Апостолы. Фрагмент композиции «Страшный Суд». Роспись ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере в Риме. 1289–1293 гг. Большая часть исследователей считает, что фрески исполнены в 1289-1293 гг. Их завершение связывается с моментом окончания работ над датированным киворием работы Арнольфо ди Камбио (1293). Существует и датировка 1261-1281 гг., связанная со временем настоятельства Симона де Бриона (впосл. папа Мартин IV). Согласно 3-й версии, основанной на сравнении стилей этих фресок и мозаик в ц. Санта-Мария-ин-Трастевере, а также на выделении в росписи элементов иконографии, близких к готическим заальпийским образцам, «Страшный Суд» следует отнести к 1289-1291 гг. Наконец, выдвигалось предположение, что фрески были исполнены в 1285-1287 гг., в понтификат Гонория IV. От композиции «Страшный Суд» сохранился средний регистр с образом Спасителя на троне в окружении ангелов, по сторонам которого стоят Богоматерь и св. Иоанн Креститель, а следом за ними изображены сидящие на тронах апостолы. Нижний регистр композиции наполовину отрезан полом хора. Здесь был представлен престол с символами Страстей, окруженный трубящими ангелами, справа - группы грешников, слева - праведников. Согласно реконструкции Вильперта ( Wilpert. Mosaiken. 1916-1917), вверху было представлено «Явление Бога Отца в окружении ангелов» (воспроизведение: Matthiae. 1972. Ill. 66), но после реставрации 1979-1980 гг., проведенной Д. Дзари и К. Джантомасси, возобладало мнение, что там находилось заложенное круглое окно. Реставрация позволила оценить качество живописи, новаторство языка К., его место среди современников и его влияние на следующие поколения. Проторенессансный характер цикла проявляется в отказе от апокалиптической трактовки сюжета, внутренне гармоничного, решенного статично и центрично. Фрески свидетельствуют об эволюции стиля К. и являются одним из первых примеров западноевроп. живописи, опирающейся на византийскую иконографию и прибегающей к отдельным формальным приемам предшествующей эпохи (введение в живопись золота и рельефа), но самостоятельной по образной структуре и формальному решению. Ряд исследователей объясняют эти новшества тем, что до работы в ц. Санта-Чечилия-ин-Трастевере К. принимал участие в декорировании в Верхней ц. Сан-Франческо в Ассизи, где внутри большого художественного коллектива происходил интенсивный обмен опытом. Но более вероятно, что радикальной переменой видения, обращением к миру классики К. обязан произведениям Арнольфо ди Камбио, созданным в посл. десятилетия XII в. в Риме.

http://pravenc.ru/text/1319748.html

Повествование начинается в верхнем ярусе сценой «Благовещения»: Богоматерь представлена сидящей на престоле в расшитом драгоценными камнями платье, с ожерельем и серьгами, прическа убрана жемчугом, в руках красная пряжа, конец к-рой спускается в высокую корзину. С небес к Ней слетают арх. Гавриил и Св. Дух в виде голубя (архангел в этой сцене изображен еще трижды). Далее следуют композиции «Благовестие прав. Иосифу» и «Сретение», где голова Младенца Христа окружена нимбом с крестиком над челом. Ярусом ниже - «Поклонение волхвов»: Младенец представлен сидящим на широком царском троне, за высокой спинкой к-рого стоят 4 ангела и сияет вифлеемская звезда; по сторонам трона 2 жен. фигуры, одну из них по аналогии с росписью ц. Санта-Сабина истолковывают как персонификацию Церкви; волхвы, держащие большие блюда с дарами, одеты в причудливые костюмы, расшитые драгоценными камнями, и фригийские шапки. Повествование продолжается апокрифическим рассказом о правителе Афродитиане, встретившем св. семейство по пути в Египет и исповедавшим Младенца Христа Богом. В нижнем ярусе - «Избиение вифлеемских младенцев» и «Беседа волхвов с Иродом». Роспись триумфальной арки заканчивается изображениями Вифлеема и Небесного Иерусалима, перед их воротами стоят по 6 овец (символ Церкви). Эллинистическое искусство в росписи ц. Санта-Мария Маджоре пережило подлинное возрождение. Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 25 г. Фрагмент Христос Добрый Пастырь. Мозаика Мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Ок. 25 г. Фрагмент Характерное для эпохи триумфальное настроение проявилось и в мозаиках мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (ок. 425). Кирпичное здание мавзолея, практически лишенное внешнего декора, поражает богатством внутренней отделки. Нижние части стен облицованы светлым мрамором, свет, проникая сквозь затянутые прозрачным камнем окна, создает эффект внутреннего свечения. На темно-синем фоне центрального свода среди золотых звезд сияет золотой крест, своды 4 рукавов креста покрыты многоцветными ковровыми орнаментами, в парусах - символы евангелистов, на стенах - попарно фигуры апостолов в белых одеждах, между ними фонтаны и птицы.

