Воскресное бдение никогда не служится само по себе, только как воскресная служба. Это ведь не только день седмицы, это еще и день года, день какого-то месяца. И на воскресный день попадает праздник; это может быть и Господский двунадесятый праздник, и Богородичный праздник, или память святого, поэтому рассматривать просто одно воскресное богослужение невозможно, обязательно его нужно с чем-то соединить. Не соединятся воскресная служба только со службами двунадесятых Господских праздников (за исключением Сретения), так как по Уставу в Господский праздник вся воскресная служба отменяется. И это свидетельствует об исключительной важности воскресной службы, которая служится всегда неопустительно, кроме лишь одного-единственного случая, когда на воскресный день попадет Господский двунадесятый праздник. Именно двунадесятый, например, Вход Господень в Иерусалим: он всегда в воскресный день, и воскресной службы нет. Рождество, Крещение, Преображение, Крестовоздвижение – если попадут на воскресный день, то воскресная служба отменяется. А вот Нерукотворный Образ или Положение ризы Спасителя не отменяют воскресной службы; ведь это не двунадесятые праздники. Вот на какой высокой ступени стоит обычный воскресный день в системе Типикона. Выше его только Господский двунадесятый праздник. Все остальное или сравнимо с ним по важности, или сильно уступает. Воскресный день – это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать раз в неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе 6-го гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех...» Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше...» – яркий пасхальный текст – стоит в центре воскресной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потом литургию нормативно стали служить четыре дня в неделю: в воскресный день, в дни воспоминания Христовых страданий − среду и пятницу, и в субботу − день покоя. Так что на каком-то этапе норма причащения составляла четыре дня в неделю. Но именно тогда в рамках церковного разумения и стало понятно, что причащаться четыре раза в неделю для верующих слишком много, и они старались соблюдать норму еженедельного причащения по воскресным дням. Еще в древние времена было установлено апостольское правило, что человек, который три воскресенья подряд не причащался, сам себя как бы отлучал от Церкви. Эту древнюю каноническую норму никто никогда не отменял, хотя в церковной практике на нее мало кто ориентируется, потому чаще всего она и не применяется. Но вот именно тут мы как раз и наблюдаем ту внутреннюю связь причащения с исповедью, о которой часто забывают. Ведь в конечном результате Таинства исповеди не только преподается человеку прощение, разрешение от грехов, их отпущение, но и совершается примирение с Церковью от нее отпавших. По окончании исповеди священник молится о человеке: «Примири и соедини его Святой Твоей Церкви». Сегодня все чаще ставят вопрос: где найти норму частоты причащения? На мой взгляд, единой «нормы» не может быть − она вырабатывается как следствие взросления человека в Церкви по мере душевной работы над собой, по мере «врастания» человека в церковную жизнь. Общее правило духовной жизни − соизмерение меры с реальными силами и возможностями. Человеку, который только воцерковляется, разумно предложить причащаться хотя бы по разу во время постов − Рождественского, Великого, Петрова, Успенского. Затем в день своего тезоименитства − «День ангела», затем, по возможности, и в двунадесятые праздники. Для тех, кто уже сознательно встал на путь церковной жизни, осознал себя человеком церковным, регулярно бывает на богослужениях, нормой может стать причащение раз в две, раз в три недели. Для людей, которые еще более возросли в своей внутренней причастности церковной жизни, нормой может стать посильное причащение по воскресным дням, а для людей уже в полной мере взрослых, сознательных и ответственных − причащение за каждой литургией, по норме апостольского правила 8-го, применимого к членам клира.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Вспомним, что Пушкин пишет о семействе Лариных: «два раза в год они говели» («Евгений Онегин». гл. II. Стр. XXXV), подчеркивая патриархальный уклад и традиционную религиозность своих героев. Через 60 лет один-два раза в год будет причащаться отец другого писателя — Павел Егорович Чехов. За семь лет жизни в Мелихове он причащался девять раз: три года по одному разу, три года — по два, а один год, видимо, не причащался вовсе. Причастие его происходило перед Рождеством, обычно в Рождественский сочельник, Великим постом — на первой седмице, в Лазареву субботу, но чаще всего — в Великий четверг. Параллельно в конце XIX века этнографы фиксировали в крестьянской среде особую категорию православных, называемых недароимцами. Чтобы формально соблюсти букву закона, они ежегодно исповедались, но к причастию не приступали, объясняя это необходимостью особой, почти ритуальной чистоты как до, так и после принятия Святых Таин. А поскольку, мол, в своей нелегкой деревенской жизни все эти требования они выполнить не в состоянии, уж лучше вовсе не приступать к Чаше. Суммируя сказанное, можно констатировать: наряду с государственным закрепощением практики причащения шла ее внутренняя дифференциация. Освобождение таинства — Что же происходит после октября 1917 года? — Прежде всего практика причащения освобождается от государственно-контрольных функций, таинство снова начинает восприниматься само по себе, а не как удостоверение благонадежности перед государевым оком. Определенная часть населения облегченно вздохнула и с радостью позабыла о необходимости ежегодно идти на исповедь и к причастию. Зато в сознании подлинно верующих освобождение таинства делало возможным (хотя еще не необходимым) пересмотр его регулярности. По-настоящему необходимым более частое причащение сделала угроза гонений и смерти (от голода или от репрессий), перед лицом которой оказались верующие. Как свидетельствовал в своих лекциях по пастырскому богословию эмигрировавший в Болгарию протопресвитер Георгий Шавельский (†1951), во время гражданской войны и красного террора в конце 1917 и в первой половине 1918 года в двух столицах устраивались «целонощные богослужения, за которыми каждый из присутствующих стремился принести исповедания грехов и приобщиться Тела и Крови Христовой, чтобы очищенным и укрепленным встретить грядущий день, в который его могут ждать мучения и смерть».

