Рисуется крепость с высочайшею башнею. На ней одни люди с молотками и с иною сбруею кладут стену, а другие несут кирпичи, иные – воду, некоторые – раствор извести; прочие обжигают кирпичи. Над башнею сгустились облака и из них стремятся огненные языки и спускаются на каждого работающего (Быт., гл. 11). 24. Авраам получает от Бога повеление оставить родину Авраам стоит и смотрит вверх; над ним простерто небо; оттуда озаряет его луч, в котором читаются слова: «изыди от земли твоея и отрада твоего» (Быт., гл. 12, 1). 25. Авраам въезжает в Египет Авраам едет на коне: позади его Сара. Впереди виден укрепленный город. У ворот стоят люди и смотрят на них. 26. Устрашение Фараона, взявшего Сару, супругу Авраама В чертоге царь Фараон спит на золотом одре. Над ним парит ангел и устрашает его мечом. А Сара в стороне молится. 27. Авраам, приняв от Фараона целомудренную Сару, возвращается в пустыню В чертоге фараон сидит на престоле, окруженный воинами. Пред ним Авраам держит Сару за руку. А Фараон указывает ему на нее. В другом отделении этой же картины Авраам едет на коне; Сара позади его; а Лот и его домочадцы с овцами и другими животными идут за ними. 28. Авраам, победив царя Ходоллогомора и союзников его, освобождает племянника своего Лота Воины преследуют воинов и царей, и поражают их. Среди них вооруженный Авраам держит Лота за руку, а позади видны кони, овцы и волы (Быт., гл. 14). 29. Мельхиседек встречает Авраама Праведный Мельхиседек в священнической одежде держит блюдо с тремя хлебами и сосуд с вином. Пред ним стоят вооруженный Авраам, Лот и воины, а за ними видны кони, овцы и волы. 30. Странноприимство Авраама В куще три ангела сидят за столом, на котором поставлены голова тельца в чаше, хлебы и другие блюда с яствами, сосуд с вином и кружка. С правой стороны ангелов Авраам несет накрытое блюдо, а с левой Сара подает на блюде печение из пшеничной муки (Быт., гл. 18). 31. Истребление Содома и Гоморры Три ангела смотрят вниз с облаков, из коих дождем льется пламень. Внизу горят разрушенные дома, и в них лежат мертвые люди. А вдали Лот и две дочери его бегут по горе: позади их Лотова жена, белая как соль, озирается назад (Быт., гл. 19). 32. Жертвоприношение Исаака