http://pravenc.ru/text/387113.html

На первый взгляд фигура св. князя кажется несколько искусственной, но стоит всмотрелся в глаза, полные молитвы, вглядеться в выражение лица, сияющего радостью за народ, предвидением всей важности исторического значения совершающегося события, чтобы это мимолетное неудовольствие исчезло у зрителя и сменилось полной художественной удовлетворенностью, признанием соответствия импозантности фигуры князя его душевному настроению. Вокруг помоста и в реке стоит толпа, народа, мужчин и женщин, детей и старцев, принимающих св. крещение. Не все из этой толпы одинаково относятся к совершаемому над ними св. таинству. Одни из них, очевидно, более нервные и восприимчивые, успевшие уже воодушевиться горячей молитвой князя и его примером, и уверовать в правоту новой веры, входят в реку в порыве сильного религиозного экстаза; другие в тоже время, то с благоговением, то с удивлением, взирают на князя, всецело отдавшегося молитве за народ; третьи полны тупого равнодушия к совершающемуся вокруг них и религиозного индиферентизма, четвертые – то злобно, то с недоверием и с ввной надеждой на торжество своего затаенного протеста поглядывают на князя и на епископа, совершающего св. таинство. Такое разнообразие оттенков в настроении толпы, экспрессивность выражения лица князя, не говоря уже о прекрасно выполненных внешних аксессуарах картины, придают ей верный исторический колорит, сообщают ей то внутреннее единство, без которого немыслимо ни одно произведение искусства. Третья картина – «Страшный Суд» поражает зрителя выразительностью драматического движения. В центре картины – Спаситель мipa, восседающий на небесном троне. Лицо его строго и спокойно, как лицо праведного, беспристрастного судьи. В складках бровей Его, в тенях лица разлита великая, неземная скорбь за мip, за грехи человечества, а из-за нее сквозит порыв безграничного милосердия. В правой руке Христос держит крест, в левой раскрытое Евангелие. Из-за правого плеча Его выглядывает лик Богоматери. Она стоит с опущенными глазами, лицо Ее полно тревоги и волнения за мip, полно скорби и мольбы за грехи человечества, обращенной к Сыну.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоим мы хорошо, то есть удобно для нас: и хор слышен, и чтецов, и служащих без напряжения воспринимаем. Конечно, не без сопутствующих всему и везде искушений, цель которых — рассеять, отвлечь внимание, раздражить, помешать сосредоточиться и в результате — пропустить мимо ушей такую службу. Мешали ребятишки: вертелись, разговаривали, безобразничали. Мать их печкой стояла, хотя посторонние делали им замечания. Отрешиться от этого, не замечать или хотя бы не рассеиваться, слыша и видя все, не просто. Надо уйти в службу целиком. Слава Богу, хорошо пел хор, видно было и икону Божией Матери с редким названием " Похвала Богоматери " . Обычно видишь ее мельком, а тут есть время. Удивительно, как продумывали раньше всякую деталь! Крупные иконы видны с порога. Когда икону видишь, где бы ни пришлось стоять, легче отрешиться от земной суеты и прислушаться к службе. Здесь, на этой иконе, Богоматерь сидит на троне чуть склонив голову (знак внимания), Ее окружают пророки со свитками своих писаний. Жест Ее рук выражает сразу много оттенков Ее реакции на похвалу. Основной — это как бы передача ее Творцу ( не нам, Господи, не нам, но имени Твоему [ 5 ]...). Лик и силуэт передают открытость, преданность, внимание и служение. Когда вспыхивает белый свет — загорается золотой фон, когда хор включает свой местный свет, боковой,— блики бегут по золотой разделке, оживляя окружение Божией Матери — цветы, фигуры предстоящих. Все хорошо, и даже очень: звучание юношеского