Помимо этого, русский храм в Йоханнесбурге не только духовный центр. Это островок русской культуры на южноафриканской земле. В Южной Африке нет русского культурного центра или другого места, где люди могли бы встретиться. Приезжая в ЮАР в короткую деловую поездку или на постоянное место жительства, люди порой приходят именно в русский храм не только за духовной, но и за житейской, информационной поддержкой, в поиске работы. Только что приехали люди или живут здесь давно — всем нужно человеческое теплое общение на родном языке, помощь словом и делом. В храме Преподобного Сергия Радонежского собираются люди не только для молитвы и участия в церковных Таинствах, но и для того, чтобы вдали от отечества разделить радость общения на родном языке, приобщить детей к русскому языку и культуре. Здесь существует библиотека, пожалуй, с самым большим на юге Африки собранием русскоязычный литературы, работает воскресная школа, проводятся праздничные концерты и культурные мероприятия. Отдельное направление деятельности воскресной школы — создание мультфильмов на основе детских рисунков. Уже вышли мультипликационные истории: «Житие преподобного Сергия глазами детей» и две серии «Евангельских притч». Текст озвучивали учащиеся воскресной школы. Участие в создании мультфильмов помогает им лучше узнать основы православной веры, научиться более уверенно говорить на русском, которым многие из них, родившиеся в смешанных семьях, уже не владеют столь свободно. Широкая география Сегодня храм Преподобного Сергия Радонежского — единственный русский православный храм в субэкваториальной Африке. Поэтому все русскоязычные общины стран южнее Сахары естественным образом начали тяготеть к этому центру веры и духовной культуры. Еще архимандрит Филарет (Булеков), настоятель нашего храма в 2000–2004 годах, начал развивать региональную деятельность прихода, совершая поездки с целью пастырского окормления православных. Следующий настоятель, протоиерей Иоанн Лапидус, в 2004–2009 годах продолжил и развил это благое начинание. Со временем активные православные общины сложились в южноафриканских городах Кейптаун, Дурбан и в Виндхуке, столице Намибии. В Кейптауне создан местный хор, православные намибийцы находятся на пути к его созданию. За последние годы также проходили богослужения в Мозамбике и Зимбабве.

http://e-vestnik.ru/analytics/pravoslavi...

Разделы портала «Азбука веры» Торик Александр‚ протоиерей Александр Борисович Торик (р. 1958) родился в Москве, в 1965 г. переехал с родителями в Уфу, где закончил «восьмилетку» и Педагогическое училище по специальности «учитель рисования и черчения в средней школе». В 1977 г. вернулся в Москву, где проучился два с половиной года в Школе-студии МХАТ на постановочном факультете. Тогда же уверовал в Бога и начал посещать московский храм «Николы в Кузнецах». Ездил за духовным окормлением в Троице-Сергиеву Лавру, нёс послушание алтарника, регента. В 1989 г. был рукоположен в сан диакона, в 1991 г. посвящён в сан иерея. Руководил воскресными школами в Ногинске, гарнизоне «Стромынь», с. Заречье Владимирской обл. Женат, имеет троих детей. В 1996 году написал и выпустил первым изданием брошюру «Воцерковление». В 2002 г. выведен за штат по состоянию здоровья. Весной 2004 г. вышло в свет первое издание «Флавиана». В настоящее время отец Александр проживает в с. Новосергиево, занимается литературным трудом. Воцерковление для начинающих Предисловие Начало Благодать Таинства Таинство Крещения Таинство Миропомазания. Таинство Причащения Таинство Покаяния Таинство Брака Таинство Елеоосвящения Таинство Священства Богослужения Церковная жизнь христианина Духовный наставник. Поведение в храме Иконы Поминовение усопших Жизнь христианина в миру Молитва в миру Пост Приготовление к Святому Причащению Заключение В настоящее время перед большим количеством людей, умом понявших или сердцем почувствовавших, что Бог есть,... Димон: сказка для детей от 14 до 104 лет Перед глазами Димона, в бескрайнем пространстве темноты сверкало разноцветными огнями, гигантское вдаль и в ширину, хотя, в высоту и не выше обычной пятиэтажки, сооружение. Вдоль всего видимого фасада виднелись подсвеченные прожекторами разноцветные рекламные щиты... Селафиила На маленькой площадке перед входом в храм Преображения Господня, защищенной от сильных ветров с северной и с западной сторон невысокой стеной, около самой двери храма, в рассеивающемся предрассветном сумраке виднелись две женские фигуры.

http://azbyka.ru/fiction/1/protoierej-al...

