Дикирий (гр. – двухсвечник) – переносной подсвечник с двумя свечами, употребляемый при архиерейском служении. Дискос (гр. – круглое блюдо) – один из главных священных сосудов, употребляемых при литургии. Небольшое по величине блюдо на подставке, на котором приготовляется, освящается и раздробляется Агнец, то есть часть главной просфоры, пресуществляющаяся в Тело Христово в таинстве Евхаристии. Елей – освященное оливковое (или другое растительное) масло, используемое в некоторых церковных обрядах. Жезл – богато украшенный посох, который архиерей носит во время богослужения. Жезл является знаком высшей пастырской власти. Посох дается также архимандритам и игуменам, как начальникам монастырей. Жертвенник – четырехугольный стол, находящийся в северо-восточной части алтаря (слева от престола), облаченный в такие же, как и престол, одежды – срачицу и индитию. Звездица – один из священных предметов церковной утвари. Представляет собой две крестообразно соединенные дуги, скрепленные на вершине. После окончания проскомидии ставится на дискос над Святым Агнцем. Символизирует собою чудесную звезду, за которой волхвы шли в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю. Кадило – 1) металлический сосуд на цепочках, предназначенный для совершения каждения; 2) курящийся ладан ( Пс.140:2 ). Кафедра  (др.-греч. седалище; сиденье) – кресло для архиерея, устанавливаемое в храме. Копие – короткий нож с лезвием треугольной формы, с помощью которого совершаются над просфорами действия проскомидии. Символизирует собою то копье, которым один из воинов пронзил грудь Спасителя, умершего на кресте. Копие, которым вырезаются частицы из просфор, символизирует орудие Промысла Божия. Крест напрестольный – Крест с изображением Распятого Господа, полагаемый на престоле рядом с Евангелием. Кропило – богослужебный предмет, представляющий собою пучок из водостойкого эластичного растения или искусственных волокон, с рукоятью, используемый священником для кропления (т.е. крестообразного обрызгивания) святой водой.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-predmety

Вслед за тем он вышел вместе с нашим владыкой в передний диван к царской трапезе, убранной золотыми и серебряными блюдами и такими же ложками и вилками. Господарь сел в кресла, обитые бархатом, с серебряно-вызолоченными гвоздями, а для нашего владыки патриарха было поставлено другое кресло по правую его руку. Владыка благословил трапезу и господаря и, взяв ломоть хлеба и обмакнув в кушанье, встал, причем встали и все присутствовавшие вельможи, и выразил господарю благопожелания, как принято в подобных случаях, после чего все сели. Все блюда были накрыты такими же блюдами, пока не принялись за еду; тогда их сняли: у них такой обычай, что блюда к столу подаются покрытыми. Ашджи, или великий келарь, он же таббах-баши, всякий раз как слуги вносили блюда, каждое подавал господарю, снимая крышку; если оно нравилось господарю, то ставил пред ним безмолвно и, взяв вилку, проходил ею по всему блюду и отведывал кушанье; потом подносил другое блюдо. Если же оно не правилось, то господарь поднимал глаза 82 , и тот убирал и ставил блюдо под стол. По левую руку господаря стоял слуга в красивой одежде: он брал некоторые блюда и ставил их пред самым господарем; другой слуга брал его хрустальный в серебряной оправе кубок и, поставив на его место другой, вытирал и приносил обратно. Силяхдар, или великий спафарий 83 , все время стоял по правую руку господаря с короной, осыпанной драгоценными камнями, опоясанный мечем и держа в руке царский скипетр. Виночерпий со своими подручными также стоял близ него, имея перед собою высокий деревянный сосуд с водой на трех ножках, в коем находились стеклянные бутылки с разноцветным вином, водкой и пивом; подле стояла скамья, покрытая белою скатертью, на которой были расставлены хрустальные кубки и серебряные и фарфоровый чаши. Виночерпий подавал пить господарю и патриарху из одного и того же кубка, и всякий раз как они пили, все присутствующие вставали. Прочие пили из других кубков и другое вино. Поднося господарю чашу, виночерпий всякий раз отведывал из неё и потом подавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сланость - соленость, соленый вкус, солончак. Сланый - соленый. Слота - ненастье, слякоть. Слух - слышание, молва народная. Слякохся - я согнулся. Слящися - сгорбиться, согнуться. Слячен - скорченный, сгорбившийся. Смердити (смердети) - испускать смрад, зловоние, вонять. Смежити - сомкнуть глаза, зажмурить. Смердящий - зловонный. Смирение - покой, безопасность, примирение. Смирна (или мирра) - смола благовонная, имеющая силу предохранять тело от гниения; мирра - благоуханное смолистое вещество, горькое и пахучее. Смоква - плод смоковницы, винная ягода. Смотрение - забота Божия о спасении человека, промысел. Смотрительно - промыслительно. Снабдевати - сохранять, спасать. Снабдети - сберечь, сохранить. Снедь - пища, кушанье. Снедно - съестное. Снести - съесть, вкусить. Снитися - соединиться, сочетаться, вступить в брак. Соблазн - препятствие; поступок, пример или слово, могущее быть камнем преткновения для верующего. Соблюдение - темница, тюрьма, примета, видимый знак. Совосприятель - соучастник. Согрешения вольные - грехи, сделанные по собственной воле. Согрешения невольные - грехи, сделанные без участия своей воли, неосознанно или по незнанию, или по принуждению. Содетель - творец, создатель, совершитель. Создание - творение, тварь. Созижди - сделай, сотвори. Сокровище благих - хранитель всех благодеяний, источник всего хорошего, вместилище всех благ. Сокровищница - место, где хранятся сокровища; кладовая. Соленица - солонка, сосуд для подачи соли на стол. Солило - соусное блюдо, из которого Спаситель на Тайной вечери ел с учениками; вообще - блюдо, солонка. Солея - возвышение перед иконостасом. Центральная часть солеи - амвон, боковые части - клиросы. Соние - сон, сновидение. Сонм - собрание народа, толпа, скопище. Сонмище - собрание людей или место, где они собираются. Сопель - свирель. Сопец - трубач, музыкант, флейтщик. Сопрестольный - совместно участвующий в престоле или в верховной власти царской или святительской. Сопротивный - желающий противного, препятствующий желанию другого и исполнению чего-нибудь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2088...

