Преобразования вели к введению канонической автономности Греко-католической Церкви в рамках Брестских униональных соглашений 1596 г., преодолению накопившихся в униатской церковной жизни кризисных явлений, максимально возможному ограждению униатов от влияния латинского духовенства и помещиков-католиков, а также приближению униатов к господствующей Церкви в церковно-административной и духовной сферах. Смысл реформ заключался в оздоровлении церковного организма Унии и пробуждении среди униатского клира религиозной неудовлетворенности Католичеством и исторической памяти о православном исповедании предков. Последнее, согласно мнению прелата Иосифа, должно было способствовать возрождению в среде униатских священников свойственных Восточной Церкви форм духовной жизни и соответствующим образом повлиять на простой народ. Это естественно и без насилия вело униатов к возвращению к православному вероисповедание. Первоначально не подразумевалось вмешиваться в вероучение, литургическую практику и сложившиеся традиции греко-католиков, что прелат Иосиф считал преодолимым со временем. Во главе предложенного Семашко воссоединительного проекта воссоединения униатов с православными встал сам император Николай непосредственным исполнителем был назначен товарищ министра народного просвещения и главноуправляющий делами иностранных исповеданий Д.Н. Блудов. Иосиф Семашко выступал в роли советника. В 1828–1829 гг. в Униатской Церкви были проведены все (за исключением создания униатской духовной академии) намеченные церковно-административные реформы. При этом Иосиф Семашко не только посредством конфиденциальных записок и отношений консультировал Д.Н. Блудова, но и составлял черновые проекты важнейших правительственных распоряжений. Их, после личного одобрения Николая I, который в это время уделял униатской проблеме большое внимание, Блудов реализовывал через соответствующие правительственные инстанции. Преобразования не касались канонического подчинения униатов Риму, их католического вероучения и литургической практики. Поэтому противники реформ – униатские епископы, руководители базилиан, латинское духовенство и польское общество в крае – не смогли разобраться в сути происходящих изменений. То же можно сказать и о Римской курии, о чем свидетельствуют ноты, поданные русскому правительству кардиналом Томаззо Бернетти 31 декабря 1828 г. 12 января 1830 г., содержащие претензии Рима к происходящим в России реформам Униатской Церкви. В них заявлялось: 1) начатые в русской части Унии преобразования являются происками приходского духовенства, которое желает добиться уравнения в привилегиях с римским духовенством; 2) белый клир стремится упразднить базилианские монастыри для завладения их фундушами и доходами; 3) сокращение числа епархий ведет к тому, что они становятся слишком пространными и неудобны для управления; 4) новый порядок управления Унией в России не вводится решением Папы и не сходен с порядком управления другими католическими провинциями.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Объявив сие Высочайшее повеление коллегии Греко-униатской, считаю долгом уведомить об оном Ваше Преосвященство для надлежащего, зависящего от вас, исполнения. Имею честь быть с совершенным почтением, Вашего Преосвященства, покорнейшим слугою Д. Блудов. 78. Отношение министра Д. Н. Блудова, от 7 августа 1834 года за 1849, с объявлением Монаршего благоволения за замечания о состоянии Греко-униатских семинарий Преосвященнейший Епископ, Милостивый Государь. Представленные мне чрез Греко-униатскую духовную коллегию замечания Вашего Преосвященства о нынешнем состоянии Греко-униатских семинарий Белорусской и Литовской и некоторые ваши предположения к вящшему устройству сих учебных заведений на предбудущее время, я всеподданнейше докладывал Государю Императору, и Его Величеству благоугодно было удостоить сие донесение Своего особенного Монаршего внимания и благоволения. Давая знать о сем Греко-униатской духовной коллегии для сведения, считаю долгом сообщить о том и Вашему Преосвященству. Имею честь быть с совершенным почтением Вашего Преосвященства покорнейшим слугою Д. Блудов. 79. Копия указа из Святейшего Синода, от 17 апреля 1840 года за 4155, об именовании впредь архиепископа Литовского – Литовским и Виленским и священноархимандритом св. Троицкого Виленского монастыря, и о прочем Указ Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, председателю Белорусско-Литовской духовной коллегии, преосвященному Иосифу, архиепископу Литовскому и Виленскому, Святотроицкого Виленского монастыря священноархимандриту и кавалеру. По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующей Синод слушали предложение господина обер-прокурора и кавалера графа Николая Александровича Протасова, следующего содержания: Государь Император, по всеподданнейшему докладу его, господина обер-прокурора, в 6-й день сего апреля, согласно предположению Святейшего Синода, Высочайше повелеть соизволил: 1) Церкви Белорусской епархии, состоящие в Минской губернии, перечислить в Минскую епархию, а церкви Полоцкой епархии, состоящие в Виленской губернии, причислить к епархии Литовской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Помощник наместника Лавры по реставрации и сохранению культурного наследия Алексей Одинцов в сообщении «Музеефикация комплекса Александро-Невской лавры. Проекты и последствия (на примере Феодоровской церкви)» рассказал об истории строительства церкви благоверного князя Феодора Новгородского, организации в нижнем храме усыпальницы, о разорении храма в советское время и продолжающихся восстановительных работах. Открывая второй день конференции, директор ГМП «Исаакиевский собор» Юрий Мудров отметил, что в ее рамках будет представлено новое издание музея «Воин. Миротворец. Молитвенник», посвященное святому князю Александру Невскому. Планируется открытие фотовыставки, которая сначала пройдет в Санкт-Петербурге, а потом и в других городах. Фотовыставка будет посвящена экспонатам из фонда музея и другим музейным объектам: приделу святого Александра Невского в Исаакиевском соборе, единичным иконам в храме Спаса на Крови и Сампсониевском соборе. Иконы Сампсониевского собора входят в музейный фонд, при этом храм передан Церкви. Среди авторов фотографий — известные петербургский фотографы Евгений Мохорев, Стас Чабуткин и другие. Генеральный директор объединения «СтройПроект» Татьяна Афанасьева в сообщении «У стен Александро-Невской лавры: Перспективы развития академического кампуса на Монастырском острове» рассказала о планах развития территории Санкт-Петербургской духовной академии . После 1917 года территория претерпела изменения, в настоящее время не все здания принадлежат академии. Территория деградирует, на ней много заброшенных зон, утрачены логистические связи между корпусами. Докладчица представила схему диссонирующей застройки, на которой были отмечены внецерковные объекты, многочисленные заборы. В планах реконструкции — сделать эту зону максимально открытой для горожан и удобной для преподавателей и студентов. Планируется восстановление всех трех храмов духовной академии. Старший научный сотрудник Русского музея Вера Пудова рассказала о Страстном цикле художника Николая Кошелева в храме благоверного великого князя Александра Невского на Александровском подворье в Иерусалиме. Это подворье создавалось для Императорского православного палестинского общества  (ИППО). На картинах Александра Кошелева изображены конкретные места в Иерусалиме, их легко узнать. Недавно подворье открылось после ремонта, картины отреставрированы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5799372...

