Чванец воды есть мера в 12 ксестов воды. Приготовленный для Илии ( 3Цар. 19:6 ) чванец содержал в себе четыре ксеста 74 . Сосуд елея, называемый котилою, представляет собою меру в полксеста, а называется так оттого, что ксест рассекается 75 на две части. Вымеренная чаша есть мера, составляющая собою шестую часть ксеста. Чаши эти Писание называет также медекоф. А цедилки, которыя мы называем также ситами, оно именует масмароф 76 . Оба предмета называются одним и тем же именем, потому что имеют одно и тоже употребление. Тривлий есть сосуд, по форме своей похожий на блюдо, в котором подается приправа к кушанью (соус к жареному), почему называется также и паропсис 77 . Мерою он в полксеста. А ксест Александрийский содержит в себе два фунта весом масла. Апоррима 78 служит мерою у одних лишь Фиванцев и составляет половину Саитской меры того же наименования. Настоящая Саитская мера эта содержит в себе 22 ксеста. Савифа. Это сирийское наименование и означает почерпало. У Аскалонцев эта мера содержит в себе 22 ксеста. Ин. Большой ин содержит в себе 18 ксестов; а ин священный 9 ксестов 79 . Хус обыкновенный содержит 8 ксестов, а так называемый священный, 6 ксестов, что составляет двенадцатую часть метреты 80 . Талант – величайшая из всех весовых мер; если считать на фунты, он содержит в себе 125 фунтов 81 . Шесть лепт таланта равны семи ассариям; а семь лепт ассариев составляют сто динариев 82 . Сребренник, как монета, чеканился издревле. Он вычеканивался из ассариев 83 . Говорят, что Авраам принес образец его в Хананейскую землю. Сто двадцать пятую часть таланта составляет один литр (фунт); а литр содержит в себе двенадцать унций. Унция же содержит два статира. Статир составляет половину унции и заключает в себе дидрахму (две драхмы) 84 . Сикль, называемый также и кондратом, составляет четвертую часть унции и половину статира, содержа в себе две драхмы; ибо унция заключала в себе 8 драхм 85 . Драхма была названием веса и имела тот же вес, что и сикль, сколько он весил во время острижения волос Авессалома ( 2Цар. 14:26 ), имея вес во 125 сиклей. А это представляет собою унцию одного сикля, бывшую в два литра (фунта) с половиною 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Возьми это масло, налей его в широкое блюдо и выставь против солнца, летом в самое жаркое время, дней на сорок, но смотри, – как бы оно не сгустилось, Ибо иное льняное масло варится скоро, а иное медленно. Когда оно сделается как жидкий мед, тогда бывает хорошо: а когда слишком сгустится, тогда в связи с другими веществами будет еще гуще, и ты не сможешь разравнивать его на иконах; притом такое масло пузырится. Посему старайся накрывать его в каждый вечер или вносить в горницу, потому что ночная прохлада портит его. Когда же заметишь, что оно сгущается, тогда процеди его сквозь тонкое полотно, дабы очистить от волос и насекомых, кои попали в него. Так варится льняное масло солнечным жаром. 29. Как приготовлять пегулу Возьми еловой смолы, сколько хочешь фунтов, положи ее в такой котел, который вмещал бы ее вдвое более, нежели сколько кладешь, поставь его на огонь и наблюдай, чтобы смола не сбежала, ибо она сильно вздувается. Когда же увидишь, что она поднимается, тогда сними котел с огня и, имея наготове трубочку из тростника, подуй сквозь нее на смолу, чтобы прекратить кипение ее или налей холодной воды в другой сосуд и погрузи в нее дно котла – тогда кипение прекратится. Потом поставь опять котел на огонь и повторяй это несколько раз, пока смола перестанет вздуваться. Так готовится пегула. Сняв ее с огня и имея наготове сосуд с водою, влей ее туда, потом тщательно вынь и береги. 30. О приготовлении лака из льняного масла Возьми 100 драм льняного масла, сваренного жаром солнца, и 75 драм пегулы. Положи их в горшок и поставь его на огонь, чтобы они хорошо распустились и соединились. Потом процеди этот состав и лакируй им при солнечном свете. Но смотри, накладывай этот лак в первый раз как можно тоньше, дабы он не пузырился. А если он слишком сгустится, и ты не можешь разравнивать его, то подбавь к нему немного нефти, дабы он разравнялся. Если же нет ее, то примешай невареного льняного масла: и это хорошо. А если имеешь большой запас мастихи, то возьми 50 драм пегулы да 25 драм мастихи, и так получишь хороший состав. Вот как приготовляется самый отборный лак. Он всему придает стекловидный лоск. 31. Другой лак из белой мастихи. ( Σανταλοζου)

