Подобным образом вид вечернего заходящего солнца переносил взор христиан к созерцанию невечернего и незаходимого Света святыя славы Отца Небесного. Другие часы дня напоминали христианам различные события из земной жизни Искупителя и апостолов, или имеющие тесную связь с таинством искупления человеческого рода, или просто назидающие к благочестию и пр. Во всем богослужении древних христиан как общественном, так и домашнем, видно мудрое сближение видимого с невидимым, чувственного с духовным, земного с небесным, настоящего с прошедшим и будущим, человеческого с Божественным. Посему все видимое и духовное, настоящее и будущее, Божественное и небесное ясно изображалось для детей, как бы видимыми знаками в лежащих перед ними предметах, и находилось перед их глазами. Таким образом, сама природа как бы занимала для них место наставника в Божественной вере. Приучаемые от самых юных лет к участию в богослужении дети каждый раз при виде известных предметов и при известных состояниях повседневной жизни необходимо должны были припоминать те истины веры и правила деятельности, которые соединяемы были с этими предметами и состояниями в понятии пастырей и учителей Церкви, благочестивых родителей и наставников, — и, повторяя каждый день, при каждой встрече с теми предметами и обстоятельствами, естественно должны были глубже и глубже напечатлевать в своем уме и сердце соответствующие истины. II. Способ нравственного образования § 71. При нравственном образовании детей воспитатели употребляли средства частью отрицательные, частью положительные. а) Средства отрицательные § 72. В первом отношении тщательно старались предохранять детей от сближения со всеми предметами и обстоятельствами, которые, будучи соблазнительны или сами по себе, или по отношению к детскому чувству и разумению, могли произвести на детское сердце вредное впечатление и расположение к не христианскому образу мыслей, чувствований и желаний, именно: I § 73. Со стороны внешних предметов, они удаляли детей от всего, что могло возбудить в них нецеломудренные мысли и движения.

http://azbyka.ru/deti/prakticheskoe-vosp...

Второй проблемой оказываются неработающие лифты. Вернее, работают они по расписанию – с семи утра. Комнатка же, выделенная под храм, находится в полуподвальном помещении. Формально – это что-то среднее между первым и нулевым этажом – из-за перепада ландшафта. На этом этаже нет отделений, они все выше. И поэтому мамы с пациентами, а практически все пациенты здесь на колясках, могут попасть сюда только на лифте. К началу литургии подходят только те, кто может принести ребенка на руках. Начать богослужение позже нельзя, с восьми у пациентов уже начинаются процедуры, и литургию нужно закончить до этого времени. Больничный храм представляет собой небольшое помещение с двумя окнами. В углу комнаты – алтарь, в другом – аналой и уголок для певчих. Напротив туалет, уборщица заканчивает мыть пол. Пока священник достает из сейфа богослужебные сосуды: «Знаете, один раз я пришел, а того, что нужно, просто не было, теперь прячу в сейф», – и начинает литургию, волонтеры обходят палаты, чтобы позвать желающих на богослужение и помочь тем, кому нужна помощь. Женщины-волонтеры нестройно поют. Первой приходит мама с малышом – потому что малыш на руках, завернут в одеяло. Коляски нет, спустились по лестнице. Следом приходят Ирина и Максим. Они лежат в НПЦ два-три раза в год и каждый раз стараются попасть на богослужение. Мама оставляет коляску в коридоре, садится в храме на скамейку. Но во время чтения Евангелия встает. Она держит сына на руках, видно, что ей тяжело, спина напряжена. Но она не садится. Когда в семь часов начинают работать лифты, в коридоре у храма появляются мамы с детьми. Дети сидят в колясках. Кто-то спокоен, кто-то волнуется. В храм мамы не заходят: во-первых, в тесном помещении коляски не поместятся, а держать на руках довольно больших детей не каждому под силу, во-вторых, в комнате душно, она не предназначена для скопления народа. Ангелоподобную девочку с огромными глазами начинает тошнить. Мама охает, вытаскивает откуда-то заранее приготовленный пакет, разворачивает коляску и устремляется к лифтам.

http://pravmir.ru/bolnichnaya-sluzhba-po...