В первой статье я привела некоторые замечания о теории и истории пребывания детей на церковных богослужениях. А теперь – несколько слов о практике. Служба глазами ребенка Из самых первых воспоминаний детства – церковные службы. Удивительное, совсем живое Распятие в храме Знамения на Рижской. Можно сесть на колени у ног Спасителя, и это почему-то не страшно, а спокойно. Как будто Христос надо мной, защищает меня. Именно меня. Когда мне было лет шесть, младшему брату, соответственно, четыре, мы с папой и с моим младшим братом иногда ездили в храм к самому началу литургии. Темным зимним утром, почти ночью, мы выходили из дома и даже подходили к храму – все еще темно было. Что мы с братом делали всю службу – даже не знаю. Но помню дорогу, теплый и ярко освещенный храм, темный левый клирос. И, конечно, помню яркие фрагменты – праздники. Помню, как добрый владыка Питирим (Нечаев) в храме Воскресения Словущего раздавал на Пасху детям крашеные яички. Помню, как я сидела на больших холодных плитах главного собора Донского монастыря во время ночной Рождественской службы. На мне новое белое платье с кружевным воротником-стойкой, которое мама сшила по выкройке из журнала «Бурда». Помню, как огромный хор поет – густо, с переливами, под самый купол, так, что сердце замирает, – мне кажется, я помню каждое слово. Сейчас пишу – и слышу оттуда, из своего семи-восьмилетия: «От юности моея мнози борют мя страсти…». Меня совсем не беспокоило то, что юность у меня еще впереди. Даже не думала о таких вещах: понятно или непонятно. Было – красиво, ярко. Некоторые слова, словосочетания, образы «цепляли», крутились в голове, и совершенно точно – начинали жить внутри меня какой-то своей жизнью. А в той самой юности однажды увиделись уже как слова, имеющие смысл. А пока ты маленькая девочка, иногда служба – это стоишь, зажатая теплыми и душными людьми, видишь вокруг только спины, и наверху – фрески, паникадила. И ждешь: ну, когда же Причастие… Или где-то в полутемном приделе бесконечно заплетаешь бахрому на аналое в косички (как же мне нравилось повсюду заплетать косички!): «Что же так долго, все поют и поют». Или в церковной лавке читаешь журнал, какие-нибудь рассказы…

http://pravoslavie.ru/135293.html

Отсюда и его учебники, построенные на принципах христианства. До революции долго спорили о том, религиозны или атеистичны учебники Ушинского. Точку в этом споре, и, возможно, независимо друг от друга, поставили русские священники, которые пришли к выводу, что Ушинский в своих учебниках через мир внешний учит ребенка любить мир Божий 10 . По мнению Ушинского, даже древние формы обрядов, богослужения, сохраненные в Православной Церкви, открывают возможность формирования внутреннего человека. В церковно-славянском языке, на котором совершается богослужение в Православной Церкви, Ушинский находил огромную ценность для воспитания главных основ нравственности человека. Формами влияния на нравственное воспитание детей Ушинский считал службы Великого Поста, Рождества, Крещения, Светлого Христова Воскресения, и эта убежденность Ушинского особенно ярко отразилась во второй книге его «Родного слова». Помещенные там короткие рассказы о кануне Рождества, о водосвятии на Крещение Господне, о Страстной седмице, о Светлом Христовом Воскресении, несомненно, производили сильное впечатление на детей. Весь его метод воспитания направлен на то, чтобы преодолеть бессознательное раздвоение между убеждениями и практической жизнью человека, между религиозными привычками и жизненными принципами, которые, по его мнению, являлись распространенным злом в жизни русского человека. Главным средством нравственного воспитания он считал именно религию, поскольку одного умственного развития недостаточно для выработки нравственного характера: «Мы убеждены, что очень умный человек может быть и очень большим плутом» 11 . Задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы указать человеку, кем он должен быть. Сообразно своему назначению просветить сознание его, чтобы перед глазами его лежала ясно дорога добра, и приучить его поступать так, как он должен поступать. Т.е. нарисовать перед умственным взором юноши или девушки идеал совершенства, показать всю красоту его и зажечь в молодом сердце горячую любовь к этому идеалу, каковым, по мнению Ушинского, является не что иное, как христианство: «Истинной целью жизни должна быть признана та, которая наиболее соответствует душе человека… но такого глубокого понимания души человека, ее коренных свойств, как в христианстве, мы не встречаем нигде».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

