11:13 Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; 11:14 ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. Мы тоже о себе говорим, что мы на земле странники и пришельцы, что мы скитаемся, что жизнь наша — путешествие, что мы движемся по жизни, не имея покоя, даже когда спим. И мы, называя себя странниками и пришельцами, косвенно в этих словах исповедуем, что мы ищем отечество. 11:15 И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; 11:16 но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город. Бог называет Себя именами Авраама, Исаака и Иакова, говорит: «Я Бог Авраама. Я Бог Исаака. Я Бог Иакова». Бог не то, чтобы не стыдится, Бог как-то даже радуется, очевидно, и по-хорошему гордится, когда Ему есть, кем назваться, — Он не просто говорит: «Я Бог, сотворивший небо и землю», — потому что это всё очевидно, велико, грандиозно. Ну а в людях Ты где прославился, Господи, в ком? Он, допустим: «Вот Я Бог, например, Николая Чудотворца, великомученика Георгия...» Кстати, когда страдали мученики, то люди говорили: «Велик Бог Георгия!» — «За Кого он страдает?» — «За Какого-то своего Бога». — «Какого Бога?» — «Какого-то своего Бога, непонятно Какого». — «Ух, слушай, он так терпит, он так красив, так велик, так терпелив, так значителен этот Георгий, что, видимо, Бог у него Такой же хороший, как и он сам. Велик Бог Георгия, я тоже христианин!» — так говорили некоторые. Бог не стыдится называть Себя Богом Авраама, Богом Исаака, Богом Иакова, хотя это простые смертные люди, казалось бы, но Господь называет Себя их именами и это знак того, что они все в мыслях имели отечество, которое Господь Бог им приготовил, и город, который Он им построил — тот самый небесный Иерусалим, о котором мы так часто читаем в Откровении. Дальше идёт про Авраама, про Исаака, про Иакова, про Иосифа, про Моисея. Про Моисея — много. Про Моисея — то, что он не хотел жить с фараоном, а лучше решил унижаться со своим собственным народом, и т.д.

http://pravoslavie.ru/80118.html

6. (1) Руководителю [музыкантов] на негинот. Песнь Давида. (2) Бог! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня. (3) Помилуй меня, Бог, ибо я немощен! Исцели меня, Бог, ибо кости мои содрогаются (4) и душа моя потрясена чрезвычайно! А Ты, Бог, доколе? (5) Обратись, Бог, избавь душу мою, спаси меня ради милосердия Твоего! (6) Ибо в смерти нет памятования о Тебе, в могиле кто будет славить Тебя? (7) Утомлен я в стенании своем: каждую ночь ложе мое омываю я, влажной становится постель моя от слез. (8) Потускнели от печали глаза мои, состарились от всех бедствий моих. (9) Удалитесь от меня, все творящие беззаконие, ибо услышал Бог плач мой, (10) услышал Бог мольбу мою, Бог примет молитву мою. (11) Пристыжены и поражены будут сильно все враги мои, возвратятся они и устыдятся 7. (1) Песнь раскаяния Давида, которую воспел он Богу о из колена Биньямина. (2) Бог, Всесильный мой! На Тебя я уповаю: спаси меня от всех преследователей моих и избавь меня! (3) Дабы не растерзал он, словно лев, души моей, – он сокрушает, и нет спасающего. (4) Бог, Всесильный мой! Если я сделал это, если есть несправедливость в руках моих: (5) заплатил ли я злом тому, кто был со мною в мире, когда спас того, кто без причины стал моим – (6) то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, славу мою повергнет в прах навсегда. (7) Восстань, о Бог, в гневе Твоем! Поднимись яростно против врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал. (8) И если община народов окружит Тебя, возвратись ввысь над (9) Бог судит народы. Суди меня, о Бог, по правде моей и по непорочности моей во мне. (10) Зло нечестивых истребит, а праведника подкрепи, [ведь] Ты испытываешь сердца и почки, Всесильный – праведник! (11) Щит мой у Всесильного, [Который] спасает прямых сердцем. (12) Всесильный судит праведника, Бог строго взыскивает каждый (13) Если [грешник] не раскаивается, Он меч Свой изощряет, лук Свой напрягает и направляет его, (14) приготовляет для него орудия смерти, стрелы Свои делает для (15) Вот, [нечестивый] зачал кривду, был чреват беззаконием и породил ложь, (16) рыл яму, и выкопал ее, упал в могилу, которую приготовил: (17) злодеяние его обратится на его голову, на его темя беззаконие опустится. (18) Восхвалю я Бога по правде Его, воспою имя Бога Всевышнего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