Привитие с детства пренебрежительного отношения к темной силе притупляет в дальнейшем нашу бдительность. Кроме того, нельзя одобрять произношение богопротивного имени. Но вместе с тем детям младшего возраста нельзя рисовать бесов в истинном свете, так как это будет их устрашать и делать пугливыми. Для маленьких детей вообще не должно существовать темной стороны жизни. Когда они подрастут, разумно познакомить детей с истинным характером темных сил и способами борьбы с ними, пользуясь описаниями опыта святых и подвижников. Следует оберегать детей от чтения книг кощунственного характера, богоборческих, безнравственных, сеющих нечистые помыслы. Всякая книга, написанная безбожником, носит отпечаток безбожного миросозерцания ее автора и в какой-то мере побуждает читателя смотреть на мир его глазами. Для примера Н.Е. Пестов приводит сочинения Марка Твена, которого считают детским классиком. В произведениях “Приключения Тома Сойера” и “Приключения Гекльберри Финна” Марк Твен рисует образы антихристианского характера, в которых тление греха прикрыто личиной доблести. Для его героев не существует Бог. Основные черты их поведения по отношению к старшим — непослушание и обман. Мальчики курят, воруют, вступают в драки — и все это автор возводит в доблесть. Сохранение детей от пристрастий мира Необходимо, как считал Пестов, сохранять детей от пристрастий мира. “Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне” ( Мф. 6, 24 ). Так предупреждает нас Господь. Пристрастием к земным благам наши дети могут заразиться от нас, если мы не свободны от этого порока. Собирание материальных ценностей под каким-либо предлогом — это нарушение заповедей Господних. Пристрастием могут стать не только материальные ценности, но и достижения науки и прогресс техники. Не через светскую науку лежит путь, ведущий к главной цели жизни христианина. К ней можно прийти лишь путем стяжания Духа Святого. Необходимо следить, чтобы занятия наукой не захватывали все внимание и все время наших детей, но чтобы у них свято соблюдались воскресные и праздничные дни с обязательным посещением богослужения. Пусть останутся нетронутыми для мирских занятий утренние и вечерние минуты, отведенные для молитв.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Поставьте себя на место ребёнка, скажем, 7-ми – 12 лет. Попробуйте его глазами посмотреть на наше богослужение – не только общественное, но и частное. (Кстати, попробуйте как-нибудь, для примера, находясь на богослужении, присесть на корточки – чтобы посмотреть буквально «глазами ребёнка»: что ему видно кроме задов впереди стоящих прихожан?). Прочитайте утренние и вечерние молитвы. Прочитайте молитвы «ко святому причащению». Прочитайте чин ежедневного исповедания грехов – и вы заметите, что по очень большой части наше богослужение – «не детское». Исключение составят несколько молитв или такие «универсальные» и «вечные» молитвы – из Евхаристического канона. Фото: azbyka.ru Впервые на это замечание меня натолкнуло внимательное прочтение чина Великого повечерия, которое читается с Каноном Андрея Критского. На таких службах обычно детей не бывает, а тут вот одна прихожанка пришла с двумя малолетками, которые, конечно, просто изнывали от скуки и однообразия (полумрак, горящие свечи, монотонное чтение и пение, и так – в течение почти двух часов). И я вот подумал: а что им делать? Что в этом богослужении для этих детей? Какое отношение к ним имеют грехи, которые перечисляются в Каноне? Кстати, обратим внимание, что Канон Андрея Критского – это не доморощенный акафист, имже несть числа, а литературный и богословский шедевр. Только для ребёнка в нём ничего нет. Но когда Великое повечерие подошло к моменту «Родители наша, и вся прежде отшедшия отцы и братию нашу, зде лежащия, и повсюду православныя» – вот тут я и себя почувствовал «лишним». У меня родители пока ещё живы. Что тут получается? С одной стороны, эти тексты написаны человеком, у которого родители уже почили (и для тех, у кого они почили). Т.е. это всё написано, скорее всего, не просто взрослыми, а именно пожилыми людьми. И в этом смысле не может не вызывать доверия их опыт, и всё то, что приобретает человек к преклонным годам (мудрость, взвешенность, авторитетность и т.д.). Но, с другой стороны, приходится признать, что ко мне, взрослому человеку, это всё имеет очень мало отношения. А к ребёнку – просто никакого. Хорошо ещё, что у нас чаще всего читаются все эти тексты «скороговоркой» или «бубнят» – ведь не дай Бог ребёнок послушает про все эти грехи – он узнает для себя много нового.

