Консистория указом от 4 июля отвечала, что “означенные служебники Московские предназначены только для руководства в отношении соблюдения обрядов, но не относятся к самому молитвословию и исповеданию догматов веры; а чтобы духовенство поняло и видело в самом действии значение этого изъяснения, предписала помянутому декану присылать в Полоцк по одному из подведомых ему священников для вящшаго изучения всего того, что по изложенному в указе ее предмету соблюдать следует.” . Смоленский генерал-губернатор Дьяков, сообщив этот любопытный указ, доставленный ему Могилевским архиепископом Гавриилом, министру внутренних дел, писал, что к нему постоянно доходят сведения о несоблюдении униатским духовенством обрядов и правил Восточной церкви и что при тех распоряжениях, какие делает епархиальное начальство, принятые меры к очищению униатского богослужения от обрядов и нововведений, чуждых Восточной церкви, едва ли когда достигнут желаемой правительством цели. – С своей стороны Могилевский преосвященный Гавриил сообщал, что греко-унитское духовенство ни мало не заботится о соблюдении обрядов Восточной церкви и отправляет службы по старым книгам, а присланные служебники имеет для одного вида, перенося только их по римскому обряду на подушке с левой стороны на правую и обратно. Учреждение Особого Секретного комитета по униатским делам и предварительных по делам оного совещаний. Между тем, по множеству и важности вопросов, возбуж.денных начавшимся делом общего воссоединения униатов, для рассмотрения и обсуждения их, а равно для предупреждения недоразумений и пререканий, которые могли бы возникнуть между духовенством греко-российским и униатским, учрежден был из высших духовных и светских сановников Особый Секретный комитет по униатским делам. «Прошло уже около восьми лет – писал министр внутренних дел, статс-секретарь Блудов, во всеподданнейшем докладе Государю 21 июня 1834 года – как важное дело сближения униатов с Православною церковью и приготовления их к совершенному в недра оной возвращению сделалось предметом особенного внимания и попечения Вашего Императорского Величества». «Греко-униатская церковь в России слишком тесно соединена с римскою, чтобы можно было вдруг расторгнуть узы, их связующие: и благоразумие повелевало принять меры не крутые, но тем не менее действительные, долженствовавшие постепенно, отдаляя униатов от римской церкви, устранять препятствия к соединению их с Греко-Российскою. Сии меры, с Высочайшего Вашего Императорского Величества утверждения, приводятся в действо с 1828 года. Беспокойства Западных губерний, бывшие последствием польского мятежа, в 1830 и 1831 годах, приостановили некоторые из предположенных по униатскому делу распоряжений, но и сие время не совсем потеряно: в продолжении оного сделанное прежде утвердилось и даже начало приносить благие плоды».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Вот как было дело. 23 июня 1711 года вдова дьяка Ушакова ехала по Сретенке в карете с дочерью; около кареты шла девка. Около церкви Введения вдруг подступило несколько человек, остановили карету и схватили девку. Девка ухватилась за карету. Барыня в карете ухватилась за девку, не пуская ее. Но девку оторвали и увели. Один человек остался и начал ругать барыню воровкой и плутовкой, а дочь ее щенком и выблядком. Были свидетели, возвращавшиеся из Сретенского монастыря после обедни и крестного хода. Отсюда иск Ушаковой о девке и бесчестье. Ругатель был, как видно, Лукьянов. 22 января 1711 г. она начала иски; а 30 января Лукянов начал, со своей стороны, объясняя, что девка от него бежала и покрала и что он поймал ее в поличном – своем платье, снесенном ею, и привел на Потешный двор и просил ее допросить и разыскать. Приговор был постановлен 12 ноября 1713 года к обвинению ответчика. Об отказе его от очной ставки сказано: «если б он, Алексей, был подлинно Петербургской губернии и ему было, Алексею, и в первом допросе, в котором он сказал, что девку Феклу поступился ему истцу, быть не надлежало». Об окладе истицына мужа давал сказку «домовых ее дел подьячий» Цвылев. В 1714 году обвиненный ответчик, бывший оброчный крестьянин, оказался «в попах церкви Введения, что в Семеновском», и потому память о взыскании (правеже) с него бесчестья была послана в Патриарший духовный приказ дьякам. В 1715 г. повторено. 1712 г. Провинциальный (Коломенский) фискал Блудов ищет приданого по рядной записи жены своей от вдовы Коротневой, по второму мужу Михляевой, (жены дьяка); ищет в Земском приказе в январе, а в феврале просит производить дело в Сенате или в канцелярии Фискальных дел, основываясь на указе 1712 г., по коему фискалы во всех их делах ведомы в Сенате. По этой просьбе велено доставить в Сенат, и указ послан к Московскому губернатору. Дело прислано из Губернской канцелярии. Посему допрос ответчику и улика истцова производились в канцелярии Сената 10 марта 1713 г. К делу истец положил рядную; а ответчик ссылался на духовную умершего Коротнева, вследствие чего велено потребовать с нее копию из приказа Земских дел.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

