Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Книга священника Алексея Уминского – сразу о многом: о воспитании, о детской вере и молитве, о любви в семье и о родительских ошибках. (Уминский Алексей, протоиерей. – М.: Никея, 2016 – 152 с.) Аннотация О чем эта книга? Отец Алексей, имея опыт директора и духовника православной гимназии, поднимает множество актуальных для верующих родителей вопросов: как ребенку исповедоваться и поститься, каково место детей в приходе, что такое детская духовная жизнь и что на самом деле приводит ребенка ко Христу? Для кого эта книга? Для всех взрослых людей, рядом с которыми растут люди маленькие. Мнение главного редактора издательства: «Нам суждено жить в простое и сложное время. Сегодня практически каждая российская семья может не только посещать богослужения, но и выбирать приход по сердцу, найти в нем единомышленников для себя и круг общения для своего ребенка. Однако в подавляющем большинстве все мы, приводящие сегодня детей и внуков в храм, сами в своем детстве даже не могли представить подобного опыта. Мы не можем увидеть церковную жизнь глазами детей. Нам не на что опереться внутри себя, и мы начинаем искать опоры в обобщенном преставлении об абстрактном православном чаде. Поэтому часто и оказываемся не на стороне своего ребенка». От автора: «Духовное развитие юного человека – это очень хрупкая сфера, существование которой практически невозможно, если самые близкие люди – родители – пребывают за ее пределами». Мнение «Азбуки Воспитания»: Главным преимуществом книги, пожалуй, является простота изложения, доступность и краткость. Несмотря на то, что книга достаточно компактная по размерам и содержанию, автор рассматривает самые главные вопросы, касающиеся жизни детей в церкви и дома. Отличительная особенность книги – ощущение живого общения. Многолетний опыт и мудрость автора не выглядят назиданием, идущим откуда-то сверху. Он не приводит многосложные цитаты из прошлого о духовно-нравственном  воспитании чад, а апеллирует историями из настоящего, близкими каждому из нас, приводит примеры из жизни прихожан. Тема приобщения детей к вере и к Богу – сложная, многогранная, серьезная. Однако автору удается избегать штампов и чрезмерной морализации в том числе благодаря чувству юмора.

http://azbyka.ru/deti/rebenok-v-seme-i-v...

Глава Архангельской митрополии совершил Литургию в Новодвинском интернате для детей с нарушениями в развитии 3 мая 2018 г. 10:31 2 мая 2018 года, в день преполовения Пятидесятницы, празднование памяти блаженной Матроны Московской, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Домовый храм учреждения в этот день отмечает престольный праздник — память святой блаженной Матроны. За богослужением молились подопечные интерната, директор заведения Наталья Несен, ее заместитель Анатолий Борисов, а также министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. «Мне приятно видеть в этом храме и ребят, и тех, кто за ними ухаживает, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Страдающий человек и помогающий ему получают от Бога одинаковую награду. Блаженная Матрона, которую мы сегодня молитвенно вспоминали, была слепорожденной, не могла ходить, но усиленно молилась Богу, Он дал ей такие дары, что здоровые люди приходили к ней, говорили о своих несчастьях, и она утешала и помогала. Прозрение, исцеление и многие другие дары имела святая Матрона». Глава Архангельской митрополии отметил, что претерпевая земные страдания, люди стяжают небесные венцы: «Пребывающие здесь дети близки Богу. Их страдания временны, и Господь уготовал им великую награду. Несчастны не они, а те, которые родились красивыми, здоровыми, умными, но не стали жить по заповедям Божиим. А страдающие в этой жизни дети получат безграничные блага, счастье и радость». «Блаженная матушка Матрона тоже страдала, она не видела, не имела своего дома, близких родственников, — продолжил проповедь митрополит Даниил. — Но она всегда улыбалась, всегда была радостной, потому что с ней был Господь. Она видела духовным зрением больше, чем люди видят телесными глазами». Глава митрополии призвал верующих благодарить Бога за все, что происходит в жизни. «От человека требуется только одно — жить так, как повелел Господь. Весь тварный мир живет по законам Божиим, и лишь человек может восстать против своего Творца. Потому что Бог дал человеку дар свободы, но Господь промышляет и о нашем спасении. Одному Он дает здравие, а другому не дает, зная, что с этим здоровьем, красотой и умом человек, прожив жизнь, окажется после исхода не в райских обителях, а в совершенно другом месте. Когда человек не ропщет, принимая все, что случается с ним в жизни, а благодарит Бога, это приносит не просто прощение грехов, но и небесные венцы — радость, любовь, милосердие, сострадание к людям. Будем же помнить о том, что каждому из нас предстоит дать ответ перед Господом за прожитую жизнь!» — завершил проповедь митрополит Даниил.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

