Arhiva Biserica va edita o culegere informativ despre lcaele ortodoxe din Moscova accesibile pentru invalizi 22 decembrie 2015 18:08 21 декабря 2015 года участники круглого стола в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению  обсуждали как сделать храм и прихрамовые территории доступными для маломобильных людей. В круглом столе приняли представители Департамента соцзащиты города Москвы, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, общественных организаций инвалидов, некоммерческих организаций, священнослужители Московской епархии. В этот же день состоялся вебинар, посвященный вопросам организации безбарьерной среды. На интернет-семинаре было представлено новое методическое пособие, выпущенное Синодальным отделом по благотворительности. Авторы пособия — завкафедрой соцработы ПСТГУ Татьяна Зальцман и вице-президент благотворительного фонда «Город без барьеров» Сергей Чистый — рассказали об основных проблемах при создании доступной среды в храме и о путях их преодоления. Святейший Патриарх Кирилл уделяет большое внимание необходимости создания на приходах безбарьерной среды, напомнил председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон участникам круглого стола. «По статистике, каждый десятый человек на земле является инвалидом, но мы не видим, чтобы в храмах каждый десятый человек был с инвалидностью, — отметил иерарх. — Это не значит, что инвалиды менее религиозны, чем здоровые люди, просто часто у них нет возможности прийти в храм, не всегда богослужение для них доступно. В нашу задачу входит адаптировать сам храм, богослужение, чтобы в нем могли участвовать инвалиды и маломобильные прихожане. Важно интегрировать этих людей в наше общество». Церковь организует курсы русского жестового языка для священников, в 50 храмах и общинах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей. «Очень важно также инклюзивное образование, и не только для детей с инвалидностью, но и для обычных детей, чтобы они учились состраданию, сочувствию, учились видеть и замечать чужую беду, учились помогать, — отметил викарий Святейшего Патриарха. — Человечество — это единый организм, и беда другого человека — это моя беда, недостаток другого — мой недостаток. Недостатки эти попущены Богом для того, чтобы мы преуспевали в любви. Если у тебя есть зрение — стань глазами для тех, кто не видит. Имеешь слух — переведи смысл, который мы вкладываем в понятие звучащего слова для тех, кто не слышит. Если человек не может самостоятельно передвигаться — помоги ему».

http://patriarchia.ru/md/db/text/4303796...

Перед иконостасом всегда горела лампадка» 152 . «За несколько дней до кончины, – свидетельствует С. Н. Лисевицкий, – Владыка пожелал благословить своих духовных детей. Все с трепетом, тихо, со слезами подходили к постели, на которой под сенью омофора лежал митрополит, и получали благословение, целуя высохшую руку старца. В день смерти (14 июня 1934 года по новому стилю) митрополит Трифон, уже ослепший, просил своих духовных детей петь «Христос Воскресе» и сам пел вместе с ними. Владыка завещал совершить его отпевание в церкви во имя святых мучеников Адриана и Наталии монашеским чином; просил положить его в мантии и клобуке и не произносить речей у его гроба, как это было принято у иноков Древней Руси» 153 . Могилка его на Введенском кладбище никогда не оставалась заброшена. Москва продолжала и продолжает почитать его как исповедника и выдающегося подвижника благочестия. Неугасимая лампадка лучит свет перед белым мраморным крестом, на котором выбита надпись, взятая из поучений Владыки: «Любите храм Божий, храм Божий – это земное небо». На Пасху (22 апреля/5 мая 1918 года) состоялось последнее богослужение в Успенском соборе Кремля, в куполе его еще зияла дыра, напоминавшая об обстреле. Большевистское правительство к тому времени переместилось в Москву, и Кремль становился недоступен для простых людей. Служба на Пасху состоялась в ответ на особую просьбу Собора, все еще не завершившегося и, по распоряжению В. И. Ленина, еще пытавшегося успокоить людское негодование об осквернении и распродаже кремлевских святынь. Возглавлять это богослужение довелось епископу Трифону 154 . Семь лет спустя, во время грандиозных похорон св. патриарха Тихона, художнику Павлу Дмитриевичу Корину пришла мысль о картине, созданию которой он посвятил большую часть своей жизни (писал ее с 1925 года по 1959 год). Картина эта, которую А. М. Горький назвал «Русь уходящая», а сам Корин хотел назвать ее «Реквием», так и осталась незавершенной. Полотно безусловно символическое, на нем, в частности, изображены три патриарха – Тихон, Сергий и Алексий (присутствовал и будущий впоследствии патриархом иеромонах Пимен). Великий вход на богослужении происходит в Успенском соборе, а в самом центре композиции – маленькая фигурка митрополита Трифона в ярко-красном пасхальном облачении, застывшая в молитвенном предстоянии. «Весь охваченный духовным устремлением, с вдохновенно сияющими глазами, он совершал литургию как высшее служение Богу, – отмечал А. А. Солодовников (именно в связи с эскизом Корина, где запечатлен митрополит Трифон). – Трепет и глубина смирения невольно охватывали всех присутствующих» 155 .

