В это время священники омывают престол теплой водой, сначала просто растирая его руками, а потом немного и мылом; снова возливается вода, чтобы смыть мыло, и тогда уже вытирают престол полотенцами. Потом приносятся: красное вино, розовая вода и губки; начальствующий, по окроплении святой водой сих вещей, берет вино и воду, выливает их на одно антидорное блюдо или в какой другой сосуд, и из него возливает крестовидно на середине престола: священники вместе с ним руками растирают это смешение по престолу и отирают губками досуха. Потом подают духи и с ними поступают так же, как с вином, только не вытирают губками, а руками втирают в деку престола и так оставляют. Когда певчие заканчивают петь, начальствующий провозглашает: «Господь воцарися, в лепоту облечеся» ( Пс. 92 ). Певчие поют этот псалом, а священники подают напрестольную срачицу для окропления и, по окроплении внутри и вне, надевают на престол: потом приносят вервь; начальствующий окропляет ее, отдает диакону, который и опоясывает ею престол трижды поверху (по выемке деки). Начальствующий же в это время держит конец верви в руке и, по окончании опоясывания, делает узел у правого столпа. После сего приносят одеяние на престол и, окроплении его внутри и вне, облачают престол. Потом второй из служащих священников и прочие священники идут к жертвеннику, окропляют его, срачицу и одеяние святой водой и одевают жертвенник. В это время начальствующий окропляет завесу, покров на престол и все прочие принадлежности престола и жертвенника, если они не освящены, и полагает на свои места. Устроив все это, священники снимают свои фартуки. По окончании пения 92-го псалма начальствующий, взяв кадило, настоятель храма или второй после начальствующего – кропило, а диаконы – первый необожженную свечу и без огня, а другой – святую воду, начинают каждение, при возгласе начальствующего: «Коль возлюблена селения Твоя, Господи сил» ( Пс. 83 ). Певчие поют этот псалом, а начальствующий кадит престол, жертвенник, весь алтарь, иконостас и все иконы в храме, второй кропит их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

– О чтении на память совершительной молитвы. – Сколько именно раз должны быть помазываемы больные во время Елеосвящения? – Об отирании помазанных частей тела у больного. – О возложении Евангелия на голову больного по окончании Елеосвящения. – Можно ли совершать Елеосвящение над несколькими больными вместе? – Может ли быть повторяемо Елеосвящение над больными? §13. По уставу совершение Таинства Елеосвящения предваряется приличною постановкой сосудов и других принадлежностей Таинства в следующем порядке: «поставляется столик, и на нем блюдо с пшеницею, а поверх пшеницы сосуд для елея; в ту же пшеницу вставляются семь так называемых стручцов, т.е. небольших палочек, обернутых сверху хлопчатою бумагою, для помазания больного, а на столе кладется Евангелие“ (Требник о елеосвящ.), и св. крест (Требн. Могилы). Здесь же поставляется и вино, необходимое для соединения с елеем. Но в случае нужды вместо пшеницы, можно употребить другие хлебные зерна, а стручцы, вместо хлопчатой бумаги обвязать сверху чистою паклею пеньковою или льняною. Кроме сего П. Могила в своем требнике постановляет, что для отирания помазанных св. елеем частей тела больного должны быть приготовляемы также семь небольших пучков или клубочков ваты или пакли, которые тут же кладутся на столе (Требн. Могилы стр. 469). А для того, чтобы священнику удобнее было помазывать больного, тот же Могила советует священникам употреблять два сосуда, один для освящения елея вообще, а другой меньший, в который отливается небольшая часть освященного елея, для помазания больного (там же, стр. 446–447). Само собою, совет этот не обязателен. §14. И древний обычай и положительные постановления Церкви православной требуют, чтобы Таинство Елеосвящения непременно соединяемо было для больного с двумя другими Таинствами, а именно с Покаянием и Св. Причащением. При этом елеопомазание должно следовать за исповедью и предшествовать Причащению, т.е. больной, желающий принять Елеосвящение должен прежде исповедать грехи свои пред священником и получить от него разрешение, потом принять Таинство Елеопомазания а после сего наконец причаститься Телу и Крови Господней (Требн.