Бог Образ и подобие Божии Мы, христиане, имеем долг идти вслед Спасителя. Взирая на страдания и смерть Его, должны всегда понуждать худшее покорить лучшему и плоть поработить духу, чтобы сделать себя по образу и по подобию Божию. Образ – в душе человеческой, подобие же – в добродетелях (13, с.41). Совершенство Божие Св. Иоанн Синайский в своей «Лествице» пишет: «Никто, видя или слыша что-либо сверхъестественное в монашеской жизни, да не впадает в неверие по неведению, ибо где пребывает преестественный Бог , там всегда много уже совершается сверхъестественного». Совершенный Бог не подлежит изменению. Всемогущество Его одинаково было, есть и будет во веки. Следовательно, и теперь истинные монахи по благодати Божией могут сподобляться тех же сверхъестественных явлений, знамений и чудес. Бог, идеже хощет, – побеждается естества чин, и Сам вещает нам, что у Него все возможно ( Лк.18,27 )(25, с.452). Бог троичен в Лицах. Бог в Троице явился миру в Крещении. Бог в Троице открылся в Крещении Христа. Бог троичен в Лицах, Творец неба и земли. Бог есть Вседержитель. Бог есть Господь всей твари, и все трепещут Его. Бог есть верховнейший Владыка. Бог есть Свет. Бог имеет красоту и великолепие, которыми насытиться не могут от начала АНГЕЛЫ. И. О СВОЙСТВАХ БОЖИИХ Свойства Божии познаются из СЛОВА БОЖИЯ. Бог и Его свойства; верить, что слово Божие говорит об этом. Бог, если все создал превосходным, то Сам гораздо превосходнее. Бог всесовершен и бесконечен в Своих свойствах. Бог вечен и присносущен. Бог вечен и бессмертен. Бог невидим, но познаваем. Бог, слово Его истинно и неложно. Бог – источник добра. Бог есть всемогущая Сила, творящая все, что хочет. Бог всемогущий управляет МИРОМ. Бог велик и непостижим, но благ и милостив. II. БОГ – ТВОРЕЦ МИРА И ЧЕЛОВЕКА Бог – Творец мира, верить истине Священного Писания . Бог – Творец человека. Премудрость и благость Божии в устроении мира и человека. Премудрость и благость Божии в судьбах народов. IUU. БЛАГОСТЬ БОЖИЯ Благость Божия никогда не перестает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

П.Л. Сапронов Содержание Введение Часть первая. Бог философов Глава 1. Философия как путь обожения Глава 2. Почему невозможен философский материализм Глава 3. Философия и нигилизм Глава 4. Бог и единое по Платону и Плотину Глава 5. Бог, ум, мышление §1. Бог как Перводвижущий. Аристотель §2. Бог как абсолютный дух. Г.В.Ф. Гегель Глава 6. Бог и вещь в себе. И. Кант Глава 7. Бог философов. Взгляд автора Часть вторая. Бог Богословов Глава 8. Священное писание, вероучение и богословское знание Глава 9. Бог Богословов восточной Церкви §1. Бог в богословии преп. Максима Исповедника §2. Бог в богословии св. Иоанна Дамаскина Глава 10. Бог схоластов §1. Богословие высшей сущности §2. Богословие единого Бога. Фома Аквинский §3. Богословие первоначала. Иоанн Дунс Скот Глава 11. Бог протестантов §1. Бог в лютеранском богословии §2. Бог Жана Кальвина Глава 12. Бог христианских богословов ХХ века §1. Бог в богословии о. Сергия Булгакова §2. Бог в богословии Вальтера Каспера §3. Бог в богословии Карла Барта Глава 13. Бог в философской теологии Глава 14. Бог Богословов. Взгляд автора §1. Бог и сущность §2. Бог и любовь §3. Бог и Лицо Заключение     Как соотнесено между собой осмысление Бога в философском и богословском знании? Отвечая на этот вопрос, автор демонстрирует две основные тенденции, характерные для философии и богословия. Во-первых, философия не только пытается свести Бога к первосущему, но и сохраняет связь с Богом в его неуловимости философией. Во-вторых же, богословие не просто использует философский инструментарий в обращенности к Богу, но и выдвигает на передний план сущность и природу в ущерб ипостасности, по существу подменяя Бога богословов Богом философов или сближая одного с другим. Между тем, Бог богословов только тогда сохраняет прочную связь с Богом вероучения и Откровения, когда Он понимается как единство трёх Лиц (Ипостасей). При этом сущность (природа) Бога не существует помимо Отца, Сына и Святого Духа. А это даёт основание для радикального утверждения, согласно которому сущность (природа) в Боге и есть его ипостасность. Вывод этот следует из авторского подхода к ключевой проблеме богословия и аргументируется в соответствующем разделе книги. Она адресована как богословам и философам, так и студентам, изучающим богословские и философские дисциплины. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