в месяц столовых денег, пока не откроется бенефиция, на доходы которой он мог бы безбедно содержать себя. В 1828 году к Пасхе он уже был сопричислен к ордену Св. Анны 2-й степени «В воздание усердной и ревностной службы», а в Мае месяце произведен в старшие соборные протоиереи. Между тем, на место уволенного от должности министра народного просвещения и главноуправляющего делами иностранных исповеданий Шишкова, ближайшим сотрудником Иосифа по униатскому деду был назначен статс-секретарь Блудов. С этим истинно русским и просвещенным государственным человеком работал Иосиф на одной ниве для блага западно-русского народа до 1836 года и сохранил с ним до конца его жизни самые дружеские отношения. При нем состоялся 22 Апреля 1828 г. Высочайший указ, направленный ко благу униатской церкви и составлявший продолжение тех мер, какие были указаны Иосифом в его записке, как необходимые для улучшения положения униатской церкви. По этому указу для греко-униатских дел была учреждена отдельная коллегия под председательством униатского митрополита, и состоявшая кроме него еще из одного епископа и одного архимандрита, по высочайшему назначению, и четырех протоиреев, по избранию местных епархиальных архиереев и консистории. Вместо четырех епархий греко-униатская церковь была разделена на две: Белорусскую и Литовскую, с консисторией, семинарией и духовными училищами в каждой, а в Полоцке, кроме того, и духовной академией. При обоих кафедральных соборах было назначено состоять по шести старших и двенадцати младших соборных протоиереев, украшенных наперстными крестами и обеспеченных пенсиями. Базилианские монастыри были подчинены ведению епархиальных архиереев и консистории и указаны были фундуши, от которых следовало получать содержание всем епархиальным учреждениям. По мнению самого преосвященного Иосифа, в этом указе заключались все важнейшие основания для успешнейшего действия на униатов к предположенной цели – а именно: учреждение особой коллегии изъяло их из-под власти римлян; учреждение двух только епархий дало возможность заместить надежными людьми два оставшиеся епархиальные начальства, находящиеся в местностях, наименее приверженных влиянию римлян, что особенно должно было сказать о Жировицах, которые, по замечанию преосвященного Антония Зубко, были оазисом Литовской епархии, где вырабатывался и создавался независимый взгляд на жизнь, на Русь и Польшу, православие, католицизм и унию 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Бесстрашная поездка Императора Николая I в Москву вдохновила еще двух поэтов. Барон А.А. Дельвиг 13 октября написал следующее стихотворение: Утешитель Москва уныла: смерти страх Престольный град опустошает; Но кто в нее, взирая прах, Навстречу ужаса влетает? Петров потомок, Царь, как он Бесстрашный духом, скорбный сердцем, Летит, услыша русский стон, Венчаться душ их самодержцем. Поэт Иван Иванович Козлов (1779–1840), ослепший на 40-м году жизни, ценимый очень Пушкиным, писал в 1830 г.: Высокопреосвященному Филарету Когда долг страшный, долг священный Наш Царь так свято совершал, А ты, наш пастырь вдохновенный, С крестом в руках его встречал, – Ему небес благоволенье Изрек ты именем Творца, Пред Ним да жизнь и воскресенье Текут и радуют сердца! Да вновь дни светлые проглянут, По вере пламенной даны, И полумертвые восстанут, Любовью царской спасены. Д.Н. Блудов (с 1842 г. – граф), близкий с Карамзиным и Жуковским, крупный государственный деятель, писал жене и дочери в Берлин: «Вы, конечно, уже знаете, что Государь поехал в Москву и, конечно, также отгадали причину. Это прекрасное, сродное душе его движение спешить туда, где какая-либо опасность угрожает его подданным. Это новая черта его характера привела в восторг всех умеющих ценить порывы великодушия; она обрадовала и успокоила не только московских, но и здешних жителей...» В «Дневнике» князя П.