хора, высокий золоченый иконостас, местный ряд икон, убранная белыми цветами сень над Плащаницей Божией Матери, сама Служба. Требуются и свои усилия, чтобы не слышать шум толпы, возню рядом, разговоры о всяких пустяках. Усилия эти тогда увенчаются успехом, когда поможет Господь, а без того можно только устать от старания. Пока рядом канонарх, можно слушать Службу, не заглядывая в книжечку, где она напечатана, а когда все вышли к Плащанице читать похвалы, тут уже придется уткнуться в нее, чтобы не пропустить ни слова. Читают все служащие, естественно, по-разному — кто разборчиво и четко, а кто и нет. Но это все мелочи. Особенно хорошо звучит третья статья, где стихи псалма читает один отец Владимир Назаркин, а хор поет похвалы на мотив греческого " Агиос о " Феос " . Не так легко приспособить текст, но все-таки звучит очень торжественно, душевно...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Картузианец. Скульптура надгробия Жана Бесстрашного, герц. Бургундского. 2-я пол. XV в. Скульпторы Хуан де ла Уэрта, Клаус де Верве (Музей изобразительных искусств в Дижоне) Картузианец. Скульптура надгробия Жана Бесстрашного, герц. Бургундского. 2-я пол. XV в. Скульпторы Хуан де ла Уэрта, Клаус де Верве (Музей изобразительных искусств в Дижоне) В XIII в. было составлено неск. компиляций статутов ордена: «Supplementa ad Consuetudines Basilii» (Добавления к Уставу Василия - собрание отдельных статутов, принятых генеральным капитулом между 1170 и 1222; изд.: Die ältesten Consuetudines der Kartäuse. 1970. S. 219-240), статуты приора Янцелина (1222) (изд.: The Statuta Jancelini (1222) and the «De Reformatione» of Prior Bernard (1248). 1978. P. 26-137), статуты «De reformatione» (О реформе) приора Бернарда (1248) (изд.: Ibid. P. 5-23). Для этих сборников были характерны ужесточение дисциплины, введение более строгих правил поста, стремление укрепить центральную власть в ордене. Нововведения привели к конфликту между Ла-Гранд-Шартрёз и дочерними обителями. Поводом стал порядок назначения выборщиков (electores) заседателей генерального капитула. В результате деятельность генерального капитула была фактически парализована до 1281 г. ( Cygler. 2004). Арбитрами в этом конфликте выступили доминиканцы , под их влиянием была составлена новая компиляция статутов - «Statuta antiqua» (Древние статуты, 1259; изд.: Hogg. 1989. Vol. 1-2. P. 57-269), утвержденная в 1272 г. генеральным капитулом. Капитул постановил, что впредь во избежание опрометчивых и поспешных решений любое изменение устава должно получить одобрение 2 последующих генеральных капитулов. Статуты, утвержденные капитулом в течение следующих 100 лет, были собраны в виде дополнения к «Statuta antiqua» под названием «Statuta nova» (Новые статуты, 1368); изд.: Hogg. 1989. Vol. 2. P. 271-321). Богоматерь с Младенцем на троне, св. Иоанн Предтеча, блж. Иероним Стридонский и картузианский монах. Ок. 1510 г. Худож. Я. Провост (Гос. музей в Амстердаме)

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Разделы портала «Азбука веры» Сюжет Изображение Богоматери с младенцем, восседающей на троне, относится к категории древнейших икон. Изначально образ относился к числу парадных сцен. Скорее всего, Матерь Божию и Младенца выделили из сцены «Поклонение волхвов», лики укрупнили. Фигуры вынесли вперед, они составили первый план. Образ Богоматери на троне размещался обычно по центру предалтарной группы. Примером этого служит изображение Богоматери на алтарной аспиде храма Святой Софии Константинополя. Описание Собор Святой Софии – величайшая святыня и жемчужина архитектуры эпохи Юстиниана. Однако большинство мозаик храма Святой Софии относятся к более позднему периоду: IX-X вв.  