О порядке, в каком должны быть изучаемы молитвы    Остается сделать замечание о порядке, в каком должны быть заучиваемы молитвы. Об этом тоже высказывают неодинаковые мнения: одни, например, говорят, что нужно изучать молитвы сначала утренние, затем дневные, затем вечерние, другие говорят, что нужно их изучать в порядке церковном, или еще другие высказывают мнение, что нужно изучать молитвы совместно со Священной Историей, благодаря чему они становятся понятнее для детей. Наиболее естественный порядок тот, чтобы изучать молитвы, начиная с кратких и наиболее доступных детям и переходя последовательно к более обширным и трудным. В таком порядке расположены молитвы и в программе церковноприходских школ. Затем должно принимать во внимание и важность той или другой молитвы и не откладывать, например, надолго изучение молитв «Царю Небесный» или «Отче наш». О преподавании Священной Истории О главнейшем средстве преподавания Священной Истории — рассказе и о качествах, требуемых от рассказа    Теперь сделаем несколько замечаний о преподавании прочих предметов, входящих в состав Закона Божия в школе. Вместе с изучением молитв можно приступить и к изучению Священной Истории. Начинать ее изучение следует с первого же года поступления в школу, потому что она легче всех других предметов и потому что чрез изучение ее полагается основание для понимания молитв, катехизиса и богослужения.    Самое простое и естественное средство для преподавания Священной Истории есть живой и наглядный рассказ. Живость и наглядность рассказа состоит в том, что рассказываемое событие представляется как бы происходящим пред глазами детей, — это бывает тогда, когда в нем удерживаются все характерные подробности обстановки (картинность), подлинные речи действующих лиц (драматизм) и т.д. Краткие и сухие, сжатые рассказы в 5—10 строк запоминаются детьми с большим трудом, чем пространные, но живые рассказы из Библии от 50 до 100 строк. Это объясняется тем, что при усвоении вторых является еще на помощь воображение.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И конечно, нужно стараться, чтобы ребенок исповедовался чаще. Если он раз в неделю исповедуется, начиная с семи лет, то это очень хорошо. Гораздо легче вспомнить, что произошло за неделю, чем то, что было месяц назад. — Обязательно ли ребенок и мама должны исповедоваться у одного духовника? — Это не обязательно, но было бы неплохо. Когда вообще вся семья имеет одного духовника, это удобнее и для духовника, и для семьи, потому что этот священник знает каждого из членов семьи, знает, какие у них отношения между собой, кому что можно посоветовать и кому как можно помочь. Сегодня это большая редкость. Раньше на Руси было по-другому, тогда один район был приписан к какой-то церкви и все ходили к одному священнику, исповедовались у него, причащались, венчались, крестили детей. Сейчас каждый выбирает себе духовника по своему духовному состоянию, по своим духовным стремлениям и потребностям. Но если у всей семьи — один духовник, то это хорошо. — А если ребенок категорично заявляет: «Всё, не хочу идти в храм»? Нужно ли заставлять его? — Смотря сколько лет ему. Если подросток в 13–14 лет чего-то не хочет, то, скорее всего, его уже и не заставишь. В этом случае надо собираться и идти одной, по возможности избегая упреков и угроз. Вообще 13 лет — переломный возраст, когда ребенок начинает осознавать себя личностью, отдаляется от родителей, хочет быть независимым. Я думаю, что через это все проходят. Вспомните себя в этом возрасте! Возможно, спустя какое-то время он и поймет, что это было ошибкой, что он поступал неправильно в отношении своих родителей. Но чувство раскаяния придет позже. А пока — лучше не конфликтовать. Это самое неблагородное и неблагодарное дело. Главное, родителям нельзя оставлять молитвы за своего ребенка. Материнская молитва — самая сильная. Ведь сердце матери не может перестать любить свое чадо. И эту любовь нужно сохранять, именно с ее помощью можно победить то зло, которым привлечен ребенок. Он может отойти от церковной жизни, а потом, как осознавший свою неправоту блудный сын из евангельской притчи, вернуться. Он поймет, что все тленно и есть лишь одно Вечное и Неизменное — это Бог. Но для того, чтобы вернуться к Богу, человеку порой нужно пройти какой-то жизненный путь, обрести профессию, побывать в разных передрягах. И, возможно, вспомнив свои детские ощущения, то, как ему было хорошо в храме, он уже больше никогда не отойдет от Бога.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Как живёт город, в котором практически не осталось целых домов? Какую помощь оказывают жителям священники? Кто в Углегорске больше всего нуждается в помощи? Об этом, а также о стройматериалах как лучшей милостыне, единственной аптеке и отсутствии больниц — в беседе с благочинным Дебальцевского округа, настоятелемБлаговещенского храма Углегорска протоиереем Богданом Ильчуком.      — Отец Богдан, расскажите, пожалуйста, в каких направлениях ведётся работа в вашем благочинии? — В первую очередь это служение Богу: во всех храмах совершаются богослужения. Во-вторых, это служение людям. Конечно же, мы работаем с детьми. При храмах благочиния действуют воскресные школы, в которых преподаватели учат детвору Закону Божьему, основам православной веры. Детей активно привлекают к общественной работе: помощи по благоустройству храмов, приготовлению угощения в канун больших праздников. Не забывают и о развлечениях: в свободное от занятий время преподаватели и дети играют в игры, придумывают различные соревнования. Мы курируем детские сады в нашем районе. Преподаватели воскресной школы приходят к малышам и в доступной форме рассказывают им о Боге, заповедях — пытаются с самого раннего возраста участвовать в жизни детей. Священники окормляют людей, и в первую очередь тех, кто пострадал от нынешних военных действий на Донбассе. Пытаются поддержать их, объяснить, что всё в руках Божьих и совершается по Его промыслу. Мы помогаем больным, старикам, прикованным к постели. В Углегорске сейчас нет больницы, она разбита. Пытаются сейчас решить вопрос о том, чтобы хотя бы поликлинику открыть, ведь в городе без этого никак. В такой ситуации очень много людей нуждается в помощи и утешении, и мы стараемся дать их. Собираем данные о таких людях, верующих священники причащают, соборуют на дому. В Дебальцево отец Мирон Квасникевич постоянно ездит к больным — исповедует, причащает, поддерживает их всячески. А сколько тех, для кого хотя бы в магазин нужно сходить? Работы много, и если мы имеем возможность — всегда стараемся помогать.

