274 А.С. Хомяков кончил курс на математическом факультете Московского университета, унаследовав от отца своего большую любовь к математическим наукам. Странно, что Кавелин, знавший его так близко, говорит, будто он не получил университетского образования. 277 Это тот фотографический портрет, работы Бергнера, с которого гравюра приложена к 1 тому настоящего издания. 279 В самом начале царствования Александра Николаевича ходил слух о введении в служебный мир Русской одежды. 282 Это был «Русский Вестник». При Николае Павловиче новые журналы вовсе не разрешались с самого 1836 г. т. е. с уничтожения «Телескопа». Даже Пушкину разрешены были только четыре книги «Современника», и после его кончины, по особому ходатайству Великой Княгини Марии Николаевны – П.А. Плетневу. Начавшиеся с 1839 г. «Отечественные Записки» считались возобновлением прежнего, Свиньинского издания этого имени. «Русский Вестник» дозволен к изданию покойным Государем, во время его бытности в Николаеве, в 1855 году, по ходатайству графа Д.Н. Блудова, причём посредником был пишущий эти строки, привёзший М.Н. Каткову известие о разрешении, в день его именин, 8 ноября 1855 г. 283 В эту поездку Хомякова в Петербург, императрица Мария Александровна пожелала его видеть. Он, как известно, ходил в Русском платье, в то время опальном и для многих представителей высшего общества отвратительном. В тогдашней Французской газете «Le Nord» была даже статья из Петербурга, в которой описывался Хомяков, показавшийся в поддёвке в Петербургских гостиных. Приехать в таком наряде образованному человеку во дворец считалось невозможным, и Хомяков на этот случай заказал себе фрак. Кажется, даже и день представления Государыне был назначен; но случилось вот какое обстоятельство. У графа Блудова встретил его граф Киселёв, и, разумеется, за словом Алексей Степанович в карман не лез. Потом граф Киселёв был у Государя и мимоходом выразил удивление, каких людей принимает у себя старик Блудов, причём комически описал, в каком платье и какого гостя он встретил. Немедленно выражена была воля, вследствие которой представление не состоялось. Надо вспомнить, что в это время покойная Государыня, к благу России, ещё имела большое влияние на государственные дела, и потому нельзя не пожалеть, что она не беседовала с Хомяковым. П.Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1861 г., сентября 18. Комитет о преобразовании духовных училищ кончился: соображения его теперь в св. Синоде. —460— Слухи есть в Питере, что Иоанна Казанского Ректора посылают членом Грузинской Синодальной конторы, а на его место Платона 1423 , Ректора Петербургской семинарии, но Московская молва назначает его преемником Серафима Тверского 1424 . В академии Петербургской вслух уже говорят о приятной для наставников новости – значительной прибавке жалованья. Обер-прокурор на днях был ещё в Москве. О. Порфирия Вифанского Ректора собираются на зиму отправить в Корфу. Он приедет из Самары только к первому октября. Преосвященный Агафангел выписывает для своей епархии 480 экземпляров Ефрема Сирина и этим спасает редакцию Творений св. отцов от банкротства. 8-го числа был здесь Блудов, который говорил о необходимости народное образование оставить в руках духовенства. Если духовенство будет тяготиться, то назначить в роде викарных священников, которые вели бы это дело. Эту же мысль высказывал и Энохин в бытность Государя. Видно, что эта мысль засела у них в голове. 