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Притвор - пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Рúзница - отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum - ровное место, основание; пол) - возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата - двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь ВоздУх - большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Даронсица - переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т.п.). Дарохранительница - священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикúрий (греч. «двухсвечник») - подсвечник для двух свечей - принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дúскос (греч. «священный сосуд») - блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://old.sinfo-mp.ru/123.html

4. Об авве Серине говорили, что он много трудился и ел только два сухаря в день. Когда к нему пришел его соученик авва Иосиф, который тоже был великим аскетом, авва Серин сказал: — У себя в келье я соблюдаю свой порядок совершения подвига, но если выхожу, то снисхожу к немощам братьев. — Великая добродетель не в том, — заметил авва Иосиф, — чтобы в своей келье сохранять принятый порядок, но в том, чтобы сохранять его вне кельи. 5. Как–то монахи из Скита пришли к амме Сарре. Она поставила перед ними плетеное блюдо с овощами. А они пропускали хорошие овощи, а ели только плохие. — Узнаю людей из Скита, — заметила амма. 6. Как–то принесли пожертвование на гору аввы Антония, и там оказался книдский сосуд с вином. Один из старцев взял этот небольшой сосуд и чашу, принес к авве Сисою и предложил ему. Сначала они выпили по одной чаше, потом выпили по второй. Старец протянул авве и третью, но тот не принял ее, сказав: — Хватит, брат, разве ты забыл, что есть сатана? Если этот старец после длительных подвигов только раз позволил себе вина и не только не превысил меру, но и не побоялся прямо отказаться от предложенной ему чаши, признавшись, что опасается вражеской брани, хотя и был бесстрастнее самых бесстрастных, то насколько больше мы, принимая на каждой трапезе вино и разные яства, чтобы не говорить, что часто набиваем желудок до сытости, поскольку часто нас принуждают съесть и выпить больше обычного, обязаны считать такое требование для себя явным вредом и душевной погибелью, и не внимать ему и тем более подчиняться. Иначе мы настолько привыкнем к насыщению, уже не сможем отстать от него, не сможем различать, что сверх нашей меры, и начнем прибавлять все больше и больше по чужим просьбам; и, в конце концов, перегрузим баржу ума через край. А если судно перегружено, то оно даже без всякого дуновения ветра, окажется на краю гибели. 6. Об авве Сисое Фивейском говорили, что он не ел хлеба, а на праздник Пасхи братья стали упрашивать его разделить с ними трапезу. — Могу только одно из двух, — сказал авва, — съесть артос или те блюда, которые вы приготовили.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Возьми это масло, налей его в широкое блюдо и выставь против солнца, летом в самое жаркое время, дней на сорок, но смотри, – как бы оно не сгустилось. Ибо иное льняное масло варится скоро, а иное медленно. Когда оно сделается как жидкий мед, тогда бывает хорошо: а когда слишком сгустится, тогда в связи с другими веществами будет еще гуще, и ты не сможешь разравнивать его на иконах; притом такое масло пузырится. Посему старайся накрывать его в каждый вечер или вносить в горницу, потому что ночная прохлада портит его. Когда же заметишь, что оно сгущается, тогда процеди его сквозь тонкое полотно, дабы очистить от волос и насекомых, кои попали в него. Так варится льняное масло солнечным жаром. 