К чему я откармливаю и всячески довольствую этого зверя – плоть свою, противницу мою, губительницу души моей, противницу горнего жительства, сообщницу и подругу диавола, эту гниль, этот прах? это зловоние? эту противницу евангельской жизни, противницу любви к Богу и ближнему? От ней происходит гордыня, злоба, хула, лихоимство, обиды, око лукаво, любодеяния и прелюбодеяния, татьбы, лжесвидетельства. Ненавидя другого, прежде всего делаешь зло себе; уязвляя другого, уязвляешь себя; во всяком грехе жалок прежде всего тот, кто делает грех, и потому достоин сожаления всякий грешник. Отнюдь не согрешай ни словом, ни делом, ни помышлением. Доселе я идолопоклонник, несмотря на частое причащение Святых Таин Христовых, доселе я угождаю чреву и как бы полагаю жизнь в ядении и питии, подобно иудеям, о коих сказано: сел народ есть и пить, а после встал играть [ Исх. 32, 6 ]. Не будьте... идолопоклонниками [ 1Кор. 10, 7 ]. Собайона делает меня собакой (лакомое блюдо из булки, изжаренной с яйцами, изюмом, сахаром, хересом). Этот курительный табак, эта запаленная сигара и папироса не способствуют ли воспламенению плоти и плотских страстей, как в излишестве и не вовремя употребленное вино, пиво; этот сладкий чай, этот сладкий кофе, в излишестве употребляемый, не возбуждает ли чрезмерно плоти? Не нужно ли христианам, которые обязались при крещении умерщвлять и порабощать тело свое [ 1Кор. 9, 27 ] и не творить плотоугодия в похоти [ Рим. 13, 14 ], быть мертвыми греху, а живыми Богу [ Рим. 6, 11 ], позаботиться о обуздании похотей плотских и оставить излишнее употребление всего сказанного? А какое излишество-то бывает, Боже мой! Иной сожжет в день пятьдесят-шестьдесят папирос или от пяти до двадцати сигар! Чаю выпьет от шести до двадцати стаканов в день, при жидкой похлебке, а иная любительница кофе от восьми до шестнадцати чашек в день! А пива-то, пива сколько выпивается! Отчего эта несоразмерная или непомерная толщина, при которой человек едва двигается? От пива. О, идолопоклонство! О, чрево! Отчего в нынешнее время больше чем когда-либо случаев любодеяния и прелюбодеяния? Отчего юношество стало развратнее, чем прежде? Оттого, что ныне особенно все дозволяют себе всевозможное угождение плотским похотям, всевозможно разжигают нечистый сосуд плоти – табаком, вином, чаем, кофе, шоколадом, разными разностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В чем в частности выражается это общение бессмертной души с разрушенным телом, св. Григорий не уясняет в подробности. Из многих относящихся сюда выражений можно только заключать, что оно состоит в постоянном знании души об элементах ее прежнего тела и как бы в бодрственной страже над ними до времени нового с ними соединении в воскресении. 493 Но как может душа знать и выделить элементы своего тела, когда они смешаются с однородными им мировыми стихиями, войдут в новые с ними комбинации и примут, таким образом, иной вид? Отвечая на этот вопрос, св. Григорий пользуется следующими примерами. Пусть согласятся, – говорит он, – хотя в действительности, быть может, это и не возможно, – что живописец умеет не только смешивать различные краски с целью изобразить подобие известного предмета, но и снова разделять смешанное, возвращая каждой краске опять природный ее цвет. Предположим, что для известной цели смешаны художником две краски, – черная и белая; составившийся таким образом цвет – не тоже, что каждая из составивших его красок. Тем не менее, разложивши смесь снова, художник легко узнает и белую и черную краски, входившие в ее состав. И в состоянии соединения, и в состоянии разделения он одинаково хорошо знает как общий соединенный цвет, так и каждую частную из составных его частей. Тоже нужно сказать и о душе человеческой в ее отношении к элементам своего тела: она знает их в их соединении в одном живом организме и столь же легко узнает их в их разделении, по смерти человеческого тела. 494 Другой пример: предположим, что пред горшечником накладена в большом количестве глина, из которой часть была уже в употреблении для выделки сосудов, другая – только приготовлена на это. Положим далее, что сосуды, выделанные из этой глины, не все одинаковой формы и вида, а один представляет из себя бочонок, другой – ведро, третий – блюдо, четвертый – чашку и т. п. и что каждый из них принадлежит своему особому хозяину. Пока сосуды целы, каждый владетель, конечно, знает ему принадлежащий; но и после того, как они будут разбиты; легко узнать их по черепкам, потому что иного вида черепок от бочонка, иного – от стакана и пр. Тем легче все эти черепки могут быть отличены от глины, не бывшей еще в употреблении. Смысл примера по отношению к доказываемой мысли ясен: человеческое тело есть своего рода сосуд, выделанный из общего вещества, но y каждого индивидуума имеющий своеобраз ный вид. И душа, – этот хозяин тела, – легко может узнать и различить свою собственность, будет ли она среди черепков (останков других человеческих тел), или же в массе общих мировых стихий, не входивших еще в состав человеческих организмов. 495

