Таким образом, с XVI века в Церкви постепенно установились дни общего соборования, предназначенного и для больных, и для здоровых. Традиционно это дни Великого поста, дни особенного покаяния и исправления жизни. Но при необходимости таинство может совершаться и в любой другой день года. Существуют разные точки зрения на то, как часто стоит прибегать к таинству елеосвящения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) рекомендовал собороваться «в одной болезни один раз в год». Мы верим, что в таинстве соборования человеку дается благодать отпущения забытых грехов. Однако соборование не заменяет покаяния! Одно таинство должно быть восполнено другим, поэтому в ближайшее время после соборования необходимо исповедоваться. Богословское обоснование таинства находим в рассказе евангелиста Марка о том, как исцеляли больных апостолы: «Они… проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13).   Запись на соборование, свечи 1. Запись на соборование, свечи На соборование обычно записываются. Это нужно для того, чтобы в молитве об исцелении болящих перечислить имена всех, над кем будет совершено таинство. Запись часто происходит в притворе храма или за свечным ящиком. Там же можно приобрести и свечи. Во время совершения таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Свечи в церкви символизируют молитву, возносящуюся к Богу. 2. Приготовление к таинству В храме или комнате помещается «столец», покрытый церковной пеленой. На него ставят блюдо с пшеницей (вместо пшеницы могут использоваться зерна других злаков). Зерно не составляет «вещества таинства», но символизирует зародыш новой жизни — выздоровление, а в перспективе — жизнь по смерти тела, то есть всеобщее воскресение. Рядом с пшеницей на середину стола ставят сосуд с маслом.   Вино. В сосуд с маслом вливают вино 3. Вино В сосуд с маслом вливают вино. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Первым чудом, которое совершил Христос в Евангелии, было превращение воды в вино на браке в Канне Галилейской.

http://pravmir.ru/tainstvo-miloserdiya/

Скачать epub pdf Глава 44. Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих: или единаго, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосудцы, и иныя олтарныя принадлежности Начинает иерей обычно. По трисвятом, и по Приидите, поклонимся: чтет псалом 25: Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая, не изнемогу. Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое. Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой Господи: Еже услышати ми глас хвалы твоея, и поведати вся чудеса твоя. Господи, возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой, Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. аз же незлобою моею ходих, избави мя Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя Господи. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Иерей чтет молитву сию: Господи Боже Вседержителю, Боже отец наших, сосудом твоим избранным апостолом Павлом рекий, яко все создание твое добро и ничтоже отметно, аще словом Твоим Божественным и молитвами освящается: призри ныне милостивно, смиренно молимся, на молитву нашу и на сосуды сия [или на сосуд сей ] яже [или егоже ] раби Твои в славу Пресвятаго имене Твоего, и в служение святаго твоего жертвенника соорудиша, и милостивно твоим небесным благословением, молитвою же нас недостойных рабов и служителей твоих, благослови и освяти, и к служению святаго твоего олтаря, достойны [или достоин ] быти яви, принесшым же небесною Твоею благодатию воздаждь, и оставление грехов даруй, и Царствия Твоего причастники сотвори. Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ВАСИЛЕВИЧСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Никольский храм в городе Василевичи, ок. нач. 2010-х гг. Храм во имя святителя Николая Чудотворца в городе Василевичи Гомельской епархии Церковь была построена в 1825 году. Сохранилось ее дореволюционное описание: " Зданием деревянная, на каменном фундаменте, устроена продолговатым крестом, с одним открытым куполом , двумя дверями, одним рядом окон, кроме открытого купола, и железною крышею, которая как и стены покрашена масляной краской. По прочности церковное здание находится в посредственном состоянии, внутренняя площадь вместительности заключает в себе около 20 квадратных сажень. Потолок устроен сводообразно к открытому куполу и подшит тесом, пол деревянный, стены покрашены масляной зеленой краской, к отоплению не приспособлена. Солея возвышена на пять вершков, — на ней устроены и клиросы . Дощатый старого устройства иконостас , покрашенный в темно-синий цвет, с крашенными же карнизами и рамами, состоит из 27 посредственного письма икон, расположенных в четыре ряда, три напрестольных креста, дарохранительница, дароносица, мирница, всенощное блюдо, водосвятный сосуд, брачные венцы, сборное блюдо, паникадило из 12 свеч, прибор литургийных сосудов " . К 1940 году церковь была разрушена. В 1946 году православной общиной под временный храм было приобретено деревянное одноэтажное здание постройки 1934 года, принадлежащее швейной артели. В 1992 году начато строительство нового каменного храма, которое завершилось в 1996 году. В этом же году архиепископ Гомельский Аристарх освятил храм. Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 27.03.2014 12:10:54 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны. " ВАСИЛЕВИЧСКИЙ НИКОЛЬСКИЙ ХРАМ " еще можно поискать: полнотекстовый поиск в Древе: Google в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru - в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/articles/26801.html

4 . Чаша водосвятная серебряная со вновь приделанными в 1865 г. двумя серебряными ручками, без крышки. С наружной стороны чаша вычеканена разными узорами. Внутри чаши, на дне, круглое выпуклое клеймо, на котором вычеканен осьмиконечный крест с копием и тростию по сторонам и городскими стенами за крестом. По краю клейма надпись чеканная: «кресту Твоему покланяемся Владыко и святое воскресение твое славим». Это клеймо привинчено. Поддон чаши, по местам чеканный, привинчен к шейке – четырьмя серебряными винтами. Внизу поддона, по краю, извнутри вырезана надпись: «весу в чаше Фунта, З золотников. По верхнему краю чаши, снаружи, вычеканена надпись: «Лета 7167 Февраля в К день сию водоосвященную чашу дал в церковь Пресвятыя Владычицы Нашея Богородицы честныя и славныя ея похвалы от воли ее святыя на веки не отъемлемо боярин Илья Данилович Милославской, а кто похочет от церкви Божии восхитеть ее и тот велик ответ Богу даст зде и в будущем веце». Весу в этой чаше – 11 фунтов, 82 золот. Диаметр её – 8½ вершков, высота – с одной стороны – 8½ верш., а с другой – 8¼ в. Из сосудов для освящения хлебов заслуживают внимания два сосуда серебряные, гладкие, и с такими же крышками. Наверху каждой из них по четвероконечному крестику. По верхнему краю того и другого сосудца, снаружи, надпись одинакового содержания, а именно: «7188 ноября в день повелением Великаго Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя Руссии Самодержца построен сей сосуд в собор Спасова Нерукотвореннаго образа, что у него Великаго Государя вверху». Вес обоих сосудцев – 1 фунт. 85 золот. Блюда 1) Серебряное, гладкое, мелкое, по краю, снизу, вырезана надпись: «блюдо церкви Спасова Нерукотвореннаго образа, что у Великаго Государя вверху». Вес в нем – 54 золот.; диаметр 6½ вершков. 2) Блюдо серебряное, глубокое. По краям его сверху вычеканены три павлина, два верблюда, подвесы и другие узоры. Между чеканкой накладное серебряное, вызолоченое клеймо, на котором вычеканен герб, изображающий наверху три коронки с тремя у каждой шариками, а под коронками – щит, разделенный на четыре, равные части, из коих на левой – верхней – всадник (Георгий Победоносец) на коне, с копьем в руке, поражающим змия, а на левой нижней – центавр, оборотившись назад, пускает из лука стрелу; на правой – верхней – особый знак; правая – нижняя часть разделена вертикально на две половины, из коих правая – чистая, с насечкой, а на левой половине – три птички, летящие одна за другой кверху; по бокам щита и до половины коронок – виньетка, в общем несколько похожая на крылья государственного герба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Дикирий ( греч. δικριον – двусвечник) – ручной фигурный светильник с ячейками для двух длинных свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Знаменует собой Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Д. имеет в центре между двумя свечами знамение креста. Во время богослужения Д. и трикирием архиерей благословляет молящихся. