Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Соборование (Елеосвящение) Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на человека благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. /Пространный Христианский Катехизис/ Человек, над которым совершается Таинство елеосвящения, должен исповедывать православную веру, прежде елеосвящения приготовляется к Таинству покаянием и исповедью и после или прежде елеосвящения приобщается святых Таин. Таинство елеосвящения, как врачевство, может быть повторяемо. Елеосвящение совершается в собрании, или в церкви, или дома, среди собрания людей. Притом святая Церковь желает, чтобы при совершении Таинства елеосвящения, или молитвомаслия, был собор пресвитеров. Отсюда Таинство елеосвящения именуется " соборованием " . Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седмеричное число избрано в знак семи даров Святого Духа и в сообразность числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока (4 Цар. 4, 35), в подражание числу молитв пророка Илии, которыми заключил небо на три года с половиною (3 Цар. 18, 43), сообразно числу семикратного погружения Неемана в воде Иорданской, после чего он очистился (Деян. 21, 26-27). Но Церковь допускает совершение елеосвящения трем и двум пресвитерам. В крайнем же случае дозволяется совершение Таинства и одному священнику, с тем однако же, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний. При совершении Таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни - выздоровления и - жизни по смерти тела - воскресения (Ин. 12, 24; 1 Кор. 15, 36-38). Вверху пшеницы ставится кандило праздное (сосуд), в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления (Мк. 6, 13). И вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Елей должен быть чистый, без примесей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачевству, какое употребил для болящего самарянин (Лк. 10, 34; Нов. Скр., ч. 6, гл. 14 § 5).Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Обыкновенно сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагается Евангелие и крест. Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: " Благословен Бог наш " .

http://zavet.ru/a/rss_1078991422.html

Прияхом Духа Небеснаго Проповедь после Литургии Проповедь, произнесенная в монастыре Симонопетра на Афоне 8 апреля 1977 года. Слова благодарственного песнопения, поющегося после Причащения Святым Христовым Таинам: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго, обретохом веру истинную, нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть» (прим. ред.). Я очень рад, что вновь вижу вас после долгого расставания. Оно пришлось на самую дивную пору церковного года — дни Страстной Седмицы. Праздники позади. Но и сегодня за радостными восклицаниями наших сердец, приносимыми воскресшему Христу, все еще слышатся отзвуки великопостных песнопений. Неужели возможно не заметить красоту пасхальных дней, дней Господних! Ведь это не те праздники, о которых в Священном Писании сказано: отвращусь от праздников ваших (Ам. 5:21; Ис. 1:13—14), но торжество сердец, живущих во Христе. Все мы в разной мере переживали дни, предварявшие Светлое Христово Воскресение. Но, давайте посмотрим, какую пользу каждый из нас вынес для себя из них? Ибо соборная Церковь – это собрание предстоящих перед Богом личностей, а не однородной массы. Мы можем все вместе молиться на службе, хором петь, но то, что каждый из нас получает в эти минуты от Бога, совершенно различно. Один только человек; дух человеческий, живущий в нем (1 Кор. 2:11), и Господь, Дух Которого исследует духовные глубины каждого, знают о том, что во время молитвы даровал этому человеку Господь. На пасхальной службе каждый из нас получил то, к чему сам подготовился. Мы едим блюдо, сваренное нами. Мы ложимся спать в ту кровать, что сами застелили. Мы пожинаем то, что посеяли. По великой любви Божией человеку дается именно то, к чему он готов. Господь всегда дарует нам желаемое. Что ожидаем, то пожинаем. Каждый получает по готовности своего сердца. Один – Бога, другой – церковные песнопения, третий — смысл некоторых священных текстов, четвертый – Царство Небесное. Главное условие христианской жизни – непрестанная «подготовка сердца». Она должна осуществляться не только накануне великих церковных праздников, но ежедневно и ежечасно, освящая и превращая сердце в «сосуд избранный», способный вместить Бога и то, что Бог посылает. Насколько не испытывает нужды ни в чем Господь, настолько нуждаемся в Нем мы. Видя Его, Его постигаем. В поисках Его обретаем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2827...

