Принимая Причастие, хлысты старались незаметно задержать его во рту, а потом выплюнуть или отнести своим пророкам, которые выбрасывали его в нечистые места. Во время церковных служб в одних губерниях они старались вести себя благоговейно, в других местностях сектанты нередко спали на богослужениях и громко зевали, утомлённые ночными радениями. Некоторые отыскивали глазами на иконах сходство со своими пророками и руководителями. В Тамбовской губернии, по сообщению Третьего миссионерского съезда, хлысты становились обыкновенно в одном месте и во время службы разговаривали, иногда даже смеялись. Методы обращения. Вначале хлысты приглашали православных на свои общие собрания, где на первых порах не происходило ничего предосудительного: на них читалась без толкования Библия и пелись церковные песнопения. Когда новичок привыкал посещать эти собрания, на них начиналось толкование Писания в контексте хлыстовского учения, а церковные песнопения постепенно заменялись песнями хлыстов. Через некоторое время сектанты начинали демонстрировать сошествие на них «святого духа», выражавшееся в пророчестве и бормотании загадочных слов. Только после двух-трех лет, овладев доверием неофитов, сектанты приглашали их на свои тайные собрания, где бешеные радения либо совсем отталкивали увлекшихся было их учением, либо, что бывало много чаще, крепко связывали новых членов с сектой. 1009 Другим наиболее излюбленным способом вовлечения в хлыстовскую общину было принятие малолетних сирот и детей бедных православных родителей в дома хлыстов на воспитание или обучение грамоте либо рукоделию. С теми же целями зажиточными хлыстами принимались в услужение несовершеннолетние из православных семейств. Неоднократные следствия по делу хлыстов показали, что у «матушек-корабельщиц» и «батюшек» были своего рода монас- тырьки с десятками молодых несовершеннолетних и взрослых девиц, набранных из православных семейств под видом обучения ткацкому ремеслу, и все они оказались совращёнными в ересь и участвовали в радениях. Было установлено, что девушка, взятая в детстве хлыстами к себе на воспитание или обучение, за редким исключением выходила впоследствии замуж, будучи пропитана бракоборными воззрениями секты. 1010

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Все эти элементы прекрасного не остаются внешней формой, но помогают душе человека проникнуть глубже в содержание и смысл богослужения. Эстетическая неотъемлемая принадлежность христианства, которое исповедует Воплотившегося на земле Бога – Спасителя мира. «Оставьте в стороне, – говорит Ушинский, – догматическое значение наших церковных служений, взглянем на них глазами этики языческой. Что выражено в них? Торжество нравственности, всемирное торжество в ранах, в рубище, посреди насмешек, поруганный, на кресте, во гробе... Торжество тем более сияющее, чем более оно унижено». «Что более возвышенного может дать человеческая философия, история, искусство?» – спрашивает Ушинский. «Вот та укрепляющая атмосфера, в которой воспитывается христианское дитя. Очищайте ее от миазмов, если они по слабости и невежеству людей проникли в нее, но не извлекайте из нее детей, если не хотите, чтобы они задохнулись за неимением нравственного воздуха». 3. Религиозное воспитание Вопрос о религиозном воспитании не является для Ушинского частным вопросом, одной из сторон воспитания. Тем более религиозное воспитание не есть нечто внешнее, чуждое, навязанное ребенку взрослыми, как об этом еще в то время писали некоторые авторы, в статистических данных «обобщая» извращенную «практику» современных им фарисеев. Религиозное воспитание должно начинаться с самого раннего детства, отвечая глубочайшим потребностям детской души. Религиозное чувство не может быть оторванным от жизни, оно живет и развивается вместе с развитием самосознания ребенка и осознанием им окружающего мира. Вот как пишет об этом сам Ушинский: «Религиозное воспитание – это родная, живительная, органически необходимая для роста и нормального развития детской души атмосфера, которая встречает ребенка при его вступлении в жизнь, окружает его младенчество, и, вместе с первыми проблесками самосознания, с первыми впечатлениями от близких людей и окружающей природы, создает то ощущение жизни, навстречу которому тянутся растущие силы ребенка с его потребностью познать, действовать, любить и быть любимым».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Ush...

