Катулл весьма удивился их словам и сказал: — Эти юноши потеряли рассудок: они произносят странное и незнакомое мне имя Иисуса Христа, называя его Богом и Господом. Затем, обращаясь к слугам, сказал: — Позовите ко мне отца и мать этих юношей. Слуги тотчас пошли и, не найдя отца, привели одну мать юношей. Катулл спросил ее: — Где твой муж? Она отвечала ему: — Не ты ли послал его для какой-то работы в селение Тритонию? — Если бы и вы были с ним сейчас в Тритонии, — сказал Катулл, — то вы не смутили бы меня вашими речами о Боге, Которого вы исповедуете, и о Котором ни я, ни другие никогда ничего не слыхали. Впрочем, теперь я не хочу испытывать вас; но когда Терция разрешится от бремени и я буду по этому случаю приносить великой богине нашей Фортуне благодарственную жертву, тогда я испытаю вас. И тотчас приказал святую Зою с детьми ее отправить к мужу в Тритонию. Мать и дети, переселившись туда, радовались и веселились, вспоминая в пении и разговоре, слова святого Писания: «Господь — пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться. Он покоит меня на злачных пажитях» (Пс.22:1–2). И еще: «Ты избавил душу мою от ада» (Пс.85:13) и «избавил душу мою от смерти» (Пс.114:7) (святые в душе считали дом своего господина — адом, Катулла — смертью, идолов — адским огнем). Но вот родился у Катулла сын. Все горожане радовались и праздновали вместе с Катуллом день рождения у него сына, принося своей богине — Фортуне благодарственные жертвы. В это время святая Зоя молилась Богу, прося Его дать мужу и детям ее силы мужественно перенести свой подвиг. Между тем, Катулл в конце пира сказал своей жене, Терции: — Пусть повеселятся на нашем празднике все домашние и рабы наши. Она же отвечала ему. — Хорошо, пусть все повеселятся. Тотчас послали рабам своим, в числе которых была и семья Еспера, сосуд вина от идоложертвенного пира и блюдо с мясом. Святая Зоя, увидав издали слуг, несших дары господина, вздохнула, сказав: — Господи, Боже неизреченный, ведущий тайные помышления человеческие! Пребывай с нами, убогими странниками: кроме Тебя, Господа нашего, другого бога мы не знаем. Помоги нам твердо исповедать святое имя Твое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Оно облекается в души, касается самых составов костей. Как в воздухе бывает сатана, и, там же соприсутствуя, Бог нимало не стесняется тем: так и в душе есть грех, а равно соприсутствует, нимало не стесняясь, и Божия благодать. Как раб, если он близ господина своего, во все то время, пока близ его, бывает под страхом, и без него ничего не делает: так и мы должны подвергать и обнаруживать помыслы свои пред Владыкою и Сердцеведцем Христом, и на Него иметь надежду и упование, потому что Он - слава моя, Он - отец мой. Он - богатство мое. Посему, всегда должен ты иметь в совести попечение и страх. А если кто не имеет еще насажденной и утвержденной в себе Божией благодати, то день и ночь, как к чему-то естественному, да прилепляется душею к тому, что по временам руководствует им, пробуждает его и направляет к добру. Пусть, по крайней мере, как нечто естественное и неизменное, будут в нем попечение, страх, болезнование и всегда утвержденное в нем сокрушение сердца. 7. Но как пчела тайно выделывает сот в улье: так и благодать тайно производит в сердцах любовь свою, и горечь превращает в сладость, а жестокосердие - в мягкосердие. И как серебренник и резчик, производя резьбу на блюде по частям, покрывает разных животных, каких на нем вырезывает; а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске: так и истинный Художник Господь украшает резьбою сердца наши и обновляет таинственно, пока не преселимся из тела; и тогда соделается видною красота души. Желающие устроить сосуды и изобразить на них животных сперва делают восковой слепок, и по его подобию отливают сосуд, отчего произведение и принимает наконец свой вид. Так и грех, будучи духовного свойства, имеет свой образ, и преображается во многие виды. Подобно сему и внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и свое очертание; потому что внутренний человек есть подобие внешнего. Это - важный и драгоценный сосуд; потому что Бог благоволит к нему более, нежели ко всем тварям. И как добрые помыслы души подобны драгоценным камням и жемчужинам: так нечистые помыслы исполнены мертвых костей и всякой нечистоты и зловония.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1891...