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

При освящении копия совершается не тот чин, который бывает при освящении Потира, дискоса, звездицы, лжицы и покровов их, которые вещи устрояются к служению Святых Христовых Таин, а иной, именно: «Чин благословения новых сосудов, вкупе многих или единого, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное (т. е. антидорное, на котором, по вынутии частицы агнца, остается антидор, Сн. Больш. Требн., гл. 213), копие, кукумы, си есть водоносные сосудцы и иные алтарные принадлежности. В этом чине, после «Трисвятаго», «Приидите поклонимся», псалма 25: «Суди ми Господи», «Аллилуиа», «Господи помилуй», трижды, находятся молитвы, в которых указывается назначение освящаемых вещей: «Господи Боже Вседержителю, Боже Отец наших, сосудом Твоим избранным апостолом Павлом рекий, яко все создание Твое добро и ничто же отметно, аще словом Твоим Божественным и молитвами освящается, призри ныне милостиво, смиренно молимся, на молитву нашу и на сосуды сия (или на сосуд сей), яже (или его же) рабы Твои в славу пресвятого имени Твоего, и в служение святого Твоего жертвенника сооружиша, и милостивно Твоим небесным благословением, молитвою же нас недостойных рабов и служителей Твоих благослови и освяти, и к служению святого Твоего алтаря достойны (или достоин) быти яви, принесшим же небесною Твоею благодатию воздаждь, и оставление грехов даруй, царствия Твоего причастники сотвори. Ты еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем со единородным Твоим Сыном и пресвятым, и благим, и животворящим Твопм Духом, ныне, и присно, и во веки веков». О том же просит иерей и в молитве главопреклонения: «Призри, Господи Боже наш, на молитву пашу, смиренно молимся, и низпосли благословение Твое на сосуды сия (или на сосуд сей), и окроплением воды сея священные благослови и освяти я (или его), во еже быти им (или ему) достойным (или достойну) служения святого Твоего алтаря». И возглашает: «Яко Ты еси освящение наше»... Затем иерей кропит сосуды священною водою, произнося: «Освящаются сосуды сия (или освящается сосуд сей) благодатию Пресвятого Духа, окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь». (Дополн. Требн. изд. в Киеве, 1866 г., на обор. 60).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Еще лучше и яснее раскроем эту мысль, если... исследуем и способ нашего происхождения... Этот способ неизъясним и недоступен человеческой мысли. Ибо как семя, будучи влажным веществом, бесформенным и безвидным, становится плотным в голове, отвердевает в кости и ребра, делает мозг мягким и рыхлым, а облегающий его череп таким твердым и крепким. И как семя, будучи в начале бесформенным,... неизреченным искусством Божиим,... принимает вид и возрастает в плотное тело, так нисколько не странно..., если вещество, находящееся в гробах, некогда имевшее вид, опять возобновится в прежней форме, и прах снова сделается человеком, так как и прежде он из него же и произошел. Допустим, что Бог может сделать столько, сколько в силах сделать горшечник. Взяв бесформенную массу глины, он превращает ее в сосуд и, выставив его на солнечные лучи, сушит и делает твердым. Так он лепит кувшин, блюдо или сосуд для вина. Но если что-нибудь нечаянно упадет на эти вещи и опрокинет их, то от падения они разбиваются и становятся опять бесформенной землей. Художник же, если захочет, скоро поправляет случившееся и опять искусно придает форму глине и делает сосуд нисколько не хуже прежнего. И это делает горшечник – ничтожное создание Божие. Как же не верят Богу, когда Он обещает восстановить умершего? …А какие чудные дела представляет одно сгнившее зерно? Упав на землю, оно одно в каком числе зерен воскресает? Человек же с воскресением ничего не получает большего; получает опять то, что имел, и поэтому наше обновление оказывается более удобным, чем в земледелии возрастание пшеницы... ...А деревья, для которых зима каждый год заменяет смерть?... После же того, как наступит время весны, они покрываются самым приятным цветом. ...А жизнь змей? ... В зимнее время их жизненная сила замирает, и в течение шести месяцев они лежат в норах совершенно неподвижные. Но после того, как наступит время и мир огласится звуками грома, они, приняв удары грома, как сигнал, быстро выползают и долго живут своей обычной жизнью...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Еще лучше и яснее раскроем эту мысль, если…исследуем и способ нашего происхождения…Этот способ неизъясним и недоступен человеческой мысли. Ибо как семя, будучи влажным веществом, бесформенным и безвидным, становится плотным в голове, отвердевает в…кости и ребра, делает мозг мягким и рыхлым, а облегающий его череп таким твердым и крепким…И как семя, будучи в начале бесформенным,…неизреченным искусством Божиим,…принимает вид и возрастает в плотное тело, так нисколько не странно…если вещество, находящееся в гробах, некогда имевшее вид, опять возобновится в прежней форме, и прах снова сделается человеком, так как и прежде он из него же и произошел… Допустим, что Бог может сделать столько, сколько в силах сделать горшечник… Взяв бесформенную массу глины, он превращает её в сосуд, и выставив его на солнечные лучи, сушит и делает твердым. Так он лепит кувшин, блюдо или сосуд для вина. Но если что-нибудь нечаянно упадет на эти вещи и опрокинет их, то от падения они разбиваются и становятся опять бесформенною землею. Художник же, если захочет, скоро поправляет случившееся и опять искусно придает форму глине и делает сосуд нисколько не хуже прежнего. И это делает горшечник – ничтожное создание Божие. Как же не верят Богу, когда Он обещает восстановить умершего? …А какие чудные дела представляет одно сгнившее зерно? Упав на землю, оно одно в каком числе зерен воскресает? Человек же с воскресением ничего не получает большего; получает опять то, что имел и поэтому наше обновление оказывается более удобным, чем в земледелии возрастание пшеницы… …А деревья, для которых зима каждый год заменяет смерть?…После же того, как наступит время весны, они покрываются самым приятным цветом… …А жизнь змей? …В зимнее время их жизненная сила замирает и в течение шести месяцев они лежат в норах совершенно неподвижные. Но после того, как наступит время и мир огласиться звуками грома, они, приняв удары грома, как сигнал, быстро выползают и долго живут своей обычной жизнью… А сон наш и бодрствование, не служат ли для разумного человека уроком? Ибо первый есть образ смерти, а второе – подобие воскресения…