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Итак, никогда не забывай воздать благодарение Тому, Кто подает тебе пищу, одежду и все потребное для твоей временной жизни, чтобы тебе не уподобиться бессловесным животным. (Священник Гр. Дьяченко). б) Сила молитвы перед принятием пищи. Близ Константинополя на одном безмолвном месте жил один инок, родом египтянин, имея небольшую келью. Однажды случилось проходить там благочестивому царю Феодосию Младшему. Узнав о местопребывании инока, царь оставил свиту и, как простой воин, пришел к келье инока и постучался в двери. Инок отпер двери и, не узнав царя, принял его, как простого воина. После молитвы они сели. Царь стал расспрашивать о жизни и подвигах египетских пустынников и отшельников. Инок отвечал: «Все молят о спасении воинов!». Царь рассматривал келью и, не увидев ничего кроме корзины, висевшей на стене, и в ней немного сухого хлеба, сказал ему: «Благослови меня, отче, вкусить немного пищи!». Инок налил в блюдо воды, всыпал соли и положил туда сухих кусков хлеба. Они оба стали есть. Потом инок принес сосуд с водой и дал царю пить. Тогда царь сказал иноку: «Знаешь ли кто – я?» – «Не знаю, – отвечал инок, – Бог тебя знает!» – «Я, – сказал гость – царь Феодосий». Тогда инок поклонился ему, а царь сказал: «Блаженны вы, иноки, свободные от попечений мира сего, живя безмолвно и заботясь только о спасении души своей, как получить жизнь вечную! Истинно говорю тебе, что я рожден в царстве и ныне царь, а никогда не вкушал с такою сладостью хлеба и воды, как ныне!» – «Так как мы, иноки, – отвечал царю инок, – вкушаем всегда с молитвою и благословением, поэтому и худая эта пища бывает сладкою; а в ваших домах трапеза бывает без молитвы, но с празднословием, поэтому и кушанья ваши не получают услаждающего благословения». Царь простился с иноком и с того времени начал почитать его 34 . (Ч.-М. 27 авг.). 6. Три степени в молитве Кто-то определяет молитву дыханием духа. Она и есть дыхание духа... Как в дыхании расширяются легкие и тем привлекают животворные стихии воздуха, так и в молитве разверзаются глубины нашего сердца, и дух возносится к Богу, чтобы приобщением к Нему восприять соответственный дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но употреблялась ли вода в последующее время в чине елеосвящения? Мы уже отметили, что после рукописи Синайской библиотеки 1153 г. упоминание о воде не наблюдается в рукописях. Но видимо, употребление воды все же было по местам. По крайней мере, венецианские издания евхология 184 , помещая упоминание об употреблении в великой церкви вина вместо воды, этим самым показывают, что по местам, вне великой церкви, употреблялась и вода при совершении таинства. И наши славянские рукописи сохраняют обычай употребления вина и воды вместе с елеем. Однако преимущественное употребление имело вино. Южнославянские редакции чина елеосвящения дают указание только о елее 185 . То же наблюдается и в некоторых русских редакциях чина елеосвящения 186 . Но, наряду с этим указанием об одном елее, в русских редакциях чина елеосвящения встречаем упоминание и о вине и воде. В рукописи Софийской библиотеки 859, 15в. читаем: поставляем бывает посреди столець, покрыт чист, на нем же блюдо с пшеницею, в нем же кандило с вином, аще ли вина несть то вода 187 . Современное замечание о вине и воде из славянских изданий требника впервые помещает Стрятинское издание 1606 года. Затем оно есть в издании требника Петра Могилы и включено в Никоновское издание требника. Филаретовские и последующие до-Никоновские издания требника в Москве делают указание только о елее в согласии с Киприановой редакцией чина елеосвящения. Но чем было вызвано употребление вина и воды при совершении таинства елеосвящения? Обращаясь к греческим писателям, мы находим у них однородное объяснение о причине употребления вина в таинстве св. елея, именно у них указывается на пример самарянина, возлившего на израненного разбойниками вино и елей ( Лк. 10: 34 ). В исповедании Митрофана Критопуло читаем: «Полагается на трапезе сосуд, в котором вино и елей, так как эти (вещества) и самарянин в притче уготовал на попавшего к разбойникам. Ибо сказано: возливая ему елей и вино (те вещества), которые означают благодать Божию, радость и веселие» 188 .

