Возрождение Благовещенского Кафедрального Собора началось в 1998 году по инициативе Высокопреосвященнейшего Мефодия, Митрополита Воронежского и Липецкого в Первомайском саду в ознаменование 2000-летия Рождества Христова. Новый Собор - звено связывающее наш сегодняшний день со славными страницами истории епархии. Собор будет освящен, как и древний, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, а его внешний облик повторяет Владимирский Собор города, воздвигнутый в честь 900-летия Крещения Руси незадолго до октябрьской бури. 15 октября 1998 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находившийся с первым в истории Первосвятительским визитом в Воронежской епархии освятил закладной камень новой святыни епархии. С историей Благовещенского собора и Митрофанова монастыря тесно связана судьба священномученика Тихона (Никанорова), архиепископа Воронежского и Задонского. Уроженец Новгородской земли, выпускник Новгородской Духовной Семинарии и Санкт-Петербургской Духовной Академии, в последствии ректор Духовной Семинарии в родном Новгороде, святитель Тихон был назначен на Воронежскую кафедру 13 мая 1913 года. За недолгое архипастырское служение запомнился воронежцам как храмостроитель и инициатор канонизации в лике святых своего предшественника архиепископа Антония (Смирницкого). Владыка Тихон (Никоноров) был активным участником Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-18 годов, сподвижником святого Патриарха Тихона. В 1919 году 27 декабря (9 января 1920) в третий день праздника Рождества Христова, он был повешен на Царских вратах алтаря Благовещенского Собора Митрофановского монастыря, в котором совершал богослужение. По сведениям, протопресвитером Михаилом Польским, вместе со своим архипастырем мученическую кончину приняли 160 мучеников. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. Его святые мощи почивают под спудом на кладбище Алексеево-Акатова монастыря в общей могиле воронежских архипастырей, чьи останки были перенесены сюда в 1993 году.