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Такие люди стараются выдумывать всякие затруднения для божественной силы, наивно предполагая, будто эта сила имеет в своей деятельности некоторые степени, и одно совершает с трудом, другое – легко, третьего же вовсе не может совершить. К этому третьему они причисляют и воскресение мертвых, и выставляют Богу на вид такие человеческие трудности, как например: где искать тех мертвецов, которые назад тому тысячи лет возвратились и превратились в землю? Или: где искать тех мертвецов, которые были сожжены огнем и превратились в пепел 1034 ? Отмечая такие наивные возражения, св. Григорий ограничивается в ответе на них одним лишь кратким указанием на подробно развитое им в космологии свойство неуничтожимости материи. Как бы и куда бы не попали человеческие тела, после их разрушения смертью, они ни в каком случае не могут уничтожиться, и потому находятся в мире, а не вне его 1035 . Они только разлагаются на свои составные стихии и в этих стихиях продолжают существовать, хотя уже и не представляются нам, как тела 1036 . Но если всемогущему Богу нетрудно было из небытия в бытие привести весь мир, то может ли быть трудно повелеть составиться прежде разрушенному? Допустим, говорит св. Григорий, что Бог может сделать лишь столько, сколько в силах сделать простой горшечник, и рассудим теперь, что делает последний. Взяв не имеющую формы глину, он превращает ее в сосуд, и, выставив его на солнце, высушивает и делает твердым. Он лепит блюдо, кувшин, сосуд для вина, и если что-нибудь нечаянно упадет на эти вещи и опрокинет их, то они разбиваются от падения и становятся опять бесформенной землей; но мастер, если захочет, скоро поправляет случившееся, и, придав искусно глине форму, опять делает сосуд нисколько не хуже прежнего. И это делает простой горшечник – ничтожное Божие создание; как же не верят Самому Богу, когда Он обещает возобновить умершего 1037 ? Этого рассуждения св. Григорий считает вполне достаточным, чтобы доказать возможность всеобщего воскресения и, на основании писаний, убедить неверующих в его действительности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nesmelov_Vikto...

Допустим, что Бог может сделать столько, сколько в силах сделать горшечник; рассудим теперь, что делает последний. Взяв не имеющую формы глину, он превращает ее в сосуд и, выставив его на солнечные лучи, сушит и делает твердым; лепит он кувшин, блюдо, сосуд для вина; но если что-нибудь нечаянно упадет на эти вещи и опрокинет их, то от падения они разбиваются и становятся опять бесформенною землею. Художник же, если захочет, скоро поправляет случившееся и, опять искусно придав форму глине, делает сосуд нисколько не хуже прежнего. И это делает горшечник, ничтожное создание Божие; как же не верят Богу, когда Он обещает возобновить умершего! Много безумия в этом. Рассмотрим и пример пшеницы, которым премудрый Павел поучает безумных, говоря: Безумне, ты еже сееши... не тело будущее сееши, но голо зерно, аще случится, пшеницы или иного от прочих семян; Бог же дает ему тело, якоже восхощет (1Кор.15:36–38). Вникнем тщательно в произрастение пшеницы и, может быть, уразумеем учение о воскресении. Пшеничное зерно бросают в землю; сгнив в сырости и, так сказать, умерев, оно превращается в некоторое млековидное вещество, которое, несколько оплотнев, делается остроконечным белым волоконцем; выросши настолько, чтобы пробиться сквозь землю, оно из белого мало-помалу становится зеленым. Затем делается травою и зеленью полей; разросшись же на них и дав достаточно отпрысков, распространяет внизу разветвленный корень, приготовляя подпору для будущей тяжести. И как на корабле мачты со всех сторон прикрепляются множеством канатов, чтобы стояли твердо, удерживаемые в равновесии натянутыми канатами, так вервевидные разветвления корня делаются прикреплениями и подпорами колосьев. После того как пшеница вытянется в стебель и поднимется до известной высоты, Бог скрепляет ее коленцами и узелками, укрепляя ее, как бы какой дом, связями по причине ожидаемой тяжести растения. Потом, когда заготовлены силы, разорвав оболочку, производит колос. И опять здесь еще большие чудеса, ибо пшеничные зерна обрастают вокруг колоса одно за другим по порядку и каждое зерно имеет особое влагалище; после всего выходят острые и тонкие ости - оружие, как думаю, против питающихся зернами птиц, чтобы, испытывая уколы от острия их, не вредили плоду.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/7...

