Э. Артемьева-Скворцова Вторая книга о православной вере Предисловие Настоящая книга является продолжением пособия «Первая книга о православной вере». В ней рассказывается о том, во что верит и как молитвенно живет в своем богослужении Православная Церковь . Велика и трудна задача передать все богатство вероучения и богослужения Православной церкви, приспосабливаясь к уровню нашей молодежи, и настоящая книга является, быть может, лишь одним из первых шагов к ее разрешению. Составители стремились сделать пособие максимально содержательным, чтобы оно могло служить как бы справочной, настольной книгой об основах веры и богослужения. Книга не пытается предрешить метод преподавания и не содержит методических указаний. Она только дает объяснение Символа Веры и богослужения, стремясь сделать это в форме наиболее отвечающей потребностям духовной жизни, избегая одного отвлеченного, теоретического изложения. Для того чтобы принести ожидаемую от нее пользу, она требует творческого труда со стороны занимающихся по ней. Часть 1. Символ веры Вера Мы веруем и хотим и должны жить по вере. Св. Апостол Павел говорит, что «без веры невозможно угодить Богу». Что же называется верой? Во время земной жизни Господа Иисуса Христа одна женщина, язычница, имела дочь, одержимую жестоким бесом – бесноватую. Услышав, что Иисус Христос милосерд и имеет власть над бесами, эта женщина сердечно поверила этому. У нее явилась глубокая уверенность, что Господь непременно изгонит из ее дочери беса. Когда Иисус Христос подходил к месту ее жительства, женщина вышла навстречу Ему и кричала: «помилуй меня, Господи, сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». Но Иисус Христос ничего ей не ответил. Женщина же была так твердо уверена в ожидаемом ей исцелении дочери, что с прежней уверенностью продолжала просить. И ученики Христовы, сжалившись над ней, стали просить Господа. Тогда Господь сказал: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (т. е. только к избранному в Ветхом Завете еврейскому народу). Но и после этого уверенность женщины, что Господь непременно исцелит ее дочь, не поколебалась. Она подошла к Нему и, кланяясь, говорила: «Господи, помоги мне!». Господь же ответил ей решительным, по виду, отказом. Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» – т. е. не следует оказывать благодеяния язычникам, когда эти благодеяния предназначены пока еще только евреям. Но уверенность женщины в ожидаемом исцелении не поколебалась и теперь. Она была такова, какова бывает уверенность в событиях, совершающихся перед глазами. И женщина продолжала просить. Ничто не могло поколебать ее веры. В ответ на такую уверенность, Господь сказал: «о, женщина, велика вера твоя, да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее и ожидание ее осуществилось. В этом Евангельском рассказе мы видим твердую и непоколебимую уверенность женщины в осуществлении желаемого и ожидаемого ею события, как бы уже совершившегося перед ее глазами. Такую уверенность Сам Господь назвал верой . ( Мф. 15:22–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Есть греческое выражение «апофатический метод богословия», то есть когда мы говорим о Боге отрицательно, что Бог не есть, чтобы его с чем-то или с кем-то не спутать. Об этом говорится в начале Евангелия от Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Гл.1:18). Мы можем сказать о Боге определенное, что явил нам Господь, Иисус Христос – воплотившийся сын Божий, который является и подлинным человеком, как мы с вами, и Богом. Каким мы видим его на иконах, как повествует о нем церковное предание, так выглядит Бог воплотившийся. Кто-нибудь когда-нибудь видел Бога? Да, конечно. Те, кто видели Господа Иисуса Христа, когда он был младенцем – Мария и нареченный его отец Иосиф, видели апостолы – осязали руками, ели вместе с ним пищу, ходили по дорогам Палестины. Видели и многие святые, которым Господь являлся уже после своего Воскресения и Вознесения – во сне или непосредственном видении. Господь или Пресвятая Богородица являлись преподобному Серафиму и преподобному Сергию. Путь, как увидеть Бога, открыт каждому православному христианину – это путь внимательной молитвенной жизни. Человек, который ответственно живет, который старается часто исповедоваться и причащаться, ходит в храм, читает утренние и вечерние молитвы, хотя бы несколько раз в жизни, даже если он и не стал святым, переживает в душе своей встречу с Богом. Может быть, видит его не глазами, но душой своей. Вспомни, это есть и у тебя, в твоем опыте. Каждый из нас потому и христианин, что он эту встречу с Богом пережил. А Вы лично видели Бога? Несколько раз в жизни Господь давал пережить так, что время останавливалось. Это было первый раз на Пасху, в отрочестве. Мне было 14 лет, когда я первый раз был на ночном Пасхальном богослужении. Время остановилось. Тогда были советские времена, нужно было прийти в храм за много часов, чтобы молодому человеку туда попасть. Вся многочасовая служба пролетела как один миг, усталости не было. Была икона Христа Воскресшего в алтаре, врата которого были все время открыты. Не ощущение, а знание, что Господь здесь, рядом. Я кричал вместе со всеми «Воистину воскресе», и это было даже больше, чем своими глазами Бога увидеть.

