В экз. Общ. Люб. Др. Письм. то же, исключая раскраски, как и везде; в экз. 1785 г. рисунок палат видоизменен и носит на себе влияние стиля рококо; храм и звонница проще. – Очевидно, многие архитектурные стильные детали древнего рисунка не поняты – храм выкрашен в зелено-синий цвет. В экз. Древлехранилища ни храма, ни звонницы нет, палата с классическими колоннами. 8 миниатюра . (Табл. III). Рождение Феодулии. Палата (зеленовато-синяя), что в предыдущей миниатюре, соединена переходом в виде стены (красной) с другой башней (розоватой), с тремя верхами (у Султанова таб. XII, черт. 103, 104). – Тип этой палаты чаще всего встречается в житии: он заимствован с икон Рождества Богородицы. На одре полулежит княгиня Черниговская в одежде, усвоенной Богородице; рядом с нею в такой же одежде лежит младенец Феодулия, поддерживаемый руками матери; около ложа стоит служанка; две другие служанки (как и на иконе Рождества Богородицы) несут стамну с пищей и сосуд с питьём для родильницы. Внизу, в левом углу миниатюры, купель, в неё баба льёт воду, другая баба держит Феодулию (так же, как на иконе Рождества Богородицы). Вправо высоко подвешена колыбель, нянька сидит на высоком помосте с четырьмя ступенями и качает Феодулию, лежащую в обычной одежде в колыбели. В экз. Общ. Люб. Др. Письм. и 1785 г. тоже, но на одре, рядом с родильницей Феодулии нет, и нянька сидит на низком кресле; в экз. 1785 г. на столе плоды. В экз. Древлехранилища Рождение Феодулии не имеет ничего общего с иконой рождества Богородицы. Палата с тремя окнами, одр и стол взяты с натуры; на столе кувшин формы XVII-XVIII в., нож и блюдо с пищей; одна служанка несёт блюдо, другая рюмку с вином; в стороне баба пробует воду в купели и хочет мыть обнажённого младенца (Феодулию). Одежда на княгине (сарафан) и служанках – русские, XVIII в. 9 миниатюра . Крещение Феодулии. Трёхглавый храм, с чешуйчатыми золотыми главами, с двумя рядами щипцов (в верхнем ряду три щипца, в нижнем – по фасаду четыре щипца) с четырьмя полуколонками и широким поясом (ближе к кровле) из зубчатых треугольников. Игумен Печорский (с нимбом) читает молитвы над купелью, рядом стоит монах. Две женщины, из них одна держит на руках Феодулию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

ГлАсы – особенные напевы в церковной вокальной музыке, заимствованные из греческого пения. Всего гласов восемь. Д ДаронОсица – небольшой серебряный или золотой ящичек, в котором хранятся Святые Тайны Тела и Крови Христовых, предназначенные для причащения больных. В дароносице имеется малый потир, лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Дароносица хранится в сшитом из парчи или другой ценной материи мешочке со шнурками. В необходимых случаях священник одевает его на грудь. Дароносица хранится в алтаре на престоле. ДарохранИтельница – ящичек, в котором хранятся Святые Дары для литургии Преждеосвященных Даров. Дарохранительница располагается на святом престоле. ДарЫ СвятЫе – Тело и Кровь Христовы. Хлеб и вино после освящения на Божественной литургии, таинственно ставшие Телом и Кровью Христовыми. ДевятИны – поминовение усопших в девятый день после кончины. ДевятичИнная просфОра – одна из пяти просфор, из которой на проскомидии вынимается девять частиц в память святых. ДевЯтый час – одна из ежедневных церковных служб. ДЕисус (греч. – молитва) – ряд образов в иконостасе: в центре –Спаситель, по сторонам – Богородица и Иоанн Предтеча, иногда – другой святой. ДикИрий – переносной двусвечник архиерея, которым тот благословляет народ во время богослужения.  ДИскос (греч. – блюдо, тарелка)– небольшое священное блюдо на широкой ножке. На дискос во время литургии кладется Святой Агнец и частицы из просфор. ДиАкон (греч. – служитель) – священнослужитель первой из трех степеней священства. ДОгмат – правило веры, основанное на Священном Писании . Е ЕктЕния (греч. – протяженность) – длительная, протяженная молитва, содержащая разные прошения. Каждое прошение заканчивается пением “Господи, помилуй!” или “Подай, Господи!”. ЕлЕй – ароматное вещество, состоящее из оливкового масла с добавками четырех веществ: 1) смирны – душистой смолы миррового дерева; 2) благовонной корицы; 3) благовонного тростника; 4) кассии – благовонной коры лаврового дерева. Эта смесь разогревалась на огне и использовалась для помазания и освящения скинии, первосвященника и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