При проведении уроков я руководствовался советами митрополита Антония Сурожского : «Если же говорить о вере, то надо передавать детям Живого Бога, – не устав, не какие-то формальные знания, а тот огонь, который Христос принес на землю для того, чтобы вся земля или, во всяком случае, каждый верующий стал бы купиной неопалимой, горел, был бы светом, теплом, откровением для других людей… Детям нужна не осведомленность, а те вещи, которые могут дойти до них; нужен живой контакт, который может взволновать душу, вдохновить». Длительность уроков не была строго регламентирована, хоть и был ориентир – не больше 40 минут. Если же у детей возникал большой интерес, и они готовы были слушать, то иногда урок затягивался до часу и более. В храме интересно! Проводился также урок в храме. Дети узнали об общем устройстве и об отдельных частях храма. Были специально открыты Царские Врата, чтобы каждый мог увидеть, что находится в алтаре. Из алтаря были вынесены Евхаристические сосуды и другие предметы, необходимые для священнодействий: копие, лжица, покровцы, воздух, крестильный ящик, напрестольное Евангелие, антиминс, кадило, ладан, священнические одежды и др. Дети не только смогли увидеть все это своими глазами, но также узнали о практическом применении и символическом значении этих предметов. Поднимались мы также на колокольню. В будущем надо будет с благословения настоятеля разрешать детям звонить, чтобы у ребенка в душе как можно больше оставалось радостных воспоминаний о храме. При объяснении темы, в качестве наглядного пособия использовался… картофель. Именно на нем детям было показано, как вырезается Агнец, как раскладываются частички на дискосе и др. Сами воспитанники признавались, что после того, как они кое-что узнали о смысле священнодействий, им стало интереснее ходить на богослужения. Поэтому в будущем в Летней выездной воскресной школе было бы очень неплохо проводить «Миссионерскую литургию», а также служить хотя бы одну литургию на белорусском языке. Как показывает опыт, незнание смысла богослужения делает его для молящихся чем-то нудным и неинтересным. Это в свою очередь может способствовать тому, что ребенок возненавидит церковные службы. И то, что должно, по сути, быть чистой радостью, для детей может превратиться в неприятную обязанность. Поэтому мы никого из отдыхающих не заставляли стоять на богослужении от начала до конца. На Всенощное бдение все приходили к началу, а уходили после «Полиелея». Те, кто желал помолиться дольше, оставался в храме, предупредив при этом кого-нибудь из воспитателей. На литургии дети стояли до конца, но приводили мы их не к самому началу. Для желающих прийти пораньше действовало то же правило, что и относительно Всенощного бдения.

http://azbyka.ru/deti/nash-opyt-letnej-v...

А когда они поставят в патриархи латиномудрствующего, тогда все эти иеромонахи, которые обивают пороги Галаты и Константинополя, чтобы иметь церкви, будут подчиняться повелению латиномудрствующего патриарха. Тогда все духовное образование, воспитание, проповедь будут в руках иезуитов и следствием этого будет совершенное уничтожение православия в восточной церкви... Иезуиты искусно обманывают простой народ и играют с ним, как с обезьянами, так как знают его невежество и глупость. Иезуиты льстят, чтобы приобрести расположение тех, которые обходят и базары, и мясные лавки, и церкви, – и всюду проповедуют, что иезуиты мудрые и святые мужи, – и побуждают несчастных молодых людей по воскресеньям собираться в иезуитские церкви, – и чрез это предают овец в уста волков… За бесплатные уроки иезуитов платою служит то, что чрез них они покупают душу и совесть наших детей…иезуиты – и личные враги наши, и враги наших детей, и враги нашего спасения, и враги нашего народа, и враги нашего отечества, и враги нашей веры, и враги нашей восточной церкви» 102 . Так как главными противниками деятельности иезуитов на востоке были православные патриархи, то естественно, что они употребляли всю свою изворотливость, чтобы отделаться от этих опасных противников. Всячески стараясь очернить личность патриарха, иезуиты возводили на него разные клеветы: пред турецким правительством обвиняли его в политических замыслах, пред глазами народа и клира уличали в отступлении от православия – и так или иначе добивались его низложения, а на его место ставили своих кандидатов. Но иезуиты, не ограничиваясь греческим востоком, постарались в то же время раскинуть сеть своей пропаганды над Литвой и Юго-Западной Русью. Способы их пропаганды здесь были те же, какими они пользовались на востоке. На первых порах встреченные враждебно, они быстро завоевали себе сочувствие в обществе. Православные и протестанты толпами собирались слушать их проповеди и публичные диспуты, смотреть на их торжественное богослужение и религиозные процессии, наполняли их школы, пользовались их благотворительностью и т.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

