Современное чинопоследование Таинства елеосвящения является плодом длительного развития. Основная его структура сложилась к XIII веку: она включает освящение елея, чтение канона, семь апостольских и семь евангельских чтений, помазание больного. Чин елеосвящения в современном Требнике носит название «Последование святаго елеа, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому». Оно предваряется следующей ремаркой: «Поставляется столец, на немже блюдо со пшеницею, и верху пшеницы кандило праздное, окрест же пшеницы водружают во пшеницу седмь стручец, обвитых бумагою к помазанию, и Святое Евангелие; и даются священником всем свещи». Под «кандилом праздным» здесь понимается лампада без елея. Очевидно, предполагается, что елей вливается в нее позднее, перед освящением. На практике на стол ставится сразу же лампада, наполненная елеем, либо иной сосуд с елеем. Употребление лампады в Таинстве елеосвящения связано с обычаем использовать для Таинства тот же елей, что и для возжжения светильников. Смысл употребления пшеницы не совсем ясен: возможно, это связано с благословением «пшеницы, вина и елея» на утрени и осталось от той эпохи, когда елеосвящение входило в состав одного из богослужений суточного круга. Что касается «стручков» для помазания, то они обычно представляют собой короткие деревянные (или металлические) палочки. В древности иерей помазывал пальцем, однако последующая традиция сочла такой способ не вполне гигиеничным и удобным. Первая часть последования представляет собой сокращенную утреню: она включает чтение псалмов 142 и 50, малую ектению, пение «Аллилуйя» и тропарей «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», а также канона, экзапостилария и стихир. Этот канон имеет надписание «пение Арсениево», что указывает, вероятно, на авторство святителя Арсения, архиепископа Керкирского (Корфского), жившего в IX веке. О больном здесь говорится как о «люте страждущем», нуждающемся в исцелении души и тела, избавлении «от лютых и болезней». После канона читается экзапостиларий, из которого следует, что помазание совершается в храме: «В милости, Блаже, призри Твоим оком на моление нас, сшедшихся в храм Твой святый днесь, помазати божественным елеем недугующаго раба Твоего». Затем поются специальные стихиры, в которых испрашивается исцеление больному. Следует тропарь «Скорый в заступление един сый Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, избави недугов и горьких болезней, во еже пети Тя и славити непрестанно».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Тем не менее, разложивши смесь снова, художник легко узнает и белую и черную краски, входившие в ее состав. И в состоянии соединения, и в состоянии разделения он одинаково хорошо знает как общий соединенный цвет, так и каждую частную из составных его частей. Тоже нужно сказать и душе человеческой в ее отношении к элементам своего тела: она знает их в их соединении в одном живом организме и столь же легко узнает их в их разделении, по смерти человеческого тела. 51 Другой пример: предположим, что перед горшечником наложена в большом количестве глина, из которой часть была уже в употреблении для выделки сосудов, другая – только приготовлена на это. Положим далее, что сосуды, выделанные из этой глины, не все одинаковой формы и вида, а один представляет из себя бочонок, другой – ведро, третий – блюдо, четвертый – чашку и т.п. и что каждый из них принадлежит своему особому хозяину. Пока сосуды целы, каждый владелец, конечно, знает ему принадлежащий; но и после того, как они будут разбиты, легко узнать их по черепкам, потому что иного вида черепок от бочонка, иного – от стакана и пр. Тем легче все эти черепки могут быть отличены от глины, не бывшей еще в употреблении. Смысл примера по отношению к доказываемой мысли ясен: человеческое тело есть своего рода сосуд, выделанный из общего вещества, но у каждого индивидуума имеющий своеобразный вид. И душа, – этот хозяин тела, легко может узнать и различить свою собственность, будет ли она среди черепков (останков других человеческих тел), или же в массе общих мировых стихий, не входивших еще в состав человеческих организмов. 52 Некоторое основание своему мнению о посмертной связи души с телом св. Григорий думает найти и в Св. Писании, именно в евангельской притче о богатом и Лазаре. Так, то самое обстоятельство, что богатый и Лазарь, хотя оба были отрешены уже от тел, однако узнавали друг друга и за гробом, свидетельствует, что в душах их и теперь оставались некоторые знаки прежнего соединения с телом, по которым только и могло произойти такое взаимное различение ими друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