По комнате распространился приятный, напоминавший о работе, летуче-свежий запах скипидара и мастики. Джованни изо всей силы втирал в доску замшевою тряпочкою горячее льняное масло. Ему сделалось жарко. Озноб совсем прошел. На минуту остановившись, чтобы перевести дух, с раскрасневшимся лицом, оглянулся на учителя. – Ну, ну, скорее, не зевай! – торопил Леонардо. – Простынет, так не впитается. И, выгнув спину, расставив ноги, плотно сжав губы, Джованни с новым усердием продолжал работу. – Что, как ты себя чувствуешь? – спросил Леонардо. – Хорошо, – ответил Джованни с веселой улыбкой. Собрались и другие ученики в этот теплый, светлый угол громадного кирпичного, покрытого бархатисто-черной сажей ломбардского очага, откуда приятно было слушать вой ветра и шум дождя. Пришел озябший, но как всегда беспечный Андреа Салаино, одноглазый циклоп кузнец, Зороастро да Перетола, Джакопо и Марко д’Оджоне. Лишь Чезаре де Сесто, по обыкновению, не было в их дружеском кружке. Отложив доску, чтобы дать ей просохнуть, Леонардо показал им лучший способ добывания чистого масла для красок. Принесли большое глиняное блюдо, где отстоявшееся тесто орехов, моченных в шести переменах воды, выделило белый сок, с густым, всплывшим на поверхности, слоем янтарного жира. Взяв хлопчатой бумаги и скрутив из нее длинные косицы, наподобие лампадных светилен, одним концом опустил он их в блюдо, другим – в жестяную воронку, вставленную в горлышко стеклянного сосуда. Впитываясь в хлопчатую бумагу, масло стекало в сосуд золотисто-прозрачными каплями. – Смотрите, смотрите, – восхищался Марко, – какое чистое! А у меня всегда муть, сколько ни процеживаю. – Должно быть, ты верхней кожицы с орехов не снимаешь, – заметил Леонардо, – она потом на полотне выступает, и краски от нее чернеют. – Слышите? – торжествовал Марко. – Величайшее произведение искусства от этакой дряни – от ореховой шелухи погибнуть может! А вы еще смеетесь, когда я говорю, что правила должно соблюдать с математическою точностью... Ученики, внимательно следившие за приготовлением масла, в то же время болтали и шалили. Несмотря на поздний час, спать никому не хотелось, и, не слушая ворчания Марко, дрожавшего над каждым поленом, то и дело подбрасывали дров. Как иногда бывает в таких неурочных собраниях, всеми овладела безотчетная веселость.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

