В некоторых случаях, к счастью редких, приходилось по соображениям самосохранения жертвовать богослужением. На заводе появился новый директор, очень несимпатичный и самонадеянный еврей, и обстоятельства сложились так, что отец Федор и Шура должны были пригласить его с женой на обед и устроить этот обед накануне выходного дня в субботу. Одновременно была приглашена и прокурорша Рыбинского суда – молодая бойкая особа. Перед моими глазами и сейчас еще встает такая картина: директор, толстый, красный, с всклокоченными черными волосами, вздымающимися словно рога над лбом, сидит после сытного и вкусного обеда на сундуке у одной из стен большой комнаты. Он бесцеремонно широко расставил ноги в огромных валенках и перебирает струны гитары, а перед ним прокурорша с платочком в руках выделывает па «русской». «Черт играет, а ведьма пляшет», – подумалось мне, и я, взяв детей, ушла в комнату отца Федора. Невольно вспомнилось мне, что сегодня должна быть служба 3-го гласа. «Да веселятся небесная, да радуются земная», – прозвучало в душе, и мне стало невыразимо грустно. А каково было отцу Федору? Вместо того чтобы служить всенощную, он принужден был находиться среди нечестивых и разыгрывать роль любезного хозяина. Конечно, и обедня пропала на следующее утро. Думается, что сказанного довольно, чтобы назвать жизнь отца Федора в описываемое время трудным и тяжелым подвигом. Несомненно, что за ним и Шурой, как приехавшими в Рыбинск не по собственной воле, была установлена слежка. Эта слежка должна была усилиться, после того как Шуру связали с делом отца Сергия, и ей пришлось неоднократно подвергаться очень сложным и неприятным испытаниям, благополучное окончание которых можно приписать помощи Божией, но также ее смелости, находчивости и умению обращаться с людьми. Если бы при этом еще открылось, что отец Федор – тайный священник и служит на дому, то его сразу бы обвинили в различных государственных преступлениях, и расправа была бы коротка и ужасна. В лице Шуры отец Федор имел достойную сподвижницу. Ведь она вполне сознавала, что если возьмут отца Федора, то и ей несдобровать. А что станется с детьми и бабушкой? На что они будут обречены? Было бы естественно, если бы она, как любящая жена, мать и дочь, употребила все усилия, чтобы заставить отца Федора хотя бы на время отказаться от совершения богослужения. Но она, ставя священническую деятельность отца Федора выше всего на свете, наоборот, всячески поощряла его к ней и всеми силами старалась создавать подходящую богослужебную обстановку.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Началась бурная переписка. Лужинский не сразу получил бумагу Хованского, – ранее прибытия ее в Полоцк он уехал в епархию. He дождавшись ответа, Хованский снова, 4-го июля, требует отчета, сообщая на этот раз о разных нарушениях униатским духовенством постановления 7-го февраля. «В самом Витебске», – пишет он, – «перед глазами моими и в других местах униатских церквях, и действиях подведомственных вам лиц не видно ни малейшей перемены, которая свидетельствовала бы об искреннем стремлении Белорусской епархии к исполнению Высочайше утвержденного постановления ее начальства... Торжественное празднование в униатских церквях некоторых латинских праздников, сказывание проповедей на польском языке, употребление римских одежд, монстранций, песнопений, отправление даже римской мши и других римских обрядов существуют еще почти повсюду по-прежнему во всей силе, поддерживающей дух отчуждения от России. Большая часть духовных лиц, особенно сельских, кажется, или вовсе не знает о существовании означенного постановления, или, как-будто надеясь на какую-то защиту и безнаказанность, и потому как бы посмеиваясь над намерениями правительства, не перестает оказывать разные непорядки и противозаконные поступки» 469 . И это послание не застало пр.Василия в Полоцке. He дождавшись ответа и на эту бумагу, кн.Хованский 19-го августа снова требует сообщения о принятых мерах. Первое отношение Хованского побудило пр.Василия предложить консистории, чтобы последняя вновь строго предписала духовенству: 1) «строго соблюдать постановление гр.