Максима Грека , с большою бородою, а в нише окна: Благое молчание, в виде ангела, с скрещенными на груди руками 413 . В центральном куполе храма – Господь Вседержитель, а в трибуне купола – праотцы ветхозаветные; в куполах побочных – Богородица и И. Предтеча. В сводах – изображение празднеств православной церкви; с северо-восточной стороны – рождество Богородицы 414 , скомпонованное по образцу рождества Христова: св. Анна сидит на постели, к ней приближаются женщины с подарками; внизу омовение новорожденного младенца; в стороне в церемониальной позе сидит на высоком троне с подножием – Иоаким; благовещение 415 ): Богоматерь на троне с рукодельем в руках, на голову Ее сходит Св. Дух, пред Нею ангел благовествующий; действие происходит в роскошных палатах; вдали виден чрез открытую галерею праведный Иосиф в нимбе, занятый столярною работою; вверху в облаках Бог Отец посылает ангела благовестить Пресв. Деве. В юго-восточном своде рождество Христово, в ю.-з. – крещение И. Христа, в с.-з. – вход И. Христа в Иерусалим, в обычных византийских формах. В западной части свода представлена довольно обычная в росписях ярославских храмов, грандиозная картина «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь» 416 . Основная мысль изображения дана в этих словах книги притчей Соломоновых (9:1); премудрость – И. Христос, дом или храм – церковь , семь столпов – семь таинств Нового Завета 417 . Развита эта мысль следующим образом: вверху представлен Бог Отец на троне, в облаках; под Ним подпись: «Премудрость созда себе храм“. У подножия Его Св. Дух, от Которого идут лучи вниз, по направленно к сидящей на троне с простертыми дланями Богоматери 418 и стоящим возле Нее ангелам; в лучах обозначены надписями семь даров Св. Духа: премудрость, разум, советь, крепость, ведение, благочестие, страх Божий. Ниже колоннада из семи колонн, на архитраве которого написано: «и утверди столпов седмь». На среднем столбе – распятый Спаситель, над главою Которого написано: «тело и кровь Господня», а по сторонам: «и черпа в чаши Своей вино и уготова Свою трапезу».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Икона " Мадонна с младенцем на троне " представлена в Эрмитаже после реставрации мая 2013 Восстановление шедевра длилось более двадцати лет.  Житийная икона " Мадонна с младенцем на троне " представлена 18 мая в Эрмитаже после реставрации. В Аполлоновом зале Зимнего дворца открылась выставка выдающегося произведения итальянской школы XIV века.  Икона с евангельскими сценами в клеймах относится к числу образов, пришедших в Италию из Византии и завоевавших широкую популярность в Тоскане XIII-XIV веков. Ее приобрел известный коллекционер Николай Лихачев (1862-1936). В 1913 году в составе коллекции она была передана в Русский музей, откуда в 1923 году поступила Эрмитаж и до сих пор не экспонировалась. Реставрация шедевра длилась более двадцати лет. Живопись очистили от десяти поздних наслоений. Реставратор высшей категории Тамара Чижова решила стоящую перед ней задачу тактично: не делая реконструкций там, где изображение отсутствует, стремясь сохранить авторскую живопись. " Эта икона - связующее звено между западной и восточной традициями. Благодаря влиянию византийского искусства и началось итальянское Возрождение " , - отметил на церемонии открытия директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. После завоевания Византии турками множество греков, в том числе иконописцев, перебрались в соседнюю Италию. Греки пользовались там почетом и уважением и, как ни парадоксально, пробудили интерес к античности, который и стал причиной Возрождения. Имя автора реликвии не известно: в средние века, как правило, работы не подписывались, художник рассматривался лишь как исполнитель божественной воли.  В основе иконы - византийский тип Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Композиция построена по традиционной схеме: на среднике - Мадонна с Младенцем, восседающая на массивном мраморном троне, в треугольном завершении иконы - деисусный чин: в центре - Христос Вседержитель, слева - Мадонна, справа - Иоанн Креститель. По краям доски с обеих сторон по четыре клейма, над и под ними - фигуры евангелистов, каждый со своим символом. Между клеймами евангелистов - изображения евангельских сюжетов.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=315...