Инокиня Ирина (Ковалева) из Плесецкой епархии выступила с сообщением «Каргополье - родина священномученика Вениамина». Она рассказала об истории рода Казанских. Фамилия была дана по месту служения прадеда в Казанской пустыни. Были продемонстрированы редкие фотографии - и самого владыки Вениамина, и его брата, священника Александра. Он был репрессирован, дальнейшая его судьба неизвестна. В Плесецкой епархии составлен синодик родственников митрополита Вениамина. Сотрудник СПбДА историк Александр Бовкало рассказал о братьях и сестре митрополита Вениамина и их потомках, живших и живущих в нашем городе. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой протоиерей Александр Ежов выступил с сообщением «Митрополит Вениамин - организатор школьного дела». Владыка был председателем епархиального братства Пресвятой Богородицы, которое включало Петроградское, Гдовское, Новоладожское, Гатчинское, Нарвское, Охтинское и другие отделения. Братство занималось организацией церковно-приходских школ, обеспечением школ учебными пособиями. В ведении братства находилась 531 школа, где обучались 24,5 тыс детей. Сотрудник ГМП «Исаакиевский собор» Вероника Хорина рассказала об Исаакиевском соборе как кафедре митрополита Вениамина. Она отметила, что память владыки особо чтут в соборе - так, в прошлом году в музее-часовне прошла выставка, посвященная митрополиту Вениамину. В этом году в соборе появилась икона священномученика. Клирик Воскресенского (Смольного) собора диакон Роман Катаев рассказал об уникальной кинохронике, запечатлевшей изъятие раки святого Александра Невского из Александро-Невской лавры. В кадре близко видно митрополита Вениамина. Сотрудник комиссии по канонизации Екатерина Карловская рассказала о поведении митрополита Вениамина на Петроградском процессе. Клирик храма Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина протодиакон Владимир Василик посвятил свое сообщение «другой стороне» - обвинителю Красикову и предателю священнику Красницкому. Историк Илья Попов рассказал о других петербургских священномучениках и исповедниках: Алексии Ставровском, Философе Орнатском, Михаиле Чельцове, Николае Симо, Карпе Эльбе, братьях Егоровых.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/eg...