1861 г. сентября 25. Ныне инспектора Вифанского Сергия посвящают в архимандрита. Представлял я митрополиту акафист св. Тихону; принял весьма любезно, сказал: „Вы писали, что я сержусь на Вас, я не сердился, а если сказал, то потому, что лучше бы, если бы недостатки, которые я заметил исправлены были между мной и Вами. Потом преосвященный Исидор прислал мне тогда рукопись с требованием, чтобы я скорее прочитал, ибо нужно печатать. Я в четыре дня кончил дело. Получив печатную книгу, я увидел, что и ещё кое-что нужно было исправить“. Обещался призвать, когда прочтёт. Стал было говорить вообще против акафистов, но я сказал, что народ уже так привык, что служба представляется не полной, если нет акафиста. „Акафисты, сказал он, читают, а кафизмы опускают. Это незаконно. Впрочем уже такая —461— широкая дверь проложена, что преграждать нельзя“. Спросил ещё меня о бумагах Елагина – описание чудес при открытии мощей. Как-то он знает, что они у меня. Митрополит пробудет здесь до 27 или 28. Раза два сидел он за переводом Писания, переводил второе послание к Коринфянам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Каких трудов и страданий мучительнейших стоило твоему Спасителю и Богу избавить тебя от твоего всестрастного растления, от блудов и сластей твоих, от непотребств твоих, а ты и еще помышляешь страстно, питаешь многострастную плоть изобильно всякими сластями, гордишься, злобишься, завидуешь, сребролюбствуешь, не покоряешься? Болезнь души человеческой – обращать исключительное внимание на видимое, временное, с пристрастием к этому видимому и забывать вечное, невидимое. Господи! Испраздни 133 сердце мое от любви земной, чувственной, растлевающей душу и тело, нечистой и насади совершенную любовь, духовную, небесную, святую. Аминь. 15 августа Благодарю Тебя, Господи, за неисчетные, превеликие Твои ко мне милости в нынешний день, которые Ты удивил во мне до литургии, во время литургии и особенно на литургии, во время молебна, когда я от лукавого воззрения на действия настоятеля Павла (надевшего очки особым образом и поддерживавшего рукою) впал в злобу и сильно мучим был от лукавого. Искренно покаялся с верою, и помиловал Господь внезапно, даровав мир, пространство и дерзновение. Ужасная, смертоносная, нелепая ложь – грех! Мгновенно, лишь только он коснется души, он уязвляет, омрачает, смущает, посрамляет, расслабляет ее, связует, лишает ее свободы. Но как ужасно он заразителен, прилипчив! Насеянный в душе раз, особенно если повторялся много раз, он мучит всю жизнь чрез воспоминание и представление его, чрез новое влечение к нему, чрез прелесть. (Чистые души детей особенно надо тщательно беречь от греха.) Для избавления от зла греха не другая жертва потребовалась, как наивеличайшая, бесконечная – страдания и смерть Самого Безначального Сына Божия, ибо злом причинена и причиняется бесконечное оскорбление бесконечной чистейшей правде Божией; зло бесконечно заразило своим дыханием чистую природу человеческую, созданную по образу Божию. И теперь для избавления нашего от грехов наших не иное какое средство существует в Церкви Божией, как Пречистое Тело и Пречистая Кровь Сына Божия! А как мы дорожим, как люди дорожат этим средством очищения и спасения душ своих? Едва однажды в год приступают к Чаше Христовой, несмотря на заповедь Спасителя, ежедневно нами слышимую: приимите, ядите, пийте вси...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