http://pravmir.ru/otvety-na-voprosy-dete...

Я вовсе не делюсь опытом, так как поведение моих собственных детей далеко от идеального, как все уже поняли. Просто размышляю, пытаюсь сама разобраться в проблеме. Однажды , когда я предъявила ошеломленному сыну весь «список» моих претензий к нему, он как-то обреченно сказал: «Мама, я не такой, я ведь еще не вырос!». И я подумала тогда, какое все-таки счастье, что мы не можем себя считать единственными воспитателями своих детей, и у нас есть возможность призывать в помощники Господа и Божию Матерь. Каждое воскресное утро наши дети, вместо того, чтобы отсыпаться, как это делают большинство их сверстников, да и не только сверстников, охотно идут на литургию, потом в воскресную школу. И там им хорошо и уютно, как в родном доме. А ведь для большинства из них воскресенье единственный свободный день недели, когда они могут заняться тем, что очень любят. Значит, они уже сделали свой выбор. Вспомним свое пионерское детство и порадуемся за своих детей. Осторожно: ребенок в храме Ольга Новикова Многие родители, делающие первые шаги в храме, сталкиваются с трудностями. Им бы самим во всем разобраться, а вместо молитвы приходится успокаивать неугомонное чадо, которое, в отличие от мамы с папой, в церкви чувствует себя просто как дома. Но проходит время, дети вырастают и, случается, наотрез отказываются идти в храм, и родителям снова приходится ломать голову: «Что делать?»… За советом мы обратились к клирику саратовского храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» священнику Анатолию Конькову. Отец Анатолий пришел в Церковь после рождения дочери, и мы надеемся, что его ответы на «детские» вопросы помогут и другим родителям. В храм с пеленок Опять не слушается. То рвется задувать свечи, то, расталкивая людей, идет через весь храм за святой водой, то начинает «регентовать», забравшись на солею, а то вдруг ни с того ни с сего бросается на пол и начинает класть земные поклоны… Однажды и вовсе пытался пробраться в алтарь, а потом начал громко разговаривать во время проповеди. Пришлось снова выволакивать его из храма, за что получила выговор от подруги: «Что ты от него хочешь, он же еще маленький! Так ты совсем отобьешь у него охоту в храм ходить!». Может, и правда, нужно подождать, пока вырастет? Но в нашем храме так много родителей с грудными детьми…