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке Д. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле Д., имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой – Д., благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. Дискос ( греч. δσκος – круглое блюдо) – богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем, окаймляющим мелкое плоское дно (в Древней Руси оно было полусферическим); укреплено на невысокой ножке (в греческих Церквах она более высокая), переходящей в широкую круглую подставку. Во время проскомидии на Д. полагаются вынутые из просфор Агнец, который во время совершения Анафоры освящается и прелагается в Тело Христово, и поминальные частицы. Д. символически изображает Вифлеемские ясли, где был положен родившийся Христос, а также Гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа. Вследствие двойного символического значения Д. на нем стараются создавать изображение, подходящее по смыслу к обоим значениям. Так, на дне Д. резьбой изображают Богомладенца, лежащего в яслях, а по плоскому краю дискоса надписывают слова Иоанна Крестителя о Христе: «Се, Агнец Божий, вземляй грехи мира». Духовенство – священнослужители, высший разряд церковного народа, разделенного на три степени: Д., миряне–верные, миряне–оглашенные (и кающиеся). В свою очередь, Д. также составляет три чина: епископство (архиерейство), священство (иерейство) и диаконство. Полнотой церковной власти и благодати обладают епископы, от них приемлют благодать рукоположения остальные священные степени. Различается Д. белое (состоящее из священников семейных или целибатных, т. е. безбрачных, но не принявших монашеского пострига) и черное (монашествующее)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

2 . Кадило серебряное, чеканное; на верхней чашке выбиты травки, на верху Крест серебряный же, четыре цепи, да два кольца с чашкой верхней серебряные. По обручам верхней и нижней чаш местами позлащенная надпись: «Построено сие Кадило во Святую Церковь 1701 Августа в 24 день на память Петра Митрополита Московскаго Чудотворца по Думном Дворянине Петре Ивановиче Прончищеве». Веса в нем один фунт пятьдесят семь золотников. 3 . Два Подсвечника большие серебряные, выносные, с яблоками, с трубкой и подножием медным, старинной, самой простой работы. Из вкладной книги видно, что оные в 1669 году даны во вклад Князем Иваном Борисовичем Репниным. 4 . Четыре Шандала резные серебряные, местами золоченные, с фигурами. На поддонье в трех клеймах вырезана вглубь надпись: «Сие водосвещенные шандалы дал в Пахнотьев Монастырь – Боярин Князь Иван Борисович Репнин – по сыне своем Князе Андрее Ивановиче в вечно поминок». А по вкладной книге видно, что оные даны во вклад в 1668 году. Веса в них три фунта пятьдесят четыре золотника. Чаши и ковши: 1 . Чаша водосвятная серебряная большая, у оной Чаши кольца серебряные; по обручу оной вырезана надпись: «в прошловом 1630 году сию Чашу в дом Рождества Пресвятыя Богородицы и Преподобнаго Отца Пафнутия Боровскаго Чудотворца Боярин Князь Борис Михаилович Лыков-Оболенский, а серебра в ней было 7 фунтов, и та чаша во 1685 году переделана, а прибавлено в нее серебра полтретья фунта да золотых на позолоту, пошло пол-6 золотых». А переделал оную чашу с прибавкой серебра и золота, как видно из вкладной книги, Князь Иоанн Борисович Репнин. Веса в ней девять фунтов тридцать золотников. 2 . Чаша меньшая серебряная водосвятная, гладкая с двумя кольцами серебряными же. На ней надпись вязаными буквами резная: «Чаша Боярина Князя Петра Александровича Репнина». Буквы позлащены. Из вкладной же книги видно, что оная пожертвована им, Репниным, в 1653 году. Веса в ней один фунт пятнадцать золотников. 