6. (1) Руководителю [музыкантов] на негинот. Песнь Давида. (2) Бог! Не в ярости Твоей обличай меня и не в гневе Твоем наказывай меня. (3) Помилуй меня, Бог, ибо я немощен! Исцели меня, Бог, ибо кости мои содрогаются (4) и душа моя потрясена чрезвычайно! А Ты, Бог, доколе? (5) Обратись, Бог, избавь душу мою, спаси меня ради милосердия Твоего! (6) Ибо в смерти нет памятования о Тебе, в могиле кто будет славить Тебя? (7) Утомлен я в стенании своем: каждую ночь ложе мое омываю я, влажной становится постель моя от слез. (8) Потускнели от печали глаза мои, состарились от всех бедствий моих. (9) Удалитесь от меня, все творящие беззаконие, ибо услышал Бог плач мой, (10) услышал Бог мольбу мою, Бог примет молитву мою. (11) Пристыжены и поражены будут сильно все враги мои, возвратятся они и устыдятся мгновенно . 7. (1) Песнь раскаяния Давида, которую воспел он Богу о Куше , из колена Биньямина. (2) Бог, Всесильный мой! На Тебя я уповаю: спаси меня от всех преследователей моих и избавь меня! (3) Дабы не растерзал он, словно лев, души моей, – он сокрушает, и нет спасающего. (4) Бог, Всесильный мой! Если я сделал это, если есть несправедливость в руках моих: (5) заплатил ли я злом тому, кто был со мною в мире, когда спас того, кто без причины стал моим врагом , – (6) то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, славу мою повергнет в прах навсегда. (7) Восстань, о Бог, в гневе Твоем! Поднимись яростно против врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал. (8) И если община народов окружит Тебя, возвратись ввысь над ними . (9) Бог судит народы. Суди меня, о Бог, по правде моей и по непорочности моей во мне. (10) Зло нечестивых истребит, а праведника подкрепи, [ведь] Ты испытываешь сердца и почки, Всесильный – праведник! (11) Щит мой у Всесильного, [Который] спасает прямых сердцем. (12) Всесильный судит праведника, Бог строго взыскивает каждый день . (13) Если [грешник] не раскаивается, Он меч Свой изощряет, лук Свой напрягает и направляет его, (14) приготовляет для него орудия смерти, стрелы Свои делает для преследователей . (15) Вот, [нечестивый] зачал кривду, был чреват беззаконием и породил ложь, (16) рыл яму, и выкопал ее, упал в могилу, которую приготовил: (17) злодеяние его обратится на его голову, на его темя беззаконие опустится. (18) Восхвалю я Бога по правде Его, воспою имя Бога Всевышнего.

http://azbyka.ru/fiction/psaltir-v-perev...

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды… 9 И сказал Бог: да соберется вода… 11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень… 14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной… 20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую… 24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее… 26 И сказал Бог: сотворим человека… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь… И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву…” Несомненна связь с десятью другими словами — заповедями, в результате которых создан (подобно тому, как создан мир) народ Божий. Впрочем, это скорее говорит о значимости избрания народа и заключения Завета — событий, приравненных по масштабу к событиям начала, творения мира. Бог творит народ Свой (из небытия, из ничего), и только Бог. Это — чудо» . Крайне важен и литургический аспект Шестоднева: «7 дней представляют собой литургическую неделю, где каждый день начинается с вечера. То, что Субботой закончилось и строительство Скинии ( Исх. 31:12–17 ), является одним из параллелизмов между сотворением мира и строительством Скинии. Речь идет о том, что Суббота укоренена в самом порядке вещей. Это — не научная, а литургическая картина творения мира. Семь дней — символ полноты и завершенности, вот почему все восемь дел симметрично распределяется по шести дням. Цель симметрии — день седьмой. Все приходит к своей завершенности, стремится к цели, как иудейская неделя затем стремилась к субботе с ее почитанием Бога: “Не дела стоят в центре творения Божия. Центр и цель всего сотворенного — Сам Бог, радующийся всему своему делу”. Центральные — каждый по-своему — два дня: седьмой, как завершение (см. выше) и четвертый, как геометрически центральный. Семидневная структура также указывает на творение светил в четвертый день как на середину недели творения. Кроме функции светить светила служат еще и для знамений, праздников, дней, лет, то есть для литургического календаря. Таким образом, в центре опять оказывается Бог, точнее, богослужение.

http://azbyka.ru/katehizacija/sadovnik-p...