Божья любовь и свободный выбор человека Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею. 5 ноября, 2014 Наш личный Бог – это не бог философов и скептиков, но Бог отцов наших, являющий собой личность, а не идею. «Бог есть любовь», – говорит нам евангелист Иоанн (Ин. 4:8). И это, поистине, как нельзя лучше Его характеризует, дает возможность нам, людям, понять, что есть Бог. Согласно святому Дионисию Ареопагиту и, конечно, апофатическому богословию нашей Церкви, Бог превышает все человеческие понятия. Он не является ни душой, ни словом, ни силой, светом, жизнью, сущностью, временем, наукой, правдой, царством, мудростью, благостью… Но, тем не менее, беру на себя смелость сказать, что здесь необходимо сделать исключение для слова «любовь». Ведь Бог – это не что иное, как любовь. Бог отцов наших, единственный истинный Бог – не карающий и не «справедливый», в соответствии с тем, что вкладывают люди в эти понятия. Он не похож ни на справедливого полицейского, который охраняет порядок, детально записывая все наши нарушения, ни на справедливого судью, дело которого судить беспристрастно, чтобы обличить и наказать виновного, подать ему пример, вершить справедливость и правопорядок. Наш Бог не является «справедливым» с этой точки зрения. И горе нам, если бы это было так. Бог – это наш Отец. Наш Бог «есть любовь». Однако многие задают вопрос, выражающий человеческое непонимание и слабость: «Почему же тогда в мире существует столько скорбей, несправедливостей и бед, если “Бог есть любовь?”». В качестве ответа мы могли бы привести слова блаженной памяти отца Епифания Феодоропулоса: «Мир без Христа – это не что иное, как театр абсурда. Без Христа ты не можешь ничему дать объяснения. Откуда скорби, несправедливость, неудачи, болезни, почему, почему, почему? Тысячи “почему”. Поймите, человек, с его ограниченными суждениями, не может приблизиться к ответу на все эти вопросы. Они объясняются только с помощью Христа. Они подготавливают нас к вечности. Возможно, там мы и удостоимся узнать ответы на некоторые наши вопросы…» (о. Епифаний Феодоропулос “Разговор с марксистом”. Каламата, 1989. С. 20).

http://pravmir.ru/bozhya-lyubov-i-svobod...