3 . Блюдо для благословения хлебов со всем прибором серебряное; у сего блюда подсвечники привинчены медными чайниками. Вверху по краям вырезана надпись: «Лета 1642 года дал сие под Крест блюдо в дом Пречистыя Богородицы и Чудотворцу Пафнутию Боровскому Окольничава Федора Ивановича сын Степан Федорович Стрешнев, по жене своей по Овдотье Дмитрея дочери Юрьевича Пушешникова». Под сим же блюдом внизу вырезана другая надпись; «Переделан сей Сосуд в Обитель Преподобнаго Пафнутия Боровскаго Чудотворца подаянием блюда Князей Репниных, а прочей прибор высокороднаго Господина Михаила Семеновича Калачникова, при Архимандрите Силвестре 1784 года, весу 5 фун. 28 золотников».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Горним местом называется пространство между Престолом и восточною стеною алтаря. Здесь иногда устраивается возвышение или кафедра для сидения архиерея; места для священников идут полукругом от архиерейского трона и называются – «сопрестолием». Запрестольная икона находится на стене за Престолом. Обыкновенно на ней изображается Иисус Христос, Св. Троица или Божия Матерь; в древности чаще всего изображалась Тайная Вечеря 23 . Кроме того, за Престолом помещается еще Крест и семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище. 32. Сосуды и церковная утварь Священные сосуды, необходимые для совершения богослужения, ныне делаются из золота, серебра и украшаются иногда драгоценными камнями. При совершении Литургии употребляются: дискос, потир, копие, лжица; при совершении Таинства Крещения – купель, мирница; при венчании – венцы и ковшик (Рис. на л. 63). Дискос – это круглое металлическое блюдо или тарелка на подставочке с изображением лежащего в яслях Младенца Иисуса Христа. Во время проскомидии на него полагается Агнец для Причащения и частицы из просфор. Дискос напоминает ясли и гроб Спасителя (см. рис. 131 – 134, л. 37). Потир , или чаша, есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой и который напоминает Св. чашу Спасителя на Тайной Вечере (См. на рис. 132). Копие – резец, наподобие копья, для изъятия из просфор Агнца и частиц. Оно напоминает копье, которым прободены были ребра Спасителя на кресте (рис. 133). Звездица – состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их порядок (см. на рис. 131). Лжица , употребляющаяся для причащения мирян со времени Св. Иоанна Златоуста (с IV века). (Рис. 134). Купель – сосуд, наподобие большого потира, в который наливается вода для крещения младенцев. (Рис. на л. 63). Мирница – четырехугольный ящик, в котором помещаются склянки с Св. Миром и елеем для миропомазания, губка для осушения и ножницы для пострижения волос новокрещенного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Омыв их таким образом, патриарх снова положил их на блюдо, которое управитель унес обратно. Затем ему поднесены были серебряные сосуды малые и большие, и он наполнил их этою святою водой и послал царице, ее дочерям и сестрам царя и всем их приближенным. Но прежде всего Никон наполнил серебряный сосуд прекрасной работы, запечатал его и отдал царскому наместнику, а этот подозвал одного из сотников, передал ему письмо вместе с сосудом, с которым тот немедленно отправился к царю. Патриарх наполнил также один сосуд и для нашего владыки патриарха, который мы сохранили с большою радостью. Затем он налил святой воды в особые сосуды для высших государственных сановников. После этого он пошел в нартекс и стал вместе с нашим патриархом, держа в руках крест. К нему начали подходить сперва архиереи и архимандриты, потом высшие сановники. Он давал им лобызать крест, а наш патриарх окроплял их святою водой. Потом все подходили с полным благоговением и смирением к ковчегам со святыми мощами, которые находились кругом на столе, и прикладывались к ним. После этого подходили иереи, диаконы, монахи и все присутствующие в храме. Затем Никон обнажил голову, также как и наш учитель и прочие архиереи и архимандриты; окадив ковчег с Ризой Спасителя, он понес его на голове, при чем дан был знак звонарям, которые звонили во все колокола, пока Никон, идя медленным шагом, не донес Ризы до ее прежнего места, при пении Святый Боже. Здесь он запечатал внутренний ковчег и, положив его в другой вызолоченный, запер на замок, запечатал снаружи и поставил его. Он окадил ковчег и помолился на него вместе с нашим владыкой патриархом, затем они вошли, взяли поставленный здесь покрытый стол, предварительно окадив его. На этом столе постоянно находится упомянутый ковчег, пред