А. Вяземского под 6 ноября 1830 г. имеется такая запись: «Приезд Государя в Москву есть точно прекраснейшая черта. Тут есть не только небоязнь смерти, но есть и вдохновение, и преданность, и какое-то христианское и царское рыцарство, которое очень к лицу владыке. Странное дело, мы встретились мыслями с Филаретом в речи его Государю. На днях, в письме к Муханову, я говорил, что из этой мысли можно было бы написать прекрасную статью журнальную. Мы видели царей в сражении. Моро был убит при Александре, это хорошо, но тут есть военная слава, есть point d’honneur: нося военный мундир и не скидывая его никогда, показать себя иногда военным лицом. Здесь нет никакого упоения, нет славолюбия, нет обязанности. Выезд Царя из города, объятого заразой, был бы, напротив, естествен и не подлежал бы осуждению, следовательно, приезд Царя в таковой город есть точно подвиг героический. Тут уж не близ Царя – близ смерти, а близ народа – близ смерти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Хорошо зная (от генерал-губернатора кн. Н. Н. Хованского и могилёвского гражданского губернатора М. Н. Муравьёва) особенности конфессиональной ситуации в Сев.-Зап. крае, Б. был убежденным сторонником укрепления там позиций Православия и постепенного воссоединения греко-униатов с Православием. Настоял на открытии в Полоцке правосл. епархии (1833) и назначении на нее еп. Смарагда (Крыжановского) . Полностью разделяя взгляды Иосифа (Семашко) , Б. выступил с проектом устройства греко-униатских церквей в России (за что пожалован в 1828 чином тайного советника) и совместно с еп. Иосифом (Семашко) участвовал в реформировании униатской Церкви. Б. был одним из инициаторов создания (1835) и одним из членов секретного комитета по делам греко-католич. Церкви, деятельность к-рого проходила под его контролем. В «Записке для предварительного прочтения членам секретного комитета» (1835) Б. изложил план осторожного и постепенного избавления униатской Церкви от лат. обрядности, настоял на назначении Василия Лужинского (асессора греко-униатской коллегии в Петербурге), в добром отношении к-рого к Православию рус. чиновник был уверен, викарным епископом Белорусской униатской епархии (1834). По инициативе Б. в 1837 г. дела по греко-католич. Церкви были переданы в ведение Святейшего Синода, одним из первых мероприятий к-рого стало запрещение католич. священникам крестить детей униатов. Греко-католики называли Б. «истребителем унии». В 1837 г. он ввел новые территориальные полицейские единицы в уездах - станы. Выступил инициатором издания во всех губерниях «Губернских ведомостей». С именем Б. связано изменение политики правительства по отношению к евреям: после назначения его в 1856 г. председателем еврейского комитета политика изоляции евреев сменилась политикой их социальной и культурной ассимиляции, стремлением подчинить евреев общим законам империи. В 1839 г. Б. был пожалован чином действительного тайного советника. В 1839-1861 гг. служил главноуправляющим II отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии, занимавшегося кодификацией российских законов, был членом Гос.

http://pravenc.ru/text/149403.html

Деятельное участие в возмущении принимали также монахи Овручского монастыря, вследствие чего монастырь был обращен в приходскую церковь , а имения его конфискованы. Не ограничиваясь частными мерами относительно некоторых базилианских монастырей, министр внутренних дел Блудов 27-го марта 1833 года представил Государю о необходимости приступить к упразднению излишних базилианских монастырей, согласно удостоенному Высочайшего утверждения постановлению Греко-унитской коллегии от 17 января 1828 года. Получив соизволение Государя, министр предложил об этом коллегии. Коллегия, приступив к исполнению Высочайшей воли, признала полезным начать упразднение с обителей беднейших, не представлявших затруднения ни в размещении монашествующих, ни в обращении их фундушей, к другому назначению. Тогда же положено было упразднить 15 монастырей: Ушацкий – Витебской губернии, Безводицкий – Могилевской губернии, Холмский и Мирский – Гродненской, Свиржанский и Казимировский – Минской, Луцкий, Дубенский, Мильчанский, Пугинский, Гощанский, Поддубецкий, Верховский, Туминский и Белостокский – Волынской губернии 7 . Фундуши и капиталы упраздненных монастырей обращены в общую массу имуществ грекоунитского духовенства. Кроме того Волынский преосвященный просил в 1833 г. о передаче Кременецкого монастыря в духовное ведомство для помещения в оном духовного училища; в 1834 г. – об упразднении состоящего близ г. Житомира базилианского Тригорского монастыря и обращении церкви его в приходскую православную, так как монастырь этот в 1634 году основан был обывателем воеводства киевского Николаем Вороничем-Александровичем для православных, и – состоящего в Новград-Волынском уезде Любарского монастыря, основанного также православными, но впоследствии отторгнутого униатами, и об обращении зданий его для духовного училища. Тогда же предположено было передать в православное ведомство базилианские монастыри: Браславский, Гелиановский, Новоселецкий, Рожанский, Даревский, Толочинский, Любавицкий, Уманский, Лисянский, Сиротинский, Добригорский, Поставский, Лысковский, Логойский, Дорогобужский, Белоцерковский, Вольнянский и Поддубисский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Следует заметить, что ко времени назначения в Полоцк еп.