- Брошюра в обложке с обращением 1-го всесоюзного съезда ударников не моя, правда, она находилась в моей квартире с апреля месяца сего года, я ее попросил для личного чтения, но и до сего времени не прочитал. Тетрадь, в которой мной записаны религиозные стихи, а на обложке портрет Сталина, это я использовал просто как обложку, и никакой контрреволюционной дискредитации я в этом не вижу. Это я рассматриваю как вещи, не имеющие отношения к политике. Среди посещающих мою квартиру граждан, с которыми я общаюсь, указанные выше брошюру и стихи я не использовал. Виновным себя в этом не считаю. - Материалами расследования установлено, что вы, действуя морально-религиозными нравоучениями на школьников, предлагали им не слушаться учителей, запугивали их " словом Божиим " , в силу чего школьники в 36м и 37м учебных годах делали пропуски и отставали в учебе. Признаете себя в этом виновным? - Нет. Таких явлений в практике моего церковного богослужения не было. Детей я не запугивал и умышленных нравоучений с целью отрыва школьников не читал. Виновным себя не признаю. Исповеди проводились в воскресные дни, когда школьники не занимались в школе. - Материалами расследования установлено, что вы среди граждан высказывали обиду на государственную власть, что она преследует служителей церковного культа так же, как при царе Иоанне Грозном, тюрьмы и ссылки – обычное явление, только и ждешь, когда арестуют. Признаете ли себя в этом виновным? - Я таких разговоров ни с кем не вел и виновным себя в этом не признаю. - В материалах расследования имеются данные о том, что вы посылали письма своим знакомым с контрреволюционным содержанием, где вы прямо выражали свою мысль о том, что " материалисты не ценят души, они на все смотрят узкими глазами и ценят лишь материю, не признавая души; обеспечивая свою семью материальной стороной, они в корне разрушают духовные устои семьи " . Имея целью повлиять на знакомых своими религиозными убеждениями, вы умышленно возводите клевету на учение марксизма-ленинизма, что оно основано на материализме и ведет к разрушению семейного счастья. Признаете ли вы себя в этом виновным?

http://drevo-info.ru/articles/13676984.h...

Конечно, мы не только детей таким образом просвещали. Я тогда занимался и катехизацией взрослых родителей, которые к нам приходили. Первые год-два у нас стали временем массовых крещений. Многие родители крестились вместе с детьми. Это было одно из направлений, но не единственное. В конце 90-го года мы задумались о том, чтобы попробовать себя на поприще радиопроповеди. У нас был отличный пример чисто православной радиостанции – «Голос православия» во Франции. Она уже там какое-то время вещала, правда, ограниченное время, но достаточно стабильно. Организовали это дело православные парижане, в основном - из русской эмиграции. Кроме того, всем были известны религиозные передачи на иностранных радиостанциях, которые вещали на Россию, но это было уже немножко другое, так как в отличие от французской радиостанции, в эти программы примешивались разнообразные политические аспекты. Наконец, были пред глазами и примеры инославных христиан – протестантов, в основном, которые вещали и на Россию в том числе. Все это для нас было очень важно. Ведь церковную проповедь в те времена люди могли слышать только в храмах, но тогда и храмов было немного. Да и вообще в начале 90-х не было многого из того, что есть сейчас. Не было доступных православных книг, библиотек, прессы. Наше радио в этом смысле стало первым опытом, и я считаю, достаточно удачным, поскольку это начинание существует, развивается, и, Бог даст, будет ещё совершенствоваться. Естественно, поначалу приходилось очень непросто. Мы старались найти форматы, которые точно отвечали бы потребностям духовного просвещения людей. Желательно было помочь человеку как-то организовать свою жизнь в соответствии с ритмом, который задаётся Церковью. Это круг годовых богослужений, чтение Священного писания. Мы предложили форму ежедневных чтений с краткими толкованиями, чтобы не выходить из возможностей радиоформата. Читать жития святых в день празднования святого. Ну, и, собственно, беседы о вере. Многие московские пастыри сразу оценили эту возможность обращения к большой аудитории.

http://radonezh.ru/society/history/20yea...