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Психология маленького человека такова, что он видит только на метр-полтора, все, что там дальше, – это уже фон и не захватывает внимания. Ребенку интересно только то, что близко. Даже если стоишь впереди, у самого алтаря, – перед глазами у ребенка ничего нет. И поэтому деткам может быть скучно. Когда в Подольске мы открыли в 1991 году воскресную школу, то сразу было введено послушание на клиросе для девочек и алтарное для мальчиков. Вот, бывает, некоторые зашли в алтарь и вышли. Не затронуло. Пришел, как положено по графику, отбыл послушание. А некоторые всей душой сразу прикипают. И уже им без алтаря ничего не интересно. Так было у наших мальчиков. Когда они подросли, стали подростками, их взяли в иподьяконы в штат митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Утром вставать надо было часов в 5, чтобы поспеть к службе или к послушаниям. И ставятся сразу акценты: Церковь, иподиаконство – это важно, это на первом месте. А как же школа, учеба, уроки? Все надо было успевать. И здесь многое зависит от самодисциплины, умения организовать свое время. Уметь ладить со школьными учителями. Многие учителя шли навстречу моим мальчикам, прощая им пропуски уроков в дни церковных праздников. Я со своей стороны также старалась поддерживать хорошие отношения со школой. У одного из сыновей была проблема: уже несколько лет он был иподиаконом, а в школе у него очень хорошо шла математика. Так вот директор школы все возмущался: «Что же это вы: у мальчика такие мозги, а вы его куда-то там в священники!» Конечно, если бы я видела, что у детей другие наклонности, как, например, рисовать или заниматься той же математикой, языками, мы бы никогда не препятствовали этому. Но вопрос о том, чтобы поступать куда-то еще кроме семинарии даже не возникал. Так что путь в семинарию был вполне естественным. В подростковом возрасте у моих детей не было какого-то бурного протеста или перелома, какой иногда бывает у церковных детей. Не было такого, чтобы храм надоел. Хотя внутренне я к этому готовилась. Потому что прекрасно помню, как у меня в возрасте 17 лет был непродолжительный кризис отношения к Церкви, своего рода приступ юношеского критицизма: мне было интересно знать, для чего все это. Но рациональное – почему именно так, а не иначе – быстро уходило на задний план, потому что мне всегда нравилась красота церкви, богослужений. Нравилось ощущать себя в Церкви. Правда, в юности службы казались слишком длинными. А потом, буквально через несколько лет (может, из-за того, что супруг служил далеко и не всегда была возможность посещать службу), вдруг заметила, что они не такие уж и длинные и не успеешь насладиться-напитаться этой красотой, как уже и отпуст. Может, потому, что все вокруг – и братья мои – священники, и отец, любили, чтобы служба была размеренной, красивой.

http://azbyka.ru/fiction/matushki-zheny-...

В больничном храме обычно крестим детей маловоцерковленных родителей – здесь надо ловить момент, в другое время они, возможно, и не пришли бы.  Но если  особой срочности нет, обычно советую крестить там, где живет семья,  на ближайшем приходе: для родителей малыша удобнее, а главное, вырабатывается хорошая привычка ходить именно в свой храм. Как-то крестил дочку своих знакомых. Через некоторое время у 11-месячной девочки выявили опухоль головного мозга, и за четыре дня жизнь этой семьи стала другой. Родители дали обет: если Господь вернет ребенка, они полностью изменят свою жизнь. Но, видя их лица, я понял, что, даже если произойдет самое страшное, теперь они не отойдут от Бога. Вот так и происходит – мама с папой ведут за ручку чадо, или, наоборот, чадо в младенчестве через свои болезни приводит родителей, чтобы позже они  привели в храм его – рано или поздно, с помощью привычки или собственным примером…Взрослые – через скорби, дети – через взрослых… Получается вечное движение – мы словно вытягиваем друг друга к Богу. Так ребенок вырастает истинным христианином. – Для детей  воцерковленных родителей участие в литургической жизни Церкви естественно и органично. Такие малыши с пеленок в церкви, они остаются там подолгу и с удовольствием, знают, как вести себя и на службе не устают. А как быть, если один из родителей против  посещения храма, и в семье возникает напряженность? – Общих принципов нет, помогать нужно по-своему в каждом конкретном случае. Хорошо, когда семья приходит в полном составе, но хорошо даже, если есть воцерковленная мама, а папа, если церковную жизнь и не принимает, то хотя бы не противодействует. Причащать ребенка с пеленок очень важно, как и молиться за него. Малыш интуитивно подражает родителям, ему нужен хороший пример, поэтому маме лучше спокойно настаивать на своем – не оставлять молитву, соблюдать пост, идти  на богослужение. У детей перед глазами постоянно должны быть положительные примеры хороших людей доброй жизни. Вообще, родители  обязаны стать авторитетом. Скажем, ситуация, когда мама и дочка подружки – в корне неправильная. Она обедняет отношения, а главное, лишает ребенка почвы под ногами: на него некому повлиять, а ему не на что опереться.