-российской церкви с предупреждением, что виновные в нарушении их будут отрешаемы от мест, а настоятели монастырей – от настоятельства, 2) что преосвященный скоро начнет вызывать к кафедре для испытания священно-церковнослужителей, что уже для этого назначены экзаменаторы, что начало будет сделано с настоятелей монастырей и благочинных; 3) в отношении детей духовенства – что места будут даваться только тем, которые умеют читать и писать по- русски и по-славянски, приобретут достаточные познания в краткой священной истории, кратком и пространном катехизисе, церковном пении и богослужении по правилам восточной церкви, в первых правилах счисления и благонравии, – только такие будут назначаемы в низшие должности чтецов и певцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Пасха Когда венгры окончательно захватили Новый Сад, сразу же был объявлен комендантский час. Появляться на улицах можно было только днём. Приближалась наша православная Пасха. Все храмы были закрыты, богослужения запрещены. Было сказано, что никаких богослужений ни в одной церкви быть не должно. Но у нас было всё необходимое для литургии, потому что мы все перенесли из школьной церкви в дом, где жили. Что делать? И мы решили, что пасхальную службу будем совершать дома. Я служил, был даже крестный ход с пением. Конечно, мы занавесили все окна, чтобы никто ничего не видел, никто ничего не заметил. Наша первая пасхальная служба оказалась тогда единственной в городе. Мария пела все положенные песнопения. Это была незабываемая святая Пасха. Позже, когда бомбёжки прекратились, люди начали возвращаться из бомбоубежищ в свои квартиры. Мы поблагодарили Лабинских за трогательное гостеприимство, они нас – за пасхальную службу. Я сказал жене, что нам нужно возвращаться в нашу квартиру. Но она туда ехать отказалась. Я не мог понять причину её упорства, но спорить не стал, и мы решили искать другое жильё. В городе мы ничего не нашли, стали спрашивать за городом. И там, в новом, недавно отстроенном районе нашли квартиру лучше, чем была наша прежняя, с двумя комнатами. Это было тем более кстати, потому что в это время маленький брат Марии Саша жил с нами. Он родился уже здесь, в Югославии. Бойня 6 января 1942 года Когда началась война, мы часто оказывались в очень сложной обстановке. Например, венгерская армия с санкции немецких оккупантов в городе Новый Сад, где я в то время был священником, провела невероятную по жестокости акцию. Она началась в сочельник, 6 января, с проверки документов, а закончилась тем, что свыше четырех тысяч человек, мужчин, женщин и детей разных национальностей (в их числе были и случайно оказавшиеся здесь венгры) было убито. Трупы лежали на улицах, я это видел собственными глазами. Трупы, а иногда ещё и живых людей сбрасывали в проруби замёрзшего Дуная. Среди погибших было много русских эмигрантов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Как не пролить было горьких слез, когда стены раскопаны, город сравнен с землей, святилище разрушено, приношения разграблены, нечистые ноги вступают в недоступное, скверные руки на службу сластолюбию берут неприкосновенное, пророки умолкли, священники отводятся в плен, к старейшинам нет милости, девы предаются поруганию, юноши падают, огнь чуждый и огнь брани, также реки крови заступают место священного огня и крови, назореи влачимы по стогнам, песни заменены плачем, и, скажу собственными словами Плача Иеремиина, сынове Сиони, честнии ( Плач. 4:2 ) и равноценные злату, жившие в довольстве и не испытавшие бедствий, идут необыкновенным путем, а путии Сиони рыдают, яко несть празднующих (1:4). А незадолго прежде сего руце жен, милосердых (4:10) при усиливающейся осаде, не детям подают пищу, но детей терзают себе на пищу и утоляют голод свой тем, что для них всего любезнее. Не ужасно ли сие, не верх ли ужаса не только для терпевших тогда, но и для слышащих о сем ныне? Всякий раз, как беру в руки сию книгу и читаю Плач (а читаю его всякий раз, когда хочу чтением уцеломудрить благоденствие), голос у меня прерывается, слезы льются сами собой, бедствие как бы совершается перед моими глазами и я плачу с плакавшим пророком. Но кто из умеющих слагать плачевные песни и вполне изобразить скорбь словом достойно оплачет последний удар – переселение израильтян, ныне тяготеющее над ними иго рабства, всем известное под римским владычеством унижение, главнейшей виной которого было возмущение? Какие книги вместят сие? Для них один памятник бедствия – целая вселенная, по которой они рассеяны, прекратившееся богослужение, едва узнаваемое ныне место самого Иерусалима, который в той только мере для них доступен и тем только их услаждает за прежнюю славу, что они, явившись там на один день, могут оплакать запустение. 19. Если же возмущение действительно так страшно и гибельно по своим последствиям, как видно из сказанного и как показывают многие другие примеры, то гораздо страшнее людям, которые освободились уже от мелочной привязчивости и вкусили благ мира, снова подвергнуться той же болезни и, как говорится, возвратиться на свою блевотину, не вразумившись самым опытом, который поучителен и для несмысленных.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

