7 Из этих монастырей Дубенский, Мильчанский, Гощанский, Луцкий, Белостокский и Пугинский переданы в ведение Православного духовенства. 10 Записки м. Иосифа, I, 658. – Надо полагать, что в этом же смысле преосвященный Иосиф вел беседу с преосвященными Смарагдом и Гавриилом. В последнем она возбудила недоверие, так что Московский митрополит Филарет нашелся вынужденным рассеивать возбужденные подозрения. «О благонамеренности преосвященного Иосифа есть доказательства весьма убеждающие, – писал он к преосвященному Могилевскому Гавриилу; не одного легковерия остерегаться должно, но и недоверчивости, не допускающей единства, когда его ищут». Чтен. в Общ. Ист. 1862 г. кн. 2, стр. 151. 11 Скончался в 1879 году. Краткая биография его помещена при издании его «Слов, речей и архипастырских посланий», стр. 344–352. Спб.1866. 13 Под актом совещания подписались, кроме митрополита, преосвященные: Иосиф Литовский, Василий Оршанский, Иосафат Пинский, Антоний Брестский, и асессоры протоиереи: Маркевич и Пильховский. 15 С 8 сент. 1839 г. епископ Пинский, с 1840 г. Брестский, с 1848 г. Минский, в 1853 г. возведен в сан архиепископа, в 1868 г. уволен на покой. 16 В монашестве Филарет, с 1851 г. епископ Ковенский, с 1860 г. Уфимский, с 1869 г. Нижегородский. Скончался 7 февр. 1873 г. 18 Предположение об учреждении Секретного комитета Высочайше утверждено 21 июня 1834 г. с тем, чтобы комитет был в надлежащее время составлен из преосвященных митрополитов Серафима, Филарета и Тверского архиепископа Григория, греко-унитских митрополита Иосафата Булгака и епископа Иосифа Семашки, генерала отинфантерии графа Толстого, действительного тайного советника, канцлера российских орденов князя Голицына, министра виутренних дел статс-секретаря Блудова, статс-секретаря Танеева и Обер-прокурора Св. Синода Нечаева. – 30 декабря 1834 г. статс-секретарь Блудов вторично докладывал об этом комитете Государю Императору в Зимнем дворце: но Государь приказал учреждение и открытие совещательного для дел униатских комитета отложить до возвращения преосв.м. Филарета из Москвы в июле или в августе будущего 1835 года.; наконец, Высочайшее повеление об открытии комитета после довало 26 мая 1835 г. Правителем дел назначен был, 3 июня, по докладу Д. Н. Блудова, служащий в 1 отд. Соб. Е. И. В. канцелярии д. ст. сов. Ханыков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

37 Служебник изд. в Киеве 1629 г., Триодь в 1631 г., и Потребник 1646. Об исправлении последнего, впрочем, смотри Пращицу Питирима 1721, л. 362. 38 В Риме в то время, по повелению папы Урбана VIII, конгрегация de propaganda fide деятельно занималась исправлением и переводом на славянский язык римских богослужебных книг. Кроат Левакович и униатский епископ хельмский Мефодии Терлецкий, в 1643 г., исправили славянский перевод римского служебника (missale) и молитвенника с псалтирью (breviariuin). Asseman. Calendar. Eccles. Univers. T. IV, p. 426, 434. В 1640 г. был издан римский требник (Rituale) в славянском переводе. Ibid., р. 438. 39 Книга эта издана на польском языке, в 1642 г., в Кракове, с одобрения тамошнего духовного начальства. Между рукописями Московской Д. Академии есть список сего сочинения в современном славянском переводе, под названием: «Объявление блудов (заблуждений) и ересей и забобонов, сиречь затейных чинов и действ в греко-русской, от костела римскаго отступной, Церкви, якоже в вере, такоже и в служении божественныя литургии, и во всяких чинех и действах обретающпхся». 