водой, предстоятель выливает вино и воду на блюдо или в другой какой-либо сосуд и из него крестообразно льет на средину престола и по сторонам его, несколько ниже средины. Священники вместе с ним растирают это руками по престолу и отирают губками досуха. 1327 Псалмы: 144-й, 22-й и 83-й не поются при освящении архиереем антиминса, если освящение его бывает не при освящении самого храма. Псалмы поются при освящении архиереем храма. 1328 Когда С.-Петербургская синодальная типография пожелала издать особой книжкой: «Последование освящения храма, егда творит иерей, избранный от архиерея и искусный», тогда при рассмотрении издаваемого синод. типографиею чина, протоиерей К. Никольский нашел нужным представить в Святейший Синод следующую историческую справку касательно помазания святым миром престола и стен храма при освящении его священником. В Православной Церкви с самой глубокой древности при освящении храма непременно помазывались святым миром престол и стены храма. Помазание было по указанию того чина, который совершал архиерей, по которому чину святые мощи полагались под престол, а также в самый антиминс. Такой чин находился в греческом Евхологионе Гоара (1646 года), взятый из древнейшего манускрипта, и в Славянском Требнике, изданном в Венеции в 1591 году. Главным образом помазание престола и стен храма указано и в том чине, который совершал архиерей, а мог совершать в отсутствии архиерея священник (Доказат. об этом см. Церк. Вед. 39, 1903 г.). По этому чину святые мощи полагались под престол и не носились при крестном ходе, а полагались в антиминс, который пришивался к срачице престола. Этот чин был в Московских Потребниках 1623, 1625, 1633; в Мирском Потребнике 1639 г., в Потребнике 1651 года. В последней четверти XVII столетия из указанного чина Московских Потребников составлены были два чина освящения храма – один чин для освящения храма архиереем, другой чин для освящения храма священником. Чин освящения храма священником сокращен. Большая часть молитв внесена в чин освящения храма от архиерея творимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Таинство считается совершенным, если священник, по освящении елея, успеет хотя однажды прочесть над больным совершительную молитву и помазать указанные в Требнике части тела. 8 . Священникам в проповедях следует объяснять прихожанам значение и сущность Таинства елеопомазания. Не надо смотреть на соборование как на Таинство для умирающего, его благодатная сила необходима всем страждущим, понимаемым в самом широком значении этого слова. 9 . Таинство елеопомазания не влечет за собой особых обязанностей и не налагает специальной ответственности. Мнения, что соборовавшийся должен жить в безбрачии, не есть мяса, налагать на себя особые посты, не ходить босыми ногами, какой-то срок не мыть тело – все это является предрассудками, противоречащими учению Православной Церкви. 10 . Встречаются люди больные, очень верующие в благодатную силу Таинства св. елея, они желают (каждый пост) собороваться: их следует останавливать и нее разрешать собороваться раньше, как через год. Схема последования святого елея (индивидуальное соборование) Подготовительные действия. На столе, покрытом чистой скатертью, или лучше церковной пеленой, поставляются: св. Евангелие, Крест напрестольный, Дароносица (перед св. Дарами следует сразу же зажечь свечу) «блюдо с пшеницею (удобнее глубокая миска), в которую ставятся 7 свечей и 7 «стручец» (палочки величиной с карандаш, на одном конце обвитые ватой, при многих помазающихся лучше помазок-кисточка); «кандило праздное» (сосуд в форме лампады, в крайнем случае – пустой стакан) – ставится в середину сосуда с пшеницею. Священникам свечи подаются незажженными, возжигать свечи в руках, следуя древности, пресвитеры должны сами по окончании молебного пения, во время великой ектеньи, перед освещением елея. Над елеем зажигать свечи надо после влития елея и вина в «кандило», т.е. перед чтением молитвы «Господи, милостию и щедротами.». Семь свечей пред елеем ставятся по числу семи совершителей Таинства, которым эти свечи положено держать в руках. По обычаю, каждый священник по прочтении молитвы после Евангелия (и помазания) гасит свою свечу. Если елеопомазание совершается одним священником, то он гасит после Евангелия поочередно одну из семи свечей, стоящих пред елеем. Помазуемый св. елеем держит в руках свечу только в том случае, если оно ему не затруднительно по состоянию здоровья. Обычно и все присутствующие стоят с зажженными свечами.