Ильинский Андрей Григорьевич – директор хозяйственного управления при святейшем синоде. 130. Письмо А. III. 131. Вячеслав Константинович фон-Плеве – директор департамента государственной полиции, впоследствии министр внутренних дел. «Современные Известия» – см. No 124. 132. Зубов Алексей Алексеевич, саратовский губернатор, впоследствии статс-секретарь и почетный опекун. Шамшин Иван Иванович, присутствовал в первом департаменте сената. 133–134. Два письма написаны Михаилом Никифоровичем Катковым, известным издателем газеты «Московские Ведомости» и журнала «Русский Вестник» и основателем московского Лицея в память, цесаревича Николая. К сожалению, нет никаких конкретных указаний на сущность судебного преследования. Граф Лорис-Меликов, Абаза и Милюгин – деятельные министры последних лет царствования Александра II. Граф Игнатьев – министр нового царствования, однако не резко порвавший с своим предшественником. См. No 27. Желябов – повешен по делу 1 марта 1881 года. 135. Письмо написано Виссарионом Виссарионовичем Комаровым, издателем маленькой дешевой газеты «Свет», получившей весьма широкое распространение. Николай Саввич Абаза, доктор, из рязанских губернаторов в 1880 году был назначен начальником главного управления по делам печати. 136. Граф Лев Николаевич Толстой, через Победоносцева, писал императору Александру III о помиловании виновников цареубийства 1 марта. 137. Сенатор межевого департамента Сергей Иванович Зарудный, в эпоху великих реформ, был деятельнейшим сотрудником комиссии по выработке судебных преобразований. Единственно его трудами и знаниями в этой области Бутков и граф Блудов, его ближайшие начальники, получили славу создателей судебных уставов (см. No 47). 138. Письмо написано Яковом Петровичем Полонским, поэтом весьма большой величины в послепушкинской эпохе. Он долгое время служил в петербургском цензурном комитете, по просмотру иностранной литературы. С Иваном Сергеевичем Тургеневым, знаменитым писателем, его связывали постоянные дружеские отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Гомолицкого и М. Шелепина, профессоров К. Игнатовича и Косовича, эконома Сченсновича и одного только Дрогичинского благочинного, и вместе заседателя консистории, Ф. Горбацевича. Согласие свое на подписку 6 духовных особ из 10 обусловливали общим воссоединением всех униатов, «по примеру своего епархиального начальства, которому, по словам Священного Писания , должно повиноваться», и – дозволением оставаться без бороды и в нынешнем платье. Уклонение от подписки протоиерея Бобровского (до 1837) и протоиерея Сосновского (до 1839) и ничтожное число подписок в 1833–1834 годах со стороны довольно многочисленных в то время священников, бывших воспитанников Главной семинарии, а также новогрудский протест магистра богословия Адама Плавского, товарища Иосифа по Главной семинарии, ясно доказывают, что даже многие духовные того времени не сразу разглядели все величие начатого Иосифом дела. Только образованный преосвященным Иосифом, протоиереем Тупальским и Антонием Зубкою Жировицкий кружок с первых дней своего существования всегда стоял на стороне Иосифа. Тупальский получил основательное богословское образование в Виленском алюмнате (1788–1794). В 1819 году он выдержал при университете испытание на степень доктора богословия и канонического права. Он воспитывался вместе с известным архиепископом Красовским. 109 «Письмо М. Н. Муравьева к Д. Н. Блудову», 12 октября 1834 год, брошюра, изданная Святейшим Синодом. 110 В состав секретного комитета вошли: митрополиты Серафим и Филарет, архиепископ Тверской Григорий, митрополит Булгак, епископ Семашко, граф Толстой, князь Голицын, Блудов, Танеев, обер-прокурор Нечаев. 111 В большинстве униатских церквей не было ни Евангелий, ни апостолов. Приходящиеся на всякий день Евангелия и апостолы печатались обыкновенно наряду в униатских служебниках. 