Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Ребенок в храме … Как правило, эти слова ассоциируются у многих родителей, которые хотели бы вырастить свое дитя в церковной ограде, с проблемами. Плюс ко всему, у них накапливается огромная масса вопросов, ведь не все знают даже элементарные вещи. Между тем, все просто и понятно — стоит лишь захотеть это знать… Богослужение глазами детей Ирина Романова Троицкий листок Автор статьи, мама троих детей, рассказывает о своем опыте… Многих молодых родителей волнует вопрос, с какого возраста приучать ребёнка к церковной службе ? Когда и сколько он должен пребывать в храме, какие молитвы учить? Иногда на многолюдной праздничной службе приходится слышать: «Зачем детей-то мучить, все равно они ничего не понимают. Вот подрастут, тогда…». Но когда дети подрастут, у них возникнет масса важных дел: школьные уроки, шахматные турниры или отдых, наконец, все же воскресение – один единственный выходной у школьников. Чтобы все эти «важные» дела не отвлекли от самого главного в жизни, нужно приучать ребенка к храму с пеленок , а лучше еще до рождения. К одному старцу пришла за советом женщина: «Отче, два месяца назад у меня родился сын, с какого времени я должна его воспитывать?». Старец ответил: «Ты, мать, опоздала на одиннадцать месяцев». То же можно сказать и о церковной службе. Лучший вариант, когда мама задолго до рождения дитяти посещает храм, причащается, потому что из Евангелия знаем: «Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее … » ( Лк. 1, 41 ). Думается, что так же радуются младенцы в утробах матерей своих, когда те причащаются. Храм – лучшее место для воспитания детей. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как мягкий воск легко принимает черты, на нем напечатлеваемые; так и дети принимают впечатления без особых усилий». Церковное пение и сияющие облачения священников, лики святых и резные киоты, бряцание кадила и запах ладана, соборная молитва – все это останется в памяти детей на всю жизнь. Когда дети участвуют в годовом круге богослужений, они ощущают себя частью Церкви Христовой: радуются рождению Христа, плачут в Великую Пятницу: «Мама, зачем нашего Господа убили?». Торжествуют на Пасху, когда все становятся как дети и на возглашение священства «Христос Воскресе!!!» можно на весь храм кричать: «Воистину Воскресе!!!» – и никто не сделает замечание, что слишком громко. Все это золотой запас чистых детских впечатлений и переживаний, который не даст растратить душевные силы на протяжении всей жизни.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Конечно же, быть митрополитом — это прежде всего большая ответственность перед Богом и Священноначалием нашей Церкви, потому что сегодняшние взаимоотношения Церкви, общества и государства требуют максимальной прозрачности в действиях, правильного распределения сил по благословленным Священноначалием направлениям развития —духовного служения, миссионерского служения, социального служения, катехизаторского, образовательного. Возрождение Белгородской митрополии будет способствовать тому, что новые епископы будут уделять больше внимания приходскому служению, создадут условия для реализации решений Архиерейских Соборов, с тем, чтобы Церковь помогала бы преображать нашу жизнь изнутри. — Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка! Скажите, когда ожидать канонизации старца архимандрита Серафима (Тяпочкина)? Спасибо. (Владислав, Московская обл.) — Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить и представить в комиссию. Процентов 80 документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена. — Ваше Высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами. (Андрей, г. Волгоград) — Конечно, детей нужно крестить. Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в церковной жизни, в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают их к тому, чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребенок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать их детей. Когда совершается таинство крещения — ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники — крестный отец и крестная мать — были людьми верующими. Как правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей. По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить жизнь детей христианским содержанием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2477272...