http://pravoslavie.ru/88254.html

Вот почему и стоит он вместе с Мариею у яслей. Не должны ли мы проникнуться чувством благоговения и к этому мужу? Но в особенности вам необходимо сделать это, вы юноши и мужи! Его поучительный пример пусть всегда стоит пред вашими глазами! Старайтесь всегда и во всем подражать ему и идти тем же путем страха Божия, которым шел он. Если пойдете этим путем, то каковы бы ни были обстоятельства вашей жизни, как бы ни были вы малы и ничтожны в глазах людей, но за то, подобно Иосифу, велики будете в глазах Того, пред Которым всякая высота и величие сего мира ни что другое, как призрак. В особенности же следуйте его примеру в отношении невинности вашего сердца и чистоты ваших нравов. Вот, видите, св. Иосифу Бог вверил девицу, как жену, без всякого опасения за добродетель целомудрия обоих. Но нашел ли бы Он между вами такого благочестивого юношу, или мужа сейчас? Ах, други, как ни тяжело это, но справедливость требует сказать: едва ли! Есть довольно юношей и мужчин, которые при близком знакомстве и общении с особами другого пола, в ослеплении страсти, или себя лишают невинности, или же являются несчастными, проклятия достойными, соблазнителями и душегубцами; но как редки Иосифы, в близости и непосредственном соприкосновении с которыми могла бы, вне всякой опасности, жить невинность! А что сказать еще мужьям и отцам нашего времени? Каковы вы, мужья, в отношении ваших жен, каковы вы, отцы, в отношении ваших детей? Любите ли вы их от искреннего сердца? Заботитесь ли и работаете ли вы для них так, как этого требует долг ваш? Близко ли принимаете к сердцу их временное и вечное благо? Что можете сказать на это вы, празднолюбцы, ходящие без определенных занятий, и вы, хищники, промышляющие чужою собственностью, вы, азартные игроки и пьяницы, вы, ленивые, беспечные и равнодушные христиане, не знающие ни молитвы, ни храмов Божиих, ни богослужения с его таинствами? Посмотрите на Иосифа. Он охотно исполняет все нелегкие отцовские обязанности по отношению к Дитяти, Которое не принадлежит ему, а вы не хотите исполнять их и для тех, которым вы дали бытие и жизнь! Иосиф – любвеобильнейший, кротчайший и трудолюбивейший супруг для жены, с которою он живет, как брат с сестрой; а вы заставляете терпеть нужды и лишения, тесните и тираните и ваших собственных жен, которые родили вам целый ряд детей. О, устыдитесь пред св. Иосифом и сознайтесь, что вы не заслуживаете имени христианского супруга и отца!

