Православных священников в Польше часто били плетьми, сажали в тюрьмы, морили голодом, травили собаками, отрубали им саблями пальцы, ломали руки и ноги. На монастыри нападали толпы бесновавшейся черни, они грабили и сжигали святые обители, монахов мучили и убивали. Святитель Георгий (Конисский) так описывал жизнь православных в Польше: «Духовные и сильные мирскою властию гоняли православный народ, как овец, в костел или униатский храм. Во время самого чтения Евангелия входил в храм приказчик, бил народ плетью и гнал его, как скот из хлева… Детей били розгами пред глазами матерей, матерей – пред глазами детей… На моих глазах несколько раз секли девицу сперва розгами, потом шиповником, чтобы отреклась от веры, и – не отреклась. Женщину с грудным младенцем полгода держали в тюрьме, младенца она лишилась там же, а муж бит и замучен особо; ей самой жгли пальцы, чтоб отреклась от нашей веры, и – не отреклась. Другая закована была в кузницу (железный ошейник) и удавлена». С 1707 по 1728 г. Могилевскую кафедру занимал епископ Сильвестр (князь Четвертинский), который много потерпел от врагов православия. Самая жизнь его постоянно находилась в опасности. Великим страдальцем и борцом за православие был архиепископ Георгий (Конисский) . Он был подданным России, родился в 1717 г. в Нежине в дворянской семье. Учился в Киевской академии и принял там монашеский постриг. В 1751 г. был назначен ректором академии, а через 4 года состоялась его хиротония во епископа Могилевского. Это была тогда уже единственная православная епархия на территории Речи Посполитой. Святитель Георгий страдал от изуверского фанатизма католиков еще больше своих предшественников – епископов Сильвестра, Арсения, Иосифа и Иеронима. В 1759 г. в Орше банда вооруженных пистолетами и саблями головорезов напала на него во время богослужения в храме. Чтобы спасти жизнь архипастыря, его вывезли тайком из города в телеге, прикрытой навозом. В 1761 г. в Могилеве подстрекаемая доминиканским миссионером толпа студентов-иезуитов напала на архиерейский дом и семинарию, разломала ворота, побила и поломала все, что попало под руки. Разъяренные изуверы избили и покалечили монахов, семинаристов, служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«Мама, когда же Причастие?» – наверное, основной вопрос ребенка, которого привели в храм не к самому концу литургии. Литургия – «общее дело», общее богослужение, во время которого совершается Евхаристия, хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христово. Таинство, тайна Жизни. А глазами ребенка – что это такое? Красиво поет хор, красивые иконы, росписи. То поют – то читают. Иногда кадят. Священнослужители в красивых одеждах входят и выходят. Если ребенок не понимает, что это значит, что именно поют, что читают, почему и зачем «входят и выходят», то все богослужение действительно превращается просто в ожидание: «когда все это закончится». Пойти погулять, почитать книжку в церковной лавке, поиграть с друзьями – переждать бесконечную службу. Если гулять не пускают, стоять, переминаться с ноги на ногу, снова и снова ждать. Иногда и не видно ничего – одни спины вокруг. Иногда понятно, что именно поют, иногда – нет… Для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием Безусловно, есть такие дети, которые внимательно следят за богослужением. Есть дети, которые уже в 7–8 лет могут, стоя на службе, даже не понимая происходящего, сосредоточиться на молитве, если не на общей – то на своей. Но для большинства детей богослужение оказывается весьма скучным занятием. Часто просто потому, что им ничего не понятно. А ведь научиться понимать происходящее на богослужении, в первую очередь на литургии, – может быть, важнейшая задача образования и воспитания наших детей! Литургия как образование Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс не маяться, не скучать на самой главной службе. Не воспринимать служение Богу, время совершения Евхаристии, величайшего чуда и тайны нашей жизни, как время бесконечного ожидания. Когда дети научатся хоть немного понимать литургию, будет шанс во время богослужения думать о происходящем в храме, чаще обращать душу и сердце к Богу. Когда дети научатся хоть немного понимать литургию – тогда богослужение само собой будет учить наших детей, даст им самое настоящее образование. Безусловно, даже не способные ничего понимать младенцы получают благодатное освящение, приобщаясь Святым Тайнам. Как говорил тот же преподобный Паисий, даже скучая присутствовать в храме – это уже плыть на церковном корабле . Но чем старше становится человек, тем важнее для него осознанное участие в богослужении.