Мы можем все вместе молиться на службе, хором петь, но то, что каждый из нас получает в эти минуты от Бога, совершенно различно. Один только человек, дух человеческий, живущий в нем (см.: 1 Кор. 2, 11), и Господь, Дух Которого исследует духовные глубины каждого, знают о том, что во время молитвы даровал этому человеку Господь. На пасхальной службе каждый из нас получит то, к чему сам подготовился. Мы едим блюдо, сваренное нами. Мы ложимся спать в ту кровать, что сами застелили. Мы пожинаем то, что посеяли. По великой любви Божией человеку дается именно то, к чему он готов. Господь всегда дарует нам желаемое. Что ожидаем, то пожинаем. Каждый получает по готовности своего сердца. Один — Бога, другой — церковные песнопения, третий — смысл некоторых священных текстов, четвертый — Царствие Небесное. Непрестанная подготовка сердца является всегда чем–то важным. Она должна осуществляться не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, освящая и превращая душу в сосуд избранный, способный вместить Бога и то, что Бог посылает. Насколько не испытывает нужды ни в чем Господь, настолько нуждаемся в Нем мы. Видя Его, Его постигаем. В поисках Его обретаем. Для чего я говорю все это? Для того, чтобы объяснить вам, что имеется в виду под подготовкой сердца. Кто сеет ветер, пожнет бурю. Но есть и другой путь — стяжания Святого Духа. Итак, на пасхальном богослужении каждый из нас получит свою меру, то есть столько, сколько смог вместить, к чему подготовил свое сердце. Кто может вместить (Мф. 19, 12), тот вмещает — таков непреложный закон Церкви. Он относится к нашим представлениям и знаниям о Боге. Я приступаю к таинству Причащения, ты, он, она. Но каждый из нас по–разному воспринимает Святые Дары. Потому что невозможно, чтобы знание человека было независимым от его восприятия, так что в результате Бог и Царствие Божие становятся вершиной знания человека, приобретаемого через Дары, которые ему дает Бог. Разумеется, Бог находится вне пределов человеческого познания, но все же умом мы можем Его представить. Недаром же в Евангелии Бог назван истиной (см.: Ин. 14, 6), и сказано, что через Него мы узнаем свет. Чем усерднее каждый из нас стремится к познанию и приятию Бога, тем больше принимает Его в истине, полноте и совершенстве. Соразмерно усердию, прилагаемому нами, Бог заполняет наше сердце, ум, бытие. Ибо все мы, сколько бы нас ни было — два, три, двадцать три, стоя перед одним источником, почерпаем из него разное количество воды в зависимости от того, насколько сильна наша жажда. Точно так и в духовной жизни. Сколько сможем вместить.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Если больной умер по нерадению окружающих его без напутствования Святыми Тайнами, то виновные в неизвещении священника отлучаются от Причастия Святых Тайн на более или менее продолжительный срок, судя по мере их вины и по нравственному их состоянию § 116]. Соборование в больнице Приуготовление к таинству Соборования Место Елеосвящение должно быть совершаемо или в больничной церкви, если больной может оставить одр, или вне церкви, в больничной палате. Подготовительные действия При совершении Таинства Елеосвящения устанавливается чистый стол и на нем блюдо с пшеницею (за невозможностью же иметь пшеницу употребляется рис). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливаются елей и вино. Около сосуда с елеем и вином водружают в пшеницу семь стручцов, обвитых бумагою (хлопчатою) к помазанию. Обыкновенно сюда же (между стручцами) вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагаются Евангелие и крест. Священник в фелони становится около стола, и все присутствующие зажигают свечи. Предстоящий священник, покадив вокруг стола с четырех сторон и всех стоящих, полагает начало с. 710–711]. В больнице каждение и облачение в фелонь можно опустить из-за практических неудобств. Больной пред совершением над ним Елеосвящения должен быть приготовлен к нему Исповедью или Покаянием § 127; 22]. В случае же смертной опасности он должен быть также и причащен Святыми Тайнами пред Елеосвящением с. 445–448]. В современной церковной практике Соборование больного на дому или в больнице обычно совершается одним священником. Церковные правила В больнице это Таинство может быть совершено и одним священником, но с тем, чтобы он совершал оное от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть с. 69]. В этом последнем случае один священник совершает Таинство силою всей Церкви, которой он есть служитель и лицо которой собой представляет, ибо вся власть Церкви содержится в едином священнике с. 382–383]. Елеосвящение должно быть совершаемо только над больными и притом больными опасно правило 163].