112 Получив сведения со стороны гражданского начальства, что в Новогрудском уезде хотя сделаны во многих церквах иконостасы и в алтарях – престолы, согласно распоряжению Иосифа, данному в 1834 году, но повсюду оставлены по-прежнему престолы, украшенные цибориями, но обычаю римско-католической церкви, преосвященный Иосиф предложил консистории распорядиться: 1) чтобы во всех церквах Литовской епархии, даже в тех, где еще не имеется иконостасов, устроены были, в течение одного месяца, престолы по правилам греко-восточной церкви; 2) чтобы бывшие на прежних римских престолах образа были сняты с них и приставлены к самой стене за престолом; 3) чтобы вместо больших цибориев, закрывающих от народа священников, сделаны были всюду небольшие напрестольные дарохранительницы, или киоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Мой путь совершился благополучно, но без последующего утомления. В Рахманове священник сказал мне: сего дня похоронил троих умерших от холеры. В Братовщине в течении 25 дней умерло от нея 9 местных жителей, и 30 посторонних. Со дня преподобнаго Сергия лучше стало. В Пушкине благополучно. В Москве говорят о болезни, но не с большим вниманием. Сего дня посетил меня граф Дмитрий Николаевич Блудов. Он намерен быть вскоре в Лавре. Еще раз благодарю вас и братию обителей за мир моего у вас пребывания. Июля 10-го 1860. 1338 Мир много оцу наместнику и братии. Желаю знать лучше ли теперь ваше здоровье. Ввести в новые келии добрую братию Бог благословит. Радуюсь, что младшие будут иметь старшаго. Желаю знать кто он будет: потому что хорошо знать добрых людей, хотя бы только по имени. У нас был жар и засуха. Но вчера Господь дал обильный дождь. Сей час получил я письмо от Новгородскаго владыки. Он выезжает из Кива 26 дня, чрез Москву: и намерен быть в Лавре преподобнаго Сергия. Здравствует ли Вифанская рожь? – Июля 1-го 1860. 1339 Мир Господень отцу наместнику и братии. Врачество, вами принимаемое, да будет вам совершенно врачебно. Благодарю за фотографические изображения. Крест особенно отчетливо изобразился. Посылаю вам вклад в скит, и имена просящих молитвы. Елена Ивановна Миллер прислала мне кубок из кокосоваго дерева с царскими портретами. У меня ему нет употребления. Посылаю к вам, не найдете ли ему места на соборных столах лавры. Завтра думаю отправится в Угрешский монастырь для освящения больничной церкви. Попросите мне благословение препадобнаго Сергия. Июля 22-го 1860. 1340 Отцу наместнику и братии мир души, мир помыслов, мир совести, и над сими осеняющий мир Божий, превосходяй всяк ум. Господь да простит вас всех, кто в чем требует прощения, и все вы простите меня, более всех имеющего нужду в помиловании и прощении: зане елико много от меня взыщется, толико мало соответствую изыскуемому от меня. Прошу помощи молитв ваших. – Бездождие продолжается и здесь. 17 дня была в Москве молитва о дожде, и 18 дня был довольный дождь, и потом еще раз или два малый. 27 дня в Чудове, бывшему у меня после молебна духовенству сказал я: не должно ли опять молиться о дожде. Некоторыйе подтвердили: а другие сказали, что после Петрова дня дождь не очень нужен. Я сказал, чтобы молитва была: но возвратясь домой, и смотря на мой сад зеленый, думал, то лия сделал, что должно. Вечером получил ваше письмо о том, что молитва нужна. С тех пор она продолжается: но видно тяжесть грехов наших не допускает ее взыти в небесный жертвенник. Но в ваших местах, видно засуха еще сильнее здешней. У здешняго огородника зелено.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Прошение Иосифа в Святейшей Синод от 15 мая 1833 года о личном присоединении к православной церкви. Блудов успокоил Иосифа в неизменной поддержке его планов и в бессилии интриг Жарского. 