Смарагда и командировки туда же Лужинского вопрос о бытии унии был решен окончательно, план ее уничтожения Семашкой выработан, министром внутренних дел Блудовым принят и Государем одобрен. По плану этому было предположено постепенное перерождение униатской церкви 296 и сближение ее с православной, посредством переустройства, согласно правилам греко-восточной церкви, униатских храмов и преобразования богослужебного чина, через перевоспитание народа, а главнее всего – через перевоспитание и расположение к православию униатского духовенства. Через несколько лет дружной работы над униатскими умами, богослужением с его обрядами и устройством храмов униатская церковь , предполагалось, станет совсем близкой к православной и слияние их произойдет без всякого труда, само собой. Для полного успеха требовалось, чтобы указанный план был принят не только униатскими, сочувствовавшими воссоединению, деятелями, но и православными духовными властями и гражданским начальством, чтобы все, власть имущие, приняли его как единственный и устремились к его исполнению. Случилось, однако, так, что этот план долгое время оставался тайной для одних, малоизвестным или необязательным для других, стоявших у власти и прикосновенных к униатскому делу лиц. Семашко и Блудов таили его от Булгака и от других униатов, открыв его только заслужившим особое доверие, и не постарались достаточно ознакомить с ним, ни убедить в его исключительной пригодности ни Синод, или местных высших гражданских властей. Даже знаменитый м.Филарет, для которого дела высшей государственной важности часто не бывали тайной, кажется, не был достаточно ознакомлен с указанным планом воссоединения при знакомстве с ним едва ли он мог бы «радоваться о помощи, которую являл еп.Смарагду Бог в соединении с православной церковью отторженных от нея» 297 . Поэтому в то время, как сами униаты начинали дело общего воссоединения с православной церковью, Св.Синод вел в отношении униатов политику прежнего времени, политику частных присоединений, присоединений отдельными приходами, даже частями приходов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Если законы гражданские на разные случаи обладания, покрытые неизвестностью или безгласностью, постановляют сроки давности, то в деле унии, где учинено явное пред целым светом насилие, совершено святотатство, осквернены храмы Божии, поруганы и изгнаны священники, против каковых ужасных гонений и насильств вопиет неумолчно справедливость и сетует ежедневно мать наша православная церковь , – там не может быть ни давности, ни права к дальнейшему обладанию: ибо насилие и святотатство не есть право». Надо полагать, что Блудов сочувственно отнесся к этой записке, так как представил ее в июне в Комитет Министров. В числе других предположений кн.Хованского об улучшении Белорусского края, рассмотренных в Комитете 6-го и 20-го июня, была рассмотрена и эта записка, при чем Комитет отклонил ее в виду того, что о церквах и монастырях греко-униатских приняты уже общие меры не по одному лишь Белорусскому краю, но и в других губерниях (К.О.Π. 22873). 303 Св. Син. 1833 г, 1282. В 1833 г он присоединил 14 тысяч, а в 1834 г 8 400 униатов (К.Д.К. 104, нач.20-го сент. 1838 года). Ремезов – воспитанник Суздальского училища Влад.губ. и Костромской сем.; кандидат Московской дух.ак. (1816–1820 гг.). С 1820 г. преподавал в Могилев.сем. еврейский и греч.языки, с окт. 1822 г был секретарем ее; в февр.1822 г. посвящен в иереи, преподавал словесность; 25-го марта 1823 г. возведен в протоиерея; 31-го ав.1826 – назначен собор.ключарем, 28-го янв.1828 г. – присутствующим в Могил.консист; 29-го окт.1830 г. переведен в Витебск на вакансию соборного протоиерея, (Св.Син. д. 1282. 188З г. л.30–32). Не поладив в 1842 г. с пр.Василием, он должен был оставить службу в Витибске и перешел в Киев. (Св.Син. 662. 1842 г.). 304 В.Г.П. 1833 г., cb.II 186. Он известен весьма успешными присоединениями в Велижском уезде в 1833–34 гг.; там, благодаря его стараниям, обратилось в православие до шести т. крестьян с 6-ю прих.церквями. (В.Г.П. 1833 г., св.21 55). 306 Прот.Иоанн Конюшевский, из дворян, священнический сын, 44 лет от роду, обучался у полоцких иезуитов, затем в главной семинарии, откуда в 1812 г., по случаю нашествия французов, уволен .. с отличными аттестациями»; арх.