http://azbyka.ru/zdorovie/svyashhennik-v...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Литийница 3 мин., 18.06.2018 Литийница  — богослужебный сосуд для благословения хлеба, вина, елея и пшеницы. Это блюдо, на котором установлены три чаши, тарелка на высокой ножке и подсвечник для трех свечей. Благословение совершается во время литии на всенощном бдении. Предположительно, оно восходит к древнему обычаю агапы, трапезы первых веков христианства, на которой верующие ели, молились и затем причащались и которая также совершалась вечером. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Лития (греч. усиленное моление) — особая часть всенощного бдения, которая совершается накануне больших праздников в начале и середине храма, куда духовенство выходит из алтаря. Одно из отличий литии — многократное пение «Господи, помилуй». Символическое значение Во время литии благословляется пять хлебов — это прообраз евангельского события, когда Христос чудесным образом насытил пятью хлебами пять тысяч человек: И  велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф  14 :19–21).   Чудо с пятью хлебами. Фреска История Современное благословение хлебов восходит к древней традиции палестинских монастырей. Накануне больших праздников монахи, многие из которых жили уединенно за пределами монастыря, приходили в обитель на службу. Вместе с ними приходили и паломники. Удаленность обителей не позволяла паломникам и затворникам вернуться к себе домой на ночь и прийти утром на литургию обратно. Кроме того, всенощное бдение тогда часто совершалось в прямом смысле слова всю ночь. Так появилась традиция благословлять и раздавать всем по куску хлеба и по чашке воды или вина — то есть те продукты, которые не нужно было готовить, — чтобы подкрепить силы молящихся. Благословляли и раздавали их между двумя основными составляющими всенощного бдения — вечерней и утреней. Именно в этот момент сейчас совершается лития с благословением хлебов.

http://foma.ru/litiynitsa.html

Однажды случилось проходить там благочестивому царю Феодосию Младшему. Узнав о местопребывании инока, царь оставил свиту, и, как простой воин, пришел к кельи инока и постучался в двери. Инок отпер двери, и, не узнав царя, принял его, как простого воина. После молитвы они сели. Царь стал расспрашивать о жизни и подвигах египетских пустынников и отшельников. Инок отвечал: «все молят о спасении воинов!» Царь рассматривал келью и, не увидев ничего кроме корзины, висевшей на стене, и в ней немного сухого хлеба, сказал ему: «благослови меня, отче, вкусить немного пищи!» Инок налил в блюдо воды, всыпал соли и положил туда сухих кусков хлеба. Они оба стали есть. Потом инок принес сосуд с водою и дал царю пить. Тогда царь сказал иноку: «знаешь ли, кто я?» «He знаю, отвечал инок, Бог тебя знает!» «Я, сказал гость – царь Феодосий!» Тогда инок поклонился ему, а царь сказал: «блаженны вы, иноки, свободные от попечений мира сего, живя безмолвно и заботясь только о спасении души своей, как получить жизнь вечную! Истинно говорю тебе, что я рожден в царстве и ныне царь, a никогда не вкушал с такою сладостью хлеба и воды, как ныне!» «Так как мы, иноки, отвечал царю инок, вкушаем всегда с молитвою и благословением, поэтому и худая эта пища бывает сладкою; а в ваших домах трапеза бывает без молитвы, но с празднословием, поэтому и кушанья ваши не получают услаждающего благословения. Царь простился с иноком и с того времени начал почитать его». Св. Пимен поучал учеников своих и другим добродетелям, и учение его не пропадало даром, так как оно многим показало путь ко спасению. Поэтому к нему приходили не только новоначальные, неопытные в подвижнической жизни, но и опытные и состарившиеся в подвигах иноки; они, вопрошая о пользе душевной, получали богодухновенные ответы и записывали их в отеческие книги. Вот два из его изречений и наставлений: «брат, живущий с ближними, должен быть, как каменный истукан, досаждаемый – не сердиться, прославляемый – не превозноситься». «Злоба никогда не уничтожит злобы, – говорил он еще, но если кто сделает тебе зло, ты сделай ему добро, и это твое добро победит его злобу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким образом в западной Церкви нет наших одежд на Престоле, жертвеннике, налое, и т. п. 3) О сосудах и других вещах, употребляемых при богослужении в