Утварь церковная Утварь церковная не отличается особенным богатством, но и не бедна и очень достаточна в сравнении с другими переславскими монастырями. В настоящее время считается 12-ть Евангелий; напрестольных серебряных крестов 6; богослужебных сосудов при совершении таинства причащения 6; дарохранительница 1, – кадил серебряных 5; крестов наперсных серебряных 10; блюдо серебряное 1; сосуд для освящения хлебов (серебряный) 1; серебряных сосудов для водоосвящения 2. Нет надобности входить в подробности описания каждой вещи, – для сего существует церковная опись. В настоящем описании мы представим в подробностях те из них, которые более важны других или по своей ценности, или древности, или лицам жертвовавшим. К таковым вещам относятся: 1. Евангелие в лист, на александринской бумаге с золотым обрезом, в окладе чеканном серебряном золочёном. На задней дске написано: сие Евангелие построил Святой Троице и Пресвятой Богородице и Чудотворцу Даниилу вкладчик Князь Иван Петрович Борятинский по своей душе и по сродниках своих в вечное поминовение при настоятеле той же обители Архимандрите Варфоломее в лето ЗСА (1693) Марта в 25 день. Во вкладной монастырской значится, что оно стоило тогда 350 рублей 11 алтын 4 деньги. 2. Евангелие в лист на полу-александринской бумаге, обложено сребром, – в средине Спасов образ, а по углам Евангелисты. Пожертвовано (как видно из вкладной книги) Архимандритом Варфоломеем в 7194 (1686) году. 3. Напрестольный крест с мощами, кругом обложен серебром гладким травчатым, на кресте Распятие Господне, – а над распятием Херувим – серебряные, литые, вызолочены; вокруг креста обнизано крупным жемчугом в 214 зёрен; весу в нём 4 фунта и 5 золотников г]. Надпись на нижнем конце его: «лета 7165 построил сей крест Архимандрит Варфоломей». 4. Напрестольный серебряный вызолоченный крест с финифтяными изображениями, осыпанными стразою с вычеканною на обороте надписью: «усердное приношение граждан города Мценска в 1856 г. лето». 5. Потир серебряный и при нём – дискос, звездица, два блюдца и лжица – серебряные. Весу в них 3 фунта и 33 золотника г]. На потире написано: «3PVS (1688) года сии сосуды дал вкладчик Переславля-Залесского в Данилов монастырь Боярин Князь Иван Петрович Борятинский».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