Пять вопросов о передаче Исаакиевского собора Церкви июля 2015 - Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? - Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед - Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор преподобного Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода - вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского кафедрального собора включал в себя Зимний дворец  и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать - знак того, что комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля. Стоит обратить внимание на все эти факты, особенно тем, кто заявляет, что собор никогда не принадлежал Церкви и никогда не был приходским.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

На открытии выставки выступил Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Андрея Охлобыстина. «Сербия остается другом России, искренне и с любовью относится к нам, – сказал директор ГМП " Исаакиевский собор " Юрий Мудров. – Это древнейшая страна с христианской православной культурой. Первые церкви в Косово и Метохии являются самыми ранними храмами в восточном православии. Выставка имеет не только художественную, но и духовно-просветительскую сущность». Миодраг Бранкович поблагодарил участников организации выставки. «Это небольшая часть сербских святынь, и мы рады, что они будут присутствовать в Санкт-Петербурге не только на фотографиях, но и в ваших сердцах», – сказал он и преподнес Юрию Мудрову икону Божией Матери «Млекопитательница», привезенную с Афона из испосницы святого Саввы. Ключарь Исаакиевского собора протоиерей Роман Ковальский отметил, что Сербия – удивительная страна с многовековой историей и богатой культурой. Между сербским и русским народами есть теснейшая связь. Выставка дает возможность соприкоснуться с сербскими святынями, духовно обогатиться. Руководитель Международного фестиваля христианского кино «Невский благовест» Раиса Евдокимова рассказала, что первая выставка Миодрага Бранковича состоялась именно на этом кинофоруме в Александро-Невской лавре. С тех пор фотограф каждый год приезжал туда, сдружился с владыкой Назарием, епископом Кузнецким и Никольским, который до августа 2023 года возглавлял обитель, написал в соавторстве несколько книг. Последним был иллюстрированный двухтомник «Наследие Святого Саввы. Паломничество к святыням Сербской Православной Церкви», вышедший в издательстве лавры. Фотомастер возглавлял делегации, которые привозили с Афона иконы в подарок монастырю. Всего в дар обители передано восемь икон сербских святых, в том числе с частицами мощей. За вклад в развитие русской культуры и духовности и в связи с 70-летием Юрий Мудров вручил Миодрагу Бранковичу поздравительный адрес, памятную медаль Исаакиевского собора и памятный знак в честь 165-летия его освящения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/01/se...