Афганскую девушку, принявшую христианство, могут депортировать из России Москва, 14 февраля 2013 г. По оценке международных экспертов, в 2011 году Афганистан был признан самой опасной страной для женщин в мире 19-летнюю девушку, принявшую христианство в России, депортируют в Афганистан, где ей грозит казнь. Гражданка Афганистана Руя Иваз Али приехала в Россию с родителями в 16 лет и втайне приняла христианство. Теперь это решение может стоить ей жизни. Миграционная служба намерена депортировать ее назад в Афганистан, где по законам Шариата ей грозит смертная казнь, сообщает «Русский обозреватель». Руя сбежала в Россию вместе с родителями и младшим братом 3 года назад. Семья поселилась в городе Очер Пермского края. Чтобы выучить русский и получить образование, 16-летняя мигрантка пошла в первый класс вечерней школы. После ее окончания она хотела выучиться на врача. В Очере уроженка Афганистана ближе познакомилась с христианской верой и начала посещать богослужения в местном православном храме. Там она впервые в жизни почувствовала душевное спокойствие и умиротворение, говорит девушка. - Там, где я родилась, постоянно идет война, - вспоминает Руя. – С детства перед моими глазами происходила стрельба, взрывы и убийства. В Афганистане это норма жизни, и избавиться от стресса невозможно. После беседы с настоятелем храма Руя приняла решение принять христианство. - Когда вернулась из церкви, я не знала, как сказать родителям, что я больше не мусульманка, - вспоминает девушка. – Мне было очень страшно, потому что я знала, что меня ждет. Отец бил меня несколько часов. В это время мама кричала и плакала. Родители сказали, что я больше не их дочь. Через некоторое время родители бросили своих детей и сбежали в другой город. Девушка хочет остаться в России и не жалеет о смене вероисповедания. Иностранка обратилась в миграционную службу, чтобы получить статус беженца и официально оформить свое пребывание в России. Но в ведомстве девушке в просьбе отказали и тут же арестовали. Уже второй месяц Руя находится в изоляторе для мигрантов, где ожидает депортации на родину. - Я не знаю, что меня ждет, - говорит Руя. – Я плачу каждую ночь, понимая, что шансов остаться в России у меня почти нет. А в Афганистане меня, скорее всего, ждет смерть. По законам Шариата меня должны убить как «неверную». На родине я несколько раз видела, как девушек прямо на улицах жестоко забивали камнями до смерти. Сейчас я молюсь Богу и готовлюсь к такой же участи. 14 февраля 2013 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/59468.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Неловкость памяти народной: протоиерей Павел Великанов о почитании новомучеников Нам почему-то как-то неловко с этими новопрославленными святыми: умом понимаем, что они заслуживают великой чести – а на практике получается, что мы и не знаем толком, что делать с их памятью. Неудобные они какие-то. Неформатные 29.10.2023 Как сделать так, чтобы дети выросли искренне верующими христианами? Для любого церковного человека, имеющего детей, постоянно маячит перед глазами одна острейшая проблема: как сделать так, чтобы дети выросли духовно здоровыми и глубоко воцерковленными? Не надо проводить социологических исследований, чтобы увидеть, насколько быстро исчезают из храмов подростки, ранее вместе с родителями еженедельно участвовавшие в богослужениях. 03.02.2023 Исповедь превратилась в самокопание и выуживание мелочей... Что со мной не так? Говорить о том, что две сгоревших лампочки, пыль на подоконнике и нестиранные шторы являются достаточными основаниями для признания этого помещения непригодным для жизни и требующим радикальных мер – а ведь именно в этом смысл слов «примири и соедини его Святей Твоей Церкви о Христе Иисусе, Господе нашем» – как-то язык не поворачивается. 11.04.2021 Зачем священник завел дома червей Протоиерей Павел Великанов, настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, несколько лет назад переехал из городской квартиры в дом деревенского типа в Сергиевом Посаде. И однажды решил превратить свое жилище в настоящую экосистему, которая производит минимум отходов и максимум тепла и красоты. О том, как организовать экомир у себя дома, отец Павел рассказал журналу «Фома». 26.06.2019 «Ничего не слышно, Господи!» Или особенности молитвы с наушниками и без …Однажды, еще в самом начале девяностых, отца Кирилла Павлова спросили: «Батюшка, а можно ли спастись, если молитвы по магнитофону слушать?» На что батюшка, улыбнувшись, ответил: «Не знаю, спасется ли человек, но магнитофон точно спасен будет!»