20. Священные сосуды При церковном Богослужении употребляются следующие сосуд: для совершения литургии и всенощной: 1) потир или чаша, 2) дискос, 3) звездица, 4) копие, 5) лжица, 6) губа, 7) ковш, 8) блюдо, 9) кадило, 10) сосуд для благословения хлебов. Для совершения таинств крещения и миропомазания: 1) купель, 2) сосуд для елея, 3) мирница. Для совершения таинства брака: 1) венцы. При водоосвящении: 1) водосвятная чаша и 2) кропило. При архиерейском Богослужении: 1) рипиды, 2) дикирий, 3) трикирий. 1) Потир или чаша. Потиром иди чашей называется такой сосуд, в который вливают в начале литургии вино, смешанное с водою. Из потира христиане приобщаются Тела и Крови Христовых под видом хлеба, и вина. Потир напоминает ту чашу, из которой Господь приобщал своих учеников на Тайной вечери. 2) Дискос. Дискосом называется возвышенное на подножии круглое блюдо. На дискос полагается вырезанная часть из средины просфоры, называемая «Агнец», и мелкие части, вынутые из других просфор. Дискос означает ясли и гроб Спасителя. 3) Звездица. Звездицею называется два металлических полукруга, соединенных посреди винтом, чтобы можно было сложить и крестообразно их раздвинуть. Она ставится на дискос для предохранения частей, вынутых из просфор, от смешения или падения с дискоса. Звездица означает звезду, явившуюся при рождении Спасителя. 4) Копие. Копием называется нож, наподобие копия, для вырезания частей из просфор. Копие означает то копие, которым было пронзено ребро Спасителя. 5) Лжица. Лжицею называется маленькая ложечка, употребляемая для причащения христиан Тела и Крови Христовых. 6) Губа. Губою называется особое морское растение. Ею отирают дискос и потир после употребления Св. Даров. Она напоминает ту губу, которую воины прикладывали к устам повешенного на кресте Спасителя. 7) Ковш. Ковшом называется небольшой металлический ковш, употребляемый для вливания вина с водою в потир. 8) Блюдо. Это блюдо употребляется для служебных просфор и для больших частей вынутых из просфор. 9) Кадило. Кадилом называется небольшой металлический сосуд, висящий на цепочках и имеющий висячую крышку. В него кладут горящие уголья, а поверх их – ладан. При сгорании ладана появляется дым приятного запаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Что такое дискос? Дискос (греч. - круглое блюдо) - богослужебный сосуд, представляющий собой небольшое круглое металлическое блюдо с плоским широким краем, окаймляющим мелкое плоское дно; дно укреплено на невысокой, как правило, ножке, с небольшим яблоком, или утолщением, в середине, ножка переходит в широкую круглую подставку обычно меньших размеров, чем блюдо дискоса. Дискос служит для положения на нем особым образом вырезанной из просфоры средней ее части с печатью наверху. Эта четырехугольная кубовидная сердцевина просфоры, надрезанная с нижней стороны крестообразно до самой печати, называется агнцем - освященный хлеб, приуготовленный для последующего претворения его в истинное Тело Христово, что происходит на том же дискосе. Приготовление агнца и положение его на дискос совершаются во время проскомидии на жертвеннике. В это же время на дискос слева от агнца полагается частица, вынутая из второй богослужебной просфоры, в честь Матери Божией. Справа от агнца полагаются вынутые из третьей просфоры девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, целителей, праведных Иоакима и Анны и празднуемых в данный день святых; наконец, в честь литургистов - святых Иоанна Златоуста или Василия Великого. С западной стороны агнца в первом ряду полагаются частицы, вынутые из четвертой служебной просфоры, о здравии высших иерархов Церкви, всех тех, кого должен или хочет помянуть о здравии священник, и всех православных христиан, то есть всей земной Церкви. Во втором ряду, западнее, полагаются частицы из пятой просфоры, вынутые в память усопших православных христиан, от высших иерархов до всех тех, кого считает нужным помянуть персонально служащий священник, и всех от века почивших праотцев, отцов и братии наших с прошением даровать им всем Царство Небесное. В этих же двух рядах к западу от агнца полагаются частицы, вынутые о здравии и о упокоении из просфор, которые покупаются верующими и подаются вместе с записанными именами тех, за кого они поданы в алтарь. Таким образом, близ агнца, стоящего в центре дискоса, собираются частицы, представляющие собою членов всех Церкви Христовой, Небесной и земной, начиная от ветхозаветных святых и Матери Божией и кончая прихожанами данного храма. Таинственно это означает, что на дискосе каждый раз близ Христа Спасителя оказывается собранной вся Вселенская Апостольская Церковь.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/012diskos.ht...