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

з московських доступних для планують видати в 22 грудня 2015 р. 18:08 Как сделать храм и прихрамовые территории доступными для маломобильных людей, обсуждали 21 декабря 2015 года участники круглого стола в Синодальном отделе по благотворительности. В нем приняли представители Департамента соцзащиты города Москвы, ПСТГУ, общественных организаций инвалидов, некоммерческих организаций, священнослужители Московской епархии. В этот же день состоялся вебинар, посвященный вопросам организации безбарьерной среды. На интернет-семинаре было представлено новое методическое пособие, выпущенное Синодальным отделом по благотворительности. Авторы пособия — завкафедрой соцработы ПСТГУ Татьяна Зальцман и вице-президент благотворительного фонда «Город без барьеров» Сергей Чистый — рассказали об основных проблемах при создании доступной среды в храме и о путях их преодоления. Святейший Патриарх Кирилл уделяет большое внимание необходимости создания на приходах безбарьерной среды, напомнил председатель Синодального отдела по благотворительности участникам круглого стола. «По статистике, каждый десятый человек на земле является инвалидом, но мы не видим, чтобы в храмах каждый десятый человек был с инвалидностью, — сказал епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. — Это не значит, что инвалиды менее религиозны, чем здоровые люди, просто часто у них нет возможности прийти в храм, не всегда богослужение для них доступно. В нашу задачу входит адаптировать сам храм, богослужение, чтобы в нем могли участвовать инвалиды и маломобильные прихожане. Важно интегрировать этих людей в наше общество». Церковь организует курсы русского жестового языка для священников, в 50 храмах и общинах на территории России ведется работа с глухими и слабослышащими людьми, в 9 приходах окормляют слепоглухих людей. «Очень важно также инклюзивное образование, и не только для детей с инвалидностью, но и для обычных детей, чтобы они учились состраданию, сочувствию, учились видеть и замечать чужую беду, учились помогать, — отметил викарий Святейшего Патриарха. — Человечество — это единый организм, и беда другого человека — это моя беда, недостаток другого — мой недостаток. Недостатки эти попущены Богом для того, чтобы мы преуспевали в любви. Если у тебя есть зрение — стань глазами для тех, кто не видит. Имеешь слух — переведи смысл, который мы вкладываем в понятие звучащего слова для тех, кто не слышит. Если человек не может самостоятельно передвигаться — помоги ему».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4303673...