http://pravoslavie.ru/135460.html

Новости 12 ноября, 2011 Тема политической ситуации на Ближнем Востоке будет затронута в рамках визита Патриарха Кирилла в Сирию и Ливан Патриарх Московский и всея Руси Кирилл начнет сегодня свой официальный визит в Антиохийский Патриархат. 11 ноября, 2011 Из Софийского собора в Никее хотят сделать мечеть Как сообщает турецкая пресса, призыв на молитву был спет муэдзином в прошлый четверг, в первый раз с момента основания турецкой республики в 1923 году. 11 ноября, 2011 Патриарх Кирилл и мэр С. Собянин ознакомились с ходом строительства храма памяти жертв теракта на Дубровке Сегодня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр г. Москвы С.С. Собянин ознакомились с ходом строительства храма памяти жертв теракта на Дубровке 11 ноября, 2011 Патриарх Кирилл и Сергей Собянин подарили объемные книги слепым детям " Люди по-разному прикасаются к миру: одни - глазами, потому что они видят, другие - сердцем, руками, потому что глазами его увидеть невозможно " , - сказал Патриарх 11 ноября, 2011 Прот. Димитрий Смирнов: Интерактивную " Православную Русь " надо привезти в регионы Очереди были огромные. Я смог пройти только потому, что был участником конференции, через черный ход. А никто из моей семьи, из моих пятидесяти детей, на выставку так и не попал, и великой святыне — Тихвинской иконе Божией Матери — им поклониться не удалось. 11 ноября, 2011 Завтра Пояс Богородицы прибудет в Волгоград В целях обеспечения безопасности дорожного движения парковка рядом с собором и на прилегающей территории будет запрещена. 11 ноября, 2011 Патриарх Кирилл освятил крест для храма апостола Богослова под Вязом Здание церкви на Новой площади ранее занимал Музей истории Москвы, в октябре оно было передано Российскому православному университету, и в нем возобновились богослужения. 11 ноября, 2011 Артемий Рожков: Разделение Минобра мало что изменит в школьной жизни Что эффективнее? Почему раньше отказались от модели в несколько ведомств, а сейчас решили снова к ней вернуться? Конкретных исследований на этот счет не проводилось. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции.

http://pravmir.ru/category/news/page/524...

Закрыть itemscope itemtype="" > Услышать глазами 26.11.2015 470 Время на чтение 5 минут Если запомнить ход Литургии, всенощного бдения, мы сможем молиться, закрыв глаза. Но попробуйте замкнуть уши - так плотно, чтобы ничего не слышать. Не знаю, как вы, но я, оказавшись в гудящей тишине, очень скоро заскучала бы и захотела уйти. Так ощущает себя в храме большинство глухих и слабослышащих людей. Есть те, кто упорно, из года в год, подвижнически выстаивает богослужения, крестясь и кланяясь вместе со всеми. Но большинство заходит всего на пару минут, торопливо ставит свечу и, в страхе совершить какую-нибудь ошибку, спешит храм покинуть. -Мы не понимаем, что происходит на богослужении, научите! - говорит языком жестов одна из подопечных Саратовского отделения Всероссийского общества глухих. Обводя взглядом людей, собравшихся в храме во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, клирик этого храма священник Андрей Солодко улыбается - по ответным кивкам тех, кто пришел на занятия, где изучают основы православной веры глухие и слабослышащие люди, ясно, что они батюшку понимают. Отец Андрей говорит, а рядом с ним активно жестикулирует, тихо, но четко проговаривая слова, ведущий специалист Саратовского отделения Всероссийского общества глухих Ольга Юрьевна Малетина. Она - сурдопереводчик, связующее звено между инвалидами по слуху и внешним миром. Ольга Юрьевна работает в Обществе 25 лет. Многие знают, что она человек верующий, поэтому нередко обращаются за советом, рассказывают о сложностях, с которыми сталкиваются в храме, о желании молиться в Церкви, быть ее частью. А сегодня все собрались для того, чтобы организовать Литургию с сурдопереводом - таких богослужений в Саратовской епархии пока не совершалось. Грудные дети Бога -Бог - это любовь,- рассказывает отец Андрей.- Каждого из нас Он любит как родного ребенка. И как родитель, ничего не ожидает в ответ - кроме любви. В зале ропот, смысл которого выражается так: «Родители очень часто что-то требуют от детей, хотят отдачи. Неужели отношения человека с Богом - таковы?».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