з) Последование елеосвящения, или соборование. Таинство елеосвящения называется соборованием, потому что по древнему чину оно должно быть совершаемо собором пресвитеров в числе семи; впрочем, по нужде и один священник от лица собора пресвитеров законно совершает его. Для совершения леосвящения полагается на столе святой крест и Евангелие, блюдо с пшеницею; в блюдо ставится сосуд с елеем, смешанным с красным вином; около елея ставится семь палочек, обвитых хлопчатою бумагою, и семь свеч. Крест и Евангелие знаменуют невидимое присутствие Господа Иисуса Христа; зерна пшеницы служат изображением восстановления и укрепления сил больного и воскресения тела его по смерти, подобно тому, как из сухого зерна произрастают свежие растения. Елей с красным вином напоминает того благодетельного самарянина, который на раны человека, избитого разбойниками, возливал масло и вино. Семь палочек, обвитых ватою, нужны для помазания елеем, которое совершается семь раз; семь свеч знаменуют семь даров Св. Духа Утешителя. Чипопоследование елеосвящения состоит из 3-х частей: 1) из молебного пения (псалмов, молитв и канона) о исцелении больного от болезней, о даровании здравия ему и прощения грехов его; 2) из освящения елея, состоящего также из молитв и тропарей во славу Господа, Божией Матери и святых, и 3) из самого помазания больного елеем. Помазание елеем совершается семь раз, и каждый раз предваряется чтением Апостола и Евангелия, ектенью: Помилуй нас, Боже... и особою молитвою о даровании больному исцеления. Помазание тела совершается всегда при чтении молитвы: «Отче святый, врачу душ и телес». Больному помазуют чело, ноздри, щеки, уста, грудь и руки с обеих сторон. В конце совершения таинства священник, раскрыв св. Евангелие письменами вниз, возлагает его на главу больного и читает молитву о прощении грехов его, в означение того, что Сам Господь прикасается к нему и по Своему человеколюбию разрешает его от грехов. По окончании совершения таинства елеосвящения больной испрашивает у всех прощения в своих согрешениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

миро вместо елея и наоборот, на сосудах и на металлических покрышках должны быть вырезаны хотя начальные буквы М. и Е. и такие же буквы и на сучках, употребляемых для помазания крещаемого елеем и миром (Требн. Петр. Могилы о крещении). В крестильном же ящике должны храниться губа и ножницы. Ящик этот, или как обыкновенно его называют «крестильница», должен содержаться в опрятности и чистоте и стоять на престоле. 10 . На престоле поставляются светильники – подсвечники 46 Иногда за престолом ставится крест, называемый «запрестольным» и «выносным», а в некоторых церквах над престолом устраивается «сень» – балдахин. За престолом устраивается «горное место» иначе называемое «горным престолом». Это есть несколько возвышенное от полу место, на котором во время архиерейского служения ставится «кафедра», трон, седалище. Над горним местом большею частью ставится икона Христа Спасителя, сидящего на престоле во славе, иногда Св. Троицы, или храмовая – престольная и т.п. Над сопрестолием, если место позволяет, ставятся образа св. апостолов или святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о (Нов. Скр. ч. 1, глава 5). В северной части алтаря устраивается «предложение» иначе «жертвенник», т.е. стол, на котором совершается проскомидия. 