http://sobory.ru/article/?object=03549

Родившийся на другой день после Рождества Христова первенец четы Дроздовых получил крещение 1 января 1783 года в день обрезания Господня, что тоже примечательно, ведь крещением Христос заменил обрезание. Приняв плотское ветхозаветное обрезание, Спаситель установил для своих последователей обрезание духовное, новозаветное. Помимо обрезания Христова 1 января Церковь отмечает память святителя Василия Великого . Сей архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке, прославился тем, что во многих землях успешно проповедовал христианство и многих обратил ко Христу. Он составил особый чин литургии византийского обряда, совершаемой только десять раз в году – в воскресные дни Великого поста, кроме Вербного, в четверг и субботу на Страстной седмице, накануне Рождества и Крещения, а также и 1 января. В честь святителя Василия Великого младенец, получивший крещение в Богоявленской церкви, был наименован Василием. Имя весьма любимое в русском народе. Достаточно сказать, что по частотности русских фамилий в XIX веке на втором месте после Ивановых стояли Васильевы, а Петровы – на третьем. Крестным отцом будущего святителя стал родной дядя -Петр. В феврале диакон Михаил стал священником. Его определили к церкви Святой Троицы в Ямской слободе. При церкви – дом. Туда и переехала семья Дроздовых. Но недолго Вася прожил там. У Михаила Федоровича и Евдокии Никитичны рождались другие дети, и Васю взяли обратно в дом дедушки и бабушки. Здесь было просторно, две горницы, мезонин, на стенах красивые бумажные обои, большое зеркало в красивой раме, в горницах голландские печи, украшенные изразцами. Никита Афанасьевич и Домника Прокопьевна особо прикипели сердцами к внуку, души в нем не чаяли. И он чувствовал ответную привязанность. Дедушка уходил в храм первым, чтобы подготовиться к очередному богослужению. Бабушка заканчивала дела по хозяйству и к началу службы спешила в церковь , прихватив с собой внучонка. Запахи воска и ладана, пение хора, блеск и дрожание огоньков на фитильках свечей, загадочный свет лампад, лики икон, торжественный чин богослужения, ароматный дым кадила! строгие возгласы священников... Для человека, в сознательном возрасте начавшего ходить в храм Божий, все это до конца дней будет оставаться чем-то немного в новинку. Для таких, как Вася Дроздов, оно было столь же естественно получаемым от жизни, как еда и питье, умение дышать, ходить... И потерять Церковь равнозначно тому, как внезапно утратить зрение или слух. Молитвы, тропари, кондаки, всё богослужение – ему не приходилось стараться запоминать все это, оно само запоминалось, легко и беспрепятственно почти ежедневно втекало в него, как река впадает в озеро, наполняя его чистой водой. И этой целебной воде уже вовек было не иссохнуть в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Рождество Твое, Христе Боже наш,/озарило мир светом знания,/ибо чрез него звездам служащие/звездою были научаемы/Тебе поклоняться, Солнцу правды,/и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило./Господи, слава Тебе! (2) И тропарь святых, глас 2 Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу:/Деву видел еси рождшую,/с пастыри славословил еси,/с волхвы поклонился еси,/Ангелом весть прием./Моли Христа Бога спасти души наша. И тропарь святых, глас 2 Благовествуй, Иосиф,/о чудесах Давиду Богоотцу:/ты видел Деву, носящую во чреве,/с пастухами славословил, с волхвами поклонился,/через Ангела извещение получив./Моли Христа Бога о спасении душ наших! А где не служится бдение, тропарь воскресный, Слава: святых, И ныне: праздника. А идеже несть всенощнаго бдения, на повечерии по трисвятом: На повечерии после трисвятого: Кондак Богоотцев, глас 3. Подобен: Дева днесь: Кондак Богоотцов, глас 3 Подобен: Дева в сей день: Веселия днесь Давид исполняется Божественный,/Иосиф же хваление со Иаковом приносит:/венец бо сродством Христовым приемше, радуются,/и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют:/Щедре, спасай Тебе чтущия. Радости исполняется в сей день Давид божественный,/Иосиф же с Иаковом хвалу приносит./Ибо, приняв венец родством со Христом, они радуются,/и неизреченно на земле Рожденного/воспевают и взывают:/“Милосердный, спасай Тебя почитающих!” Слава, и ныне, кондак праздника, глас 3. Самоподобен: Слава, и ныне, кондак праздника, глас 3, самоподобен Дева днесь Пресущественнаго раждает,/и земля вертеп Неприступному приносит./Ангели с пастырьми славословят,/волсви же со звездою путешествуют:/нас бо ради родися/Отроча Младо, Превечный Бог. Дева в сей день Сверхсущественного рождает,/и земля пещеру Неприступному приносит;/Ангелы с пастухами славословят,/волхвы же за звездою путешествуют,/ибо ради нас родилось/Дитя младое, предвечный Бог! НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ПАМЯТЬ СВВ. ПРАВЕДНЫХ ИОСИФА ОБРУЧНИКА, ДАВИДА ЦАРЯ И ИАКОВА, БРАТА ГОСПОДНЯ НА УТРЕНИ На Бог Господь: тропарь воскресен, дважды.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelja-p...

