Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Ребенок в храме … Как правило, эти слова ассоциируются у многих родителей, которые хотели бы вырастить свое дитя в церковной ограде, с проблемами. Плюс ко всему, у них накапливается огромная масса вопросов, ведь не все знают даже элементарные вещи. Между тем, все просто и понятно — стоит лишь захотеть это знать… Богослужение глазами детей Ирина Романова Троицкий листок Автор статьи, мама троих детей, рассказывает о своем опыте… Многих молодых родителей волнует вопрос, с какого возраста приучать ребёнка к церковной службе ? Когда и сколько он должен пребывать в храме, какие молитвы учить? Иногда на многолюдной праздничной службе приходится слышать: «Зачем детей-то мучить, все равно они ничего не понимают. Вот подрастут, тогда…». Но когда дети подрастут, у них возникнет масса важных дел: школьные уроки, шахматные турниры или отдых, наконец, все же воскресение – один единственный выходной у школьников. Чтобы все эти «важные» дела не отвлекли от самого главного в жизни, нужно приучать ребенка к храму с пеленок , а лучше еще до рождения. К одному старцу пришла за советом женщина: «Отче, два месяца назад у меня родился сын, с какого времени я должна его воспитывать?». Старец ответил: «Ты, мать, опоздала на одиннадцать месяцев». То же можно сказать и о церковной службе. Лучший вариант, когда мама задолго до рождения дитяти посещает храм, причащается, потому что из Евангелия знаем: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее … » ( Лк. 1, 41 ). Думается, что так же радуются младенцы в утробах матерей своих, когда те причащаются. Храм – лучшее место для воспитания детей. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как мягкий воск легко принимает черты, на нем напечатлеваемые; так и дети принимают впечатления без особых усилий». Церковное пение и сияющие облачения священников, лики святых и резные киоты, бряцание кадила и запах ладана, соборная молитва – все это останется в памяти детей на всю жизнь. Когда дети участвуют в годовом круге богослужений, они ощущают себя частью Церкви Христовой: радуются рождению Христа, плачут в Великую Пятницу: «Мама, зачем нашего Господа убили?». Торжествуют на Пасху, когда все становятся как дети и на возглашение священства «Христос Воскресе!!!» можно на весь храм кричать: «Воистину Воскресе!!!» – и никто не сделает замечание, что слишком громко. Все это золотой запас чистых детских впечатлений и переживаний, который не даст растратить душевные силы на протяжении всей жизни.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

В браке возникает новое духовное единение и единство мужа и жены, дающее им благодатью Божией понимание друг друга и готовность делить радость и горе совместной жизни. Для этого они призваны единым сердцем воспринимать и жизнь, и мир, и людей. Такая однородность духовных оценок и создает единство и общность жизненной цели у обоих. В этом случае муж и жена сумеют верно воспринять друг друга и поверить друг в друга. Это и есть самое драгоценное в браке: полное взаимное доверие пред Лицом Божиим. А с доверием связано и взаимное уважение, и способность образовать новую жизненно сильную духовную ячейку общества, способную на деле осуществить духовное воспитание детей. Второй период семейной жизни Второй период семейной жизни: рост семьи, появление детей, главенство Божие в доме через иконы, поставление во главу угла своей жизни хождения перед очами Божиими, восприятие малым ребенком богослужения глазами и ушами, восприятие животворного слова Церкви, восприятие родительского слова, когда «Бог отец наших» станет Богом моего ребенка; дети – наследие, награда от Господа; важность родительского дома, где под сенью икон живут и вырастают дети В чем особенность этого периода? Второй период семейной жизни связан с ростом семьи. Появляются дети и живут, сначала бессознательно чувствуя «Первообразная». Потом уже сознательно соотнося с присутствием Божиим свои поступки. Божие присутствие через иконы всегда главенствует в доме. Царит. Диктует. Учит. Воспитывает. И достигает этого практически жизнью родителей, взрослых людей, сознательно поставивших во главу угла своей жизни постоянное хождение пред очами Божиими. Даже в самых мелочах жизненных – соотношение с Божиим Законом. И счастливы дети, открывшие впервые глаза навстречу глазам своих родителей, впитавшие их свет вместе с необходимейшей жизненной энергией и нашедшие в этих глазах первое Божие сияние, первое Божие присутствие. Счастливы дети, начинающие свою жизнь в церкви. Честь и хвала матери, которая с раннего детства носит и водит своих детей в церковь очень часто. И дети сызмала впитывают церковь. Сначала глазами и ушами, бессознательно, просто существом своим действительно