11 . Для совершения Божественной евхаристии употребляются священные сосуды и вещи: дискос, потир, звездица, лжица, копие, блюдца, блюдо для просфор, укропник, ковш для подания теплоты 47 и рипиды; все эти сосуды должны быть или золотые, или серебряные и вызлощенные и только в крайнем случае из так называемого мельхиора, но вызлощенные; сверх сего должны быть покровцы и губа. «Дискос»» слово греческое, круглое блюдо с подставкой на подобие ножки; на дискосе полагается Агнец по изъятии из просфоры, на дискосе большею частью чеканится изображение младенца Богочеловека, лежащего в яслях, так как дискос знаменует собою те ясли, в которые был положен Богомладенец, хотя тот же дискос изображает собою Голгофу и гроб Спасителя. «Потир» или чаша есть сосуд, в который при совершении проскомидии вливается вино и вода, которое на литургии, по призывании Духа св., пресуществляется в истинную кровь Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2. Кадило серебряное, чеканное, на верхней выбиты травки, наверху крест серебряный же, четыре цепи, да два кольца с чашкой верхней серебряной. По обручам верхней и нижней чаш местами позолоченная надпись: «Построено сие кадило во святую церковь 1701 августа в 24 день на память Петра митрополита Московского чудотворца в обитель Пафнутия Боровского чудотворца по думном дворянине Петре Ивановиче Прончишеве». Весу в нем один фунт пятьдесят семь золотников. 3. Два подсвечника большие серебряные выносные с яблоками с трубкой и подножием медным, старинной самой простой работы. Из вкладной книги видно, что оные в 1669 году даны во вклад князем Иваном Борисовичем Репниным. 4. Четыре шандала резные серебряные местами позолоченные с фигурами. На поддоне в трех клеймах вырезана вглубь надпись: «Сие водосвещенные шандалы дал в Пафнутьв монастырь боярин князь Иван Борисовч Репнин по сыне своем князе Андрее Ивановиче в вечно поминок». А по вкладной книге видно, что оные даны во вклад в 1668 году. Весу в них три фунта пятьдесят четыре золотника. Чаши и ковши 1. Чаша водосвятная серебряная большая, у одной чаши кольца серебряные. По обручу оной вырезана надпись: «в прошлом 1630 году сию чашу в дом Рождества Пресвятой Богородицы и Преподобного отца Пафнутия Боровского чудотворца боярин князь Борис Михайлович Лыков – Оболенский а серебра в ней было 7 фунтов, и та чаша в 1658 году переделана, а прибавлено в нее серебра полтретья фунта да золотых на позолоту пошло пол-6 золотых». А переделал оную чашу с прибавкой серебра и золота. как видно из вкладной книги, князь Иоанн Борисович Репнин. Весу в ней девять фунтов тридцать золотников. 2. Чаша меньшая серебряная водосвятная, гладкая с двумя кольцами серебрянными же. На ней надпись «Чаша боярина князя Петра Александровича Репнина» Буквы позлащены. Из вкладной же книги видно, что оная пожертвована им Репниным в 1653 году. Весу в ней один фунт пятнадцать золотников. 3. Блюдо для благословения хлебов со всем прибором – серебряное, у сего блюда подсвечники привинчены медными чайниками. вверху по краям вырезана надпись: «Лета 1642 года дал сие под крест блюдо в дом Пречистой Богородицы и чудотворца Пафнутия Боровского Акольничава Феодора Ивановича сын Степан Феодорович Стрешнев, по жене своей Авдотье, Димитрия дочерь Юрьевича Пушешникова». Под ним с блюдом внизу вырезана другая надпись: « Переделан сей сосуд в обитель преподобного Пафнутия Боровского чудотворца подаянием блюда князей Репниных, а прочей прибор высокородного господина Михаила Семеновича Калачникова, при архимандрите Сильвестре 1784 года, весу 5 фун. 28 золотников».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Блюдо дано по боярине Иване Андреевиче Милославском к Спасу в Киржачский монастырь вкладу. 269 . (383). На блюде среднем серебряном с резными на краю гербом и четырьмя клеймами резными, в них надпись: Блюдо дано по сыне его по Василье Ивановиче Милославском к Спасу в Киржацкий монастырь вкладу. 