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Остается сделать замечание о порядке, в каком должны быть заучиваемы молитвы. Об этом тоже высказывают неодинаковые мнения: одни, например, говорят, что нужно изучать молитвы сначала утренние, затем дневные, затем вечерние, другие говорят, что нужно их изучать в порядке церковном, или еще другие высказывают мнение, что нужно изучать молитвы совместно со Священной Историей, благодаря чему они становятся понятнее для детей. Наиболее естественный порядок тот, чтобы изучать молитвы, начиная с кратких и наиболее доступных детям и переходя последовательно к более обширным и трудным. В таком порядке расположены молитвы и в программе церковноприходских школ. Затем должно принимать во внимание и важность той или другой молитвы и не откладывать, например, надолго изучение молитв «Царю Небесный» или «Отче наш». О преподавании Священной Истории О главнейшем средстве преподавания Священной Истории – рассказе и о качествах, требуемых от рассказа Теперь сделаем несколько замечаний о преподавании прочих предметов, входящих в состав Закона Божия в школе. Вместе с изучением молитв можно приступить и к изучению Священной Истории. Начинать ее изучение следует с первого же года поступления в школу, потому что она легче всех других предметов и потому что чрез изучение ее полагается основание для понимания молитв, катехизиса и богослужения. Самое простое и естественное средство для преподавания Священной Истории есть живой и наглядный рассказ. Живость и наглядность рассказа состоит в том, что рассказываемое событие представляется как бы происходящим пред глазами детей, – это бывает тогда, когда в нем удерживаются все характерные подробности обстановки (картинность), подлинные речи действующих лиц (драматизм) и т.д. Краткие и сухие, сжатые рассказы в 5–10 строк запоминаются детьми с большим трудом, чем пространные, но живые рассказы из Библии от 50 до 100 строк. Это объясняется тем, что при усвоении вторых является еще на помощь воображение. Впрочем, было бы крайностью, если бы учитель, желая сильно подействовать на чувство и воображение, начал прибавлять к рассказу такие подробности, для которых нет достаточных оснований в самом библейском рассказе, хотя бы эти подробности и были сами по себе правдоподобными.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Я вовсе не хочу сказать, что нужно оставить их в покое пусть себе резвятся, на то они и дети. Но процесс воспитания потому и процесс, что не должен заканчиваться пока дети не вырастут. Просто нужно понять, почему они себя так ведут. И, поняв, немного успокоиться. Во-первых потому, что дети не в состоянии долго стоять на одном месте, во-вторых, детям необходимо общаться, если они друг друга видят. Ведь большую часть недели они проводят в школах, где у них зачастую почти нет друзей, а настоящие друзья они тут, в храме, в воскресной школе, где тоже не поиграешь, и почти нет возможности пообщаться в другое время. Они беспечны, впереди у них волшебная бесконечная жизнь. Когда пройдет у них это ощущение, пройдет и детство… Большинство из воцерковленных детей действительно искренне верят в Бога и благодарны ему за все. Они, как никто, чувствуют Его бесконечную доброту, и знают, что Он добрее даже мамы и бабушки, а ведь и они так легко прощают все шалости. Мне кажется, дети не могут поверить, что Господь может всерьез обидеться на них. Ведь сказал же он взрослым: «Будьте как дети». Мы не знаем, к счастью, как и когда коснется Господь детской души. Иначе бы мы все испортили своими нравоучениями. А, скорее всего, он с рождения идет рядом с каждым ребенком. И в тот миг, когда тот с остекленевшим взглядом на два часа лицемерно замрет, нежась в восхищенных взглядах бабушек в храме, Господь отойдет от него на время, не найдя себе места в нечистой душе. Однажды мой, тогда еще десятилетний, сын, зайдя в храм после ремонта и увидев новую, теперь такую маняще гладкую плитку на полу, не удержался и прокатился по ней как по катку. В это время шла служба. У меня, как и у тех, кто сейчас это читает, что-то как будто оборвалось внутри. Гнев, который я тогда испытала, трудно с чем-либо сравнить. Естественно, дома сын получил хорошую взбучку. Конечно, он никогда больше не сделает ничего подобного. И не из боязни наказания, а потому, что понял, как отвратительно то, что он сделал. Действительно искренне раскаялся это было видно по его глазам. А поступил он так из-за своей импульсивности, той самой , которая меня саму чуть не заставила дать ему затрещину прямо там, в храме, и которую сын унаследовал от меня. На кого же я могу в данном случае обижаться?