впитывают. «Сначала ребенок воспринимает богослужение глазами и ушами. Сознание подключается потом, с годами. Если ребенок просто присутствует в храме – это уже очень важно, уже очень хорошо», – говорит некий духовно мудрый пастырь. По-евангельски, Церковь Божия подобна человеку, который посеял зерно, а как оно прорастает, поднимается, растет, не знает он. Питается «зерно» души, бессознательно еще, Церковью , Таинствами ее, ее силой, ее дыханием. И прорастает. И постоянно начинает раскрывать глаза – и видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Чтобы закрепить услышанное и для большей наглядности рассматриваем вместе изображения, посвященные этому событию. Это просто: в любой поисковой системе заходим в «Картинки». Прекрасные иконы Введения во храм собраны, например, здесь . Икона – это «зримое» учение Церкви. Иногда достаточно просто внимательно рассматривать это «богословие в красках». Вот святые Иоаким и Анна, они бережно ведут, охраняют на пути свою маленькую Дочь. Следом за Богородицей идут девы с горящими свечами. Большие ступени храма. Праведный Захария протягивает руки к трехлетней Девочке – будущей Матери Божией. Часто в верхнем углу иконы есть изображение Пресвятой Девы и ангела: по преданию, ангелы служили Пречистой Отроковице, когда Она жила в храме, и приносили Ей пищу. Хорошо сравнивать разные варианты написания икон, а также живописные изображения – и гравюры Гюстава Доре, и полотна великих художников. Иногда это «разглядывание» занимает много времени, и можно отложить такой этап «урока» на следующий день, особенно если мы рассказали детям о празднике перед сном. Тропарь, кондак, величание В тропаре и кондаке празднику как бы сконцентрировано праздничное богослужение, отношение Церкви к событию праздника. Хорошо было бы детям, как и всем нам, знать тропари наизусть. Но мне с детства претит идея вызубривания каких бы то ни было молитв. Мне кажется, молитвой нужно молиться, а не мучить детей. Поэтому мне ближе какие-то более естественные формы узнавания богослужебных текстов. Чтобы тропарь выучить, его надо попросту много раз спеть – имея перед глазами текст, написанный и украшенный детьми Логика такова: чтобы тропарь узнать и выучить, его надо попросту много раз спеть. Чтобы начать петь – надо иметь его перед глазами во время молитвы. Чтобы его иметь перед глазами, надо его написать большими четкими буквами и повесить на уровне глаз рядом с иконами. Вот и вся методика. Чтобы все это претворить в жизнь, за несколько дней до праздника я предлагаю детям написать тропарь Введению во храм, а также кондак и величание. Для этого я готовлю листы плотной бумаги (например для черчения, формата А4). Для пяти-шестилетнего ребенка подготовка такая: разлиновываю лист, оставляю поля; простым карандашом пишу тропарь празднику по-церковнославянски. Пишем буквы четко, но нажимаем несильно. Для того чтобы подготовить этот текст, необязательно хорошо знать грамматику церковнославянского языка: просто открываем текст службы празднику Введения – тропарь церковнославянской графикой на второй странице. Кондак – внутри канона празднику.

http://pravoslavie.ru/99086.html

Там заметны еще были следы ниспавшего огня. Все, кто только слышал о происшествии и убедился своими глазами в достоверности его, поспешили в город и обо всем по порядку рассказали епископу. Епископ, удивляясь важности полученных сведений, отправился со всем клиром на место происшествия. Выслушав от детей еще раз рассказ обо всем, и увидав следы небесного огня, епископ назначил детей в иноки и на самом месте устроил знаменитый монастырь. Над местом, куда ниспал огонь, был устроен храм и поставлен св. жертвенник. Господин Георгий прибавил к своему рассказу, что в этом монастыре он видел одного из мальчиков. Вот о каком дивном и небесном знамении рассказал нам христолюбец Георгий! 197. Рассказ Руфина о св. Афанасии и его сверстниках. Церковный историк Руфин записал из прежнего времени нечто подобное об игре детей. Повествуя о детстве св. Афанасия, этого великого борца и провозвестника истины, бодрого и творившего угодное пред Богом пастыря, говорит, что его предназначение епископскому сану получило свое начало свыше в некотором дивном предчувствии. Мы расскажем, что узнали от других, о ранних годах этого мужа, о том, каким он был в отрочестве, напомним и об его воспитании. Святой Александр, бывший папою в Александрии после Ахилла, по предсказанию св. архиепископа и священномученика Петра, осудившего нечестивого Ария, однажды взглянул на море, увидал на морском берегу игравших там по обычаю детей. Они представляли епископа и все, что по чину совершается во храме. Присмотревшись внимательно к игре детей, он увидал, что у них совершаются некоторые таинства. Пораженный этим зрелищем, он