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Журнал ФОМА - Журнал - Июнь 2018 (182) Изображают ли всех святых на одной иконе? Перед образом «Всех святых, от века Богу угодивших», можно помолиться любому святому, даже если фигуры его нет на иконе. Если вы не нашли в храме своего небесного заступника, смело направляйтесь к этой иконе. 19.06.2022 У вас есть 20 минут на смерть «Для современного человека смерть — это как гром среди ясного неба. Он к ней совершенно не подготовлен. У него нет традиции переживания смерти, нет выработанного отношения к ней. И когда она настигает кого-то из его близких, то перед ее лицом он оказывается совершенно беззащитным». 17.09.2019 Какие стили иконописи существовали в России? Русский иконопис­ный почерк стал узнаваем, начиная примерно с XIV века. Его создавали иконописные школы — новгородская, владимиро-суздальская, псковская, тверская, московская. У каждой школы было свое неповторимое лицо. 27.06.2018 Тринкет Ольга Батлер смогла создать оригинальный мир и оригинальных героев — которые, впрочем, сохраняют преемственность с персонажами других сказок. Книга подойдет детям от семи до пятнадцати лет. Маленьким будут интересны красочные описания, а взрослым — сюжет и запоминающиеся персонажи. Также «Тринкет» хорош для совместного чтения детей и родителей. 22.06.2018 Юрий Вяземский посвятил одному дню из Евангелия целый роман Это очень удачный пример творческого подхода писателя, который сочетается с верностью евангельскому повествованию. Я бы рекомендовал эту книгу для того, чтобы глубже понять атмосферу того времени и попытаться найти ответы на вопросы: в чем пружины той интриги, которая крутилась вокруг Пилата, Синедриона и окружающих Христа людей? в чем были главные интересы разных партий? почему и как произошло, что беззаконный суд приговорил к смертной казни Спасителя мира? 20.06.2018 Литийница Литийница — богослужебный сосуд для благословения хлеба, вина, елея и пшеницы. Это блюдо, на котором установлены три чаши, тарелка на высокой ножке и подсвечник для трех свечей. Благословение совершается во время литии на всенощном бдении. Предположительно, оно восходит к древнему обычаю агапы, трапезы первых веков христианства, на которой верующие ели, молились и затем причащались и которая также совершалась вечером.

http://foma.ru/journal/ijun-2018-182-6

III. О напутствовании больных О напутствовании больных следует позаботиться заблаговременно, пока еще больной в состоянии принять Святые Тайны и исповедоваться с полным сознанием и должным приготовлением. Вызывая священника к больному, следует спросить наперед его – больного: желает ли он только причаститься, или вместе с сим принять и таинство Елеосвящения (или пособороваться, как говорить обыкновенно). Если предполагается св. Причащение и совершение таинства Елеосвящения , в таком случае в комнате больного нужно сделать следующие приготовления. На столе, покрытом чистою белою скатертью, приготовить блюдо с пшеницею и вверху пшеницы сосуд для елея – для помазывания больного, а по бокам – в зерна пшеницы водружаются семь стручцев (палочек из лучины), обвитых ватою, для помазания больного и семь свечей (близ палочек), которые зажигаются при совершении таинства. Приготовляются свечи для священника, больного и всех присутствующих. – Когда священник приедет в дом со Св. Дарами, всем присутствующим следует встретить его у подъезда, или на лестнице с зажженными свечами в руках и, воздав Св. Дарам земной поклон, проводить в комнату больного, где также следует стать на колени. По прочтении молитв пред исповедью и причащением, присутствующие удаляются из комнаты, оставляя священника с больным для совершения исповеди. Но в это время все присутствующие должны молиться в другой комнате. По данному знаку священником все возвращаются в комнату больного, чтобы присутствовать при напутствовании его Св. Тайнами, все время стоя на коленях и молясь о больном. Затем следует совершение таинства Елеосвящения . Зажигаются свечи пред крестом и Евангелием, и вокруг сосуда с елеем семь свечей. Даются свечи всем присутствующим и больному. Производится каждение вокруг стола, на котором св. Крест и Евангелие, и – всего дома. По обычном начале поются умилительные тропари: Помилуй