—117— по истине незаменимым путеводителем и руководителем для всех, обращавшихся к нему за справками и указаниями. Отметим также, что стараниями Афанасия Федоровича улучшены штаты служебного персонала библиотеки и значительно расширено помещение ее, для чего исходатайствовано до 500 тысяч рублей. Состоя на службе, в Археографической комиссии и Императорской публичной библиотеки, А.Ф. Бычков в 1850 г. был, кроме того, привлечен на службу в II-e Отделение Собственной Е.И. Величества канцелярии, в которой состоял до 1882 г., т.е. до времени преобразования ее в Кодификационный отдел. Заведовал некоторое время библиотекой II-ro Отделения, редактировал и издал: «Дворцовые разряды» (с 1612 по 1701 г., четыре тома и дополнения к тому III. СПБ. 1850–1855), «Журналы и походные журналы Петра Великого с 1695 по 1725 г. и походный журнал 1726 года (1853–1855)» и «Камер-фурьерские журналы за 1726–1772 годы (1853–1857)». – Главноуправляющий II-м Отделением гр. Д.Н. Блудов, состоявший председателем Высочайше учрежденного в 1855 г. комитета для цензурного рассмотрения посмертных сочинений В.А. Жуковского, пригласил А.Ф. Бычкова в делопроизводители комитета и возложил на него приготовление к печати четырех последних томов (10–13) пятого издания сочинений Жуковского, которые и вышли в свет под редакцией А.Ф. в 1857 г. СПБ. С 1856 г. А.Ф. Бычков занимался собиранием материалов для биографии и истории царствования императора Николая I, состоя для этого при статс-секретарях: гр. Корфе, кн. Урусове и гр. Делянове. В 1862–1864 гг. состояли членом комиссии для составления законоположений, относящихся до преобразования судебной части в империи, а в 1863 г. в комиссии для окончательной обработки проекта устава о книгопечатании в России. В 1865 г. назначен членом комиссии для разбора и описания дели Архива Св. Синода, а в 1866 г. и председателем этой комиссии. Под редакцией А.Ф. Бычкова изданы: «Описание документов и дел, хранящихся в Архиве Святейшего Правительствующего Синода. Том первый (1542–1721). СПБ. 1868» и «Том второй, часть первая (1722 г.) СПБ. 1879», а также «Полное

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Дозвольте ж мне, Высокопреосвященнейший Владыко, хотя сим кратким и не весьма складным, – от нездоровья и недостатка времени, – письмом, пожелать, чтоб Провидение, которое так видимо благословляет труды и подвиги Ваши на пользу веры и отечества, продолжало поддерживать Ваши силы и ревность и споспешествовать Вам во всех Ваших действиях. Испрашивая Архипастырского Вашего благословения, имею честь быть с совершенным почтением и преданностью Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою Граф Д. Блудов. 22) От Арсения, архиепископа Варшавского, Варшава, 11 мая 1852 г. Ваше Святейшество Высокомилостивый Архипастырь! За сообщение мне доброй Вашей вести, в которой и литература получила свой нескудный участок славы, а Православная Всероссийская Церковь приобрела для себя новое и богатое украшение, приношу Вашему Святейшеству мою чувствительнейшую благодарность, и вместе с сим усерднейше приветствую Вас, Досточтимый Архипастырь, с новым саном, как достойным выражением высоких достоинств и подвигов Ваших. Надеюсь, что история с своей стороны не поскупится к сему прибавить несколько прекрасных страниц в Вашей биографии, а, что всего важнее, сам Господь Бог не забудет верно труда любви Вашей к святой Его церкви. Говорю так потому, что действительно более и ближе других вижу и ценю всю огромную тяжесть и важность труда Вами подъятого и, при помощи Божией, благоуспешно совершённого. Поручая себя с паствою святительским молитвам и благорасположению Вашему, с истинным высокопочитанием и совершенною преданностью имею честь быть Вашего Святейшества нижайшим послушником Арсений А. Варшавский. PS. Другой экземпляр слов Ваших, согласно с Вашим назначением, я передал в библиотеку Волынской семинарии. 