http://patriarchia.ru/db/text/2271593.ht...

Они, открыто нарушая предписания Моисеева закона, хвастались своим благополучием и издевались над теми, которые еще не утратили веры в возможность и обязательность религиозно-национальной самобытности на почве строгого исполнения закона. Последние образовали другую партию, противоположную первой; они с настойчивостью отчаяния держались закона и Моисея и упорно твердили себе, что придет «день Господень», что Иегова вспомнит и наградит «боящихся имени Его»; и кажется, чем хуже им жилось, тем крепче становилась их вера. Третью партию образовало, по-видимому, большинство народа, которое было слишком трусливо (или, может быть, слишком бедно), чтобы открыто присоединиться к партии «зедим (гордых)», и в то же время слишком эгоистично и материалистически настроено, чтобы терпеливо ждать лучшего будущего в надежде на помощь Иеговы; им казалось, что Иегова не исполнил Своих обещаний и, освободив их от плена Вавилонского, бросил на произвол их собственной горькой судьбины, едва ли лучшей, нежели плен; где же обетования прежних пророков и даже позднейших (Аггея и Захарии), – что после построения нового храма Иегове в Иерусалиме Он благословит у них «виноградную лозу, смоковницу, гранатовое дерево и маслину ( Агг.2:19 )», «будет владеть Иудеей, как Своим уделом и снова благо­волить к Иерусалиму», а они, наслаждаясь благополучием, будут только ходить друг к другу в гости, «звать друг друга под виноград и под смоковницу» ( Зах.2:16, 3:10 )? – горькая действительность являлась как бы насмешкой над этими радужными мечтами; и Иегова совсем не живет среди своего народа, – святое святых Его храма пусто (в нем уже не было ковчега завета), Он не судит грешникам и законопреступникам; напротив, презрителям Его имени («гордым») живется несравненно лучше; – стоить ли, в таком случае, и служить то Богу (3:13 сл.)? Последний кощунственный вопрос находил для себя еще и особенный повод в поведении священников и левитов – служителей алтаря. К какой партии народной примыкали эти священники, сказать трудно, только во всяком случае, – не к партии «боящихся имени Иеговы»: об этом свидетельствовало их крайне нерадивое отношение к совершению богослужения и откровенное «презрение» к трапезе Господней (1:7 сл.); но они не примыкали и к парии «зедим», потому что хотя и нерадиво, а все-таки совершали богослужение; и нельзя сказать, чтобы в этом случае ими руководил один расчет, потому что, строго говоря, от служения при тогдашнем Иерусалимском храме и выгоды то никакой быть не могло: мы имеем достоверное известие, что в то время десятины, назначенные на содержание храма, священников и левитов, или совсем не взносились, или взносились крайне неисправно и в урезанном виде, а жертвенные животные, части которых поступали в пищу священникам, приводились в храм самые плохие – слепые, хромые, больные 5 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Очень популярными оказались разнообразные «морские мастерские»: от борьбы и настольного тенниса до арт-студии и поэтического кружка. Так что, дети не скучали. Каждый вечер вожатые вместе с детьми обсуждали прошедший день, делились впечатлениями, говорили «по душам» на волнующие темы. Большое впечатление на детей (по их отзывам) произвела общественно-полезная работа в соседнем храме. Это было пусть маленькое, но «настоящее» дело! В лагере совершалось богослужение, во время которого все желающие смогли исповедоваться и причаститься Христовых Тайн. Некоторые дети впервые участвовали в Таинствах. Погоня за Жемчужиной не прекращалась до самого последнего дня, когда наша флотилия «высадилась» на заветный остров. Здесь детей ждала сюжетно-ролевая игра. Кратко суть этой игры можно сформулировать так: дети в течение игры встречаются с разными персонажами, каждый из которых пытается вовлечь детей в процесс решения своей конкретной задачи (что-то вроде проблемного театра). Обычно для игры выбираются проблемы нравственного характера, которые наиболее актуальны для детей соответствующего возраста. Если образы подобраны удачно, дети могут всерьез задуматься и глубоко обсудить со своим вожатым те нравственные вопросы, о которых с ними раньше невозможно было бы поговорить ни при каких обстоятельствах. В этот же вечер была реализована «великая провокация». Когда победивший в тяжелой борьбе отряд смог, наконец, завладеть ларцом, где должна была храниться Жемчужина, оказалось, что никакой Жемчужины там и нет, только цветные стекляшки. И в этот напряженный момент самым большим бальзамом на сердце вожатых были слова детей, сформулированные после минутного замешательства, что «Жемчужина – это все пережитое нами за эти восемь дней, все общее, что нас объединяет». А дальше были традиционные песни под гитару (включая флагманскую «За тех, кто в море»), созерцание фейерверка с балкона, возжигание бенгальских огней, и, конечно, много искренних и теплых слов. Какие замыслы  организаторов и вожатых воплотятся в программе Детского Рождественского лагеря?  Пока это тайна - сюрприз, который ожидает детей на зимних каникулах.