Э. Артемьева-Скворцова Вторая книга о православной вере Предисловие Настоящая книга является продолжением пособия «Первая книга о православной вере». В ней рассказывается о том, во что верит и как молитвенно живет в своем богослужении Православная Церковь . Велика и трудна задача передать все богатство вероучения и богослужения Православной церкви, приспосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоящая книга является, быть может, лишь одним из первых шагов к ее разрешению. Составители стремились сделать пособие максимально содержательным, чтобы оно могло служить как бы справочной, настольной книгой об основах веры и богослужения. Книга не пытается предрешить метод преподавания и не содержит методических указаний. Она только дает объяснение Символа Веры и богослужения, стремясь сделать это в форме наиболее отвечающей потребностям духовной жизни, избегая одного отвлеченного, теоретического изложения. Для того чтобы принести ожидаемую от нее пользу, она требует творческого труда со стороны занимающихся по ней. Часть 1. Символ веры Вера Мы веруем и хотим и должны жить по вере. Св. Апостол Павел говорит, что «без веры невозможно угодить Богу». Что же называется верой? Во время земной жизни Господа Иисуса Христа одна женщина, язычница, имела дочь, одержимую жестоким бесом – бесноватую. Услышав, что Иисус Христос милосерд и имеет власть над бесами, эта женщина сердечно поверила этому. У нее явилась глубокая уверенность, что Господь непременно изгонит из ее дочери беса. Когда Иисус Христос подходил к месту ее жительства, женщина вышла навстречу Ему и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос ничего ей не ответил. Женщина же была так твердо уверена в ожидаемом ей исцелении дочери, что с прежней уверенностью продолжала просить. И ученики Христовы, сжалившись над ней, стали просить Господа. Тогда Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (т. е. только к избранному в Ветхом Завете еврейскому народу). Но и после этого уверенность женщины, что Господь непременно исцелит ее дочь, не поколебалась. Она подошла к Нему и, кланяясь, говорила: «Господи, помоги мне!». Господь же ответил ей решительным, по виду, отказом. Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – т. е. не следует оказывать благодеяния язычникам, когда эти благодеяния предназначены пока еще только евреям. Но уверенность женщины в ожидаемом исцелении не поколебалась и теперь. Она была такова, какова бывает уверенность в событиях, совершающихся перед глазами. И женщина продолжала просить. Ничто не могло поколебать ее веры. В ответ на такую уверенность, Господь сказал: «о, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее и ожидание ее осуществилось. В этом Евангельском рассказе мы видим твердую и непоколебимую уверенность женщины в осуществлении желаемого и ожидаемого ею события, как бы уже совершившегося перед ее глазами. Такую уверенность Сам Господь назвал верой . ( Мф. 15:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В Москве отпраздновали 125-летие со дня рождения блаженной Матроны Московской Москва, 23 ноября 2006 г . 22 ноября в Покровском ставропигиальном женском монастыре столицы отметили день тезоименитства святой праведной Матроны Московской, чьи мощи покоятся в соборном храме обители, сообщает Патриархия.Ru . Божественную литургию в храме Воскресения Словущего возглавил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий в сослужении духовенства и клириков храма. За богослужением молилились настоятельница монастыря игумения Феофания (Мискина) с сестрами. После литургии был совершен крестный ход, во время которого владыка Алексий помолился у мощей блаженной старицы Матроны. В своем слове, сказанном после крестного хода, владыка поздравил матушку игумению, сестер и всех присутствующих с праздником иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» и с празднованием 125-летия тезоименитства блаженной Матроны. Архиепископ Алексий также передал насельницам обители поздравления Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Празднование тезоименитства началось с ранней литургии, которая была совершена в 12 часов ночи. Всю ночь был открыт доступ к мощам блаженной старицы. На улице перед Воскресенским храмом был оборудован большой экран, на котором демонстрировались видеосюжеты, рассказывающие об истории обители. Блаженная старица Матрона (Матрена Дмитриевна Никонова, день ангела — 9/22 ноября) родилась в 1881 году в селе Себине Тульской губернии Епифанского уезда (ныне Кимовский район). Село это расположено километрах в двадцати от Куликова поля. Родители ее, Дмитрий и Наталья, крестьяне, были людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно, печку топили по-черному, соломой, т.к. дров не было. Зимой спали в печке. В семье было четверо детей: двое братьев, Иван и Михаил, и две сестры, Мария и Матрена. Матрена была младшая в семье. Нося Матрону во чреве, мать видела сон-видение, вещее. Девочка родилась слепая, с сомкнутыми веками, с закрытыми глазамиглазницы как бы высохли, и так и прожила всю свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/19534.html