23) От Василия, архиепископа Полоцкого и Витебского. Витебск, 13 мая 1852 г. Высокопреосвященнейшй Владыко Милостивый Архипастырь! Приношу Вашему Высокопреосвященству искреннейшую благодарность мою за Вашу память о моём недостоинстве, явленную в подарении меня драгоценными памятниками Ваших подвигов в Литве. Каким быстрым успехом увенчались они, быв предприняты среди величайших препятствий! Говорить о сем без удивления нельзя! А есть чему порадоваться. Пусть враги Православной Церкви, приявшей нас под освежающую тень свою, – церкви чудно восторжествовавшей в краю Литовском – стране древнего её достояния, уразумеют, что это дело есть дело Бога, который устроил его Вашею деятельностью, который творил Своё Всемогущество в Вашей человеческой слабости. И торжество наше вообще, и возвышение Ваше, да не огорчает, а вразумляет всех заблуждающих, и многих во свете учения сей чудной Церкви ходящих, одушевляя их любовью к нам. Поистине, мы не заслуживаем ненависти или зависти их, творя волю Божию, в слабости своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Что касается последнего предположения Блудова, что отделенные от своего центра униаты станут обращаться в своих духовных нуждах к ближайшей православной епархиальной власти, то оно также очень мало оправдалось, быть может, отчасти и потому, что униаты не везде у православных встретили любовь, на которую расчитывал Блудов. Как бы то ни было, накануне и в виду воссоединения, была образована обширнейшая Белорусская епархия. Так как воссоединение с православной церковью этой епархии – единственный предмет нашего исследования, то прежде всего уместен вопрос: насколько ее внутреннее состояние и внешнее положение благоприятствовали тому, чтобы она могла откликнуться на зов воссоединителей и пойти за ними к православной церкви? Еще более, чем за 50 лет до учреждения Белорусской епархии, в начале и особенно в конце второй половины 18-го столетия, в разных частях территории, теперь ею занятой, среди униатов начались сильные народные движения в пользу воссоединения с православием . Интенсивность и результаты этих движений не везде были одинаковы. В Могилевской губернии, например, при пр. Георгии Конисском в 1781–1783 годах было воссоединение 112 578 ч. униатов; в Минской архиепископии в 1794 году обратилось 1½ миллиона униатов, в следующих годах – 1795 и 1796; на Волыни, несмотря на то, что там воссоединению оказывали сопротивление польские паны, присоединилось около 100 тысяч душ, в Минской же губернии – около 80 тысяч. В обеих губерниях при этом обнаружилось особое явление: священники, по большей части, отказывались воссоединяться. В Могилевской губернии в 1795–1796 гг. дело шло совсем слабо, а Витебская губерния ни тогда, ни теперь не проявила тяготения к православию. В 1781 году Полоцкий базилианский провинциал Миляновский писал, что в Полоцкой области только один священник перешел в православие в то время, как в Могилевской отпали от унии целые десятки церквей. Везде возбудившееся в конце 18 века стремление к воссоединению в Витебской губернии не встретило отклика отчасти потому, что здесь не было своего православного архиерея. Тут, было, пробовал воссоединять униатов губернатор Лопатин, но успеха его начинания не имели. Его попыткой кажется и кончилось дело. А затем настали павловские и александровские времена...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

Бердыш Федор, крестьянин, 1498 г., Новгород Бердыш – широкий топор, алебарда Бердяй, Бердяевы : Митя Бердяй, в начале XVI в. староста Аргуновской волости Переяславского уезда; Бердяевы, землевладельцы, XVI в. и позже, Смоленск Береглез Степан, крестьянин, XV в., Переяславль Береглез – щеголь, щегленок Бередников Аким, посадский человек, 1577 г., Новгород Береза, Березины : Дмитрий Борисович Галицкий, вторая половина XV в.; у него братья Ива [см. Ива] и Осина [см. Осина]; от них пошли фамилии Березины, Ивины и Осинины [см. Вилян] Березников Григорий Федорович, 1568 г., Ярославль Берен