http://azbyka.ru/deti/prot-roman-petrenk...

Шахматы и живопись против нотных партитур – Отец Андрей, в храме много детей, но вообще – это же нормально для каждого храма? – Когда мы здесь появились, на приходе не было ни одного ребенка. Мы приехали с шестимесячной Серафимой, из посольства ходила еще одна девочка лет восьми. Прихожане были исключительно среднего возраста, наверное, от 30 до 50 лет. Сейчас у нас в воскресной школе около 60 детей. – И при храме огромное количество всего в послебогослужебное время… – Приход рос, и для нас было не менее важно, чем строительство самого храма как места богослужения, создать нормальную приходскую инфраструктуру, которая бы обслуживала не только клир, а была бы ориентирована на прихожан. У нас есть большой зал, где для всех трапеза, тут же после обеда концерт, после концерта беседа, есть несколько классов для занятий. И даже несколько помещений, задуманных как административные, мы отдали под образовательную деятельность. – А социальное служение есть при храме? – Мы же находимся в Западной Европе, здесь, в основном, государство выполняет свои обязанности по социальным функциям. И нам тут важнее озаботиться тем, чтобы наш храм не стал храмом-памятником трудовой миграции, которая в определенное время приехала из Украины, Молдавии и других стран, а думать о нашем будущем. Воскресная школа существует для того, чтобы у ребенка была связь между тем, что происходит в храме, и его собственной жизнью. И поэтому в нашем приходском контексте важнее, чем образование, сейчас ничего нет. Матушка Александра: – Знаете, почему мы такое внимание уделяем детям? У меня перед глазами стоит наш мадридский  приход в 50-е годы – приход в честь царицы-мученицы Александры, созданный при Императорском доме. В течение примерно пятнадцати лет своего существования у прихода была очень активная богослужебная и внебогослужебная деятельность. Хор из 50 человек, включавший в себя и русских эмигрантов, и испанцев, регулярно выступал в Мадриде с церковными и народными песнопениями. Но куда потом пропали эти люди? Ни одного человека, никого, ни внуков, ни правнуков, ни друзей их сейчас в храме вы не найдете. Настолько память о существовавшем тогда приходе стерлась, что потом новый храм был назван уже другим именем, не сохранилось даже связи. Это пример того, что как бы ни кипела у взрослых жизнь в данный момент, если не строить целенаправленно фундамент для собственных детей, не закладывать кирпичи, то будущего у прихода не будет.