Среди иконографических типов стоящей Богоматери следует выделить извод, известный по алтарной мозаике XII века церкви Санта Мария э Донато в Мурано, Италия, который отличается от Оранты тем, что Мария держит обе руки перед грудью ладонями наружу. К числу репрезентативных изображений Богоматери, приобретавших, подобно иконе «Оранта Нерушимая Стена» киевского Софийского собора, значение государственного символа, относится тип Богоматери Знамение. Его иконография сложилась на основе трансформации образов Богоматери с младенцем Христом в медальоне и соединения их с изображением Оранты. Нам известны изображения типа Богоматери Никопеи, в некоторых случаях поддерживающей медальон с изображением Христа-Еммануила или строго посередине, или с правой, или с левой стороны груди, а также изображения восседающей на троне Богоматери с медальоном в руках, подобно композиции на фреске апсиды в соборе св. Софии в Охриде (1040), которая восходит к древним традициям VI–VII веков. Впервые поясное изображение Богоматери Оранты с изображением младенца Христа на груди появляется на фреске еще в катакомбах Агнии в Риме (IV–V вв.). Очевидно, происхождение этого нового типа, соединившего в себе образ Оранты-Заступницы с образом Богоматери на престоле, связано с кругом памятников сиро­ палестинской иконографии. Интересный, своего рода промежуточный тип представлен на миниатюре VI века из армянского Эчмиадзинского евангелия, где Богородица, восседающая на престоле, воздела обе руки по сторонам, подобно Оранте, а Христос-Еммануил на ее коленях благословляет правой рукой и держит крест в левой. В течение XI–XII веков складывается устойчивый канон изображения Богоматери-Знамения с воздетыми по сторонам руками и медальоном с Христом-Еммануилом. Фигурка Христа может быть представлена в полный рост, а может быть и поясной. Последний извод представлен на алтарной фреске Спаса-Нередицы в Новгороде. Наибольшее распространение получил тип поясного изображения Богоматери-Знамение, почитание которого в качестве государственного палладия установилось в Новгороде, откуда происходят многие иконы этого типа, начиная со знаменитой выносной двухсторонней иконы XII века.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

Алтарь отделялся от молящихся невысокой преградой, за которой располагался небесный мир. В алтаре находился престол, выкованный из сплава золота и серебра с инкрустациями из самоцветов. Над ним – киворий (греч. «дарохранительница») в виде шатра на четырех серебряных колоннах. Напротив алтаря- амвон с шатровой сенью, опиравшейся на восемь мраморных колонн. С западной стороны располагался украшенный колоннадами атриум с мраморным бассейном для омовения лица и рук. К южной стороне храма примыкал форум Августейон. Храм св. Софии поражал богатством декоративного убранства интерьера. Стены нартекса, нефов, галерей, были облицованы бледно-розовым и бледно-зеленым мрамором. Разноцветный мрамор покрывал также полы. В эпоху Юстиниана купол и своды различных частей здания, были украшены декоративными мозаиками с изображением креста, уничтоженными иконоборцами. С восстановлением иконопочитания на протяжении IXXIII вв. храм св. Софии украшался мозаичными композициями, которые располагались в соответствии с местом, занимаемым святым в божественной иерархии. В центральном куполе было помещено мозаичное изображение Иисуса Христа-Пантократора, завораживавшее верующих пронизывающим взглядом темных глаз. Он изображался в окружении архангелов воинов Христовых. Между окнами подкупольного барабана размещались изображения апостолов – учеников Иисуса Христа. На парусах находились изображения евангелистов Марка, Матфея, Иоанна и Луки, описавших земную жизнь Спасителя и суть его учения. Столбы-устои стали местом изображения мучеников-святых, пострадавших за веру. В апсиде находилась сидящая на троне Богоматерь в пурпурном мафории и темно-синих одеждах. Над дверью, ведущей из внутреннего нартекса в храм изображение императора Льва VI Мудрого (886912) перед Христом на троне, по сторонам от которого расположены медальоны Богоматери и архангела Михаила. К этому же времени относилась каноническая мозаичная композиция, воспроизводившая образ одного из «отцов церкви» – Иоанна Златоуста с вытянутым, аскетически-изнуренным лицом, небольшой остроконечной бородой и округлой лысиной на голове. При Василии II (9761025) была создана мозаика над дверью