Закрыть itemscope itemtype="" > Икона «Знамение» Курско-Коренная Память 16 июня 15.06.2023 922 Время на чтение 42 минут Чудесное обретение иконы «Знамение» Икона Божьей Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно поднявшую Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме этого, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящей на троне и держащую обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. История этой иконы весьма поучительна и исполнена такого множества благодатных знамений и чудес, что вызывает невольное благоговение к дивной святыне. В 13-м столетии, во времена татарского погрома, когда почти вся Русь лежала в развалинах, Курская область также не избежала участи других русских городов: вся она пришла в полное запустение, и ее главный город Курск, разоренный полчищами Батыя, превратился в дикое, пустынное место, заросшее дремучим лесом и заселенное дикими зверями. Жители уцелевшего от погрома города Рыльска часто ходили сюда на охоту для ловли зверей. Вот, что говорит нам « Повесть о явлении чюдотворныя иконы пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго ея знамения, еже нарицается Курская, и о зачале града Курска» об обретении иконы: «В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8 сентября (по ст. ст.), случилось одному благочестивому мужу придти ради своего прибытка в лес, которым поросли окрестности Курска, по его разорении, и по Божию смотрению увидел он близь реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды, увидя это оный муж поставил честно обретенную им икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам, которые согласясь между собою, построили на несколько сажень повыше упомянутого места часовню и, поставив в ней чудотворную Икону, возвратились с миром восвояси».

http://ruskline.ru/analitika/2023/06/15/...

Икона Божьей Матери «Всецарица»: надежда для больных раком Икона Богоматери «Всецарица». Перед ней собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. 30 августа, 2019 Икона Богоматери «Всецарица». Перед ней собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. 31 августа Православная Церковь чтит память иконы Божией Матери «Всецарица», через которую многим страдающим от онкологических болезней была явлена чудесная помощь и исцеление. Чудотворный образ Богородицы «Всецарица» (греч. «Пантанасса») хранится в Ватопедском монастыре Афона, слева от царских врат в соборном храме. По Преданию, икона была написана в XVII веке и стала благословением известного на Святой Горе старца Иосифа Исихаста своим ученикам. На образе изображена Богородица в багряном одеянии, восседающая на царском троне. На Ее руках Богомладенец со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Правой рукой Богородица указывает на Сына как на Спасителя всех людей. На заднем плане – два ангела, которые с благоговением осеняют крылами Пречистую Деву. В Москве образу Пресвятой Богородицы «Всецарица» можно поклониться в Алексеевском монастыре (храм Всех Святых), в Новоспасском монастыре и в храме святой мученицы Татьяны при МГУ. С этим образом связано множество чудесных случаев. В России он известен как икона, перед которой молятся онкобольные. Первые исцеления стали происходить в Детском онкологическом центре на Каширке. Чудесный образ, через который многим страдающим явлена чудесная помощь, сейчас находится в храме Всех Святых в Красном Селе (ныне Алексеевский монастырь). Но образ «Всецарицы» регулярно привозят обратно в Онкологический центр для служения молебнов. Икона Божьей Матери «Всецарица» Икона Богоматери «Всецарица», перед которой собираются вместе на молитву те, кого опалило зловещее пламя особой болезни. Той болезни, перед которой бессилен порой и хирургический нож, и химиотерапия. На их лицах – особый след, который приносит с собой лечение. Это и особенная бледность, которую ни с чем не спутаешь, и редкие ломкие волосы, и взгляд, усталый и устремленный за те горизонты, за которые обычные люди заглядывать боятся.

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-vseca...

Курская Коренная икона Божией Матери: история возникновения Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. 20 марта, 2011 Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская), самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви получившая наименование Одигитрия русского рассеяния. Содержание статьи Изображение обложки: Илья Репин «Крестный ход в Курской губернии» Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» (Знамение Коренно-Курская) – самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви. Подробнее в статье! Курская Коренная икона Божией Матери – одигитрия русского рассеяния 12 сентября делегация Русской Православной Церкви за границей впервые за почти 90 лет приносит в Россию Чудотворную икону Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Введение Курская Коренная икона Божией Матери Курская Коренная икона Божией Матери, именуемая «Знамение,» изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи,» VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила. Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение,» появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году. Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная. О ней мы подробно расскажем в следующей главе. В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода.

http://pravmir.ru/kurskaya-korennaya-iko...