– Брошюра в обложке с обращением 1-го всесоюзного съезда ударников не моя, правда, она находилась в моей квартире с апреля месяца сего года, я ее попросил для личного чтения, но и до сего времени не прочитал. Тетрадь, в которой мной записаны религиозные стихи, а на обложке портрет Сталина, это я использовал просто как обложку, и никакой контрреволюционной дискредитации я в этом не вижу. Это я рассматриваю как вещи, не имеющие отношения к политике. Среди посещающих мою квартиру граждан, с которыми я общаюсь, указанные выше брошюру и стихи я не использовал. Виновным себя в этом не считаю. – Материалами расследования установлено, что вы, действуя морально-религиозными нравоучениями на школьников, предлагали им не слушаться учителей, запугивали их " словом Божиим " , в силу чего школьники в 36м и 37м учебных годах делали пропуски и отставали в учебе. Признаете себя в этом виновным? – Нет. Таких явлений в практике моего церковного богослужения не было. Детей я не запугивал и умышленных нравоучений с целью отрыва школьников не читал. Виновным себя не признаю. Исповеди проводились в воскресные дни, когда школьники не занимались в школе. – Материалами расследования установлено, что вы среди граждан высказывали обиду на государственную власть, что она преследует служителей церковного культа так же, как при царе Иоанне Грозном, тюрьмы и ссылки – обычное явление, только и ждешь, когда арестуют. Признаете ли себя в этом виновным? – Я таких разговоров ни с кем не вел и виновным себя в этом не признаю. – В материалах расследования имеются данные о том, что вы посылали письма своим знакомым с контрреволюционным содержанием, где вы прямо выражали свою мысль о том, что " материалисты не ценят души, они на все смотрят узкими глазами и ценят лишь материю, не признавая души; обеспечивая свою семью материальной стороной, они в корне разрушают духовные устои семьи " . Имея целью повлиять на знакомых своими религиозными убеждениями, вы умышленно возводите клевету на учение марксизма-ленинизма, что оно основано на материализме и ведет к разрушению семейного счастья. Признаете ли вы себя в этом виновным?

http://fond.ru/kalendar/1074/dimitriy/

Усилия, предпринимаемые для обучения детей Закону Божиему, сильно меня изводят, но, надеюсь, что потом будет легче. Помолитесь, чтобы наше дело принесло плод. Детей начальной школы очень трудно утихомирить, им трудно выслушать какой-либо рассказ, какую-то историю. Их тянет в лес, на танцы, в игры и т.д. Не считая немногих исключений, их уровень восприятия в целом гораздо ниже по сравнению с детьми, которые посещали наши занятия по Закону Божиему в Афинах. Требуется большой труд, чтобы найти способ передачи Слова Божия их душам. Подростки от 15 лет почти все – служители греха, и почти все находятся в кандалах сатаны. Очень трудно пробудить их от летаргического сна, в котором они находятся. Их не интересуют великие идеи христианства, истории, героизма. Духовно парализованные, одурманенные, они живут во всем этом, следуя по стопам своих прародителей в магии и звероподобной лесной жизни. Единственный утешительный знак – в том, что они любят богослужения и часами проводят время в храме. Больше всего успокаиваются на уроках, которые мы преподаем, но сама их природа не позволяет им двигаться дальше. Я вижу их боль и желание новой жизни во Христе, но груз стольких веков идолопоклонничества держит их в узде Мужчины – искренние и послушные. Женщины – жесткие и одержимые демонами и самим диаволом. В итоге я вижу своими глазами всю их боль и сильное желание новой жизни во Христе, но груз наследственности, стольких веков идолопоклонничества, держит их в узде. Геронда, я пишу Вам это так подробно, чтобы Вы посоветовали мне то, чем Вас просветит Бог. Возлюбленный Апостол передает поклон. Иеромонах Косма Григориатский Проблема рукоположений Колвези, 5 июля 1984 г. Всечестной Старец, братья и отцы, благословите. Геронда, я присел на минутку, совершенно изможденный, чтобы написать Вам несколько строк и одновременно сделать Вас «причастником» борьбы и боли за будущее Церкви в этой стране. Его Высокопреосвященство недавно побывал у нас, полный любви и готовности помочь нам, чем только сможет. Он освятил у нас две церкви и отобрал несколько молодых женщин, живущих в миссионерском стане (четыре девушки 17–22 лет), для оказания помощи в уборке храма. Он также рукоположил одного священника, одного диакона и двух чтецов.