из южного вестибюля, на которой императоры Константин I с макетом Константинополя и Юстиниан с макетом храма св. Софии преподносили свои дары Богоматери. На мозаиках южной галереи был изображен Христос на троне, по сторонам от него император Константин Мономах (10421055), его супруга императрица Зоя, Богоматерь с младенцем Христом между Иоанном II Комниным (11181143) и императрицей Ириной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Маркеллина и Петра). В памятниках византийских и русских подобная свобода не допускалась: волхвы обычно держат в руках сосуды или ящики, в которых находится золото, ладан и смирна, по большей части невидимые для наблюдателя. Те же дары, конечно, и в памятниках письменности, с изъяснением их значения, установившегося, по крайней мере, со времени Оригена 1030 : злато как царю, ливан как Богу, смирна как человеку, имеющему умереть за грехи людей. Дары эти, в виде кусочков золота, ладана и смирны, по афонскому преданию, доставлены были некоей Марией ( καλ Μαρα) на Афон и хранятся в монастыре Св. Павла 1031 . Древнейшие памятники поклонения волхвов на Западе столь же близки к византийским, как и памятники рождества Христова. Фрагмент мозаики VIII в. Иоанна VII 1032 представляет Богоматерь в тех же одеждах, на таком же троне, как и в памятниках византийских. Младенец 2–3-х лет, сидящий на ее руках, держит в шуйце свиток, а правую простирает для принятия дара (ящик) переднего волхва. Возле Богоматери – ангел, а позади нее – Иосиф 1033 ; вверху – лучи звезды. Остальные части изображения уничтожены. Не только композиция и одежды, но и девственный характер лица Богоматери, внимание в лице Иисуса Христа, размышление в лице Иосифа подтверждают византийское происхождение мозаики. Миниатюра мюнхенской Библии IX в. 1034 повторяет древнехристианские формы изображения. Впечатление сходства с мозаиками Марии Великой дается особенно фригийскими шапками, туниками и анаксиридами волхвов. Миниатюра лат. градуале Х в. в нац. библ. в Париже lat. 9448 (л. 23 об.) также очень близка к древнехрист. типу изображения: Богоматерь на троне в роскошных палатах, с Младенцем, который держит в левой руке книгу, а правой делает жест, обращенный к волхвам. Три волхва стоят и держат в задрапированных руках сосуды с дарами; фригийские шапки и анаксириды с перлами, как в мозаиках Марии Великой. В миниатюре кодекса Эгберта 1035 ясны следы Византии: Богоматерь в серой тунике и синей пенуле сидит на византийском, украшенном перлами троне с подножием; на руках ее Младенец со свитком (?) в шуйце и с благословляющей десницей; в темно-красной с золотом тунике.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

4) То же, Богоматерь на высоком троне сидит, спиной к архангелу, к которому обернула своё лицо. 5) Пред Богоматерью (стоящей) – благовествующий архангел. Вверху Господь Саваоф, от Него исходит Дух Святой в виде голубя на Пресвятую Деву, представленную с Богомладенцем в недрах, в овальном круге. 6) Пресвятая Дева и праведная Елисавета в объятиях приветствуют друг друга. Это изображение служит иллюстрацией к 3-му икосу акафиста Богоматери: « Имущи Д ва утробу, востече ко Елисавете». На боковых полях: 7) В палатах на табурете на красной подушке сидит Пресвятая Дева, ноги Её покоятся на подножии. Пред Нею Иосиф. Эта сцена иллюстрирует, очевидно, 4-й кондак акафиста: « Бурю внутрь им я сумнительныхъ ц ломудренный 8) Богоматерь на высоком троне, с Богомладенцем; с одной стороны трона два ангела, с другой – старец и девица (?). Вверху звезда, по сторонам её два ангела на облаках. Внизу, в горах, в пещере женщина сидит на круглом предисте (камень?), над головой держит ветвь с листьями. Напротив неё в зелени ветвей сидит другая женская фигура. 9) В горах на конях едут волхвы; (надпись « волсви», как и другие надписи на полях иконы, сделана чернилами). 10) Бегство в Египет. Богоматерь с Богомладенцем едет верхом на белом коне; сзади идёт Иосиф; впереди у ворот башни юноша; вверху башни два падающие маленькие человечка (идолы). Это изображение служит иллюстрацией к 6 икосу акафиста: « во Египт просв истины, отгналъ еси лжи тьму, идоли бо, Спасе, не терпяще падоша». 11) Вверху, на облаках, Знамение Божьей Матери. Внизу, на горах, шесть преподобных с молитвенно простёртыми руками. Это изображение служит, вероятно, иллюстрацией 8 кондака акафиста Богоматери: « Странное рожество вид вши, устранимся умъ на небеса преложьше». 