Васильевич Полев [см. Поле], первая половина XVI в.; в некоторых родословцах Бересин и Берно [ср. Фонвизин] Берендей, Берендеевы : Парфений Берендеев, 1433 г., Дмитров; Берендей, староста в Переяславском уезде, конец XV в. Ср. в Дмитровском уезде село Берендеево на р. Истре и Берендеев стан; на восток от Переяславского озера –Берендеево болото Берендей, берендейка – 1) бирюлька, резная игрушка, 2) зобница для мякины, плетушка, 3) шапка (Даль) Берестенников Семен, царский истопник, 1573 г. Берестов Алексей, подьячий, 1613–1632 гг., Москва; Василий, подьячий Приказа Большого дворца, 1668 г. Беречинский Василий Григорьевич, гонец в Польшу, 1545 г.; Василий Иванович, судья, 1543 г., Ярославль Беркальник Иван Селиванович Кутузов [см. Кутуз], середина XVI в. Беркут Назар Васильевич Блудов [слг. Блуд], 1597 г., Рязань; Беркут Иванович Гамов [см. Гам], 1624 г., Белев [см. Прокша] Беркут – большой орел Берниша Иван, крестьянин, 1545 г., Новгород Берновы , новоторжские бояре, середина XV в. и позднее в Торжке и Старице, родовое гнездо – село Берново на р. Тьме Верно, берьно – бревно Бернядинов Никита, дьяк царя Ивана Грозного, казнен в опричнине Берняков Тимон Нечаев [см. Нечай], посадский человек, 1566 г., Устюжна Бернята , слуга Троицкого монастыря, середина XV в.; Берната, холоп, 1498 г., Новгород Берсень, Берсеневы : Иван Никитич Берсень Беклемишев [см. Беклемиш], думный дворянин вел. кн. Василия III, 1493–1530 гг., Берсень Беглецов [см. Бег лец] Шишмарев [см. Шишмарев], конец XV в.; Петр Берсенев, дьяк Иноземского приказа, 1686–1689 гг. [см. Молвянин]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Поддержку воссоединительному проекту оказывал имп. Николай I, непосредственным исполнителем был назначен Блудов, убежденный сторонник постепенного воссоединения греко-униатов с Православием. Семашко выступал в роли советника. В 1828-1829 гг. были проведены почти все намеченные церковно-адм. реформы. При этом Семашко, действуя в режиме строгой секретности, не только консультировал Блудова посредством конфиденциальных записок, но и составлял черновые проекты правительственных распоряжений. 31 дек. 1828 и 12 янв. 1830 г. кард. Томмазо Бернетти и Римская курия подали рус. правительству ноту протеста, в к-рой критиковался происходивший процесс воссоединения. Католики считали, что преобразования являются «происками» приходского униат. духовенства, к-рое желает добиться уравнения в привилегиях с римско-католич. духовенством, что белый клир стремится упразднить василианские мон-ри и завладеть их доходами, что новый порядок управления унией в России не вводится решением папы и несходен с порядком управления др. католич. провинциями. Критиковалось и сокращение числа униат. епархий. По поручению имп. Николая I Семашко составил проект ответа Риму - «Записку... с опровержением притязаний, полученных правительством от Римского двора, по поводу новых распоряжений относительно униатов» (от 6 апр. 1829). Опираясь на бреве папы Климента VIII , буллу папы Бенедикта XIV и универсал кор. Сигизмунда III Вазы , данный униатам при введении унии, а также указав на противоречия в постановлениях Ферраро-Флорентийского Собора (1438-1439), Семашко опроверг все обвинения и попытался доказать, что проводимые реформы направлены на благо униат. общины в России и ведут ее к оздоровлению и укреплению. 21 апр. 1829 г. последовал Высочайший указ «о бытии Семашко викарным епископом и председателем белорусской греко-униатской епархии». 29 июля 1829 г. Семашко принял монашество, сохранив мирское имя, и, оставаясь членом Греко-униатской коллегии, 4 авг. 1829 г. был хиротонисан во епископа с титулом «епископ Мстиславский» и назначен викарием еп.