— С какого возраста и как часто нужно приводить детей в храм?  — Приносить детей в храм нужно сразу же после крещения, а крестят малышей обычно на 40й день. Можно, конечно, и раньше крестить, особенно если есть опасение за здоровье ребенка, в таких случаях священник приглашается прямо в больницу. Часто приходится крестить детей, которых врачи считают безнадежно больными, и после Таинства эти малыши выздоравливают. Желательно приходить с детьми в храм каждое воскресенье и в праздничные дни. Естественно, что не каждый маленький ребенок может спокойно выстоять всю службу, поэтому разрешается приводить малышей только к Причастию. Но постепенно нужно приучать их и к более длительному пребыванию в храме. Вполне естественно, что ребенок может «уставать» в храме, поэтому можно разрешить ему чем-то заниматься, например, задувать свечи, только чтобы это занятие не стало основным. Нужно постараться объяснить, что главное — это молитва, но полное понимание этого приходит со временем… И, конечно, необходимо следить, чтобы ребенок не баловался. Иногда дети берут свечку и без конца зажигают ее и тушат, чего нельзя допускать. Можно разрешить задувать коротенькие свечи и класть их в ящички для огарков, как это делают взрослые. В большом храме всегда есть тихий уголочек, куда можно усадить ребенка и занять его чем-то интересным. Взять, к примеру, с собой в храм любимую игрушку малыша или карандаши, тетрадь для рисования. При этом нужно обязательно приучать ребенка вести себя тихо, объяснить, что люди пришли в храм молиться и нехорошо им мешать. Также можно рассказать, что происходит в алтаре во время богослужения, полистать вместе с ним книжку — сейчас выпускается много различных изданий Библии для детей с красивыми иллюстрациями. Можно вместе рассматривать иконы, объяснять, кто или что изображено на них — для взрослого это прекрасный повод самому вспомнить Священное Писание или перечитать житие… Однажды мы всей семьей были в Новгороде, в Софийском соборе, и дочка заинтересовалась фресками с библейскими сюжетами, которыми расписан храм. Пока я ходил по храму, моя супруга стала рассказывать о них, и позже, когда мы пришли в другую церковь, дочка, увидев подобную роспись, вспомнила: «Это Господь изгнал из Рая Адама и Еву, и поэтому они плачут».

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Русский философ Иван Киреевский писал: «Наше богослужение заключает в себе полное и подробное изложение не только тех догматов, которые преподаются в школах, но даже почти всех вопросов, которые вообще могут тревожить любознательность ума просвещенного. Следовательно, если бы народ наш, ходя в церковь, понимал службу, то ему не нужно бы было учение катехизиса, – напротив, он знал бы несравненно более, чем сколько можно узнать из катехизиса, и каждую истину веры узнавал бы не памятью, но молитвою, просвещая вместе и разум и сердце» . Все это касается и взрослых, и детей. Участие в богослужении, участие разумом и сердцем – это воспитание в вере, обучение вере. Образование, которое учит и ребенка, и взрослого во всех возможных образовательных смыслах, со всех сторон одновременно. Праведный Николай Кавасила в своем «Изъяснении Божественной литургии» напоминает, что все происходящее во время богослужения освящает нас «двояким способом»: «Первый способ тот, что мы получаем пользу от самих молитв, псалмов и чтений. Молитвы обращают нас к Богу, испрашивают нам отпущение грехов... А с другой стороны, и чрез это, а вместе и чрез все, что совершается в священнодействии, мы получаем освящение и другим способом – тем, что во всем этом мы созерцаем здесь образ Христа, Его дела в отношении к нам и Его страдания. Ибо и в псалмах, и в чтениях, и во всем том, что совершается священнослужителем во все продолжение священнодействия, изображается домостроительство Спасителя… так что у тех, кто смотрит на это, все те (обстоятельства) находятся как бы пред глазами» . Но если наши дети едва слышат слова молитв, едва улавливают какие-то знакомые словосочетания, если даже не представляют, какие во время богослужения происходят священнодействия, как это все может «изображать домостроительство Спасителя»? Если это все для наших детей – темный лес, пусть и в сияющем храме?.. Рассказать ребенку, как устроено богослужение Верующие родители готовят детей к участию в богослужении, и делают это по-разному. Первое решение – дома или при помощи воскресной школы объяснять ребенку устройство церковных служб. Начать можно, когда малышу лет семь, и возвращаться иногда к такому уроку, когда ребенок станет старше.