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

Деревянный письменный стол Радегунды, сохраненный в ее обители в Пуатье. Однажды, когда он поехал помолиться у могилы свят. Илария, 39 свернул в сторону, чтобы посетить святую королеву Радегунду. 40 Они двое, подобно обитателям рая, беседовали о небесном, а между тем масло, которое обычно падало капля за каплей со Святого Креста, с появлением епископа потекло так обильно, что меньше чем за полчаса его вытекло около литра. 41 “Крест Господень, обретенный в Иерусалиме Императрицей Еленой, почитается в среду и пятницу каждой седмицы. Королева Радегунда, которая по вере и добродетелям своим одна могла сравниться с Еленой, попросила частичку этого Креста и с молитвами поместила его в монастыре в Пуатье, основанном ее усердием. Затем она снова посылала слуг в Иерусалим и по всему Востоку и они после посещения могил вернулись с мощами святых мучеников и исповедников, которые она поместила вместе с этим Святым Крестом в серебряный ковчежец, и они произвели великое множество чудес, чему она сама изволила быть свидетельницей... Я часто слышал, что небесные силы заставляют масло в лампадах, горящих пред святыми мощами, кипеть с такой силой, что стоящий под ними сосуд почти все время наполняется изливающимся маслом. Но я, утвердившись в своем неразумии, не мог решиться поверить в это, пока та же самая сила, которая уже показала себя другим, не проявила себя в моем присутствии и не препобедила мое грубое равнодушие. Я скажу поэтому то, что видел собственными глазами. Я увидел, что перед ковчегом преп. Радегунды с бесценным Крестом была зажжена лампада. Заметив, что из нее часто капает масло, я подумал (Бог мне свидетель), что она с трещиной, тем более что под ней стояло блюдо, в котором собиралось текущее масло. Повернувшись к настоятельнице, я сказал ей: “Вы что, не можете взять целую лампаду вместо такой, в которой трещина и из которой течет масло?” Она ответила: “Милорд, это не из-за того, а из-за силы Святого Креста, который пред Вами”. Тогда, внутренне сосредоточившись и вспомнив, что слышал прежде, я взглянул на лампаду и увидел, что масло кипит в ней большими волнами и перехлестывает через края, как в котле над сильным огнем, и явление это, думаю, для того, чтобы лучше победить мое маловерие, все усиливалось и усиливалось, так что в течение часа из сосуда, который вмещал не более литра, истекло еще около литра. Я молча созерцал это чудо, и с того момента славлю святость бесценного Креста”.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Ювенал и Марциал говорят о пателлах как о блюде, на котором подавались овощи; другие писатели, называя тот же вид посуды диском и леканидом, говорят, что они служили во время пирушек для подавания съестных припасов. Эти тарелки обыкновенно делались из глины, почему Ювенал называет их хрупкими (fragiles), но были пателлы металлические и больших размеров, с вычеканенными или резными изображениями. Кроме домашнего, хозяйственного употребления, пателлы имели еще назначение религиозное и употреблялись при жертвоприношениях и религиозных праздниках как блюда, на которых приносили богам мясо, в противоположность патерам, или сосудам для жидкостей, из которых совершались возлияния. По римскому воззрению всякий, кто употреблял эти последние сосуды для обыкновенных житейских надобностей считался оскорбителем святыни. Во время пирушек и домашних обедов древние имели обыкновение делать приношения пенатам, на пателлах, отчего и самые боги-покровители дома назывались patellarii dii. Пателла есть уменьшительное имя от патены (Patena). Так назвался у Греков и Римлян хозяйственный сосуд, похожий по виду на пателлу, но несколько глубже ее, гораздо больших размеров и несколько иного назначения. Это была большая, глубокая круглая чаша или блюдо с крышкою: в нем варили на кухне горячее, или подавали к столу кушанье для большого числа гостей. О патене часто упоминают писатели; об одном гигантском блюде этого рода сохранилось известие у Илиния, именно о патене знаменитого своею расточительностью Вителлия. Эта патена была так велика, что для нее потребовалась особенного устройства и размеров печь. По величине она называлась щитом Минервы, стоила 200 сестерций и вмещала в себе диковинные яства вроде фазаньих и павлиньих мозгов, страусовых языков и молока мурены. У Греков пателле соответствовал тривлион – « Τρυβλειον» – род блюда, на котором подавали к столу мясо и рыбу, также десерт и соус. Афеней оставил нам меню обеда в богатом греческом доме, где кушанья подавались на золотых и серебряных тарелках, но в обыкновенном домашнем быту употреблялись пателлы глиняные, и к числу этих последних принадлежат найденные