http://pravoslavie.ru/263.html

Пусть сегодня вам не понравилось звучание хора в храме, или вы мало что поняли в богослужении – не смущайтесь и не отчаивайтесь. Завтра, послезавтра, через неделю, месяц… вы обязательно оцените, что значит слушать песнопения в храме за богослужением, если при этом еще и начнете вникать в смысл богослужения. Как-никак, концерты духовной музыки имеют, прежде всего, цель миссионерскую – они зовут слушателя услышать церковные песнопения в литургическом контексте, чтобы по-настоящему оценить смысл каждого из них. Во-вторых, этот случай я смело могу поставить в один ряд с другими важными событиями моей жизни, которые меня вновь и вновь убеждают: выход для христианина есть из любого положения, и этот выход не «что», а Кто – Христос – Свет истинный. P.S. Оказывается, как только свет в зале погас, администрация дома Хопнера, как мы и надеялись, тут же бросилась решать проблему, но не тут-то было. Автомат выбило аж на главном щитке в подвале этого четырехэтажного дома, и пока прибывшая по вызову служба техпомощи нашла причину поломки, концерт подошел к концу. И все-таки на последних аккордах заключающего программу песнопения свет был дан, и зрители покидали зал при полном его освещении. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 2:24 мин. Размер 2.4 Mb ) Желающим принять участие в благоукрашении Свято-Никольского храма в Таллине, настоятелем которого является протоиерей Олег Врона, сообщаем реквизиты: Получатель: Олег Врона. Номер счета: 40820810738049521254 Банк получателя: ПАО СБЕРБАНК БИК: 044525225 Корреспондентский счет: 30101810400000000225 КПП: 773643001 ИНН: 7707083893 ОКПО: 57972160 ОГРН: 1027700132195 Юридический адрес банка: 117997 Москва, ул. Вавилова, 19 Почтовый адрес банка: 109544 Москва, ул. Б. Андроньевская, 6 Почтовый адрес доп. офиса: 127994 г. Москва, ул. Новослободская, 16 Номер карты: 5336 6902 3109 4675 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Елена 26 декабря 2018, 16:53 Красивое пение р.Б. Сергий 26 декабря 2018, 09:41 Замечательная современная рождественская история с глубоким духовным подтекстом. Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru . Ваше имя: Ваш email: Введите число, напечатанное на картинке Осталось символов: 700 Отправить Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/118182.html