Скачать epub pdf Глава 44. Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих: или единаго, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосудцы, и иныя олтарныя принадлежности Начинает иерей обычно. По трисвятом, и по Приидите, поклонимся: чтет псалом 25: Суди ми Господи, яко аз незлобою моею ходих: и на Господа уповая, не изнемогу. Искуси мя Господи, и испытай мя, разжзи утробы моя и сердце мое. Яко милость Твоя пред очима моима есть, и благоугодих во истине Твоей. Не седох с сонмом суетным, и со законопреступными не вниду. Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду. умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник твой Господи: Еже услышати ми глас хвалы твоея, и поведати вся чудеса твоя. Господи, возлюбих благолепие дому твоего, и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою, и с мужи кровей живот мой, Ихже в руку беззакония, десница их исполнися мзды. аз же незлобою моею ходих, избави мя Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте: в церквах благословлю тя Господи. Слава, и ныне: Аллилуиа, трижды. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи помилуй. Иерей чтет молитву сию: Господи Боже Вседержителю, Боже отец наших, сосудом твоим избранным апостолом Павлом рекий, яко все создание твое добро и ничтоже отметно, аще словом Твоим Божественным и молитвами освящается: призри ныне милостивно, смиренно молимся, на молитву нашу и на сосуды сия [или на сосуд сей ] яже [или егоже ] раби Твои в славу Пресвятаго имене Твоего, и в служение святаго твоего жертвенника соорудиша, и милостивно твоим небесным благословением, молитвою же нас недостойных рабов и служителей твоих, благослови и освяти, и к служению святаго твоего олтаря, достойны [или достоин ] быти яви, принесшым же небесною Твоею благодатию воздаждь, и оставление грехов даруй, и Царствия Твоего причастники сотвори. Ты бо еси Бог милости, и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Гродно. Церковь Александра Невского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Решение о строительстве церкви на Дворцовой площади было принято 20 апреля 1866 года на Гродненском благородном собрании. 29 мая того же года был созван Комитет по постройке храма в Гродно во имя Святого Александра Невского под председательством князя А.В. Оболенского. Производство работ гродненский губернатор И.Н. Скворцов возложил на архитектора Гурьева и инженера В.С. Дженеева. Составленная ими проектно-сметная документация с несколько видоизменённой формой крестов была утверждена генерал-губернатором Северо-Западного края К.П. Кауфманом в августе 1866 года. 18 июля 1866 года на имя гродненского губернатора пришла телеграмма от императора с благодарностью жителям города и губернии. Пожертвования на строительство церкви поступали как от крестьян, так и от высших должностных лиц. 8 декабря 1869 года будущий император Александр III и будущая императрица Мария Фёдоровна пожертвовали в пользу строительства церкви два серебряных с позолотой Евангелия (большого и малого форматов), а также серебряное кадило. 4 февраля 1870 года императрица Мария Александровна передала церкви серебряные вызолоченные причастные сосуды, два серебряных, вызолоченных напрестольных креста, седмисвечник, трёхсвечник, подсвечник, кадило, кропило, блюдо, сосуд для водоосвещения накладного серебра, полное облачение для священника, диакона и причетника, четыре перемены воздухов с покровицами, одеяний на престол, жертвенник и аналой. Тем не менее, самые крупные пожертвования были сделаны крестьянами (около 7000 тысяч рублей). После них — чиновники акцизного управления (около 3000 рублей). Всего в период с июня 1866 года по 1 апреля 1870 года в адрес комитета по строительству церкви от жителей Гродненской губернии поступило пожертвований на сумму 18 346 рублей 9 копеек. Гродненский историк Евстафий Орловский отмечает, что пожертвования поступали от людей и православного, и католического, и иудейского исповедания. 4 апреля 1870 года церковь была освящена епископом Ковенским Иосифом. 24 июня того же года её посетил Александр II.

http://sobory.ru/article/?object=39238

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Литийница 3 мин., 18.06.2018 Литийница  — богослужебный сосуд для благословения хлеба, вина, елея и пшеницы. Это блюдо, на котором установлены три чаши, тарелка на высокой ножке и подсвечник для трех свечей. Благословение совершается во время литии на всенощном бдении. Предположительно, оно восходит к древнему обычаю агапы, трапезы первых веков христианства, на которой верующие ели, молились и затем причащались и которая также совершалась вечером. В рубрике  Суть вещей  «Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынь.  Лития (греч. усиленное моление) — особая часть всенощного бдения, которая совершается накануне больших праздников в начале и середине храма, куда духовенство выходит из алтаря. Одно из отличий литии — многократное пение «Господи, помилуй». Символическое значение Во время литии благословляется пять хлебов — это прообраз евангельского события, когда Христос чудесным образом насытил пятью хлебами пять тысяч человек: И  велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей (Мф  14 :19–21).   Чудо с пятью хлебами. Фреска История Современное благословение хлебов восходит к древней традиции палестинских монастырей. Накануне больших праздников монахи, многие из которых жили уединенно за пределами монастыря, приходили в обитель на службу. Вместе с ними приходили и паломники. Удаленность обителей не позволяла паломникам и затворникам вернуться к себе домой на ночь и прийти утром на литургию обратно. Кроме того, всенощное бдение тогда часто совершалось в прямом смысле слова всю ночь. Так появилась традиция благословлять и раздавать всем по куску хлеба и по чашке воды или вина — то есть те продукты, которые не нужно было готовить, — чтобы подкрепить силы молящихся. Благословляли и раздавали их между двумя основными составляющими всенощного бдения — вечерней и утреней. Именно в этот момент сейчас совершается лития с благословением хлебов.