в херсонесских могилах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Итак, если спросишь меня: «как будет воскресение умерших от века», тотчас услышишь обратный вопрос: «как был воскрешен четверодневный Лазарь»? (Здравомыслящей человек, конечно, по удостоверению одного примера не будет сомневаться и во многих). Признавая Бога Творцом, ты не можешь сказать, что для Него что-либо не возможно, – и не можешь думать, что мудрость Непостижимого постижима твоею мыслью. Если семя человеческое, в начале безвидное, бесформенное, велением Божиим, принимает известное очертание и возрастает в плотное тело, то нисколько не странно, напротив, совершенно естественно, чтобы вещество, находящееся в гробах и некогда имевшее вид, возобновилось в прежней форме, и прах снова сделался человеком. Уступим Творцу всяческих, хотя столько могущества, сколько имеет скудельник 8 . Последний что делает? Берет грубое и безвидное брение и лепит из него, по своему усмотрению, кувшин, блюдо или другое что, и подвергает действию солнечных лучей для высушки и скрепления, – и если случайно что-нибудь упадет и разобьет сии произведения, то хотя они теряют чрез это свой вид и опять обращаются в грубую и безвидную массу, тем не менее, скудельник, если захочет, может, снова смягчив, сделать из нее сосуд ничем не хуже прежнего. Заметим, что это делает горшечник – ничтожное создание Божие. Как же не верить всемогущему Богу, обещающему воскресить мертвых и обновить естество наше? Много безумия в этом! Рассмотрим и пример пшеницы, которым святой Апостол поучает безумных, говоря: безумне, ты еже спеши,... не тело будущее спеши, но голо зерно, аще случится, пшеницы, или иного от прочих (семян): Бог же дает ему тело, якоже восхощет ( 1Кор. 15:36–38 ). Вникнем внимательно в произрастание пшеницы, дабы, елико возможно, уразуметь учение о воскресении. Посеянное в землю пшеничное зерно, сгнивши и, так сказать, умерши, превращается в некое млековидное вещество, которое, несколько оплотнев, делается остроконечным белым волоконцем; выросши настолько, чтобы проникнуть землю, оно из белого мало по малу делается зеленым, – затем, ставши травою и дав достаточно отпрысков, распространяет внизу разветвленный корень, приготовляя подпору для будущей тяжести.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Овощной гуляш по-румынски Хорошо промыть кабачки и нарезать кусочками. Очищенные картофель, морковь и корень сельдерея или петрушки нарезать ломтиками. Цветную капусту разделить на соцветия. Стручки зеленой фасоли очистить от прожилок и наломать мелкими кусочками. Все овощи припустить в небольшом количестве подсоленной воды до готовности. Приготовить заливку: пассировать муку в растительном масле до желтоватого колера, развести ее кипятком (от количества кипятка зависит густота блюда). Добавить 1 ст. ложку томатного пюре, разведенного 0,5 стакана воды, посолить, заправить по вкусу сахаром и осторожно смешать заправку с овощами. Все довести до кипеня и проварить немного на совсем слабом огне, помешивая, чтобы масса не прикипела ко дну кастрюли. Подавая на стол, обсыпать рубленой зеленью. Гювеч по-болгарски 120 г растительного масла, 160 г репчатого лука, 160 г зеленых и красных стручков сладкого перца, 160 г молодых кабачков, 100 г стручковой фасоли, 120 г баклажанов, 300 г помидоров, 400 г картофеля, 20 г зелени петрушки, 15 г панировочных сухарей, красный молотый перец, соль. Лук очистить и мелко нарезать, перец очистить от семян и нарезать поперек кружками, стручковую фасоль нарезать на две-три части в длину, баклажаны нарезать крупными кубиками, помидоры и картофель очистить и нарезать ломтиками. Овощи положить в глиняный или эмалированный неглубокий сосуд или на противень. Посолить, посыпать красным молотым перцем и размешать. Сверху равномерно посыпать панировочными сухарями, полить маслом и небольшим количеством воды и запекать в духовке до тех пор, пока не станут мягкими все овощи и не выпарится вся жидкость, останется только жир. Гювеч можно приготовить и вареным. В этом случае прежде всего нужно поджарить лук, добавить к нему молодую фасоль и тушить вместе до полумягкости. Затем положить баклажаны и кабачки, а когда они станут мягкими, добавить перец и картофель. Посолить и посыпать красным перцем, залить небольшим количеством воды и варить. Помидоры кладут последними из овощей. Гювеч доварить на тихом огне до испарения жидкости. Готовое блюдо можно посыпать мелко нарезанной зеленью петрушки.