40 В библиотеке Московской Д. Академии есть сия книга и на польском языке, изд. в Киево-Печерской Лавре, и в славянском рукописном переводе, на котором преосвященным митрополитом Московским Платоном сделана такая отметка: «Сию книгу, исправив описки, достойно напечатать: ибо возражения от униатов против нашей православной Церкви основательно опровержены. Платон, М.М., 1805. Окт. 21 дня». 41 Раскрывая достоинство православных обрядов, Пётр Могила ссылается и на древних восточных и западных отцов и учителей Церкви, и на позднейших латинских писателей Барония, Фому Аквивата и др. 42 Не говоря о наглых, порицаниях на постановления православной Церкви относительно таинств и обрядов богослужения, мы укажем здесь на некоторые недостатки, в которых Кассиан обвиняет иерархию малороссийскую, и приведём ответы архипастыря киевского, чтобы чрез это ближе познакомиться с состоянием церкви, им управляемой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Высоко поднимая ноги в мокром бурьяне, он важно спустился в низину. Из-за дыма поднялись трое… «Кто идет?» — крикнул один грубо. Петр Алексеевич проворчал: «Я иду…» Солдаты, хотя и оробели до цыганского пота, но. проворно, — не успеть моргнуть, — подхватили ружья и стали без шевеления; фузея перед собой, нос поднят весело, глаза выкачены на царя — наготове в огонь и на смерть. Петр Алексеевич, не глядя на них, сунул башмак в погасший костер: — Уголька! Средний солдат — рассказчик, балагур — кинулся на коленки, разгреб, подхватил уголек на ладонь, подкидывая, ждал, когда господин бомбардир набьет трубочку. Раскуривая, Петр Алексеевич исподлобья покосился на крайнего солдата… «Этот…» Верзила, здоров, ладен… Лица его не мог разглядеть… — Сколько вершков росту? Почему не в гвардии? Имя? Солдат ответил точно по уставу, но с московским развальцем, — от этого наглого развальца у Петра Алексеевича ощетинились усы… — Блудов Мишка, драгунского Невского полка, шестой роты коновод, поверстан в шестьсот девяносто девятом, роста без трех вершков три аршина, господин бомбардир… — Воюешь с девяносто девятого, — чина не выслужил! Ленив? Глуп? Солдат ответил неживым голосом: — Так точно, господин бомбардир, — ленив, глуп… — Дурак! Петр Алексеевич сдунул огонек с разгоревшейся трубки. Знал, что не успеет он скрыться за туманом — солдаты понимающе переглянутся, засмеяться не посмеют, но уж переглянутся… Заведя худые руки за спину, высоко подняв лицо с трубкой, из которой прыскали искры, он зашагал из низинки. Придя в шатер, сел к столу, отставил от себя подалее свечу, — в горле было сухо, — жадно выпил вина. Заслоняясь трубочным дымом, сказал: — Данилыч… В Невском полку, в шестой роте — солдат гвардейских статей… Не порядок… У Меньшикова в синих глазах — ни удивления, ни лукавства, одно сердечное понимание… — Мишка Блудов… А как же… Он мне давно известен… Награжден одним рублем за взятие Мариенбурга… Командир эскадрона не хочет его отпускать, — коней он любит, и кони его любят, таких веселых коней, как в шестом эскадроне, у нас во всей армии нет.

http://azbyka.ru/fiction/petr-pervyj-tol...