нас, Господи (см. л. 65). Следует чтение канона. Все присутствующие должны быть внимательны особенно к чтению канона, заключающему в себе молитву за больного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Брак. Таинство Брака совершается посередине церкви перед аналогием, на котором лежат Крест и Евангелие. Сначала совершается обручение, которое состоит в том, что священник возлагает на руки жениха и невесты перстни или кольца, которые лежали на престоле и получили от него освящение. После обручения совершается венчание. Священник читает молитвы, в которых просит Бога даровать жениху и невесте благодать для укрепления их взаимной любви и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Потом он возлагает на головы их венцы; затем читаются Апостол и Евангелие. В конце венчания подается общая чаша с вином в знак того, что они должны пить общую чашу радостей и скорбей в супружеской жизни. Потом священник обводит их три раза вокруг аналогия, что означает духовную радость и торжество. Елеосвящение. Для совершения этого Таинства обыкновенно ставят на стол блюдо с пшеницей. В середине блюда ставят сосуд с елеем, смешанным с красным вином; вокруг сосуда – семь свечей и семь палочек, обернутых в хлопчатую бумагу. Елей соединяется с вином в воспоминание того, как милосердный самарянин возлил масло и вино на раны человека, который попался в руки разбойников. Чин Елеосвящения начинается пением канона, в котором просят Бога об исцелении больного от душевных и телесных болезней, – потом читается молитва на освящение елея. После этого читаются семь Апостолов, семь Евангелий и семь молитв. После каждого чтения священник крестообразно помазует важнейшие части тела больного, читая молитву об исцелении его от душевных и телесных немощей. В заключение священник возлагает на голову больного раскрытое Евангелие и читает разрешительную молитву от грехов. Избранные стихи из 103 псалма Благослови, душе моя, Господа: Господи, Боже мой, возвеличился еси зело (весьма). Вся премудростию сотворил еси. Слава Ти, Господи, сотворившему вся. Великая ектения Миром Господу помолимся (т.е. помолимся в мире с Богом и в мире с нашими ближними). Лик: Господи, помилуй. О свышнем мире (помолимся о том, чтобы этот необходимый для молящихся мир был ниспосылаем свыше – от Бога) и спасении душ наших, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Воскликновения, подобные тем, которые были начерчены или написаны возле катакомбных эпитафий, встречаются, также, на этих чашах. На одной из них мы читаем, например, следующую фразу: Hilaris vivas cum tuis feliciter semper refrigeri in pace Dei – «Гиларий живи с твоими (подразумевается со святыми) счастливо, постоянно прохлаждаясь в мире Господа». На другой: Irene vivas – «Ирина живи!». Вероятно, сосуд с подобной формулой был употреблен на похоронном пиршестве, для которого его нарочно сделали, и потом вмазан в свежую известку, скреплявшую плиты горизонтальной гробницы, чтобы служить не только украшением, но также указанием места покоя умершего и, вместе, его эпитафией. В самом деле, гробницы, возле которых были открыты подобного рода предметы, обыкновенно, лишены надписи и всякого другого воскликновения. Небольшие круглые медальоны, в которых также золотой листок с изображением положен между двумя пластинками стекла, вставлялись иногда в блюдо, когда стекло было еще расплавлено. Обломок подобного блюда, усеянный медальонами, был открыт в 1868-м г. в Кельне 886 , около церкви Северина, при раскопке под фундамент дома. Блюда эти употребляли, вероятно, при богослужении, может быть, для евхаристических хлебов. Религиозные сцены, украшающие их, разделены в медальонах; так, например, Даниил, в положении молящегося, изображен один в кружке или медальоне, направо и налево от него, в отдельных же кружках, представлено по льву. Будучи больше чаш и, потому, хрупче последних, блюда эти не дошли до нас в целости, но в катакомбах Рима очень часто находили, выпавшие  из них медальоны, которые христиане, иногда, носили отдельно 887 , как видно по ушку, приделанному            к некоторым  из них            888 . Очень вероятно, что в Риме была фабрика подобного рода предметов. Найденные в Кельне медальоны до того похожи на римские, что, вероятно, вышли из одной и той же мастерской; может быть, они были привезены в Кельн из Рима и там вставлены в расплавленное стекло. Части с золотыми фигурами имеют некоторое сходство, но только относительно техники, с мозаиками; последние