http://pravoslavie.ru/118951.html

2) Насытишася сыны их, – тогда произойдет смысл: Ты в таком изобилии подаешь им Твои дары, что ими насыщаются и сыны их, и даже сии последние оставляют остатки для их поколения. Из соображения сих слов с последующими видно, что пророк хочет сказать: нечестивые пользуются всеми благами, не только они, но и дети их, и все потомство насыщается земным благоденствием, но их благоденствие и кончится настоящей жизнью, а я ежели и терплю здесь за веру и правду, то явлюсь с дерзновением пред лицем Твоим и тогда буду вечно насыщаться зрением славы Твоей! 3) Можно допустить догадку и читать: сынов Твоих, а) догадка сия также возможна, как и в переводе с еврейского внесено местоимение их, b) сей догадкой удерживается без изменения древнее чтение насытишася сынов, с) (сего перевода по Иерониму держится Симмах, по Калмету перевод. Халдейский и Сирийский), d) выражение: насытишася сынов Твоих – оправдывается другим подобозначащим, приведенным выше изречением св. Давида ( Пс.13:4 ). Они насыщают свои алчные страсти бедствиями людей, которых Ты духовно усыновил Себе, похищают имение их, разоряют домы, обременяют рабством, подвергают насилию чистоту нравов и святость богослужения. Но и сего недовольно, они не только сами терзают сынов Твоих, но еще оставляют останки младенцам своим. Что же это значит? Давид, желая изобразить жестокую и непримиримую ненависть врагов Церкви, берет подобие от зверей. Посмотрите на самих домашних зверообразных животных: терзая добычу, они оставляют остатки ее и ждут птенцов своих – для чего же это? Или для того, чтобы им оставить часть добычи, или чтобы пред глазами птенцов надругаться над добычею с тем, чтобы и детей своих приучить к такому же жестокому нраву. Так и нечестивые враги Церкви не сами только притесняют благочестивых, но передают враждебные чувства и потомкам своим. Сколь ни странным кажется изъясняемое нами изречение по образу выражения, но мысль, которая в нем заключается, оправдывается вековым и всемирным опытом. Ибо отчего происходит, что в соседних семействах иногда много лет продолжается нерасположение? Оттого, что чувства нерасположения переходят, как наследие, от отца к сыну. Сим же образом объясняются вековые вражды племен; оттого целые народы в продолжение столетий питают взаимную вражду и неприязненные чувства. Оттого, наконец, мир, с тех пор как благочестивый брат приобрел врага в брате нечестивом, от рода в род гонит благочестивых. Вражда продолжается чрез все возрастание мира, один век оставляет ее в наследство другому, и она не прежде кончится, как с окончанием мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Ternovs...

Неудобная дорожка, засыпанная кучами щебня, карабкается медленными зигзагами, мимо самых ворот Гефсиманского сада, среди каменных оград, переделяющих на мелкие делянки почву этой исторической горы, на ее крутую вершину. Множество народа, верхами на ослах, на лошадях, на верблюдах, но больше всего пешком, подымались вместе с нами и уже наводняли собою темя горы. Наверху целые таборы богомольцев раскинули свои шатры, или, попросту, расположились под открытым небом. Это не был обычный сезон русских богомольцев, волна которых после Святой недели отливает обыкновенно из Иерусалима. Становища эти почти все арабские и, во всяком случае, восточные. Азиатские и африканские христиане собираются на Масличную гору к празднику Вознесения почти в таком же множестве, как и на Пасху. Шум, пестрота, движение, как на огромной ярмарке. Всю ночь они должны пробыть без сна вокруг своих костров, слушая богослужение своих туземных священников в наскоро раскинутых походных алтарях. Редко где можно увидеть такое разнообразное и интересное собрание восточных типов и праздничных одежд. Азиатец вывел сюда своих лучших коней, в самых пышных уборах, и надел на себя, на жену, свою, на своих детей, все, что нашлось у него в доме яркого и богатого. Самые многолюдные европейские праздники далеко не имеют того этнографического интереса, той живописной пестроты и оригинальности обстановки, как эти азиатские сборища под вольным небом. Азиатец несравненно тороватее и щеголеватее Европейца во всем, что касается внешности. В этой простонародной толпе столько разноцветных шелков и тонких шалей, столько золота, серебра, жемчуга и дорогих камней, сколько мы не привыкли видеть у себя дома даже и среди богатых классов. Особенно поражают роскошью и вкусом своих костюмов арабские христиане Вифлеема, во множестве прибывшие на Елеонскую гору. Женщины их все, как на подбор, рослые, статные красавицы, смугло-румяные, с великолепными глазами, с благородным вырезом носа и губ. Они все в бархатных шапочках, густо обшитых сплошными рядами червонцев и серебряных монет. Монеты эти лентами спускаются мимо ушей, окутывают густым ожерельем шею, висят на груди. Яркие, золотом расшитые курточки плотно обхватывают высокие бюсты Вифлеемок, выпуская