1902–1909(10.12) ДАМАНСКИЙ П.С. 1909(10.12)-1916(01.11) ВИНОГРАДОВ Д.А. 1916(01.01)-1917 ДЬЯКОНОВ М.А. Председатели Издательского Совета при Св. Синоде: 1913(04.04)-1916(01.07) НИКОН, архиепископ Вологодский 1916(01.07)-1917 ВАСИЛИЙ, епископ Черниговский Председатели Миссионерского Совета при Св. Синоде: 1913(04.04)-1915(14.01) СЕРГИЙ, архиепископ Финляндский 1915(14.01)-1917 ИННОКЕНТИЙ, епископ Полоцкий и Витебский Главно-управляющие духовных дел разных вероисповеданий: ГОЛИЦЫН Александр Николаевич (25 Июля 1810 г. –19 Ноября 1817 г.) ШИШКОВ Александр Семёнович (15 Мая 1824 г. –25 Апр. 1828 г.) БЛУДОВ Дмитрий Николаевич (25 Апр. 1828 г. –2 Февр. 1832 г.) Министр исповеданий: КАРТАШЕВ Анатолий Владимирович (25 Сент. 1917 г –25 Окт. 1917 г.) Письмо А.А. Нейдгарта 1072 Троице Сергиева Лавра 25 Декабря 1900 г. Сердечно уважаемый Владимир Константинович. «Не множество военных сил, не стены городов, не полки пеших, не крепость всадников, не снаряжение морских сил доставляют спасение Царю: ибо Господь поставляет Цари и преставляет ( Дан.22 .) и несть власти, аще не от Бога учинена ( Рим.13:1 ). Посему спасется Царь не многою силою, но Божиею благодатию» ( Василий Великий , Толкование на псалом 32). «Примеры падения великих христианских государств, разоренных Гуннами и Вандалами и порабощенных Магометанами, должны убедить нас в том, что одно имя христианское, без христианской жизни, не спасет новый мир от кары Божия правосудия. Промысл Божий найдет преемников современным христианским народам в обладании наследием Церкви Христовой, по слову Спасителя, сказавшего Иудеям: отнимется от вас Царствие Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф.21:43 )» (Речь Архиепис. Харьковского Амвросия 19 Ноября 1900 г.) Наши беседы по Церковному вопросу доставили мне такое утешение, особенно ценное в конце безотрадного XIX века, что я решился даже письменно завершить обмен наших мыслей на пороге XX столетия, сего весьма таинственного незнакомца. Оглядываясь на прошедшее, вникая в настоящее и опасаясь за будущее – смущает меня мысль о дальнейших судьбах дорогой России и ответственности нашего отечества, поставленного Провидением на страже Христовой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

121 А. О. Смирнова, урожд. Россет, (1810–1882) – подруга Пушкина, Жуковского, Гоголя; в 1832 г. Хомяков посвятил ей три стихотворения (см. op. cil., т. IV, стр. 209–210). 123 Письма Е. А. Баратынского к И. П. Киреевскому. 34. – «Татевский сборник» Е. А. Рачинского. СПб, 1899, стр. 44. 130 Свербеев усматривал корни славянофильства в уваровской формуле «Самодержавие, Православие, Народность»; по его словам, Россия была втянута в Крымскую войну из-за того, что славянофилы раздували «народную кичливость». 137 Граф Д. Н. Блудов (1785–1864) – государственный деятель эпохи Николая I и Александра II; был делопроизводителем Верховного суда над декабристами; в 1862 г. назначен председателем Государственного Совета и Кабинета министров. 138 П. В. Анненков (1811? 1813? –1887) – критик и мемуарист, редактор первого академического издания сочинений А. С. Пушкина, автор «Материалов для биографии А. С. Пушкина» (1855 г.). 140 П. Я. Чаадаев (1794–1856) рассматривал Провидение как главную силу в истории; целью исторического процесса является апокалиптическое слияние всех душ и всех сил и появление единой души и силы; В. С. Соловьев (1853–1900) считал, что природа отделена от Бога своей реальной основой – землей и в то же время соединена с ним своей идеальной вершиной – человеком. 142 Н. Я. Данилевский (1822–1885) – мыслитель; в своем главном труде «Россия и Европа», разделяет воззрения славянофилов на Православие, общину и пр., но расходится с ними в своем отрицании всемирно-исторического призвания России; для него Россия и славянство представляют собой лишь особый культурно-исторический тип, хотя и самый совершенный. Желая России великую будущность, он не считал таковую неизбежной; идеал Данилевского не столько русский или славянский, сколько византийский. 