Скачать epub pdf ГЛАВА ДЕВЯТАЯ Сегодня мы будем с вами изучать 9-ую главу Книги Исход. Мы читаем с первого стиха и ниже: Исх.9:1 . «И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение». Здесь, в этом тексте обращает на себя внимание то, что Бог отождествляет Себя со своим народом. Он называет Себя «Бог евреев». В настоящее время Бог – есть Бог христиан. И это очень важно осознавать, что Бог промышляет о Своих прежде всего! Он заботится о Своих, Он ищет спасения для тех, кто идет Его стезей. Но это не значит, что Бог перестал сейчас заботиться о еврейском народе или Он, якобы, никогда не заботился о других народах – Бог промышляет о всем Своем творении! Я часто вспоминаю высказывание протоиерея Сергия Булгакова из его книги «Православие. Очерки учения Православной Церкви», где он говорит, что из всех религий истинная – христианская, из всех христианских направлений истинное же – православие. Но Бог нас избрал не потому, что мы лучше других людей, скорее наоборот. Так и этот маленький народ был избран не потому, что они были лучше или хуже других людей. Собственно говоря, Бог избрал сначала одного Авраама, который проявил преданность по отношению к Нему. И Бог избрал его, о чем прямо говорится в Книге Бытия, потому что Он знал: Авраам передаст заповеди Божии, постановления, уставы своим детям, своим потомкам. Это была причина, почему был избран этот человек, и потом сформировался народ. Но народ как таковой сформировался во время Исхода, потому что беда может сплотить любой народ, любую национальность. И то, что мы сейчас испытываем в России, переживаем все эти многочисленные трудности – это все свидетельство того, что Бог стучится в сердца российских православных христиан, проявляет заботу о нас, потому что Он есть Бог верующих. Слово «еврей» в древности не носило этнической окраски, оно означало человека, который оставил языческий мир, то есть перешел Евфрат, бросил Месопотамию с ее ложными богами и пошел туда, куда позвал Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1. Христиане славят Бога-Троицу " Слава Отцу и Сыну и Святому Духу " - вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. " Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа " , - возглашает священнослужитель в начале Божественной литургии. В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице - наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица. 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу Пресвятой Троице только христиане, и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и Один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос. Он открыл нам и то, что " Бог есть Любовь " (1Ин.4:8). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть Любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он - Любовь. Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например супругов, семью, друзей. Относительно людей - это больше слова, чем действительность. Но Любовь Божественная безмерна, и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной Любви, суть, действительно, Один Бог, имеющий Одну Сущность и живущий одной жизнью. 3. Бог-Троица есть совершенное единство в Любви Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотичным. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец - Бог, и Сын - Бог, и Дух Святой - Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их Любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/153/...

Разделы портала «Азбука веры» Бог един и троичен… В одном отношении В разных отношениях Лица Пресвятой Троицы… Единосущны Не единосущны Содержат по 1/3 Божественной сущности каждое, но вместе, втроём, — содержат эту сущность целиком Догмат о Пресвятой Троице формулируется следующим образом: … Существуют три Бога: Бог Отец, Бог Сын (Сын Божий) и Бог Святой Дух. Они единосущны Бог един по сущности и троичен по Лицам. Эти Лица: Отец, Сын, Святой Дух Бог един по сущности и троичен по Лицам, старшим из которых является Отец, а младшим — Святой Дух Если верно утверждение, что Сын (Божий) — Бог, то верно ли обратное утверждение, что Бог — это Сын? Не верно Конечно, ведь от перемены мест компонентов смысл постулата не меняется Если Отец рождает Сына и изводит Святого Духа, то можно ли утверждать, что Отец более совершенен, чем Сын и Святой Дух? Нельзя Как правильно говорить: «Бог-Отец родил Сына» или «Бог-Отец рождает Сына»? Сын уже существует; значит, правильным будет лишь изречение: Бог-Отец родил Сына Правильным является лишь утверждение: Бог рождает Сына Верно и первое, и второе утверждение, но при правильном их осмыслении Святой Дух исходит от… Отца и Сына Какие аналогии Святой Троицы использовались святыми отцами? Святые отцы учили о непознаваемости Бога и не использовали в этой связи никаких аналогий Исток ручья; ручей; поток, в который перерастает ручей Свет трёх свечей, зажжённых от одной Солнце; солнечный свет; излучаемое солнцем тепло Адам; Ева; Сиф Человеческий ум; рождаемое умом мысль-слово; дыхание-голос, посредством которого озвучивается мысль-слово Термин «Троица»… Заимствован Церковью из Священного Писания Создан искусственно Придуман отцами IV Вселенского Собора Божеские Лица… Не различаются между собой, так как Они равно совершенны Различаются образами бытия Божественное действие… Троично, ибо Бог троичен по Лицам Проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом Святой Дух в Церковном Предании именуется… Энергией Бога Отца Выразителем Бога Слова Выражения «благодать Пресвятой Троицы» и «благодать Святого Духа»…

http://azbyka.ru/quiz/pravoslavnoe-uchen...