12) Вверху, на облаках (с солнцем и луной в виде человеческих лиц), – Бог Отец, двуперстно благословляющий обеими руками: от Него исходит Дух Святой. Надпись киноварью: « Оцъ Снъ и Сты Дхъ». Внизу на троне, окружённом херувимами, восседает Спаситель (буквы в Его крещатом нимбе: « Н», красные), – десницей благословляет, шуйцей держит Евангелие, раскрытое на словах: « Не на лица судите сынове члвче». По сторонам престола стоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, как в деисусе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Икона «Христос Пантократор» (сер.- 3-я четв. XVI в.; Ibid. N 6) - поясное изображение Спасителя в изводе, распространенном в эпоху Палеологов, вместе с иконой Божией Матери «Одигитрия» - храмовые иконы одного из парекклисионов К. (ныне в иконохранилище мон-ря). Позолоченный нимб с тисненым орнаментом, цветной фон, манера письма и иконография близки работам Феофана Критского на Св. Горе, напр. иконам деисусных чинов мон-рей Великая Лавра, Иверский, Пантократор. Вероятнее всего, это произведение афонских мастеров, находившихся под влиянием критской школы и работ мастера Феофана. К той же эпохе относится и обильно орнаментированная икона «Свт. Николай Чудотворец» (сер.- 3-я четв. XVI в.; Ibid. N 10): крещатые узоры багряной фелони дополнены аббревиатурами IC ХС NK, омофор украшен золотыми крестами с драгоценными камнями. Тиснением выполнен нимб и надписи по сторонам лика. Поясное изображение по художественным особенностям восходит к произведениям Андреаса Рицоса и лику святителя на триптихе в Бари 2-й пол. XV в. Мученичество Димитрия Солунского. Клеймо иконы " Вмч. Димитрий Солунский, с житием " . 3-я четв. XVI в. Мученичество Димитрия Солунского. Клеймо иконы " Вмч. Димитрий Солунский, с житием " . 3-я четв. XVI в. Икона «Христос Пантократор на троне» (3-я четв. XVI в.), как и др. иконы Спасителя этого времени, создана афонскими иконописцами, испытавшими влияние критской школы (Ibid. N 11). К работам того же круга принадлежат иконы «Богоматерь с Младенцем на троне» (Пресв. Богородица поддерживает Младенца перед собой одной рукой у плеча, другой - у ножки - Ibid. N 12), «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (он представлен в рост, благословляющим отведенной в сторону и поднятой рукой, в опущенной левой свиток и крест, у ног чаша с главой и древо с секирой - Ibid. N 13). На иконе «Вмч. Димитрий Солунский, с житием» (3-я четв. XVI в.) святой в среднике изображен восседающим на троне, попирающим ногами фигуру болг. царя Калояна; средник окружают 7 клейм с житием, на нижнем поле сцена мучения св. Димитрия обрамлена изображениями серафимов (Ibid. N 14).

http://pravenc.ru/text/Каракал.html

Храмовая икона из темплона парекклисиона Успения Пресв. Богородицы (ок. 1648; Ibid. N 40) представляет многофигурную композицию, соединяющую несколько эпизодов. У ложа изображено «Чудо об Афонии», в верхних углах средника над зданиями помещены полуфигуры свт. Космы Маюмского и прп. Иоанна Дамаскина со свитками; поле иконы плотно заполнено фигурами апостолов, святителей, Христа с фигуркой Богоматери в руке окружают не 2, а 4 ангела, небесный сегмент славы завершен изображением красного херувима. Икона исполнена одновременно с храмовой иконой «Христос на престоле» и иконой «Св. Иоанн Предтеча», видимо, в мастерской на севере Греции. К иконам с редкими наименованиями, сохраняющими традиции искусства поздней Византии, принадлежит икона «Христос на троне» с подписью: «Праведный Судия» (Δκαιος Κριτς) (ок. 1648; Ibid. N 41, текст на Евангелии - Мф 11. 28). Иконы XIV в. с подобным надписанием изображения Спасителя на троне есть в храмах Верии, Заума. В верхних углах средника изображены крупные красные медальоны с орнаментированными аббревиатурами имени Христова. Из того же ансамбля - икона «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни» (1648; Ibid. N 42), где пророк изображен стоящим между двух гор, его правая рука поднята в жесте благословения, в опущенной левой - посох и свиток, у его ног древо с секирой в развилке и чаша с головой. С иконой Иисуса Христа на троне «Праведный Судия» сходны не только стиль и цветовое решение иконы пророка, но и 2 красных медальона с орнаментированными подписями-аббревиатурами имени и разделенная на слоги подпись: « Πρδρομος» по сторонам главы пророка. На нижнем поле киноварью проставлены буквы, обозначающие дату - 1648 г., когда была создана икона. Стиль характерен для святогорских мастерских, сохранявших традиции критской школы XVI в. В том же духе написан и эпистилий темплона с Деисусом и апостольским чином (сер. XVII в.; Ibid. N 43), на котором евангелисты и старшие апостолы изображены поодиночке, вдвоем на крайних иконах чина - апостолы Симон Зилот и Фома, Филипп и Варфоломей.