2 апреля 1833 года Иосиф назначен Литовским греко-униатским епископом, Ведомость о всех священниках, церквах и приходах Литовской епархии. Иосиф приступает к упразднению малолюдных приходов. Приезд Иосифа на ревизию в Жировицы 14 июля 1833 года. Устройство здесь богослужения, уничтожение органов и оркестра музыкантов. Иосиф учреждает хор певчих и училище для дьячков. Устройство в богатейших церквах иконостасов. Запрещение униатским священникам служить в латинских костелах. Выдача ставленных грамот по форме православных. Иосиф скоро разгадал господствующее настроение духовенства своей епархии. Посвящение в викарные епископы: для Литовской епархии Антония Зубки и Иосафата Жарского и для Белорусской Василия Лужинского . Все три епископа дают подписки в 1833 году на воссоединение. Частные присоединения Полоцкого православного епископа Смарагда идут в разрез с планами Иосифа. Для единства в действиях Иосиф снова предлагает подчинить Греко-униатскую коллегию Святейшему Синоду. Соглашаясь с мнением ревизора Жарского об упадке униатских монастырей, Греко-униатская коллегия (1 марта 1833) признала лучшим средством против этого – закрытие излишних малолюдных монастырей. Происки Жарского и недавний польский мятеж возбудили деятельность и Жировицкого кружка просвещенных униатов, образованного Иосифом, Тупальским и Зубкою из асессоров консистории и преподавателей семинарии. В этот кружок вошли и православные люди, бывшие воспитанники православных духовных академий, занимавшие должности преподавателей семинарии. В Жировицком кружке впоследствии находили возможным, одновременно с приведением в исполнение проекта о восстановлении греческих обрядов, подготовлять умы священников к воссоединению. 76 Между тем ни на указанное постановление коллегии о закрытии монастырей, ни на две прежние записки Иосифа от главно-управляющего Блудова долго не было никакого ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Освящение Андреевской церкви, перестроенной из костела. Возражение преосвященного Иосифа генерал-губернатору Назимову по поводу предположенного возвращения католикам Буховичского костела. Массовое совращение в латинство порозовцев и меры к их возвращению в православие. 30 января 1858 года президент Императорской Академии Наук, граф Д. Н. Блудов, бывший сподвижник преосвященного Иосифа по воссоединению униатов, препроводил ему диплом на звание почетного члена Академии Наук. После Крымской войны было прислано для раздачи латинскому духовенству Виленской епархии 400 бронзовых крестов и столько же медалей, а православному духовенству всего 90 крестов и ни одной медали. Митрополит Иосиф конфиденциально уведомил обер-прокурора Святейшего Синода, что подобное предпочтение произвело весьма невыгодное действие среди воссоединенных, и просил безотлагательно выслать недостающее количество крестов и медалей для раздачи православному духовенству Литовской епархии. 6 сентября посетил Вильну Государь Император. Высокопреосвященный Иосиф встретил его двумя приветственными речами, при входе Государя в кафедральный собор и при входе в пещерную церковь трех Виленских. мучеников. Несмотря на вполне милостивое обращение Государя с митрополитом, посещение Вильны оставило в нем однако же несколько тягостное впечатление. При этом случае митрополит мог наглядно убедиться, что Государя более и более стараются увлечь на сторону польской партии, и, притом, не без успеха. Высокопреосвященный Иосиф горел желанием лично высказать многое Государю по поводу последовавшей реакции в отношениях, правительства к польскому делу. Но, не желая беспокоить высокого Гостя неприятным разговором, который мог даже повредить делу, при неумении Иосифа вполне свободно объясняться на чисто-литературном русском языке и при невозможности в краткой беседе изложить обстоятельно осложнившееся и запутанное положение дел, митрополит отложил свое намерение до более благоприятного случая. 12 октября высокопреосвященный Иосиф имел утешение освятить церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