А вот еще история о третьей Библии. Где она теперь находится и в чьем владении мы незнаем, но история ее назидательна и поучительна для нас. Одна бедная женщина лежала больной, и смерть ее была уже недалеко. Женщина эта была вдова и все время своего вдовства проводила в трудах, молитве и слезах. Теперь настал час разлучения ее с миром. Вокруг ее постели стояли уже взрослые дети ее и глазами, полными любви, смотрели на умирающую мать. Собрав последние силы, она еще раз приподнялась и, взглянув на детей сияющим радостью взором, сказала: «Дети, я оставляю вам огромное сокровище». Дети посмотрели с удивлением на мать и сказали: «Милая матушка, как же это может быть? Разве была когда-нибудь вдова беднее тебя?» «Так, дети мои, – отвечала мать, – но я все-таки оставляю вам большое сокровище, которое принесет вам благословение: посмотрите!» С этими словами она подала им свою Библию, которая лежала у ней под подушкой и сказала: «Знайте, дети, что нет ни одного листка в этой книге, который бы не был орошен моими слезами; вот это и есть сокровище, которое я оставляю вам; исполняйте все, что в ней написано, и вы будете счастливы». Дети с благоговением приняли последний дар матери. Слова ее глубоко легли в сердцах детей. Они старались исполнить, чего требует от нас слово Божие, и были людьми благочестивыми, добрыми и счастливыми; и они всем повторяли, что Библия есть сокровище, которому нет цены на земле. Теперь не нужно ни труда для переписки, ни больших денег для приобретения Библии: за 20 коп. сер. можно иметь весь Новый Завет на славянском или на русском наречии. Было бы и стыдно, и грешно, если бы кто не позаботился приобрести себе Евангелие, чтобы читать и изучать его. («Воскресное чтение», т. XXXI. I. стр. 221). Г. О церковных поучениях Беседа 1. О поучениях пастырей Церкви I. При богослужении необходимы пастырские поучения. Ибо Церковь Божия распространяется и утверждается па земле преимущественно посредством проповеди слова Божия ( Евр.1:1 ). II. а) Бог есть истина и «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ). Проповедание Евангелия было первым и главным делом Иисуса Христа – Бога Слова, Которого во дни земной Его жизни даже неверующие чаще всего называли Учителем. Во дни Своей земной жизни Он проповедал Евангелие во храме иерусалимском и всюду. Учреждая общественное богослужение новозаветное установлением таинства Причащения, Он тайную вечерю соединил с наставлением учеников Своих ( Ин.13 и след.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Патриарх Алексий отметил трудности в религиозном образовании Москва, 15 декабря 2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий призвал московское духовенство обратить пристальное внимание на религиозное образование, сообщает пресс-служба Епархиального собрания г. Москвы. В первую очередь, это касается воскресных школ, преподавание в которых, по мнению Первосвятителя, часто ведется формально, сухо и никак не соотносится с реальной жизнью. В своем докладе на Епархиальном собрании в Храме Христа Спасителя Патриарх предложил ввести штатные единицы на приходах для педагогов воскресных школ. Кроме того, он отметил, что преподавание чаще всего ведется в воскресных школах для детей 5-12 лет, тогда как подростки остаются без религиозного окормления. «Наиболее традиционные формы приходской деятельности подростков – это участие в богослужении, обучение церковному пению и чтению, помощь в алтаре, при благоустройстве или украшении храма. Необходимо только следить, чтобы труд детей был соразмерен их силам и воспринимался ими не как тягота, а как награда и почетная обязанность», – сказал докладчик. Наряду с церковными предметами Святейший Патриарх предложил для освоения вводить в воскресные школы дисциплины общеобразовательного или прикладного характера: краеведение, историю, литературу, живопись и т.