29. Как приготовлять пегулу Возьми еловой смолы, сколько хочешь фунтов, положи ее в такой котел, который вмещал бы ее вдвое более, нежели сколько кладешь, поставь его на огонь и наблюдай, чтобы смола не сбежала, ибо она сильно вздувается. Когда же увидишь, что она поднимается, тогда сними котел с огня и, имея наготове трубочку из тростника, подуй сквозь нее на смолу, чтобы прекратить кипение ее или налей холодной воды в другой сосуд и погрузи в нее дно котла – тогда кипение прекратится. Потом поставь опять котел на огонь и повторяй это несколько раз, пока смола перестанет вздуваться. Так готовится пегула. Сняв ее с огня и имея наготове сосуд с водою, влей ее туда, потом тщательно вынь и береги. 30. О приготовлении лака из льняного масла Возьми 100 драм льняного масла, сваренного жаром солнца, и 75 драм пегулы, положи их в горшок и поставь его на огонь, чтобы они хорошо распустились и соединились. Потом процеди этот состав и лакируй им при солнечном свете. Но смотри, накладывай этот лак в первый раз как можно тоньше, дабы он не пузырился. А если он слишком сгустится, и ты не можешь разравнивать его, то подбавь к нему немного нефти, дабы он разравнялся. Если же нет ее, то примешай невареного льняного масла: и это хорошо. А если имеешь большой запас мастихи, то возьми 50 драм пегулы, да 25 драм мастихи, и так получишь хороший состав. Вот как приготовляется самый отборный лак. Он всему придает стекловидный лоск. 31. Другой лак из белой мастихи.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Так получишь хорошую киноварь. 44. Как делать плакунти, т. е. белила Возьми свинец и сделай из него тонкие листы; потом в горшок влей уксус, повесь в нем эти листочки, и закрыв его плотно, зарой в перегоревший навоз в теплом месте, и оставь тут на 10 или 15 дней. Потом вынь горшок, вытряси из него листочки на мраморную плиту, сотри их, переложи в широкое блюдо, чтобы высохли; и будет хорошо. 45. Как делать лазурь из ниток, выщипанных из крашеного полотна Возьми часть негашеной извести и столько же хорошей древесной золы; вскипяти воду, положи в нее золу и известь, вскипяти их хорошенько, и сняв с огня, подлей немного воды и дай отстояться. Чисто же отстоявшуюся воду вылей в новый горшок, и взяв выщипанные, крашеные нитки, сколько хочешь, положи их в этот щелок и кипяти его хорошенько, пока увидишь, что он принял цвет этих ниток. Тогда сними горшок с огня и процеди состав сквозь полотно в другой сосуд, а нитки выбрось вон. Потом вымой горшок чисто, положи в него добытую краску, да толченые квасцы, сколько хочешь, и немного яичного вещества, смешай все это хорошенько, и вскипятив немного, сними с огня: тогда краска отделится. Или положи все это в чистую воду и процеди сквозь частое полотно: тогда вода сойдет, а краска останется. – Так добывается краска, хотя бы выщипанные нитки были красные или зеленые. 46. Иное приготовление лазури Возьми новый горнец с узким горлом и насыпь в него до половины или немного более гашеной извести, мелкой, как мука; налей туда крепкого уксуса по горло и прутиком сболтай оба эти вещества, чтобы они хорошо соединились; потом поставь горнец на огонь и кипяти, пока улетучится уксус; тогда сними его с огня, налей другого уксуса – столько, чтобы покрылась им известь, и замазав горнец плотно тестом с паклею, закопай его в неперебродивший конский навоз в теплом месте и чрез каждые три дня переставляй в другое место, зарывая в такой же навоз, пока пройдут 36 дней. После сего вынь горнец, раскрой его и найдешь в нем хорошую лазурь. 47. О приготовлении чернил Возьми три фунта яблоневой коры, положи ее в сосуд, наполненный четырьмя с половиною фунтами воды, и оставь на одну неделю или на две, чтобы кора размокла; если же хочешь, то выставь и против солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