После резолюции Государя на донесении м. Филарета министр счел за лучшее обойти этот щекотливый вопрос абсолютным молчанием. 20 апреля 1856 года означенный доклад был представлен Ланским Государю. Последний и этот доклад велел приобщить к делу, производящемуся по этому предмету в секретном комитете. «По сему самому делу, – собственноручно написал Государь на докладе министра, – я на днях получил чрез Синод формальный протест митрополита Московского и приказал дело это внести неотлагательно в секретный комитет. По важности предмета необходимо и с вашей стороны сообщить комитету все полученные вами сведения и, обсудив в совокупности, представить заключения ваши на мое утверждение. Прошу делом этим не медлить». 1071 Три раза собирался секретный комитет для суждения по означенному делу – 12 марта, 5 апреля и 16 мая 1072 . Согласно Высочайшей резолюции на донесении Московского митрополита, он поставил своею задачею: 1) изыскать неотложные меры к обузданию преступного своеволия раскольников и 2) решить вопрос: кто из раскольников рогожского кладбища должен быть признан виновным в самочинном оказательстве раскола? Что касается второй половины программы, поставленной комитетом предметом своих рассуждений, то она не иначе могла быть выполнена, как чрез дознание на месте,. т.е. на рогожском кладбище. С этим были согласны все члены комитета. Но относительно другого вопроса, т.е., какие меры следует принять для обуздания своеволия рогожских раскольников, мнения членов разделились. Тогда как одни, – митрополит Никанор, архиепископ Григорий, протопресвитер Бажанов, статс-секретарь Танеев и исправляющий должность обер-прокурора Св. Синода признавали за лучшее, в качеств такой меры, запечатание рогожских часовен с тем, чтобы главная из них была освящена в православную или единоверческую церковь ; другие, – граф Блудов, граф Киселев, министр Ланской и граф Панин, полагали, что до предварительного исследования достаточно лишь ограничиться воспрещением раскольникам торжественных сборищ для богомоления на рогожском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Таковы были мысли мои и при чтении Ваших прекрасных семи Слов. В них я вижу, также как и во всех действиях Вашего Высокопреосвященства, также как и в словах и действиях всех истинно-просвещённых Иерархов нашей Матери Церкви Восточной, учение Христа на деле: ревность без нетерпимости, строгость правил, соединённую с благоразумным снисхождением к слабости, старание охранять чистоту и целость догматов веры, без оскорбления тех, которые разнствуют, или думают, что разнствуют от наших о ней понятий; наконец пламенное усердие к отечеству и к поставленному Хранителем оного Монарху и Царственному Дому Его. О! да распространяются, да делаются более и более общими сии правила и чувства во всех пределах нашей святой Руси и да шествует она мирно, но бодро и неуклонно, по стезе самим Провидением для неё предначертанной, к цели, которая как кажется Им-же ей предуказана. Смеем думать, что и теперь она может спокойно, или по крайней мере безбоязненно смотреть на волнения соседственных и других держав, на нескромные изъявления безумной против неё ненависти и на тайные, хотя впрочем довольно худо скрываемые враждебные замыслы. Сею надеждою заключаю своё письмо, едва-ли не сверх меры длинное, поручая себя святым молитвам Вашим и испрашивая Вашего архипастырского благословения. С чувствами истинного почтения и преданности имею честь быть, Вашего Высокопреосвященства покорнейшим слугою граф Д. Блудов. 93. Указ Св. Синода, от 30 ноября 1845 года за 16880, с объявлением совершенной признательности за успешное исполнение поручения об осмотре воссоединённых епархий Оуказъ ЕГ ВЕЛИЧЕСТВА, САМОДЕРЖЦА изъ Правительствющаго Снода преосвященному Иосифу, архиепископу Литовскому и Виленскому, Виленского Святодухова монастыря священноархимандриту и кавалеру. По оуказ ЕГ ВЕЛИЧЕСТВА Снодъ слушали рапорт Вашего Преосвященства, от 8 июля сего года за 1661, с подробным, описанием состояния воссоединённых епархий, в каком найдены они при осмотре их по Высочайшему повелению вами в текущем году, и с донесением о распоряжениях, замечаниях и внушениях, сделанных вами при сем осмотре.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