Разделы портала «Азбука веры» Какое утверждение является верным? Наука доказала, что Бога нет Наука косвенно указывает, что Бог есть Наука доказала, что Бог есть Вера противна науке? Целиком и полностью Лишь отчасти Доказательства того, что Бог существует… Находятся только внутри человека («Бог в душе») Усматриваются только в окружающем человека мире Содержатся внутри человека и усматриваются вовне Какое значение имеет Церковь в передаче знаний о Боге? Первостепенное Второстепенное Никакого Если Бог открывает себя в личном духовном опыте, зачем нужна организованная религия? Церковь создана Богом как «корабль спасения» Любой человек способен достичь Царства Небесного самостоятельно, без Церкви Некоторые люди называют себя агностиками (считают, что Бог не познаваем). Как это соотносится с возможностью спасения? Агностицизм подразумевает отказ от Спасителя и Спасения, уготованного Богом Агностицизм подразумевает отказ от выбора между верой и атеизмом, но не отрицает необходимость Спасения Агностицизм предполагает отказ от ответа, есть ли Бог, но не отрицает необходимость Спасения Достаточно ли для того, чтобы Бог нас спас, быть просто хорошим человеком? Конечно, это самое главное Главное – вера, всё остальное не имеет значения Недостаточно Кто хранит Истину о Боге? Только батюшки Только монахи Только святые Церковь В мире много страдания, потому что… Всё, что происходит, происходит по воле Божией Так Бог наказывает, вразумляет нас Зло и страдания – результат мятежа созданий против Бога Что подразумевается под верой в Бога? Уверенность в том, что Бог точно существует, и доверие Богу Твёрдая вера в то, что Бог существует с высокой вероятностью Вера в то, что Бог существует там, где существует вера в Него Зачем нужна вера в Бога? Для общего развития Для нашего Спасения Для обретения внутренней гармонии Для наполнения мира гармонией Если Бог существует, как укрепить веру в Него? Размышлять о Нём, пытаться Его понять, медитировать Молиться, участвовать в Таинствах, читать Евангелие

http://azbyka.ru/quiz/sushhestvuet-li-bo...

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” – вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа” – возглашает священнослужитель в начале Божественной Литургии. В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице – наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица. 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу-Пресвятой Троице – только христиане и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос . Он открыл нам и то, что “Бог есть любовь” ( 1Иоан. 4,8 ). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – любовь. Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Относительно людей – это больше слова, чем действительность. Но любовь Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, один Бог , имеющий одну сущность и живущий одной жизнью. 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь. 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