Памяти высокопреосвященного Иеронима, архиепископа Варшавского и Привислинского (20 июля 1836 г. – 2 ноября 1905 г.) Источник Краткий очерк жизни почившего Владыки Иеронима до вступления его на кафедру Холмско-Варшавскую Весною 1836 года случилось знаменательное событие в церковно-приходской жизни села Дмитриевых-Гор, Владимирской губернии, Священник этого села, Тихон Иванович Экземплярский со своею «матушкой» Анной Степановной отправились, провожаемые всем селом, на богомолье в Саровскую Пустынь, Тамбовской губернии, отстоявшую верстах в 200-х от Дмитриевых-Гор. Заветною целью этого путешествия было желание помолиться у могилы чтимого старца Серафима о том, чтобы Господь, молитвами старца, исцелил Тихона Ивановича от его болезни. Пешком и босиком совершили богомольцы путь свой и, по прибытии в Саров, долго молились тому, кого русский народ почитал уже и в то время за угодника Божия. И вот, в первую же ночь после молитвы, старец Серафим явился во сне Анне Степановне и сказал ей: «молитва твоя услышана не будет, муж твой не исцелеет... Береги того, кого носишь во чреве: он много послужит церкви». Немедленно Анна Степановна разбудила мужа и сообщила ему о своем видении. Помолились они еще несколько дней в Сарове и отправились в обратный путь, одновременно и скорбя, и радуясь. Прошла весна, наступило лето, и 20-го июля – в день памяти пророка Илии, с первым ударом колокола к заутрени, родился у Анны Степановны сын, названный Илиею. С большою любовию и радостию встретила вся семья рождение маленького Ильюши, но радость эта скоро омрачилась: Ильюша, после какого-то случайного падения, начал чахнуть, у него появился горбик, и огорченные родители считали его уже не жильцом на свете. Особенно огорчало это родителей потому, чти они потеряли надежду видеть исполнение предсказания старца Серафима. Но с течением времени мальчик окреп, выровнялся и отличался от других детей живостию, своими совершенно белыми волосами, чисто голубыми глазами и особою любовию к богослужению. С самых ранних младенческих лет дети Тихона Ивановича приучались к посещению церкви, но особенно заботились об этом в отношении Ильюши. Тихон Иванович брал его с собою решительно на все службы и уже очень рано, с 6-ти лет, Ильюша пел в церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Ekzemp...

протоиерей Михаил Браверман Песни Богородицы Если имя «Господь» указывает на Божество Спасителя, то самой первой исповедует Деву Марию Матерью Господа святая праведная Елисавета – жена священника Захарии, мать Иоанна Предтечи. В евангельской истории Господу Иисусу Христу предшествует Его пророк Иоанн. Выход Господа на служение предваряет проповедь Иоанна Крестителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» [ Мф. 3:2 ]. И еще до того, как Господь примет смерть на Кресте, чтобы победить ее Воскресением, прежде чем Своей человеческой душой Он сойдет в царство мертвых, чтобы вывести оттуда всех Его ожидавших, начиная с Адама, – еще до этого в ад сходит убитый царем Иоанн, который, согласно церковному песнопению, «благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию». Рождение Иоанна предшествовало земному рождению Сына Божиего, и в день Благовещения Архангел Гавриил, сообщая Деве Марии о том, что Она родит Сына, открыл и то, что Ее родственница Елисавета уже как шесть месяцев беременна. О Елисавете и ее муже, священнике Захарии, Евангелие говорит, что оба они были праведны перед Богом, но не имели детей. Это вызывало не только скорбь, но и «поношение в человецех», – а между тем оба они были уже в преклонных летах. Но Господь ответил на их молитвы и даровал им сына, который вырастет и станет пророком – да еще таким, о котором Сам Господь скажет, что из рожденных женами не восставал больший, чем Иоанн Креститель. А после дня Благовещения Дева Мария пойдет «со тщанием» навестить Свою родственницу Елисавету в «нагорную страну», чтобы увидеть Своими глазами то, о чем говорил Архангел. В упомянутом евангелистом «граде Пудовом» видят расположенный неподалеку от Иерусалима Айн – Керем (Виноградный источник). В V веке здесь существовал византийский монастырь Рождества Иоанна Предтечи, а с XIX века здесь же, на склонах холмов, располагается русский женский Горненский монастырь. В этих местах Елисавета встретила Пресвятую Деву – и, исполнившись Духа Святого, воскликнула: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем» [ Лк. 1:43–44 ]. А Пресвятая Дева ответила словами, напоминающими ветхозаветную поэзию, – и это закономерно, ведь мир Священного Писания и был миром Девы Марии. Слова, которыми Пресвятая прославила Бога, в богослужении получили название «Песнь Пресвятой Богородицы». На церковнославянском языке Ее речь начинается так: «величит душа моя господа, и возрадовался дух мой о бозе спасе моем, яко призре на смирение рабы своея, себо отныне ублажат мя вси роди» [лк.1:46–48]