2,4 II, 16, 7 Но как пчела скрыто выделывает восковую ячейку в сотах – так и благодать сокровенно производит в сердцах любовь свою и превращает горечь в сладость, жестокость – в доброту. 2,5 Или как чеканщик или резчик по серебру, производя резьбу на блюде по частям, закрывает разных животных, которых вырезывает, а когда кончит работу, тогда показывает блюдо в полном блеске, – так и Господь, истинный Художник, переплавляет 5081 сердца наши и обновляет таинственно, пока не преселимся из тела 5082 , и тогда соделывается видной красота самой 5083 души. 2,6 Желающие сделать 5084 сосуды и изобразить на них животных сперва делают восковой слепок и тогда по его подобию отливают [сосуд], так что вещь изготавливается по той модели. Так и грех, будучи духовного свойства, имеет [свой] образ и преображается во многие виды. 2,7 Подобно сему и внутренний человек есть некое живое существо, имеющее свой образ и свое очертание, потому что внутренний человек есть подобие внешнего. Это – важный и драгоценный сосуд, потому что из всех тварей [именно] там благоволил обитать 5085 Господь. 2,8 Добрые помыслы души подобны драгоценным камням и жемчужинам, а нечистые помыслы исполнены «костей 5086 и всякой нечистоты» 5087 5088 . 2,9 II, 16, 8а, ср. I, 4, 26, 1а 5089 Посему христиане принадлежат иному веку, суть сыны Адама небесного, новое рождение, чада Духа Святого, светоносные братья Христовы 5090 , с коими и мы да удостоимся благодати и человеколюбия Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Которому подобает слава, честь и великолепие во веки веков. Аминь. Слово 47. всегда должен иметь страх из-за удобоизменяемости 5091 1 cp. II, 38, 3b Строящие основание, словно скалу 5092 , каковая есть Иисус Христос, и долгое время упражнявшиеся и искушенные – сии могут «искушаемым помочь» 5093 , и сострадать 5094 , и жалеть их. 2 II, 38, 4 Некоторые же, обманываясь в себе 5095 , когда была в них благодать Божия, при сильном действии [ее] находили свои члены столь освященными, что заключали о себе, будто бы в христианине нет места похоти, но приобретается ум целомудренный и чистый, и что внутренний человек парит уже в божественных и небесных тайнах 5096 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Притвор — пристройка перед входом в храм. Может устраиваться с западной, южной и северной сторон храма. Обычно отделяется от храма стеной с дверным проемом. Ризница — отдельное помещение в храме или место в алтаре (обычно справа от горнего места), где хранятся облачения и священные сосуды. Солея (лат. solum — ровное место, основание; пол) — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом. Поскольку сам алтарь находится на возвышении, солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решеткой. В центре солеи перед Царскими вратами она полукругом выдается вперед (амвон), по бокам солеи располагаются клиросы. Царские врата — двустворчатые двери напротив престола (в алтаре), главные врата иконостаса. Царские врата ведут в алтарную часть храма и символизируют собой врата Рая. В отличие от северных и южных (диаконских) врат иконостаса, Царские врата открываются только для торжественных выходов или других, описанных уставом, моментов богослужения. В Царские врата могут входить только священнослужители и лишь во время богослужения. Вне богослужения и без облачения входить в алтарь и выходить из алтаря через Царские врата имеет право только архиерей.   Богослужебные предметы, церковная утварь Воздух — большой четырехугольный покров, которым покрываются покрытые покровцами дискос и потир. Воздух символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа. Дароносица — переносная дарохранительница, используемая священником для причащения дарами (например, в больнице и т. п.). Дарохранительница — священный сосуд, в котором хранятся преждеосвященные дары. Дарохранительница обычно устанавливается на престоле. Дикирий (греч. «двухсвечник») — подсвечник для двух свечей — принадлежность архиерейского богослужения. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам Иисуса Христа. Во время богослужения дикирием и трикирием архиерей благословляет молящихся. Дискос (греч. «священный сосуд»)блюдо на подножии с изображением младенца Иисуса. Во время проскомидии на дискос полагаются агнец и частицы из просфор. Во время евхаристического канона на дискосе совершается освящение и преосуществление агнца. Согласно литургическим толкованиям, дискос символически изображает Вифлеемские ясли, а также гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа.

http://sinfo-mp.ru/slovar-cerkovnih-term...