Явилась Дева Богородица, Которую издревле проповедали на земле пророки в своих предсказаниях, Которую мудрые патриархи и соборы праведников возвещают. С ними ликуют и благолепные женщины: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и вместе с ними Мариам, (сестра) Моисея. С ними радуются и все части света... Рождество Христово Праздник Рождества Христова – второй по значению в православном церковном календаре после Пасхи, праздник встречи человека с Богом воплотившимся. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается Оно в молчаливых глубинах человеческой души – там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету. Двадцать веков назад Бог решил особым образом вмешаться в историю человечества и Своим рождением от Девы повернул весь ход истории. С тех пор Он вновь и вновь рождается в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих. Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует продолжительность его празднования: включая 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, Рождество длится 12 дней. Кроме предпразднства, у Рождества Христова есть еще один день, называемый Навечерием, или (в просторечии) сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечернего богослужения (на практике, однако, вечерня обычно совершается в утренние часы). Богослужение Навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток. Подобная структура богослужения встречается еще лишь дважды в году: на Богоявление, которому также предшествует Навечерие, и на Пасху, которой предшествует Великая Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для нас же, кроме всего прочего, это еще и важное свидетельство того, что младенец, даже находящийся во чреве матери, уже хорошо чувствует, что происходит вокруг него. Для будущих родителей, и вообще для всех людей, этот отрывок является важным указанием на то, как внимательно надо относиться к беременным женщинам и в целом к беременности. Ученым известно, что не только условия плодоношения, но даже и обстоятельствазачатия сказываются на будущем характере и психике младенца. Ну, и главное, с момента зачатия начинается жизнь нового человека! Особый день На Литургии в Благовещение читается тот отрывок из Евангелия, который говорит нам о самой сути праздника. Событие же, которое непосредственно с этим связано – рассказ о путешествии Девы Марии к Своей родственнице Елизавете, хотя оно хронологически и произошло позже, читается накануне Благовещения на Всенощной. В этом нет ничего удивительного, ведь примерно также бывает и в иконописи, когда на одном видимом пространстве помещаются разновременные события. Все они, так или иначе, связаны между собой, но в центр помещается событие, которому посвящена сама икона. Это мы видим, и на иконе Рождества Христова, и на образе Рождества Пресвятой Богородицы и на многих других. У Благовещения есть и другие богослужебные особенности. Так, например, если Благовещение выпадает на Великий пост, то эти два события объединяются в богослужении. Церковь не ставит между праздником и постом «или, или», она говорит «и, и», то есть это и праздник, и пост одновременно. В богослужебном плане день Благовещения, выпавший на Великий пост, это всегда довольно насыщенное событие. Пасхальный цикл идет по лунному календарю, а Благовещение, как и Рождество Христово, – по солнечному, поэтому и происходит сочетание отдельных частей служб в едином великопостном богослужении праздника. Есть еще такое редкое и удивительное богослужение как Кириопасха, то есть господствующая Пасха – это праздник Благовещения, выпавший на Пасху Христову. Последний раз такое событие произошло в 1991 году. В этом, вероятно, можно усмотреть и особый духовный смысл, так как это было время, когда в нашей стране пал атеистический режим и вновь утвердилась свобода веры. Предполагаю, что Кириопасха 1991 года принесла нашей стране своеобразное духовное обновление.

http://foma.ru/blagoveshhenie-volya-boga...

Достоверными свидетельствами празднования О. Г. на Востоке, вероятно, являются, во-первых, груз. версия иерусалимского Лекционария V-VIII вв., где 1 янв. отмечено начало года, О. Г. и память свт. Василия Великого (см.: Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 17); во-вторых, гомилия и канон прп. Андрея , архиеп. Критского († 740), приуроченные к 1 янв. (Homilia in circumcisionem et in s. Basilium//PG. Vol. 97. Col. 913-932; общий канон О. Г. и свт. Василию известен по рукописям - см.: Ταμεον. Σ. 141). На Западе 1-е достоверное сообщение о празднике О. Г. восходит ко 2-му Турскому Собору 567 г. В 17(18)-м каноне этого Собора предписывается во время январских календ совершать литании с псалмопением и служить мессу в честь О. Г. (circumcissionis missa Deo propitio celebretur - см.: Concilia Galliae A. 511 - A. 695//CCSL. T. 148A. P. 182). Помимо этого в первые 3 дня январских календ назначается пост, хотя период от Рождества до Богоявления считается праздничным: очевидно, что это указание носило дисциплинарный характер и имело целью предостеречь христиан от участия в торжествах по случаю празднования языческого Нового года. Праздник О. Г., возможно, был установлен с той же целью: чтобы противопоставить языческим торжествам торжество христианское. Весьма вероятно, что праздник О. Г. зародился именно в Галлии, поскольку в Готском Миссале кон. VII - нач. VIII в. на 8-й день по Рождестве Христовом помещена месса в честь О. Г. (см.: Missale Gothicum//CCSL. 159D. P. 370-375), а в рим. источниках того же периода говорится лишь об октаве (8-й день) Рождества Христова (Octava Domini) и о празднике против идолов (Prohibendum ab idolis) (напр., см. в Геласия Сакраментарии - The Gelasian Sacramentary/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 9-10). Впосл. праздник распространился в Италии, Испании и среди кельтов. В рим. календаре О. Г. закрепилось лишь в нач. IX в. (подробнее об истории О. Г. на Западе см.: Cabrol F. Circoncision (Fete de la)//DACL. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1717-1728). В православном богослужении