143 К. Н. Леонтьев (1831 –1891) – писатель и мыслитель, считавший Данилевского своим учителем; был сторонником самодержавия, государства, самобытных форм национальных форм русской жизни; его главный враг – буржуазный прогресс, ведущий к обезличиванию русской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Надежды архиерея-воссоединителя не оправдались. Частные присоединения не были остановлены, но по инициативе императора лишь упорядочены составленной свт. Филаретом Московским секретной инструкцией под названием «Мысли и советы для православных архиереев, которых паствы сопределены с разномыслящими в вере и уклонившимся от Православия». Она была разосланной адресатам 13 апреля 1835 г. В результате в Беларуси и Литве унию в пользу господствующего исповедания оставили в 1834 г. 35 297 чел., в 1835 – 44 398, в 1836 – 46 777. В то же время мнение Семашко было принято во внимание и для согласования различных точек зрения на воссоединение по повелению Николая I 26 мая 1835 г. был образован Секретный комитет по делам Греко-униатской Церкви, в который вошли: от греко-католиков – митрополит Иосафат Булгак и епископ Иосиф; от православных – свт. Филарет Московский , митрополит Петербургский Серафим и Тверской архиепископ Григорий; от правительства – министр внутренних дел Д.Н. Блудов, обер-прокурор Синода С.Д. Нечаев, П.А. Толстой, А.Ф. Голицын и А.С. Танеев. До конца 1836 г. Секретный комитет собирался только 3 раза. Под влиянием владыки Иосифа, консультировавшего его председателя Д.Н. Блудова, он принял важные решения: 1) введение изучения греко-православного катехизиса в униатских семинариях (3 июля 1835 г.); 2) восстановление иконостасов в униатских церквах (3 декабря 1835 г.); 3) подчинение униатских семинарий комиссии духовных училищ Св. Синода (13 марта 1836 г.). Эти решения без главного – подчинения униатов православной духовной власти, – не могли привести к разрыву союза с Римом. Но преосвященному Иосифу не удавалось добиться более решительных шагов, т.к. Секретный комитет оказался полем интриг против планов общего воссоединения со стороны сторонников частных присоединений во главе с С.Д. Нечаевым. Медленная и нерешительная работа комитета проходила на фоне развития противодействия со стороны духовенства латинского обряда и помещиков-католиков, подстрекавших униатских священников к сопротивлению своей иерархии и занимавшихся среди униатов прозелитизмом. Положение епископа Иосифа становилось все более тягостным. Он начал сомневаться в самой возможности с помощью представителей российской бюрократии упразднить Унию, что вынудило его 24 сентября 1836 г. вновь подать прошение о личном присоединении к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Деятельность молодых сотрудников парализирована безнадежным положением Словаря и работою над учениками гимназии, которой никто из членов комитета не сочувствуешь. Вы пренебрегли трудом, который уже был сделан, но который следовало только поверить и поправить. Но то, что вы теперь совершаете, решительно не поспеет и не ведет к цели. Правда и то, что издание «Временников» Общества отнимает у вас время; но это не оправдание нам, членам комитета. 2 Граф Д.Н.Блудов (1785–864) среди своих многосложных государственных занятий первостепенной важности, не преставал во всю свою жизнь носить искреннее сочувствие к русской науке и литературе. Как близкий родственник Державина и Озерова, как друг Карамзина и сверстник Жуковского, он никогда не переставал поддерживать живые сношения с разными учеными и литераторами. По его мысли и блогодаря его настойчивости издано II Отделением Императорской Канцелярии несколько томов Дворцовых разрядов, посольских дел, статейных списков и посольских книг. 3 Александр Николаевич Попов (1877 г. ноябр. 16), по окончании курса в Московском Университете до конца жизни служил во 2 отд. Императорской канцелярии; среди своих служебных обязанностей он не покидал ученой и литературной деятельности. Из трудов его наиболее известны: Русская правда в отношении к уголовному праву (М. 1844). Об опеке в связи с общественным бытом Древней России (М.1842г.) Сношения России с Римом (С.-Пб.1871г.). Описание Черногории. Имя его украшает собою страницы Моск. Ведомостей, Москвитянина Русского Вестника Общества Истории, Известий Археологического общества, Русской Беседы, Вестника Европы и журнала Министерства просвещения. В последнее время он блистательно заявил себя исследованием эпохи Императора Александра I. Читать далее Источник: Переписка Ив. Дм. Беляева с учеными и литераторами (1847-1863 гг.)/Издание Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете. - Москва: Тип. Штаба Московского военного округа, 1882. - VII, 64 с. (Изд. прерывается на стр. 64-й.)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/p...