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Сосуд для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея на литии – это металлический сосуд с круглым основанием, на котором укреплено блюдо на ножке для пяти хлебов, полагаемых на него, стаканы для пшеницы, вина и елея. С восточной стороны сосуда имеется подсвечник, представляющий собою ветвь с тремя листьями, куда ставятся три свечи. Ранее хлебы, пшеница, вино и елей поставлялись на столике в особых сосудах. В молитве на освящение хлеба, пшеницы, вина и елея содержится прошение о ниспослании Богом земных даров, чтобы через вкушение этих земных благ верующие люди были освящены духовно. Хлебы, пшеница, вино и елей на литии являются символами основных земных средств существования человека и небесных, духовных даров, которыми Господь питает человеческие души. Эти земные дары, представляя собою своеобразное жертвоприношение, свидетельствуют о том, что все земные дарования и блага, какими пользуются люди, суть дары, исходящие от Бога. И трисвечник в виде древесных ветвей с листьями знаменует собою древо жизни, от которого верующие вкушают плоды вечной жизни, а круглая форма основания прибора и блюда для положения хлебов напоминает о вечности благодатных даров Божиих. Три горящих свечи знаменуют несозданный свет Триединого Божества, Даятеля всяческих благ. Нижний круг, где находятся пшеница, вино и елей, означает земную область бытия, верхний, с пятью хлебами, – область бытия Небесного. Пять хлебов соответствуют тем пяти хлебам, которыми Господь Иисус Христос чудесным образом насытил пять тысяч человек (Мф. 14:13-21; Мк. 6:31-44; Лк. 9:11-17; Ин. 6:1-14), и пяти просфорам, на которых совершается проскомидия – приготовление к величайшему таинству Евхаристии. В древности лития совершалась в притворе, в основном по той причине, что здесь стояли люди, которые были лишены возможности Причащения. Поэтому освящение для них хлеба, пшеницы, вина и елея вместе с напоминанием о том, что всякое благо исходит от Бога, призвано было напоминать им о Таинстве Тела и Крови Христовых, возбуждать стремление стать достойными его в свое время, не лишать этих людей возможности приобщаться благодати Божией хотя бы через вкушение этих освященных видов земных благ. В настоящее время лития также совершается в притворе или ближе к западной стене средней части храма, но смысл ее несколько изменился. Теперь для всех верующих она напоминает о щедротах Божиих, изливающихся на весь мир, и духовно как бы предуготовляет всех верующих к восприятию грядущего Таинства Евхаристии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

68) Клобук вязаный белый с воскрылиями. 69) Схима лилового шелка, писаная масляными красками. 70) Палица с шитым изображением Спаса Нерукотворного. 71) Палица с шитым изображением Входа в Иерусалим. 72) Палица золотой парчи, шитая жемчугом. 73) Палица серебряного глазета, шитая синелью. 74) Палица серебряного глазета, шитая шелком и стеклярусом. 75) Палица серебряного глазета, шитая шелком и стеклярусом. 76) Поручи парчовые с жемчужными крестиками. 77) Поручи парчовые с жемчужными крестиками. 78) Напрестольное облачение парчи красной с золотом. 79) Отрезок парчи с темно-красным узором. 80) Восемь штук старинных лестовок. 81) Ефремово Евангелие. 82) Тверское Евангелие 1478 года. 83) Поручи бисерные с жемчужными 84) Сосуд серебряный для умовения ног. 85) Лохань серебряная для умовения ног. Означенные в списке вещи сдали: кафедральный протоиерей А. Яблоков, кафедрального собора священник А. Сердобольский, кафедрального собора староста С. Угрюмов. Означенные в настоящем списке предметы искусства и старины принял М. Худяков. С подлинным верно: пред[седатель] Муз[ейной] ком[иссии] [В. Егерев].   49 Акт   1924 года сентября 22 дня мы, нижеподписавшиеся, настоятель кафедрального собора Андрей Поликарпович Яблоков, священник того же собора Александр Николаевич Сердобольский, староста того же собора Серафим Григорьевич Угрюмов и член Музейной комиссии ТНКП Михаил Георгиевич Худяков составили настоящий акт в том, что на основании Постановления ВЦИКа от 2 января 1922 года пар[аграф] 5 Инструкции отдела музеев от 4 марта 1922 года и постановления Музейной комиссии от 26 августа 1924 года представители общины кафедрального собора Яблоков, Угрюмов и Сердобольский сдали, а Худяков принял на хранение в Центральный музей следующие предметы искусства и старины, составляющие достояние государства, находившиеся в пользовании общины верующих, хранившиеся в кафедральном соборе г[орода] Казани, оставленные при изъятии ценностей в 1922 году и состоящие в ведении Музейной комиссии. 1) Ладаница серебряная 7164 года; 2) водосвятная чаша серебряная 7150 [(1641/42)] 3) Лохань для умовения рук 1732 4) лампада серебряная 7168 [(1659/60)] года; 5) блюдо серебряное с инициалами Е.

http://sedmitza.ru/lib/text/5257951/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010