Отец Александр привел примеры других соборов Санкт-Петербурга, в отношении которых действия Церкви сочетаются с действиями государства. В частности, Казанский кафедральный собор, переданный в пользование епархии несколько лет назад, остается в государственной собственности, а его реставрация финансируется из госбюджета. Директор ГМП " Исаакиевский собор " Николай Буров поддержал призыв к мирному диалогу и подтвердил, что " музей четырех соборов " готов передать в пользование Церкви Смольный и Сампсониевский соборы, оставив за собой Исаакиевский и собор Воскресения Христова ( " Спас-на-Крови " ). По его мнению, музей успешно сотрудничает с епархией, которая во всех названных храмах совершает богослужения. " Сейчас музей работает в том режиме, к которому привык. К концу сезона мы примем 3 миллиона 300 тысяч посетителей, защитим достаточно обширный бюджет, завершим громадные реставрационные объекты. Мы откроем " ангельскую " баллюстраду, пригласим вас на подъем и освящение 1000-пудового колокола " , – пообещал директор. Депутат Законодательного собрания Максим Резник высказался за проведение референдума среди петербуржцев. По его мнению, вопросы передачи храмов обсуждаются пока слишком узким кругом лиц. " На данный момент у меня складывается впечатление, что речь идет о перераспределении финансовых потоков " , – добавил депутат. Парламентарий заявил, что необходимо сделать процедуру возможной передачи Церкви объектов культуры максимально прозрачной. Он инициирует общественные слушания о внесении изменений в региональный закон 2012 года. Депутат считает, что объекты культурного наследия должны передаваться не решением правительства города, а только Законом Санкт-Петербурга, в принятии которого участвуют как законодательная, так и исполнительная ветви власти. За сохранение музейного статуса храмов в категоричной форме высказались исполнительный директор фонда Д.С. Лихачева Александр Кобак, директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев, профессор СПбГИК Владимир Яковлев.

http://religare.ru/2_107267.html

поиск:   разделы   рассылка Немало вопросов возникает у людей в дискуссии вокруг возможности передачи Церкви Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Ответить на наиболее частые из этих вопросов мы попросили руководителя сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову. Почему об Исаакиевском соборе вспомнили только сейчас? Об Исаакиевском соборе никогда и не забывали. Исторически он всегда был неотъемлемой частью духовной жизни Петербурга. Напомним, что сразу после своего освящения в 1858 году он стал главным собором Русской Православной Церкви. Ежегодно в нем отмечалось до 90 церковных праздников, служились благодарственные молебны в памятные дни еще петровских побед – Ништадтского мира, Полтавской баталии. Особенно торжественно отмечали День основания Санкт-Петербурга, а также 300-летие императорского Дома Романовых. Более 60 лет пространство Санкт-Петербурга освящалось многотысячными крестными ходами, которые соединяли между собой Исаакиевский собор, Казанский собор и Александро-Невскую Лавру. Штат собора насчитывал около 80 человек. А вот выдержки из доклада Николая Викторовича Нагорского (бывшего директора ГМП " Исаакиевский собор " ), посвященного настоятелям Исаакиевского собора: Собор прп. Исаакия Далматского накладывал на настоятеля особую ответственность за его содержание и убранство, наличие всего необходимого для совершения богослужений, ведение богослужебного журнала, хранение приходского архива, осуществление официальной церковной переписки, руководство Приходским советом, ежегодный отчет о состоянии прихода – вот далеко не полный список обязанностей, возложенных на настоятеля. Приход Исаакиевского Кафедрального собора включал в себя Зимний дворе и центральные аристократические кварталы Санкт-Петербурга. Настоятель Исаакиевского собора назначался указом правящего архиерея для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В 1864 году у Исаакиевского собора появляется собственная печать – знак того, что Комиссия по построению собора завершила работу, и он полностью перешел в ведение настоятеля.