http://pravmir.ru/detskaya-tserkov/

В местных людях нас поразили два качества: настороженность и отзывчивость. Сначала настороженность, так как до нас какие-то «реставрационные» организации под видом проектных работ десять лет назад разорили храмы. Затем отзывчивость – когда стало понятно, что мы приехали храмы прибрать и украшать, а не наоборот. Когда с местными жителями установился контакт, стало понятно, что они и есть та самая «добрая почва», о которой говорил Христос. Чистые, красивые душой люди проживают здесь свой век почти не зная греха. В поте лица они трудом добывают свой хлеб там, где нет дискотек, нет трактиров и иных заведений. Они угощали нас тем, что с леса послал им Господь, оставляли в домах своих на ночь, готовили бани. С удовольствием они слушали наши концерты, рассказывали нам то, что перед глазами проходило на этой земле в течение последних десятилетий. Наш лагерь (в деревне Поле) стал местом притяжения для здешних детей, подростков и взрослых. Молва быстро обошла все окружающие села. И поэтому нам предстояла непростая задача: людям, знавшим советский эталон порядочности, надо было показать своим примером, что значит быть не просто хорошим человеком, но – христианином, учеником и последователем Господа Иисуса Христа. Это стало возможно благодаря общему делу по воссозданию храма. Совместный труд ради благого дела по сохранению памятника старины нас объединил с местными жителями, дал повод для разговора. Появилась общая проблема, которую надо было совместно решать. А в процессе решения мы показали, что венцом труда по очистке храма должна стать общая молитва, ради которой и строился этот Божий удел. Поэтому литургия и стала центром общего дела. Когда разговор зашел о богослужении, местные жители, прежде всего, всматривались в нас: как мы говеем и как мы молимся в храме. Если они видели, что все это серьезно и нам самим нравится молитва, то и для них даже длинная служба не была в тягость. Поэтому, когда в один и тот же день проходило крещение, а затем и литургия, они не чувствовали усталости, им было все это интересно и в радость. За неделю нашего пребывания в Онежском крае мы отслужили два молебна, три раза провели крещение и отслужили три литургии. Крестилось 27 человек, причастилось более 130 человек. Большинство местных жителей, которые пришли на литургию, поучаствовали в таинствах исповеди и Евхаристии впервые в жизни. Некоторые из них видели своими глазами, как в 1960-х и 1970-х годах из храмов вывозились все иконы, в этом участвовали их родственники, а теперь они, дети и внуки советских предков, эти иконы возвращают или своими руками обновляют старинные иконостасы.

http://pravoslavie.ru/55052.html

Пусть он всмотрится в естественность их движений, в отсутствие в них всего сочиненного, всего придуманного. Правильность рисунка необходима для иконы; притом нужно изображать святых свято, такими, какими они были, простыми, спокойными, радостными, смиренными, в таких одеждах, какие они носили, в положениях и движениях самых скромных, исполненных благоговения, основательности, страха Божия. Изображению святого должны быть чужды изысканная поза, движение, изображающее восторженность, положение лица романическое, сентиментальное, с открытым ртом, с закинутою кверху головою или с сильно устремленными кверху глазами. Последнее положение, к которому обыкновенно прибегают для изображения молитвенного состояния, именно и воспрещается иметь при молитве святыми Отцами. Также не должно изображать святых жен и дев с опущенными книзу глазами: дева начинает тогда опускать вниз глаза, когда явится в ней ощущение греховное; в невинности своей она глядит прямо. Также начинают многие понимать, что итальянское пение нейдет для Православного Богослужения. Оно нахлынуло к нам с Запада, и несколько десятилетий тому назад было в особенном употреблении. Причастный стих был заменен концертом, напоминавшим оперу. Ухо светского человека, предающегося развлечениям и увеселениям, не поражается так сильно этою несообразностью, как ухо благочестивого человека, проводящего серьезную жизнь, много рассуждающего о своем спасении и о христианстве, как о средстве к спасению, желающего от всей души, чтоб это средство сохранялось во всей чистоте своей и силе, как сокровище величайшей важности, как наследство самое драгоценное для детей и внуков. Надо знать, что в России вся масса народа проводит жизнь самую серьезную, будучи поставлена в необходимость проводить такую жизнь обстоятельствами. Жизнь развлеченную, веселую, в сфере современного прогресса, могут проводить весьма немногие, потому что для такой жизни нужны достаточные материальные средства. Веселящиеся на земле не должны судить о прочих человеках, как они обыкновенно это делают, по себе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/208/...