немедленно созывает духовенство и рассказывает о том, что видел. Потом послал взять и привести к нему всех детей. Дети явились. Папа спросил их, во что они играли и что при этом делали. Естественно, что ребятишки перепугались и чистосердечно рассказали обо всем по порядку, как, между прочим, они крестили некоторых, оглашенных Афанасием, которого дети поставили над собою епископом. Тогда епископ тщательно расспросил, кого дети окрестили – и узнал, что дети в точности исполнили все по чину Богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Есть и такое мнение, что дети мешают воцерковлению родителей. На богослужении отвлекаешься, половину не видишь, не слышишь. Да, тяжело. Порой просто стыдно, за поведение любимых чадушек. Но как по-другому вырастить церковного человека? Мне кажется, что это и есть материнский крест, который нужно нести, и неотступно посещать богослужения вместе с детьми, исполняя евангельские строки: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» ( Мф. 19, 14 ). Статью прихожанки Свято-Троицкого собора Саратова комментирует настоятель собора игумен Пахомий (Брусков): Сложно не согласиться с автором статьи – детей на богослужение приводить необходимо. Однако следует отметить, что ответственность за поведение ребенка лежит в первую очередь на их родителях. Нельзя самим погрузиться в молитву и предоставить детям возможность бегать по храму, шуметь. Мама в первую очередь должна думать о детях, а затем уже о себе. Если ребенок очень устал на богослужении, стоит сократить время пребывания в храме. Но, кроме того, ответственность за детей во время богослужения лежит и на всех присутствующих в храме. Если мама пришла на службу с двумя или тремя детьми, ей очень сложно постоянно контролировать их поведение. Поэтому замечание, какое-то внушение в мягкой, очень тактичной форме может и должен сделать любой взрослый. Дети в храме Елена Гаазе …Они стоят, вытянув шейки, со свечками в руках, глаза их широко открыты, они напряженно внемлют происходящему, крестятся, молятся…Бабушки вокруг умиленно качают головами – вот ангелочки. Кому из нас не хотелось бы видеть своих детей в храме именно такими? Но, к сожалению, такая картина лишь исключение. Обычно они много вертятся, оживленно общаются, хорошо если в притворе, а то и прямо в средней части храма, ожидая причастия. Те, кого родители держат на руках, не вовремя что-то выкрикивают, машут руками и совершенно не понимают «шиканья» и многозначительных взглядов взрослых… Не надо думать, что это касается детей, впервые оказавшихся на службе. Те как раз изо всех сил стараются вести себя прилично. Наши же дети, для которых храм стал вторым домом, и ведут себя в нем почти как дома. И никакие наши увещевания, как и дома, не мешают им радоваться жизни, расти, двигаться, общаться.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Православных священников били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, отрубали им саблями пальцы, ломали руки и ноги. На монастыри нападали толпы бесновавшейся черни, грабили и сжигали святые обители, монахов мучили и убивали. Архиепископ Георгий (Конисский) так описывал жизнь православных в Польше: «Духовные и сильные мирскою властью гоняли православный народ, как овец, в костел или униатский храм. Во время самого чтения Евангелия входил в храм приказчик, бил народ плетью и гнал его, как скот из хлева... Детей били розгами пред глазами матерей, матерей – пред глазами детей... На моих глазах несколько раз секли девицу сперва розгами, потом шиповником, чтобы отреклась от веры и – не отреклась. Женщину с грудным младенцем полгода держали в тюрьме, младенца она лишилась там же, а муж бит и замучен особо; ей самой жгли пальцы, чтоб отреклась нашей веры, и – не отреклась. Другая закована была в кузницу (железный ошейник) и удавлена». С 1707 по 1728 годы Могилевскую кафедру занимал епископ Сильвестр (князь Четвертинский), который много потерпел от врагов Православия. Самая жизнь его постоянно находилась в опасности. Великим страдальцем и борцом за Православие был архиепископ Георгий (Конисский) . Он был подданным России, родился в 1717 году в Нежине в дворянской семье. Учился в Киевской Академии и принял там монашеский постриг. В 1751 году он был назначен ректором Академии, а через 4 года состоялась его хиротония во епископа Могилевского. Это была тогда единственная православная епархия на территории Речи Посполитой. Святитель Георгий страдал от изуверского фанатизма католиков еще больше своих предшественников – епископов Сильвестра, Арсения, Иосифа и Иеронима. В 1759 году в Орше банда вооруженных пистолетами и саблями головорезов напала на него во время богослужения в храме. Чтобы спасти жизнь архипастыря, его вывезли тайком из города в телеге, прикрытой