Могу сказать: печальное то время, – Когда наградой пота и труда Был произвол. Его мы свергли бремя. Народ воскрес – но не вполне – да, да! Ему вступить должны помочь мы в стремя, В известном смысле сгладить все следы И, так сказать, вручить ему бразды. Искать себе не будем идеала, Ни основных общественных начал В Америке, Америка отстала: В ней собственность царит и капитал. Британия строй жизни запятнала Законностью. А я уж доказал: Законность есть народное стесненье, Гнуснейшее меж всеми преступленье! Нет, господа! России предстоит, Соединив прошедшее с грядущим, Создать, коль смею выразиться, вид, Который называется присущим Всем временам; и, став на свой гранит, Имущим, так сказать, и неимущим Открыть родник взаимного труда, Надеюсь, вам понятно, господа? Валуев, возглавив с 1872 года Министерство государственных имуществ, выступил с новой экономической программой сохранения самобытности России, опубликовал около 200 статей, так сказать, о «НЭПе» того времени. При Александре III он оказался невостребованным ни как государственный деятель, ни как экономист, зато в полной мере проявил себя в новом Граф Дмитрий Блудов. Начало 1860-х гг. качестве – историка Церкви, прозаика и поэта. Сохранилось его наставление сыну, звучащее как завет: «Помни: одно утешение, одна опора, одно спасение – молитва, одно умиляющее и умиротворяющее пристанище – церковь , один покровитель и спаситель – Трисвятый Бог». Таковым был итог всей жизни экс-министра. Об этом можно судить по его стихам, впервые опубликованным в книге, которую он составил и издал в 1884 году под названием: «Сборник кратких благоговейных чтений на все дни года». Наряду с выдержками из Священного Писания и богословских книг, Валуев поместил в «Сборнике» духовные стихи русских поэтов – от Ломоносова и Державина до Пушкина, Лермонтова, Федора Глинки, Вяземского, Хомякова и других своих современников, включая собственные, подписанные его отчеством «Александров». Таких стихов более тридцати, и некоторые из них нисколько не уступают лучшим образцам представленной им русской религиозной классики. И дело здесь даже не в профессиональном уровне, далеко не любительском, а в том, что такие стихи не пишутся, а рождаются, свидетельствуют о глубоком духовном опыте, о собственных религиозных переживаниях и сопереживаниях. В дневнике – внешняя канва событий.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Одной из важных дипломатических побед Л. стало восстановление полномасштабных отношений между Папским престолом и королевством Сардиния-Пьемонт; в Турине была возобновлена апостольская нунциатура, упраздненная еще в 1753 г. В 1840 г. Л. участвовал в разрешении «дела Монтеля», связанного с крещением родившейся в семье франц. еврея Д. Монтеля девочки Эстер, к-рую без ведома родителей тайно крестила сразу после рождения находившаяся при ней женщина. После того как об этом стало известно местному священнику, девочку изъяли у родителей, т. к. по законам Папского гос-ва ребенок-католик не мог воспитываться в евр. семье. Родители девочки обратились за помощью к франц. правительству, и после переговоров по решению папы и совету Л. ее передали франц. дипломатам; со стороны французского кор. Луи Филиппа I были получены гарантии, что она будет воспитываться в католической вере. Л. принимал участие в налаживании отношений между Папским престолом и Российской империей, подготовил встречи папы Григория XVI и имп. Николая I Павловича в дек. 1845 г. в Риме. В нач. 1846 г. Л. провел переговоры о заключении конкордата с канцлером К. В. Нессельроде. После смерти папы Григория XVI (1 июня 1846) Л. участвовал в подготовке и проведении конклава, на котором его, пользовавшегося поддержкой консервативной группы кардиналов-«ревнителей» (zelanti), рассматривали как одного из возможных кандидатов на Папский престол. Однако большинство кардиналов были недовольны консервативной политикой Л.; его кандидатура не получила необходимого числа голосов. Новый папа Римский Пий IX не подтвердил полномочий Л. в качестве гос. секретаря, однако 30 июня 1846 г. назначил его одним из 6 кардиналов особой конгрегации по подготовке программы действий своего понтификата. Л. также было поручено продолжить в нояб. 1846 г. переговоры о заключении конкордата с Российской империей, которые были осложнены бескомпромиссной позицией Л. (успешно завершились лишь после прямого вмешательства папы Пия IX). 3 авг. (22 июля по ст. ст.) 1847 г. в Риме Л. от лица Папского престола подписал конкордат с Российской империей, которую представляли гр. Д. Н. Блудов и посол А. П. Бутенёв.