http://religare.ru/2_107177.html

Обвинена в антисоветской деятельности. Предъявленные ей обвинения отвергла, заявив, что, являясь глубоко верующей, проводила только активную церковную работу. 7 октября 1944 года приговорена к пяти         годам ссылки и отправлена в Сыктывкар. После окончания срока вернулась          домой. Ираида Осиповна скончалась 7 августа 1967 года и была погребена на сельском кладбище около Успенской церкви, рядом с могилами родных. Говорят, что : Говорят, что //Фома. - – август 2017. - С.48-49. – (раздел « Вера », рубрика « Говорят, что »). Ответы на следующие суждения и вопросы: Говорят, что бездетность – это наказание за грехи женщины. На самом деле. Фото Ian/Flickr/CC BY-NC 2.0. - С.48 Часто спрашивают: Может ли молитва защитить от опасности, если читать ее в момент, когда чего-то боишься ? Отвечаем: - Фото: Команда гребцов, на надувной лодке плывущих по бурной реке. - С.48. Почему в Церкви священник может отказать в крещении? Потому что... Фото Юлии Маковейчук. - С.49. Ответ священника:   Как поминать усопших вне храма? Отвечает священник Стефан Домусчи , кандидат богословия и философских наук//Фома. - – август 2017. – С.49. – (раздел « Вера », рубрика « Ответ священника »). Исаакиевский собор. Что нужно знать об одном из самых известных храмов России . Подготовил Кирилл Баглай . [Содержание: Главный морской; 100 лет в лесах; Внутреннее убранство; Святыни; ХХ век]. Фото: www.lori.ru ; Untalented Guy/Flickr/CC BY-ND 2.0; TASS; brando.n/Flickr/CC BY 2.0; Ximeg/Wikimediammmmm Commons/CC-BY-SA-3.0; Санкт-Петербургской Духовной академии. Ил.: Инфографика, посвященная Исаакиевскому собору; План собора; Святой Исаакий Далматский. Икона. Редакция благодарит за помощь руководителя Сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Наталью Родоманову и начальника ГМП «Исаакиевский собор» Александра Квятковского//Фома. - – август 2017. – С.50-54. – (раздел « Вера »). - Имеется биографическая справка « Огюст Монферран (1786-1858) - архитектор, известен постройкой Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге…» (С.52).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-8-172-...

Инокиня Ирина (Ковалева) из  Плесецкой епархии  выступила с сообщением «Каргополье — родина священномученика Вениамина». Она рассказала об истории рода Казанских. Фамилия была дана по месту служения прадеда в Казанской пустыни. Были продемонстрированы редкие фотографии — и самого владыки Вениамина, и его брата, священника Александра, который был репрессирован, дальнейшая его судьба неизвестна. В Плесецкой епархии составлен синодик родственников митрополита Вениамина. Сотрудник СПбДА историк Александр Бовкало рассказал о братьях и сестре митрополита Вениамина и их потомках, живших и живущих в Санкт-Петербурге. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Боровой протоиерей Александр Ежов выступил с сообщением «Митрополит Вениамин — организатор школьного дела». Владыка был председателем епархиального братства Пресвятой Богородицы, которое включало Петроградское, Гдовское, Новоладожское, Гатчинское, Нарвское, Охтинское и другие отделения. Братство занималось организацией церковно-приходских школ, обеспечением школ учебными пособиями. В ведении братства находилась 531 школа, где обучались 24,5 тыс детей. Сотрудник ГМП «Исаакиевский собор» Вероника Хорина рассказала об Исаакиевском соборе как кафедре митрополита Вениамина, отметив, что память владыки особо чтут в соборе. Так, в прошлом году в музее-часовне прошла выставка, посвященная митрополиту Вениамину. В этом году в соборе появилась икона священномученика. Клирик Воскресенского (Смольного) собора диакон Роман Катаев рассказал об уникальной кинохронике, запечатлевшей изъятие раки святого Александра Невского из Александро-Невской лавры. В кадре близко видно митрополита Вениамина. Сотрудник епархиальной комиссии по канонизации Екатерина Карловская рассказала о поведении митрополита Вениамина на Петроградском процессе. Клирик храма Покрова Божией Матери на проспекте Косыгина протодиакон Владимир Василик посвятил свое сообщение другой стороне — обвинителю Красикову и предателю священнику Красницкому. Историк Илья Попов рассказал о других петербургских священномучениках и исповедниках: Алексии Ставровском, Философе Орнатском, Михаиле Чельцове, Николае Симо, Карпе Эльбе, братьях Егоровых.

http://patriarchia.ru/db/text/6076688.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010