навозом. В 1761 году в Могилеве подстрекаемая доминиканским миссионером толпа студентов-иезуитов напала на архиерейский дом и семинарию, разломала ворота, побила и поломала все, что попадало под руки. Разъяренные изуверы избили и покалечили монахов, семинаристов, служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В храме Сергия Радонежского в Солнцево детям наглядно показали, как совершается Литургия 1 мин., 13.05.2019 11 мая 2019 года в храме преподобного Сергия Радонежского в столичном районе Солнцево впервые состоялась Литургия для детей, на которой ребятам наглядно пояснили, как она совершается. Возглавил богослужение для детей из воскресной и музыкальной школ храма настоятель прихода, глава Патриаршей пресс-службы священник Александр Волков, сообщает сайт храма . «Ребята … своими глазами увидели такие части богослужения, которые совершаются только в алтаре (проскомидия). Отец Александр Волков также показал детям, как происходит облачение священника, и подробно рассказал о значении каждого предмета облачения», - отметили на приходе. В этот день в храме практически все выполняли сами дети, в частности, они пели за богослужением и даже смотрели за подсвечниками. «Все знают о сложности восприятия детьми богослужений, вся эта маята и необходимость приходить к началу службы, ковыряние в носу и общая усталость от того, что должно составлять главную радость», - (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) наглядное богослужение для детей отец Александр у себя в Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации). Священник отметил, что служба представляла собой сокращенный чин Литургии, где «почти все по-русски…  апостольское и Евангельское чтения тоже на русском». «Служащий сам все объясняет, комментарии перед началом, перед проскомидией, после Евангелия, перед анафорой. Облачение и проскомидия в храме. Поминовение записок детей, которые они сам принесли. Литургия с открытыми вратами. На входы много детей со свечами, процессия через весь храм. В храме много лавок, дети возраста 7-12 лет сидят, приглашаем вставать на главные моменты службы. Поет детский же хор. Все причащаются, разумеется», - рассказал о службе отец Александр Волков. Необычное «пояснительное» богослужение в этот день завершилось в храме общей трапезой.   Фото Юлии Маковейчук/ храм-солнцево.рф Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-hrame-sergiya-radonezhs...

Нельзя составить верное представление о детях, не зная, как они воспринимают Православие. Если кому-то захочется от имени детей настаивать, что детям религия скучна, вредна и неинтересна, я посоветую прежде написания академической статьи на эту тему зайти все же на воскресную литургию в храм и посмотреть - кто толпится ближе всех к алтарю? А лучше того на Пасхальной неделе съездить в Троице-Сергиеву Лавру и постоять на Пасхальной утрене в Успенском Соборе. Когда священники " веселыми ногами " (это выражение пасхального канона) бегают по храму с каждением, дети, перекрикивая друг друга, и, перекрывая хор, кричат что есть сил в ответ на возгласы монахов: " Воистину Воскресе!!! " . Верно и обратное: нельзя иметь верное представление о Православии, не зная, как его воспринимают дети. Православие глазами семилетнего мальчишки передано в двух очень светлых книгах: " Лете Господнем " И. Шмелева и в " Дорожном посохе " В. Никифорова-Волгина. Именно детей желательно было бы спросить при выборе между православием и протестантизмом: " Какая церковь вам больше по сердцу? " . Религии, Основатель которой сказал, что в чем-то очень важном мы должны походить на детей, а иначе не сможем войти в Царство Небесное, не может быть безразлично мнение детей о ней самой. Спросите малышей: как они хотели бы - чтобы места молитвенных собраний походили на чисто выбеленные актовые залы баптистских молельных домов или на загадочные и сложные золото-иконные миры православных соборов? Хотели бы дети, чтобы человек, говорящий с ними о " Боженьке " , был одет в костюм с галстуком и гладко выбрит, или им интереснее (при прочих равных условиях) говорить с бородачом, который иногда появляется в необычной черной рясе, а иногда - в еще более необычных сияющих облачениях? Многие годы православную семинарию в Нью-Йорке возглавлял замечательный русский богослов отец Александр Шмеман. Ему, конечно, часто приходилось отвечать на вопросы американских протестантов, недоумевающих по поводу сложности православного Богослужения. И однажды он очень просто ответил: " Я могу долго объяснять вам, почему в нашем храме это так, а это - вот так. Я могу часами разъяснять вам смысл каждой детали нашего облачения, смысл каждого литургического жеста и слова. Но я скажу кратко: детям это нравится! " И еще он добавил, что сияние митр и икон, кадила и литургических сосудов - это отблеск многокрасочности рая.