Глава 4. Обрезание. Сретение Господне Событие обрезания и наречения имени Спасителю, отмеченное кратко в Евангелии Луки ( Лк. 2:21 ), очень долго не находило выражения в памятниках искусства. В нем выступает одна из черт ветхозаветной обрядности, утратившей свое значение в Новом завете; в частности, именно эта черта прямо и решительно отвергнута была на апостольском Соборе в Иерусалиме ( Деян. 15:1–32 ; Гал. 2:3 ). В самом характере события, относящегося к Ветхому завету и имеющего второстепенное значение в истории христианства, заключается причина, почему оно сравнительно мало обращало на себя внимание христианских художников. Даже установление особого праздника в честь обрезания Господня в IV в. 813 не вызвало художественного интереса к нему. Сущность события, помимо его слабого исторического значения, не давала особенно благодарной темы для художественной обработки. Не только от древнехристианского периода, но даже и от первых веков истории византийского искусства мы не имеем ни одного изображения обрезания Господня. В первый раз встречаем его в ватиканском минологии X в. 814 : миниатюра (1 Января) простая, скромная, исполненная Нестором (рис. 51). 51. Миниатюра ватиканского минология. Место действия – палаты. Седой старец с открытой головой, в бледно-розовом плаще и темно-коричневой тунике, стоит с ножиком в руках; перед ним Иосиф и Мария держат Младенца. Кто этот старец – из миниатюры не видно; относящийся сюда текст минология также не дает разъяснений. В ватиканском Евангелии 1156 (1 Января) Богоматерь с Младенцем сидит на троне, а за ней стоит Иосиф. Неизвестное лицо в короткой тунике (священник?) намеревается взять Младенца 815 . В позднейших памятниках греческих можем указать обрезание на южной стороне параклиса Св. Димитрия в Афоноватопедском монастыре: Богоматерь держит на руках Младенца; перед ней старец в первосвященнических одеждах и жертвенник. В древнейших памятниках русских мы не встречали его; нет его также и в древнейших русских подлинниках, равно как и в греческом; но в позднейших XVII-XIX вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Икона, обретенная уже в ХХ веке, стала одной из главных святынь современной России 15 марта. ПРАВМИР. В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная». Этот образ Свой Матерь Божия явила русскому православному народу 2/15 марта 1917 года, в день отречения от престола царя-мученика Николая Александровича. Жительнице слободы Перерва крестьянке Евдокии Адриановой были два сновидения: первое 13 февраля и второе 26 февраля. 13 февраля во сне был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Благочестивая женщина стала молиться о получении более ясных указаний, и спустя две недели, 26 февраля, как бы в ответ на усердную молитву, Адриановой снится белая церковь, и в ней величественно восседает Женщина, в Которой своим сердцем Адрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика. Евдокия отправилась в Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь. Настоятелем церкви Вознесения был священник о. Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Адрианова сообщила ему о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О. Николай собирался служить вечерню и пригласил Адрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе, но Адрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и, наконец, в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли была найдена большая узкая старая черная икона. Когда почерневшую от старости икону промыли, открылось изображение Богоматери, восседающей на троне с Богомладенцем. Царица Небесная была написана со знаками царской власти: в красной порфире, с короной на голове и скипетром и державой в руках — откуда и произошло название «Державная».