Груз. ркп.: «келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу, поблизости к ним, или на том же аналое, и вино» и затем об осенении хлебом, как ныне. Греч. ркп. Сев. и «келарь (381: кандиловжигатель) полагает на аналое 3 (381: хлебов 5), от которых едим на трапезе (381 нет), а также блюдо (σταμνν, 381: γγεον), полное вина самого хорошего (и в молитве только о хлебе и вине) [ 531 ] (381: + пшеницу из зрелой ωραου и елей); иерей же выходит из алтаря с кадильницей и кадит крестовидно, затем предстоятеля только». Печ. греч. как Сев., только хлебов 5 и + «и немного елея в сосуде (γγος) каком-либо». Все эти ркп. о благословении одним хлебом прочих как нынешний Типикон. Слав. ркп. и 678: «келарь же (параекклисиарх) предложит на налои хлебов 5 (блюдо на немже пшеницы мало и вверху ея хлебов 5), от нихже ямы на трапезе (на то устроенных кождо по литре весит), такоже и сосуд полон питья и пшеницу от житницы и масло (и оба полы блюда два сосудца вина и масла)». Старообр. устав, как но в начале: «есть же налой в церкви иже на [то] устроеный; поставляет его параеклисиарх, келарь же —»; говорит и о благословении одним хлебом прочих пред молитвою. Об этом благословении согласно с нынешним большинство ркп. и изд., но некоторые, например Моск. Син. библ. XVI b.: «прием левою рукою хлеб, правою творит на нем крест». Из «Чина» патр. Филофея буквально заимствует нынешний Типикон, оканчивая местонахождением елея, и далее там: «иерей с диаконом становятся вне красных дверей»; о каждении, как нынешний Типикон, но: «кругом хлебов крестовидно, затем игумена, и опять хлебы, спереди только; когда же иерей приблизится, становится по правую сторону его диакон, держа левой рукой кадило, тремя же перстами правой орарь и по исполнении тропаря, показывая орарем пять хлебов, говорит: «Господу помолимся», иерей же молитву». Так и в Служ. Петра Могилы, но после «Господу помолимся» + «иерей же, взем един верху лежащий хлеб в десную руку глаголет с умилением: Господи Иисусе Христе — -насытивый. И полагает хлеб на место свое верху четырех и превращъ руку дланию горе, показует на хлебы глаголя: благослови хлебы сия»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