Они дают наглядное представление о Македонском Возрождении как стиле, тяготеющим к античному искусству. Как отмечают многие исследователи, преемственная связь с античностью в искусстве Византии держалась весьма стойко. Эллинизм ассоциировался со славным прошлым ромеев, и в Константинополе связь с ним не прерывалась. Свидетельством этого являются мозаики апсиды и вимы, которые относятся к постиконоборческому периоду.  Среди них особенно мастерски выполнено изображение Богоматери на троне с младенцем Иисусом Христом, датируемое 867 годом. Перед зрителем предстает сидящая на троне Мария, ее достаточно массивная фигура свободно развернута в пространстве. Ритм движения скульптурно сформированных складок ее одежд подчеркивают объем и пластическую форму. Этому пространственному впечатлению немало содействует подножие трона, данное в развороте к зрителю. В облике Марии заметны отголоски античного искусства – мягкий овал, аристократичные лица, большие глаза, печально взирающие на предстоящих молящихся прихожан, красиво очерченные алые губы. На коленях Марии младенец Иисус Христос с крестчатым нимбом, с поднятой в благословляющем жесте десницей, облаченный в золотистый хитон. Данные образы отличает утонченная красота и высочайшее мастерство исполнения. Торжественные, монументальные фигуры, выполненные с великолепным чувством пропорций и масштабов, будто выступают из золотого фона. Тончайшие переходы цвета, отсутствие жестких линий и контуров, мягкие полутона придают ликам изящество и особую одухотворенность. История

http://azbyka.ru/art/bogomater-na-trone/

Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Иисус Христос. Фрагмент композиции «Богоматерь с Младенцем на троне». Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Центральную часть конхи занимало изображение Богоматери с Младенцем на троне, в мандорле славы, с 2 архангелами по сторонам, на фоне райского пейзажа. Изображение правого архангела почти полностью утрачено, левая часть фигуры Богородицы и голова тоже не сохранились. Трон имеет спинку в виде лиры. Младенец с крещатым нимбом, одетый в синий хитон и кремовый гиматий, восседает на коленях Богоматери строго фронтально и держит в руках свиток. Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Архангел. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Изображение Богоматери с Младенцем как символ Боговоплощения было излюбленной темой визант. храмовой декорации в доиконоборческое время и часто помещалось в конхе апсиды. Оно фигурирует во всех 3 кипрских мозаичных ансамблях этого периода - в Ангелоктисты Панагии церкви , в ц. Панагии Киры в сел. Ливади и в К. ц. Иконография Богоматери с Младенцем на троне и с архангелами, вероятно, имела к-польское происхождение и к VI в. получила повсеместное распространение (напр., энкаустическая икона из Екатерины великомученицы монастыря на Синае , мозаика ц. Сант-Аполлинаре-Нуово (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ), мозаика базилики Евфрасия в Порече и др.). Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Евангелист Матфей. Мозаика ц. Пресв. Богородицы Канакарии. VI в. Особенностью мозаики К. ц. является мандорла, окружающая не только Младенца, но и Богородицу. Мандорла является знаком Божественной сущности Христа. Как полагает М. Сакопуло, появление в мозаике К. ц. мандорлы, включающей фигуру Богоматери, является отражением борьбы с монофизитством, распространенным на близких к Кипру территориях Сирии и Египта. Еще один элемент композиции, обычно сопровождавший изображения Христа во славе в апсидах раннехрист. церквей,- райский пейзаж (фигуры архангелов фланкируют деревья, напоминающие пальмы).