http://pravenc.ru/text/578547.html

251 «Сочинения Филарета, митрополита московского и коломенского. Слова и речи», т. III, 1826–1836. Москва, 1877. Стр. 1–8. 252 Е.П. Ковалевский, «Сочинения. Граф Блудов и его время (царствование Александра I)», СПб. 1871, стр. 168–174. 253 П. Попов, «Император Николай I». М. 1899. Н.К. Шильдер, «Император Александр I», т. IV, стр. 70. «Материалы и черты в биографии императора Николая I и к истории его царствования», под редакцией Н.Ф. Дубровина, в «Сборнике Императорского Русского Исторического Общества», г. XCVIII, СПб. 1896. Н.К. Шильдер, «Пятьдесят лет русской истории – в приложении к „Неве“» 1901 г. – «Император Николай I и краткий обзор событий его царствования». СПб. 1899. Н.Д. «Несколько слов в память императора Николая I», в «Русской Старине» 1896 г., I, 449–470. А. Шидловский, «Болезнь и кончина императора Николая Павловича», в «Русской Старине» 1896 г., II, 615–631. 256 «Об обращении в христианство мезенских самоедов в 1828–1830 гг.», в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 64–83. «Сведения о миссионере архимандрите Вениамине», в «Христ. Чтении» 1851 г., I, 84 и сл. 257 «Дневник архиепископа ярославского Евгения Казанцева», в «Душеполезном Чтении» 1868 г., кн. X. Протоиерей И. Благовещенский, «Особенно замечательные черты жизни в характере преосвященнейшего Евгения, архиепископа ярославского», в «Душ. Чт.» 1869 г., I. Протоиерей А. Сулоцкий , «Архиепископ Евгений Казанцев, как архипастырь тобольский», в «Страннике» 1872 г., II. 258 П.В. Птохов, «Архимандрит Макарий Глухарёв, основатель алтайской миссии», М. 1899. Д.Д. Ф. (Филимонов), «Материалы для биографии основателя алтайской миссии, архимандрита Макария», изд. 2, М. 1892. «Письма покойного миссионера, архимандрита Макария, бывшего начальником алтайской миссии», части I и II, М. 1860. В.И. Карпов, «Воспоминания о болховском архимандрите Макарии, учредителе алтайской миссии», в «Страннике» 1876 г. Священник А. Лавров, «Архимандрит Макарий, начальник алтайской церковной миссии», в «Страннике» 1860 г., кн. VIII. 259 Граф М. Толстой, «Хранилище моей памяти» – «Нил, архиепископ ярославский», в «Душ. Чт.» 1891 г., I, 613–618.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

Не было предмета, о чем бы ни вступал он в словопрение и, при необыкновенной памяти, будучи чрезвычайно начитан, всегда имел верх во всяком споре. Так велико было его искусство в диалектике, что один и тот же предмет мог он защищать с двух противоположных сторон, и белое делалось у него черным, а черное белым. Это дало ему возможность и впоследствии выдерживать трудные словопрения с раскольниками на Кремлевской площади, где никто не мог его одолеть. Мы с ним очень сошлись во время кампании по его благородному и кроткому характеру и долго поддерживалась взаимная наша связь в Москве, когда уже он был во всей поэтической своей славе; но славянофильское его направление несколько нас разделило, так как я не сочувствовал слишком резкому его направлению и не всегда соглашался с его богословскими взглядами, в которых мне тогда казалось, что не было достаточно церковных оснований, хотя все было совершенно православно. После моего возвращения из Иерусалима в 1830 году, совершенно изменилось для меня поприще моей деятельности из теплого поэтического юга, где провел первые годы молодости, переселился я на много лет в северную столицу, там ожидал меня совершенно иной литературный круг. Все еще было там исполнено памятью нашего великого историографа, недавно лишь скончавшегося; остатки присного его общества еще собирались иногда у тетки моей Е.Ф. Муравьевой, вдовы знаменитого попечителя Московского университета, Михаила Никитича, который также в свое время был уважаемым писателем. Тут встречал я родственного нам И.М. Муравьева-Апостола, бывшего некогда послом в Испании, который и сам любил заниматься литературой. А.И. Тургенев, дружный со всеми учеными и писателями того времени, который собирал драгоценные материалы для отечественной истории в иностранных архивах, Граф Д.Н. Блудов, благоговевший к памяти историографа и издавший последний том его истории, посещали также небольшой семейный круг моей тетки, она была совершенно убита недавнею разлукою с двумя сыновьями, сосланными по вине политической, и принимала только одних присных.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010