http://pravenc.ru/text/2578083.html

- Как вы относитесь к тому, что сугубо христианский праздник Рождества Христова объявлен в Российской Федерации - стране многонациональной и многоконфессиональной - государственным? Не является ли это оскорблением чувств верующих других традиционных для России религий? - Следует уточнить: Рождество в свое время было объявлено всего лишь нерабочим днем, а не " государственным праздником " . Россия - действительно страна многонациональная, где на протяжении нескольких веков сосуществуют четыре мировых религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм. (С выходом Польши и Прибалтики из состава Российской империи католичество и лютеранство утратили свою исторически культурообразующую роль.) Нельзя забывать, что русские составляют не только арифметическое большинство населения страны, но исторически являются нацией, образовавшей государство Российское. И если насильственно прерванная революцией духовная традиция возрождается, почему это должно оскорблять чьи-то чувства? Чувства православных никак не будут оскорблены, если в Татарстане мусульманский праздник Ураза-байрам объявят нерабочим днем (что фактически и происходит). Духовное образование и воцерковление тех, кто осознает себя причастным к православию, - дело Церкви, но для власти в государственно-церковных отношениях несущественно, как часто граждане, считающие себя православными, посещают богослужения или причащаются. Существенным является ценностная ориентация значительной части населения, которую из современного российского общества не исключить и с умонастроением которой необходимо считаться. Ну а уж если кого-то оскорбляет сам факт, что православное Рождество - нерабочий день, так ведь никому работать в этот день законом не запрещено. Кроме того, обратите внимание и на международную практику. США - не менее поликонфессиональная и многонациональная страна, чем Россия. И Рождество там является государственным праздником. Та же картина в Европе. Например, в Великобритании свыше девяти миллионов мусульман, во Франции их шесть миллионов, а в Германии многомиллионная община иудеев, тем не менее никого государственный статус праздников Рождества, а также последних дней Страстной седмицы и Пасхи не возмущает и тем более не оскорбляет.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Свернуть 1  Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках,  2  в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.  3  Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, 4  будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. 5  Ибо кому когда из Ангелов сказал  Бог: " Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя " ?  И еще: " Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном " ?  6  Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: " и да поклонятся Ему все Ангелы Божии " .  7  Об Ангелах сказано: " Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь " .  8  А о Сыне: " престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты.  9  Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих " . 10  И: " в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих.  11  Они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, 12  и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся " . Свернуть Комментирует священник Дмитрий Барицкий Традиции праздника Самой известной традицией Рождественского сочельника является строгий пост. Верующие отказываются от приема пищи как минимум до окончания продолжительного богослужения утром 6 января. Еда в этот день очень простая, к столу подают специальное постное блюдо — сочиво . Если соблюдать строгий пост сочельника по всем правилам, то принимать пищу 6 января можно только раз — после вечерни, когда на середину храма выносят зажженную свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Обычай не есть «до первой звезды» может быть связан именно с этой звездой-свечой. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас вечерня сочельника служится, как правило, утром 6 января вместе с литургией. В некоторых храмах существует традиция общей исповеди накануне больших праздников. В расписании богослужений указано, что последняя исповедь накануне Рождества Христова совершается вечером 5 января. Это делается с тем, чтобы все могли причаститься в сочельник и на Рождество. Конечно, если обстоятельства позволяют прийти на исповедь заранее. День памяти святых Преподобномученица Евгения и с нею мученики Прот, Иакинф и мученица Клавдия (около 262)

http://foma.ru/rozhdestvenskij-sochelnik...