западной церкви Священные сосуды, общие в Восточной и Западной Церкви, суть: 1) Чаша (calix). Чаша латинская почти одинакова с Греческой; отличается только резьбой: на западе, на чаше вырезывают виноград и тростник, как символы вина и воды; самая рукоять чаши представляет иногда Ангела в диаконском облачении, или олицетворение Религии; на верхней и нижней частях чаши изображается иногда Тайная Вечеря, а иногда лица, занимавшиеся устройством общественного Богослужения, как то: Папа Геласий, св. Григорий В., св. Амвросий, Фома Аквинат. и др. Чаша, по уставу Римской Церкви, должна быть освящена (consecretur) Епископом: в неосвящённой чаше нельзя литургисать. Она теряет своё освящение 1) когда будет употреблена не для Богослужения; 2) когда разобьётся; впрочем, хотя бы и разломалась нижняя часть, но если верхняя отделяется от неё посредством винта, то верхняя удерживает своё освящение; 3) когда будет. вновь вызолочена; при других исправлениях она удерживает своё освящение. Впрочем, несмотря на это освящение, к ней прикасаются не только простые клирики, но и миряне, хотя на одном западном. Соборе 36 запрещено это даже низшему клиру. Напротив того, в Православной Церкви, хотя чаша и не освящается по особенному чину, однако к ней не прикасается никто, кроме священника и диакона. Есть ещё на западе другого рода чаша (scutella), или блюдо, которую подставляют под уста верующих во время их приобщения. 2) Дискос (patena). Дискос латинский отличается от Греческого тем, что на нём снизу вырезывается выпуклый крест, или что-нибудь подобное. Освящение его, как и чаши на западе, принадлежит исключительно Епископу. 3) Кадильница (turribulum). Цепи кадильницы в западной Церкви длиннее и больше, чем в Восточной; от того, когда кадят, то левой рукой берут за верхнюю её часть, а правой за нижнюю. 4) Сосуды для св. мира и елея. В Римской Церкви есть ещё третий сосуд, для елея, употребляемого в таинстве Елеосвящения. Эти сосуды не благословляются.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Однажды Катулл откуда-то возвращался в обеденный час домой. Встретить его вышли оба брата, Кириак и Феодул, и сказали ему: – Добрый час тебе, господин видимых тел наших: господин же невидимых душ наших есть Господь Иисус Христос , пребывающий на небесах, Бог истинный. Катулл весьма удивился их словам и сказал: – Эти юноши потеряли рассудок: они произносят странное и незнакомое мне имя Иисуса Христа, называя его Богом и Господом. Затем, обращаясь к слугам, сказал: – Позовите ко мне отца и мать этих юношей. Слуги тотчас пошли и, не найдя отца, привели одну мать юношей. Катулл спросил ее: – Где твой муж? Она отвечала ему: – Не ты ли послал его для какой-то работы в селение Тритонию? – Если бы и вы были с ним сейчас в Тритонии, – сказал Катулл, – то вы не смутили бы меня вашими речами о Боге, Которого вы исповедуете, и о Котором ни я, ни другие никогда ничего не слыхали. Впрочем, теперь я не хочу испытывать вас; но когда жена моя Терция разрешится от бремени, и я буду по этому случаю приносить великой богине нашей Фортуне благодарственную жертву, тогда я испытаю вас. И тотчас приказал святую Зою с детьми отправить к мужу в Тритонию. Мать и дети, переселившись туда, радовались встрече с Эспером. Но вскоре родился у Катулла сын. Все горожане веселились и праздновали вместе с ним, принося богине Фортуне благодарственные жертвы. Святая же Зоя молилась Богу, прося Его дать мужу и детям ее силы мужественно перенести будущие страдания. Между тем, Катулл в конце пира сказал своей жене Терции: – Пусть повеселятся на нашем празднике все домашние и рабы наши. Она же отвечала ему. – Хорошо, пусть все повеселятся. Тотчас господа послали рабам своим, в числе которых была и семья Еспера, сосуд вина от идоложертвенного пира и блюдо с мясом. Святая Зоя, увидав издали слуг, несших дары господина, вздохнула, сказав: – Господи, Боже неизреченный, ведущий тайные помышления человеческие! Пребывай с нами, убогими странниками: кроме Тебя, Господа нашего, другого бога мы не знаем. Помоги нам твердо исповедать святое имя Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