http://foma.ru/litiynitsa.html

Елеосвящение Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Таинство елеосвящения совершается над больными ( Иак. 5:14–15 ). Св. Церковь желает, чтобы при совершении таинства елеосвящения, или молитвомаслия, был собор пресвитеров. Отсюда таинство елеосвящения именуется «соборованием». Полный собор пресвитеров состоит из семи. Семь пресвитеров назначается потому, что при елеосвящении бывает семь чтений из Апостола, семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Здесь же седьмеричное число избрано в знак семи даров Св. Духа и в сообразность числу молитв и поклонений пророка Елисея, которыми он воскресил отрока ( 4Цар. 4:35 ), в подражание числу молитв пророка Илии, которыми заключил небо на три с половиной года ( 3Цар. 18:43 ), сообразно числу семикратного погружения Неемана в воде Иорданской, после чего он очистился ( 4Цар. 5:14 ). Но Церковь допускает совершение елеосвящения трем и двум пресвитерам, в крайнем же случае дозволяется совершение таинства и одному священнику, с тем, однако же, чтобы он совершал таинство от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть. При совершении таинства елеосвящения ставится стол и на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша новой жизни – выздоровления, и жизни по смерти тела – воскресения ( Ин. 12:24 ; 1Кор. 15:36–38 ). Сверху пшеницы ставится сосуд, в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления ( Мк. 6:13 ), и вино, в знамение крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей. Соединение елея с вином делается в подражание тому врачеству, какое употребил для болящего самарянин ( Лк. 10:34 ). Около сосуда с елеем и вином водружают в пшеницу семь стручьев, обвитых бумагою (хлопчатою), к помазанию. Сюда же вставляют семь зажженных свечей. На столе, кроме того, полагаются Евангелие и крест. Священники в фелонях становятся около стола, и они, равно и все присутствующие, имеют зажженные свечи. Богослужение таинства елеосвящения состоит из трех частей: во-первых, молебного пения; во-вторых, освящения елея, и в-третьих, чтения Апостолов, Евангелий и помазаний елеем. Читать далее Источник: Руководство к изучению богослужения православной церкви/Прот. К. Никольский - Киев: Об-во любителей правосл. лит-ры; Изд-во св. Льва, папы Римского, 2008. - 328 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

ГлАсы – особенные напевы в церковной вокальной музыке, заимствованные из греческого пения. Всего гласов восемь. Д ДаронОсица – небольшой серебряный или золотой ящичек, в котором хранятся Святые Тайны Тела и Крови Христовых, предназначенные для причащения больных. В дароносице имеется малый потир, лжица, сосуд для вина и губка для вытирания потира. Дароносица хранится в сшитом из парчи или другой ценной материи мешочке со шнурками. В необходимых случаях священник одевает его на грудь. Дароносица хранится в алтаре на престоле. ДарохранИтельница – ящичек, в котором хранятся Святые Дары для литургии Преждеосвященных Даров. Дарохранительница располагается на святом престоле. ДарЫ СвятЫе – Тело и Кровь Христовы. Хлеб и вино после освящения на Божественной литургии, таинственно ставшие Телом и Кровью Христовыми. ДевятИны – поминовение усопших в девятый день после кончины. ДевятичИнная просфОра – одна из пяти просфор, из которой на проскомидии вынимается девять частиц в память святых. ДевЯтый час – одна из ежедневных церковных служб. ДЕисус (греч. – молитва) – ряд образов в иконостасе: в центре –Спаситель, по сторонам – Богородица и Иоанн Предтеча, иногда – другой святой. ДикИрий – переносной двусвечник архиерея, которым тот благословляет народ во время богослужения.  ДИскос (греч. – блюдо, тарелка)– небольшое священное блюдо на широкой ножке. На дискос во время литургии кладется Святой Агнец и частицы из просфор. ДиАкон (греч. – служитель) – священнослужитель первой из трех степеней священства. ДОгмат – правило веры, основанное на Священном Писании . Е ЕктЕния (греч. – протяженность) – длительная, протяженная молитва, содержащая разные прошения. Каждое прошение заканчивается пением “Господи, помилуй!” или “Подай, Господи!”. ЕлЕй – ароматное вещество, состоящее из оливкового масла с добавками четырех веществ: 1) смирны – душистой смолы миррового дерева; 2) благовонной корицы; 3) благовонного тростника; 4) кассии – благовонной коры лаврового дерева. Эта смесь разогревалась на огне и использовалась для помазания и освящения скинии, первосвященника и священников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010