http://pravmir.ru/protoierey-andrey-kord...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Храм преподобного Серафима Саровского пос. Селятино 2 мин., 01.08.2012 В июне 1998 года по инициативе верующих жителей поселка был создан православный приход. Администрация городского поселения выделила участок земли под строительство храма преподобного Серафима Саровского в Селятино. Благочинным Наро-Фоминского округа иереем Гергием Ашковым, освящен и заложен первый камень в основание церкви во имя прп.Серафима Саровского. Была построена часовня в честь иконы Пресвятой Богородицы Умиления, где отслужили первую литургию 9 февраля 2000 г. С этого времени богослужения в Селятино становятся регулярными, и община поселка растет. Непосредственно само строительство начинается в 2004 году. Разные причины помешали строительству основного храма. Например, несколько раз менялся проект. Строительство церкви стало значимым событием для поселка, и это объединило всех жителей. С первых шагов заботу и внимание в организации работ оказывала администрация городского поселения, большую роль сыграли предприниматели поселка. Свою посильную лепту вносит и община храма. В 2010 году были освящены кресты и после богослужения они украсили пять куполов храма. В 2013 году проведены работы по внутренней отделке храма, работы по отделке полов, по устройству порталов главных входов. Приступили к благо украшению алтарной преграды. Все эти годы община храма, действуя в русле православной традиции, принимает активное участие не только в строительстве, но в жизни поселка. Ведется работа с детьми и молодежью. Работает воскресная школа. Для дошкольников организованы 2-х годичные курсы подготовки к школе – группа «Зернышки». Закончив их ребята имеют возможность продолжить образование в ЦПШ, которая так же действует при храме. Для детей и взрослых существует музыкальный коллектив «Колоколец», в котором учатся исполнять духовные песнопения, готовят выступления к церковным праздникам. Ребята постарше занимаются спортом в военно-партиотическом клубе «Рубеж», изучают историю и военное дело, готовятся к армии. Для детей и молодежи действует семейный лагерь отдыха «Верейская застава». Организуются тематические званые вечера с участием детей и взрослых. При поддержке Дома Кульуры «Мечта» проводится конкурс детского рисунка «Божий мир глазами детей».

http://foma.ru/hram-prepodobnogo-serafim...

Владислав, Московская обл Надо сказать, что уже на протяжении 15 лет епархиальная комиссия по канонизации святых совместно с общецерковной  работают над этим сложным вопросом. Сложность заключается в том, что согласно требованиям, предъявляемым к канонизации, все документы, касающиеся периода заключения приснопамятного архимандрита Серафима (Тяпочкина), протоколы допросов необходимо полностью восстановить  и представить в комиссию. Процентов восемьдесят документов мы уже нашли, остаются еще некоторые документы, которые либо утеряны, либо пока еще не обнаружены. Этот процесс продолжается, и мы надеемся, что, когда мы исполним все необходимые требования, которые предъявляются данной комиссией, чаемая нами канонизация будет совершена. 3. Ваше высокопреосвященство, могут ли быть крещены дети, если их родители не участвуют в таинствах и не выражают желания посещать богослужение по воскресным дням? Много таких примеров перед глазами. Андрей, г. Волгоград Конечно, детей нужно крестить.  Часто бывает, что родители, равнодушные и не участвующие в Церковной жизни,  в момент возникновения какой-либо трудности, связанной либо со здоровьем ребенка, либо с другими жизненными проблемами приходят к вере, а испытания подвигают  их к  тому,  чтобы стать активными прихожанами нашей Церкви. Если же ребёнок не крещен, то за него нельзя помолиться. Родители должны предоставить Господу Богу возможность оберегать  их детей. Когда совершается таинство Крещения - ребенок становится христианином и тогда по молитвам Церкви происходит благодатное воздействие на ребенка. Важно также, чтобы восприемники - крестный отец и крестная мать- были людьми верующими. Как  правило, воцерковленные восприемники играют колоссальную роль в духовном становлении детей.  По молитвам верующих восприемников и будут воспитываться такие дети. Даже если родители крещены, но невоцерковлены, восприемники могут наполнить  жизнь детей христианским содержанием. 4. Здравствуйте, скажите, пожалуйста: мне которую ночь снится Архангел-Михаил, к чему это? не помню о чем мы с ним разговариваем, только помню что он снился…

http://sinfo-mp.ru/zadajte-vopros-mitrop...