† и видел Бог, как он хорош. и разграничил Бог свет и тму. и назвал Бог свет днем, а тму назвал ночью † и был вечер, и было утро, день первый † и сказал Бог: будь твердь посреди воды, и стань границею между водою и водою. и было так † и сотворил Бог твердь † и разграничил Бог ту воду, что была под твердию, и ту воду, что над твердию † и назвал Бог твердь небом † и видел Бог, как хороша она. и был вечер, и было утро, день вторый † и сказал Бог: соберись вода, что под небом, в вместилище одно, и явись суша † и было так. † и собралась вода, что под небом, в вместилище одно и явилась суша. † и назвал Бог сушу землею, а объемы вод назвал морями. † и видел Бог, как хорошо это † и сказал Бог: произрасти земля зелень травную, сеющее семя по роду и по виду, и дерево плодовитое, творящее плод, которого семя в нем самом, по роду и виду на земле † и было так † и произвела земля зелень травную, сеющее семя по роду и по виду, и дерево плодовитое, творящее плод, которого семя в нем самом, по роду на земле. † и видел Бог, как хорошо это. и был вечер, и было утро, день третий. Числ чтение. (Глава 24, 3–9. 17. 18). Был Дух Божий на Валааме. и принявшись за притчу свою сказал (Валаам): как хороши твои жи лища, Иаков, кущи твои, Израиль. Они, как дубравы тенистые и как сады при реках. и как кущи, водруженные Господом. как кедры у вод. произойдет человек от семени его и овладеет народами многими, и возвысится Царство его [[Паче Гога царство его (Славян. Библ.) Γγ βασιλε α υτο (Александр. рукопись).]] и увеличится. Бог вывел его из Египта. Слава единорога у него [[Под славою разумей быстроту бега.]]. Поядает он племена врагов своих и толстоту их измождит. и стрелами своими прострелит врагов. возлегши почил, как лев и как львенок: кто поднимет его? благословляющие тебя благословенны и проклинающие тебя прокляты. Возсияет звезда из Иакова. и возстанет человек из Израиля. и поразит начальников Моава. и пленит всех сынов Сифа. [[И раздробляет всех сынов смуты (Вадим).]] и будет Едом наследие его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бог Ветхого Завета – это Бог Живой ( 1Цар. 17:26, 36 ; 4Цар. 19:16 ). Выражение «Жив Господь Бог» ( 3Цар. 17:1,12, 18:10, 15 и др.) было одной из наиболее распространенных форм упоминания о Боге в клятве или приветствии: упоминая Бога, человек как бы приводил Его в свидетели истинности своих слов. Сам Господь, обращаясь к народу израильскому, говорит: «Живу Я» ( Иез. 5:11 ). Бог всегда жив и активен, Он «не дремлет и не спит» ( Пс. 120:4 ), «не утомляется и не изнемогает» ( Ис 40,28 ). Его живое присутствие ощущается всем народом израильским и каждым членом этого народа. На Его присутствие откликается природа: перед лицом Бога «море... побежало, Иордан обратился назад, горы прыгали, как овны, и холмы, как агнцы» ( Пс. 113:3–4 ). Ветхозаветный Бог – это Бог «Святый» ( Ис. 57:15 ), имя Его «свято и страшно» ( Пс. 110:9, 98:3 ). Перед Святым Богом не могут стоять другие народы (см.: 1Цар. 6:20 ), а народ израильский предстоит святости Божией со страхом и трепетом. Между Богом и народом израильским заключен Завет, скрепленный святостью Бога. Поэтому народ называет Бога «Святый Израилев» ( Пс. 70:22 ; Ис. 5:24 ), а Бог, обращаясь к народу, называет Себя «среди тебя Святый» ( Ос. 11:9 ). Ветхозаветный Бог – это «Судия всей земли» ( Быт. 18:25 ); «Он будет судиться со всякой плотью, нечестивых Он предаст мечу» ( Иер. 25:31 ). «Бог – судия праведный... всякий день строго взыскивающий» ( Пс. 7:12 ); Он восседает на Престоле и производит суд (см.: Пс. 9:5 ); Он «одного унижает, а другого возносит» ( Пс. 74:8 ); Он воздает «возмездие гордым» ( Пс. 93:2 ). Справедливость Бога выражается в том, что Он щедро награждает за праведность и сурово карает за грехи. Яхве – «Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий правду и являющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех , но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и детях детей до третьего и четвертого рода» ( Исх. 34:6–7 ). Бог Ветхого Завета – это Бог Единый и единственный: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» ( Ис. 43:10–11 ). Бог – «ревнитель» ( Исх. 34:11, 20:5 ), не позволяющий поклоняться другим богам, воспринимающий народ израильский как Свою невесту (см.: Ис. 54:5 ; Иер. 2:2 ) и всякое уклонение Израиля в идолопоклонство как измену и блудодеяние ( Исх. 34:15–17 ; Ис. 1:21 ; Иез. 16:1–43 ). Настанет время, говорит Бог в книге пророка Осии, когда народ израильский отвергнет поклонение ложным богам и будет соблюдать верность Яхве, как жена мужу:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