http://pravenc.ru/text/2462585.html

Не трудно вообразить, какое впечатление это письмо произвело на меня – нового ректора академии и какое понятие внушило мне о духе и направлении моих будущих питомцев”. Хрон. моей жизни. т. II, стр. 560. 1266 Пирогов Николай Иванович , знаменитый врач-хирург и педагог. С 1841 занимал должность профессора хирургии в Петербургской медико-хирургической академии; с 1857 г. назначен попечителем одесского, а затем киевского округа. В 1861 г. вышел в отставку, в 1881 г. скончался. 1267 Корнилий Орлинков, инспектор Костромской семинарии с 1859 г. В 1865 г. перемещён в инспектора Петербургской семинарии; с 1866 г. назначен ректором Костромской семинарии. В 1874 году уволен от училищной службы. 1268 Парфений Попов, известный своими миссионерскими подвигами сначала в сане епископа Томского, а потом Иркутского (1854–1873), встал в неприязненные отношения к губернатору Сибири Синельникову по делу об обращении в христианство одного знатного инородца. 1269 Александр Павлович, с 1857 г. епископ Архангельский с 1860 г. епископ Полтавский; в 1862 г. уволен на покой. Ск. 1874 г. 1272 Граф Блудов Димитрий Николаевич, статс-секретарь, председатель государственного совета и комитета министров. Ск. 1864 г. 1274 Василий Иванович Боголепов, по окончании курса в академии со степенью магистра в 1860 г., назначен в Вифанскую семинарию преподавателем логики и соединённых с нею предметов. В мае 1860 г. перемещён в академию на класс патристики. 1275 Февраля 8 митрополит писал о. наместнику: „Сейчас получил я из Петербурга, от душ благих, просьбу, чтобы немедленно при мощах преп. Сергия, совершено было молебствие о Божием покровительстве и помощи Благочестивейшему Государю и отечеству. Потрудитесь немногим собором, но сами с немногими, совершить молебное пение Пресвятой Троице и преп. Сергию с акафистом. Почему это в сие время, не знаю. Может быть трудные рассуждения о крестьянском преобразовании побуждают особенно искать Божией помощи. Может быть, есть трудные рассуждения о Сирии, где христианам, по их мнению, опасно, а по мнению турок – очень хорошо. Письма митр. Филарета к Антонию Т. IV 1371. 1276 Архимандрит Феодор (в мире Александр Матвеевич) Бухарев, по окончании курса в Московской академии в 1846 г. бакалавр в ней библейской истории, потом переведён на Св. Писание. С 1852 г. экстраординарный профессор; с 1853 г. архимандрит. В 1854 г. назначен профессором догматического богословия в Казанскую академию; в 1855 г. инспектором академии. В 1858 г. перемещён в члены Петербургского комитета духовной цензуры. В 1861 г. оставил должность цензора и поселился в Никитском Переяславском монастыре. В 1863 г. сложил с себя сан монашеский. Скон. 1871 г. В своих сочинениях о православии в отношении к современности о. Феодор является поборником нового богословского направления, которое стремилось осветить светом православия все стороны человеческой жизни и все их возглавить во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монастырскому суду не подлежали монастырские слуги и крестьяне по искам их на посторонних лиц, так как то были лица совсем другого ведомства. В этом случае обиженные монастырские слуги и крестьяне или сами от своего лица обращались к подлежащим властям с челобитными, или же действовали чрез архимандрита. Если же обижен был сам монастырь, то он искал виновных сам. За судом и расправой приходилось тогда обращаться к разным лицам и приказам, где ведомы ответчик или дело. Приведу несколько примеров, достаточно уясняющих высказанное положение. В 1679 году архим. Протасий с братией бил челом Государю Федору Алексеевичу о допросе в Приказе Сыскных дел дворового человека деревни Тагаевой (вотчины помещика Блудова) с товарищами, пойманных в порубке монастырского лесу; они были поставлены и допрошены в упомянутом приказе, повинились и по них собрана поручная запись ставить их к суду; но Блудов приехал в монастырь «ко властям» и власти «для его скудости» прекратили дело мировой, «взяв харчи», что стало по этому делу и запись на Блудова и крестьян «с зарядом в 50 рублях» 586 . Когда воеводы или другие какие-либо лица из должностных обижали монастырских крестьян, шли от лица монастырской братии челобитные к Государю: нам уже известны многие из них 587 . В 1660 г. (вероятно и в конце XVII в. бывало так) монастырский крестьянин с. Новоселок Хрисанф Фомин обращался с челобитной прямо к князю Ивану Андреевичу с жалобой на его крестьянина (с. Кузьминского) Шелепова, присвоившего себе его лошадь с разной рухлядью 588 . Особенно интересно следующее дело. В 1692 г. крестьянин с. Белоомута Иван Кусков (не подсудный монастырю) подрядил крестьян монастырского с. Григорьевского Сеньку Толоконникова с товарищами весть струга с солью; подрядчик Авдей забрал деньги, а струга до урочного места не были доведены и таким образом взятые деньги не заработаны. В следующем году другие крестьяне того же села Тимошка Андросов с товарищами (25 человек) подрядились у того же Кускова весть струга и струга довели, куда рядились, но Кусков не додал им денег – каждому по полтине, говоря: пусть они сочтутся с Сенькой Толоконниковым и товарищами, в прошлом году его обманувшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Иосифа, строителя юхновского во имя Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря, найти иконописца, чтобы написать образ А. В., каким преподобный предстал в видении Сергию. Иосиф исполнил обещание, новую икону поместили в местном ряду иконостаса ц. Всемилостивого Спаса «Нижнего». Преподобный был изображен «подобием мужа млада, на главе власы клокаты, в правой руке древо с ветми, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы» (Дело об освидетельствовании иконы. Л. 215). В 1679 г., на праздник Вознесения Господня, в вяземский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь пришел крестный ход во главе с протопопом Троицкого собора и «со всеми градскими священниками». Архимандрит мон-ря Питирим (буд. свт. еп. Тамбовский), отличавшийся строгим благочестием и ревностью к соблюдению церковного устава, обратил внимание на незнакомую ему икону из Спасского «Нижнего» мон-ря «с резною на серебре» подписью: «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский». Архим. Питирим спросил строителя мон-ря Спиридона, почему икона подписана этим именем, что это за святой, «мирским ли житьем жил или иноческим», и «котораго града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено». Спиридон ответил, что ни о чем не знает, а резную уже готовую подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек М. Блудов. Архим. Питирим оставил икону у себя «до митрополичьего указу», а «распросные речи» Спиридона послал к митр. Сарскому и Подонскому Варсонофию. В ходе следствия выяснилось, что незадолго до этого в Вязьму из Торжка были присланы икона и канон прп. Аркадию Новоторжскому, мощи к-рого были обретены в Торжке 11 июля 1677 г. Вероятно, вяземцы, чтившие А. В. и желавшие видеть его канонизированным, воспользовались прославлением ученика прп. Ефрема Новоторжского, тезоименитого их Аркадию, и «допустили фальсификацию подписи на иконе преподобного Аркадия Вяземского» ( Димитрий (Самбикин). С. 101). После того как архим. Питирим оставил икону у себя в мон-ре, в Вязьме среди посадских людей и стрельцов начались волнения.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Да и в будущем веке она толико же резким послужит осуждением нечестия, грубого нечестия мнимых верующих. Апостол Павел к гордящемуся обрезанием Иудеанину говорит: аще убо необрезание, или язычник, оправдание закона лучше тебя сохранит, уверовав притом и во Христа, Который единый есть источник оправдания, не необрезание ли его во обрезание вменится, не сделается ли он из язычника истинным, спасающимся Иудеанином? Без сомнения, сделается: и еще осудит еже от естества, по природе необрезание закон совершающее, тебе, иже писанием и обрезанием хвалишься, суща преступника закона ( Рим.2:26–27 ). Подобно язычник и ко Христу необратившийся, а только несколько познавший Единого истинного Бога, и по оному познанию творящий некоторые дела правды послужит к осуждению всякого того Христианина, который хвалится тем, что во Христа верует и благочестиво мыслит, и который притом весьма развращенно и нечестиво живет. Господь Бог представит в осуждение Христианских мерзких дел, грехов их и беззаконий, обид их и притеснений, пьянств их и невоздержаний, блудов их и прочих нечистот плотских, корыстей их и всяких неправд, некоторые добрые языческие дела, представит и обличит через них великое Христианское нерадение, представит и, укорив, осудит их на вечные мучения, осудит их паче, нежели самих язычников. Подтвердительно бо можно сказать, что, хотя язычники правдой своей и не оправдятся перед Богом, не может бо быть оправдания человеческого без оправдания Христова; хотя язычники своими добрыми делами яко несовершенными и не спасутся: однако же легче будет таковым язычникам на суде и в вечности, нежели нечестивым, закон поправшим, святейшее Христианство обесчестившим, Слово Божие, веру и таинства во зло употребившим Христианам. Сие Сам Спаситель, подтверждая, говорит: Горе тебе Хоразине, горе тебе Вифсаидо, градове Иудейстии, содержашие в себе мнящихся веровати: яко аще в Тире и Сидоне быша силы были бывшая в вас, древле убо во вретищи и пепеле седяще покаялися быша. Обаче Тиру и Сидону, языческим городам, отраднее будет на суде, неже вам ( Лк.10:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

