостолов. Читают апостол диаконы, низшие члены клира, и даже, в случае нужды, миряне. Чтение Апостола также требует внимания. Апостол обыкновенно предшествует Евангелию и служит приготовлением к нему. Обычай читать Апостол пред Евангелием напоминает о том, что И. Христос послал наперед Апостолов с проповедью в те грады и веси, в которые хотел Сам идти. Порядок чтений Апостола и Евангелия указан в этих самых книгах; но так как, оставаясь сам по себе неизменным, он должен применяться к числам месяцев, то, чтобы не могли сбиться совершающие службу, в календарях на каждый год указываются чтения Апостолов и Евангелий на каждое число месяца, когда будет праздник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Остановлюсь на вопросе о богословском, догматическом, учительном значении богослужебных текстов. На мой взгляд, богослужебные тексты обладают для православного христианина неоспоримым богословским и учительным авторитетом. По своей догматической безупречности они следуют сразу же за Священным Писанием. Будучи не просто творениями выдающихся богословов и поэтов, но частью молитвенного опыта людей, достигших святости и обожения, богослужебные тексты по своему богословскому авторитету стоят, как думаю, даже выше творений Отцов Церкви. Ибо не все в творениях Отцов имеет равную ценность и не все получило общецерковное признание. Богослужебные тексты, напротив, признаны всей Церковью в качестве «правила веры», ибо в течение многих веков читались и пелись повсеместно в православных храмах: все ошибочное и чуждое, что могло бы вкрасться в них по недоразумению или недосмотру, было отсеяно самим церковным Преданием; осталось лишь чистое и безупречное богословие, облеченное в поэтические формы церковных гимнов. Сказанное относится прежде всего к уставным чинопоследованиям служб суточного круга, а также службам седмичного и годового кругов, содержащимся в Октоихе, Триоди постной, Триоди цветной и Минеях. В литургических текстах, вошедших в эти книги, нашли свое преломление и истолкование многие эпизоды из жизни Христа и многие аспекты Его учения. В этом смысле можно говорить о том, что литургические тексты являются «Евангелием от Церкви». В течение всего церковного года – от Рождества до Вознесения – земная жизнь Спасителя проходит перед духовным взором верующего. И именно богослужебные тексты дают ему возможность соприкоснуться с евангельской историей, которая благодаря им становится частью духовного опыта верующего. Богослужебные тексты позволяют христианину быть со Христом в Вифлееме во время Его рождения, на Фаворе в момент преображения, в Сионской горнице во время Тайной Вечери, на Голгофе в день распятия. Богослужебные тексты – не просто комментарий к Евангелию. Во многих случаях они говорят о том, о чем Евангелие умолчало. Приведу в пример богослужение праздника Рождества Христова. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от духа Святого. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» ( Мф.1:18-19 ). Многое здесь осталось за кадром. Евангелие умолчало, в частности, о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты Православной Церкви пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogosluzhe...

На протяжении более пятидесятилетней пастырской службы, протоиерей Бунин горел необычайной ревностью и любовью к церковному Богослужению. С нетерпением, заметным для всякого, ожидал он своей очередной седмицы; с сокрушенным сердцем и горячей молитвой о своих грехах и приступал к совершению Богослужения; всегда он был рад и готов служить за своих сотоварищей, а таковых случаев было весьма много, и он готовился ежедневно к службе безотносительно к тому – чья седмица. И, если повседневные молитвы его: утренние и вечерние были весьма продолжительны, то пред днями служения он, можно сказать, всю ночь проводил в молитвенном бодрствовании поздно вечером и рано утром в его келлии (маленькой комнате) светился огонь. Молитвы свои он любил совершать тайно, старался, чтобы и домашние его не знали о его ночных молитвенных подвигах, для чего детей всегда укладывал заранее, советовал также и взрослым ложиться ранее, если они долго засиживались за работой, причем он обычно им говаривал: «еще наработаетесь... век большой ваш». Устав церковный при его Богослужении исполнялся без всяких сокращений и пропусков, требы совершались полностью, отчего служение его отличалось редкой продолжительностью. Служил он истово, неспешно, возгласы им делались уже по окончании молитв и пения. По окончании Богослужения, особенно праздничного, он справлялся «сколько часов» (своих карманных часов он не имел и не умел с ними обращаться) и, если ему говорили 1 или 2 часа дня, то он был доволен, а если 11 или 12, то печалился, говоря, что слишком спешно служил, но выполнил устав; особенно долго совершал он проскомидию, поминал очень долго сам, без участия или помощи диакона. Самое лицо протоиерея во время совершения им Богослужения было отображением внутреннего молитвенного состояния. В посты, особенно в Великий пост, лицо его носило на себе печать сердечного сокрушения о грехах своих и ближних, и покаяния с надеждой на милосердие Божие; в дни Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы и, в особенности, в дни Светлого Христова Воскресения лицо его сияло духовной, небесной радостью. Особенно глубоко сокрушенная молитва его была во время пресуществления св. Даров. На третий день Пасхи и Рождества Христова протоиерей неотложно сам торжественно служил в Кладбищенской церкви. В храмовой день этой церкви (30 июля) на его личный счет и при участии церковного старосты устраивались поминальные обеды, чем и привлекался народ к этой бесприходной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