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

2068 Орфики, или жрецы орфического культа, как известно, ходили из города в город и предлагали, кто хочет, участвовать в их таинствах. Döllinger. Heidenthum und Judenthum. S. 137 – 140. 2069 От мистерий дионисовых нужно отличать часто смешиваемые с ними обычные оргии в честь Диониса (вакханалии). Впрочем в Малой Азии и Фригии дионисовы таинства, смешиваясь с культом подобных Дионису богов (Сабазий-Атис), имели характер очень грубый и действительно принимали иногда форму вакханалий, не имевших иного смысла и цели, кроме удовлетворения чисто чувственным инстинктам. 2072 Обыкновенно мужчины являлись к женщинам, совершавшим обряды, уже по окончания их, с поздравлениями. 2074 Об елевзинских мистериях известно, что там слышались особые таинственные гласы Якха ( ερ κχου φων). Кажется, это были св. гимны, или изречения, исходившие из святилища и произносимые гиерофантами. Ibid. t. I. р. 63. 2077 Ванна, как символ очищения, бела носима и в процессии Якха вместе с другими символическими предметами. Известно было и очищение посредством воздуха; участник мистерий поднимался на воздух, чтобы мог коснуться фалла, висевшего на сосновой ветви, которую несли в процессии. Maury. II. 352. 2078 Известен рассказ о том, что когда гиерофант этих мистерий предложил полководцу Лизандру, который желал участвовать в них, сказать самое важное из совершенных им преступлений, тот спросил его: кто этого требует, боги или он сам т. е. жрец? На данный гиерофантом ответ, что этого требуют боги, Лизандр сказал, что если так, то он им это и скажет. 2079 De tympano manducavi, de cymbalo bibi (Iul. Firmicus); или: κ τυμπνου φαγον, κ κομβλου επιον ’ εκερνοφρησα, π τν πστν πδυον (Clem. Admon. ad gentes. I, 2). Тимпан, из которого ели, и кимвал, из которого пили, вероятно особые мистические названия предметов, имевших символическое значение. Из некоторых других свидетельств известна еще следующая формула, которой на вопросы гиерофанта отвечал посвящаемый: «я постился, пил от кикеона» ( επιον τον κυκενα, кикеон – отвар из полбы, напиток, употреблявшийся в мистериях, как символ животворной силы), «я взял из ящика» (известное в мистериях блюдо, или корзина с плодами, которую носили при совершения обрядов), «и после того как вкусил, положил в сосуд ( κλαθος), затем снова взял из него и положил в ящик» (’ εις κ στην). Объясняют эту мистическую формулу таким образом: я постилась, говорит адепт от имени своей души, т. е. отреклась от земных удовольствий; взамен их я вкусила питья из вещества не ослабляющего, я стала телом через вкушение от материального питья; но я должна возвратиться из этого тела, в которое низошла, туда же, откуда пришла, из сосуда должна перейти в св. ящик. Aglaopham. t. I. p. 24. Maury. t. II. p. 335.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Литийное блюдо – это металлический сосуд с круглой подставкой для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея на литии. На поверхности подставки особым образом закреплены следующие компоненты: 1 . Само блюдо для пяти хлебов на ножке. 2. Стаканчик для пшеницы. 3. Стаканчик для вина. 4 . Стаканчик для елея (освященного масла). 5 . Подсвечник, выполненный обычно в виде ветви с тремя листьями-держателями для свечей. Литийное блюдо Во время совершения вечерни, одной из частей которой является так называемая лития, священнослужитель читает молитвы на освящение хлебов, пшеницы, вина и елея, которые в этот момент символизируют не только основные земные средства существования человека, но и небесные дары Божией благодати. Количество употребляемых при этом хлебов определяется евангельским повествованием, в котором Господь Иисус Христос чудесным образом насытил пять тысяч человек пятью хлебами (см.: Мф.14:13–21 ). Трисвечник символизирует собой древо жизни, а три горящих на нем свечи – несозданный свет Пресвятой Троицы. Круглая подставка, где