270 . (384). На блюде малом серебряном ветхом по краям резная надпись: Тарелка Царевны Ксении Борисовны. 271 . (386). В крышке к серебряной, гладкой кружке медаль. На лицевой её стороне надпись на немецком языке, которая значит в русском переводе: Иоанн, курфирст Саксонский, даёт знать свободно из геройского великодушия, что медаль, которую он даёт, есть нить, ведущая к вечной жизни. 25 июня 1630 года. На оборотной стороне медали внутри крышки вокруг изображения курфирста, со скипетром в руке, надпись латинская: Verbum Domini manet in aeternum, den 25 Iuny anno 1630, т. е. Слово Господне пребывает вовек, 25 июня 1630 года. 272 . (387). На кружке серебряной чеканной травами, на крышке с яблоком в виде ананаса, двумя гербами и с латинскими подписями, внутри поддона по краю польская надпись: Сей сосуд весит 6 гривен 6 унций. 273 . (388). На кружке серебряной с резным гербом, с лицевой стороны в пальмовых ветвях вокруг герба польская резная надпись, в переводе: Фёдор Петрович Казанец, Ксения Ермолаевна Казанцова, 1670 года. Внутри герба разогнутая книга с малороссийскою надписью, польскими словами, на одной стороне: Смерти не воспоминати, злых дел не отстати, ада не убежати. На другой: Испивай; смерть, суд, ад воспоминай. 274 . (389). На кружке серебряной гладкой с лицевой стороны с резным клеймом и с двумя персонами, по краю кружки надпись: Лета 7180 (1672) августа в 19-й день архимандрит Феодосий дал вкладу в дом Живоначальныя Троицы великому чюдотворцу Сергию, в церковную казну, кружку серебряную, весом 2 фунта 90 золотников. 275 . (390). На кружке серебряной гладкой, на крышке с серебряным вензелем и немецкою надписью, в которой, между прочим, значится 1654 год. Под поддоном надпись:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

На жертвеннике при приготовлении вещества для Евхаристии употребляются священные сосуды таинства Святого Причащения. К ним относятся: дискос, чаша, или потир, звездица, копие, лжица, губка и покровцы для Святых Даров. Дискосом (греч. δσκος, «круглое блюдо») называется священное блюдо, на котором полагаются Святой Агнец, то есть та часть просфоры, которая на Литургии после призывания Святого Духа прелагается в истинное Тело Христово, и вынутые из просфор частицы. Дискос отличается от других блюд, употребляемых на литургии, тем, что имеет подставку, которая делается для того, чтобы было удобнее переносить на дискосе Святые Дары и держать его на голове. На дискосе иногда изображается Младенец Богочеловек, лежащий в яслях, и выгравировываются по окружности слова: « Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» . В разные моменты Литургии дискос знаменует собою то вертеп и ясли, где родился Господь, то Гроб, в котором погребено было Его многострадальное тело. Кроме дискоса на проскомидии употребляются еще два блюда, но без подставок. Одно, с изображением креста, употребляется при изъятии Агнца из просфоры, второе, с изображением Божией Матери, предназначается для вынимаемых из просфоры частиц в честь Божией Матери, в честь святых, за живых и умерших. Потир (от др.-греч. ποτρ, «чаша, кубок») – это священный сосуд особого устройства, в который вливается во время проскомидии виноградное вино, соединенное с водой, прелагаемое на Литургии после призывания Святого Духа в истинную Кровь Христову. На чаше изображается Христос, Божия Матерь, святой Иоанн Креститель и орудия страданий Христа (крест, копье, губка, гвозди) и пишутся слова: « Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя «. Потир особо символизирует чашу страданий, испитую Христом во время Его земной жизни. Кроме того, он напоминает о той чаше, в которой Господь Иисус Христос на Тайной вечери преподал Своим Ученикам под видом вина Собственную Пречистую Кровь. После освящения Святых Даров и во время причащения священнослужителей и мирян потир изображает прободенное ребро Христово, из которого истекла кровь и вода.