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Многодетность Страстная седмица: опыт многодетных Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Клуб многодетных: Профессиональное выгорание родителей В многодетные родители попадают либо случайно, либо отличники — люди со стремлением к совершенству. Отличник двоечником и троечником стать не хочет, не хочет опуститься до отметки лузера. Клуб многодетных: Супруги в многодетной семье — «мама и папа» или «муж и жена»? Мама держит роль профессиональной мамы, у папы свои карьерные дела. И возникает вопрос, сколько у вас останется тем для разговоров, которые ни касаются питания, покупок ботинок. Есть простой домашний тест — знаете ли вы сразу, о чем разговаривать, когда вы остались наедине друг с другом? Татьяна Зайцева: Когда пятерых детей мало На родителей я, взрослая, смотрю сейчас уже другими глазами, чем в детстве. И мне очень интересен их жизненный опыт. Сейчас я вижу мудрость родителей, к которой всегда надо прислушиваться, которая видит больше, чем можем видеть мы. Клуб многодетных. Не сделанные дела Некоторые дела пропустить как-то особенно обидно: вечернее чтение с детьми, например, или встречи с очень пожилыми людьми, с которыми просто можно не успеть встретиться… В разряд обидно пропускаемых дел важные дела попадают из-за того, что приоритеты расставлены странным образом. Клуб многодетных. Дети из больших семей в немногодетном мире Дети пойдут в школы, в детские сады, где им придется столкнуться различными нормами жизни в семьях с меньшим количеством детей. Они увидят, что у них нет, порой, письменного стола или своей комнаты, нет миллиона бабушек, готовых прыгать над одним ребенком, и в какой-то момент ощутят разницу и начнут задавать вопросы. Екатерина Бурмистрова: Чем опасна мода на многодетность? Есть примеры, когда в некоторых областях было сильно увеличено пособие на многодетность, люди стали рожать третьего ребенка. Судьба многих из этих детей оказалась печальной: они не были нужны семье. Такое может произойти и в масштабах страны.

http://pravmir.ru/tag/mnogodetnost/page/...

Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сровняли с землей, святилище разрушили, приношения разграбили, нечистые ноги вступают в недоступное, скверные руки на службу сластолюбию берут неприкосновенное, пророки умолкли, священники отводятся в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию, юноши падают, огонь чужой и огонь брани, также реки крови занимают место священного огня и крови, назореев волокут по улицам, песни заменены плачем, и, скажу собственными словами Плача Иеремии, «сыны Сиона драгоценные» (Плач.4:2) и равноценные злату, жившие в довольстве и не испытавшие бедствий, идут необыкновенным путем, а «пути Сиона сетуют, потому что нет идущих на праздник» (Плач.1:4)? А немного раньше: «руки женщин мягкосердых» (Плач.4:10) при усиливающейся осаде не детям подают пищу, но детей терзают себе на пищу и утоляют голод свой тем, что для них всего любезнее. Не ужасно ли это, не верх ли ужаса не только для терпевших тогда, но и для слышащих об этом ныне? Всякий раз, как беру в руки эту книгу и читаю Плач (а читаю его всякий раз, когда хочу чтением уцеломудрить благоденствие), — голос у меня прерывается, слезы льются сами собой, бедствие как бы совершается перед моими глазами, и я плачу с плакавшим пророком. Но кто из умеющих слагать плачевные песни и вполне изобразить скорбь словом, достойно оплачет последний удар, — переселение израильтян, ныне тяготеющее над ними иго рабства, всем известное под римским владычеством унижение, главнейшей виной которого было возмущение? Какие книги вместят это? Для них один памятник бедствия, — целая Вселенная, по которой они рассеяны, прекратившееся Богослужение, едва узнаваемое ныне место самого Иерусалима, который в той только мере для них доступен и тем только их услаждает за прежнюю славу что они, явившись там на один день, могут оплакать запустение.    Если же возмущение действительно так страшно и гибельно по своим последствиям, как видно из сказанного и как показывают многие другие примеры, то гораздо страшнее людям, которые освободились уже от мелочной привязчивости и вкусили благ мира, снова подвергнуться той же болезни и, как говорится, возвратиться на свою блевотину, не вразумившись самим опытом, который поучителен и для несмышленых Ибо, как вижу, легкомысленными и неразумными считают не тех, которые преданы какому-либо пороку, но тех, которые, подобно переменчивым ветрам, или переменам и приливам воды в Еврипах, или непостоянным волнам моря, легко увлекаются и переходят то на ту, то на другую сторону.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3054...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010