2) совершаемый в конце часов во все вышеупомянутые дни чин изобразительных есть не что иное, как начало литургии. Он отправляется в эти дни именно потому, что литургия, будучи начинаема вечерней, не имеет этой своей части. Следовательно, там, где совершаются две литургии, возможно начало ранней литургии обычным порядком - с пения изобразительных; 3) литургия в навечерия Рождества Христова и Богоявления, а также в Великий Четверток и Великую Субботу начинается вечерней не потому, что она служится по чину святого Василия Великого, а потому, что, по Уставу, она должна совершаться во второй половине дня, ближе к вечеру. В Благовещение Пресвятой Богородицы, если это день постный, литургия также начинается вечерней, но совершается она по чину святого Иоанна Златоуста. Иначе говоря, вечерня не составляет принадлежности литургии святого Василия Великого. И следовательно, при совершении двух литургий ранняя литургия может быть совершаема по тому же чину святого Василия Великого, но без вечерни, будучи начинаема изобразительными, как это бывает в день памяти святого Василия 1 января и в воскресные дни Великого поста. Кстати, указание Церковного Устава на совершение литургии святого Василия Великого 1 января, в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в пять воскресений Великого поста, в Великий Четверток и Великую Субботу, то есть десять дней в году, не следует понимать в смысле ограничения этого чина десятикратным служением его в течение года. Литургия святого Василия Великого в древности была наиболее распространенной в Восточной Церкви, совершалась в великие праздники и во все воскресные дни, тогда как литургия святого Иоанна Златоуста составляла принадлежность вседневного богослужения. Церковный Устав, указывая совершение литургии святого Василия Великого в перечисленные выше десять праздничных дней года, делает это не из соображений ограничения этого чина, а в целях сохранения древней традиции совершения этой литургии во все праздничные дни - хотя бы в эти великие дни. Поэтому нет никакого основания и было бы в прямом противоречии с древнецерковной традицией совершать в эти дни раннюю литургию по чину святого Иоанна Златоуста;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3752...

А в 1918 году на елку ополчилась и советская власть — уже как на религиозный предрассудок. Тем не менее многие продолжали тайно праздновать Рождество и теперь украшение недавно запрещенной Синодом «немецкой» елки стало для русских людей исповеданием их веры во Христа. Запрещенной елка оставалась до тех пор, пока у властей не появилась идея: праздновать с елочкой не Рождество, а Новый год. Серебряная восьмиконечная Вифлеемская звезда на верхушке елки стала красной пятиконечной, и под нарядными елками страна встретила новый, 1935 год от Рождества Христова. Так прекратились гонения на елочку в нашей стране, и с тех пор мы празднуем Новый год и Рождество в ее компании, даже не подозревая о том, каким долгим был ее исторический путь в наши дома. Нужно ли поздравлять с Рождеством знакомых неверующих людей или вести себя так, будто этот праздник их не касается? С любым праздником мы обычно поздравляем тех, с кем нас связывают искренние чувства. Поэтому тот, кто любит нас (или хотя бы относится к нам с уважением), скорее всего не оскорбится нашим поздравлением, даже если смысл праздника ему пока не понятен. И кто знает — быть может, сказанное в ответ «спасибо» станет для такого человека первым шагом к обретению веры. Поздравлять же с Рождеством Христовым всех своих знакомых подряд, без разбора, наверное, нет смысла. Рейтинг: 7.3 Голосов: 178 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Николай 9 декабря 2016, 22:55 По Церковному календарю праздник Рождества Христова длится 12 дней. Начало праздника, так называемое предпразнство, начинается 2 января. Но церковный день начинается вечером, поэтому вечером 1 января и начинается праздник, который естественно каждому православному надо торжественно встретить в храме на богослужении, ведь для желающих причастится начинается неделя строгого говения. Поэтому за постным столом праздник встретить надо чуть раньше, первого утром, или по традиции, в начале суток, ночью. Садимся же мы за постный стол во время поста, и не один раз в день. А праздник Благовещения бывает и на Страстной седмице и его встречают за столом. И даже в монастырях, по типикону, в праздники разрешается вино. 13 января- конец праздника - отдание, который также надо отметить вечером за столом, за одно встретив и Новый год по старому.

http://pravoslavie.ru/50722.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010