N более чем не зла, но между ней и вами очутился камень... Для удаления сего я посоветовал бы тебе поговорить с N наедине, от души рассказавши твое смущение со всей откровенностью и просить ее быть столь же откровенной. Чтобы враг не поднес вам на праздник вместо утешения блюдо печали и слез, заранее приготовься к этому. Представь всевозможную пакость, какую мог бы сделать тебе этот пакостник, и настрой свой дух так, чтобы быть готовой все перенести ради Господа и восторжествовать силою Его над всеми кознями, угасить все стрелы диавола. На голове шлем спасения – надежду, что Господь привел тебя сюда не на погибель, а на спасение; что враги потому и нападают сильно, что в твердости твоей прозирают вред для себя. Имя Христово держи как меч огненный в руках. Теперь отвечу только на один твой вопрос: в чем заключается то, чтобы воспитываемых детей не отрывать от своей среды? Нужно их приучать к чистоте, опрятности; но не к щегольству и чванству. Приучать ко всякому полезному занятию простого сельского быта, но не к бесполезным вышиваниям узоров; приучать к черной работе, не сокрушаясь о том, что замарают руки в грязи, но и к грязи не приучать, а к чистоплотности: замараешься, поскорее вымойся. Нужно приучать к искреннему благочестию, к церковности, к скромности, почтительности. Нужно приучать к оседлому быту, но чтобы они не пренебрегали и юртой кочевников. Не нужно их слишком нежить и холить, имея в виду, что в будущем им, быть может, придется терпеть и горе, и нужду. Всем привет и благословение. Из скопления многих разнообразных скорбей можно с уверенностью заключить, что они допущены как огонь для выжигания сосуда глиняного, чтобы из него вышел прекрасный крепкий сосуд, благопотребный для Владыки. Верь, что Господь взирает на твои страдания и готовит тебе утешение. Не ропщи на людей, ни на кого не ропщи. Не ведят они, что творят. Будем молиться, да не поставит им Господь греха сего. Если когда, то теперь особенно, нужно припоминать стих канты: “Побеждай добром ты злобу, ненавидящих люби». Все пройдет, даст Бог: придет время, что поймут тебя, полюбят, будут дорожить. Дал бы только Господь тебе все перенести терпеливо: и эту холодность людей, и это подозрение, и эту несправедливость и эту клевету. Господь не с теми, кто обидит, а с теми, кого обижают. Но нам не нужно обижаться на них: будем учиться у нашего Божественного Учителя. Отче! отпусти им!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   Окончательно образовалось чинопоследование Елеосвящения в XVII веке. В длинный период своего существования оно, таким образом, разделяло общую со всеми другими чинопоследованиями судьбу: то осложнялось и расширялось в своем составе, то суживалось и сокращалось. Но, несмотря на все эти перемены, иногда весьма крупные, всегда оставалось в нем неизменным первоначальное зерно: это идея Елеосвящения, которая явственно выступает во всех литургических формах его, и все эти формы направлены к одной общей цели: Елеопомазание, по своей идее, есть акт, служащий целям уврачевания больного и прощения грехов; для достижения этих целей в составе его от глубокой христианской древности различаются: во-первых, елей как материя Елеосвящения, хотя избранная первоначально по причинам его естественных свойств, но получившая здесь сакраментальное значение; во-вторых, молитва как необходимое средство при совершении Елеосвящения. Только с этой точки зрения и возможно говорить об устойчивости его формы. О принадлежностях для совершения Таинства Елеосвящения    Когда Таинство совершается в домашних условиях, то необходимо сделать следующие приготовления: в комнате больного, перед иконами, поставить стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд в форме лампады (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшеницу водружают семь палочек, обернутых ватой, и семь свечей.    В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, вазелиновое и пр. масла) и немного красного вина. На тот же стол полагаются Святое Евангелие и Распятие. Священник должен быть облачен в епитрахиль, поручи и фелонь светлого цвета. Необходимо также иметь с собой кадильницу, ладан, угли и, конечно, Требник. Чинопоследование Таинства Елеосвящения    В Требнике последование этого Таинства надписывается так: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». При совершении этого Таинства в церкви или на дому желательно присутствие собора пресвитеров числом до семи. Отсюда и второе название этого Таинства – соборование.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010