в христианских церквах и базиликах состоят из стеклянных кубиков, по которым тоже наведена краска или золото под слоем стекла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возложение венцов на вступающих в брак служит для них как бы знаком их победы над страстями, наградой за то, что они вели целомудренную жизнь до брака. Священник дает бракосочетавшимся троекратно пить из чаши с красным вином: это напоминает древний обычай совершать венчание во время божественной литургии, за которой молодые супруги причащались св. Таин, и по причащении, запивали вином. В настоящее же время эта общая чаша подается им в знак того, что в жизни они должны делить друг с другом и счастье, и несчастье, и радости, и печали. Троекратное хождение новобрачных вокруг аналоя выражает их духовную радость и понимается как доказательство неразрывности их союза и твердости обетов, данных перед Церковью. 135 То есть не все люди могут быть девственниками, но только те, кому даны от Бога естественное расположение к безбрачной жизни и особенные силы к тому. Кто может вести безбрачную жизнь, тот пусть ведет ее. 136 Таинство елеосвящения иначе называется у нас соборованием , потому что, по древнему обычаю, оно должно совершаться несколькими священниками, именно семью, но в случае нужды оно может быть совершено и меньшим числом священников, даже одним. 137 Молитва веры, произносимая священнослужителем при самом помазании больного, читается так: « Отче Святый, врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (имярек) от обдержащия его телесныя немощи и оживотвори благодатию Христа Твоего » и проч. 138 Для совершения таинства елеосвящения приготовляется стол и на нем полагаются: крест, Евангелие и блюдо с пшеницей. В пшеницу вставляются: 7 свечей, 7 стручков (тоненьких деревянных палочек, обернутых на одном конце ватой) для помазания больного и сосуд с елеем и красным вином. Семь свечей зажигаются около елея в ознаменование благодатных действий семи даров Святого Духа. Елей, которым помазуется больной, смешивается с красным вином в воспоминание того, что и милосердный самарянин возливал на раны человека, ограбленного разбойниками, масло и вино ( Лк.10:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Ргорега, пес te venturas differ in horas, Qui non es hodie, cras minus aptus eris. Приступая с такими побуждениями к делу, первенствующий жрец берет на свою долю несколько листов из книжного свитка, a прочие вручает старшему после себя, который то же делает. Таким образом, листы расходятся по рукам всех присутствующих лам. Вдруг капище оглашается известною анафонемою: ламадор итегемой... и каждый начинает читать доставшийся ему фрагмент. А кому удастся предварить других окончанием чтения, тот обязан помогать отсталым; поэтому общее дело из уровня своего никогда не выходит. Пусть слова чтецов бьют только воздух; пусть отзываются они эхом вавилонского языкосмешения: в понятии Буддистов это не роняет, но высит цену религиозного подвига. Ибо предполагается, что звуки, невнятные людям, внятны богам; и чем большее слияние голосов, тем скорее достигают они небесных высот и низводят оттуда благословение. По окончании чтения, приступают к отправлению разных обрядов, каковы суть: Туйн, Аршиан и Мандза. 1) Туйн составляет исключительную принадлежность утренней службы. Для совершения его Унзат и двое Такильчих выносят на капищную арену изображение неба – толи и бумбу со сладкою и ароматною водою. Толи держат почтительно, едва касаясь окраин; жрецы поют, селнины и кенгере гремят. В это время один из Такильчих начинает лить воду из бумбы, стараясь, чтобы ни одна капля не канула на блюдо, не оросивши наперед небесного круга. Унзат, по мере орошения, отирает круг хадаками разных цветов, применительно к рангу прославляемых богов. Оставшаяся за сим на блюде вода почитается священною – per excellentiam – бумбейн аршиан. Ее вкушают, как нектар, ею мажутся, как елеем святым. Сосуд же, вмещающий эту воду, отличают от других жертвенных принадлежностей цветами и павлиньими перьями. Не трудно понять, что все действие Туйна есть символическое. Буддисты приветствуют им небожителей и как бы омывают светлый их зрак после пробуждения, для подвигов наступающего дня. А поскольку счастье быть при подобных представительствах редкому достается: то избранные приносят благодарную жертву – ачиту мандал, и тем довершают исполнение утренних религиозных обязанностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010