п., из прикладных предметов – столярное дело, резьбу по дереву, шитье, авиамоделирование, программирование. «Особой сферой деятельности воскресных школ является организация творческих кружков, например, театральных, хоровых, фольклорных, музыкальных... На приходах должны быть центры, где православная молодежь могла бы реализовать свои творческие стремления и потребности… Наиболее живой отклик у молодежи находят акции спортивного и военно-патриотического характера», – отметил Патриарх. Первоиерарх Русской Церкви сказал, что необходимо предоставить подросткам возможность взаимного общения не только в храме, но и во внебогослужебное время, для этого могут быть организованы детские лагеря, походы, паломнические поездки, группы помощи немощным членам прихода и многие другие формы деятельности подростков. «Мероприятия подобного рода побуждают молодежь взглянуть на Церковь иными глазами, увидеть в ней не строгого судью, а заботливую мать. Одновременно, благодаря такой деятельности, укрепляются связи со светскими структурами, ответственными за воспитание подрастающего поколения. Общество на деле убеждается в положительном социальном значении Церкви. Убежден, что данное направление работы воскресных школ имеет огромное значение и прекрасную перспективу», – сказал Патриарх. 15 декабря 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/12158.html

– Ещё одно свойство любви, отмеченное апостолом, заключается в том, что любовь не бесчинствует. Что означает это понятие в плане семейных отношений? – Греческий термин, который мы читаем в этом месте, буквально означает нарушать какой-то установленный порядок, совершать аморальные поступки. Если посмотреть на русское слово «бесчинствовать», то его корень «чин», то есть чин – некий порядок. И поэтому у каждой семьи, мне кажется, должен быть определённый порядок, некий образ семьи, который должна разделять вся эта семья. Действительно, на протяжении истории мы увидим самые разные модели семьи: патриархальной, матриархальной. Сейчас нередко говорят о кризисе института семьи, о том, что семья должна быть подвергнута фундаментальному пересмотру. Но каждая семья передаёт свой образ следующему поколению. Мне кажется, очень важно, чтобы вот такой чин, порядок был перед глазами детей, которые, в свою очередь, затем будут создавать свои семьи. Как общаются друг с другом папа и мама, что это – череда постоянных конфликтов, ссор, рукоприкладства, или, все-таки, совместное шествие по пути, стремление к совместной семейной радости?  Вот эта картинка, этот образ обязательно отложится в подсознании ребёнка, который с первых дней с молоком матери будет воспринимать эту атмосферу, которая господствует в доме. И эта же атмосфера во многом может стать доминирующей через много-много лет, когда он будет создавать свою семью.  Конечно, это не значит, что каждый человек полностью предопределён, детерминирован, что, если он вырос в какой-то неблагополучной семье, то и его семья будет неблагополучная. Безусловно, нет. Но те модели поведения, которые предлагаются ежедневно, входят в плоть и кровь.  Поэтому ребёнок точно так же общается в школе, он точно так же общается со сверстниками. Когда мы говорили о христианской семье, мы неоднократно использовали выражение «малая Церковь». В этой малой Церкви происходит богослужение,  таинство встречи супругов, таинство рождения детей, таинство их воспитания. 

http://azbyka.ru/semya/ljubov-ne-gordits...

...кротостию наказуя...– Ср. 2Тим. 2:25 . И явися ей святый Никола, держа книгу велику... – Николай Мирликийский (Чудотворец, Угодник, Святитель) – архиепископ Мир Ликийских, один из наиболее почитаемых на Руси святых; в иконографии традиционно изображается держащим книгу (Евангелие) в левой руке. ...яко дым бо изчезоша. – Традиционная агиографическая формула, используемая при описании изгнания бесов; восходит к 67-му псалму «Яко исчезает дым, да исчезнут» ( Пс.67:3 ). Стр. 83. Сорокоуст – плата за сорокадневное церковное поминовение и службы по умершему; атрибуты поминального обряда свечи, ладан, вино. Литургия (литоргия) – главное христианское богослужение. ...во всю 40-цу... – В течение сорокадневного поминания умершего. ...