http://pravenc.ru/text/1470187.html

Помимо мозаик, в Осиос Лукас сохранился целый ряд фресок, датируемых серединой X – первой четвертью XI века. На одной из них изображен Иисус Навин в воинской одежде: на голове у него шлем, на тело надета кольчуга, в левой руке копье, за поясом меч. В двух арках размещена композиция «Встреча Христа с Иоанном Предтечей»: в левой арке изображен обращенный ко Христу Предтеча в плаще на подкладке из шерсти, с крестом в правой руке и протянутой к Иисусу левой рукой; в правой арке – Христос со свитком в левой руке и поднятой в жесте благословения правой рукой; Предтеча изображен стоящим на земле, Иисус – идущим к нему навстречу. В композиции «Вход Господень в Иерусалим» Христос, со свитком в руке, восседает на осле; на Христа смотрит ребенок, залезший на дерево; народ с пальмовыми ветвями встречает грядущего Мессию. В сцене «Положение во гроб» Христос изображен завернутым в погребальные пелены; лишь лицо Его с закрытыми глазами остается открытым; над телом Христа склонилась скорбящая Богородица; Иосиф с Никодимом поддерживают тело руками. В той же композиции изображена другая сцена евангельской истории: две женщины-мироносицы у пустого гроба, на крышке которого сидит Ангел. Сохранившиеся мозаики храма Святой Софии в Константинополе дают лишь частичное представление об ансамбле его внутреннего убранства. Большое значение в мозаиках уделялось образам Христа и Богородицы, а также изображениям императоров и императриц. В конхе алтарной апсиды сохранилось выполненное в 867 году мозаичное изображение Богоматери на троне с Младенцем, сидящим у Нее на коленях. Поза Богоматери статична, фигура величественна, тело, облеченное в темно-синий мафорий, непропорционально велико по сравнению с головой; лики Матери и Младенца выдержаны в античных традициях. К началу X века относится мозаичное изображение Христа на троне с раскрытым Евангелием; по двум сторонам Христа медальоны с изображением Божией Матери и Архангела; у подножия трона – склонившийся в благоговейной молитве император Лев VI Мудрый (886–912). На рубеже X и XI веков создано мозаичное изображение Богоматери на троне с Младенцем; по правую руку от Нее предстоит император Юстиниан с макетом храма Святой Софии в руках, по левую руку – Константин Великий с символическим макетом города. К 1044 году относится изображение Христа на троне с предстоящими императором Константином Мономахом и императрицей Зоей. Около 1118 года была создана мозаика, на которой рядом с Богородицей, держащей на руках Младенца, изображены император Иоанн Комнин и императрица Ирина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Марка - пророки Моисей, Исаия, Иеремия, Давид, Антоний Великий; в часовне св. Афанасия - Афанасий Александрийский; в апсиде придельной церкви - Христос Пантократор на троне в окружении ангелов, по сторонам - Богоматерь и св. Иоанн Креститель; реставрировались в кон. XX в. Один из мастеров, известный как мон. Феодор (возможно, грек), был знаком с визант. каноном, но живопись в его исполнении значительно упрощена в рисунке и цвете (напр., образы святых в наосе). Стенопись др. мастера, напр. сюжеты в тимпане хуруса, напоминает памятники сир. и арм. книжной миниатюры XII-XIII вв. (лица в полупрофиль, брови прямой линией вразлет, маленькие губы, специфический рисунок глаз, «наложенных» на лицо и чуть выступающих за его абрис, взгляд в сторону). Значительный ансамбль росписей XIII в. в упрощенном стиле копт. живописи представлен в церкви монастыря Мучеников (Дейр-эш-Шухада) близ Исны. Росписи сохранились