Следует осознавать также, что Елеосвящение, как духовное врачевание, не устраняет законов и сил физической природы. Оно духовно поддерживает человека, оказывает ему благодатную помощь в той мере, какая по смотрению Божию необходима для спасения души больного. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств. Последование таинства Елеосвящения (Применительно к его совершению одним священнослужителем, как это обычно имеет место на практике). В храме (или в комнате больного перед иконами) ставится стол, покрытый чистой скатертью. На стол ставится блюдо с зернами пшеницы (при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т.п.). Посреди блюда на пшеницу устанавливают сосуд (или просто чистый стаканчик) для освящения елея. В пшенице вертикально укрепляют семь палочек, обернутых на концах ватой (стручцы), и семь свечей. В отдельных сосудах ставят на стол чистый елей (оливковое, растительное, вазелиновое или подобное масло) и немного красного вина. На столе полагаются Евангелие и крест. После каждения, возгласа священнослужителя, чтения предначинательных молитв, псалма 142 , покаянных тропарей и 50-го псалма читается " канон о елее " , раскрывающий в своих тропарях духовную значимость и силу Таинства. Затем совершается приготовление елея: в пустой сосуд священником вливаются и смешиваются масло и вино; вино знаменует собою Кровь Христову, пролитую на Кресте для спасения людей, а смешивание масла и вина напоминает нам Евангельский рассказ о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками ( Лк. 10, 25 -37). После этого возжигаются семь свечей, установленные в пшенице; кроме этого, зажженные свечи даются всем присутствующим и тому, над кем совершается Таинство. Священник, читая молитву, совершает освящение елея. После прочтения священником первого Апостольского чтения из Соборного послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения ( Иак. 5, 10 -16) и первого Евангельского зачала о самарянине, священник читает молитву. После этого совершает краткую ектению с молениями о болящем и, взяв в руки стручец, крестообразно помазывает елеем лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки соборующегося. При этом священник читает тайносовершительную молитву: " Отче Святый, Врачу душ и телес... " . После этого гасится одна из семи горящих в сосуде с пшеницей свечей.