Красовским после этого был назначен профессором Полоцкой ун. семинарии; в 1819 г. рукоположен в иереи; с 28-го сентября 1819 г. был ассесором консистории и Освейским деканом, с 15-го августа 1825 г. – вице-председателем консистории; в 1829 г возведен в младшие соборные протоиереи, с пожалованием золотого креста (Колл. 1834 г. 101, л.135).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Белое духовенство, путем гонений и насилий, вынуждали обривать бороды, снимать священническия рясы, надевать ксендзовския сутаны, постепенно вводить в церковную практику латинские обряды и католические праздники. При присоединении западных губерний к России при Екатерине II, вследствие допущения ложной системы воспитания, направление умов в Западном крае склоняется более в сторону Польши, чем России. Русский народ искусственно отчуждается от своего отечества. О России польские патриоты отзываются с презрением. Русских называют дикарями, варварами. Слово «москаль» служит выражением крайнего презрения. Католическое духовенство русских не иначе называет, как схизматиками. Униатское духовенство фактически делается низшей степенью римского. Оно носит ту же одежду, те же наружные знаки отличий, служит в одних с католиками храмах, на одних престолах, в тех же облачениях, приняв много обрядов римских. Совершает тихия «мши», ввело употребление органов, выбросило иконостасы, славянское богослужение заменяется латинским, поучения говорят по-польски, учат народ молитвам на польском языке. Единственное отличие униатского духовенства от польского состоит в том, что оно женато. Уже нет преград к совершенному переходу униатов в латинство. Довольно благоприятного случая, чтобы полтора миллиона, русских по крови и языку, униатов были навсегда отторгнуты от своих страших братьев. После присоединения Западного края к России многие униаты возвратились в лоно Православной Церкви. Понятно, что римские католики всеми способами спешат совратить униатов в латинство. Иосиф Семашко указывает меры, при помощи которых было бы возможно возвратить униатов в православие: необходимо удалить униатов от близости с римлянами и дать надлежащее направление умам духовенства, посредством воспитания его в духе православия и русской народности. В правительственных кругах записка Иосифа Семашко произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Министр Народного Просвещения и иностранных вероисповеданий, знаменитый Шишков, и его преемник, граф Блудов, были в восторге. Император Николай Павлович решил великое и святое дело взять в свои мощные руки. Иосиф Семашко был всемилостивейше награжден брилиантовым наперсным крестом «За отличные способности, ревность и благонравие».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

в Дриссенском уезде 58 в Освее и в Замошанах – миссионерские и в Забялах – доминиканский. Таким образом, в Витебской губернии всего было 8 доминиканских монастырей, 3 францисканских, 3 миссионерских, 4 бернардинских, 1 тринитарский и 1 кармелитский. Только динабургские и Режицкий монастыри были расположены среди римско-католического населения, да Посинский – Люцинскаго у. и Освейский – Дриссненского среди смешанного римско-католического и униатского, прочие были окружены униатами, а Сокольницкий Невельского уезда находился в кругу православных прихожан 59 . Если мы предположим, что и в Могилевской губернии из 37 р. католических монастырей осталось после 1832 г. хотя десять, то получится на 2½ губернии более 40 католических монастырей. Сила внушительная. Но надо еще заметить, что некоторые из монастырей в своем распоряжении имели по несколько приходских церквей и каплиц, в которых отправлялось богослужение их ксендзами. В ведении, например, Полоцкого доминиканского монастыря находилось в уезде 6 церквей в Горбачеве, Белом, Шатилове, Рукшеничах, Казимирове и Экимапии 60 ; в распоряжении Забяльского монастыря было 15 каплиц и 4 прихода. Но монастыри и этими пунктами для своей пропаганды не ограничивались. Монахи их бродили по уездам и приходам, служили по разным церквам и капищам и там своими проповедями и внушениями сеяли смуту среди униатов и православных. Другие монахи селились под видом капелланов и домашних учителей в домах сердобольных и набожных римско-католиков – помещиц и помещиков и оттуда уловляли униатов в сети латинства. Странствования римско-католических монахов по губернии были так часты, а результаты их так очевидны, что в 1831–1832 гг. были начертаны Высочайшие правила, которыми запрещались римско-католическим монахам отлучки без письменного вида от гражданской власти. Но так как и после этого отлучки продолжались, то министр внутренних дел Блудов в июне 1833 году сделал новое подтверждение, а генерал-губернатор кн.Хованский приказал водворять бродячих римско-католических монахов на места при помощи полиции 61 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010