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  4.2 из  5) Книга священника Алексея Уминского – сразу о многом: о воспитании, о детской вере и молитве, о любви в семье и о родительских ошибках. (Уминский Алексей, протоиерей. – М.: Никея, 2016 – 152 с.) Аннотация О чем эта книга? Отец Алексей, имея опыт директора и духовника православной гимназии, поднимает множество актуальных для верующих родителей вопросов: как ребенку исповедоваться и поститься, каково место детей в приходе, что такое детская духовная жизнь и что на самом деле приводит ребенка ко Христу? Для кого эта книга? Для всех взрослых людей, рядом с которыми растут люди маленькие. Мнение главного редактора издательства: «Нам суждено жить в простое и сложное время. Сегодня практически каждая российская семья может не только посещать богослужения, но и выбирать приход по сердцу, найти в нем единомышленников для себя и круг общения для своего ребенка. Однако в подавляющем большинстве все мы, приводящие сегодня детей и внуков в храм, сами в своем детстве даже не могли представить подобного опыта. Мы не можем увидеть церковную жизнь глазами детей. Нам не на что опереться внутри себя, и мы начинаем искать опоры в обобщенном преставлении об абстрактном православном чаде. Поэтому часто и оказываемся не на стороне своего ребенка». От автора: «Духовное развитие юного человека – это очень хрупкая сфера, существование которой практически невозможно, если самые близкие люди – родители – пребывают за ее пределами». Мнение «Азбуки Воспитания»: Главным преимуществом книги, пожалуй, является простота изложения, доступность и краткость. Несмотря на то, что книга достаточно компактная по размерам и содержанию, автор рассматривает самые главные вопросы, касающиеся жизни детей в церкви и дома. Отличительная особенность книги – ощущение живого общения. Многолетний опыт и мудрость автора не выглядят назиданием, идущим откуда-то сверху. Он не приводит многосложные цитаты из прошлого о духовно-нравственном  воспитании чад, а апеллирует историями из настоящего, близкими каждому из нас, приводит примеры из жизни прихожан. Тема приобщения детей к вере и к Богу – сложная, многогранная, серьезная. Однако автору удается избегать штампов и чрезмерной морализации в том числе благодаря чувству юмора.

http://azbyka.ru/deti/rebenok-v-seme-i-v...

Глава Архангельской митрополии совершил Литургию в Новодвинском интернате для детей с нарушениями в развитии 3 мая 2018 г. 10:31 2 мая 2018 года, в день преполовения Пятидесятницы, празднование памяти блаженной Матроны Московской, митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил Литургию в Новодвинском детском доме-интернате для детей с серьезными нарушениями в интеллектуальном развитии. Домовый храм учреждения в этот день отмечает престольный праздник — память святой блаженной Матроны. За богослужением молились подопечные интерната, директор заведения Наталья Несен, ее заместитель Анатолий Борисов, а также министр труда, занятости и социального развития Архангельской области Елена Молчанова. «Мне приятно видеть в этом храме и ребят, и тех, кто за ними ухаживает, — сказал митрополит Даниил в проповеди. — Страдающий человек и помогающий ему получают от Бога одинаковую награду. Блаженная Матрона, которую мы сегодня молитвенно вспоминали, была слепорожденной, не могла ходить, но усиленно молилась Богу, Он дал ей такие дары, что здоровые люди приходили к ней, говорили о своих несчастьях, и она утешала и помогала. Прозрение, исцеление и многие другие дары имела святая Матрона». Глава Архангельской митрополии отметил, что претерпевая земные страдания, люди стяжают небесные венцы: «Пребывающие здесь дети близки Богу. Их страдания временны, и Господь уготовал им великую награду. Несчастны не они, а те, которые родились красивыми, здоровыми, умными, но не стали жить по заповедям Божиим. А страдающие в этой жизни дети получат безграничные блага, счастье и радость». «Блаженная матушка Матрона тоже страдала, она не видела, не имела своего дома, близких родственников, — продолжил проповедь митрополит Даниил. — Но она всегда улыбалась, всегда была радостной, потому что с ней был Господь. Она видела духовным зрением больше, чем люди видят телесными глазами». Глава митрополии призвал верующих благодарить Бога за все, что происходит в жизни. «От человека требуется только одно — жить так, как повелел Господь. Весь тварный мир живет по законам Божиим, и лишь человек может восстать против своего Творца. Потому что Бог дал человеку дар свободы, но Господь промышляет и о нашем спасении. Одному Он дает здравие, а другому не дает, зная, что с этим здоровьем, красотой и умом человек, прожив жизнь, окажется после исхода не в райских обителях, а в совершенно другом месте. Когда человек не ропщет, принимая все, что случается с ним в жизни, а благодарит Бога, это приносит не просто прощение грехов, но и небесные венцы — радость, любовь, милосердие, сострадание к людям. Будем же помнить о том, что каждому из нас предстоит дать ответ перед Господом за прожитую жизнь!» — завершил проповедь митрополит Даниил.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Многодетность Страстная седмица: опыт многодетных Как совместить бытовую сторону подготовки к празднику с богослужениями Страстной седмицы? Каждый год во всех православных семьях встает вопрос поиска баланса. Как с этим справляются и где находят компромиссы многодетные семьи с многолетним опытом? Клуб многодетных: Профессиональное выгорание родителей В многодетные родители попадают либо случайно, либо отличники — люди со стремлением к совершенству. Отличник двоечником и троечником стать не хочет, не хочет опуститься до отметки лузера. Клуб многодетных: Супруги в многодетной семье — «мама и папа» или «муж и жена»? Мама держит роль профессиональной мамы, у папы свои карьерные дела. И возникает вопрос, сколько у вас останется тем для разговоров, которые ни касаются питания, покупок ботинок. Есть простой домашний тест — знаете ли вы сразу, о чем разговаривать, когда вы остались наедине друг с другом? Татьяна Зайцева: Когда пятерых детей мало На родителей я, взрослая, смотрю сейчас уже другими глазами, чем в детстве. И мне очень интересен их жизненный опыт. Сейчас я вижу мудрость родителей, к которой всегда надо прислушиваться, которая видит больше, чем можем видеть мы. Клуб многодетных. Не сделанные дела Некоторые дела пропустить как-то особенно обидно: вечернее чтение с детьми, например, или встречи с очень пожилыми людьми, с которыми просто можно не успеть встретиться… В разряд обидно пропускаемых дел важные дела попадают из-за того, что приоритеты расставлены странным образом. Клуб многодетных. Дети из больших семей в немногодетном мире Дети пойдут в школы, в детские сады, где им придется столкнуться различными нормами жизни в семьях с меньшим количеством детей. Они увидят, что у них нет, порой, письменного стола или своей комнаты, нет миллиона бабушек, готовых прыгать над одним ребенком, и в какой-то момент ощутят разницу и начнут задавать вопросы. Екатерина Бурмистрова: Чем опасна мода на многодетность? Есть примеры, когда в некоторых областях было сильно увеличено пособие на многодетность, люди стали рожать третьего ребенка. Судьба многих из этих детей оказалась печальной: они не были нужны семье. Такое может произойти и в масштабах страны.