http://drevo-info.ru/articles/371.html

На престоле также лежит Евангелие: в некоторые моменты богослужения оно выносится для чтения или для поклонения. Напрестольное Евангелие обычно представляет собой книгу большого размера с богато украшенным переплетом. В древности Евангелие вместе с богослужебными сосудами хранилось в специальном помещении при храме – скевофилакионе (сосудохранилище), однако впоследствии Евангелие стали оставлять на престоле – как во время богослужения, так и во внебогослужебное время. На восточной стороне престола стоит дарохранительница – сосуд для хранения запасных Святых Даров, изготовленный, как правило, из серебра или другого металла в виде небольшого ажурного храма с куполом и крестом наверху. Святые Дары хранятся в храме на случай необходимости срочного причащения больных; заготавливаются они на весь год вперед за Божественной литургией Великого Четверга. В древних храмах запасные Дары могли храниться в особом сосуде в виде голубя, подвешенном над престолом под сводом кивория. Во время богослужения на престол ставятся две зажженные свечи в напоминание о Свете истинном, который просвещает всякого человека, приходящего в мир ( Ин. 1:9 ). При совершении литургии используется потир (сосуд для питья) – чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. В более бедных храмах могла использоваться чаша из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Во время литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной Вечери причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители. С таким же благоговением принято относиться к дискосу (круглое блюдо, круг) – небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем. Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной Вечери взял хлеб, чтобы раздать его ученикам.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В ходе богослужения каждение может приобретать дополнительные, частные значения. Так, на проскомидии оно означает ароматы, принесенные Богомладенцу волхвами. На великом входе за литургией каждение знаменует ароматы, которыми помазано было Тело Христово при положении во гроб. Каждение в начале великой вечерни на всенощном бдении напоминает о том, как при сотворении мира Дух Божий носился над водою (Быт. 1:2). Каждение на " Господи, воззвах " соответствует тем жертвам, которые стали приносить люди Богу после грехопадения, сожигая на жертвенниках свои приношения. Каждение на полиелее, пред чтением Евангелия, означает благодать Духа Святого, излившуюся на весь мир через проповедь Евангелия. Каждение на 8-й песни канона, при пении " Честнейшую Херувим " , воздает славу Богоматери и означает то духовное благоухание Богу, каким является Она Сама и какое распространяется Ее молитвами и участием в деле спасения мира. Каждение совершается движением кадила перед иконой, предметом или лицом, которым обращено каждение. Каждение бывает полным, когда кадят весь храм, малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих. Особое каждение совершается вокруг стола с хлебами, вином, пшеницей и елеем на литии и в других случаях. Разнообразные виды каждения имеют свои правила, указанные в Уставе и других богослужебных книгах. Утварь для совершения особых богослужений, треб и таинств Сосуд для освящения хлебов , пшеницы, вина и елея на литии - это металлический сосуд с круглым основанием, на котором укреплено блюдо на ножке для пяти хлебов, полагаемых на него, стаканы для пшеницы, вина и елея. С восточной стороны сосуда имеется подсвечник, представляющий собою ветвь с тремя листьями, куда ставятся три свечи. Ранее хлебы, пшеница, вино и елей поставлялись на столике в особых сосудах. В молитве на освящение хлеба, пшеницы, вина и елея содержится прошение о ниспослании Богом земных даров, чтобы через вкушение этих земных благ верующие люди были освящены духовно. Хлебы, пшеница, вино и елей на литии являются символами основных земных средств существования человека и небесных, духовных даров, которыми Господь питает человеческие души. Эти земные дары представляя собою своеобразное жертвоприношение, свидетельствуют о том, что все земные и духовные дарования и блага, какими пользуются люди, суть дары, исходящие от Бога. И трисвечник в виде древесных ветвей с листьями знаменует собою древо жизни, от которого верующие вкушают плоды вечной жизни, а круглая форма основания прибора и блюда для положения хлебов напоминают о вечности благодатных даров Божиих. Три горящих свечи знаменуют не созданный свет Триединого Божества, Даятеля всяческих благ. Нижний круг, где находятся пшеница

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2162...

Стекла – предмет привозной промышленности, а горшечные изделия с поливою – продукт местного производства, и потому для нас особенно важно существующее в этих изделиях слияние элементов восточного и византийского искусства. Посуда эта стала обращать на себя внимание лишь в самое последнее время, но открыта или, точнее, открыта и сохранена только в находках Херсонеса (раскопки Археологической Комиссии), Феодосии (раскопки А. Л. Бертье-Делагарда, собрание в Одесском Музее), Судака (частные находки); единичный экземпляр встречен также в Гнездовском могильнике. Техника поливы весьма простая и несложная: сосуд, будь то чашка (рис. 9, 10), кувшинчик, блюдо или блюдце, прежде обжога, по сырой глине покрывают белым составом мучнистого характера или краской, не выдерживающею ни обжога, ни атмосферических влияний; покрывают сплошь, в лучших (именно также в сосудах чисто восточного характера, следовательно, привозных, но также более древних и т. под.) экземплярах и с наружи, в большинстве только внутренность сосуда, и затем ножиком или иным острым предметом прочерчивают или процарапывают на этой покраске рисунок до слоя натуральной глины, обнажая, таким образом, ее более темный фон, который и даёт в одно и то же время и контур, и поле для рисунка, освобожденное от белой обмазки. Затем вновь весь сосуд, кроме тех частей, которые не нуждаются в поливе (напр. чаще всего, кроме наружной стороны днища или донышка), покрываютъ сплошь, обливая и рисунок, и фоны, и несколько уже высохшую белую обмазку прозрачною свинцовою глазурью или поливою и подвергают обжогу. Уже в этой поливе, которая всегда в основании должна быть прозрачна, прибавляют два цвета различные медные соли впускает зеленый цвет, чаще всего, а также и другие оттенки, которые распускают в прежних тонах и в белой нижней обмазке, варьируя от просто белой краски до коричневой и синей, темных оттенков в пр. Но, помимо этого, белая обмазка бывает в этот периоде особенно часто светло-жёлтого, палевого цвета, или даже оттенка желтоватого, бледного трона, также в

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010