С уважением, свящ. Дионисий Свечников. Здравствуйте! Одна моя знакомая очень верующая женщина рассказала мне, что на проповеди слышала, что, если во время еды смотреть телевизор, то можно проглотить беса. Я и сам читал в одной из православных книг, что бесы действительно могут проникнуть в человека через рот. Еще она рассказала мне, что когда ее дети ходили в Воскресную школу, то батюшка им рассказывал реально произошедшие истории, про то как из телевизора на людей, не придавших этому факту значения нападали бесы. Теперь я немного побаиваюсь включать  телевизор. Скажите, насколько реально подвергнуться нападению бесов через телевизор (ведь я каждый день вместе с утренними молитвами читаю и молитвы, сохраняющие от диавола, да и квартира у нас освященная и иконы в комнате и на кухне)? И стоит ли мне так бояться телевизора как такового? Евгений. Здравствуйте, Евгений! Не стоит бояться телевизора, стоит бояться греха, который пропагандируется посредством СМИ. По телевидению показывают не только передачи, воспевающие разврат и насилие, но и вполне церковные передачи. Примером может служить трансляция рождественских и пасхальных богослужений, телепередача «Слово пастыря» и многие другие. Помимо этого можно смотреть и познавательные телепередачи, добрые, не несущие никакого греховного наполнителя кинофильмы. В конце концов, к телевизору можно подключить видеомагнитофон или DVD -проигрыватель и смотреть массу интересных документальных и художественных кинолент о церковной жизни. Благо, что такие кассеты и диски в достаточном количестве можно приобрести в церковных лавках. А проповедь про проглоченного во время еды беса я считаю полнейшей чушью, основанной на неграмотности священника. Бес входит в человека только по его грехам. Если человек станет смаковать разврат и насилие, показываемые по телевизору, а потом станет подражать всему увиденному, то вероятность подвергнуться бесовскому нападению действительно велика. Запугивание детей страшилками о выпрыгивающих из телевизора бесах никак нельзя назвать грамотным педагогическим подходом. Лучше бы батюшка объяснял, в чем разница между грехом и благодетелью, чем прививать детям отвращение к телевизору, который по своей сути является всего лишь электронным аппаратом, а не «жилищем» лукавого.

http://pravmir.ru/xristianin-prizvan-byt...

Игумен Даниил Паломник — первый, кто описал пещеру Рождества на русском языке. Это произошло в начале XII века. Накануне Рождества Христова предпраздничный день — Сочельник. Сочельник — это «дверь», открывающая врата в Рождество. До дня Рождества, великого праздника, люди соблюдают Рождественский пост. Посты в жизни христианина занимают одну третью часть года. В эти особые дни христиане пытаются соприкоснуться с безвременьем, Вечностью. Верующие подражают Христу, ведь Христос постился. Пытаться уподобиться Христу надо не только в пище, но и в духовной жизни. Мы сопереживаем даже не самому празднику Рождества, а явлению в мир Христа, тому, что Бог стал человеком. Пост — это время очищения в духовной жизни и одно из основных духовных делании человека. Святые угодники Божии постились, о чем есть многочисленные упоминания в Писании. Многие Святые Подвижники проводили в сугубом посте всю свою жизнь. Иисус говорил о необходимости поста Апостолам. На вопрос Апостолов — почему им удалось изгнать бесов из бесноватого, Иисус ответил, что сей род изгоняется только постом и молитвой. Молитва — для души, а пост для тела — важные дела христианина. Рождественский пост подготовительный. Мы готовимся к Рождеству Господа, дню великого праздника, такой праздник следует встречать с духовной чистотой. Чтобы день Рождества не стал обыденным днем, соблюдается пост, человек кается в грехах, чтобы душа восприняла этот праздник. Символы Рождества Христова Накануне рождества, в Сочельник, готовятся праздничные блюда — сочиво и кутья. Слово «сочельник» как раз связано с приготовлением сочива. Это блюда из пропаренных злаков с медом. Едят в Сочельник только один раз, после праздничного богослужения. Основным символом самого Рождества, конечно, остается Рождественская ель. Она занимает особое место в православной традиции, о ней мы расскажем подробно. Символами Рождества и сейчас остаются Священные дары — золото, ладан и смирна. Еще один важный символ Рождества — Вифлеемская звезда. Люди всегда всматривались в звезды и восхищались видом ночного неба.