ЧАСТЬ 2: Бог Творец и Спаситель мира А – Бог-Творец и мир сотворенный 1. Почему Бог сотворил мир? Исповедуя веру в Бога Отца, Творца неба и земли, люди ставят себе обычно три вопроса: почему, для чего и как Бог сотворил мир? На первый вопрос Отцы Церкви отвечают, что у Бога, совершенного и ни в чем не нуждающегося, не было необходимости творить мир, но сотворение мира имеет смысл, так как Бог разумен и мудр. Будучи Сам Любовью , Бог творит мир по любви и даже по преизбытку любви. Божественная любовь находит уже полное удовлетворение в совершенном единстве Лиц Святой Троицы, но чаша Божественной любви как бы переливается через край и Бог вызывает из небытия Свое творение, чтобы и оно причастилось блаженству Его любви. В этом ответ и на второй вопрос: для чего Бог творит мир? Уча так, Отцы Церкви строго предупреждают, что нельзя думать (как думали некоторые еретики), что мир есть продолжение, или порождение Божественной жизни, или эманация Божества. Природа мира иная: она подвержена порче, в мире возможно падение. Но в Боге все свято; и если бы Бог имел ту же природу, что мир, то не был бы Богом. Бог творит мир из ничего. Только это учение позволяет мыслить о Боге как всесовершенстве, а о мире, с одной стороны, как ничтожном, а с другой – как имеющем печать Божества. 2. Время и вечность Нередкий вопрос: что было до сотворения мира, лишен смысла, так как самое время сотворено вместе с миром. Вне мира и вне времени есть только вечный Бог и Божественная вечность. Там нет ни прошлого, ни будущего, а одно вечно-настоящее. Какова вечность, мы, по-настоящему, живя во времени, знать не можем. Но Господь нас призывает к вечной жизни; Он сказал: “сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа” ( Иоан. 17,3 ). Став человеком. Господь Иисус Христос жил нашей временной жизнью, по Своему же Божеству пребывал в вечности. Через Господа Иисуса Христа мы познаем, в некоторой мере, вечность. Духовный опыт показывает, что высокие переживания и, в особенности, пламенная христианская любовь, делающая нас причастными Христу, заставляет забывать время, как бы выходить из него; а достигшие высших духовных состояний святые в некоторые мгновения переживали такую полноту жизни, которая представляется невместимой ни в какой земной срок. Вечно то, что бесконечно ценно; вечно то, что достойно вечности. Мы уже и теперь должны, сколь можем, учиться вечной жизни, и мы приближаемся к ней, когда отдаем свое время все более и более ценным переживаниям, в особенности Богу. 3. Бог в отношении мира

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Одиночество Христово В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? Где же Ты? Прииди и помоги! 11 июля, 2012 В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? Где же Ты? Прииди и помоги! В страдании мы ищем Христа, ищем Его Самого и Его помощи. «Разве Ты – Бог вдали, а не Бог вблизи? (Иер.23:23) Где же Ты? Прииди и помоги!» Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим, Иисусе, внегда унывати духом нашим, не разлучайся от душ наших в скорбех, не удаляйся от мыслей наших во обстояниих: но присно нас предвари; приближися нам, приближися везде Сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси, сице и Тебе желающим соедини себе, Щедре: да совокуплени Тебе поем, и славословим Всесвятаго Духа Твоего. (Икос Пятидесятницы) И Он приходит. Приходит и становится близко-близко – ближе, чем кровь в артериях. Он приходит, приближается – потому что Он «везде Сый». Он приходит – свободный Бог, Бог Живой. Приходит Тот, Кто говорил с Моисеем из купины. «Как Имя Твоё?» — спрашивал Его Моисей. И получил таинственный ответ, который ветхозаветная Церковь заключила в священную тетраграмму JHWH (Исх.3:14). Одно из значений Имени Божия, открытого великому пророку при купине горящей и не сгорающей, по мнению богословов-библеистов, являет неизмеримую, невместимую человеком свободу Явившегося. «Я буду с вами, Я буду присутствовать – но так, и только так, как буду присутствовать Я» Он всегда будет рядом, Он всегда – Бог Живой, «Бог, видящий меня» (Быт. 16:13). Но в безграничной Своей свободе, свободе Божественной, Он будет не таким, каким мы хотим Его видеть… Человек взывает: «Христе! Приди и прекрати этот ужас, этот страх, эту боль! Вот они – мои ужас, страх, боль – вот они, враги мои, порази же их! Слышишь ли ? Здесь ли Ты?…» … Он восхотел быть с нами как «Муж скорбей и изведавший болезни» (Ис.53:3). И в минуты, часы, дни, месяцы, годы нашей тревоги и страдания Он тихо садится рядом. «Как близок Ты во дни болезни, Ты Сам склоняешься у страдальческого ложа!» — писал в своем «Акафисте» митр. Трифон (Туркестанов) незадолго до смерти. Он рядом, Он – навсегда знаменованный смертью , «смертью же Крестной» (Филипп. 2:8), Бог Живой, приходящий к нам.

http://pravmir.ru/odinochestvo-xristovo/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010