Доведши таким образом детей до сознания, что в 1-м члене мы выражаем веру в Промысл Божий, когда Бога называем «Вседержителем», учитель заставляет еще детей объяснить, что разумеется «под небом», под «видимым и невидимым». Дети старшего и среднего отделений без труда это объясняют, а дети младшего отделения вспоминают данное уже им на уроках объяснение, что под «небом», созданным «в начале», нужно разуметь и ангелов, которых нельзя видеть человеку глазами. Конспект урока по изъяснению Богослужения в старшем отделении совместно со средним, данного на педагогических курсах в г. Житомире 11 июля 1911 года    Предмет урока — вступительные сведения о литургии и объяснение литургии оглашенных до малого входа включительно. Главным образом учитель занимается со старшим отделением, привлекая к участию в работе и среднее.    Учитель начинает с вопроса, какие церковные службы детям известны. Дети пересчитывают почти все службы, частью сами, частью при помощи учителя (например, что читают пред обедней, за какой службой дети бывают в Пасху в 12 часов ночи, какая служба бывает всегда в полночь и т.д.). Затем учитель спрашивает, какая главная из всех служб, и, получив ответ, что самая главная — литургия, заставляет детей объяснить, почему она — главная. Дети старшего отделения говорят, что на литургии совершается таинство Святого Причащения Тела и Крови Христовых (детей среднего отделения учитель при этом спрашивает, за какой службой они причащаются) и потому литургия самая важная служба. Учитель дополняет сказанное указанием на то, что остальные службы только «подготовительные» к литургии. Выясняя это название, учитель спрашивает детей, пошли ли бы они в гости, не умывши лицо, руки, не причесавши волосы, не почистивши загрязненную одежду и т.д., — что нужно сделать сначала? Дети отвечают, что сначала нужно вообще подготовиться. — «Не тем ли более нужно подготовиться к литургии? И вот для этого подготовительные службы».    «А вспомните, как вы подготовляетесь к литургии, когда причащаетесь, прямо ли к обедне приходите?» Учитель нарочно спрашивает это, чтобы выяснить, как худо следовать укоренившемуся в Малороссии обычаю приходить к Святому Причащению во время уже литургии и иногда почти прямо во время самого причащения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

— А с какого возраста надо объяснять детям, что такое Причастие? Иногда можно услышать, как мама говорит ребенку: «Сейчас тебе вкусняку дадут»… — Лично я против того, чтобы детям и в повседневной жизни говорили про конфету: «Вот тебе вкусняшка» или про лошадь: «Вот иго-го идет». Это не иго-го! Это лошадь! Все надо называть своими именами. И Тело и Кровь Христовы тоже. Маленькому ребенку этого объяснения будет достаточно. Детям постарше, которые больше интересуются и задают много вопросов, можно попытаться объяснить, что такое Таинство Евхаристии. Кризис «среднего» возраста Каждое воскресное утро дома происходит маленькое сражение: сын не хочет идти в храм. Сначала долго уговариваю «по-хорошему», обещаю купить диск с новой игрой или сводить в парк на аттракционы. Когда уговоры не действуют, иду на шантаж, говорю, что не разрешу смотреть телевизор или играть в компьютер. В ответ слышу недовольное: «Как ты меня достала!». Но «победа» остается за мной: сын все-таки идет в храм, где, встретив своих «собратьев по несчастью», забивается в дальний угол и начинает бурно обсуждать что-то. Может, я что-то делаю не так? У других дети как дети, а мой… — На одном православном форуме вычитала такой совет: нужно превращать каждый поход в храм в праздник, после Причастия давать ему какую-нибудь сладость, устраивать семейное торжество… — Если ребенок ходит в храм раз в год — то пожалуйста. А если каждую неделю? Получая раз за разом подарки и конфеты, он будет ходить в храм только из-за них, как дрессированная собачка. Мы не дрессируем детей, мы воспитываем их духовно, пытаемся привести к Богу. Кроме того, в православном календаре очень много праздников, которые можно праздновать дома всей семьей. Самые большие — Пасха и Рождество. Обязательно нужно отмечать именины ребенка, рассказывать ему о святом, имя которого он носит. — Видна ли разница в поведении детей, которых часто водят в храм, и тех, кто бывает лишь изредка? — Честно говоря, я не сравнивал детей по признаку: «храмовые» они или «не храмовые». Знаю детишек, которых еженедельно водят в храм, но они в силу своей подвижности или еще по каким-то причинам ведут себя не очень хорошо. И наоборот.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