http://azbyka.ru/liturgika-karpuhin

священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс. Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо. Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии. Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого «илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе. Ковчег Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро. Киворий Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина, поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам, одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей. Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св. Духа. Дискос Дискос — (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое

http://pravmir.ru/hram-tserkov/

Каковы одежды святого престола и жертвенника и каково значение этих одежд? Одежды святого престола: 1) нижняя полотняная, называемая срачицею, сорочкою. Она означает плащаницу, которою обвито было Иосифом тело Иисуса Христа при положении во гроб, так как при богослужении святой престол означает и гроб Господень; 2) верхняя, называемая индитией, что в переводе с латинского значит «одежда». Она означает славу Бога, сидящего, подобно царю, на престоле. Господь воцарися, в лепоту (то есть красоту, славу) облечеся. Каковы одежды жертвенника? Одежды жертвенника такие же, какие и на святом престоле, – нижняя и верхняя. Какие покровы мы видим на Святых Дарах? Три: два малых, из коих один, покрывающий сосуд, называемый дискосом, для Святого Тела Христова, другой, покрывающий чашу с вином, для Святой Крови Христовой, и третий – большой, покрывающий и дискос и потир вместе, поверх малых покровов, называемый воздухом; потому что покрывает их подобно тому, как воздух покрывает собою землю. Каково значение покровов Святых Даров? Так как на проскомидии, при приготовлении даров для Таинства Святого Причащения, и на самой Литургии, при совершении Таинства, когда употребляются покровы, воспоминается рождение (рождество) и погребение Христово, то и покровы Святых Даров означают собою те младенческие пелены, которыми повит был родившийся Спаситель, а также те погребальные пелены, которыми обвито было тело Его при погребении. Глава 5. О священных сосудах, употребляемых при совершении Литургии Какие сосуды необходимы при совершении Литургии? Святой потир, или чаша, дискос, звездица, лжица, копие и др. Что такое святой потир и каково его значение? «Святой потир» в переводе с греческого – «чаша», в которой на Литургии освящается вино в Кровь Христову и из которой причащаются Святых Даров. Она означает чашу, из которой Иисус Христос причащал учеников (апостолов) на Тайной вечере. Что такое дискос и каково его значение? «Дискос» в переводе с греческого – «круглое блюдо». Это блюдо с подножием, на котором освящается хлеб в Тело Христово. Он означает собою ясли, в которые положен был Иисус Христос по рождении, и гроб, в который положено было тело Его при погребении.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Вернуться 73 Горнее место – место у восточной стены алтаря, напротив престола, где на некотором возвышении ставится кресло (трон) для архиерея, а по сторонам, ниже его – сидения для священников. Вернуться 82 Дискос («блюдо, тарелка») – небольшое блюдо на подставке, на которое во время Литургии кладется св. Агнец и частицы просфор, вынутые на проскомидии. Вернуться 83 Звездица – богослужебный предмет, представляющий собой две металлические дуги, соединенные в центре пересечения винтиком, так что они могут складываться и крестообразно раздвигаться. Звездица ставится на дискосе над св. Агнцем, чтобы его не касался покровец, и символизирует звезду, приведшую Волхов к родившемуся Христу. Вернуться 85 День Святой Троицы – один из двенадцати великих Церковных праздников, день сошествия Святого Духа на апостолов и рождения Церкви. Совершается на 50-й день после Пасхи. См. Деян. 2 глава. Вернуться 92 Купель – большой сосуд, в который трижды погружается приступающий к таинству Святого Крещения. Вернуться 93 Требник – богослужебная книга с текстами треб – Таинств (кроме Евхаристии и хиротонии) и других священнодействий, совершаемых в особых случаях (молебнов, панихид, отпеваний и т. д.). Вернуться 95 Пролог (греч. «предисловие») – церковная книга, древнерусский житийный сборник, содержащий краткие слова на годичные праздники, жития святых по дням их церковного поминовения и отрывки из писаний святых отцов. Читался во время богослужений. Вернуться 96 Триодь (греч. «трипесенный») – богослужебная книга, содержащая службы Великого Поста и трех предшествующих недель (Триодь постная), а также службы от Пасхи до недели Всех Святых (Триодь цветная). Вернуться 97 Октоих (греч. «осьмогласник») – богослужебная книга, включающая песнопения восьми гласов на каждый день недели. Вернуться 107 Добротолюбие («Любовь к прекрасному») – сборник духовных произведений православных авторов IV–XV bb. Вернуться 108 Патерик – жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов, подвижников или рассказов о них.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010