http://pravoslavie.ru/135460.html

о. Александр : - Но без неё человек вообще ничего не совершит. о. Дмитрий : - Если Богу угодно, то Он сам совершит. о. Александр : - Человеку хочется продвинуться в духовной жизни, а легкости нет. о. Дмитрий : - Хочется продвинуться в духовной жизни? Об этом можно поразмышлять, но чисто теоретически. Это не дело человека. Это просто самонадеянная наглость. о. Александр : - Но человек что-то должен делать? о. Дмитрий : - Должен. Царство Небесное от времени Иоанна Крестителя нудится. И употребляющие усилия восхищают его. Что может человек? Только нудить себя. С терпением. А уж Господь Святый Дух, если пожелает -  то сделает. Вопрос: - Как Вы, батюшка, относитесь к традиции в Прощеное воскресение вечером петь в храме Пасхальные стихиры? Это давняя традиция из моего детства. Нельзя ли ее возобновить? о. Дмитрий : - Нельзя, и не будем. Не нужно превращать богослужение в миксер, в котором все перепутано. Есть Пасха, которая празднуется 40 дней. Есть устав, его составили люди святее и умнее нас, зачем что-то менять? Незачем. Какая нужда? Вот дома келейно пойте, что хотите. Никто ничего не скажет, тем более, если на душе у тебя Пасха.  Люди не ценят устав. Это недостаток церковной культуры. Но это не аргумент, что нравится что-то из детства. У меня такие воспоминания из детства, что в холодном поту просыпаюсь. Вопрос: - Люди привыкли петь акафисты. Вот наступает Великий пост и возникает вопрос, а можно ли постом? о. Дмитрий : - Дома можно все. Пой келейно акафисты на здоровье. Это же неважно, главное  - чтоб человек молился Богу и чтоб пением соседям не мешал. Вопрос: - Очень давят родные по поводу детского сада. Говорят, что там занимаются с детьми, а дома ребенок шатается без дела. Как Вы относитесь к свободному времяпрепровождению детей дома, когда они сами должны себя занять? Меня уже одолевает уныние, поддержите. о. Дмитрий : - Уныние от безделья. Поэтому нужно дома не сидеть, а с детьми заниматься. А то в саду занимаются, а мама зачем? Привлекать детей к домашним делам, вместе готовить еду, распределить обязанности, это все надо организовать, а лень-матушка все хочет сплавить. Потому что надо  так организовать жизнь детей так, чтоб они могли самостоятельно чем-то заниматься. Рисовать, листать книжки, переписывать что-то, букварь срисовывать... Вот, мама глядит -  а сама крупу перебирает в это время. Надо детей вовлекать в работу взрослых. Это лучшая игра. Более того, они так обучаются домашней работе, которая им не в тягость.  Они относятся к ней как к игре, а ведь дети любят играть.

http://radonezh.ru/analytics/kogda-to-go...

Надо ли принуждать ребенка к нахождению в церкви? На мой взгляд, каждый родитель должен сам определить меру пребывания его детей в храме с учетом индивидуальных особенностей их характеров. Есть дети спокойные, есть подвижные. Мать и отец из своих наблюдений за ними сами должны найти оптимальное решение. В некоторых семьях с более спокойными детьми отец или бабушка или другой родственник приходят раньше, а мама с менее спокойными ближе к Причастию. Если и принуждать детей, то только в тех рамках, которые они могут понести. Бывает так, что ребенок спокойно проводил на богослужении те самые полчаса, а в какой-то день как на иголках: капризничает, вертится, не слушается. Ребенок тоже человек. У всех бывают плохие дни, может, он не выспался, может, неважно себя чувствует — родители должны быть чуткими и с пониманием относиться к этому. Возможно, Причастие придется отложить и уйти домой. Главное помните народную мудрость: неволец не богомолец. Еще одна ошибка родителей: стремление причастить ребенка любой ценой. Если с младенцами это удается исполнить, то чем старше дети, тем сложнее причащать их на каждой литургии, а семилетние вообще должны готовиться к Причастию почти наравне со взрослыми. Маленькие дети не способны со всей серьезностью воспринимать Таинство. Рассказы о том, что дети видят ангелов, голубей и едва ли не благодать зрят, не более, чем красивые сказки. Ребенок воспринимает мир как игру, и церковь для него тоже своего рода игра. Вот сейчас он к батюшке подойдет, батюшка ему на ложечке чего-то такого даст, мама будет довольна. От Чаши многие дети отходят, кривляясь, размахивая руками — главное-то они сделали, можно и расслабиться. Совершили главное действо в этой игре, остальное не важно. Очень важно донести до детей серьезность этого мероприятия, а сделать это можно только одним способом — строгим отношением к Причастию. Несмотря на то, что до 7 лет дети не исповедуются и теоретически не могут быть лишены права причащаться, родители должны следить за тем, чтобы их чадо относилось к Причастию максимально серьезно. Если ребенок совсем расшалился и не слушается, безобразничает в храме, то мать или отец вполне могут не пустить его к Чаше. Это очень действенная мера для непослушек — все идут к Чаше, а его не взяли — глазами ребенка — исключили из игры. Бывает и так, что ребенок может заявить о своем нежелании причаститься. Нельзя его  заставлять или подкупать посулами игрушек или вкусненького. И еще хуже поступают те родители, которые заманивают на Причастие: “Батюшка тебе наку даст, батюшка тебе компотика даст”. Вот и будет у ребенка отношение к Причастию как к компотику. Какая уж тут духовная жизнь?