расположены стаканчики с пшеницей, вином и елеем, символизирует в этот момент область земного бытия, верхнее блюдо с пятью хлебами – область бытия Небесного. Как для малого, так и для великого освящения воды (в праздник Крещения Господня) используется специальная церковная утварь – сосуд для освящения воды. Сосуд для освящения воды – большая чаша с круглой низкой подставкой и двумя ручками, закрепленными друг напротив друга. В обиходе этот сосуд называют «водосвятной чашей». На ее восточной стороне закреплены три держателя для свечей, которые в момент освящения воды символизируют дарующую это освящение Пресвятую Троицу. Подставка чаши символизирует земную Церковь , а сама чаша знаменует Церковь Небесную. И то, и другое в совокупности есть символ Богоматери, которой Святая Церковь усваивает наименование «Чаши, черплющей радость». Водосвятная чаша Кропило для освященной воды Обычно водосвятная чаша имеет крышку, увенчанную крестом, с помощью которой освященная вода сохраняется для нужд требоисполнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

У восточной части престола с двух сторон часто помещаются два образа – запрестольный крест с изображением Распятия и образ Божией Матери. Крест укреплен на длинном древке, установленном в подставку, и выносится в особо торжественных случаях во время крестных ходов. Так же устроена и выносная икона Богородицы. Крест помещается у правого угла престола, если смотреть от царских врат, икона Богородицы – у левого 16 . В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится жертвенник, в богослужебных книгах чаще всего именуемый предложением. Оба своих названия это место алтаря получило от того, что на нем совершается проскомидия, первая часть Божественной литургии, где предложенные к священнодействию хлеб в виде просфор и вино особым образом приготавливаются для последующего Таинства Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовых. По внешнему устройству жертвенник почти во всем подобен престолу. По размерам он бывает или одинаков с ним, или несколько меньше. Высота жертвенника всегда равна высоте престола. Жертвенник облачают в те же одежды, что и престол (срачицу и индитию), а в перерывах между богослужениями покрывают пеленой. Жертвенник, как меньший по своему значению, чем престол, освящается только окроплением святой водой. Однако, поскольку на нем совершается проскомидия и имеются священные сосуды, жертвенник также является местом священным, к которому не дозволено прикасаться никому, кроме священнослужителей 17 . Если не совершается Божественная литургия, то на жертвеннике ставится только небольшой крест с Распятием и лампада. Во время литургии на жертвеннике находятся священные сосуды, употребляемые для Таинства Евхаристии. Дискос (греч. – «круглое блюдо») – богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с мелким плоским дном и широким плоским краем; дно укреплено на невысокой ножке, имеющей широкую круглую подставку, обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса. На дискос полагается Агнец (та часть просфоры, которая претворяется в Тело Христово) и другие частицы, вынимаемые из просфор во время проскомидии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   Каждого умершего христиане полагали отдельно, а не хоронили в общих ямах, как делали язычники.    С IV века кладбища вошли в состав церковных учреждений и строились на поверхности земли. Согласно древним церковным правилам, запрещено погребать умерших в храмах и даже в ограде церковной. Но в практике Русской Православной Церкви отдельные случаи подобного рода допускаются. Сначала дозволено было погребать здесь епископов, а позже, с разрешения епископа, и других лиц: священнослужителей, честно и непорочно проведших свое служение, строителей и благоукрасителей данного храма. В Требнике Петра Могилы говорится, что никто, кроме младенцев, не может быть погребен ни внутри алтаря, ни между алтарем и амвоном, но только от амвона до паперти и в ограде церкви.    На кладбищах, кроме храмов и часовен, ничего не должно строиться. Над гробами умерших могут воздвигаться памятники, даже монументальные, по образцу тех надгробных часовен и памятников, которые строились над входом в катакомбы и над гробами мучеников.    На кладбищах совершаются богослужения, связанные с погребением умерших и их поминовением.    