в 1882 г. 1578 Елпидифор (Бенедиктов.) с 1851 по 1860 г. епископ Вятский, скончался архиепископом Таврическим в 1860 г. 1580 Разумеется Introduction а la theologie orthodoxe de Macaire, docteur en theologie, eveqae de Vinaitza, recteur de I’academie ecclesiastique de S. Pitersbourg, traduite par un russe, Paris, 1857. 1584 Духовная Беседа – официальный орган для опубликования законоположений и правил, распоряжений по духовному ведомству – издавался с 1858 де 1862 г. при Спб. дух. семинарии. 1586 Протоиерей Павел Александрович Солнцев, законоучитель I-oй Харьковской гимназии, племянник преосв. Макария (сын его старшей сестры), получивший образование в СПБ. Д. А. (1855–1859 г). 1588 Протоиерей Ник. Ник Наумов, магистр XIX к. Спб. Д. Ак., брат преосв. Кирилла, еп. Мелитопольского, духовник Его Ими. Высот. В. Кн. Михаила Николаевича, с 70-х годов настоятель церкви Св. Троицы в Измайловском полку в Спб. 1593 Иеромонах Валериан (Орлов), магистр XXI курса Спб, Д. Ак., с 1856 г. бакалавр, в 1868 г. переведен в Киевсв. Д. Ак. исправляющим должность инспектора, в 1859 г. уволен от духовно-учебной службы с определением в братство Куряжского монастыря Харьк. епархии Сконч. в Полтаве в 1879 г. 1594 Архимандрит Асигкрит (Верещагин,), магистр XX кур. Спб. Д. Ак., инспектор Олонецкой семинарии, назначенный инспектором Спб. Д. Ак. в 1859 г., но по расстроенному здоровью уволенный от духовно-училищной службы. 1596 Архимандрит Епифаний, инспектор Спб. Д. Ак. с 1858–59 г. † 1869 г. См. Чистовича «Спб. Дух Ак. за последние 30 лет», стр. 7. 13–14. 1597 Граф Блудов Дмитрий Николаевич председатель Государственного Совета и Комитета министров. Сконч. в 1864 г. 1598 Следует список лиц, кому и в каком переплете поднести только что отпечатанную книгу «Слова и речи». 1599 Архимандрит Феофилакт (Праведников) VIII кур. (837) Киевск. Д. А., с 1852 ректор Тамб. сем., а с 1858 – Херсонской (Одесской), с 1868 епископ Новгород-Северский (викар. Черниг. епархии), († 1869 г.). 1600 Архим. Серафим (Аретинский) маг.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

Обедни совершались по униатскому служебнику, униатским напевом и с искаженным произношением славянских слов. Почти все 20 монахов Троицкого монастыря были фанатики. Они ненавидели православных и называли их схизматиками, отщепенцами, потемненцами (отверженными), а их веру, или «схизму», ставили ниже еврейской и даже языческой религии. Базилианские духовники внушали подобные мысли особенно простым людям, запрещая им, под угрозою анафемы, ходить в православные церкви, читать книги, написанные православными, и даже разговаривать с ними. С иноками соседней православной Свято Духовской обители базилиане избегали всяких сношений. Когда, по случаю смерти одного православного иеромонаха, православные просили позвонить на базилианской колокольне, исполняющий должность «старшего» (настоятель) Троицкого монастыря с негодованием отказал в этой просьбе. В 1835 году в министерстве внутренних дел были получены письменные анонимные заявления, уличавшие настоятеля Троицкого монастыря и некоторых подчиненных ему должностных лиц в крайне предосудительных действиях и бесчинствах. Авторы этих заявлений обвиняли, между прочим, базилиан в разных манифестациях во время польского мятежа 1831 года, в присоединении к мятежникам двух Троицких базилиан, в опущении на ектеньях царской фамилии и прочем. Блудов сообщил анонимные заявления преосвященному Иосифу. Иосиф поручил в 1836 году преосвященному Антонию произвести ревизию Троицкого монастыря. Большая часть указанных обвинений вполне подтвердилась, так что преосвященный ревизор в своем представлении Иосифу подал было мысль даже об упразднении Троицкого мужского и приписанного к нему, смежного с ним, женского базилианского монастыря и об обращении доходов с этих двух монастырей (до 10 тысяч рублей серебром ежегодно) на нужды униатской церкви. 