и роди сыны и дщери. – Из 13 детей Ульянии шестеро умерли во младенчестве, два сына погибли, и только пятеро детей пережили мать дочь инока-схимница Феодосия и четверо сыновей – Дружина (Каллистрат), Юрий (Георгий), Иван и Дмитрий. Стр. 84. ...и Дух Святый на ней почиет. – Ср. 1Пет.4:14 . ...молебная совершив... – Молебен (молебная) – богослужение, носящее благодарственный или просительный характер. Иисусова молитва – одна из основных молитв, обращаемая к Иисусу Христу с просьбой о помиловании. Аще ядяще и пияаше или что делая... – Ср. 1Кор.10:31 . ...бысть глад крепок... – Лк.15:14 . В то же время бысть глад крепок во всей Русстей земли... – В годы правления Бориса Годунова (1598–1605) Россия пережила страшный трехлетний голод (1601 –1603). Холодное лето, проливные дожди и ранние морозы 1601 г. привели к недороду в 1602 и 1603 гг. Стали массовыми смерти от голода. Население питалось корой деревьев и травой, мясом кошек и собак; по свидетельствам очевидцев, были даже случаи людоедства (см. Сказание Авраамия Палицына. – Наст. изд., т. 14, с. 238–356; Маржарет Жак. Состояние Российской империи и великого княжества Московии II Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. Л., 1986. С. 262–263 и др.). Стр. 85. В то бо лето преселися во ино село в пределы нижеградския... – В Пространной редакции Жития сообщается, что последние годы жизни Ульяния провела в селе Бочнево Нижегородского уезда – поместье своего мужа (в большинстве списков читается искаженное наименование «Вочнево»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовная жизнь воспитанников Сергиев Посадского детского дома слепоглухих. 1 апреля, 2008. Иеромонах Мелитон (Присада) Следующая интересная история про мальчика Колю, который «дорвался» до храма в день Святителя Николая. Человек, который плохо видит и не слышит, то есть, лишен непосредственной связи с внешним миром, ощущает свое конкретное присутствие «здесь и сейчас» через какие-то физические действия. Когда он видит свет, бежит к его источнику, машет ручкой перед глазами, — свет и тень сменяют друг друга, и ему хорошо. XVI Международные Образовательные Рождественские Чтения 2008 год . Вторая конференция «Дети-инвалиды в семье, обществе, церкви» 1. Алексей. (14 лет. Приобретенная слепота, социальная и педагогическая запущенность).  Он поступил к нам год назад, относится к категории социально запущенных детей. Его мама умерла после тяжелой болезни. Сам он бродяжничал, неоднократно попадал в психиатрические больницы и был из числа детей с девиантным поведением. Первая его исповедь была практически исповедью юного рецидивиста. Во всяком случае, я в первый раз столкнулся с таким «букетом» грехов юного отрока. Теперь он один из пономарей в храме, и, к тому же, является помощником в дактильном переводе службы для слепоглухого воспитанника. У нас есть старший воспитанник 48 лет, он и не слышит и не видит, и вот этот юный, «благоразумный разбойник» является для него переводчиком богослужения и слов Спасения. Уча другого, учится сам. Дети часто отвлекаются в храме, потому что быстро утомляются. Поэтому во время богослужения им надо давать конкретное и очень реальное послушание, которое они должны выполнять от «сих до сих». Они постепенно приучаются к этому, им это нравится, они выполняют его с радостью и с удовольствием. Для Алексея таким послушанием стало чтение Апостола, Шестопсалмия и дактильный перевод для тех, кто не слышит и не видит. Через какое-то время после его поступления в интернат приехала его бабушка (отец живет в другой семье, мамы нет). Всплыли воспоминания о том, что Алексей действительно родился зрячим, нормальным ребенком, но в результате аварии у него стала отслаиваться сетчатка глаз и, в конце концов, он совсем потерял зрение. Назрела ситуация для поездки в клинику Федорова, на очередное обследование. И вот, по дороге в клинику наш Алексей ситуацию для себя прояснил. Он понял, что бабушка хочет, чтобы к нему вернулось зрение, и задал ей такой вопрос:

http://pravmir.ru/duxovnaya-zhizn-vospit...