которым горят лампады и который уподобляется Гробу Господню в настоящем храме Воскресения. Никон с нашим патриархом понесли этот стол спереди, а архиереи сзади и с боков, пока не дошли до места пред царскими вратами, где и поставили его вдоль от врат алтаря к середине церкви пред столом, на котором находились ковчеги со св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И говорят ему еще: “Царь...” — спутники Георгия разумеют здесь не императора, а Небесного царя. 494 Пифос — вместительный сосуд, в котором хранили различные съестные припасы — масло, вино, зерно и т. п. 495 Взращенный Богом. — Начало анонимного гимна Георгию, опубликованного Крумбахером, см.: Krumbacher К. Der heil. Georg in d. griech Ueberlieferung. Abh. d. konigl. Bayerisch Akad. d. Wiss. philsiph.=philolog. u. hist. Kl. Bd. XXXV, Abh. 3, 1911. S. 95. 496 ...и, как Ты размножил звезды небесные и прах земли...— Ср. Неем. 9, 23 и Сирах. 44, 23. 497 ...прожил двадцать два года и постригся...— речь, очевидно, идет о пострижении в монахи перед смертью. 498 Ампелон — очевидно, Рамвле, Рамле, местечко вблизи палестинского города Лидда. 499 Амерумн — так византийцы передавали титул арабского халифа,— " амир ал-му " минин, т. е. эмир верующих. 500 Пресвитер — вторая степень священства; сан, соответствующий священническому. 501 Литургия — важнейшая из церковных служб, во время которой приготовляются хлеб и вино, т. е. Святые дары. Священник извлекает из просфоры кубик, символизирующий агнца, кладет его на дискос (это символизирует пребывание младенца Христа в яслях) и крестообразно разрезает (символ смерти); затем дискос и сосуд с вином, потир, накрываются покровцем, и в этот момент, как мыслили себе верующие, происходило пресуществление вина и хлеба в плоть и кровь Христову, которыми верующие причащались. 502 Проскомидия — первая часть литургии, когда священнослужители приготовляют все для евхаристии (причастия) и надрезают на четыре части жертвенный хлеб. 503 Бескровная жертва — евхаристический хлеб и вино. 504 Потир — чаша для евхаристического вина, дискос — блюдо, на которое клали евхаристического агнца. 505 Выход — обряд перенесения евхаристических даров с жертвенника на престол, т. е. на стол, стоящий посредине алтаря и, служащий главным образом для совершения евхаристии. Проскомидия совершалась в професисе, особом помещении вне алтаря, и священник торжественно следовал со святыми дарами через храм к алтарю. 506

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=932...

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров. Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается в шелковый плат – илитон , изображающий собою пелены, которыми повит был Младенец-Христос по рождестве, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Тело Спасителя при погребении во гробе. Сверху антиминса полагается Евангелие , обычно украшенное, в драгоценном переплете, с изображениями иконы Воскресения Христова, а по углам — четырех евангелистов. Рядом с Евангелием полагается крест , потому что на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным». Дарохранительницей называется сосуд, в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви. Дароносицей называется маленький ковчежец, в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому. За престолом стоит семисвечник (подсвечник с семью лампадами), а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом . Налево от престола, в северной части алтаря находится жертвенник — небольшой стол, украшенный со всех сторон драгоценной одеждою. На нем приготовляются хлеб и вино для совершения Божественной Литургии . На жертвеннике находятся священные предметы: Святая Чаша или потир — сосуд, в который вливается вино с водою, прелагаемое на Литургии в Кровь Христову. Дискос – небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для преложения его на Божественной Литургии в Тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли, и гроб Спасителя. Звездица состоит из двух небольших металлических дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Копие – нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копье, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010