Важнейшую часть и как бы средоточие всего Христианского Богослужения в западной Церкви, также как и в восточной, составляет Божественная Литургия или священнодействие святейшего таинства Евхаристии и приношение её в Бескровную Жертву Богу. Право совершать её в той 7 и другой 8 Церкви принадлежит епископам и пресвитерам. Священник, совершающий Литургию, по правилам как римской 9 так и нашей 10 Православной Церкви, должен быть незапрещенный, чуждый телесной нечистоты, воздержавшийся от пищи и пития с полуночи, и имеющий тщательное внимание совершить таинство во всей точности по чиноположению Церкви. Сверх устранения нравственных препятствий, приготовление к достойному совершению литургии, по чиноположению нашей Церкви, состоит еще в отправлении или выслушании пред Литургией суточных церковных служб 11 и положенного правила вечернего и утреннего, а после Литургии иерей должен прочитать или выслушать молитвы благодарные по св. Причащении. 12 Есть и в римском служебнике молитвы приготовительные пред Литургией (praeparatio ad missam) и молитвы благодарные по Литургии (Gratiarum actio post missam), но чтение их предоставляется благовременности священника (pro opportunitate sacerdotis facienda). По чиноположению нашей Церкви 13 в один день, священник ни в каком случае не может совершить более одной Литургии. В латинской Церкви 14 также священнику позволяется отправлять одну только Литургию в день, исключая а) праздник Рождества Христова, в который каждый священник может совершить три Литургии и б) случаи нужды, как-то: недостаток в священниках, отдаленность или невместительность храма и т. п., 15 в которых, с дозволения епархиального архиерея, священник может совершать две Литургии (bis cantare) в день, как и делается в некоторых епархиях во Франции. 16 Совершение двух или трех Литургий, в один день одним и тем же священником противно тому обстоятельству, что Господь наш Иисус Христос в один день принес на кресте одну только Жертву, которой Евхаристия есть изображение и повторение.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Никон всегда вызывался на эти дни в Москву, темь более, что церковное служение его при стройном пении его прекрасного хора по новым киевским и греческим напевам весьма нравилось государю и в глазах его усиливало торжество праздника. Церковные празднества начинались в Москве еще с 21 числа декабря, когда совершалась память Петра митрополита. Поэтому царь и отправил к Никону особого гонца с наказом, чтоб митрополит ехал наспех к 21 числу. И Никон исполнил волю государя. Прибыв в Москву ночью далеко еще до рассвета, он сряду же готовится к богослужению и в тот же день участвует в соборном служении литургии в Успенском соборе вместе с патриархом Иосифом в присутствии государя. После литургии происходил обычный стол у патриарха для высшего духовенства и бояр 3 . Митрополит Никон в тот же день представлялся государю и царскому семейству; царь, царица и царевны каждый особо присылали ему в этот день своих бояр со столом, романеею и сластями. Следующий за тем день митрополит Никон, можно думать, провёл у государя в дружественной с ним беседе, потому что в записях митрополита ни о каких домашних столовых расходах его не говорится. 28 числа декабря, на память другого святителя московского Филиппа митрополита, государь пожаловал митрополиту Никону из своей казны 600 рублей, деньги подносил от царского имени Богдан Матвеевич Хитрово 4 , от царя же приходили к Никону особо сытники с почетными столами, и их одаривал митрополит дорогим образом и деньгами. 24 декабря, в сочельник, царь прислал своему любимцу новый подарок, двух светло-серых коней – санников; для упряжки их Никон тогда же купил и отделывал городовые сани. Наступили святки. В первый день была торжественная служба патриарха с властями у праздника Рождества Христова, что под колоколами; на всех служениях–вечерни, всенощном и литургии присутствовал государь. Перед началом обедни в праздник патриарх со всеми властями и певчими ходил на верх к государю и царице со крестом и св. водою славить Христа. После обедни был у государя обычный большой стол для духовенства 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010