http://pravmir.ru/tag/mnogodetnost/page/...

«Мама, когда же Причастие?» – наверное, основной вопрос ребенка, которого привели в храм не к самому концу литургии. Литургия – «общее дело», общее богослужение, во время которого совершается Евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христово. Таинство, тайна Жизни. А глазами ребенка – что это такое? Красиво поет хор, красивые иконы, росписи. То поют – то читают. Иногда кадят. Священнослужители в красивых одеждах входят и выходят. Если ребенок не понимает, что это значит, что именно поют, что читают, почему и зачем «входят и выходят», то все богослужение действительно превращается просто в ожидание: «когда все это закончится». Пойти погулять, почитать книжку в церковной лавке, поиграть с друзьями – переждать бесконечную службу. Если гулять не пускают, стоять, переминаться с ноги на ногу, снова и снова ждать. Иногда и не видно ничего – одни спины вокруг. Иногда понятно, что именно поют, иногда – нет… Для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием Безусловно, есть такие дети, которые внимательно следят за богослужением. Есть дети, которые уже в 7–8 лет могут, стоя на службе, даже не понимая происходящего, сосредоточиться на молитве, если не на общей – то на своей. Но для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием. Часто просто потому, что им ничего не понятно. А ведь научиться понимать происходящее на богослужении, в первую очередь на литургии, – может быть, важнейшая задача образования и воспитания наших детей! Литургия как образование Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс не маяться, не скучать на самой главной службе. Не воспринимать служение Богу, время совершения Евхаристии, величайшего чуда и тайны нашей жизни, как время бесконечного ожидания. Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу. Когда дети научатся хоть немного понимать литургию – тогда богослужение само собой будет учить наших детей, даст им самое настоящее образование. Безусловно, даже не способные ничего понимать младенцы получают благодатное освящение, приобщаясь Святым Тайнам. Как говорил тот же преподобный Паисий, даже скучая присутствовать в храме – это уже плыть на церковном корабле . Но чем старше становится человек, тем важнее для него осознанное участие в богослужении.

http://pravoslavie.ru/135460.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010