из-под себя еще более яркие, – красные, желтые, шелковые рукава. Но, сверх этих юношеских курток, на каждой надет какой-нибудь почтенный хитон, или накинута мантия, а с разукрашенной шапочки спускается целомудренное белое покрывало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Православная молодежь Москвы проводит флешмоб, чтобы привлечь внимание к строящимся храмам 18.11.2015 15:31 Москва, 18 ноября. При поддержке Молодежного отдела Московской городской епархии в социальных сетях стартовал флешмоб «Нам нужен храм». В рамках этой акции предполагается рассказать в социальных сетях о важных проектах программы Поддержки строительства храмов города Москвы. Об этом сообщили в Молодежном отделе епархии. Свободный, творческий формат флешмоба предполагает размещение разного рода материалов (статей, личных мнений, фото или видео) и даст возможность по-новому взглянуть на проблему актуальности храмового строительства. В этот раз – глазами молодых жителей, тех, за кем будущее новых спальных районов столицы. Все, что нужно для участия в конкурсе – это рассказать об одном из храмов Программы, используя хэштег с названием акции : #Намнуженхрам. Это может быть как история строящегося храма того района, где проживает участник с рассказом у нуждах этого проекта, так и просто описание близкого и важного по иным причинам проекта Программы храмового строительства. Акция распространяется и на уже завершенные храмы Программы. Стартовал проект с поддержки строящегося в Вешняках храма святому праведному Алексию Московскому – одному из первых начавших строится по «Программе-200», в 2012 году. Строительство храма не завершено до сих пор, но находится на финальной стадии. Сам праведный Алексий Мечев является важным примером для всех «начинающих» настоятелей строящихся храмов. Сам он свое служение начал практически «с нуля», служа в полупустом храме, не только без других священников, но и без дьяконов и алтарников. Причем богослужения подвижник совершал ежедневно, и в любой день у него можно было исповедаться и причаститься. Практически единолично он смог «поднять» свой приход, открыл начальную церковно-приходскую школу, где воспитанники осваивали разные ремесла, а также устроил приют для сирот и детей неимущих родителей. В этом ему помогли его удивительное смирение, скромность и отзывчивость, необыкновенная доброта и человеколюбие – все те качества, что помогали ему с каждым годом приводить к Богу новых прихожан. Участники молодежного флешмоба просят подержать строительство храма св. Алексия Московского общей молитвой и распространением в соцсетях информации о ходе строительства в Вешняках. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Специальный раздел доклада был посвящен проблемам брака и современной семьи. Митрополит подробно остановился на анализе духовного и психологического аспектов телесной близости, осудив распространенную в молодежной среде практику так называемых «пробных» (гражданских) браков « Телесные связи вне семьи унижают человеческое достоинство и разрушают целостность человеческой личности», -- подчеркнул иерарх. Напротив, семья предполагает «ответственное отношение людей друг к другу». «Семья - это совместный труд по достижению взаимопонимания, взаимопомощи, наконец, совместного счастья. Надо полюбить труд, который создает настоящее счастье», -- напутствовал митрополит молодых участников Собора. В заключение он обратил внимание на роль старшего поколения в семье и призвал «восстановить разорванную связь времен и традиций». «Как человек с жизненным опытом, хочу обратиться к вам, молодым людям современной России, с призывом блюсти веру отцов, быть преданными Отечеству, стремиться к созданию полнокровной семьи», -- завершил глава ОВЦС. Доклад митрополита Лавра был посвящен воспитанию православной молодежи в Русской Православной Церкви Заграницей. По словам иерарха, жизнь русской диаспоры всегда была сконцентрирована вокруг Церкви. Он с удовлетворением отметил, что многие молодые люди – эмигранты уже в четвертом поколении – близки к православию. Однако сегодня необходимо прилагать особые усилия для христианского просвещения молодежи: разъяснять основы церковной жизни, структуру богослужений, сделать понятным богослужебный язык, т.е. стремиться к тому, чтобы молодежь «осмысленно участвовала в жизни Церкви». Эта «сложная, но интересная задача» митрополитом Лавром была рассмотрена в контексте более глобальной перспективы: «передать русское православие всему миру». Пленарное заседание завершилось выступлением победителей конкурса общественных инициатив и авторских проектов детских и молодежных общественных организаций «Будущее России – глазами молодых». На сцене танцевали, пели и декламировали. В рамках форума состоялось награждение победителей конкурса; в фойе можно было ознакомиться с выставкой конкурсных работ.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010