(Быт 6:6–7). «И обонял Господь приятное благоухание и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать человека и землю за человеков, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт 8:21).   Вот перед нами Господь — невидимый, непостижимый, трансцендентный, Которого запрещено изображать, Которого, как сказано, не видело око человеческое. «Раскаялся Господь»,«восскорбел Господь», «сказал Господь», «пошел Господь», «обонял Господь»… Перед нами — образ человека. Чтобы изобразить Бога, ветхозаветный писатель изображает человека со всем, что ему присуще. Это Бог не просто отвлеченный, находящийся вне мира, а Бог Живой: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Иакова, не Бог мертвых, но Бог живых» . И Сам Он рисуется как живой, живущий среди людей. Паскаль говорил, что Бог Авраама, Исаака и Иакова не есть Бог философов, а Бог живой, присутствующий в мире, личный, совершенно иной по отношению к человеку, с которым Он вступает в личные отношения, вмешиваясь в ход истории. Бог проявляет Себя в истории и оказывается значительно более личностным, чем Бог, Который проявляется в природе, с которой часто Его путают. («Природа есть Бог», — это характерно для семитских религий). Чтобы понять Бога, авторы Библии вносят в нее понятие человека — то, что мы называем антропотеизмом (чувства человека и его поведение усваиваются природе Бога). С другой стороны, у Израиля не должно быть никаких иллюзий. Бог не таков, как люди, Он абсолютно другой. В рассказах о явлении Божества авторы ограничиваются упоминанием о весьма обобщенных и неясных очертаниях, всегда избегая непосредственного описания Бога, Его облика. Если я кого-то встретил, я могу его описать: он такой-то и такой-то. В Ветхом, да и в Новом Завете такого описания Бога нет. Но сказано просто: «Бог стоял над жертвенником». Исайя видит Его восседающим на высоком престоле. Его внешность характеризуется наличием бескрайних риз, заполняющих портики храма (Ис 6:1). Иезекииль говорит о Нем просто как о подобии человека (I), преображенного огненным сиянием, походящим на радугу (Иез 1:26–28).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ведь Исаия был за два поколения до вавилонского плена. Итак, каким же образом о Том, Кого проповедали за пятнадцать поколений ранее пророки, что Он — Бог, о Ком Моисей говорил: «Слушай, Израиль, Господь Бог твой — Господь един», о Ком то же самое восклицал Самуил, о Ком это же проповедовал, конечно, и Давид, о Ком тоже именно предсказывал и всякий пророк, — повторяю: каким же образом о Нем говорит пророк Исаия: « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ), если только поистине не намекает на Спасителя, Который был, конечно, тогда, но оставался незнаемым? Словами « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) пророк порицает не свое неведение, но воспринимает на себя лицо народа. Учение « Ты Бог сокровенный » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом ) стоит в соответствии со словами: « Господи! рука Твоя была высоко поднята, но они не видали ее » ( Господи, высока Твоя мышца, и не ведеша ) (Ис. 24:11). И, однако, что он мог сказать: « Истинно Ты Бог сокровенный, Бог Израилев, Спаситель » ( Ты бо еси Бог, и не ведехом, Бог Исраилев, всех Спас ) (Ис. 45:15); послушай ангелов, говорящих и благовествующих пастырям: « не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам Спаситель Который есть Христос Господь » (Лук. 2:10, 11). «Ты Бог Израилев, всех Спаситель. Будут постыжены и посрамлены противящиеся Тебе; и со стыдом пойдут» (Ис. 45:15, 16), потому что станут подобными несуществующим и обветшают, как одежда. «Противящимися» он называет тех, которые проявляют противодействие слову. Если ты скажешь эллину или кому–либо другому, чуждому истинной религии, что есть Бог, то он не спорит; а если скажешь, что есть Христос, то он приходит в неистовство, как говорит в одном месте и блаженный Давид: « Господь царствует: да трепещут народы! Он восседает на Херувимах: да трясется земля! » ( Господь воцарися, да гневаются людие; седяй на херувимех, да подвижится земля ) (Пс. 98:1). Кто «восседает»? Не ясно ли, что Тот, к Которому говорит тот же самый пророк (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Глава 4. Исход Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Книга Исход открывает новый большой период ветхозаветной истории. На место одного благочестивого семейства приходит происшедший от него народ, посредством которого Бог свидетельствует о Себе людям. Выведя его из Египта, Бог являет на нем великие чудеса, огражадет от бед и вступает с ним в завет, который мы, как правило, и называем «ветхим». 4.1. Происхождение и призвание Моисея. Откровение об Имени Божием Мы закончили изучение книги Бытия и сегодня переходим к следующей книге Пятикнижия Моисеева – Исход. Эта книга, помимо своей ценности исторической, имеет еще, несомненно, ценность пророческую: в ней содержится множество прообразов, касающихся времен новозаветных, и касающихся устроения спасения человечества через Господа Иисуса Христа. Первое, с чего начинается повествование этой книги – угнетение евреев в Египте при восстановлении египетских династий фараонов и рождение Моисея – человека, которому уготовано было стать спасителем своего народа, спасителем от истребления его в условиях египетского рабства. Мы с вами рассмотрим его жизнь с того времени, когда Моисей пребывает в Аравийской пустыне, – с этих пор он был призван к служению. Жизнь Моисея делится на три равные части: 40 лет в Египте, потом 40 лет в Аравийской пустыне и 40 лет служения народу Израильскому. Всего 120 лет. Призвание Моисея начинается с видения неопалимой купины – куста, который горел и не сгорал. Через это явление Моисей призывается для служения. При этом Бог Сам впервые открывается Моисею, называя Свое Имя. В книге Бытия мы встречали ряд имен Божиих, таких имен, как Всевышний, Всемогущий, Бог неба и земли, Бог, видящий меня, Бог Авраама, Бог Исаака и другие. Здесь же мы видим некоторое новое откровение. «И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий [Иегова]. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род» (Исх. 3:13-15).