   Как вести затем дело оцерковления своей паствы?    Главное внимание необходимо сосредоточить на воспитании детей, еще с младенческих лет, в духе подлинной православной церковности, всячески влияя на родителей и стремясь иметь как можно более частое общение с детьми. Высокий пример для этого наш Пастыреначальник-Христос, так любивший детей, обнимавший их, благословлявший их и сказавши однажды: «не препятствуйте детям приходить ко Мне ибо таковых есть царство небесное» (Матф. 19:14 и Марк. 10:14). Все то, что воспринимается всеми пятью органами чувств в раннем детстве, все самые ранние младенческие впечатления — все это наиболее прочно напечатлевается в душе и обыкновенно остается на всю жизнь. Прекрасно говорит об этом в своей замечательной книге святитель Феофан, Вышенский Затворник: «Как первая пища имеет значительное влияние на темперамент тела, так и первые предметы, коими занимается душа, имеют сильное влияние на характер души или тон ея жизни. Развивающияся чувства доставляют материал воображению; воображенный предмет хранится в памяти и составляет так сказать содержание души. Пусть чувства получают первыя впечатления от предметов священных: икона и свет лампады для глаз, священныя песни для слуха и проч. Дитя не понимает еще ничего из того, что у него пред глазами, но его глаз и слух привыкают к сим предметам, и они, предзанимая сердце, тем самым ставят вдали другие предметы. За чувствами и первыя упражнения будут священными: ему легче будет воображать эти предметы, чем другие: таковы его первые сгибы. Затем, на будущее время, изящное, которое одною стороною существенно связано с формами чувств и воображения, будет привлекать его не иначе, как под священными формами. — Итак, пусть ограждают дитя священными предметами всех видов; все же могущее развратить в примерах, изображениях, вещах — удаляют» («Путь ко спасению» стр. 35).    Пастырь всеми силами должен убеждать родителей, чтобы они, как можно чаще, еще младенцами, приносили своих детей в церковь на Богослужение и, конечно, тоже чаще причащали их Св. Христовых Таин, в Которых — главный залог подлинного оцерковления жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Серафимовский храм (Селятино) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Серафимовский храм построен в 2014 году по инициативе местных жителей и помощи администрации поселения, в котором прежде никогда не было церкви. Содержание История [ править править код ] В июне 1998 года, по инициативе верующих жителей поселка, был создан православный приход. Администрация городского поселения выделила участок земли под строительство православного храма. Благочинный церквей Наро-Фоминского округа иерей Георгий Ашков освятил первый камень, который был заложен в основание будущей церкви. Прихожане сложили небольшую часовню в честь иконы Пресвятой Богородицы Умиления, где отслужили первую литургию 9 февраля 2000 года. С этого времени богослужения в Селятино становятся регулярными, и община поселка растет. При строящемся храме создается Совет Попечителей. Непосредственно само строительство храма начинается в 2004 году. Строительство церкви объединило всех жителей. С первых дней заботу и внимание в организации работ оказывала администрация городского поселения, большую роль сыграли предприниматели поселка. Свою посильную лепту вносит община храма. В 2010 году были освящены кресты и после богослужения они украсили пять куполов храма. В 2013 году проведены работы по внутренней отделке храма, работы по отделке полов, по устройству порталов главных входов. Приступили к благо украшению алтарной преграды. Жизнь прихода [ править править код ] Все эти годы община храма, действуя в русле православной традиции, принимает активное участие не только в строительстве, но в жизни поселка. Ведется работа с детьми и молодежью. Работает Воскресная школа для детей и взрослых . Проходят встречи с молодыми людьми в форме свободного неформального общения по самым разным темам, которые близки и интересны ребятам. Ребята постарше занимаются спортом в военно-патриотическом клубе «РУБЕЖ» , изучают историю и военное дело, готовятся к армии. При поддержке Дома Культуры «Мечта» проводится конкурс детского рисунка «Божий мир глазами детей». Также при храме создана служба милосердия под название «Радость моя» сестры которой навещают одиноких, больных, инвалидов, пожилых людей в их квартирах. Готовят и разносят обеды по домам нуждающихся людей. Несколько раз месяц, в дни церковных праздников, для пожилых людей, общества инвалидов организуются благотворительные обеды. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Московская область, Наро-Фоминский район, пос. Селятино, ул. Спортивная, д. 1. Серафимовский храм. Телефон: +7 926 688-04-10 Электронная почта: selyatino.hram@gmail.com Паломнику [ править править код ] Расписание богослужений Фото [ править править код ] Ссылки [ править править код ] Серафимовский храм (Селятино) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Серафимовский_...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010