http://foma.ru/stati/mnenie/protoierej-p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Екатерины Доценко. Фото проект " Так сказать " Как сделать так, чтобы дети выросли искренне верующими христианами? 4 мин., 03.02.2023 Для любого церковного человека, имеющего детей, постоянно маячит перед глазами одна острейшая проблема: как сделать так, чтобы дети выросли духовно здоровыми и глубоко воцерковленными? Не надо проводить социологических исследований, чтобы увидеть, насколько быстро исчезают из храмов подростки, ранее вместе с родителями еженедельно участвовавшие в богослужениях. Общая домашняя молитва, воскресные приходские школы, семейное чтение Священного Писания — разве всё это не достаточный в плане эффективности «арсенал» для обеспечения гарантированной встречи ребенка со Христом? Это и сделаем предметом нашего рассуждения. Мне, как человеку, не познавшему с младенчества благословения церковного уклада жизни, всегда было очень интересно расспрашивать близко знакомых священников, которые уже не в первом поколении предстоят Божественному престолу, что происходило в их семьях, как их воспитывали, как они обрели веру и благочестие? Если эти наблюдения суммировать, то всплывают несколько более чем интересных черт. Первое, что мне бросилось в глаза — это почти полное отсутствие принуждения к молитве. Нет, речь совсем не о том, что в семье никто и никогда не молился. Просто молитва воспринималась как нечто совершенно внутреннее, интимное, что не может, да и не должно, происходить по «учиненному графику» или «требованию». По крайней мере, жёсткого требования со стороны родителей, чтобы дети с определённого возраста «вычитывали» все (или даже часть) утренних и вечерних молитв, в этих семьях никем не требовалось. При этом родители, как правило, сами почти всегда всё это вычитывали, и дети это регулярно видели. Иногда (здесь очень по-разному) — дети принимали в этом участие. При этом семейное молитвенное правило могло быть гораздо более кратким, нежели чем даже сокращённое в два раза вечернее молитвенное правило, и состоять из нескольких любимых в семье церковных песнопений, которые и дружно пропевались.

http://foma.ru/paradoksyi-czerkovnogo-ob...

е., язычниками образованными. При всем внешнем образовании и, как ныне говорят, при высокой культуре, классические язычники были люди, как и все, т. е., были ограничены и носили в себе прирожденное зло от греха первородного, еще умноженное свободными порочными действиями. Не имея руководства в чистых нравственных законах, они изобрели себе богов с добродетелями, которых себе желали, но и с пороками, от которых освободиться не могли. Все мифологические сказания об их безчисленных богах преисполнены описаниями пороков и злодеяний самих богов. В пороках богов и находили себе их чтители разрешение на все преступления и, так сказать, освящение самых преступлений, в чем, очевидно, и было поощрение к преступлениям. Приведем свидетельство об этом христианского писателя UV века Лактанция , близко знакомого с греческой мифологией и видевшего своими глазами языческий культ, бывший еще в силе в его время. „Не трудно доказать, говорит Лактанций 31 , почему поклонники богов не могут быть ни правосудны, ни добры. Как могут не проливать крови люди обожающие Марса или Беллону? Как могут почитать родителей поклонники Юпитера, изгнавшего отца своего, или любить детей поклонники Сатурна, пожиравшего своих сыновей? Какой стыд могут иметь обожающие Венеру, обнаженную, блудодействующую, так сказать, со всеми богами? Как им воздерживаться от воровства и хищничества, ведая обманы Меркурия, который учит, что обман есть похвальное искусство? Каким образом отстать им от любодеяния, когда они обоготворяют Юпитера, Геркулеса, Бахуса, Аполлона и других, которых развратная и скверная жизнь не только известна ученым людям, но возвещается и воспевается на театрах, дабы никто неведением не отговаривался? Может ли кто из них быть правосудным, хотя бы по природе был и добр, тогда как сами боги учат их неправосудию? Угодить Богу, тобою почитаемому, иначе нельзя, как делая то, что ему благоприятно. Пример его должен служить законом для тебя, и подражание деяниям его есть наилучшее богослужение, какое ты воздать ему можешь? Прозерпину похитил дядя ее Плутон, не заботясь о том, что скажет свет, видя совершенное богом насилие и кровосмешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010