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

С. Снессорева Апрель 3.04. Неувядаемый Цвет Неувядаемый цвет Снимок с чудотворной иконы, именуемой Неувядаемый цвет, находится в Московском Алексеевском монастыре и в Москве же в Успенской церкви на Могильцах близ Пречистенских ворот. 4.04. Геронтисса 38 В Пантократорской обители на Афоне находится чудотворная икона, именуемая Геронтисса, то есть Старица. Один благочестивый старец сей обители, игумен, имел откровение о времени своей смерти и, желая прежде отшествия в жизнь вечную приобщиться Св. Тайнам, просил чередного священника поспешить служением Литургии, но тот не торопился; тогда от сей чудотворной иконы, стоявшей в алтаре, был грозный голос, повелевавший ему поспешить исполнением желания своего игумена. В другой же раз, вследствие молитвы игумена пред сею иконою, было дивное умножение елея в пустых сосудах монастырских. Богоматерь написана во весь рост. Икона покрыта серебряною ризою, на которой устроен елейный сосуд в память чудесного умножения елея. Геронтисса 7.04. Византийская Византийская Явление иконы Пресвятой Богородицы Византийской известно ещё с 732 г. по Р. X. Ей празднуется 1 мая. 8.04. Испанская Испанская Время явления сей иконы в 792 году. Помощию Богоматери Пелагий, царь испанский, одержал победу над сарацинами, а на востоке Исавр в том же году победил их. Богородица изображается на троне, сидящею с Предвечным Младенцем на руках. 9.04. Цесарская 39 Цесарская Чудотворная икона, явилась в 792 году. 12.04. Муромская Муромская Святая икона, называемая Муромской, принесена из Киева в Муром св. князем Константином Муромским в начале XII века. Константин долго старался убедить языческий народ принять христианскую веру: идолопоклонники не только не изъявляли на то согласия, но в ярости составили заговор и хотели убить его. Благоверный князь, узнав о том, усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери. Язычники, невидимо поражённые ужасом, тот час переменили мысли и сами просили крещения. В конце XIII века в Муроме был епископом святой Василий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Монофелитство после VI Вселенского собора. Последние Ираклиды. (Политическая обстановка) А.В.Карташев. Вселенские соборы//VI Вселенский собор (680-681гг.)(оглавление) Судьбы монофелитства после VI Вселенского собора переплетаются с государственными переменами и личностями на Византийском троне после Константина Погоната. Наследники Ираклия были люди с большой жестокостью в их природе. И сам Константин Погонат еще при его воцарении за невольное участие его двух младших братьев Тиверия и Ираклия в бунте войск, желавших видеть и их коронованными, отсек им носы. B этом виде они 12 лет числились «августами,» пока не были лишены в 681 г. и этого звания. Но сын Константина Погоната, Юстиниан II (Ринотмит— 685-695 гг.; 705-711 гг.), жестокостью превзошел всякие ожидания. Он был, вообще, «шальной» человек. Безумен в правительственных мерах и безумно энергичный. Он переселял жителей одной местности в другую, начинал ненужные войны, ненужные постройки, разрушая старые, не щадя даже церквей. Например, приказал разрушить церковь Богоматери напротив дворца, чтобы построить там фонтан. И еще требовал, чтобы патриарх совершил молитву на разрушение храма. И патриарх Каллиник, как ни противился, должен был прочитать какую-то молитву, которую он, однако, закончил славословием: «Слава Богу, терпящему всегда ныне и присно...» Против деспота поднялся бунт. Организовал его генерал Леонтий. B одну ночь заговорщики подняли тревогу, созывая народ в Св. Софию. Туда явился и патриарх Каллиник и заявил народу: «Сей день, его же сотвори Господь!» A народ кричал: «Разнесем кости Юстиниана ανασκαφητω οστα Ιουστιωιανου!!!» Юстиниан был захвачен наутро приведен на ипподром уже с отсеченным носом. Отсюда и его историческое прозвание «Ринотмит.» Он был сослан в Херсонес Таврический. Леонтий стал императором. Он не убил Юстиниана, потому что считал своим благодетелем его отца, Константина Погоната.