Малые безалтарные церкви называются часовнями. Часовни ставились над входом в подземные кладбища, над подземными храмами, которые строились над гробами мучеников и, таким образом, служили надгробными памятниками и обозначали места расположения престолов. Часовни строились и на местах, ознаменованных какой-либо чудодейственной милостью Божией или в воспоминание важных событий из жизни Церкви и народа.    Часовни предназначены главным образом для общественной молитвы. БОГОСЛУЖЕБНАЯ УТВАРЬ Глава 1. ДИСКОС, ПОТИР, ЗВЕЗДИЦА, КОПИЕ, ЛЖИЦА     Дискос (греч. – круглое блюдо) – богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем, окаймляющим мелкое плоское дно; дно укреплено на невысокой, как правило, ножке, с небольшим яблоком, или утолщением, в середине, ножка переходит в широкую круглую подставку обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

    Дискос (по-гречески δισκος «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец», то есть та часть просфоры, которая на литургии претворяется в Тело Христово, а также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале литургии. Дискос символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а вместе с тем и гроб Христов.     Потир или чаша (от греческого ποτηριον «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале литургии в эту чашу вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.     Звездица (по-гречески αστηρ «астир, астерискос») состоит из двух дуг, соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.     Копие (по-гречески λογχη «лонхи»). Это нож, имеющий форму копия, который служит для изъятия из просфор Агнца и прочих частиц. Оно напоминает то копие, которым прободены были пречистые ребра Спасителя на кресте (Иоан. 19:34).     Лжица, ложица или по-гречески λαβηδα «лавида», со времен св. Иоанна Златоуста употребляется для причащения мирян Тела и Крови Христовой. Она знаменует собою те клещи, которыми Серафим взял уголь от алтаря небесного, прикоснулся им к устам Исаии пророка и очистил их. Уголь Тела и Крови Христовой точно также очищает тело и душу верующих.     Губа, или губка, по-гречески μυσα «муса», отличная от той, которая влагается внутрь антиминса, употребляется для отирания св. чаши, после потребления иереем св. Даров. Она так и называется «истиральной» и оставляется всегда в св. чаше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Кроме того, Калита упоминает еще о золоте, которое он придобыл, и о серебряных сосудах. Из дорогого платья Калита оставил детям: кожух червленый жемчужный, кожух желтый объяринный с жемчугом, два кожуха с аламами и с жемчугом, коц великую с бармами, бугай соболий с наплечками, с жемчугом и каменьем, скорлатное портище, саженое с бармами, шапку золотую. Все это движимое имущество разделено было между тремя сыновьями и женою; вещи первой жены пошли ее дочери. Доля князя Андрея Ивановича серпуховского досталась сыну его Владимиру; Симеон Гордый завещал все жене своей, от которой только некоторые вещи перешли к великому князю Иоанну II; последний оставил после себя три иконы, пять цепей золотых, из которых три с крестами, одну шапку золотую, одни бармы, четыре пояса, из которых два с жемчугом и каменьем, две сабли золотые, две обязи золотые, две серьги с жемчугом, два чекака золотых с каменьем и жемчугами, три овкача золотых, два ковша больших золотых, одну коробку сердоничную, золотом окованную, одну бадью серебряную с наливкою серебряною, один опашень скорлатный саженый, алам жемчужный, наплечки золотые с кругами, с каменьем и жемчугами, алам малый с жемчугами, чашку золотую и стакан цареградский, кованный золотом, блюдо серебряное с кольцами. Будущим зятьям своим великий князь оставил по цепи золотой и поясу золотому. Димитрий Донской оставил после себя одну икону, одну цепь, восемь поясов, бармы, шапку золотую, вотолу саженую, снасть золотую, наплечки, алам, два ковша золотых. Василий Димитриевич оставил своему сыну: страсти большие, крест патриарха Филофея, икону Парамшина дела, цепь кресчатую, шапку золотую, бармы, три пояса, коробку сердоничную, ковш золотой князя Симеона Гордого, сосуд, окованный золотом, каменный сосуд, присланный в подарок от Витовта, кубок хрустальный, присланный в подарок от польского короля. Удельный князь Юрий Димитриевич звенигородский оставил после себя три иконы, окованные золотом, три пояса и блюдо большое двухколечное. Великая княгиня Софья Витовтовна оставила: ящик с мощами, икону, окованную на мусии, икону пречистыя Богородицы с пеленою, большую икону Богородицы степную с пеленою и с убрусцами, икону св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Таже