http://pravmir.ru/rozhdestvo/

Получается, христиан заставили праздновать Рождество внешние обстоятельства, и не будь гностиков, Сатурна и Митры, не было бы и праздника Рождества? Нет. Дело в том, что церковные праздники, в отличие от, скажем, революционных, — это не просто воспоминание о событии, а непосредственное его переживание. В этом смысле можно говорить о праздновании Рождества и первыми христианами, хотя они не интересовались датой рождения Христа и не знали пышного богослужения. Но именно для того, чтобы защитить свое переживание праздника рождения Богочеловека от людей, которые не признавали реальность Боговоплощения, Церкви пришлось вспомнить дату Рождества. А в полемике постепенно развилось и богослужение этого дня, утверждавшее догмат о том, что Бог стал реальным, а не «призрачным» человеком. И главной причиной совмещения Рождества Христова и рождения солнечных языческих богов было не стремление к какому-то внешнему политическому преодолению язычества, а твердая вера христиан в то, что все чаяния язычников, выраженные в культах Сатурна, Митры и любых других, получают свое разрешение только во Христе. А как появилась дата Рождества – 7 января? Многие из нас слышали про " старый " и " новый " стиль и несовпадение календарей. И уж точно все задавались вопросом: почему " у нас " Рождество Христово празднуют 7 января, а не 25 декабря? Дело в том, что Русская Православная Церковь не приняла переход на григорианский календарь (так называемый новый стиль), установленный в России в 1918 году. А так как григорианский и юлианский календари расходятся на 13 дней, то и день празднования Рождества отличается теперь на это же количество суток: 7 января — это и есть 25 декабря по старому стилю. Подробнее о разнице календарей смотрите здесь: также: Разные календари, «старый» и «новый» стиль: в чем разница? Зачем Бог стал человеком? Что касается отношения к языческим культам, то христианство пошло здесь проторенным путем. В истории религий существует такой феномен: когда какая-то религиозная традиция хочет укорениться, то как опору она использует более древние религиозные традиции и праздники. Более того, оказывается, что язык веры (культовый, символический) вообще очень схож в различных религиях. Вся разница в содержании. Богослужение Рождества, используя старые культовые формы, утверждает принципиальную новизну произошедшего события. Христиане верят, что в этот день родился не очередной божок, ответственный за движение солнца, а Сам Творец солнца. Во времени родился Творец времени, человеком стал Создатель человека. И что было уж совсем немыслимо для языческой мифологии — для того, чтобы Ему родиться, нужно согласие и участие человека.

http://foma.ru/istoriya-odnogo-dnya-rozh...

Ибо пространство храма сего почти тесно для столь многочисленного собрания. Ожидайте награды от родшегося днесь Спасителя. Он силён наградить вас по достоинству за вашу пламенную ревность». Блаженный Августин называет праздник Рождества Христова годовым и говорит: Христос предпослал Иоанна, да родится он тогда, когда дни начинают возрастать, преобразуя сим то, что говорит тот же Иоанн: Оному подобает расти, мне же малитися ( Ин.3:30 ). В благоговейном послушании да празднуем день рождения Христа в образе раба. Ещё не можем созерцать, что Он рождён от Отца прежде денницы: да повторяем то, что Он в часы ночные рождён от Девы. Неспособны мы ещё быть на вечери Отца нашего: да познаем ясли Господа нашего Иисуса Христа». Прав. Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает: «рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума (Пл.84:12), в нём же служащий звёздам (волхвы) звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе». Подобно важному гражданскому событию, о котором обыкновенно слух далеко разносится между людьми, событие великого праздника Рождества Христова распространяется на многие дни. В пределах предпразднства и попразднства праздник Рождества Христова продолжается 12 дней. Впрочем, на всё Богослужение прав. Церкви, совершаемое ею с сентября, – начала древнего церковного года до дня праздника, можно взирать как на время ветхого Завета, в котором многие верой видели и ожидали грядущего Мессию ( Ebp. XI ). В это пространство времени с сентября до праздника при Богослужении своём Церковь преимущественно воспоминает ветхозаветных пророков, праотцов и отцов, и события, предварившие рождение Иисуса Христа. Сии события и преставления многих ветхозаветных праведников Промысл так расположил, что воспоминания их в прав. Церкви, предваряя праздник Рождества Христова, приготовляют нас к торжеству этого праздника. К достойному празднованию в день рождества Христова Церковь и закон гражданский призывают всех нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010