Таинство Елеосвящения для того и существует в Церкви, чтобы человек, начиная лечить тело, не забывал о душе и о причине болезни – грехе. В Требнике сообщается, что Таинство это совершается “над тяжко больными”, однако многие по совету своих духовников соборуются каждый год, поскольку Таинство совершается не только во исцеление тела, но и души, и даже души в первую очередь. Однако совершение Таинства Соборования не значит, что надо прекратить принимать лекарства или не посещать врачей, потому что если исцеление совершится через врача, то и это – от Бога. Часто Соборование соединяется с Исповедью и Причащением. Когда больной находится при смерти, сначала совершается Исповедь и Причащение, а затем Соборование. В обычных же случаях, когда смерть не угрожает больному, он исповедуется и соборуется. По правилам, Таинство Елеосвящения от лица полноты церковной должно совершаться семью пресвитерами – священниками, потому и называется Соборованием. Соответственно и последование Таинства разделяется на семь частей, в каждой из которых читаются свои молитвы, отрывок из Апостола и Евангелия. Однако в редком храме теперь есть семь священников. Чаще всего Таинство Елеосвящения совершает один священник, особенно если это Таинство совершается на дому у больного. Это Церковью допускается по необходимости, если нет возможности собрать полное число священников. В этом случае все молитвы и положенные чтения совершает от лица собора один. Как приготовиться к соборованию? Если соборование совершается дома у больного, то перед приходом священника необходимо приготовить блюдо с зернами пшеницы или любым другим зерном, а также небольшой сосуд с елеем (то есть маслом оливковым, подсолнечным и т.п.). Нужно также немного красного вина и семь палочек, обернутых на конце ватой, а также семь свечей. Палочки с ватой называются в последовании Таинства стручцами. Кроме того нужно подготовить чистый платочек, чтобы отирать масло, которым больного обильно смазывает священник, так что оно льется на одежду. Помазывают лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки, поэтому одежда должна быть такой, чтобы удобно было помазать грудь, а не “под горлышко”.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Елеосвящение (соборование). Таинство елеосвящения ведет свое начало от Апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, мазали больных маслом и они исцелялись. Теперь это таинство тоже совершается над больными для получения от Бога исцеления от болезни и прощения грехов. Елеосвящение называется соборованием, потому что в древние времена для совершения этого таинства собирались 7 священников, хотя по нужде может быть совершено и одним. Для совершения елеосвящения ставится вблизи больного стол. На столе полагается Св. Крест, Евангелие и блюдо с пшеницею. На средину блюда в пшеницу ставят небольшой сосуд с елеем (деревянным маслом), в которое вливают немного красного вина. Масло и вино означают собою милость Божию. Масло и вино соединяются в воспоминание того, что самарянин, упоминаемый в притче Иисуса Христа, возлил масло и вино на израненного иудея. Около сосуда с маслом ставят в пшеницу семь зажженных свеч и семь палочек, обвитых на концах ватою, которыми и помазывают больного. Вначале совершения таинства священник молит Бога об освящении елея, затем бывает чтение семи чтений из Апостола и семи из Евангелия. По прочтении каждого евангелия священник крестообразно помазывает освященным елеем у болящего лоб, ноздри, губы, щеки и руки. Во время помазывания священник произносит молитву об исцелении больного. После седьмого помазания священник, раскрыв Евангелие, кладет его на голову больного, как исцеляющую руку Спасителя и молит Бога о прощении грехов болящего. В конце таинства елеосвящения больной просит прощения у всех собравшихся. Для беседы с учащимися: Откуда ведет начало таинство елеосвящения? Над кем совершается оно? Почему оно называется соборованием? Что ставят вблизи больного при совершении этого таинства? Что означает и напоминает масло и вино при этом таинстве? Сколько раз читают Апостол и Евангелие? Что бывает по прочтении каждого Евангелия? Что произносит священник во время помазания? Что бывает после седьмого помазания? Что просит больной у всех собравшихся в конце этого таинства?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