Богослужение греков паче всех стран; мы не можем забыть красоты его». Владимир решился быть членом Церкви Православной и, подобно мудрой Ольге, принять таинства св. веры непосредственно из рук царей и святителей греческих. Чтобы сильнее обязать их к совершению сего великого и св. дела, к усерднейшему преданию всех сокровищ Православия, без унижения пред греческим престолом, он покорил греческую Корсунь, или Херсон 1244 , и требовал от царей греческих Василия и Константина в супружество себе сестру их, царевну Анну, изъявляя при том желание быть христианином Церкви Православной, Восточной. Между тем Владимир разболелся глазами и не мог ничего видеть. Царевна, прибыв в Корсунь, советовала Владимиру для исцеления болезни немедленно креститься. Действительно, при крещении в церкви св. ап. Иакова, с прозрением духовным Владимир прозрел и телесно – в ту минуту, когда Корсунский епископ возложил на него руку. Прозревший прославил Бога и сказал: «Теперь уведех Бога истиннаго». При этом благодатном знамении многие из бояр русских крестились. С принятием веры Христовой наречен Василием – именем старшего греческого императора. За торжественным совершением таинства Св. Крещения в 988 году следовало венчание Владимира с греческой царевной, благословенное для России. Место своего крещения князь Владимир ознаменовал построением церкви во имя ангела своего – Василия. После крещения жизнь Владимира представляет непрерывный ряд его равноапостольных трудов. Он устроил в земле своей священную иерархию и установил христианское богослужение. Из Корсуни Владимир призвал в Киев греческого митрополита Михаила, родом сириянина, и 6 епископов, пресвитеров, клир и монахов; привез оттуда священные сосуды, св. иконы, кресты, богослужебные книги и всякую утварь церковную; испросил у Херсонского епископа главу св. Климента, епископа Римского, пострадавшего в Херсоне в I веке, и часть мощей ученика его Фива; впоследствии призвал иконописцев и певчих 1245 . По прибытии в Киев Владимир уничтожил идолов; отпустил всех своих жен, крестил детей своих в источнике над Днепром, с того времени названном Крещатиком, и народ, объявив: «Аще кто не обрящется в реце, противен мне да будет».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

А что болгар унижают, тому доказательство теперь перед глазами: поставили в Константинополе болгарскую церковь с епископом и не дали ей прав приходской церкви, и за совершение в ней какой-то требы даже не патриарх, а синкелл его запретил в сей церкви священнослужение» . Возрастало недовольство греками, возрастало стремление к церковной независимости, увеличивались и требования к Константинопольской Патриархии со стороны болгар. На Поместном Соборе 1858 года требования болгар в очередной раз были отвергнуты. В то же время набирало силу болгарское народное движение. Болгар, в особенности находившихся в центре, в Константинополе, охватило необыкновенное одушевление, в основе которого лежало, конечно, стремление к национальному возрождению. Церковный вопрос был на устах всех – не только мужчин, но и женщин, даже девиц и почти детей. Это действительно была, как говорит современник из болгар, сам переживший описываемое состояние, какая-то «мания», какое-то массовое сумасшествие . По сути дела свой Рубикон болгары перешли в 1860 году, когда в болгарской церкви Константинополя на пасхальном богослужении епископ Макариопольский Иларион по требованию собравшегося народа не помянул Константинопольского патриарха. Данная акция константинопольской общины была одобрена и приветствовалась большинством болгар. «33 города и местечка прислали Илариону благодарственные адресы, извещая, что присоединяются к принятой им мере и отказываются поминать патриарха на богослужении» . В аспекте рассматриваемой нами темы церковной автокефалии это довольно существенный момент, на который нужно обратить внимание. Единодушие болгарского народа, клира и епископата в своем стремлении к церковной независимости здесь налицо. Безусловно, что с канонической точки зрения такое единодушие может оказаться поводом требовать автокефалию, но не может быть рассмотрено как достаточное основание для провозглашения автокефалии без согласия и благословения Церкви-Матери. Возможно, что десятилетий болгарской схизмы не последовало бы вслед за этими событиями, если бы в тот момент Константинопольская Патриархия прислушалась к мнению Русской Церкви, которое выражал в значительной степени митрополит Московский Филарет (Дроздов):