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Богоматерь на троне с предстоящими архангелами. Роспись ц. прп. Никиты Столпника (Узюмлю-килисе) в Кызылчукуре. 2-я пол. VII — нач. VIII в. В том же ущелье, в 2 км севернее Мустафа-паши, расположена скальная «Черная церковь» (Кара-килисе), расписанная в кон. IX - нач. X в. Церковь имеет 2 нефа, разделенные аркадой на колоннах. Снаружи над входом в храм изображено «Сошествие Св. Духа на апостолов». Вероятно, по этой причине греч. население Синасоса считало, что церковь посвящена этому празднику, ее называют также ц. св. Апостолов. Но ни то ни другое посвящение храма не является первоначальным. Росписи украшают апсиду и сев. неф. В купольном своде апсиды находится часто встречающаяся в каппадокийских алтарных росписях теофаническая композиция, основанная на пророческих видениях Божественной славы. В центре - Спаситель в медальоне-славе с символами евангелистов. Он сидит на троне на фоне звездного неба, правой рукой благословляет, в левой держит закрытое Евангелие. По сторонам медальона изображены поклоняющиеся ангелы и серафимы с пророками (сохр. частично, также сохр. фрагмент надписи около левой группы). Над медальоном в небесном сегменте - Божественная десница. Справа за ангелами - 2 окруженные пламенем колеса (слева утрачены). Размещение в алтаре образов пророков, особенно прор. Исаии («Видение прор. Исаии») и прор. Иезекииля, связано с темой воплощения Бога и евхаристической Жертвы. В правой руке серафима клещи с углем, которые он протягивает прор. Исаии (иллюстрация к тексту «Видение прор. Исаии»: серафим коснулся уст пророка углем, взятым с жертвенника (Ис 6. 6)). Справа, симметрично прор. Исаии,- образ прор. Иезекииля. Под фигурами пророков, слева и справа соответственно,- старец с седыми бородой и волосами и юноша (возможно, пророки Иеремия и Даниил). Над фигурами пророков сохранились изображения 3 архангелов: Михаила, Гавриила и неизвестного архангела (надпись не сохр.) в царских одеждах - в расшитой драгоценными камнями далматике, лоре и с лабарумом в правой руке. В люнете вост. стены над апсидой - сцена «Вознесение Господне». В тимпане над апсидой помещен образ Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, по сторонам - архангелы в лоратных одеяниях. На стенах апсиды - фронтально 12 святых, среди к-рых - св. Иоанн Предтеча, его отец прав. Захария, святители Николай, Григорий Богослов, мч. Прокопий, мученицы Анастасия и Евфимия. На внутренней поверхности алтарной арки традиционно для каппадокийских церквей помещены изображения св. равноапостольных Константина Великого и Елены. На алтарной арке находятся медальоны с персонификациями солнца и луны в виде бюстов юноши и женщины. На своде и стенах нефа в 2 регистрах представлены евангельские сцены. В нижнем регистре сев. стены около апсиды выделены фигуры св. врачей-бессребреников Космы и Дамиана, напротив, на юж. стене,- св. Иуста и неизвестного мученика.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Изображение иконы Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне) #13166 Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Изображение иконы Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне) #13166 Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне) Скачать или распечатать изображение 13166.jpg 842x1114, 0.94 MPix, 385 Kb. 7.1x9.4cm @ 300DPI (10.7x14.1cm @ 200DPI) Максимальное качество Произвольное качество Рейтинг изображения: 2 (338) , (14) . в этом году (за прошлые годы с 2011-08-03) Происхождение изображения: Загружено 2011-08-03, анонимно. Описание: ТРОННАЯ ИКОНА БОГОМАТЕРИ с предстоящими апостолами Петром и Павлом Запад России, ок. 1800. Влияние иконописных школ монастырей Афона и Метеора. Дерево, левкас, темпера. 44x32 см. Частное собрание, Германия Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Божия Матерь На Престоле (Богородица На Троне) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/image-13166

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010