339 Арх.Ун.М 3294, К.Е. П. Проток. 1833 г. л.19. Из отдельных распоряжений Лужинского, направленных к улучшению богослужебного чина в унитатских церквях, отметим следующее: в октябре им было предписано, чтобы во всех церквях Белорусской епархии по окончании литургии, после отпуста, дьячки пели «многолетствие» Государю Императору и Августейшей Фамилии. Предварительно же этот порядок был заведен им в Полоцкой кафедре (Арх.Ун.Митр. 3261, 1833 г.), а еще раньше в Петербургской коллегиальной церкви. Думаем, что теперь же Лужинский настоял на устранении из употребления в униатских церквях при богослужении колокольчиков, (в некоторых церквях, впрочем, они употреблялись и в 1834 г.) и устраивавшихся в «светло-великую субботу» гробов. 354 Пр.Смарагд прибыл в Полоцк через 1,5 часа по отъезде Семашки и очень сожалел, что последний не дождался его, чтобы переговорить о делах. Лужинский утешал Смарагда, что пр.Иосиф на обратном пути из Литвы свидится с ним (К.Е.П. Прот.1833 г. л.28). 355 Поездка Семашки продолжалась с июня по октябрь (Зап.Сем., I, стр.77). В Петербург он возвратился не ранее второй половины октября, так как в первых числах он, как показывает дата выданной Лужинским подписки, находился в Полоцке (Зan.I, 658). 357 Зап. В.Л. 81–82. Предоставление м.Булгаком Лужинскому столь широких прав еще раз подтверждает, что Булгак в это время оставался в полном неведении относительно истинного характера действий своего ставленника. 360 Блудов в своем представлении Государю указывал и другие причины, вызвавшие назначение Лужинского в викарные Белорусской епархии, – это «и преклонные лета, и частые недуги, которым подвергается митроп.Булгак» (Κ.Ο.Π., 22913, л.3). 367 Митрополит, сняв со своей груди крест и благословив им пр.Василия, возложил на него. (Зап.В.Л. стр.86). Читать далее Источник: Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии (1833-1839 гг.)/Прот. Г. Шавельский. - Санкт-Петербург: тип. " Сел. вестн. " , 1910. - XXIV, 380, 84 с., 7 л. ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Зарайск. Кремль. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Никольский храм Зарайского кремля — главный собор города. Первоначально деревянную церковь воздвигли в остроге в 1225 г. в честь чудотворной иконы святителя Николая, принесенной из Корсуни. Ныне существующий каменный пятиглавый собор возведен во второй половине XVII в. по указу государя Феодора Алексеевича. В прежние времена за правым клиросом в специальном киоте помещалась главная святыня города — чудотворная икона Николы Заразского. Украшением храма является трехъярусный, резной барочный иконостас с золоченой скульптурой. В нем имеются иконы XVIII в. В начале ХХ в. настоятелем собора был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. В годы советской власти храм находился в поругании, а чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959—1961 гг. внешние формы собора были восстановлены. Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 г. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII ст. и современно принесению иконы св. Николая из г. Корсунь в пределы рязанского края. Великий князь рязанский Юрий Игоревич, услыхав о приходе чудотворного образа, взяв с собой епископа Евфросина Святогорца, пойдя в область сына своего и увидев от чудотворного образа преславные чудеса, в граде, именуемом «Красном», повелел создать храм во имя великого святителя Николая… Время построения, вместо деревянной, каменной церкви св. Николая с точностью неизвестно, но в «книгах зарайского города посадским и чернослободским тяглым людям 1625 г.» соборная церковь во имя Николы чудотворца Зарайского значится каменною и, при этом замечено, со слов протопопа Никиты, «что в 1622 г. по государеву указу прислан с Москвы из приказа большого дворца сытник Богдан Десятый и подьячий Олексей Блудов - и образы, и книги, и всякое церковное строенье переписывали…».