133 «Записки Василия Лужинского , архиепископа Полоцкого», стр. 143. – Около того времени униатский Иеромонах Иосафат Шавровский написал к митрополиту униатскому Иосафату Булгаку два письма самого оскорбительного содержания. Первое письмо, писанное на польском языке на трех листах, начиналось так: «не удивляйся, что я пишу к тебе; я не решался на это, но мне три раза явился святой Иосафат Кунцевич и велел сказать тебе: “ты продал унию; ты не пастырь, а волк”. Письмо заключалось так: “не даром ты называешься Булгак, – это на буллу гак”. Содержание второго письма начиналось так: “ты меня наказываешь, но на кого ты вооружаешься? не на меня, а на святого Иосафата”». «Вестник Европы», 1872 год, август, стр. 558. 135 «Записки Иосифа, митрополита Литовского», I, стр. 111; II, 56–60; «Холмская Русь», Батюшков, стр. 168, 174. 137 На похоронах митрополита Булгака присутствовали: Д. Н. Блудов, М. Н. Муравьев, Протасов и другие сановники. Похоронную процессию, во главе с епископом Василием Лужинским , встретило у Сергиевского монастыря православное духовенство. 138 В том же году Иосиф награжден орденом Владимира II-й степени, а епископ Антоний Зубко – орденом Анны I степени, Важнейшие их сподвижники из духовенства, в виду близкой развязки униатского дела, также получили разные награды. Государь прислал Иосифу через Протасова, за отличие произведенного тогда из полковников в генерал-майоры, рясу, клобук и мантию, которые Иосиф надевал с тех пор в торжественных случаях. 139 Письмо писано от 21 февраля 1838 года – «А. Сосновский», сочинение Бобровского. – «Нельзя сказать с уверенностью, что обнаруживают действия М. Бобровского в виду вопроса о православии – простую ли пассивность, слабохарактерность или философское равнодушие, говорит профессор Филевич, этот бывший профессор Иосифа Семашки, сильно ратовавший некогда о приведении унии к её первобытной чистоте и только что давший (в 1837 году) подписку на воссоединение, теперь горько жалуется на погибель унии своему другу Сосновскому, который также некогда был ревностным сторонником реформ в греко-униатской церкви, – реформ, казалось, направленных в сторону православия. Сосновские, Бобровские и Куземские (последний отстаивал унию в Холмской епархии) представляют олицетворение той странной амальгамы, какая начала вырабатываться в унии под влиянием тяжелых исторических условий. Состояние западнорусского униата было трагическое. В нем постоянно боролись две души: русская и римская. Одна тянула его к родной земле, к её родным историческим заветам, ничего общего с унией не имеющим; другая уносила его далеко от них и, выхватывая из-под ног почву, ставила над бездной». – «Варшавские Университетские известия», 1891 год, книга 7, стр. 27–30.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Чем больше заинтересовывался Цесаревич бойким движением тогдашней периодической литературы, тем живее обнаруживалось в нем желание составить себе ясное и точное понятие о ее главнейших деятелях, об отличительных качествах каждого из них, о нраве и обычаях и вообще о той обстановке, в которой они живут и действуют. На первом плане были для него не нумер журнала, не газетный лист, а живые люди, которые их сочиняют и печатают для распространения в публике своих убеждений, мечтаний и разных доктрин. Чтобы удовлетворить такому разумному желанию, я должен был входить в биографические подробности о журналистах и их сотрудниках, прозаиках, поэтах и критиках не только новейшего времени, но и прежних годов – поскольку это находил нужным и полезным. Я