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Поведение ребенка зачастую зависит от воспитания, от родителей, которым дети всегда подражают и которые должны быть примером для них, в том числе примером духовным. Ведь бывает, что мама малыша водит в храм, причащает, а сама не причащалась никогда или всего раз в год причащается. Мало только говорить с ребенком, объяснять ему заповеди — надо самому жить по ним, чтобы маленький человек понимал, что белое, а что черное. Если ребенок видит, что его родители причащаются, значит, в этом ничего плохого нет, и он будет стараться им подражать, делать, как они. — Но бывает, что в семье только или мама, или папа ходит в храм… — В этом случае нужно прийти к единому мнению. Если супруг, который не ходит в церковь, не против православного воспитания, нужно продолжать водить ребенка в храм. Если же придти к компромиссу не получается, то спорить, доводить до скандалов не надо. Лучше в присутствии этого члена семьи вообще избегать разговоров о Церкви. Нужно молиться — кроме Бога никто не поможет. И по возможности стараться все же бывать с ребенком в храме. Конечно, таким детям сложнее будет воцерковляться, но, по крайней мере, они будут видеть, что один из родителей все-таки горит этим. — Для подростков храм зачастую становится клубом по интересам, куда они приходят пообщаться, порой разговаривают даже во время богослужения. Как быть в этом случае? — Нужно толково объяснить ребенку, что такое богослужение. Никто не запрещает общаться в храме, но в первую очередь мы пришли сюда, чтобы помолиться. Поговорить можно после службы. Если ребенок уже взрослый, об этом с ним нужно вести беседы дома. — А можно ли помочь ребенку готовиться к исповеди? Бывает, мамы сами пишут за детей листочки с грехами… — Вот это самое неправильное, что может быть. К семи годам обычно все дети умеют читать и писать сами. Кроме того, сейчас очень много издается книг для подготовки к детской исповеди. Естественно, что в семь лет не может быть таких грехов, как у нас, взрослых. И притом свои грехи воспринимаются по-своему. Поэтому перечислять грехи за сына или дочь, говорить: «Ты вот это сделал тогда-то столько раз, столько-то раз обидел маму, папу, бабушку» ни в коем случае нельзя. Ребенок может сказать это на исповеди, но он не осознает, что это грех. Он не поймет, что тем, что он совершил, он оскорбил Бога или попытался Его обмануть и этим самым проявил свою нелюбовь к Нему. Ребенку можно просто назвать, какие грехи бывают, и посоветовать ему подумать о том, что из перечисленного «царапает» душу.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Валентин 18 октября 2011, 17:23 " Можно лишь осторожно заменить некоторые старые слова на современные, как например: «напрасно» - «внезапно Судия придет», «бабы» - «жены», «выну» - «всегда». Но и это можно выделить в отдельное приложение к богослужебным книгам, как словарь пояснительных слов или в самом богослужебном тексте в подстрочниках. " А почему нельзя просто заменить " выну " на " всегда " ? Для меня это полная загадка... Что ужасного произойдет? " Поэтому для понимания Православного Церковного Богослужения необходимо верующему человеку приобщиться и сердцем, и душой, и разумом к его содержанию, проявив усердие, настойчивость и труд к его изучению. " Вполне согласен. Однако требовать от тех же немощных стариков или детей, чтоб они совершали дополнительную работу по изучению языка, помимо усилий по пониманию смысла, по-моему, не есть правильно. Например, мой дед, ветеран войны, уже практически не в состоянии читать из-за проблем с глазами. Смахиват все это на очередные бремена неудобоносимые. Алексей 18 октября 2011, 16:12 Полностью солидарен с постановлением Епархиального Совета Псковской епархии. отдельная им благодарность за упоминание о 8 соборе Патриарха Пимена через о. Иоанна, а то надоели паникой и игрой в магию чисел, есть теперь на кого сослаться. Татьяна 18 октября 2011, 14:07 Ивану: Для приобщения к богослужебной практике не требуется русификация богослужения. Для понимания богослужебного языка требуется просто вхождение в Церковь. Заменить церковно-славянский язык русским - это потерять глубину содержания православного богослужения, свести высокую духовную поэзию к примитиву, потерять половину смысла. Если человек НЕ ХОЧЕТ, ему никакие мосты не помогут... А мосты, между тем? есть, и их предостаточно. Просто люди хотят, чтобы все было приспособлено под них и воспринимают Церковь как сферу услуг, а не как мистический Богочеловеческий организм, Тело Христово. Вот это и надо преодолевать, а язык тут абсолютно ни при чем. Александр 18 октября 2011, 10:45