История обряда    Груз. ркп.:    «келарь полагает на столе три хлеба, какие обыкновенно употребляем в пищу, поблизости к ним, или на том же аналое, и вино»    и затем об осенении хлебом, как ныне. Греч. ркп. Сев. и 381:    «келарь (381: кандиловжигатель) полагает на аналое 3 (381: хлебов 5), от которых едим на трапезе (381 нет), а также блюдо (σταμνν, 381: αγγεον), полное вина самого хорошего (и в молитве только о хлебе и вине) (381: † пшеницу из зрелой ωραου и елей); иерей же выходит из алтаря с кадильницей и кадит крестовидно, затем предстоятеля только».    Печ. греч. как Сев., только хлебов 5 и † «и немного елея в сосуде (αγγος) каком-либо». Все эти ркп. о благословении одним хлебом прочих как нынешний Типикон.    Слав. ркп. 328 и 678:    «келарь же (параекклисиарх) предложит на налои хлебов 5 (блюдо на немже пшеницы мало и вверху ея хлебов 5), от нихже ямы на трапезе (на то устроенных кождо по литре весит), такоже и сосуд полон питья и пшеницу от житницы и масло (и оба полы блюда два сосудца вина и масла)».    Старообр. устав, как 678, но в начале:    «есть же налой в церкви иже на [то] устроеный; поставляет его параеклисиарх, келарь же -»;    говорит и о благословении одним хлебом прочих пред молитвою.    Об этом благословении согласно с нынешним большинство ркп. и изд., но некоторые, например Моск. Син. библ. 332/385 XVI в.:    «прием левою рукою хлеб, правою творит на нем крест».    Из «Чина» патр. Филофея буквально заимствует нынешний Типикон, оканчивая местонахождением елея, и далее там:    «иерей с диаконом становятся вне красных дверей»; о каждении, как нынешний Типикон, но: «кругом хлебов крестовидно, затем игумена, и опять хлебы, спереди только; когда же иерей приблизится, становится по правую сторону его диакон, держа левой рукой кадило, тремя же перстами правой орарь и по исполнении тропаря, показывая орарем пять хлебов, говорит: «Господу помолимся», иерей же молитву».    Так и в Служ. Петра Могилы, но после «Господу помолимся» †    «иерей же, взем един верху лежащий хлеб в десную руку глаголет с умилением: Господи Иисусе Христе — -насытивый. И полагает хлеб на место свое верху четырех и превращ руку дланию горе, показует на хлебы глаголя: благослови хлебы сия»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая недуги душевные и телесные. Таинство сие называется соборованием; ибо по древнему церковному уставу, оно должно быть совершено собором священников, в числе семи. Впрочем по нужде, и один священник может законно совершить сие таинство. Елеосвящение совершается после исповеди только над больными. Над младенцами, не достигшими раскрытия и употребления разума, оно не совершается. Таинство сие совершается таким образом: на столе ставится святое евангелие и блюдо с сухой пшеницею. В блюдо с пшеницею ставится сосуд с елеем смешанным с красным вином, в соответствие действию того благодетельного Самарянина, который возливал масло и вино для лечения человека, впадшего в разбойники. Около елея ставится семь стручков из хлопчатой бумаги для помазания, и семь свеч по числу семи священников и в честь семи даров Святаго Духа Утешителя. Затем, по обычном начале и по прочтении 142 псалма, ектении и тропарей, поется канон об исцелении больного; после канона, молитвою и крестным знамением освящается елей. По освящении елея бывает чтение семи апостолов и семи евангелий; после каждого евангелия бывает краткая ектения и молитва об уврачевании больного и помазание елеем. Каждый из священников, омочив стручец в святой елей, помазывает болящему крестообразно чело, ноздри, ланиты, уста, перси и руки с обеих сторон. Во время помазания всякий раз читается священником молитва таинства: Отче святый, врачу душ и телес.. . По прочтении семи евангелий и седмикратного помазания все священники (кроме начальствующего) возлагают на главу больного раскрытое евангелие, а начальствующий в это время читает молитву, в которой просит Господа, да Сам Он крепкою рукою Своею, яже во святом евангелии, коснется страждущему и явит ему свое человеколюбие. Затем, приявший елеосвящение, испросив у священнослужителей благословение и прощение, совершенно предает себя в волю Божию, благую и совершенную. Погребение умерших мирских людей

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

На стенах 2-го компартимента, красным цветом напоминающих помпейские фрески, изображены «Жертвоприношение Авраама», «Ной в ковчеге», «Прор. Даниил во рву львином» и «Воскрешение Лазаря». Над сводом центральной апсиды помещено изображение трапезы, в которой участвуют 7 сидящих за полукруглым столом персонажей, в т. ч. женщина с покрытой головой. У левого края стола бородатый мужчина преломляет хлеб, перед ним стоят сосуд с вином, блюдо с 2 рыбами и блюдо с 5 хлебами. По краям композиции изображены корзины с хлебами: 7 - с одной стороны и 4 - с другой. Разреженный ритм фигур, парящих в абстрактном пространстве фона, подчеркивает таинственное символическое значение происходящего. Эта сцена скорее напоминает некое небесное пиршество или Евхаристию, нежели поминальную трапезу ( Wilpert. 1895). Росписи Греческой капеллы отличаются исключительно высоким качеством исполнения и принадлежат к числу лучших произведений живописи К. ( Grabar. 1966). В 1-м компартименте фигуры персонажей имеют удлиненные пропорции, их движения ритмичны, они нарисованы бегло - почти силуэты, слегка моделированные сгущением и высветлением тона. Подобным образом трактованы и фигуры в кубикуле Коронования в катакомбах Претекстата. В дальнем компартименте Греческой капеллы фигуры персонажей более живые и динамичные, они обрисованы быстрыми очерками и пятнами белой краски; при этом направление кисти художника точно передает характер движений. Часть сцен разворачивается на фоне сложной архитектуры, восходящей к римским фрескам I-II вв. Такие фоны встречаются, напр., в гипогее Аврелиев на Виале-Манцони. В росписях кубикулы Велаты в катакомбах Присциллы (60-70-е гг. III в.; Dagens. 1971) помимо традиционных сотериологических образов появляется еще одна тема, распространенная в позднеантичной живописи, в т. ч. в росписях христ. К.,- изображение сцен земной жизни усопшего. Свод кубикулы украшает сложная композиция, символизирующая мироздание, центром которой является Добрый Пастырь в окружении птиц, представляющих небо (павлины) и землю (перепелки).

http://pravenc.ru/text/1681353.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010