– Скорее выздоравливай, Наташа, и выходи работать! – говорили ей соседи, пробегая мимо по своим нескончаемым делам. – Да-да, обязательно, как только поправлюсь, снова буду работать. Хотя нога у меня всё болит… никак не перестает… – отвечала она. – В боку у меня болит, сильно болит… – говорила Наташа пару месяцев спустя и смотрела на собеседника потемневшими и огромными на исхудавшем заостренном лице глазами. Это был жалобный взгляд ребенка, который смотрит на взрослого с надеждой, что тот, как старший и опытный, непременно поможет ему в беде. Как выяснилось, за несколько месяцев до смерти у Наташи обнаружили еще и раковое заболевание. Снежным декабрьским днем жильцы дома, выходя из лифта или поспешно забегая в подъезд с метельной улицы, натыкались вдруг взглядом на выставленный в углу под фикусом небольшой круглый столик. На столике – скромное поминальное угощение: печенье, конфеты в вазе, блюдо с бутербродами, некий сосуд с напитком и бумажными стаканчиками рядом… Сохранилась еще такая добрая традиция в нашем доме – просьба к соседям помянуть новопреставленного. – А кто умер? – Наташа умерла… – Какая Наташа? – Да наша же, наша Наташа умерла, сегодня и похоронили – третий день уже… У столика стояли несколько соседок, сменная консьержка, тоже Наталья. Тихо переговаривались, печально покачивая головами. – Вот она, жизнь человеческая: сегодня ты здесь, а завтра уже и нет тебя вовсе… – Наталья наша, наверное, в раю будет. Ведь сколько лет она здесь прожила и проработала, а, пожалуй, не найдется ни одного человека, который остался бы на нее в обиде. Если и говорила что-нибудь нелицеприятное, так ведь это совсем не со зла, а наоборот – от любви и заботы к людям и по своей великой простоте душевной. Да и болезненная она была. А сердце было золотое… – Да, такое сердце было! Иные люди от своих родных столько теплых слов не слышали, сколько от нее. Да и сами «поневоле» учились в ответ такие же слова произносить… Стояли под фикусами соседки, скорбно покачивали головами, а в мыслях у каждой звучал, наверное, в эту минуту знакомый слабый голос:

http://pravoslavie.ru/136210.html

Сжала руки под темной вуалью... «Отчего ты сегодня бледна?» - Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна. Как забуду? Он вышел, шатаясь, Искривился мучительно рот... Я сбежала, перил не касаясь, Я бежала за ним до ворот. Задыхаясь, я крикнула: «Шутка Все, что было. Уйдешь, я умру». Улыбнулся спокойно и жутко И сказал мне: «Не стой на ветру». Это произведение Ахматовой есть замечательный литературный пример демонстрации эмоциональности женщины и устойчивости мужчины. Когда женщина наговорила ему много неприятного, он, уходя, спокойно сказав ей: «Не стой на ветру». Он в этот момент пожалел ее как женщину, как немощный сосуд, проявил евангельскую любовь, хотя она причинила ему душевную боль, наплевала в душу, как в народе говорят. Это важный момент проявления мужественности в душевных отношениях, того, что женщины ждут от мужчин. Они ждут некой сбалансированности и особого терпения, той же устойчивости в душевных отношениях. Итак, мы подошли к третьему уровню - телесному. Нужна гармония духа, души и тела. Тяжелых мужских физических работ, как раньше, теперь уже практически нет. Многие мужчины сидят дома за компьютером. Принести тяжелые сумки из магазина, сделать ремонт в доме - это фрагментарные мужские работы. Женские работы по дому остались, их не стало меньше, а мужчина остался не у дел, хотя амбиции у него остались: я мужчина, глава семьи, жена должна меня слушаться. Получается, физической нагрузки на мужчину нет, а у всех женщин «тоска по сильному плечу». Вспоминаю такой фильм: арабские эмираты, идет женщина рядом с мужем. Муж в два раза ниже ее. Она на голове несет огромное блюдо, на котором не меньше 10 килограммов фруктов, огромная гора... Вдруг связка бананов сваливается, маленький муж, идущий рядом, поднимает бананы и закидывает их обратно жене на голову. Или мой личный опыт. Идет женщина с сумками к метро, надрывается, я предложил ей помощь. Сначала она долго отказывалась, а потом, когда я нес ее сумки, она раз десять, наверное, спросила: «Вам не тяжело?» Я на две головы ее выше, крепкий мужик, спортом занимался, а она идет хрупкая и все твердит: «Вам не тяжело, не тяжело?» Современные женщины считают нормой свою «силу». Я потом по этому поводу даже стихотворение написал «Измученная женщина»

http://ruskline.ru/analitika/2013/01/30/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010