http://pravoslavie.ru/49234.html

«Обратимся теперь к краеугольному камню русской народности, к православию......................... ..................................... ........... 108 Русский народ не запомнит себя не христианином. Он, подобно каждому из нас, едва народился, как уже и окрестился. Западные народы как бы приспособили вероисповедание к своему народному характеру, и можно сказать, что романские племена создали католицизм, а германские – протестантство. У нас же почти наоборот: православие вошло основным, образующим элементом в народность, которая сама слагалась приблизительно к православию. С православия русская народность началась, православием она жива; без православия самое существование ее не мыслимо; так, по крайней мере, верит сам народ, называя землю свою: Святая Русь, Святорусская земля, и сложив про нее знаменательную пословицу:- «Русь вся под Богом». ... " Некоторые, может быть, все еще усомнятся в необходимости нарочитых со стороны школы усилий к воцерковлению своих питомцев, так как это делается-де само собой. Мы утверждаем, что приверженность к православному культу сама собой, увы, не прививается к юношеству, по крайней мере, в наших культурных сословиях. Доказательства у всех на глазах: охлаждение родителей в церковности неудержимо переходить и на детей, и что еще? Не своими ли глазами читали мы в одном даже педагогическом издании такое между прочим наставление: хождение в церковь обязательно для ученика, как общественное приличие. Если посещение церкви не сделается для воспитанников наших потребностью духа, если они будут присутствовать при богослужении только для соблюдения приличия, то православие их, а с ним и народность, патриотизм их, будет как бы парадным костюмом, формой, под которой удобно скрывать какое угодно содержание, вернее же, отсутствие всякого содержания. Что же выйдет в таком случае из них, – из детей наших, если они не привнесут из семьи в школу, и из школы в жизнь общественную, не привнесут ни приверженности к православию, ни любви к своей народности? Какая участь ожидала бы их? Их ожидала бы участь лишних ветвей на дереве, едва народившихся и уже засыхающих, отпадающих, не распустив цвета благовонного, не принеся плода желанного. О таких заживо-мертвых чадах своих отечество может сказать, что сказал Господь об учениках своих: «яко же розга не может плода сотворити о себе, аще не будет на лозе, тако и вы, аще во Мне не пребудете... Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон, яко же розга, и изсышет». 109

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В другой раз поехали мы на целый день на местную мельницу. Возвращаемся поздно, впечатлений много, уже темнеет, еще нужно служить вечерню... И когда проезжали место, где находятся развалины настоящего средневекового рыцарского замка, отец Виктор вдруг говорит: «Ну, эти же дети не видели замок». Я с ужасом представляю, как мы будем почти в темноте выпускать детей на эти развалины, как они залезут наверх, как их потом собирать. А он говорит: «Ну как же мы это не посмотрим?» Мы останавливаемся, все дети, конечно, сразу залезли на стены. Взрослые напряглись, думая, как их потом снимать. А отец Виктор дал им возможность посмотреть руины, а потом просто повернулся и пошел по склону холма, на котором этот замок расположен. Дети как в замедленном фильме плавно стекали с этих стен, как ручейки, вслед за ним. Как-то после богослужения в день памяти Серафима Саровского отец Виктор говорил с детьми о святых. «А какой он, святой человек?» – спрашивает батюшка прежде самих детей. «Ну, он такой… – поясняет восьмилетняя Оля. – Он светится – ну, не в темноте. Он полный – не в смысле толстый… ну, в общем, он такой, как вы…» Наверное, легче всего понять, каким должен быть святой, если повезет его увидеть воочию. Историк Ирина Оскольская: Не-расставание Наверное, так не пишут о святых. Когда-то давно, в совсем темные для меня времена, он сказал: «Ты даже не представляешь, как все будет замечательно!» – и я ухватилась за эти слова как за спасательную соломинку. С тех пор я вижу его улыбку в каждом солнечном луче, его глаза – во всех цветах на свете. Слышу его голос в шелесте листвы и пении птиц. На каждую букашку и всю красоту Божьего мира я стараюсь глядеть его глазами. И нет во мне самой ничего хорошего, если вам что-то и показалось, то это – отсвет его святости. …первая встреча: на излете августа, вечерня. Храм маленький, деревянный, уютный. Сам батюшка в это первое мгновение мне увиделся очень высоким и величественным. Уже потом я разглядела, что он совсем тонкий и не очень высокий. Он молился, глаза были прикрыты. А потом, потом он взглянул на меня. Удивительное сияние словно лилось из его глаз, и я поняла, что он все про меня увидел, все знает, уже любит, и, что он – родной.

http://pravmir.ru/creative/otets-viktor-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010