http://sedmitza.ru/lib/text/435350/

А. Музей церковных древностей в Пскове Псковский церковно–археологический музей – учреждение недавнее; тем не менее в нем находится уже не мало предметов церковной старины, заслуживающих внимания. Остановимся пока на трех из них: это бронзовый хорос, царские врата из Снетогорского монастыря и резное в дереве изображение Св. Николая Можайского. Хорос церковный В мае 1911 г. в Островском уезде Псковской губернии, на дне озера случайно найдено было небольшое древнее паникадило (табл. I), формы которого напоминают строение древнего прорезного хороса. Сделано оно из бронзы, которая от долговременного пребывания в воде несколько изменила свой обычный вид и не имеет той плотной патины, которая наблюдается теперь в древних бронзовых изделиях. Размеры его: диаметр 0,48 м., высота 0,3 м. Основную часть его составляет обод – круг, сделанный из широкого бронзового листа. На нем расположены литые изображения священного характера, чередующиеся с фигурами декоративными, а именно: И. Христос на троне, Богоматерь, апостол, святитель, преподобный, херувим. Изображения эти повторены два раза и добавлен еще архангел. Таким образом, составляются два неполных Деисиса. Свещники острые, выходят из трубочки, снабженной тремя цветками. Характер орнамента – плетушка с усиками. Внизу обода (табл. II, I) прикреплено полушарие, украшенное прорезными фигурами трилистника, Центавров с булавами и драконов. Три цепи хороса состоят каждая из трех парагонов, соединенных между собою кружками, украшенными прорезными фигурами центавров и драконов (?); последние переплетаются хвостами. Taбл.I. Бронзовый хорос Церковно-археологического музея в Пскове Уже самая консистенция металла – бронзы или спруди, указывает на глубокую древность этого памятника. Спруда медная употреблялась у нас для изготовления металлических изделий до XIV–XV вв., как это мы видим в других однородных памятниках или хоросах. В XIV–XV вв. она уже постепенно заменяется красной медью. С другой стороны, и основные формы хороса напоминают отдаленную эпоху искусства Византии, откуда они перешли в средние века в Западную Европу, а потом и в Россию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Александр Иванов. Благовещение. Из серии " Библейские эскизы " . ЖМП 3 март 2021 /  6 апреля 2021 г. 12:30 Совет превечный ИКОНОГРАФИЯ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «Днесь спасения нашего главизна…» — поется в тропаре праздника Благовещения, потому что в этот день было положено начало (слав. главизна) спасения: Бог соединился с человечеством через Чистую Деву, вошел в Нее Духом Святым и стал Человеком.  PDF-bepcuя. Храм одушевленный с мысленной порфирой Праздник Благовещения отмечается христианами, предположительно, с IV века. Сначала его стали праздновать в Малой Азии, где издавна почитали Пресвятую Деву Марию, оттуда он пришел в Константинополь, а потом распространился по всему христианскому миру. Распространению этого праздника способствовали раскопки в Святой Земле, в частности в Виф­лееме, предпринятые императрицей Еленой, а также строительство базилики в Назарете, в том месте, где Деве Марии явился Ангел с вестью, что Она будет Матерью Спасителя. Примерно с этого времени начинает складываться традиция изображения Богородицы. Иконография праздника опирается прежде всего на рассказ о Благовещении в Евангелии от Луки (Лк. 1, 26–38), который включает в себя диалог Девы Марии и Архангела Гавриила. Это становится основой иконографии и на Востоке, и на Западе. Однако часто в тех или иных иконографических изводах мы видим различные детали, которые содержатся в апокрифах — так называемых «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии ­Псевдо-Матфея» («Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя»). В них, в частности, повествуется о двух явлениях Ангела: сначала Гавриил явился Деве у колодца и лишь затем в доме Иосифа, где Она по выпавшему жребию пряла пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Образ Благовещения представлен довольно широко в христианском искусстве: на иконах и картинах, в храмовой росписи и мозаиках, в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье, прикладном искусстве. Сюжет Благовещения встречается уже на стенах римских катакомб (Присциллы, 2-я пол. II в. – 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III в. – 1-я пол. IV в.; на Виа Латина, сер. IV в.) и на раннехристианских саркофагах. Одним из древнейших изображений Благовещения считаются также мозаики церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме (432–440 гг.). Программа росписи этой базилики разрабатывалась в соответствии с определениями III Вселенского Собора, догматически закрепившего именование «Богородица» за Пресвятой Девой Марией. Здесь мы видим непривычный для нас образ — Дева Мария восседает на троне, одетая как знатная римская женщина, Ее окружают ангелы: один слетает к Богоматери сверху, а четверо стоят возле Ее трона, самый крайний справа беседует с праведным Иосифом. Сцена торжественная, словно перед нами придворный прием.

http://e-vestnik.ru/culture/sovet_prevec...

«Богоматерь с Младенцем, св. Екатериной Сиенской и монахом-картузианцем». 1488-1490 гг. Худож. А. Боргоньоне (Пинакотека Брера, Милан) Е. С. была предпоследней из 25 детей в семье сиенского красильщика Джакомо Бенинказа и его жены Лапы. Как сообщается в Житии, с раннего детства Е. С. отличалась набожностью. В 6-летнем возрасте девочке было видение: возвращаясь домой от одной из старших сестер, она узрела Христа, облаченного в священнические одежды, сидящего на троне в окружении апостолов Петра, Павла и Иоанна. Христос улыбнулся и перекрестил ее. Согласно «Legenda Major», именно тогда Е. С. приняла решение посвятить себя служению Богу. В тот же день она нашла небольшую пещеру на окраине Сиены, где по примеру отцов-пустынников молилась в уединении. Как отмечает Раймонд Капуанский, в 7 лет Е. С. осознанно приняла тайный обет девства. Когда ей исполнилось 12 лет, мать стала подыскивать дочери подходящую партию для брака. Под давлением матери и одной из старших сестер, с к-рой девочка была особенно близка, она дала обещание заботиться о своей внешности и одеваться менее аскетично. Однако, когда через 3 года сестра умерла при родах, Е. С. восприняла ее смерть как наказание за собственное мирское тщеславие и чрезмерную заботу о внешности. Чтобы показать, насколько серьезны ее намерения вести монашеский образ жизни, святая остригла себе волосы, что привело в ярость ее мать: она лишила Е. С. возможности уединяться для молитвы, наказав всем домашним не оставлять девочку одну и по возможности загружать ее работой. Согласно Житию, именно под влиянием этих обстоятельств Е. С. осознала, что в душе каждого человека есть особая «тайная келья», куда в любой момент можно «удалиться» и обрести Бога. Она объявила семье, что до конца жизни готова быть служанкой родным при условии, что ее больше не будут принуждать к замужеству, поскольку она уже избрала Иисуса Христа своим Женихом. Отец, видя серьезность намерений дочери, запретил к.-л. из домочадцев вмешиваться в ее духовную жизнь и обещал всячески поддерживать ее.

http://pravenc.ru/text/189615.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010