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Самый обычный соблазн — это лицемерие родителей. Обычно это даже не намеренный обман, когда люди не верят во Христа, а только делают елейный вид ради каких-то житейских выгод. Чаще бывает искреннее фарисейство, когда вера сводится к чему-то внешнему, к соблюдению каких-то внешних правил. И ту, и другую ложь дети, конечно, чувствуют. Кроме того, на веру детей разрушительно действует и чрезмерное давление в духовной области. Одно дело, когда ребенку хочется, например, в кино, а его засадили делать уроки — это нормально. Но совсем другое дело, когда ребенку говорят: как это ты не пойдешь в церковь? Ты что, Бога не любишь? Да я тебе мороженого не куплю! Вот это прямо провоцирует бунт против веры.   Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва) Я не знаю, как сохранить детскую веру. Мой личный опыт не может быть распространен на всех. Но из самых общих соображений скажу так: невозможно сохранить детскую веру, если у родителей нет опыта настоящей, живой веры. К сожалению, зачастую родители учат ребенка не вере, а формам религиозного поведения — а это совершенно разные вещи. Водят ребенка в храм, учат молитвенному правилу, ведут за руку на исповедь и причастие — но это вовсе не означает, что ребенок все это воспринимает именно так, как хотелось бы родителям. Я больше 25 лет работаю в православной гимназии и постоянно замечаю, что родители практически ничего не говорят детям о своих переживаниях веры, о своем внутреннем опыте. Дети видят религиозное поведение своих родителей, то есть посещение богослужений, посты, вычитывание молитвенного правила, — но не видят, чтобы родители решали свои жизненные коллизии по-христиански. Ссоры между папой и мамой далеко не всегда решаются по-евангельски, отношение к детям далеко не всегда евангельское, отношение к работе далеко не евангельское. Прощения родители не просят — ни друг у друга, ни у детей, когда поступают с ними несправедливо. Переживание болезней, смерти, горя — у них точно такое же, как и у всех остальных людей. Вот такой образец у детей перед глазами — и стоит ли удивляться, что он их не вдохновляет?

http://foma.ru/ottsyi-o-detyah-kak-svyas...

Нельзя составить верное представление о детях, не зная, как они воспринимают Православие. Если кому-то захочется от имени детей настаивать, что детям религия скучна, вредна и неинтересна, я посоветую прежде написания академической статьи на эту тему зайти все же на воскресную литургию в храм и посмотреть — кто толпится ближе всех к алтарю? А лучше того на Пасхальной неделе съездить в Троице-Сергиеву Лавру и постоять на Пасхальной утрене в Успенском Соборе. Когда священники “веселыми ногами” (это выражение пасхального канона) бегают по храму с каждением, дети, перекрикивая друг друга, и, перекрывая хор, кричат что есть сил в ответ на возгласы монахов: “Воистину Воскресе!!!”. Верно и обратное: нельзя иметь верное представление о Православии, не зная, как его воспринимают дети. Православие глазами семилетнего мальчишки передано в двух очень светлых книгах: “Лете Господнем” И. Шмелева и в “Дорожном посохе” В. Никифорова-Волгина. Именно детей желательно было бы спросить при выборе между православием и протестантизмом: “Какая церковь вам больше по сердцу?”. Религии, Основатель которой сказал, что в чем-то очень важном мы должны походить на детей, а иначе не сможем войти в Царство Небесное, не может быть безразлично мнение детей о ней самой. Спросите малышей: как они хотели бы — чтобы места молитвенных собраний походили на чисто выбеленные актовые залы баптистских молельных домов или на загадочные и сложные золото-иконные миры православных соборов? Хотели бы дети, чтобы человек, говорящий с ними о “Боженьке”, был одет в костюм с галстуком и гладко выбрит, или им интереснее (при прочих равных условиях) говорить с бородачом, который иногда появляется в необычной черной рясе, а иногда — в еще более необычных сияющих облачениях? Многие годы православную семинарию в Нью-Йорке возглавлял замечательный русский богослов отец Александр Шмеман . Ему, конечно, часто приходилось отвечать на вопросы американских протестантов, недоумевающих по поводу сложности православного Богослужения. И однажды он очень просто ответил: “Я могу долго объяснять вам, почему в нашем храме это так, а это — вот так. Я могу часами разъяснять вам смысл каждой детали нашего облачения, смысл каждого литургического жеста и слова. Но я скажу кратко: детям это нравится!” И еще он добавил, что сияние митр и икон, кадила и литургических сосудов — это отблеск многокрасочности рая.

http://azbyka.ru/deti/shkolnoe-bogoslovi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010