http://azbyka.ru/deti/osnovnye-problemy-...

– Важно ли, чтобы дети понимали текст молитв? Священник Александр Насибулин: У нас дома это отдельная традиция – мы всегда дома молимся большей частью на русском. Очень важно, чтобы дети молились осознанно. После чтения молитвослова каждый старается сказать что-то Богу своими словами. Когда молитва от сердца – она живая, важная. Иногда даже учишься у детей искренним словам молитв. Рано или поздно дети сами дорастут до момента, когда церковнославянский станет для них прекрасным, осознанным и родным. Но пичкать их с детства непонятными для них молитвословиями в огромных количествах, на мой взгляд, совершенно неправильно – это прямая дорога из храма для будущего подростка. «По плодам их узнаете их». Сейчас нам кажется важным осознанное участие и понимание религиозной жизни. Мы же видим, что подростки уходят из Церкви – значит, нужно что-то менять. Анастасия Насибулина: В раннем детстве мы с братьями и сестрами учили церковнославянские молитвы. Но достаточно быстро мама поняла, что мы совершенно ничего не понимаем и просто забалтываем, сочиняя новые слова. Постепенно мы стали молиться своими словами, потом у нас появился детский молитвослов с короткими понятными молитвами на русском языке. Священник Александр Насибулин: И можно посмотреть на плоды. Все семь детей матушки Ольги и батюшки Андрея остались со Христом. Это же о чем-то говорит! Анастасия Насибулина: Наступил момент в позднем переходном возрасте, когда мама сказала: то, что было у вас до этого, традиционные воззрения, принятые от родителей, – это здорово. Но надо, чтобы у вас был самостоятельный акт принятия Бога, личный путь. Это была свобода и осознанный выбор.  Священник Александр Насибулин: Просто водить детей в храм, заставлять их отстоять все богослужение в надежде, что они вырастут камнями веры – зачастую не работает. Надо искать новые пути взаимодействия. Самое ценное, что мы можем передать нашим детям – это дар веры. Мы можем поделиться горящим светом в наших собственных глазах, но нам словно что-то мешает это сделать. Как выйти в мир и поговорить с человеком на языке XXI века – об этом очень мало сегодня размышлений (а ведь именно так поступали все великие миссионеры, по принципу апостола Павла «Для всех я стал всем, чтобы спасти хотя бы некоторых»). И с детьми то же самое происходит. Мы пытаемся поднять их куда-то на духовные высоты, а надо просто посмотреть на мир глазами детей и попытаться вместе с ними увидеть Бога. 

http://pravmir.ru/bez-zheny-svyashhennik...

— Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить и представить в комиссию. Процентов 80 документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена. — Ваше Высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами. (Андрей, г. Волгоград) — Конечно, детей нужно крестить. Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в церковной жизни, в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают их к тому, чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребенок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать их детей. Когда совершается таинство крещения — ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники — крестный отец и крестная мать — были людьми верующими. Как правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей. По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить жизнь детей христианским содержанием. — Здравствуйте, скажите, пожалуйста: мне которую ночь снится архангел Михаил, к чему это? Не помню, о чем мы с ним разговариваем, только помню что он снился…  (Христина, г. Астрахань)

http://patriarchia.ru/db/text/2477270.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010