Свидетелями именно такого действа, по словам владыки, стали паломники из Екатеринбурга. Судя по видеоролику, который записан на телефон одного из них, еще только попав на территорию монастыря, они уже услышали необычные молитвы и крики, раздававшиеся из динамика. По всей видимости, аудиотрансляция, которая включается на время обычного богослужения, не была вовремя выключена, отмечает епархиальная пресс-служба. Затем дети проследовали в храм, где совершался чин. «К сожалению, участники экскурсионной группы не обратили внимание на предупреждающую табличку у входа в храм. Здесь указано, что на время отчитки вход " только по благословению " , - подчеркнул викарий. - А может и обратили, но не поняли смысла слов " отчитка " , " благословение " . Этого они еще " не проходили " . Да и о таком явлении, как одержимость демонами, детям не рассказывают ни в школе, ни дома. Рассказывают о СПИДе, о наркотиках, об иных пороках нашего времени с целью обезопасить от них. Но об опасностях духовного порядка большинство наших современников и не ведает». По словам владыки Евгения, монастырь принял соответствующие меры: трансляция теперь выключается вовремя, объявление на входе написано более крупным шрифтом. Вероятность того, что неподготовленные люди вновь попадут на отчитку, крайне мала. «Но вопросы все равно остаются. Вопросы к обществу, - считает владыка. - Почему не пугают родителей и детей реальные демоны, которыми изобилуют кино и телеэкраны, компьютерные игры, за которыми дети проводят по нескольку часов в день? Почему беспрепятственно на телеэкране и в видеопродукции перед глазами неподготовленных детей и подростков совершаются убийства, насилие, демонстрируются " демоны во плоти " - но мы не видим массового обращения в суды и следстве­нный комитет? Это полезно детям? Это их не травмирует?» По мнению владыки Евгения, этот инцидент должен инициировать такие вопросы и помочь оградить общество от демонических образов и сцен, которые, к сожалению, стали обыденностью и уже не воспринимаются критически «толерантно мыслящим " большинством. «Вопросы духовной экологии нашего общества должны сегодня выйти на первый план, - уверен епископ Среднеуральский Евгений. - Екатеринбургская епархия совместно с педагогической и родительской общественностью готова инициировать серьезный разговор на тему духовной безопасности наших детей».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/28/in...

К сожалению, есть немало семейств, в среде которых дети ни слова душеспасительного не слышат, ни доброго примера не видят. Достойны подражания те из родителей, которые и сами любят читать слово Божие и духовные книги, и детей приучают к тому же, которые в праздничные и воскресные дни, вернувшись домой из храма Божия, спрашивают детей своих, внимательно ли они слушали в храме церковное чтение и поучение, поняли ли что-нибудь и хорошо ли поняли из того, что слышали в церкви, и если чего не поняли, стараются, по возможности, растолковать им. К прискорбию, в православном обществе это не в обычае, и нельзя не сознаться, что многие иноверные христиане превосходят нас православных в этом отношении. Строго взыщет Господь с тех родителей, которые и сами живут в духовном невежестве, и детей оставляют во мраке невежества. В храме Божием совершается Литургия. Не все и не всегда, даже в праздники и воскресные дни, могут на ней присутствовать; но и оставаясь в случае нужды дома, каждый может переноситься мыслью в храм Божий, когда в нем идет Литургия, умом и сердцем присутствовать в нем, особенно в те священные минуты, когда совершается освящение святых Даров и приносится за всех бескровная жертва. Вот почему для привлечения участия в церковном Богослужении в эти именно минуты принято у нас давать о них знать посредством благовеста к Достойно, непосредственно после пения Символа веры . Тот дом, в котором принимается благоговейное участие в том, что в сии минуты совершается в храме, является некоторым подобием храма. Наконец, храмы украшаются иконами. Наилучшим украшением для христианского дома служат также иконы. В некоторых домах перед сими иконами горят даже неугасимые лампады. Как в храме зрелище икон возбуждает благоговение предстоящих, так не менее благотворное впечатление на душу производят иконы, украшающие христианский дом. Имея перед глазами постоянно эту святыню, обитатели дома невольно удерживаются от празднословия, от злословия, от речей гнилых и кощунственных, от поступков предосудительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010