http://sobory.ru/article/?object=00376

1334 Автор неправ: необходимость перевода А.Н. Карцова на другой консульский пост четко сознавалась в МИДе, в октябре 1866 он был назначен на Корфу и лишь усилиями посланника Н.П. Игнатьева, желавшего замаскировать известное неодобрение высших сфер, Карцов пробыл в Иерусалиме до 23 июня 1867. Неприязненное отношение императрицы Марии Александровны, не простившей интриг консула против покровительствуемой ею Духовной Миссии, будет сказываться временами и на дальнейшей его карьере, много лет позже. 1335 Хитрово имеет в виду выдающегося государственного деятеля XVIII в. А.П. Волынского, оклеветанного и казненного в эпоху бироновщины (в 1739 г.). Императрица Екатерина II, подготавливая в 1765 г. вопрос об отмене пыток в уголовном и политическом розыске, затребовала дело Волынского и, внимательно ознакомившись с ним, наложила собственноручную резолюцию, в виде своеобразной «записки для потомства», начинавшуюся словами: «Сыну моему и всем моим потомкам советую и поставляю читать сие Волынского дело от начала до конца, дабы они видели и себя остерегали от такого беззаконного примера в производстве дел» (Бумаги императрицы Екатерины II, хранящиеся в Государственном Архиве МИД. Т. 2. СПб., 1872. С. 56–57. (Сб. РИО. Т. 10); Соловьев С.М. Сочинения. Кн. XIII. История России с древнейших времен. Тома 25–26. М., 1994. С. 394–395). Неизвестно, видел ли наставление матери сын, но внук, Николай I, бумагу, найденную в запечатанном пакете с частью дела Волынского, в 1833 г. читал и указал передать, в том же запечатанном пакете, в архив Министерства иностранных дел. Друзья В.А. Жуковского Д.Н. Блудов и Д.В. Дашков (один – министр внутренних дел, другой – юстиции), причастные к находке, показывали документ Василию Андреевичу и, очевидно, не возражали, чтобы он сделал список – для себя или, может быть, для его воспитанника – наследника-цесаревича Александра Николаевича, будущего Александра II. Во всяком случае, первая публикация «Записки» снабжена примечанием М.Н. Лонгинова о покойном к тому времени Жуковском, у которого будто бы находился в 1837 г. подлинник (Чтения в Обществе истории и древностей. 1858. Кн. 4. Смесь. С. 143–144).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Так как и кафедральные причетники жили на самых бедных квартирах и, притом, вдали от собора, рассеянно по всему городу, то Смарагд предполагал, починив строение доминиканского кляштора, отдать его в распоряжение епархиального ведомства, для помещения соборян, «дабы таким образом бедственное состояние их прекратилось и понятие о служителях господствующей религии в глазах здешних иноверцев, хотя несколько, чрез приличное помещение оных, возвысилось. Что ж касается до доминиканов, коих не более 9 человек, то всего приличнее и удобнее можно перевести их в полоцкий же упраздненный францисканский и ныне никем не занимаемый монастырь, который для помещения их весьма достаточен и удобен, а для греко-российского епархиального ведомства, по отдаленности от собора и по другим весьма многим отношениям, не нужен». Тогдашний Белорусский генерал-губернатор князь Хованский, со своей стороны, также ходатайствовал о передаче в православное ведомство доминиканского полоцкого монастыря. Но министр внутренних дел Блудов, при крайней своей осторожности и нерасположении к крутым мерам, нашел такую передачу помянутого монастыря по особым обстоятельствам того края затруднительною. 292 Положение полоцкого православного духовенства было также довольно исключительно. Кроме собора и Покровской церкви, не было более православных храмов не только в городе Полоцке, но и во всем уезде, так что исправление в нем треб лежало на причтах этих двух церквей, а потому нужно было увеличить его число как для требоисполнений, так и для того, по выражению Смарагда, «чтоб противоставить хотя несколько количество православного духовенства многочисленности униатского и католического, и чтоб можно было тем удобнее поправить дух жителей, особенно зараженных униатским фанатизмом, иметь более средств наведываться по всему Полоцкому уезду, погруженному в глубокое униатство, за успехами православной церкви и препятствиями к расширению оной и чтоб, наконец, православная церковь в Полоцке от умножения духовенства казалась для тамошних иноверцев благолепнее, особенно при царских молебнах, панихидах и других торжественных случаях».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010