Как правильно выстроить жизненный уклад, из чего должна складываться ежедневная жизнь семьи, в которой стараются воспитать своих детей в православных традициях? Образ жизни в семье имеет огромное значение. Часто он главным образом и влияет на детей. Но его нельзя создать искусственно, по некоему правильному шаблону. Он складывается из убеждений людей. Если в семье все знают, что друг друга надо терпеть, смиряться, строить отношения на уважении и любви, не жадничать, то это определяет и образ жизни. И можно сразу представить, как в такой семье будут себя вести, например, за столом. Приобрести смирение, терпение, уступчивость, мягкость помогают чтение Священного Писания, участие в богослужении, церковных таинствах. Ко всему этому ребенка нужно приучать с детства. Важно помнить, что процесс воспитания не ограничен временем, он длится всю жизнь. Это кропотливая ежедневная работа. Сначала воспитывают родители, учителя, а потом человек сам должен себя воспитывать, в том числе и для того, чтобы являть своим детям достойный образ поведения. А люди чаще довольны собой. Если же есть материальный достаток, то они и вовсе чувствуют себя особыми людьми. А кто с детства знает, что такое смирение, грех, тот понимает, что свои греховные наклонности нужно исправлять до конца жизни. В этом большая мудрость, которую важно суметь донести и до детей. В семьях, где больше одного ребенка, всегда есть проблема детских ссор. Существует ли рецепт, как избежать раздоров? Основанием во всем должны быть христианские убеждения. Старшие должны уступать младшим, прислужить им, если нужно. Младшие пусть привыкают слушаться и смиряться перед старшими. Нужно приучать детей друг другу помогать. Когда дети маленькие, они очень легко соглашаются с таким порядком. А если начинаются зачатки непочтения, нужно их пресекать. Если поссорились, совсем не значит, что одного нужно наказать, а второго защитить. Необходимо объяснить, почему так произошло. И дети должны обязательно иметь пред глазами тот образ, который им нужно стяжать. В этом помогут рассказы о жизни святых, о том, как они смирялись, молились, какой вели образ жизни. Также можно приводить примеры жизни людей гордых, самолюбивых и говорить, к чему приводит своеволие и неисполнение Божиих заповедей.

http://pravoslavie.ru/37109.html

— Что делать, если ребенок капризничает в храме?  — Во-первых, нужно выяснить причину этого, ведь просто так дети не будут плакать. Если капризничает грудничок, нужно посмотреть, не жарко ли ему, не мокрый ли он. Может, просто голоден? Грудных детей перед Причастием можно покормить (натощак приучать принимать Святое Тело и Кровь надо с 3–4 лет, а если ребенок в храме с рождения, то еще раньше). Словом, нужно попытаться выяснить, что ему не нравится. Ребенок постарше сам может это объяснить. Если он устал стоять — можно посадить его на скамейку или выйти с ним на улицу, пусть побегает во дворе (например, если возле храма есть отгороженная территория). Ради ребенка родителям часто приходится прерывать молитву, но это естественно, ведь обязанность мамы и папы, прежде всего,— воспитание детей, забота о них. Ни в коем случае нельзя злиться, иначе ребенок решит: если в храме на меня кричат, лучше я вообще в храм ходить не буду. Зачем ходить туда, где мне плохо? Бывает, что дети отказываются идти к Причастию. Родителям нужно постараться выяснить, что случилось. Я знаю малыша, у которого больные зубки, и он отворачивается от Чаши просто потому, что ему неприятно. Однако причастить ребенка в любом случае нужно обязательно. Мама может попросить кого-то помочь ей, потому что часто бывает, что и враг рода человеческого пытается помешать принять Святое Тело и Кровь. Обычно после Причастия маленькие дети сразу перестают плакать. Естественно, священник и диакон и, в первую очередь, родители должны следить, чтобы ребенок проглотил все то, что ему дали в лжице, дать ему запить. А после Причастия можно и покормить, соску можно дать только после запивки. Бывает, что маленький ребенок срыгивает сразу же после Причастия. Если это произошло через час или полтора, то одежду надо отнести в храм на сожжение. Как бы ни было жалко, стирать и надевать эту вещь больше нельзя. Если священник или диакон посчитает возможным, то лишь вырежет участок, на который попала Кровь, в таком случае одеждой можно пользоваться.

http://azbyka.ru/deti/bogosluzhenie-glaz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010