в центральной апсиде: Христос на троне между архангелами Михаилом и Гавриилом и с фронтальными образами святых по сторонам (святители Василий Великий? и Григорий Богослов?); в конхах 2 придельных алтарей - Христос на троне с символами евангелистов, Христос между ангелами; в хурусе придельного пространства в нижней части - Богородица с Младенцем между архангелами Гавриилом и Михаилом; на архивольте арки, соединяющей алтарное пространство с хурусом,- ап. Петр и архидиак. Стефан Первомученик; на стенах - копт. кресты с перекинутыми через ветви завесами (повторяют композицию в апсиде церкви мон-ря св. Шенуды); в придельных алтарях и хурусе - фрагменты композиции «Христос на троне в окружении архангелов»; святые Феодор Тирон и Клавдий на конях. В искусстве XVIII-XIX вв. встречаются образы, близкие к копт. традиции, но лишенные ее художественной сложности, к-рые были созданы под воздействием искусства греч. среды Александрии (видимо, испытавшей влияние поствизант. критской живописи и живописной школы мон-ря вмц. Екатерины на Синае). Нек-рые изображения мало отличимы от совр. греческих и определяются лишь по араб.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЯ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. Ангел. Фрагмент композиции «Богоматерь на троне, с поклоняющимися ангелами». Роспись кафоликона мон-ря св. Иерофея. Кон. XII в. [греч. Ιερ Μον Αϒου Ιεροθου], жен., действующий, принадлежит Мегарской и Саламинской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен примерно в 8 км от г. Мегара. Основан в XI в. как муж. мон-рь. Возможно, его основателем был прп. Мелетий Киферонский, о котором известно, что он построил неск. мон-рей в окрестностях горы Киферон. В небольшом крестово-купольном монастырском соборе (кафоликоне), освященном в честь Успения Пресв. Богородицы и во имя сщмч. Иерофея , еп. Афинского, сохранились сильно закопченные фрагменты росписей в куполе («Небесная литургия»), барабане (8 пророков), парусах (4 евангелиста), апсиде (Пресвятая Богородица с Младенцем на троне и поклоняющимися архангелами), своде вимы («Вознесение Господне») и в верхней части сев. стены («Благовещение»). В 1978 г. были расчищены фрески купола, к-рые исследователи датировали кон. XII в. В центре композиции «Небесная литургия» представлен Христос Пантократор, восседающий на троне. Вокруг размещены 4 медальона с изображениями Этимасии, Пресв. Богородицы и 2 ангелов. По сторонам Этимасии и Богоматери представлены коленопреклоненными 2 пары архангелов. Эта композиция получила распространение в визант. монументальной живописи с XII в., фреска в И. м. является одним из ранних примеров. Стиль росписи И. м. близок к классицизирующему направлению позднекомниновского искусства. Отсутствие бурной динамики и напряженности отличает эти фрески от большинства произведений монументальной живописи данного периода в Греции и славянских землях. Для росписей И. м. характерны спокойные движения фигур, правильные благородные черты лиц, плавная пластическая моделировка объемов в сочетании с изящной декоративной стилизацией рисунка. В качестве аналогий можно указать ряд пелопоннесских памятников этого периода, таких как росписи церквей Евангелистрии в Ераки (см. Гераки ), Живоносного Источника разрушенного мон-ря Самарина близ Андрусы, Епископи на п-ове Мани (все кон. XII в.), а также росписи «Енклистры» в мон-ре прп. Неофита близ Пафоса (1182-1183) и в Аракос Панагии церкви (1192) близ Лагудеры на Кипре.

http://pravenc.ru/text/293776.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010