http://sedmitza.ru/lib/text/430913/

— «Да, человек не заботится о птичках, и вот они достают себе и детям пищу, что именно? (зерна, хлеб, мошек, червяков и т.д.), строят себе и детям что? (гнезда). А иные строят очень хорошо. Видели, что строит пчела?» Ответ: «Соты». — «Хорошо они устроены? Сумели бы вы так устроить? Уж не умнее ли птички малые и пчелы нас — людей? Откуда у них такой ум?» — Дети говорят, что дал Бог им такой ум. — «Кто же, значит, заботится о птицах, животных?» — «Бог». — «А о людях-то Бог заботится? Нужно ли, чтобы он заботился, чтобы была, например, у людей пища, одежда, дом?» — Дети вспоминают, что хлеб, хотя достается на базаре, но сначала растет на полях, что для его произрастания нужен дождь, солнце, и посылает дождь на землю и велит солнцу светить Бог, Он и создал солнце. — Таким образом, детям дается пока общее понятие и о Боге Промыслителе мира. Более подробное развитие этого понятия предполагается сделать на следующих уроках.    «В начале не было ничего: ни солнца, ни звезд, ни земли... Был только один Бог. И вот в начале, когда и дней и ночей еще не было, сотворил Бог небо и землю, т.е. все, что теперь мы видим на небе и на земле, весь мир (о создании ангелов пока не говорится). Но земля была невидима, потому что была покрыта тьмою и неустроена (Быт. 1:2); потом Бог устроил все, как мы видим теперь, а тогда земля была неустроена, как бы вода, которая растекается во все стороны (или воздух, ветер, который движется с места на место), и Дух Божий носился над водою. Тогда сказал Бог: «Да будет свет!» И стал (появился) свет. И увидел Бог свет, что он хорош, и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью; и был вечер, и было утро, день один, день первый. («Значит, что сотворил Бог в первый день?» — спрашивает попутно учитель, желая, чтобы дети не говорили, что в первый день сотворил Бог небо и землю, которые сотворил в начале, когда не было еще и дней). Во второй день сказал Бог: «Да будет твердь посреди воды!», т.е. небо, которое мы видим, и разделил Бог воду, которая над твердию, от воды, которая под твердию (для наглядности большей учитель указывает рукою вверх и вниз).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010