143 Наибольшее противодействие планам Иосифа оказали бывшие настоятели базилианских монастырей – из латинян, лишенные занимаемой ими должности за враждебное отношение к вводимым преобразованиям. 19 июля преосвященный Антоний донес преосвященному Иосифу, что бывший настоятель Виленского Свято-Троицкого монастыря Виктор Босяцкий, переведенный на иеромонашескую должность в Бытенский монастырь, отказался решительно дать заявление о желании присоединиться к православной церкви, по закоренелой ненависти ко всему русскому, и что Босяцкий поддерживает упорство в том же отказе со стороны Бытенских, а может быть (секретно) и Виленских униатских монахов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Истинная вера порождается благодатию Господнею чрез убеждение, поучением, кротостью, а более добрыми примерами. Жестокость же не убеждает никогда, но паче ожесточает» 260 . Таким образом, хотя и провозглашалась свобода вероисповедания, однако с непременным условием верности монархии и ее прославления, а главное – не в ущерб интересам «господствующей и первенствующей» Православной Церкви. Присоединение к Русской Православной Церкви Грузинского экзархата Ко времени присоединения Грузии к России (1801–1804) местная автокефальная Церковь находилась в состоянии глубокого упадка. Указами 1811 и 1814 гг. она была введена состав Русской Православной Церкви на правах экзархата (церковной автономии). В 1817 г. экзархом Грузии был поставлен митрополит Рязанский Феофилакт (Русанов) ; ряд епархий экзархата был преобразован путем их слияния и укрупнения. Получила свободу и та часть грузинского духовенства, которая находилась в крепостной зависимости. Отношение Александра I к масонству В 1803 г. был снят запрет на деятельность масонских лож. Однако формального разрешения на открытие новых лож не было дано, а с 1810 г. за масонами был установлен негласный полицейский надзор. Это было время широкого увлечения масонством. В начале XIX в. в России насчитывалось около 200 масонских лож, в которых состояло свыше 5 тысяч человек. Социальная принадлежность членов масонских лож была различной. Были ложи как с преобладанием лиц «третьего сословия» (купцы, промышленники, ремесленники, разночинная интеллигенция), так и исключительно из дворян-аристократов. В масонских ложах несколько лет пребывали великий князь Константин Павлович, М.М. Сперанский и более 60 других известных царских сановников и генералов, в том числе председатель Государственного совета Д.Н. Блудов, министр полиции В.В. Балашов и будущий шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. Половина министров и все члены Негласного комитета при Александре I были масонами Масонство – религиозно-этическое общественное движение. Отправной датой возникновения масонства принято считать 1717 год, когда в Великобритании была создана первая Великая ложа Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010