глаголет диакон, открывая потир и сосуд с вином: «Благослови, владыко», орарем на предложенная поводя. И начинает священник: «Благословен Бог наш…» до конца, вся вкупе предложенная десницею назнаменуя. Диакон: «Аминь». И покрывает паки потир и сосуд вина». Сосуды целуются при уготовлении жертвенника, что ясно по Служебнику, при расстановке на нём диаконом; а без него – священником, без всяких слов, ещё до начала первых слов Проскомидии. Следует всегда всё нужное к Проскомидии уготовлять на жертвеннике сразу, заранее вместе. А не так, как часто бывает, что священник, не имея всё проскомидийное перед собой на жертвеннике – после прободения Агнца (и сказав уже, вместе с сим: «изыде кровь и вода») начинает доставать вино из-под спуда (а иногда и искать его по алтарю, или требовать его принесения); благословляет его в общем количестве в бутылке, затем по нескольку раз вливает его ковшиком, а иногда из бутылки – в Чашу, а воду – отдельно, и один только раз; не помня, что символы должны правильно отображать изображаемые ими события, и что кровь и вода истекли один раз, вместе, из одного источника. Кроме того, недопустимо, что вино, уже благословенное во всем наличии, остаётся в значительной части на другой раз и снова будет благословлен. Кроме того, чтобы влитие вина с водой в Чашу было, как должно, единократным, вино следует приготовлять в сосуде с достаточной емкостью для данной литургии в соответствии с количеством служащих и причастников. Для сего ковш (кроме будничных служб с малым количеством говеющих) слишком мал. В Лавре всегда вино стоит приготовленным в графине (каковых там несколько, разных величин, смотря по надобности), в котором всегда можно вместить сколько нужно вина, а вода всегда в ковшике. Рисунок 3. Схема расположения предметов Проскомидии на жертвеннике, приготовленном к Литургии. 1 – Распятие; 2 – Икона Рождества Христова; 3 – Подсвечник со свечой и лампада; 4 – илитон большой; 5 – сосуды (а – дискос, б – потир); 6 – блюдо с четырьмя просфорами; 7 – малое копие; 8 – блюдо для Агничной просфоры; 9 – большое копие; 10 – Агничная просфора; 11 – илитон вторый; 12 – лжица и среднее копие; 13 – покров большой и покровец малый; 14– звездица; 15 – блюдо; 16 – графин свином и ковш сводой; 17 -Служебник; 18 1 ящик для лжиц и копий; 19 – ящик для проскомидийных губ. рюмок, частиц и илитонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Звезда (звездица) –священный сосуд, две металлические дуги, устанавливаемые поверх дискоса, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Лжица –священный сосуд, ложечка, употребляемая для причащения мирян. Дискос – священный сосуд, блюдо на подставке для хлеба/Тела Христова. Сударь – небольшая пелена. Рипид – прообраз опахала на длинной рукояти, обычно в виде металлического или деревянного круга, ромба или звезды с изображением херувимов. Ризы – драгоценные одежды, ткани. Червчатый – червленый, темно-красный цвет. Покров – ткань для покрытия гроба. Алтабас – плотное шелковое полотно с фоном или орнаментом из золотой волоченной или серебряной волоченной нитей, разновидность парчи. Таусинный – темно-синий с вишневым отливом. Дороги – ткань восточного происхождения схожая с тафтой, из-за введения желтых и зеленых нитей ткань имеет полосатый вид. Юрий Яншеевич Сулешев († 1643 г.), князь, боярин с 1615 г., Марфа, дочь окольничего М. М. Кривого Салтыкова, была его второй супругой. Кормовое поминовение по ней совершалось 6 февраля и 4 июля (Там же. С. 25, 44). Бархат – (вероятно, от немецкого barchent ) — изначально шелковая ткань с тянутым или нарезным густым ворсом небольшой высоты, которую получают посредством особого переплетения нитей: четыре попарно образуют верхнюю и нижнюю основу, а пятая — ворс ткань. Поручи – части облачения священнослужителей. Ворворки – украшение древнерусской одежды или конской сбруи в виде шарика на тесьме или шнурке, укреплявшегося над вотолкой (чашечкой) кисти. Камка – тонкая шелковая цветная узорчатая ткань. Куфтерь – плотная шелковая ткань восточного происхождения. Оплечье – верхняя украшенная часть одежды. Стихарь – облачение священнослужителей. Атлас – плотная шелковая или полушелковая ткань атласного переплетения с гладкой блестящей лицевой поверхностью. Земля – окрашенная в какой-либо цвет ткань, на которую наносился орнамент. Орарь (уларь) – принадлежность богослужебного облачения дьякона и иподьякона– длинная узкая лента.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010