рассказывал о журнальных партиях в их междоусобной борьбе, об ожесточенной вражде, с какою критика встречала произведения наших великих писателей – Карамзина, Пушкина, Гоголя; говорил о западниках и славянофилах, о «Библиотеке для Чтения» и о пресловутом бароне Брамбеусе, о «Северной Пчеле» Булгарина и Греча, о «Москвитянине» Погодина и о критических статьях Шевырева, об «Отечественных Записках» Краевского, и о Белинском, о «Современнике» Панаева, и о Некрасове, Добролюбове и о многих других. В эти досужие вечера много говорилось всякой всячины, но о чем именно и как, все это представляется мне теперь смутно, отрывочно и перепутано, может быть, потому что внимание мое было больше сосредоточено на собеседнике, нежели на предметах разговора. Впрочем, из немногого, что удержалось в моей памяти, передам вам кое-что. Однажды зашла у нас речь о старинных деревянных постройках, которых теперь уже так мало осталось в нашем отечестве, и о важном их значении для определения характеристических особенностей вполне русского архитектурного стиля. По этому случаю Цесаревич рассказал мне один любопытный факт из истории нашей областной администрации, который сообщил ему граф Блудов или кто другой из членов государственного совета. Лет за двадцать назад, во времена императора Николая Павловича, для предохранения святыни Божьих храмов от опустошительных пожаров было предписано упразднить и сломать в селах деревянные церкви, а взамен их соорудить каменные.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Он твердо держался при этом правила, которое сам указал в виде заключительного наставления слушателям той своей проповеди 1849 года, слова коей мы недавно привели. «Да ревнуем и мы, – дает это наставление нам святитель-вития прямо вслед за приведенными словами сравнения Императора Николая с Константином Великим , – каждый в своем круге действования, чтобы обязанности служить Царю земному и служить Царю небесному, быть верным подданным и истинным христианином, составляли для нас одну нераздельную обязанность, один непрерывный подвиг всей нашей жизни. Аминь» 155 . 6 Римско-католическая коллегия доселе умела действовать так, что русское правительство было почти в полном неведении об истинном положении западно-русских униатов. 7 Записки Иосифа, м. Литовского, издан. Академией Наук. Т. I, стр. 31 и дал. Спб. 1883. Здесь же можно читать и текст этой Записки, основные пункты которой изложены между прочим и в изданной к юбилею воссоединения брошюре И. А. Чистовича : Обзор событий воссоединения в царствование Императора Николая I-ro, стр. 5–6 Спб. 1889. 10 Базилианские монастыри, составившиеся из униатского монашества, поступившего таким образом с именем базилиан в число римских монашеских орденов, изъятые доселе из ведения епархиальных архиереев, были одними из главнейших центров действования иезуитско-латинской и польской пропаганды, направленного к совращению униатов и православных в латинство. 13 Между прочим, вместо Шишкова, на пост главноуправляющего духовными делами иностранных исповеданий в 1828 году назначен был и принимал в деле воссоединения униатов большое участие товарищ министра просвещения Д. Н. Блудов (впоследствии граф), 25-летие со дня кончины которого (19 февр. 1864 г.) истекло в нынешнем году. 14 Сочинение это Филаретом написано было еще в 1815 году по поводу совращения в римский католицизм племянника князя А. Н. Голицына. Оно потом многократно издавалось. 15 Зап. Иос. I, 65; см. прилож. 22, стр. 545 и дал. Здесь же (на стр. 65–66) объясняется и секрет, соблюденный относительно перевода Разговоров, напечатанного, по указанию Иосифа, с именем тогдашнего инспектора С.-Петербургской духовной Академии, впоследствии знаменитого архиепископа Херсонского Иннокентия (Борисова , дабы устранить до времени всякий повод к подозрению участия Иосифа в этом деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010